ПОЛИТИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ В ИРАКЕ
Салум Хоссам Еддин
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 1171987
Автор анализирует позицию Саудовской Аравии в ближневосточном конфликте, а также влияние этого конфликта на формирование внутренней и внешней политики страны.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, ближневосточный конфликт, экспорт нефти, США, Ирак, Ливия, война в Персидском заливе.
Королевство Саудовская Аравия, как крупнейшее государство Ближнего Востока и ведущий экспортер нефти, играет решающую роль в регионе. Руководствуясь принципом исламской солидарности во внешней политике, саудовское правительство не остается в стороне при возникновении региональных споров и кризисных ситуаций стран ближневосточного региона. В отношениях с Ираком исторически складывалось много противоречивых и конфликтных ситуаций. Договором от 5 мая 1922 г. был предупрежден близившийся конфликт между Великобританией, которая тогда управляла Ираком, и королевством Неджд, которое затем стало Саудовской Аравией, завоевав королевство Хиджаз, и была впервые определена нейтральная зона между Саудовской Аравией и Ираком, размером 7044 км2 [3].
Окончательная разметка границ была обговорена в следующем договоре от 2 декабря 1922 г., где говорилось о том, что управлять и пользоваться зоной могут как Саудовская Аравия, так и Ирак. По договору, в зоне нельзя было строить военные сооружения и постоянные постройки, а народы двух стран должны были иметь беспрепятственный доступ к ее ресурсам. Соглашение о разделении зоны было достигнуто в 1975 г., а договор о границах заключен в 1981 г. и ратифицирован в 1983 г. По неизвестной причине, договор не был зафиксирован в ООН, и никто за пределами Саудовской Аравии и Ирака не был извещен о том, где проходит новая граница. Во время войны 1991 г. Ирак отменил все международные договоренности с Саудовской Аравией, начиная с 1968 г. Саудовская Аравия, в свою очередь, зарегистрировала в ООН факт отмены всех договоров о границах с Ираком в июне 1991 г. [12].
В августе 1990 г. военная агрессия Ирака по отношению к Кувейту имела существенные военные, политические и экономические последствия для Саудовской Аравии. После оккупации Кувейта иракские войска начали концентрацию своих сил на границе с Саудовской Аравией. Чтобы противостоять иракской военной угрозе, Саудовская Аравия объявила мобилизацию и обратилась за военной помощью к США. Правительство Фахда позволило временное развертывание на саудовской территории многотысячных американских и союзных военных сил. Од-
новременно страна приняла у себя около 400 тыс. беженцев из Кувейта. В этот период, чтобы компенсировать потери нефтяных поставок из Ирака и Кувейта, Саудовская Аравия многократно увеличила собственную добычу нефти.
В ходе войны в Персидском заливе (1990—1991 гг.) территория Саудовской Аравии неоднократно подвергалась обстрелу со стороны Ирака. В конце января 1991 г. иракскими частями были захвачены саудовские города Вафра и Хафджи. Бои за эти города были названы крупнейшими в истории страны сражениями с силами противника. Саудовские военные силы принимали участие и в других боевых операциях, в том числе в освобождении Кувейта. Во время войны Саудовская Аравия принимала активное участие в создании широкой международной коалиции. Огромную роль сыграл лично король Фахд, своим влиянием убедивший многие арабские государства присоединиться к антииракской коалиции. И именно Саудовская Аравия в 1991 г. стала ключевым региональным партнером Вашингтона, предоставив США военные базы и взяв на себя часть военных расходов. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд долларов [7].
Вместе с тем война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после ее окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт — Йеменом, Иорданией и Суданом.
После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны исламских радикалов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 г. «Комитета по защите законных прав». Однако вскоре правительство запретило эту организацию, десятки ее членов были арестованы, а король Фахд потребовал от исламистов прекратить антиправительственную агитацию.
Давление либералов и консерваторов вынудило короля Фахда приступить к политическим реформам. 29 февраля 1992 г. на официальном заседании правительства были приняты три королевских декрета («Основы системы власти», «Положение о Консультативном совете» и «Система территориального устройства»), закрепивших общие принципы государственного устройства и управления страной. В дополнение к ним в сентябре 1993 г. королем был принят «Акт учреждения Консультативного совета», в котором назначались члены Консультативного совета и разъяснялись его полномочия.
В декабре 1993 г. состоялось первое заседание Консультативного совета. В том же году было объявлено о реформе Совета министров и административной
реформе. Согласно королевскому указу, страна была разделена на 13 провинций, во главе которых были поставлены эмиры, назначаемые королем. В том же 1993 г. были объявлены члены 13 провинциальных советов и принципы их деятельности. В 1994 г. провинции, в свою очередь, были поделены на 103 округа. В октябре 1994 г. в качестве противовеса Совету улемов, консультативному органу крайне консервативных богословов, был образован Высший совет по исламским делам, состоявший из членов королевской семьи и кандидатур, назначаемых королем (во главе с министром обороны Султаном), а также Совет по исламским запросам и руководству (во главе с министром по исламским делам Абдаллой аль-Турки).
Война с Ираком серьезно отразилась на экономике страны. Экономические проблемы стали очевидными в 1993 г., когда США настояли на том, чтобы Саудовская Аравия оплатила американские расходы во время войны в Персидском заливе. По оценкам специалистов, эта война стоила стране 70 млрд долл. Низкие цены на нефть не позволили Саудовской Аравии компенсировать финансовые потери. Бюджетный дефицит и снижение цен на нефть в 1980-х вынудили саудовское правительство урезать социальные расходы и сократить зарубежные вложения Королевства. Несмотря на собственные экономические трудности, Саудовская Аравия помешала иранским планам искусственно поднять цены на нефть в марте 1994 г.
Однако попытки структурных и экономических реформ не смогли решить противоречия, назревшие в саудовском обществе. Коалиционные войска были выведены из Саудовской Аравии в конце 1991 г., в стране остались около 6 тыс. американских военных. Их пребывание на саудовской земле находилось в вопиющем противоречии с догматами ваххабизма. В ноябре 1995 г. в Эр-Рияде произошел первый теракт против американских граждан. В 1996 г. последовали новые нападения, что вынудило правительство Саудовской Аравии принять меры безопасности по охране американских объектов на территории страны.
Среди причин довольно резкого ухудшения отношений между США и Саудовской Аравией явилась и убежденность американцев в том, что саудовский авторитарный режим является источником международного терроризма. Подобное мнение основывалось на том факте, что 15 из 19 угонщиков самолетов, совершивших 11 сентября 2001 г. террористические акты в США (не говоря уже о самом Бен Ладене), оказались выходцами из Саудовской Аравии. В августе 2002 г. около 3 тыс. родственников жертв террористических актов 11 сентября 2001 г. подали иск против 186 ответчиков, в том числе иностранных банков, исламских фондов и членов королевской семьи Саудовской Аравии. Все они подозревались в причастности к помощи исламским экстремистам. Одновременно говорилось о существовании сговора Саудовской Аравии с террористами. Все обвинения американской стороны были отвергнуты саудовскими властями. В знак протеста против судебных преследований некоторые саудовские инвесторы пригрозили вывести из США свои денежные активы. В ноябре 2002 г. ЦРУ США распространило среди банкиров всего мира список из 12 саудовских предпринимателей, которых Вашингтон подозревал в финансировании международной террористической сети «Аль-Каиды». Это произошло на фоне требований ряда конгрессменов США
провести глубокое расследование сообщений о том, что Саудовская Аравия предоставляла финансовые средства 19 террористам, которые 11 сентября 2001 г. совершили теракты в США. Между тем в самой администрации США, по-видимому, не было единого мнения о том, насколько сильное давление следует оказывать на Саудовскую Аравию. Выступая в Мехико, госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул, что США должны проявлять осторожность, чтобы не допустить «разрыва отношений со страной, долгие годы являвшейся хорошим партнером США и до сих пор остающейся стратегическим партнером Америки» [6].
До 11 сентября 2001 г. саудовские спецслужбы мало занимались исламистской угрозой. Частично ответственность за борьбу с радикалами нес отдел внутренней безопасности Саудовского Министерства по делам ислама (MOAF). Это министерство было создано после войны в Заливе, когда стало ясно, что многие в стране настроены резко отрицательно к западному присутствию в Саудовской Аравии. В 90-е годы ХХ века штат министерства постепенно расширялся с ростом числа радикально настроенных исламистов. Тогда же Министерство внутренних дел и Служба общей разведки усилили свои контртеррористические подразделения. Саудовские спецслужбы не были сосредоточены только на Аль-Каиде. Считалось, что есть две главные группы, угрожающие безопасности королевства: во-первых, суннитские экстремисты под контролем Аль-Каиды и Египетского Исламского джихада, и, во-вторых, шиитские группы, поддерживаемые Ираном.
Однако даже после событий 11 сентября саудовцы, хотя официально и осудили теракт, не стали менять политику безопасности Королевства — т.е. не стали ограничивать финансирование экстремистских групп, поддержку радикальных движений из саудовских фондов и т.п. Масштаб угрозы саудовские спецслужбы оценили только после теракта 12 мая 2003 г., когда террористы послали четырех шахидов в несколько зданий с иностранцами в Эр-Риаде. 34 человека погибли, включая 7 американцев и семь саудовцев, 200 были ранены. Только после этого саудовские спецслужбы перешли к активным действиям против террористов. 12 января 2004 г. министр внутренних дел сообщил, что за предыдущие 7 месяцев они изъяли 300 поясов шахидов, около 24 тонн взрывчатки, 1020 единиц оружия, 352 000 комплектов амуниции и 300 гранатометов. Семь ячеек, составлявших костяк сети боевиков, удалось разгромить, и на данный момент у террористов осталось только две ячейки.
Саудовские спецслужбы стали больше внимания уделять отслеживанию деятельности благотворительных фондов, фокусируясь на Пакистане и Центральной Азии. Были усилены меры безопасности внутри Королевства, было установлено наблюдение за молодыми людьми, имеющими связи в радикальных кругах, а также за мечетями и медресе. Саудовские власти потратили миллионы долларов на обучение молодежи, чтобы повысить ее занятость. Одновременно был увеличен и бюджет спецслужб [6].
За четыре года силы безопасности Саудовской Аравии предприняли серьезные усилия по ликвидации ячеек «Аль-Каиды» в Королевстве. По оценкам западных экспертов, им удалось за это время захватить или физически ликвидировать
большую часть сторонников этой организации, включая всех ее руководителей. Однако в столкновениях последних лет между силами безопасности Королевства и экстремистами погибли около 90 мирных граждан и 55 полицейских, были убиты свыше 135 боевиков [9].
Все громче в Королевстве звучали голоса сторонников реформ. В 2003 г. королю Фахду были направлены петиции с требованиями демократизации политической жизни, свободы слова, независимости суда, пересмотра конституции, проведения экономических реформ, выборов в Консультативный Совет и создания гражданских институтов. На фоне ухудшения отношений с США правительство Саудовской Аравии приняло беспрецедентные шаги по реформированию системы. В 2003 г. было объявлено о проведении выборов в местные органы власти, о создании двух правозащитных организаций (одной — под патронажем правительства, второй — независимой). Были введены удостоверения личности для женщин. В том же году в Эр-Рияде состоялась первая в истории страны конференция по правам человека, на которой рассматривался вопрос о правах человека в контексте исламского законодательства.
Однако, несмотря на принимаемые Саудовской Аравией меры на фоне событий вокруг Ирака, в США появилось множество публикаций с обвинениями королевской семьи Аль Саудов в оказании идейной поддержки терроризму (распространению идей ваххабизма) и в предоставлении ему финансовой помощи (через исламские благотворительные фонды). Все это привело к тому, что саудовские аналитики увидели в действиях Вашингтона не столько намерение осуществить свержение режима С. Хусейна, сколько стремление принудительно трансформировать Саудовскую Аравию путем смещения семейства Аль Саудов.
Другая причина резкого осуждения Эр-Риядом иракской политики связана с нефтяным фактором. Власти Саудовской Аравии опасались, что США намерены разрушить ОПЕК при помощи иракцев. Учитывая, что Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире (11%) и способен поставлять почти такое же количество нефти, что и Саудовская Аравия, возможность подобного поворота событий весьма беспокоила последнюю. В саудовской прессе высказывались мнения, что иракская нефть является только тактической задачей военной операции США против Ирака. В частности, рассматривался вариант, что новый Ирак может отказаться от ограничений на добычу, установленных нефтяным картелем, и выйти из ОПЕК, сделав эту организацию неэффективной в деле регулирования цен на нефть, а, следовательно, ослабив доминирующую роль Саудовской Аравии в Персидском заливе.
Вторым возможным вариантом представлялось то, что, если даже Ирак останется в ОПЕК, то после десятилетий войны и изоляции он должен будет восстанавливать экономику и инфраструктуру на средства, которые сможет получить, лишь открыв нефтяной кран. Приток иракской нефти на мировой рынок в долгосрочной перспективе заставит мировых производителей увеличить объемы производства, отказаться от политики контроля добычи нефти с целью удержания цен в рамках установленного коридора. Последствия неконтролируемых действий но-
вого Ирака ударят, прежде всего, по бюджету Саудовской Аравии. Более того, снижение роли ОПЕК, благодаря лидерству в которой Эр-Рияд получает и политические дивиденды для регионального лидерства, весьма нежелательно для Саудовской Аравии. И все же полностью отказаться от привлечения Саудовской Аравии к планируемым акциям Вашингтон не мог.
Война в Ираке 2003 года вызвала глубокий раскол в арабском мире. Первоначально позиция Саудовской Аравии в отношении планов США по свержению режима Саддама Хусейна была непримиримой. Власти Саудовской Аравии осознавали, что угроза распространения антиамериканских настроений в случае поддержки Эр-Риядом американской военной операции гораздо опаснее для стабильности внутри страны по сравнению с некоторыми разногласиями в этой связи с Вашингтоном. К тому же учитывалось, что вряд ли США пойдут на резкое обострение отношений с Саудовской Аравией, будучи зависимыми от поставок нефти из Эр-Рияда (составляющих 20% американского нефтяного импорта), по крайней мере до того, как приведут в действие альтернативные источники энергоносителей (в частности, для восстановления нефтяного сектора Ирака потребуется немалое время).
В августе 2002 г. власти страны заявили, что не допустят использования американских объектов, расположенных на территории Королевства, для нанесения ударов по Ираку, даже если эти удары будут санкционированы ООН. Более того, в октябре 2002 г. Саудовской Аравией (впервые с момента иракского вторжения в Кувейт) была открыта граница с Ираком. В стадии подготовки к войне правительство Саудовской Аравии неоднократно предпринимало попытки найти дипломатическое решение конфликта.
В начале 2003 г. позиция Эр-Рияда резко изменилась. Правительство Саудовской Аравии выразило свою поддержку США, позволив силам коалиции использовать расположенные в стране американские взлетно-посадочные площадки и военные базы. По окончании боевых действий Саудовская Аравия участвовала в конференции по восстановлению Ирака (октябрь 2003, Мадрид), на которой объявила, что выделит на восстановление соседнего государства 1 млрд долл. (500 млн будут представлены проектным финансированием, а еще 500 млн — товарным экспортом) [7].
Во время пребывания 29 июля 2004 г. в Джидде К. Пауэлл имел встречи с королем Саудовской Аравии Фахдом бен Абдель Азизом, наследным принцем Абдаллой бен Абдель Азизом, министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом (Saud al-Faisal), а также премьер-министром Ирака Аядом Алауи. В Кувейте и Багдаде К. Пауэлл встречался с президентом Ирака Гази аль-Яваром [3]. Основными темами переговоров в арабских столицах были ситуация в Ираке, на палестинских территориях, в суданском районе Дарфур, отношения США с Ираном и Ливией. Однако больше всего внимание международных наблюдателей было привлечено к саудовской инициативе о замене коалиционных войск в Ираке военными контингентами некоторых арабских и мусульманских стран. Ранее саудовские власти уже выступали против досрочного вывода американских
войск из Ирака, опасаясь, что шиитские боевики начнут массовые расправы над суннитским меньшинством [8].
На переговорах и на общей пресс-конференции К. Пауэлла и С. Фейсала 29 июля 2004 г. отмечалось, что вооруженные формирования из мусульманских стран предлагается послать в Ирак на помощь коалиционным войскам, а не для их замены. При этом подчеркивалось, что направление мусульманских контингентов в Ирак позволит в будущем частично уменьшить численность коалиционных войск. По словам К. Пауэлла, мусульманские силы могут обеспечивать охрану важных объектов и персонала ООН в организации выборов в Ираке в начале 2005 года. Особенно отмечалось, что, принимая во внимание позицию временного иракского правительства, соседние с Ираком арабские и мусульманские страны не могли принимать участие в этой миссии.
Очевидно, это объяснялось тем, что на протяжении последних двух десятилетий Ирак находился в состоянии войны почти со всеми соседними странами. К. Пауэлл отметил, что детали возможной реализации саудовской инициативы должны изучаться и обсуждаться с иракским правительством, мусульманскими странами и ООН. При этом он отметил, что Вашингтон в целом поддерживает эту инициативу и будет предоставлять содействие в ее реализации [4].
Похоже, что в Джидде саудовская инициатива была объявлена в самых общих чертах с целью зондирования возможной реакции со стороны арабских и мусульманских стран. В своем выступлении 1 августа 2004 г. на пресс-конференции в Джидде министр иностранных дел Ирака Сауд аль-Фейсал дал важные дополнительные объяснения относительно содержания саудовской инициативы. По его словам, инициатива могла быть реализована при обеспечении следующих условий: наличие согласия на это со стороны легитимного иракского правительства и всех основных иракских политических сил; подчинение мусульманских сил ООН, которая должна была взять под свой контроль политический процесс в Ираке, в том числе избрание парламента и нового правительства, и самое главное — вывод всех войск союзников.
Другими словами, саудовская инициатива в этой ее редакции предусматривала ввод мусульманских войск вместо войск союзников, а не в дополнение к ним. С предостережениями относительно саудовской инициативы выступили несколько арабских и мусульманских стран, в частности, Египет, Ливия, Алжир и Иордания. Так, министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что Египет отказывается направить свои войска в Ирак, хотя во время визита в Каир премьер-министра А. Алауи египетская сторона заявила о готовности принять участие в подготовке иракской полиции и даже направить в Ирак небольшой египетский контингент для охраны будущей миссии ООН в Ираке.
Ливийский лидер М. Каддафи отметил, что мусульманские силы могут быть введены в Ирак лишь после полного выведения оккупационных войск. По его мнению, если мусульманские войска не будут подчинены ООН, то они тоже будут иметь статус оккупационных [5]. Первая реакция арабских и мусульманских стран на саудовскую инициативу не была однозначной и окончательной. Любая мусуль-
манская страна, которая согласилась бы отправить свои войска в Ирак, пыталась получить от этого максимум политических и экономических дивидендов. Успех саудовской инициативы, прежде всего, зависел от позиции США. Этот вопрос тщательным образом изучался в Вашингтоне. Об этом свидетельствовало, в частности, заявление представителя Госдепартамента Р. Баучера, в котором отмечалось, что Соединенные Штаты заинтересованы в обсуждении саудовской инициативы с другими странами.
Понимая, что потеряна надежда (из-за противодействия Франции) направить в Ирак войска НАТО, администрация Дж. Буша увидела в инициативе Саудовской Аравии возможность выбраться из «иракского болота», сохраняя при этом контроль над Ираком благодаря лояльному иракскому правительству и «дружеским мусульманским и арабским странам», которые могут послать свои войска в Ирак. Потребность направления мусульманских войск в Ирак возникла еще и потому, что в последнее время среди членов коалиции усилилась тенденция «спасаться бегством». Особое значение реализация саудовской инициативы получала в канун президентских выборов в США, поскольку она помогла снять значительную часть критических замечаний относительно политики нынешней американской администрации в Ираке и на Ближнем Востоке. Наблюдатели отмечали, что в случае, если мусульманские страны «согласятся» направить свои войска в Ирак, это будет большой дипломатической победой США.
Для администрации Дж. Буша было важно, чтобы «процесс пошел» и, по крайней мере, создалось впечатление какого-то нового позитивного движения в разрешении иракского кризиса. Одним из новых элементов политики США в Ираке считалось заявление Госдепартамента от 4 августа 2004 г., в котором коалиционные войска были названы многонациональными (Multinational Force — MNF), действующими в Ираке на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 1546 и по приглашению иракского правительства.
Исламстские радикалы не замедлили «откликнуться» на саудовскую инициативу. На своем сайте в Интернете экстремистская группировка под названием «Джамаат-ат-таухид аль-исламийя» призвала короля Саудовской Аравии Фахда бен Абдель Азиза не посылать арабские и мусульманские войска в Ирак под командование «крестоносцев». Группировка выступила с угрозой в адрес тех стран, которые уже послали свои войска в Ирак и которые планируют это сделать, поскольку они, так или иначе, станут частью оккупационных войск.
В 2007 г. власти Саудовской Аравии подготовили план строительства защитной стены вдоль границы с Ираком, чтобы затруднить передвижения экстремистов. Стена являлась частью большого проекта общей стоимостью около 12 миллиардов долларов по обеспечению безопасности страны. Помимо физических барьеров и колючей проволоки планировалась также установка на границе радиосенсоров, датчиков движения, ультрафиолетовых камер, автоматических турникетов и других технических средств, которые должны были бы остановить поток нелегальной миграции [8]. Саудовская Аравия намерена наглухо закрыть границу с оккупированной американскими войсками соседней страной, чтобы полностью
исключить проникновение в Королевство боевиков из Ирака и религиозных экстремистов, направляющихся в Ирак [10].
Подводя итоги, можно сказать, что война в Персидском заливе оказала существенное влияние на формирование внешней и внутренней политики Королевства. Взаимоотношения Саудовской Аравии и США в ходе решения иракского кризиса кардинально менялись. Саудовская Аравия, защищая свою безопасность, прибегла к помощи США. Однако, видя недовольство исламского населения, выступила с инициативой создания мусульманских миротворческих сил для поддержания порядка в Ираке [4], провела ряд внутриполитических реформ и увеличила свои усилия по созданию более эффективной системы контртеррористической безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев А.М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец XX в. — М., 2001.
Hart T. Parker Saudi Arabian and the United States: Birth of a Security Partnership. — 1999. ru.wikipedia.org
Saudi Plan for Muslim Force in Iraq // New York Times. 30.07.2004.
The Washington Post. 01.08.2004. www.agentura.ru/dossier/saudi. 29.12.2008. www.krugosvet.ru/articles. 29.01.2008. www.lenta.ru/news/2007/01/17/saudis. 17.01.2007. www.newsru.com/world/27apr2007/arabia_terror.html. 29.12.2008. www.polit.ru/news/2007/09/13/stena.html www.saudinf.com
www.temadnya.ru/spravka/04nov2002/1843.html. 20.12.2008.
SAUDI ARABIA POLICY AFTER THE IRAQ WAR
Salum Hossam Eddin
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The author analyses Saudi Arabia position in the conflict on the Middle East, examines the influence of this conflict on the formation of the country’s domestic and foreign policy.
Key words: Saudi Arabia, conflict on the Middle East, petroleum export, the USA, Iraq, Libya, war in the Persian Gulf.