космического масштаба, включающего в себя, помимо пространства и времени, все материальные и нематериальные объекты природы, человеческое сознание, восприятие всего человечества как одного целого[4, c. 513].
Литературы:
1. Володин, Э. Ф. Специфика художественного времени//Вопросы философии. -978. -№ 8. - С. 132.
2. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х томах. Том 1. - М.: Соцэкгиз, 1960. - 734с.
3. Медриш Д.Н. Позиция художника и его стиль: (о прозе Б. Горбатова) // Вопросы литературы. — 1959. — № 7. — с.89-104.
4. Фрэнк Д.М. Пространственная форма в современной литературе // В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ веков. - М.: МГУ, 1989. -512 с.
Сатирическая проза, как новый литературный инструмент критики социальных пороков, в русской литературе Х!Х века
Тиблов Е.Ю.
ТерГУ, Термез
Satirical prose as a new literary tool for criticizing social vices in russian
literature of the 19th century
Tiblov E.Yu.
TerSU, Termez
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы становления сатирической прозы в русской литературе XIX века.
Ключевые слова: сатира, проза, творчество, произведение, лекция. Abstract: This article examines the formation of satirical prose in Russian literature of the nineteenth century.
Key words: satire, prose, creativity, work, lecture
В процессе работы со студенческой аудиторией направления русский язык и литература в иноязычных группах необходимо отметить, что социальные пороки в России XIX века достигли катастрофических размеров и это, несомненно, являлось «балластом» научного, экономического и социального развития русского общества того времени. Масштабные коррупционные процессы, социальная несправедливость, а также чиновничье и обывательское невежество, предопределили появление и развитие нового жанра в русской литературе XIX века - социальной сатиры.
Освещение общественных пороков в гротескной форме, через призму тонкого юмора «на злобу дня», как новый литературный инструмент вскрытия
фантасмагории [1] социального негатива в России, было осуществлено Гоголем, Островским и Салтыковым-Щедриным.
В ходе подачи лекционного материала, необходимо раскрыть суть и основную мысль произведений вышеприведенных авторов. В процессе проведения всестороннего анализа сюжетной линии «Ревизора», необходимо особо отметить то, что образ Хлестакова не является главным и не несет в себе отрицательного или положительного смысла. Образ Хлестакова в комедии Н.Гоголя «Ревизор» является, наверное, второстепенным, а указанный герой показан таким, какой он есть: мелкий аферист, попавший волею судьбы в непредвиденную форс-мажорную ситуацию. Отсутствие у него средств к существованию, побуждает его легко войти в роль виртуозного манипулятора чиновничьей администрацией, муниципального управления уездного города «К». Мастерски используя сатирический образ находчивого мошенника (который выдавал себя за мнимого ревизора), автор пытается определить основную тему комедии - напрочь прогнившая система государственных отношений в России.
Понимая огромные масштабы коррупционных процессов в стране, Гоголь Н.В. указывает на этот социальный нарыв и вскрывает аморальность общества, где все покупается и продается. Изображает общество, в котором власть имущих и государственные служащие воруют из казны, берут и дают взятки, пекутся не о государственном благосостоянии, а о своих личных меркантильных интересах, что определяет их тревогу за свое карьерное будущее в ожидании приезда государственного уполномоченного, для ревизии губернского управленческого аппарата: - «Господа! Хотел сообщить Вам пренеприятнейшее известие, к нам едет Ревизор!..»
Необходимо отметить, что автор сатирической комедии «Ревизор», используя новый литературный жанр социальной сатиры, отражает истинные масштабы плачевного состояния государственно-исполнительной власти на местах, погрязшей в бездействии, коррупционных пороках, социальной лжи и лицемерии.
Определяя сатиру Островского на примере исследования пьесы «Женитьба Бальзаминова», мы отчетливо наблюдаем непонимание и категорическое неприятие автором мелких проблем и уклада жизненных устоев русской «обывательщины» (в ходе подачи лекционного материала необходимо отметить, что данная группа социального сословия России на тот период составляла немалую часть от общего населения страны и в большинстве своем, имела дворянский статус и пользовалась особыми социальными привилегиями в обществе/
Образ главного героя указанного произведения, отражает и несет в себе никчёмные бытовые проблемы «дурачка-романтика» - мелкого мещанина Бальзаминова. Главный герой, одержим идеей удачной женитьбы «с перспективой на будущее», для решения меркантильных вопросов своего обогащения.
Внутренний мир обывателя Бальзаминова настолько узок, что уровень развития личности данного индивида соизмерим с психологией и мышлением
«насекомого», и как следствие, круг его духовных и жизненных интересов сводится лишь к стремлению приобрести: «голубой плащ на бархатной подкладке...», а также «пить чай или гонять голубей, одновременно обозревая Москву, находясь в башне своего нового необычного дома.».
Мелкий мещанин Бальзаминов желает жить достойно и счастливо, но при этом в силу своей врожденной обывательской глупости, а также духовной неполноценности он просто не осознает, что для успешной самореализации себя в обществе необходимо предпринимать хоть какие -то усилия в работе над собой. Испытывая неудачи и различного рода унижения, он находится в постоянном поиске «представительной невесты», но главный герой не отчаивается и все настойчивее и настойчивее пытается решить проблему своего «радужного» будущего, наивно полагая, что ему когда-нибудь обязательно повезет.
Анализируя сюжетную линию и образы героев комедии Островского «Женитьба Бальзаминова», необходимо подвести студенческую аудиторию к общему выводу о том, что основной задачей автора являлось вскрыть проблему активного засилья в русском обществе «мещан-дегенератов», потому что указанный негативный фактор на тот период, наверное, уже представлял определенную угрозу деградации устоявшейся системы общественных отношений в стране.
Изучая сатирическую прозу, невозможно не выделить из великой плеяды русских классиков XIX столетия, и гениального сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. В процессе работы по изучению его творчества, необходимо обратить особое внимание на то, что произведения указанного автора как никогда востребованы и имеют определенную социальную актуальность и в настоящее время. Главной задачей творчества Салтыкова-Щедрина являлось исследование социальных пороков общественной жизни России. Всесторонне анализируя творчество писателя, в частности «Историю одного города», мы наблюдаем, что его жесткая сатира передает фантасмагорию чиновничьего «идиотизма». Уродливо-комичное изображение пороков власти имущих есть смелый вызов, изжившей себя социально -политической системе монархического уклада и государственного управления России.
Жизнь «города Глупова», как и многих других небольших уездных городов России, представлена автором как существование вне логики, символизирующая победу чиновничьего «беспредела» над здравым смыслом человеческого бытия. Гротескная форма освещения пороков власти имущих у Салтыкова-Щедрина, сначала воспринимается читательской аудиторией через призму легкого социального юмора, а в последующем, после изучения характерных образов, невольно ощущаешь тревогу за граждан этого города, которые умудряются жить в беспросветной тьме повального чиновничьего невежества и «самодурства».
Гениальность Салтыкова-Щедрина состоит в том, что его сатира, передающая указанный социальный негатив, определенно имеет место и в современной действительности. Осуществляя глубокий анализ этого
произведения, мы ощущаем связь времен. В ходе занятия необходимо подвести студенческую аудиторию к общему выводу о том, что страна, находящаяся под властью диктата муниципальных чиновников и «горе-управленцев», описанных М.Е. Салтыковым-Щедриным в образах прыща Ивана Пантелеевича, прохвоста Угрюм-Бурчеева и невежды Перехват-Залихватского, имеет предрасположенность к социальному разложению, а в последующем и к полному краху общественных отношений в стране.
В рецензии на сатирическое произведение «История одного города» Тургенев писал о том, что сатира Салтыкова-Щедрина «преувеличивает данную проблему, как бы по средствам увеличительного стекла, но никогда не искажает ее истину», что указанному автору присущ «ясный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения».
Литература
1.Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд. — М., 1999.
Своеобразие концовки в сказках и дастанах
Эгамбердиева Г.М.
НУУз, Ташкент
The originality of the ending in fairy tales and dastans
Egamberdieva G.M.
NUUz, Tashkent
Аннотация: В данной статье расматривается построении сюжета узбекских сказок и дастанов. Особое внимание уделяется к финальной части сказок и дастанов - анализируются различные виды концовок.
Ключевые слова: фольклор, дастан, сказка, сюжет, развитие действий, кульминация, развязка, концовка
Abstract: This article examines the construction of the plot of Uzbek fairy tales and dastans. Special attention is paid to the final part of fairy tales and dastans-various types of endings are analyzed.
Keywords: folklore, dastan, fairy tale, plot, development of actions, climax, denouement, еnding
Все жанры устного народного творчества представляют собой своеобразное проявление искусства слова и для изображения действительности в них используются различные способы и приёмы. Эпические жанры обладают наиболее широкими возможностями для действенного использования всех ресурсов искусства художественного слова. Данному вопросу посвящены работы таких исследователей, как Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Низамова М.Н., Каминская Е.М., Хатамова Д.А., Алимова