Научная статья на тему 'Сотрудничество США и королевства саудовская Аравия по борьбе с международным терроризмом (1991 г. – нач. ХХI В. )'

Сотрудничество США и королевства саудовская Аравия по борьбе с международным терроризмом (1991 г. – нач. ХХI В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
747
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / АМЕРИКАНО-САУДОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / US – SAUDI COOPERATION / GLOBAL TERRORISM / ISLAMIC FUNDAMENTALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суворова Виктория Валерьевна

Статья посвящена отношениям США и Королевства Саудовская Аравия в сфере борьбы с международным терроризмом с 1991 г. по нынешнее время. Акцентируется внимание на борьбе с финансированием терроризма, введении новых правил функционирования благотворительных организаций и других мерах по сдерживанию глобального терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USA AND THE KINGDOM OF SAUDI ARABIA COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST GLOBAL TERRORISM (1990 – early 21 st CENTURY)

The paper considers the relations between the USA and the Kingdom of Saudi Arabia in the sphere of combating global terrorism since 1991 up to the present time. The attention is focused on the combat against terrorist financing putting into operation the new rules of for charitable organizations and other measures against international terrorism.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество США и королевства саудовская Аравия по борьбе с международным терроризмом (1991 г. – нач. ХХI В. )»

УДК 327

Суворова Виктория Валерьевна

аспирантка кафедры всеобщей истории Адыгейского Государственного Университета editor@hist-edu.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО США И КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ (1991 г. - нач. ХХ! в.)

Статья посвящена отношениям США и Королевства Саудовская Аравия в сфере борьбы с международным терроризмом с 1991 г. по нынешнее время. Акцентируется внимание на борьбе с финансированием терроризма, введении новых правил функционирования благотворительных организаций и других мерах по сдерживанию глобального терроризма.

Ключевые слова: международный терроризм, американо-саудовское сотрудничество, исламский фундаментализм.

Suvorova Viktoriya Valeryevna

Postgraduate Student of the Department of General History of Adyghe State University editor@hist-edu.ru

THE USA AND THE KINGDOM OF SAUDI ARABIA COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST GLOBAL TERRORISM (1990 -EARLY 21st CENTURY)

The paper considers the relations between the USA and the Kingdom of Saudi Arabia in the sphere of combating global terrorism since 1991 up to the present time. The attention is focused on the combat against terrorist financing putting into operation the new rules of for charitable organizations and other measures against international terrorism.

Key words: global terrorism, US - Saudi cooperation, Islamic fundamentalism.

Мало кто в реалиях сегодняшнего времени не говорит о таком явлении, как терроризм. Терроризм - одна из глобальных проблем современности, с которой столкнулось едва ли не каждое государство в мире. С 1990-х гг. средства массовой информации стали говорить о новой угрозе -исламском фундаментализме (радикализме, экстремизме). Со временем эта угроза росла и приобрела характер всемирного бедствия, уносящего жизни тысяч мирных граждан. Большинство людей в мире ассоциируют эту угрозу с Ближним Востоком, а в западном обществе сложились стереотипы, что все арабы (редко кто отличает иранца от египтянина, иракца от саудовца и т.д.) -террористы, а главной идеологической основой для экстремизма служит ислам. В свою очередь обе стороны и Запад, и умеренные силы в арабском мире сталкиваются с реальной проблемой борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Никто не в силах одержать эту победу самостоятельно. Для победы над терроризмом необходимо сотрудничество всего мирового сообщества. Лидером антитеррористической борьбы являются Соединенные Штаты Америки. В статье мы подробнее остановимся на контртеррористическом сотрудничестве США и одного из лидеров арабского мира и центра ислама - Королевства Саудовская Аравия (КСА).

Саудовская Аравия является важнейшим американским партнером и принимает серьезные шаги по сдерживанию глобального терроризма. Но антитеррористические усилия королевства не всегда были однозначны и с течением времени взгляды КСА на терроризм претерпевали изменения. Проблема борьбы с терроризмом обострилась после войны в Персидском заливе 1991 г. Коалиционные войска стран Запада из Саудовской Аравии были выведены в конце 1991 г., но в стране оставалось около 6 тыс. американских военных. Их пребывание на территории двух мусульманских святынь было вопиющим нарушением догматов ислама. В 1995-1996 гг. на территории королевства произошли первые теракты против американских граждан. Саудовские власти осудили эти акты террора, но многие известные саудовцы заявили о своем недовольстве присутствием американцев на саудовской земле. Основными факторами, стимулирующими рост активности исламизма в 1990-е гг. стала сложная социально-экономическая и демографическая ситуация в Саудовской Аравии, сохранение западного присутствия, отход династии Саудидов от ваххабитского аскетизма, растущее недовольство аравийцев чрезмерными привилегиями королевской семьи, а также рост религиозности населения [1]. В 1996 г. КСА и Соединенные Штаты создали совместный антитеррористический комитет, в который вошли представители разведки и юридических органов [2]. Стороны постоянно обмениваются информацией, планируют совместные анти-террористические мероприятия. Однако саудовское правительство не проявляло необходимой решительности в действиях против террористических группировок, находящихся на территории королевства.

Главной проблемой в борьбе с терроризмом является определение и ликвидация источников его финансирования. Длительное время видные саудовские бизнесмены и банкиры, а иногда

даже члены королевской семьи обвинялись американской общественностью в финансировании «Аль-Каиды». В докладе независимой целевой группы под эгидой Совета по международным отношениям США говорилось, что связь террористов с КСА очевидна по нескольким причинам. Во-первых, Саудовская Аравия обладает наибольшей концентрацией богатств в регионе, во-вторых, граждане и благотворительные организации королевства были основным источником средств для моджахедов (борцов против СССР в Афганистане - В.С.). Также саудовские граждане составляют наибольший процент членов «Аль-Каиды» [3, с. 3]. В свою очередь правительство КСА сочло доклад основанным на ложной и непроверенной информации. К тому же королевство было первой страной, которая подверглась террористическим атакам еще в 1970-е гг. (взрыв в главной мечети в Мекке в 1979 г.). А в 1994 г. Саудовская Аравия заморозила активы террористического лидера «Аль-Каиды» У. Бен Ладена и лишила его саудовского гражданства.

Тем не менее, королевство было проблематичным союзником США в борьбе с исламским экстремизмом. Саудовская Аравия - одно из самых консервативных обществ в мире, где отношение к Соединенным Штатам неоднозначно в силу политики США по отношению к палестиноизраильскому конфликту. Но прочным американо-саудовским связям уже более полувека. Возникали вопросы и по поводу саудовского отношения к афганскому режиму талибов. В 1999 г. в ежегодном отчете отдел по борьбе с терроризмом США обозначил режим талибов одним из спонсоров терроризма, в свою очередь КСА приостановило отношения с «Талибан», но без окончательного их разрыва [4]. Другие усилия США были сосредоточены на возможности допроса американскими следователями саудовских заключенных, связанных с террористической деятельностью. Саудовская сторона предоставила американским коллегам некоторую информацию, однако отказала им в личном допросе. Соединенные Штаты также настаивали на контроле над денежными потоками террористов и связанных с ними организаций в КСА. В июле 1999 г. для начала совместной работы по этому вопросу агенты ФБР и другие члены американской спецгруппы посетили королевство. В 2000 г. другая группа изучала возможность доступа Бен Ладена к семейным активам. Белый дом положительно оценил начало совместной работы, но других успехов Саудовская Аравия в борьбе против терроризма и его финансирования не достигла.

Самое страшное по своим масштабам террористическое нападение произошло 11 сентября 2001 г. Погибли 3 000 чел., граждане 78 стран мира. После этих трагических событий Дж. Буш заявил в своем обращении, что свобода и демократия под ударом и объявил войну терроризму. Почти все страны присоединились к борьбе с терроризмом на всех фронтах: экономическом, дипломатическом, разведывательном, правоохранительном, военном [5].

После расследования обстоятельств нападения и выяснения, что 15 из 19 нападавших были гражданами Саудовской Аравии отношения между США и королевством стали напряженными. Но саудовское правительство вновь подтвердило свою приверженность борьбе с терроризмом и положительно отреагировало на просьбы о действиях в поддержку коалиции по борьбе с «Аль-Каидой» и «Талибан». 13 сентября 2001 г. принц Абдалла бен Абдель Азиз в ходе телефонного разговора с Дж. Бушем выразил глубокие соболезнования американскому народу в связи с «акцией, осуждаемой всеми монотеистическими религиями». Верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз бен Абдалла бен Мухаммад Аль ам-Шейх осудил теракты с точки зрения шариата, заявив, что эти опасные события никак не связаны с мусульманской религией [6, с. 88]. 20 сентября саудовский министр иностранных дел Сауд аль Фейсал на встрече с Дж. Бушем в Вашингтоне подчеркнул, что террор направлен против исламского мира также, как и против США. Отсюда вытекала новая основа саудовско-американского сотрудничества - не допустить борьбы между западной и восточной цивилизациями. 26 сентября 2001 г. правительство кСа объявило о полном разрыве отношений с афганским правительством «Талибан» и присоединилось к операции «Несокрушимая свобода», проводимой США для ликвидации учебных лагерей «Аль-Каиды» в Афганистане и военных объектов талибов.

В октябре 2001 г. Саудовская Аравия объявила о согласии с резолюцией ООН № 1373, которая призывала к блокированию счетов, владельцы которых финансируют террористические группы и организации [7]. КСА ратифицировало 6 из 12 конвенций ООН по борьбе с терроризмом и подписало еще 3. Но, несмотря на заявления саудовских лидеров о своей готовности сотрудничать с США в борьбе с терроризмом и его финансированием, до 2003 г. особых действий КСА не предпринимало. После террористического нападения на комплексы, в которых проживали иностранцы в Эр-Рияде в мае 2003 г. королевство осознало, что дальнейшее промедление невозможно. Саудовская Аравия попросила ФБР прислать следственную группу в королевство для оказания помощи в разведке, сборе доказательств и расследовании нападений. Сотрудникам ФБР была предоставлена возможность лично допросить подозреваемых, включая саудовских граждан, что

ранее было невозможно.

В 2003 г. в Эр-Рияде была создана совместная американо-саудовская целевая группа с миссией по выявлению, преследованию лиц и организаций, подозреваемых в оказании финансовой поддержки террористическим группам, а также рекомендовать саудовскому правительству и органам безопасности определенные уголовные и/или нормативно-правовые санкции в целях остановить поток финансовых средств террористам и террористическим организациям [8]. Ранее осуждавшие саудовское бездействие представители казначейства США высказали свою благодарность за меры, принятые королевством. Еще в 2001 г. королевство в ответ на опубликованный правительством США перечень имен, связанных с террористической деятельностью, заморозило счета всех подозреваемых лиц. В марте 2002 г. США и КСА заблокировали счета боснийского и сомалийского отделений фонда «Аль-Харамайн», а в январе 2004 г. его счета в Кении, Танзании, Индонезии и Палестине. Фонд обвинялся в финансировании «Аль-Каиды» и других террористических организаций.

С 18 августа 2003 г. в КСА в силу вступили новые правила борьбы с отмыванием денег, под которым понимается и финансирование террористических организаций. Основным источником средств для экстремистских группировок считаются именно благотворительные организации и фонды. В рамках борьбы с отмыванием денежных средств в королевстве начали действовать правила работы таких организаций, которые запрещали денежные переводы благотворительным организациям за рубеж без согласования с саудовским правительством. Саудовские власти постоянно осуществляют мониторинг благотворительной деятельности. Все организации были обязаны гарантировать, что их структуры и финансовые средства не будут использоваться в преступных целях. А также постоянно отчитываться перед государственными структурами Саудовской Аравии о своей деятельности.

В королевстве установлены новые правила открытия банковских счетов для благотворительных организаций. Они, в частности, предполагают, что все учетные записи хранятся на едином счету для каждой организации, субсчета разрешены, но по ним ограничено получение вкладов. Для этих счетов не выдаются банковские карты. Чтобы открыть счет необходимо одобрение саудовского валютного агентства (САМА). Счет открывается только в саудовских риалах. Незарубежные переводы разрешены только двум лицам, получившим специальное разрешение совета по благотворительным организациям. Действуют правила для банков «знай своего клиента». Если банку предоставляют недостаточно информации о клиенте он вправе отказать в открытии счета.

Еще одним источником финансирования террористических групп являются неформальные традиционные методы перевода денежных средств, такие как «хавала» [9]. На территории КСА переводы пользуются большим спросом. Саудовское правительство стремится удовлетворить этот спрос и защитить системы денежных переводов от злоупотреблений со стороны преступных группировок. В 1990-х гг. было зарегистрировано около 200 случаев нелицензированных переводов со стороны 437 лиц на сумму в 9,6 млн дол. [10]. Королевство поощряет банки, которые открывают специальные денежные центры, предоставляющие услуги по переводу денежных средств -надежно, быстро, недорого. Например, услуга «быстрые наличные».

В качестве источника получения денежных средств террористические организации используют и добровольные пожертвования. «Закят» - является религиозным долгом мусульман и одним из пяти столпов ислама. Часто вклады анонимны, и проследить их конечных получателей очень сложно. Многие богатые саудовцы вносят до 2,5% своего дохода на благотворительность. Это около 3-4 млрд дол., из которых 10-20% распределяются за границей, что часто используется экстремистскими группами для финансирования своей преступной деятельности [11, с. 17]. В рамках борьбы с терроризмом и его финансированием в Саудовской Аравии был запрещен сбор благотворительных средств в мечетях и общественных местах, которые часто шли в помощь террористам и экстремистским группировкам.

В сентябре 2003 г., при поддержке государственного департамента США и отдела по борьбе с терроризмом, ФБР провело подготовку саудовских специалистов по борьбе с финансированием терроризма, которая проходила в саудовской столице и Вашингтоне и включала в себя обучение методам расследования, доказательств отмывания средств, компьютерную криминалистику. Проходившие подготовку сотрудники лично участвовали в специально разработанных сценариях, чтобы лучше вникнуть в курс дела. Помимо обучения американскими специалистами, саудовцы реализуют программы подготовки судей, правоохранительных органов, следователей по вопросам отмывания денежных средств, международных стандартов в финансовой тайне, финансирования терроризма [12].

Еще одним важным шагом в борьбе с международным терроризмом стало принятие в КСА в

2005 г. новых таможенных законов, которые регулируют движение через границу наличных, драгоценных камней и металлов. Денежные средства свыше 60 000 саудовских риалов (16 000 дол.) должны декларироваться. Эти меры были приняты для предотвращения перевоза денег курьерами через границы королевства в соседние страны, базирующимся на их территории террористическим организациям [13, с. 37]. Саудовское правительство продолжало принимать меры по усилению пограничного контроля. Устанавливались биометрические сканеры, повышен контроль над информацией о пассажирах, чтобы предотвратить возможность пересечения границ королевства лицами, подозреваемыми в террористической деятельности и их сообщниками. Для повышения бдительности населения и включения его в антитеррористическую борьбу, правительство Саудовской Аравии объявило вознаграждение в 1 млн саудовских риалов (270 000 дол.) за информацию, повлекшую за собой арест террориста, 5 млн риалов (1,4 млн дол.) за информацию о террористической ячейке, 7 млн риалов (1,9 млн дол.) за информацию, благодаря которой будет предотвращен теракт [14].

В рамках контртеррористической кампании правительство Саудовской Аравии приняло решение о созыве международной конференции по борьбе с терроризмом. Представители королевства заявили, что принять участие в работе конференции были приглашены все страны, пострадавшие от терроризма. Однако приглашение не получил Израиль, что саудовцы объяснили отсутствием дипломатических отношений между их странами. С 5 по 8 февраля 2005 г. в Эр-Рияде прошла конференция по борьбе с международным терроризмом, в которой приняли участие международные и региональные организации - ООН, Интерпол, Европейский союз, ОИК, ЛАГ, Африканский союз, ССАГПЗ, Лига исламского мира, а также 51 государство мира (в их числе США, Россия, мусульманские страны - члены СНГ, Япония, Китай, страны Евросоюза и др.) [15]. Открывая конгресс, наследный принц КСА Абдалла подчеркнул принципиальную несовместимость ислама и терроризма и призвал к борьбе с терроризмом и поддерживающими его сетями торговли оружием, наркотрафика и отмывания денег. А также наследный принц предложил создать Всемирный анти-террористический центр под контролем ООН. Эту инициативу поддержали участники конференции. Итогом работы антитеррористической конференции стала «Эр-Риядская декларация», которую приняли все участники [16]. В ней делался акцент на опасность терроризма и необходимость борьбы с ним на основе совместных международных усилий, которые должны поддерживаться международным правом, законами о правах человека, беженцев, гуманитарным правом. Страны, подписавшие декларацию, подчеркнули важность осуществления реформ образовательных систем, не допускать возможности использования террористами национальных средств массовой информации. В целом работа конференции показала желание саудовской стороны к открытому диалогу с международным сообществом в целом и Соединенными Штатами в частности по проблеме международного терроризма.

В Саудовской Аравии действует амбициозная программа по реабилитации лиц, арестованных за поддержку терроризма и экстремизма, а также для лиц, вернувшихся из Гуантанамо для реинтеграции их в общество [17]. Такие программы осуществляются в специальных центрах, где участников пытаются перевоспитать путем вовлечения их в религиозную дискуссию и психологическое консультирование. В центрах реабилитации работают более 100 ученых, специалистов по шариату, психиатры, социальные исследователи. Тем, кто выходит из центра помогают в трудоустройстве. Программа рассчитана на 6-8 месяцев. С момента создания таких центров в 2006 г. через программу прошло около 4 300 чел. В среднем уровень рецидива после окончания реабилитации около 10-20%. Несмотря на это, правительство США отметило положительный результат от работы таких центров, демонстрирующих приверженность Саудовской Аравии к подрыву экстремистской идеологии в королевстве.

Важным аспектом контртеррористического сотрудничества США и КСА является защита энергоресурсов. В 2004 г. в свет вышла аудиозапись, в которой Бен Ладен обращался к своим сторонникам с призывом атаковать нефтяные объекты в странах Персидского залива в рамках экономического джихада [18]. В мае 2008 г. государственный секретарь США и министр внутренних дел КСА подписали соглашение о техническом сотрудничестве для оказания помощи Соединенными Штатами в защите важнейших саудовских объектов инфраструктуры. Нападения на нефтяные объекты необходимо предотвращать, в противном случае, при удачных атаках пострадают не только национальные интересы королевства и экономика США, но и в целом глобальная экономика.

Что касается реформ в саудовском королевстве в контексте борьбы с терроризмом, их необходимость очевидна. Вопрос о реформе образования стоит достаточно остро и является одним из важнейших в борьбе с терроризмом. В саудовских школьных учебниках часто проповедуется

ненависть к евреям, христианам, мусульманам-шиитам, что готовит благодатную почву для появления нового поколения экстремистов. В 2001 г. в «Нью-Йорк таймс» было опубликовано послание президента США Дж. Буша министру по делам ислама КСА Шейх Салех аль-Шейху, в котором президент настоятельно рекомендовал пересмотреть то, чему учат в саудовских школах, отметив, что «в наше время воспитание детей является стратегическим вопросом» [19]. В данный момент Саудовская Аравия находится в процессе своей программы по реформе образования. Материалы, сочтенные оскорбительными, удаляются из учебников, внедряются новые методы обучения, проводятся программы переподготовки учителей. К 2007 г. в учебниках все еще встречались нетолерантные высказывания в адрес «немусульман». Директор Вашингтонского университета по делам Персидского залива Али аль Ахмед выразил свои опасения в связи с тем, что в системе образования КСА обучается около 5 млн детей и если хотя бы один из тысячи этих детей примет экстремистские наставления из таких учебников, мы получим 5 000 террористов [20, с. Е2404]. Вся эта работа требует многолетних усилий и крайне деликатна. Министерство по делам ислама в свою очередь изучает, что преподают в религиозных школах и следят за проповедями в мечетях. К 2005 г. саудовское правительство сообщило о 2000 имамах, предупрежденных или уволенных за распространение экстремизма и проповедование нетерпимости. В 2007 г. имамам стали выдавать специальные удостоверения, разрешающие ведение проповеди, чтобы пресечь возможность распространения идеологии экстремистского толка [21].

В начале 2005 г. в КСА началась широкомасштабная национальная информационнопросветительская кампания. Сутью кампании стал тезис о непричастности экстремистских и террористических организаций любого рода к исламу. Данная кампания включала в себя рекламу на щитах и по телевидению, трансляции документальных фильмов («Религиозный диалог», «Священная земля»), мультфильмов для детей («Мой город»), программы с оценками ученых, жертвами террористов, семинары в школах и мечетях. Правительство королевства проводит мониторинг интернет сайтов, осуществляет контроль над чатами, которые могут вербовать боевиков. Положительные отзывы правительства получила компания «Сакина» (спокойствие), которая является независимой, неправительственной организацией и через интернет вступает в диалог с теми, кто посещает экстремистские сайты [22, с. 26].

Несмотря на то, что Саудовская Аравия предпринимает значительные шаги по борьбе с терроризмом и его финансированием, все еще остаются проблемы, которые требуют внимания. Частные лица КСА и других арабских стран продолжают спонсировать экстремистские организации, и региональные правительства могут лишь ограничить эту поддержку. Еще в 2002 г. власти КСА объявили о создании комиссии по контролю над благотворительными фондами за границей. Но, ссылаясь на недоработки в уставе, комиссия до сих пор не функционирует. Данный факт вызывает недовольство у американской стороны. Хотя разработаны новые условия работы благотворительных фондов, имеются некоторые сомнения, что не все организации подчиняются этим правилам. Государственный департамент США сообщал и о проблемах с выполнением правил о курьерах, так как не были изданы соответствующие формы документов, необходимых для заполнения. Также усиление пограничного контроля не могло запретить посещение королевства во время хаджа, так как все мусульмане имеют право паломничества на святую землю. Именно в это время в королевство могут проникнуть лица, связанные с террористической деятельностью. Благодаря действиям саудовского правительства и органов национальной безопасности на территории королевства были ликвидированы ячейки «Аль-Каиды» и их лидеры, длительное время не было успешных терактов, но остаются террористические группировки в соседних странах, которые представляют угрозу национальным интересам КСА и других стран. Экстремисты и их единомышленники быстро адаптируются к методам контртеррористической борьбы. Сохраняются также недопустимые в адрес немусульманских религий высказывания в школьных программах, нетолерантные проповеди в мечетях, остается проблема безработицы среди молодежи. Именно этот слой населения наиболее подвержен влиянию со стороны экстремистских группировок. Необходим ряд реформ во всех областях - социальной, экономической, политической, идеологической. Остро стоит проблема роста численности населения, политической и экономической роли женщин, создания конкурентоспособной рабочей силы. Такого рода преобразования в одном из самых консервативных государств в мире, как Королевство Саудовская Аравия, займут десятилетия. Однако сейчас для таких реформ есть необходимые материальные средства. Доходы от экспорта энергоресурсов из стран Персидского залива растут, и важно воспользуются ли нефтяные монархии такой возможностью. Еще один немаловажный факт, что эти изменения не должны быть навязаны извне. Слишком активная помощь Запада, а конкретно США будет воспринята саудовской общественностью как попытка вмешательства в устои исламского королевства. Это укрепит стереотипы

о Соединенных Штатах, как о государстве, которое действует лишь в собственных интересах, не интересуясь мнением местного населения, невзирая на их традиции, пытаются навязать свои системы ценностей. Все это скорее принесет пользу террористическим организациям, которые будут вновь призывать к борьбе против американских «оккупантов», «крестоносцев», стремящихся с помощью реформ создать в регионе свои марионеточные режимы, а не способствовать прогрессивным изменениям.

Таким образом, можно отметить значительные успехи КСА в борьбе с международным терроризмом. Саудовское правительство предприняло ряд мер для пресечения деятельности террористических группировок и предотвращения распространения экстремистской идеологии на территории королевства. Об этом свидетельствует ряд законов, правил, направленных против отмывания денежных средств, на улучшение пограничного контроля, на усиление безопасности объектов нефтяной инфраструктуры, а также на реализацию социальных реформ, главным образом в сфере образования. Огромное значение имеет факт осуждения политическими и религиозными лидерами королевства террористической деятельности и донесения до простого населения идеи, что экстремистская идеология не имеет ничего общего с исламом. Положительным является и стремление КСА привлечь к борьбе с терроризмом как можно больше стран мира, о чем говорит инициатива проведения международной конференции по борьбе с терроризмом в Эр-Рияде. Конечно, остается ряд нерешенных проблем. Ни одна страна в мире не идеальна. В своей борьбе с угрозой международного терроризма Саудовская Аравия допустила много ошибок, однако Соединенные Штаты признают, что на данный момент королевство является наиболее важным и активным американским союзником в борьбе с экстремизмом, терроризмом и его финансированием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Юрченко В.П. Саудовская Аравия: власть и оппозиция. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/09-09-02.htm. (дата обращения 16.11.2010 г.)

2. Юрченко В.П. Саудовская Аравия: проблемы противодействия терроризму и исламскому экстремизму. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/09-09-03.htm (дата обращения 10.04.2010 г.)

3. Blanchard C.M., Prados A.B. Saudi Arabia: Terrorist Financing Issues // Congressional Research Service. 2007. 14 September.

4. The Saudi Effort and Its Aftermath National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States. 2004. April 7. URL: http://www.susris.com/2004/04/07/the-saudi-effort-and-its-aftermath-national-commission-on-terrorist-attacks-upon-the-united-states/ (дата обращения 13.12.2011г).

5. September 11 and Review of Terrorism in 2001. Patterns of Global Terrorism. Office of the Coordinator for Counterterrorism. 2002. May 21. URL: http://www.state.goV/j/ct/rls/crt/2001/html/10235.htm (дата обращения 13.06.2012г.)

6. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Саудовская внешняя политика: к вопросу о национальной интерпретации курса страны // Ближний Восток и современность. М., 2002. Вып. 16.

7. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании, 28 сентября 2001 г.

URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2001/res1373.htm (дата обращения 15.10.2012 г.).

8. Saudi Arabia and the Fight Against Terror Financing Testimony by Thomas J. Harrington. 2004. March 29. URL: http://www.susris.com/2004/03/29/saudi-arabia-and-the-fight-against-terror-financing-testimony-by-thomas-j-harrington/ (дата обращения 15.06.2012 г.).

9. Хавала - неформальная финансово-расчётная система, основанная на переводе денежных средств путём однократных уведомлений по электронной почте, факсу или телефонными звонками. В силу того что все финансовые транзакции осуществляются методом взаимозачёта или при личных встречах, то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%E2%E0%EB%E0 (дата обращения 20.10.2012 г.)

10. Saudi Arabia and the Fight Against Terror Financing Testimony by Juan C. Zarate. 2004. March 29. URL: http://www.susris.com/2004/03/29/saudi-arabia-and-the-fight-against-terror-financing-testimony-by-juan-c-zarate/ (дата обращения 15.06.2012 г.).

11. Blanchard C.M., Prados A.B. Saudi Arabia...

12. Saudi Arabia and the Fight Against Terror Financing Testimony by Thomas J. Harrington.

13. COMBATING TERRORISM. U.S. Agencies Report Progress Countering Terrorism and Its Financing in Saudi Arabia, but Continued Focus on Counter Terrorism Financing Efforts Needed/United States Government Accountability Office. Report to Congressional Requesters 2009. September.

14. Country Reports: Middle East and North Africa Overview. Office of the Coordinator for Counterterrorism. Country Reports on Terrorism 2010. 2011. August 18. URL: http://www.state.gov/j/ct/rls/crt/2010/170257.htm. (дата обращения 13.06.2012 г.).

15. International Counter Terrorism Conference. 2005. January 30. URL: http://www.susris.com/2005/01/30/international-counter-terrorism-conference/ (дата обращения 23.06.2012 г.).

16. Окончательный доклад Международной конференции по борьбе с терроризмом. Эр-Рияд, 5-8 февраля 2005 г. Генеральная ассамблея ООН.

17. Тюрьме! в Гуантанамо - лагерь для лиц, обвиняемых властями США в различных преступлениях, в частности, в ведении войны на стороне противника. С 2002 по 2006 г. через неё прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения Талибан. URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%FE%F0%FC%EC%E0_%E2_%C3%F3%E0%ED%F2%E0%ED%E0%EC%EE (дата обращения - 01.11.2012 г.).

18. Глебова Н.С. Нефть и безопасность в странах Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/20-02-08b.htm (дата обращения 16.08.2010 г.)

19. Friedman T.L. Dear Saudi Arabia // New York Times. 2001. 12 December.

20. Saudi Arabia is hub of world terror // Congressional record. 2007. November 14 (extensions).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.