Научная статья на тему 'Отечественная историография политики сша в отношении Саудовской Аравии (90-е гг. XX начало XXI вв. )'

Отечественная историография политики сша в отношении Саудовской Аравии (90-е гг. XX начало XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
842
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / A HISTORIOGRAPHY / FOREIGN POLICY OF THE USA / SAUDI ARABIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суворова Виктория Валерьевна

Отражена ближневосточная политика США и место в ней Саудовской Аравии в работах российских исследователей с 1991г., акцентируется внимание на статьях, в которых рассмотрено военно-политическое сотрудничество двух стран, экономическое партнерство и антитеррористическое направление взаимодействия США и Королевства Саудовская Аравия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National historiography of the USA policy concerning Saudi Arabia (1990s -beginning of the 21st century)

The paper shows how the Russian researchers reflect a Near-Eastern policy of the USA concerning Saudi Arabia since 1991. Attention is focused on articles which examine military-political cooperation of two countries, economic partnership and an antiterrorist interaction of the USA and the Kingdom of Saudi Arabia.

Текст научной работы на тему «Отечественная историография политики сша в отношении Саудовской Аравии (90-е гг. XX начало XXI вв. )»

УДК 930 (091) ББК 63.1 (2) 64 С 89

В.В.Суворова,

аспирантка кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета,

тел. 8 906 438 48 05, E-mail: victoriasuvorova@mail.ru

Отечественная историография политики США в отношении Саудовской Аравии (90-е гг. XX - начало XXI вв.).

(Рецензирована)

Аннотация. Отражена ближневосточная политика США и место в ней Саудовской Аравии в работах российских исследователей с 1991г., акцентируется внимание на статьях, в которых рассмотрено военно-политическое сотрудничество двух стран, экономическое партнерство и антитеррористическое направление взаимодействия США и Королевства Саудовская Аравия.

Ключевые слова: историография, внешняя политика США, Саудовская Аравия.

V.V. Suvorova,

Post-graduate student of General History Department of Adyghe State University. Ph.:

8 906 438 48 05, E-mail: victoriasuvorova@mail.ru

National historiography of the USA policy concerning Saudi Arabia (1990s -beginning of the 21st century)

Abstract. The paper shows how the Russian researchers reflect a Near-Eastern policy of the USA concerning Saudi Arabia since 1991. Attention is focused on articles which examine militarypolitical cooperation of two countries, economic partnership and an antiterrorist interaction of the USA and the Kingdom of Saudi Arabia.

Keywords: a historiography, foreign policy of the USA, Saudi Arabia.

Ближний Восток постоянно находится под пристальным вниманием мировой общественности. В последнее время в регионе разворачиваются события, за которыми, волей неволей, следят даже те, кто далек от истории и политики. С экранов не сходят сводки о событиях в Ливии, Египте, Тунисе, Сирии, Йемене.

Ближний Восток - зона стратегических интересов многих западных держав, но бесспорное лидерство в регионе удерживают США. Основным стратегическим и экономическим партнером Соединенных Штатов в регионе является Королевство Саудовская Аравия (КСА). Королевство не только богатейшая страна в регионе, обладающая крупнейшими в мире запасами нефти, но и занимает выгодное геополитическое положение. Кроме этого, на территории страны располагаются главные святыни ислама - Мекка и Медина. Таким образом, Саудовская Аравия претендует на роль лидера на Ближнем Востоке и во всем исламском мире в целом.

Взаимоотношения двух стран, развивающихся по абсолютно разному пути, вызывают множество дискуссий. По данной проблеме написано немало работ зарубежных востоковедов и арабистов, но значительный вклад внесли и российские исследователи. Целью данной статьи является анализ взаимоотношений США и КСА в работах отечественных исследователей с 1991 г.

Отношения Соединенных Штатов Америки и Саудовской Аравии носят разносторонний характер, но изучив некоторый массив исследовательских работ, можно

сделать вывод о том, что сотрудничество двух стран проходит в основном по таким направлениям, как экономическое и военно-политическое. Отдельным элементом взаимоотношений является совместная деятельность по борьбе с международным терроризмом. Именно на эти моменты мы обратим особое внимание при рассмотрении отечественной историографии по данной проблеме.

В сфере американо-саудовских исследований работали известные отечественные востоковеды-арабисты, среди которых следует отметить Г.Г.Косача, Е.С.Мелкумян, Е.А.Степанову, А.О.Филоника, А.И.Яковлева. В их работах, так или иначе, затрагиваются проблемы саудовско-американских взаимоотношений.

Наиболее обстоятельным российским комплексным исследованием по истории королевства является монография А.М. Васильева «История Саудовской Аравии» [1]. Также хочется выделить работу УЗ. Шарипова [2], раскрывающую причины вовлечения стран Запада и, прежде всего, США в обеспечение безопасности Королевства Саудовская Аравия. В книге И.А.Александрова дается углубленный системный анализ внешней политики «аравийской шестерки» [3]. Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Большое значение имеет и работа В.И. Зайчикова, посвященная взаимоотношениям Саудовской Аравии и США в 1980-2006 гг. [4].

О том, что зона Персидского залива в целом и Саудовская Аравия, в частности, находятся в сфере жизненно важных американских стратегических интересов, пишет Е.А.Степанова [5]. С начала 80-х гг. политика США в заливе последовательно развивалась в направлении дальнейшего усиления американского военного присутствия в регионе. В целом статья посвящена деятельности по урегулированию региональных конфликтов, которая была признана приоритетным направлением стратегии США с 90-х гг.

Интересной, на наш взгляд, является статья Г.И.Мирского, в которой исследователь пишет о политике США на Ближнем Востоке [6]. По его мнению, значение ближневосточного региона в США всегда несколько преувеличивалось. Но в действительности более 40 лет именно эта часть мира была важнейшей ареной конфронтации сверхдержав в рамках холодной войны. Теперь же, после распада СССР, ситуация поменялась. Очевидно, что для США Ближний Восток наиболее важный в стратегическом отношении район земного шара и здесь они намерены проводить имперскую политику (с применением силы, если это потребуется). Но оставаться здесь постоянно, у Соединенных Штатов планов нет. Г.И. Мирский считает, что задача США в регионе -поддержание сил умеренности, реализма и компромисса.

Проблеме безопасности в заливе и влиянию ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) на ситуацию в регионе посвящены статьи Е.С. Мелкумян. В одной из них она говорит о том, что США готовы взять на себя ответственность за сохранение региональной стабильности [7]. В другом исследовании автор затрагивает отношения США и Саудовской Аравии после нанесения ударов по Ираку Соединенными Штатами в 2003 г.[8]. Таким образом, Е.С. Мелкумян приходит к выводу, что арабские государства - члены ССАГПЗ (и Саудовское королевство, как один из лидеров Совета) всячески стремятся поддерживать стабильность в регионе, и в то же время избежать осложнения отношений как с западными союзниками, так и с арабскими и мусульманскими государствами.

Активный интерес к проблеме саудовско-американских отношений проявлял А.Яковлев, результатом чего явились несколько его статей. В одной из них представлены экономические показатели Саудовской Аравии за последнее десятилетие ХХ в., по данным отчетов МБРР, что представляет особый интерес при рассмотрении экономической политики государства и место в ней иностранных инвестиций [9]. В других своих исследованиях

А.Яковлев уделяет основное внимание внутренней жизни королевства, но и затрагивает вопросы взаимодействия с США во время войны в заливе в 1990-1991 гг., а также после 11 сентября 2001 г., вследствие чего ухудшилось отношение американцев к Саудовской Аравии. Саудовские власти осознают необходимость сотрудничества с Западом, отмечает А. Яковлев,

но многие саудовцы видят в Соединенных Штатах не столько союзника, сколько врага, пытающегося установить свою гегемонию [10].

Несколько статей В.П. Юрченко посвящены военно-политическому взаимодействию королевства и Соединенных Штатов [11]. Автор приводит сведения о стоимости саудовских военных заказов США в разные годы, давая тем самым оценку масштабу сотрудничества в военно-технической сфере. Ссылаясь на его данные можно проследить изменение взаимоотношений, на которые влияли многие факторы (падение цен на нефть, увеличение КСА вложений в развитие собственной инфраструктуры). В результате с 2000-х гг. стоимость военных контрактов с США была уменьшена, но это, как утверждает автор, не повлияло на использование американцами саудовских военных баз.

В другой статье В.П. Юрченко, опираясь на статью «Основы системы власти» [12], делает подробный обзор военной доктрины КСА, из которого следует, что США последние 40 лет остаются основным партнером Саудовской Аравии в военно-технической сфере. 80% оружия в КСА американского производства, специалисты из Соединенных Штатов обслуживают военную технику, оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров. После событий 1990-1991 гг. в КСА на постоянной основе находятся контингенты ВС США, Великобритании, Франции. В.П.Юрченко приходит к выводу, что в королевстве вооруженные силы являются одним из наиболее современных институтов государства и важным элементом модернизации общества. Но, в то же время, ВС КСА не смогут самостоятельно обеспечить защиту своей территории от посягательств со стороны более сильных противников, что обуславливает долгосрочную зависимость королевства от иностранной военной помощи, прежде всего со стороны США.

Большое количество работ отечественных исследователей посвящено взаимоотношениям США и КСА по вопросу борьбы с международным терроризмом. О серьезных осложнениях в отношениях КСА и США в одной из своих статей говорит В.П. Юрченко [13]. Эти осложнения явились следствием событий 11 сентября 2001г. Автор приводит две точки зрения на дальнейшее развитие отношений между двумя государствами. Многие полагают, что США не смогут подорвать финансовую базу международного терроризма, если будут опять уклоняться от конфронтации с Саудовской Аравией. И высказали пожелание усилить американское давление на Эр-Рияд, используя финансовые и политические средства, но, не прибегая к силовым методам. Другие же считают, что КСА является не союзником, а противником Соединенных Штатов, и в качестве «экстренного варианта» должен быть предусмотрен ввод войск на территорию королевства, в частности в район Эль-Хаса (нефтедобывающий район на побережье Персидского залива). В.П. Юрченко также упоминает о сокращении саудовских деловых проектов в США. В тоже время в Вашингтоне пришли к заключению о ключевой роли КСА для политики в регионе. В итоге

В.Юрченко приходит к выводу, что в основе саудовско-американских отношений лежит широкий комплекс взаимных интересов. Стороны нуждаются друг в друге, и данное положение сохранится еще в течение длительного периода.

В 2003 г. в газете «НГ -Религия» была опубликована статья исламоведа и востоковеда А.А. Игнатенко, в которой заостряется внимание на проблеме международного терроризма и отношение к этому явлению саудовского государства и общества. В ответ на это М.Ражбадинов пишет статью, в которой подвергает критическому анализу некоторые доводы А.Игнатенко [14]. В частности, в отличие от А.Игнатенко, М.Ражбадинов считает, что размещение американского военного контингента в королевстве после 1991 г. стало причиной роста не антимонархических, а антиамериканских настроений среди религиозных авторитетов страны. Также и участие 15 саудовцев в терактах 11 сентября 2001г. вызывает все больше вопросов, так как 7 из них до сих пор живут полноценной жизнью в королевстве. Тогда как А.А.Игнатенко утверждает, что именно через этих 15 человек Саудовская Аравия связана с «Аль-Каидой». В целом, М.Ражбадинов приходит к мнению, что различные исламские группы исповедуют идеологию антиамериканизма. Эти группы не состоят целиком из саудовцев, а потенциалом для проведения крупных террористических актов

располагают исламские группы, расположенные в Великобритании, Германии и других странах. Таким образом, борьба с международным терроризмом ни в коем случае не означает борьбы с Саудовским королевством, а антитеррористическая деятельность является еще одним фактором взаимоотношений между КСА и США.

Е.Я.Сатановский в своей статье называет Саудовскую Аравию штабом международного исламского терроризма и в то же время королевство остается основным стратегическим и экономическим партнером Соединенных Штатов и «пользуется всеми благами привилегированного союзника великой державы» [15].

В 2002 г. выходит совместная статья Г.Г. Косача и Е.С. Мелкумян по данной проблеме в сборнике «Ближний Восток и современность» [16]. Опираясь на работы арабских авторов, а также документы ОИК, ЛАГ, ССАГПЗ и речи государственных деятелей Саудовской Аравии и США, исследователи показали эволюцию внешней политики КСА по отношению к исламскому миру и западным странам, а именно к США. Отдельное внимание уделено сотрудничеству Соединенных Штатов и королевства в борьбе с международным терроризмом. Это взаимодействие не ограничивалось только лишь информационным обменом, но и включало в себя существенный экономический и политический аспект. Приводятся аргументы в пользу того, что сотрудничество КСА и США не основаны лишь на нефти, это только часть вопроса, в то время как Саудовская Аравия сама выбирает внешнеполитических союзников, а отношения между странами возникли раньше, чем были открыты месторождения нефти. Авторы отмечают, что одним из самых серьезных направлений дискуссии между КСА и США после событий 11 сентября 2001 г. стала проблема Палестины и Ирака.

Особое внимание хотелось бы обратить на научный сборник, опубликованный Институтом изучения Израиля и Ближнего Востока в 2003 г. «Саудовская Аравия: эволюция режима и пределы возможного в политическом развитии» [17], в который вошел ряд статей отечественных исследователей. Сборник составлен из материалов, подготовленных для «круглого стола» по Саудовской Аравии и американской политике в отношении королевства, который прошел в июне 2003г.

Интерес представляет статья В.Пашкова «США - Саудовская Аравия: сценарий будущих отношений», где автор пишет о том, что саудовско-американские отношения переживают не самый лучший период после сентября 2001 г. Это проявляется и в экономическом и военном направлении сотрудничества. В. Пашков отмечает падение товарооборота между странами до рекордно низкого уровня (с октября 2001 г. из коммерческих структур США изъято саудовских капиталов на сумму более 200 млрд. дол.). В свою очередь А.И. Яковлев утверждает, что, несмотря на этот факт, саудовских инвестиций в США остается в два-три раза больше, а некоторые предприниматели увеличивают свои вложения на американском рынке. А.И. Яковлев приводит и объективные причины, почему Соединенные штаты не начнут войну против КСА, одной из которых является усиление экономического сотрудничества, в том числе в военной сфере. В то же время осложнение взаимоотношений между двумя странами, по мнению А.И.Яковлева, вызывает антиамериканские настроения большинства населения, которое отражается и на экономическом сотрудничестве (в частности, примером является стихийный бойкот американских товаров, начавшийся осенью 2002г.).

В своей статье В.Пашков также говорит о военно-политическом партнерстве КСА и Соединенных Штатов. Он считает, что с оккупацией Ирака и перебазированием центра американского военного присутствия в Персидском заливе в Катар значимость Саудовской Аравии в стратегических расчетах США уменьшилась. Традиционно же королевство выступало проводником американской внешней политики в регионе. В итоге, В. Пашков приходит к выводу, что главным направлением политики США в регионе остается все же Ирак и ближневосточное урегулирование, в его палестино-израильском направлении.

В целом, все исследователи приходят к выводу, что Вашингтон отводит королевству особое место в деле укрепления своих политических, экономических и военных позиций на

Ближнем Востоке. Саудовская Аравия является тем государством, которое определяет региональную ситуацию и претендует на роль «центра силы» на Ближнем Востоке, хотя и достаточно уязвимого с военной точки зрения, как показали события 1990-1991 гг. в Кувейте. Взаимодействие с США, конечно, вопрос неоднозначный, с одной стороны Соединенные Штаты выступают антиподом арабского дела, с другой - являются гарантом национальной безопасности Саудовской Аравии.

Одним из важных элементов взаимоотношений двух стран является нефтяной фактор. В 2003 г. выходит совместная монография Г.Г.Косача и Е.С.Мелкумян «Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия решений» [18]. Данная работа посвящена исследованию блока вопросов, имеющих существенное значение для понимания основ внешней политики Саудовской Аравии и ее реализации на глобальном и региональном уровнях.

Авторы считают, что королевство связывают с США особые отношения, которые основываются на совпадении интересов в области нефти и в вопросе обеспечения региональной безопасности. Эти отношения носят характер стратегического партнерства и имеют долговременный характер.

Монография представляет особую ценность еще и в виду источников, использовавшихся при ее написании. Прежде всего, авторы опирались на саудовские источники и работы саудовских исследователей, так как важно получить точное представление о том, как саудовская политическая элита и научная общественность видят цели и конкретные задачи внешней политики.

Монография состоит из четырех глав. Наибольший интерес для нас представляет первая глава, в которой есть раздел об отношениях Запада и КСА, а также глава IV, где речь идет о внешней политике и глобальных проблемах, в числе которых проблема международного терроризма.

В целом, проанализировав достаточное количество источников, авторы приходят к выводу, что отношения Саудовской Аравии с западными странами определяются их взаимной заинтересованностью в укреплении экономических связей, а также политическим сотрудничеством с целью обеспечения региональной безопасности. Соединенные Штаты являются основным союзником КСА в западном мире. Уровень их отношений определяется прежде всем тем, что королевство является основным поставщиком нефти на американский рынок, а также финансовым сотрудничеством, но главное тем, что Саудовская Аравия осознает особое место, занимаемое США в мире и на этой основе пытается сглаживать противоречия и расхождения во взглядах.

К вопросу о ближневосточной политике США обращается председатель комитета по международным делам Совета Федерации РФ М.В.Маргелов. В своей статье он опровергает мнение о том, что топливно-энергетический комплекс, как и другие «традиционные» отрасли экономики потеряли свое экономическое и политическое значение, утверждая, что нефтяной фактор остается важнейшим инструментом политики [19]. Ближневосточная нефть является важнейшим аргументом мировой гегемонии США, а контроль над странами Персидского залива приносит крупный геостратегический выигрыш в сдерживании исламского мира, в поддержке Израиля, во влиянии на события в Центральной Азии и на Кавказе, в сдерживании Турции и Саудовской Аравии. США осуществляют контроль над ресурсами и их транзитом.

Некоторые данные об экономическом и военно-политическом сотрудничестве Саудовской Аравии и США приводят такие исследователи как Г. Гукасян и А. Филоник. В совместной статье [20] они рассматривают деятельность ССАГПЗ, в котором на лидирующие позиции претендует КСА, обладая наибольшим экономическим и военным потенциалом среди союзной «шестерки» [21]. Авторы считают, что диалог между Советом и США, начавшийся в 1985 г., проходит периодически в рамках межправительственных контактов. Сотрудничество в экономической и оборонной сферах взаимовыгодно для обеих сторон. США - основной экспортер нефти из стран ССАГПЗ, в то время как из Америки поступают

вооружение, оборудование, продовольствие.

В монографии, посвященной Саудовской Аравии, Г.Г.Косач, опираясь на тронную речь короля Абдаллы бен Абдель Азиза, раскрывает суть нового курса внешней политики, которую намерена проводить КСА [22]. Уделяя внимание, в основном, арабо-израильскому конфликту, автор говорит и о все большей диверсификации саудовской внешнеполитической деятельности. Конечно, стратегическое партнерство королевства с США остается неотрицаемой реальностью. Хотя впредь КСА предполагает расширение отношений на Восток.

0 визите президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию в 2009 г. пишет Г.Г. Косач [23]. В той или иной степени проблемы внешней политики США и роли в ней Саудовской Аравии посвящены работы Т.А.Шаклеиной [24], А.Богатурова [25], А.Мальгина [26], А.И.Уткина [27], П.Т.Подлесного [28], А.С.Засыпкина [29], В.Кременюка [30], А.Бакланова [31], Б.Г.Сейраняна [32].

Работ по интересующей нас проблеме не так много. Основной материал представлен исследованиями Института изучения Израиля и Ближнего Востока. В целом серьезных монографий по проблеме практически нет. Отечественные историки-востоковеды начала 90-х гг. проблему взаимоотношений между КСА и США затрагивали очень редко. После трагедии 11 сентября 2001 г. на отношения двух стран обратили больше внимание. Существуют некоторые пробелы в исследовании вопроса ближневосточной политики США и роли в ней Саудовской Аравии. Все работы далеки от того, чтобы детально и комплексно исследовать проблему.

Примечания:

1 .Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1999. 671 с.

2. Шарипов УЗ. Международные отношения в регионе Персидского залива и роль нефтяного фактора (Запад и страны региона): автореф. дис. ... д-ра полит, наук. М., 1999.

3. Александров И.А. Монархии Персидского залива: этапы модернизации. М., 2000.

4. Зайчиков В.И. Отношения между королевством Саудовская Аравия и США в контексте региональных и международных процессов (1980-2006 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 167 с.

5. Степанова Е.А. Влияние войны в Персидском заливе 1991 г. на формирование современной американской модели регулирования региональных конфликтов // Вестник МГУ Сер. 8. 1998. № 3. С. 36-56.

6. Мирский Г.И. Ближний Восток и политика США // США: экономика. Политика. Идеология. 1998. № 3. С. 30-43.

7. Мелкумян Е.С. Персидский залив: региональный баланс сил // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 85-91.

8. Мелкумян Е.С. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и международная антитеррористическая кампания // Ближний Восток и современность: сб. ст. М., 2003. Вып. 18. С. 267-277.

9. Яковлев А. Аравийские монархии на пороге эпохи глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 72-75.

10. Яковлев А. Модернизация по-саудовски // Азия и Африка сегодня. 2002. № 4. С. 33.

11. Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец ХХ - начало XXI вв.) // Ближний Восток и современность: сб. ст. М., 2003. Вып. 18. С. 246.

12. Документ, введенный королевским указом в марте 1992 г., в котором прописаны основы государственного устройства королевства, базирующиеся на положениях исламского законодательства. Своего рода конституция.

13. Юрченко В.П. Американо-саудовские отношения: испытание на прочность // Россия и США на Ближнем Востоке: аналитические записки. М., 2004. С. 47-53.

14. Ражбадинов М. Партнеры или враги?: Саудовская Аравия и 11 сентября // Азия и

Африка сегодня. 2003. № 11. С. 23-28.

15. Сатановский Е.Я. Саудовская Аравия - проблема №... // Саудовская Аравия: эволюция режима и пределы возможного в политическом развитии. М., 2003. С. 3.

16. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Саудовская внешняя политика: вопрос о национальной интерпретации курса страны // Ближний Восток и современность: сб. ст. М., 2002. Вып. 16.

С. 67-114

17. Саудовская Аравия: эволюция режима и пределы возможного в политическом развитии / отв. ред. А.О. Филоник. М., 2003. 103 с.

18. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия решения. М., 2003. 236 с.

19. Маргелов М.В. Нефтяной фактор мировой политики // США. Канада: экономика. Политика. Культура. 2004. № 8. С. 68-77.

20. Гукасян Г., Филоник А. Аравийская интеграция // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 80-90.

21. В совет сотрудничества входят шесть арабских государств: Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт и Оман

22. Косач Г.Г. Саудовское государство и саудовская внешняя политика: меняющийся феномен? // Ближний Восток и современность: сб. ст. М., 2007. Вып. 33. С. 208-245.

23. ^сач Г.Г. О визите президента США Б.Обамы в Саудовскую Аравию. URL: http:// www.iimes.ru/rus/stat/2009/05-06-09a.htm.

24. Шаклеина Т.А. Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии // США. Канада: экономика. Политика. Культура. 2002. № 10. С. 3-15.

25. Богатуров А. «Стратегия разравнивания» в международных отношениях и

внешней политике США // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 2. С. 20-29.

26. Мальгин А. Новая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке // Международная жизнь. 2000. № 10. С. 80-86.

27. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI в. // США. Канада: экономика. Политика. Культура. 1999. № 7. С. 17-28.

28. Подлесный П.Т. Американские ученые о внешнеполитической стратегии

президента Дж. Буша // США. Канада: экономика. Политика. Культура. 2003. № 4. С. 91-97.

29. Засыпкин А.С. Безопасность в Персидском заливе // Международная жизнь. 2009. № 1. С. 3-11.

30. Кременюк В. Внешняя политика США в год президентских выборов //

Международная жизнь. 2008. № 7. С. 3-16.

31. Бакланов А. Саудовский разворот // Международная жизнь. 2004. № 9. С. 84.92.

32. Сейранян Б.Г. О саудовско-американских отношениях // Ближний Восток и

современность. М., 2004. Вып. 21. С. 141-149.

References:

1. Vasiljev A.M. The history of Saudi Arabia. М., 1999. 671 pp.

2. Sharipov U.Z. The international relations in the Persian Gulf region and the oil factor role (the West and the countries of the region): Dissertation abstract for the Doctor of Political sciences degree. М., 1999.

3. Alexanderov I.A. The monarchies of the Persian Gulf: modernization stages. М., 2000.

4. Zaichikov V.I. The relations between the kingdom of Saudi Arabia and the USA in the context of regional and international processes (1980-2006): Dissertation abstract for the Candidate of historical sciences degree. М., 2006. 167 pp.

5. Stepanova E.A. The influence of war of 1991 in the Persian Gulf on the formation of the modern American model of regional conflicts regulation // The MSU Bulletin. Series 8. 1998. № 3. P. 36-56.

6. Mirsky G.I. The Middle East and the USA policy // The USA: economy. Policy. Ideology. 1998. № 3. P. 30-43.

7. Melkumyan E.S. The Persian Gulf: the regional balance of forces // World economy and international relations. 2000. № 9. P. 85-91.

8. Melkumyan E.S. The cooperation council of the Arabian states of the Persian Gulf and the international antiterrorist campaign // The Middle East and the present: col. of articles. M., 2003. Issue 18. P. 267-277.

9. Yakovlev A. The Arabian monarchies on the threshold of globalization epoch // World economy and international relations. 2002. № 5. P. 72-75.

10. Yakovlev A. Modernizatsion in the Saudi manner // Asia and Africa today. 2002. № 4. P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33.

11. Yurchenko VP. The military and technical cooperation of the USA with the Arabian countries (the end of the XX - the beginning of the XXI centuries) // The Middle East and the present: col. of articles. M., 2003. Issue 18. P. 246.

12. The document introduced by the royal decree in March, 1992 in which the foundations of the kingdom’s state system, which are based on the regulations of the Islamic legislation, are described in detail. It is some kind of the constitution.

13. Yurchenko V.P. The American-Saudi relations: durability test // Russia and the USA in the Middle East: analytical notes. M., 2004. P. 47-53.

14. Razhbadinov M. Partners or enemies?: Saudi Arabia and September, 11th // Asia and Africa today. 2003. № 11. P. 23-28.

15. Satanovsky E.Ya. Saudi Arabia - problem № ...// Saudi Arabia: regime evolution and possibility limits in political development. M., 2003. P. 3.

16. Kosach G.G., Melkumyan E.S. Saudi foreign policy: a problem of national interpretation of the country course // The Middle East and the present: col. of articles. M., 2002. Issue 16. P. 67-114

17. Saudi Arabia: regime evolution and possibility limits in political development / ed. by A.O. Filonik. M., 2003. 103 pp.

18. Kosach G.G., Melkumyan E.S. The foreign policy of Saudi Arabia. Priorities, directions, process of decision-making. M., 2003. 236 pp.

19. Margelov M.V The oil factor of world politics // The USA. Canada: economy. Policy. Culture. 2004. № 8. p. 68-77.

20. Gukasyan G., Filonik A. The Arabian integration // World economy and international relations. 2004. № 2. P. 80-90.

21. Cooperation Council includes six Arabian states: Saudi Arabia, the United Arab Emirates, Bahrain, Qatar, Kuwait and Oman.

22. Kosach G.G. The Saudi state and the Saudi foreign policy: is it a changing phenomenon?

// The Middle East and the present: col. of articles. M., 2007. Issue 33. P. 208-245.

23. Kosach G.G. On the visit of the US President B. Obama to Saudi Arabia. URL: http:// www.iimes.ru/rus/stat/2009/05-06-09a.htm.

24. Shakleina T.A. The foreign-policy discussions in the USA: the search of global strategy // The USA. Canada: economy. Policy. Culture. 2002. № 10. P. 3-15.

25. Bogaturov A. «The leveling strategy» in international relations and in the foreign policy

of the USA // World economy and international relations. 2000. № 2. P. 20-29.

26. Malygin A. A new situation in the Near East and in the Middle East // International life.

2000. № 10. P. 80-86.

27. Utkin A.I. The American strategy for the XXI century // The USA. Canada: economy. Policy. Culture. 1999. № 7. P. 17-28.

28. Podlesny P.T. The American scientists about the foreign-policy strategy of President G. Bush // The USA. Canada: economy. Policy. Culture. 2003. № 4. P. 91-97.

29. Zasypkin A.S. The security in the Persian Gulf // Internatonal life. 2009. № 1. P. 3-11.

30. Kremenyuk V. The foreign politicy of the USA in the year of presidential elections //

International life. 2008. № 7. P. 3-16.

31. Baklanov A. The Saudi turn // International life. 2004. № 9. P. 84,92.

32. Seiranyan B.G. On the Saudi-American relations // The Middle East and the present. M., 2004. Issue 21. P. 141-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.