Научная статья на тему 'Саратов, 1910 г.: гастроли оркестра С. А. Кусевицкого'

Саратов, 1910 г.: гастроли оркестра С. А. Кусевицкого Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская консерватория / Государственный архив Саратовской области / Саратовская учёная архивная комиссия / Первое концертное турне симфонического оркестра С. Кусевицкого по Волге / концерты А. Н. Скрябина в Саратове. / the Saratov Conservatory / the Saratov Region State Archives / the Saratov Archival Scientific Commission / First concert tour of S. Koussevitzky symphony orchestra in Volga Region / concerts of A.N. Scriabin in Saratov.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шашкина Маргарита Николаевна

Накануне открытия в 1912 г. Саратовской консерватории — первой после консерваторий в столичных городах Российской империи — в зале музыкального училища Саратова выступают выдающиеся музыканты, имена которых навсегда останутся в мировой музыкальной культуре. Но появление в городе тогда уже всемирно известного композитора и пианиста А. Н. Скрябина занимает особое место. В мае 1910 г. А. Н. Скрябин как солист участвует в концертах московского симфонического оркестра под управлением дирижёра Сергея Кусевицкого, восходящей звезды на мировом музыкальном небосклоне.Эти выступления с огромным успехом прошли в одиннадцати поволжских городах. В фондах Государственного архива Саратовской области (ГАСО) сохранились программы всех трёх концертов оркестра в «столице Поволжья». Документы никогда ранее не рассматривались в публикациях. В статье приведены также цитаты и фрагменты из статей местных газет того времени, освещавших Первое концертное турне оркестра С. Кусевицкого. В какой-то степени это помогает оценить уровень и масштаб выступлений коллектива и его солистов, ознакомиться с программами концертов, увидеть знакомые имена —в том числе и тех музыкантов, кто будет стоять у истоков Саратовской консерватории, способствуя её расцвету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saratov, 1910: Tour of the S. A. Kusevitsky’s Orchestra

In 1912, a conservatory was opened in the city of Saratov — it was the first conservatory in provincial Russia, and the third in the country after the St. Petersburg and Moscow conservatories. On the eve of the opening, outstanding musicians whose names will forever remain in world musical culture performed in the hall of the Saratov Music School. However remarkable the original event, it was made all the more so by the appearance of the then world-famous composer and pianist A.N. Scriabin. In May of 1910, A.N. Scriabin participated as a soloist in concerts of the Moscow Symphony Orchestra conducted by Sergey Koussevitzky, a rising star on the global musical horizon. These performances were held with tremendous success in eleven Volga cities. The Saratov Region State Archives have preserved the programs of all three concerts of the orchestra in the «capital of the Volga Region». The documents presented in this article have never been seen in publications before. This account contains quotes and excerpts from articles of local newspapers of that time, covering the first concert tour of the S. Koussevitzky Orchestra. The presented evidence helps to assess the level and scale of the performances of the orchestra and its soloists, to get acquainted with the concert programs, and to reinforce the grandeur of well-known musicians, including those who stand at the origins of the Saratov Conservatory and have contributed to its development and blossoming.

Текст научной работы на тему «Саратов, 1910 г.: гастроли оркестра С. А. Кусевицкого»

Шашкина Маргарита Николаевна, главный архивист отдела публикации и использования документов Государственного архива Саратовской области

Shashkina Margarita Nikolaevna, Chief Archivist at the Department of the publications and use of documents of the State Archive of the Saratov Region

E-mail: ritaplus@mail.ru

САРАТОВ, 1910 Г.: ГАСТРОЛИ ОРКЕСТРА С. А. КУСЕВИЦКОГО

Накануне открытия в 1912 г. Саратовской консерватории — первой после консерваторий в столичных городах Российской империи — в зале музыкального училища Саратова выступают выдающиеся музыканты, имена которых навсегда останутся в мировой музыкальной культуре. Но появление в городе тогда уже всемирно известного композитора и пианиста А. Н. Скрябина занимает особое место. В мае 1910 г. А. Н. Скрябин как солист участвует в концертах московского симфонического оркестра под управлением дирижёра Сергея Кусевицкого, восходящей звезды на мировом музыкальном небосклоне. Эти выступления с огромным успехом прошли в одиннадцати поволжских городах. В фондах Государственного архива Саратовской области (ГАСО) сохранились программы всех трёх концертов оркестра в «столице Поволжья». Документы никогда ранее не рассматривались в публикациях. В статье приведены также цитаты и фрагменты из статей местных газет того времени, освещавших Первое концертное турне оркестра С. Кусевицкого. В какой-то степени это помогает оценить уровень и масштаб выступлений коллектива и его солистов, ознакомиться с программами концертов, увидеть знакомые имена — в том числе и тех музыкантов, кто будет стоять у истоков Саратовской консерватории, способствуя её расцвету.

Ключевые слова: Саратовская консерватория, Государственный архив Саратовской области, Саратовская учёная архивная комиссия, Первое концертное турне симфонического оркестра С. Кусевицкого по Волге, концерты А. Н. Скрябина в Саратове.

SARATOV, 1910: TOUR OF THE S. A. KUSEVITSKY'S ORCHESTRA

In 1912, a conservatory was opened in the city of Saratov - it was the first conservatory in provincial Russia, and the third in the country after the St. Petersburg and Moscow conservatories. On the eve of the opening, outstanding musicians whose names will forever remain in world musical culture performed in the hall of the Saratov Music School. However remarkable the original event, it was made all the more so by the appearance of the then world-famous composer and pianist A.N. Scriabin. In May of 1910, A.N. Scriabin participated as a soloist in concerts of the Moscow Symphony Orchestra conducted by Sergey Koussevitzky, a rising star on the global musical horizon. These performances were held with tremendous success in eleven Volga cities. The Saratov Region State Archives have preserved the programs of all three concerts of the orchestra in the "capital of the Volga Region". The documents presented in this article have never been seen in publications before. This account contains quotes and excerpts from articles of local newspapers of that time, covering the first concert tour of the S. Koussevitzky Orchestra. The presented evidence helps to assess the level and scale of the performances of the orchestra and its soloists, to get acquainted with the concert programs, and to reinforce the grandeur of well-known musicians, including those who stand at the origins of the Saratov Conservatory and have contributed to its development and blossoming.

Key words: the Saratov Conservatory, the Saratov Region State Archives, the Saratov Archival Scientific Commission, First concert tour of S. Koussevitzky symphony orchestra in Volga Region, concerts of A.N. Scriabin in Saratov.

Преподаватели и студенты Саратовской консерватории — постоянные посетители читального зала Государственного архива Саратовской области (ГАСО). Их визиты бывают, чаще всего, строго целенаправленными, связанными с поисками нужной информации по истории развития музыкального образования в Саратове; их интересуют вехи судеб и деятельность конкретных личностей, оставивших свой след в культуре нашего города. Есть, однако, такие архивные материалы, которые могут появиться перед глазами исследователя достаточно случайно — и вызвать большой интерес не только среди музыкантов. К таким уникальным документам, ещё не введённым в оборот архивной практики, я бы отнесла сведения, содержащиеся в концертных программах Первого турне по Волге московского симфонического оркестра под руководством дирижёра С. А. Кусевицкого.

Необходимо краткое пояснение, которое позволит

нам в полной мере оценить счастливые обстоятельства по сохранению этих документов 110-летней давности. И здесь невозможно обойти вниманием имена некоторых саратовских подвижников, благодаря которым мы и имеем возможность обратиться к концертным программам 1910 г.

В ГАСО имеется фонд 407, неистощимая кладовая бесценных исторических сведений — для архивистов, историков, краеведов, журналистов и просто интересующихся родной стариной. Это фонд Саратовской учёной архивной комиссии (СУАК), включающий 6907 дел, начиная с 1886 г. вплоть до 1920-го. Одна из самых заметных фигур в деятельности СУАК — Александр Николаевич Минх (1833-1912), который занимался комплексным изучением Саратовской губернии: её природных условий, этнографии, истории, археологии.. Жизнь и труды сына своего века хорошо известны как среди профессиональных историков, так и в кругу краеведов-любителей1.

В 2019 г. благодаря стараниям сотрудников ГАСО появилась ещё одна книга А. Н. Минха — «Записки о Крымской вой-

88

Имя А. Н. Минха в первую очередь связывают именно с СУАК, он и стал её членом-основателем в 1886 г., когда это историческое учреждение было создано в Саратове. В архиве сохранилась богатая переписка Александра Николаевича, а корреспондентов у него за годы многогранной и плодотворной деятельности было немало. Одним из таких преданных корреспондентов и почитателей А. Н. Минха был дворянин, саратовский нотариус и казначей СУАК Григорий Григорьевич Дыбов-младший (1868-1920)2.

Как и многие энтузиасты СУАК, этот саратовец обладал кипучей энергией в деле изучения и сохранения истории Саратовской губернии, её культурно-исторического наследия. Своё свободное время Г. Г. Дыбов-мл. часто посвящал поездкам по местам, которые уже тогда были достопримечательностями и интересовали единомышленников неутомимого саратовского нотариуса. По его инициативе и при деятельном участии членов СУАК в Саратов были привезены бесценные документы, ныне составляющие гордость Государственного архива Саратовской области. Об этом человеке можно написать отдельную работу с благодарностью и изумлением — столько Г. Г. Дыбов сделал для восстановления страниц в летописи родной губернии!

Но придётся ограничиться лишь одним сообщением Г. Г. Дыбова в Аткарск, где постоянно проживал тогда уже почти ослепший его старший друг и наставник Александр Николаевич Минх. Старожил-краевед до своего последнего вздоха, наверное, неустанно проявлял интерес и к делам учёной комиссии, и к событиям, происходившим в губернском городе — точнее, к жизни вообще. Именно поэтому сохранились в переписке А. Н. Минха присланные ему из Саратова программы симфонических концертов под управлением Сергея Ку-севицкогоз в период его Первого турне по Волге весной 1910 г. (ил. 1). Заметим также, что эти музыкальные «отчёты» — не единственные в письмах Г. Г. Дыбова к А. Н. Минху4.

Каждую из этих программ хочется рассматривать отдельно, внимательно, с душевным трепетом — настолько они хороши. Обращает на себя внимание папиросная бумага, которая сохраняет страницы с фотографиями, как бы окутывая их. На обложках буклетов 1910 г. — каллиграфическая подпись карандашом «Из архива А. Н. Минха отъ Г. Г. Дыбова» и штемпель «Высочайше утверждённая Саратовская учёная архивная комиссия. Исторический архивъ». Для меня нет никакого сомнения,

Иллюстрация 1. Фото С. А. Кусевицкого из программы симфонических концертов по волжским городам. 1910 г.

С. КУСЕВИЦК1Й.

СсргЬй Александровичъ Кусевицмй род. въ Вышнемъ ВолочкЪ, Тверской губ., 18 1юня 1874 г. Музыкальное образоваше получилъ въ училищ* московская филармоническаго общества, иъ 1УШ г. С. А. КусевицкШ оставилъ мЪсто солиста оркестра Ь^ьшого театра, профессуру въ училищ* филармоническаго общества и у-Ьхалъ за границу, гд* и концертировалъ въ продол-

ко шептГ/и 1909 Г" °СНОвалъ въ МоскЛ симфонические

концерты и камерные вечера.

что Григорий Дыбов присутствовал на симфонических концертах оркестра Кусевицкого. Буклеты датированы им самим: 10, 11, 19 мая 1910 г. (ил. 2).

Выступления проходили в зале тогда ещё музыкального училища на углу улиц Никольской и Немецкой. Саратовская консерватория, как мы помним, официально будет открыта в «столице Поволжья» лишь двумя годами позже. Репертуар, представленный слушателям в Саратове, как и исполнители музыкальных произведений, заслуживают того, чтобы поговорить об этом поподробнее.

Но сначала заглянем в небольшой буклет, в кото-

не» [5]. Это лишь небольшая часть обширного и разнообразного по содержанию рукописного наследия выдающегося автора-исследователя.

2 Приставка к фамилии «младший» неслучайна. Г. Г. Дыбов-старший (1841-1914) был гласным и председателем Саратовской городской думы, бессменным командором Саратовского яхт-клуба.

3 Кусевицкий Сергей Александрович, до крещения Шмуил Шахнов (1874-1951) — всемирно известный дирижёр, контрабасист, композитор, деятель музыкальной культуры XX в. Уехав из советской России, с 1924 по 1949 г. руководил Бостонским симфоническим оркестром.

4 В этом же архивном деле имеется буклет, посвящённый выступлению в Саратове в августе 1910 г. М. Д. Агреневой-Сла-вянской, дочери певца и собирателя русской народной песни, сказаний и былин Д. А. Агренева. После смерти отца Маргарита Дмитриевна продолжила его дело по сохранению и возрождению народной певческой традиции [ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 729. Л. 138-145].

89

Иллюстрация 2. Первая страница буклета-программы симфонических концертов Сергея Кусевицкого. Гастроли

по волжским городам. Весна 1910 г. -

Л 0 И £ 6 f DL iL

«сггчг.спй it.

I i/f Губир!

■ /ipSSB-^i

CEjprfü!! KyCEfl) ПЦ, К.ЛГО

ром содержится общая ознакомительная информация. Этот краткий «путеводитель» по гастролям московских музыкантов вышел в свет в московской типографии П. П. Рябушинского на Страстном бульваре. В миниатюрном сборнике есть, к примеру, сообщение о том, что симфонические концерты Сергея Кусевицкого весной 1910 г. были организованы дирекцией Московского концертного бюро. 26 апреля по Николаевской железной дороге оркестр выехал из Москвы в Тверь. А продолжилось музыкальное турне уже по Волге на пароходе «Первый», специально арендованному у братьев Каменских. Причём пароход курсировал без расписания и останавливался лишь в тех городах, где были заявлены концерты.

Какие же города удостоились чести принять оркестрантов и солистов, находившихся тогда рядом с известным уже к тому времени дирижёром С. А. Ку-севицким? Гастроли были запланированы в городах Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов, Царицын и Астрахань. Оркестрантов принимают в лучших городских залах: дворянского собрания (Тверь), Коммерческого

общественного собрания (Нижний Новгород), городских театров (Казань и Астрахань), в концертном зале «Олимп» (Самара).

Здесь же, в сборнике, приведены имена солистов этих просветительских концертов в волжских городах российской провинции: пианист-композитор Александр Скрябин; основатель «Московского квартета» скрипач Александр Могилевский; виолончелист Императорских театров Рудольф Эрлих; тенор Московской оперы Зимина Василий Дамаев. Перечислены также имена всех артистов оркестра: от первых скрипок до арфы (ил. 3). В гастролях по Волге принимали участие не менее 65 музыкантов5.

Иллюстрация 3. Список оркестрантов, участников волжского турне 1910 г.

Артисты оркестра симфоническихъ кон-цертовъ Сергъя Кусевицкаго.

Первыя скрипки: солистъ и первый концертмейстеръ АлександръМогилевсюй, 2-й концертмейстеръ С. Г. Сысоевъ, Б. Ф. Пащеевъ, А. Я. БЪлоусовъ, Д. И. Пекарсюй, Б. Л. Израилевскш, С. С. Плотниковъ, Л. М. Михновсюй, Г. Фор-тэръ, М. И. Яблоновсюй, М. И. Рессеръ, Л. А. Козэль.

Вторыя скрипки: первый концертмейстеръ П. П. Васильеву 2-й концертмейстеръ М. М. Ардъ.Я- К. Кенигсбергъ, А. К. Колосовъ, И. П. Кругловъ, К. Гассъ, К. Г. Мострасъ, К. С. Вышинскш, Ф. И. Гординъ, П. И. Зихлинсюй.

Альты: первый концертмейстеръ Н. К. Авьерино, 2-й концертмейстеръ Г. Ф. Ромашковъ, А. А. Р-Ьзниковъ, А. А. Котляревсюй, А. А. Шенбергъ, И. П. Столяровъ, Н. М. Соф-роновъ, И. Ю. Жураковсюй.

Вк)лончели: солистъ и первый концертмейстеръ Р. И Эрлихъ, 2-й концертмейстеръ Д. Зиссерманъ, М. Ефовсюй С. И. СергЬевъ, А. И. Могилевскш.

Контробасы: первый концертмейстеръ Д. А. Шмуклов скш, 2-й концертмейстеръ М. Домашевичъ, Г. А. Божко, П. Ф. Чиборъ, М. Р. Бакалейниковъ.

Флейты: 1-я Ф. А. Левинъ, 2-я В. И. Софроновъ, 3-я и мал. фл. М. С. Калмыковъ.

Гобои: 1-й и англ. рожокъ Я- В. Куклесъ, 2-й М. Ивановъ.

Кларнеты: 1-й С. В. Розановъ, 2-й и бассъ-кларн. А. П. Александровъ.

Фаготы: 1-й Н. Н. Арабей, 2-й В. Станэкъ.

Валторны: 1-я М. Ф. Шпекуляновъ, 2-я И. Заикинъ, 3-я А. Назаровъ, 4-я Е. Шестакъ.

Трубы: 1-я М. И. Табаковъ, 2-я Н. Н. МайскШ.

Тромбоны: 1-й А. В. Гусевъ, 2-й М. С. Касимовъ, 3-й М. В. OcrpoBCKifi.

Туба: А. А. Валешусъ.

Литавры: В. И. Гординъ.

Ударные инструм.: А. А. Бергманъ, М. Л. Гуревичъ.

Арфа: Г. С. Мамиконянъ.

Зав-Ьдукишй оркестромъ И. В. Липаевъ.

Интересно, что заведует этим оркестром И. В. Липаев. Музыкант, издатель, редактор журнала «Музыкальный труженик» и автор книг (в том числе и о Скрябине), Иван Васильевич Липаев был хорошо известен в музыкальном мире дореволюционной России. В Саратове он будет работать около десяти лет с момента открытия консерватории6.

Программы концертов, прошедших в 1910 г. в поволжских городах, также привлекают наше внимание. Исполняется классика — зарубежная (симфонические

5 ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 729. Л. 52.

6 Липаев Иван Васильевич (1865-1942) вёл в Саратовской консерватории класс теории музыки, класс тромбона и тубы

90

произведения Бетховена, Вагнера, Сен-Санса, Листа) и русская. Бросается в глаза, что среди сонма великих имён — от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Глазунова и Гречанинова — отсутствуют сочинения С. В. Рахманинова. Впрочем, если посмотреть отзывы прессы, то можно найти упоминание о романсе композитора «Я не пророк» в исполнении В. Дамаева. (Известно, что именно в дебютном концерте Кусевицкого как дирижёра в Берлине в январе 1908 г. С. В. Рахманинов исполнит свой Второй концерт для фортепиано с оркестром).

В первых гастролях по Волге симфонический оркестр под управлением С. Кусевицкого выступил в Саратове трижды: 10, 11 и 19 мая (ил. 4, 5).

Иллюстрация 4. Программа концерта симфонического оркестра под управлением С. Кусевицкого в Саратове 10 мая 1910 г.

г. САРАТОВЪ, 10 МАЯ 1910 г.

въ зал-в музыкальнаго училища

V

СИМФОНИЧЕСК1Й КОНЦЕРТЪ

подъ управлешемъ

СЕРГЪЯ КУСЕВИЦКАГО

при участш

А. СКРЯБИНА.

ПРОГРАММА:

(посвящена русскимъ композиторамъ).

РИМСК1Й-КОРСАКОВЪ . . „Шехеразада", симфоническая

поэма.

СКРЯБИНЪ........Концертъ для фортешано,

ор. 20. Исп. авторъ.

ТАНЪЕВЪ, С.......Антрактъ къ III Д^йст. оп. |

„Орестейя".

ЧАЙКОВСК1Й.......Пятая симфошя. |

Начало концерта въ 8 часовъ вечера.

16

Интересно, что в зале Саратовского музыкального училища 19 мая 1910 г. прозвучит музыка компози-

Иллюстрация 5. Программа концерта симфонического оркестра под управлением С. Кусевицкого в Саратове 11 мая 1910 г.

ЩШШ 1

7/ |i

г. САРАТОВЪ, 11 мая 1910 г,

въ зал "в музыкальнаго училища

СИМФОНИЧЕСК1Й КОНЦЕРТЪ

подъ управлешемъ

СЕРГЪЯ КУСЕВИЦКАГО

при участш

А. МОГИЛЕВСКАГО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОГРАММА:

БЕТХОВЕНЪ.......Увертюра къ трагедш Гете

„Эгмонтъ".

БЕТХОВЕНЪ.. ..... .Седьмая симфошя.

БРУХЪ..........Концертъ для скрипки, й-шоН.

СЕНЪ-САНСЪ........Прялка—Омфалы" симфоническая поэма.

ЛИСТЪ.........„Прелюд^", симфоническая

поэма.

ВАГНЕРЪ........Вступление къ оп. „Мейстерзингеры.

Начало концерта въ 8 час. вечера. .

17

-

у

тора Г. Э. Конюса, тогда ещё москвича. В программе обозначена его музыкальная картина «Лес шумит» по рассказу В. Г. Короленко. Это произведение услышали также в Самаре и Казани. Буквально через два года Георгий Эдуардович переедет из Москвы в Саратов, чтобы отдать свой педагогический и музыкальный талант становлению первой в российской провинции Саратовской консерватории. До 1920 г., когда он вновь вернётся в столицу, Конюс будет заметной фигурой в музыкальной культуре города7.

Но главная «приманка» в этом концертном турне по Волге — конечно, пианист-виртуоз, композитор, чья музыка вызывала горячие споры, неприятие и страстное поклонение. Впрочем, он уже в зените своей всемирной славы, этот чародей и волшебник — Александр Нико-

в 1912-1921 гг. В библиотеке ГАСО имеется раритетное издание 1904 г.: Ив. Липаев «Оркестровые музыканты».

7 Конюс Георгий Эдуардович (1862-1933). В числе знаменитых учеников мастера (Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, А. Гедике, Н. Метнер и др.) — и А. Н. Скрябин, который брал уроки фортепианной игры ещё до поступления в класс к Н. Звереву. Известный факт, что на торжественном акте открытия Саратовской консерватории хор и симфонический оркестр исполнили «Гимн труду» — одно из музыкальных произведений Конюса, которым он же и продирижировал 21 октября 1912 г.

лаевич Скрябин8 (ил. 6).

Иллюстрация 6. Фото А. Н. Скрябина из программы симфонических концертов 1910 г.

А. СКРЯБИНЪ.

В каждом волжском городе Скрябин исполняет свой Концерт для фортепиано с оркестром (ор. 20). И в каждом городе его сопровождает оглушительный успех.

Для Кусевицкого гений Скрябина — как путеводная звезда. Концертные турне по Волге пройдут ещё дважды — в 1912 и 1914 гг., когда Сергей Александрович будет иметь уже свой собственный симфонический оркестр, но уже без Скрябина. Так сложатся обстоятельства жизни двух музыкантов. Надо заметить, что Александр Николаевич ещё раз приедет в Саратов 29 ноября 1911 г., чтобы выступить перед саратовской публикой как пианист. В апреле 1915 г. великого музыканта не станет, а Кусевицкому после революции предстоит прожить долгую и плодотворную музыкальную жизнь вне России. После неожиданной и трагической смерти композитора дирижер даст несколько благотворительных концертов в память своего кумира. Сборы от этих музыкальных вечеров С. Кусевицкий передаст семье

Скрябина. Таким образом, Волга их объединит лишь единожды — весной 1910 г.

Обратимся к саратовской прессе этого периода, цитаты из статей существенно дополнят архивные материалы.

«К предстоящим гастролям концертов С. А. Кусевицкого. Г-н Кусевицкий начал свою дирижерскую деятельность сравнительно недавно, но после первых же его выступлений в серии концертов стало видно, что он обладает громадными способностями первоклассного дирижёра. До сих пор его знали как талантливого и единственного в своём роде виртуоза-контрабасиста. Но от смычка солиста до палочки дирижёра — дистанция огромного размера. За несколько лет отсутствия [в Москве] Кусевицкий много работал на новом избранном им поприще, имея возможность упражняться и совершенствоваться под указанием дирижерских светил.

Последнее время он выступал дирижёром в таких центрах, как Берлин, Вена, Париж, Лондон и др., где, по отзывам иностранной прессы, молодой дирижёр выказал не только талантливость, но и необычайное проникновение исполняемых им как русских, так и иностранных композиторов.

В настоящее время у Кусевицкого возникла идея — познакомить Поволжье с серьёзной музыкой в исполнении лучшего московского оркестра, в котором участвуют лучшие солисты и артисты Императорских театров. В означенные концерты приглашены известный композитор и пианист А. Скрябин и скрипач А. Могилев-ский» [3, с. 5].

«Благодаря инициативе, энергии и большим материальным средствам господина Кусевицкого многочисленная публика приволжских городов имеет возможность прослушать ряд выдающихся музыкальных произведений русских и иностранных композиторов в исполнении оркестра такого же выдающегося состава. Соединить воедино столько артистических сил... не всегда бывает возможно и в Москве, а для провинции такой оркестр и совсем редкость.

Для всего путешествия выработан репертуар пьес, из которого и составлена программа концертов в каждом данном городе. Для меньших городов, где давалось по одному концерту, программа была смешанной (русская и иностранная композиция), для больших, где предположительно дать по три концерта, один посвящается иностранной музыке и два русской.

В первый вечер саратовцы услышали произведения: Бетховена (Седьмая симфония и увертюра к "Эгмонту" Гёте), Вагнера (Вступление к опере "Мейстерзингеры"), Листа (Симфоническая поэма "Прелюдии"9) и Бруха (скрипичный концерт с оркестром), Сен-Санса ("Прялка Омфалы").

8 А. Н. Скрябин (1871-1915) посетит Саратов в составе гастрольного коллектива в мае 1910 г. Ещё раз он приедет в наш город полтора года спустя. Отмечая прекрасное исполнение музыкантом собственных вещей, автор газетной публикации выразил сожаление, что на концерте фортепианной музыки не было Скрябина-симфониста, заметив при этом: «Об исполнении у нас "Экстаза" и "Прометея" и думать нечего из-за невероятной сложности партитур вообще и каждой оркестровой партии в частности» [1, с. 3].

9 Скорее всего, это симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды».

92

В русском отделении программы (11 мая) стоит дивная красочная "Шехерезада" Римского-Корсакова, чудесная лирика Чайковского (первые две части Пятой симфонии), величественный антракт к III действию оперы С. Танеева и красивый фортепианный концерт г. Скрябина в исполнении самого автора. Солист Скрябин — композитор, всё более и более привлекающий внимание всего музыкального мира своими композициями. Фортепианный концерт относится к сравнительно раннему периоду его творческой деятельности и не представляет особых трудностей для понимания. Будучи прекрасным пианистом, Скрябин прекрасно справился со своей партией, имел большой успех и сыграл две прелестных вещицы на bis. Спасибо большое г-ну Кусевицкому за мысль предпринять такое большое утомительное путешествие исключительно из-за культурных целей, не боясь материальных издержек!» [10, с. 3].

(Далее следует ироничный пассаж автора газетной заметки в адрес саратовской публики, которая, оказывается, открывая музыкальный сезон, не может наполнить концертный зал даже два раза в год): «Уж эта пресловутая "музыкальность" саратовцев, находящих деньги лишь для Вяльцевой и Паниной, делающих бит-ковые сборы по сумасшедшим ценам! — сокрушается корреспондент "Саратовских вестей" Ф. А. — Может быть, на третий концерт найдётся довольно публики? Программа интересная и разнообразная». Потом автор статьи перечисляет произведения, в числе которых и «кошмарная "Ночь на Лысой горе" Мусоргского (ил. 7). Если и это не поможет расшевелить "меломанов-саратовцев", то что ещё можно сказать?!» — вопрошает рассерженный корреспондент10).

Справедливости ради, помимо отзыва саратовского репортёра, который, конечно, хорошо знал музыкальные вкусы своих земляков, стоит отметить ещё один отклик — в защиту тех самых «меломанов-саратовцев». На этот раз из уст знаменитой пианистки Ванды Ландовскойи, также совершившей турне по России. Артистка приезжала на Волгу из Парижа в зимний период 1909 г., по возвращению в Европу подробно написала о своём путешествии в Астрахань и Саратов. Её письмо, появившееся сначала на французском языке в Revue Musicall Mensuelle, перевели и опубликовали в местной газете, что было, безусловно, приятно для самолюбия саратовцев. Отметив русскую публику как исключительно внимательную, В. Ландовская отдельно выделяет Саратов, имеющий городское музыкальное училище под руководством фон Экснера и концертный зал на 2000 человек, «построенный с большим вкусом и обладающим совершенной акустикой, какой, пожалуй, и в Париже не найдёшь» [2, с. 3].

К сожалению, объём статьи не позволяет нам под-

Иллюстрация 7. Одна из страниц программы симфонических концертов под управлением С. Кусевицкого. 1910 г.

СИМФОНИЧЕСК1Й КОНЦЕРТЪ

ПОДЪ УПРАВЛЕШЕМЪ

С. А. КУСЕВИЦКАГО,

СЪ УЧАСПЕМЪ

В. П. ДАМАЕВА и Р. И. ЭРЛИХЪ.

ПРОГРАММА:

ОТДЪЛЕШЕ 1-е. 1) МУСОРГСК1Й, М.

«Ночь на Лысой гор-Ь», музыкальная картина.

М. П. МусоргскШ род. 16 марта 1835 г. въ с. Карев-Ь, Псковской губ., Торопецкаго уЬзда, а сконч. въ Петербург!. 16 марта 1881 г.

Исполняемая музыкальная картина посвящена В. В. Стасову, написана Мусоргским ь въ началЬ 60-хъ годовъ, но неоднократно редактировалась нмъ и вслЪдсте этого осталась неотделанной. Въ настоящемъ своемъ видЬ она состоить преимущественно изъ матер1аловъ, приведениыхъ въ связный и цельный порядокъ Н. А. Римскимъ-Корсаковыми

Содержажс музыкальной картины по собственной рукописи М. Мусор-скаго таково: Подземный гулъ нечеловЪческихъ голосовъ... Появлешс духовъ т. мы и всл-Ьдъ за ними Чернобога... Величаже Чернобога и Чертя служба... Шабашъ... Въ самомъ разгар-Ь шабаша, раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви; они разсЬиваютъ духовъ тьмы... Утро.

робно процитировать отклики на концерты оркестра Кусевицкого ещё двух газет, выходивших в Саратове в 1910 г. Заметки в этих изданиях также дают представление впечатлении от гастролей по Волге.

«Саратовский листок» оценивает приезд музыкантов в наш город как крупное событие местной музыкальной жизни. С. А. Кусевицкий характеризуется как виртуоз-виолончелист (хотя в действительности он контрабасист) и сильный дирижёр, а значительные средства, которыми он располагает, говорят о возможной грядущей славе коллектива. Сообщается о том, что дирижёр обещал включить в концертную программу произведения А. Н. Скрябина зрелого периода — Третью симфонию «Божественная поэма», «Поэму экстаза», «ибо изумление одних и восторг других делают музыку Скрябина предметом общего и большого интереса» [4, с. 3].

Газета «Волга» даёт краткую информацию о самом дирижёре, который только начинает свой путь к мировой славе. Любопытно прочитать о молодом, но уже

10 Под псевдонимом Ф. А. выступал Фёдор Акимович Пальчинский (1869 — не ранее 1928) — музыкальный критик, оперный режиссёр, организатор гастролей разного рода трупп). Личный фонд этого театрального деятеля (Ф. 1223) имеется в ГАСО (подробнее о деятельности Пальчинского см. в [9]).

11 Ванда Ландовска (1879-1959) — польская пианистка, музыкальный педагог, ключевая фигура в возрождении клавесина в первой половине XX в.

опытном музыканте, крещёном еврее, в провинциальной газете (к слову сказать, черносотенного и вполне определённого антисемитского толка).

«Если не ошибаемся, за дирижёрским пультом г-н Кусевицкий появился в начале нынешнего года. Но и до этого он был хорошо знаком не только в музыкальной Москве как солист Императорского Большого театра и преподаватель Московского филармонического училища, но, можно сказать... как единственный и удивительный виртуоз на контрабасе, который в его руках является тем же, чем скрипка в руках Кубелика. Кусевицкий в 1904 году оставил Москву и отправился концертировать за границей, где в Германии продолжил своё музыкальное образование.

Успех оркестра Кусевицкого в Саратове не только несомненный, но прямо-таки выдающийся. Столько аплодисментов и оваций Саратов давно не расточал. Словом, Кусевицкий оригинальный, яркий и талантливый дирижёр, в исполнении которого интересно слушать даже известную вещь» [7, с. 3].

«Волга» сообщает о третьем, заключительном, концерте в Саратове, который, наконец, кроме обычного художественного, имел также и материальный успех. Возможно, потому, что концерт посетили губернатор С. С. Татищев и многие видные лица города. «Перед началом концерта по предложению дирижёра оркестра все присутствующие почтили память скончавшегося на днях М. А. Балакирева»^. Особенный успех выпал на долю уже известного саратовцам тенора В. Дамаева. В краткой заметке в газете «Волга» от 21 мая 1910 г. указано, что «концерт окончился в 12 часов ночи».

Можно только представить, сколько известных нам саратовцев было тогда на этих майских концертах. Их голоса иногда доносятся до нас в воспоминаниях того времени, спустя десятилетия мы узнаём вехи судеб кого-то из горожан начала XX в., а некоторые судьбы, увы, не узнаем никогда. Я могу, кажется, даже назвать имена многих, кто (помимо нотариуса Г. Г. Дыбова-младшего!) наверняка сам аплодировал солистам и оркестрантам, кто пришёл послушать классическую музыку в прекрасный зал музыкального училища, ставшего в 1912 г. консерваторией в привычном её архитектурном виде" — первой в провинции и третьей в империи. И я тоже часто хожу в этот зал, он связан с детскими впечатлениями, с личностями, работавшими и работающими здесь людей, с музыкой исполнителей, оставивших след в сердце и уме, а значит и в моей собственной судьбе.

Много, что довелось повидать на своём веку залу, где в 1910 г. выступал А. Н. Скрябин и его коллеги по музыкальному цеху. Даже в ближайшие 15 лет после гастролей оркестра Кусевицкого — невероятные перемены, невиданные потрясения! Консерваторский зал долгое

время будет называться Октябрьским: здесь в 1917 г. провозгласят в Саратове советскую власть. Чуть позже в этих стенах пройдет судебный процесс над саратовскими священнослужителями, о чём несколько поколений саратовцев и не вспомнит никогда, ибо ничего не будет знать. В январе 1924 г., сразу после смерти

B. И. Ленина, в зале соберутся уже другие люди, люди новой эпохи. В резолюции того времени выражено решительное требование: присвоить консерватории имя вождя мирового пролетариата и создателя первого в мире социалистического государства.

Но вот что-то не получилось, инициативу на каком-то уровне не поддержали. Поэтому гораздо позже, в 1935 г. Саратовская консерватория получит совсем другое, музыкальное, имя — легендарного русского певца Л. В. Собинова. Леонид Витальевич тоже, конечно, выступал в своё время в концертах, где дирижировал

C. Кусевицкий. И первый такой концерт для двух музыкантов состоялся в 1908 г., в Берлине, городе, где молодой Сергей Александрович фактически и обрёл дирижёрскую профессию. В этом же году с Кусевицким познакомится и А. Н. Скрябин. Все эти имена — на небосклоне звёзд отечественной музыкальной культуры.

Я рассматриваю программки симфонических концертов 1910 г. Прекрасно сохранившиеся в фонде Саратовской архивной учёной комиссии, эти образцы полиграфического искусства так много могут рассказать нам не только о содержании музыкальных вечеров в те майские дни, когда Волга уже блестела под ярким солнцем, а в любимых саратовцами Липках благоухала сирень. Кажется, что от этих тонких изящных «тетрадей» неуловимо веет запахом ушедшей в небытие эпохи, страны, культуры.

Мы видим фотографии участников Первого турне по Волге — самого дирижёра и солистов. Читаем краткие биографические данные о композиторах, произведения которых звучат под сводами зала Саратовского музыкального училища на улице Немецкой. Здесь и фрагменты партитур, и доходчивое объяснение сути исполняемой музыки — ведь её будут слушать не только знатоки, но и те, кто тромбон или арфу увидят впервые и впервые услышат звуки полного симфонического оркестра. Конечно, не обходится и без рекламы: нотный магазин Российского Музыкального издательства, открытый в Москве, предлагает ноты и книги по всем отраслям музыкального знания всех русских и иностранных издательств — причём заказы покупателей исполняются быстро и аккуратно, стоит лишь послать телеграмму на Кузнецкий мост, 6.

Комментируя итоги первых волжских гастролей по Волге симфонического оркестра Сергея Кусевицкого, музыкальная критика отмечала полный успех благо-

12 Отметим, что местные газеты не только откликнулись на смерть выдающегося русского музыканта, но и сообщили о панихидах по скончавшемуся М. А. Балакиреву. Одна из них по инициативе Саратовского отделения ИРМО 21 мая в 12 часов прошла в зале музыкального училища, другая, 23 мая, в кафедральном соборе Александра Невского. Сообщается, что в храме пел архиерейский хор, усиленный голосами местных хоров до 150 человек [8, с. 3].

13 Здание, ставшее визитной карточкой Саратова, было построено по проекту А. Ю. Ягна в 1902 г., перестроено архитектором С. А. Каллистратовым в 1910-1912 гг.

родного начинания: «Не будь этого турне, возможно, понадобился бы добрый десяток лет, чтобы эта музыка дошла бы до тех городов». Действительно, встреча с московскими музыкантами, с превосходными дирижёром и солистами сделала возможным приобщить к классике «вживую» тех, кто жил и трудился в российской провинции — местную интеллигенцию, губернских и земских деятелей, студентов. Именно осознание своей просветительской миссии заставит С. Кусевицкого вновь организовать «волжскую одиссею»: в 1912 и 1914 гг. его оркестр к восхищению просвещённой публики снова приедет в Саратов.

Предполагалось даже, что один из триумфальных симфонических концертов под руководством маэстро мог бы состояться и в октябре 1912 г. По этому поводу во второй приезд в наш город дирижёр вёл серьёзные переговоры с С. К. Экснером — «энтузиастом музыкального просвещения», учредителем и будущим первым директором Саратовской консерватории. Тогда полным ходом шла подготовка к её открытию. Известно также, что концерт из произведений Бетховена в красивейшем здании на улице Немецкой предполагалось дать бесплатно. Вот какое музыкальное приношение от столичных музыкантов могли бы получить саратовцы! Среди них, к слову, тогда было немало слушателей из немцев Поволжья, многочисленных потомков переселенцев нароссийские просторы в середине XVIII в.

Но осуществить эту идею, к сожалению, не удалось: концерта из бетховенского цикла на торжественном акте в честь открытия консерватории послушать, увы, не удалось. Однако по настоянию С. Кусевицкого, ещё весной 1912 г. было решено, что в обязанности каждого преподавателя инструментальных классов консервато-

рии будет входить непременное участие в городских симфонических концертах. Эта рекомендация была поддержана местным отделением Императорского Русского музыкального общества. С Кусевицким обсуждались также и кандидатуры музыкантов, приглашаемых в Саратовскую консерваторию для преподавания. Наше учебное заведение в итоге получило первоклассный состав педагогов14.

Гастроли оркестра С. А. Кусевицкого, безусловно, оказали влияние на развитие русской провинциальной культурной жизни. Эти концерты, эти музыкальные праздники сначала были, возможно, определяющими для музыкального восприятия современников, потом память о них угасла. Интересно, вспоминал ли сам маэстро, оказавшись за пределами своей родины, о поездке по Волге, о счастливых днях пребывания в волжских городах, когда публика с восторгом принимала эти выступления?

Думая об этих таких далёких уже музыкальных событиях, о том, что последует вскоре за ними, какая новая музыка зазвучит в концертных залах и на просторах огромной страны, хочется как бы приостановить прекрасное мгновенье и на какое-то время вернуть навсегда ушедшее прошлое, услышать его гул, зов. И, кажется, что это можно сделать — хотя бы взяв в руки архивные документы, которые сами стали свидетелями времени и эпохи. «Всё прошло, всё кануло в неосязаемую вечность, и порой кажется, что всего этого не было, а был лишь какой-то странный, фантастический сон» [6, с. 232].

Со всеми материалами, которые были использованы для подготовки статьи, можно ознакомиться в читальном зале Государственного архива Саратовской области.

Литература

1. Губанова З. Ванда Ландовская о российской музыкальной провинции // Саратовский вестник. 1910. 16 мая.

2. Губанова З. На концерте Скрябина // Саратовский листок. 1911. 1 декабря.

3. К предстоящим концертам С. А. Кусевицкого // Саратовский вестник. 1910. 4 мая.

4. М. 2-й симфонический концерт С. Кусевицкого // Саратовский листок. 1910. 13 мая.

5. МинхА. Н. Записки о Крымской войне / предисл., ком-мент. А. И. Пиреева; под ред. Г. В. Захаровой, Г. В. Скорочкиной, В. Н. Токарева. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. 276 с.

6. Минх Н. А. Течет река Волга: Рассказы. М.: Сов. писатель, 1978. 254 с.

7. Н. В. Симфонические концерты С. Кусевицкого // Волга. 1910. 13 мая.

8. Панихида по Балакиреву // Волга. 1910. 25 мая.

9. Полозова И. В. Саратовский музыкальный театр в первой четверти XX в. на примере деятельности Ф. А. Пальчинского // Вестник Саратовской консерватории. 2020. № 3 (9). С. 48-55.

10. Ф. А. Симфонические концерты С. Кусевицкого // Саратовский вестник. 1910. 13 мая.

11. Юзефович В. А. Сергей Кусевицкий: русские годы. В 3-хт. Т. 1. М.: Издательский дом «ЯСК», 2004. 448 с.

References

1. Gubanova Z. Vanda Landovskaya o rossijskoj muzykal'noj provintsii [Vanda Landovskaya about the Russian musical province] // Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 1910. 16 maya [16th of May].

2. Gubanova Z. Na koncerte Skryabina [At the Scriabin concert] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 1911. 1 dekabrya [1st ofDe-cember].

3. K predstoyashchim koncertam S. A. Kusevitskogo [To the up-

14 Об этом подробнее см. в книге В. А. Юзефовича «Сергей Кусевицкий: русские годы» [11, с. 305-315]. Автор ошибается в имени Станислава Каспаровича Экснера, называя его Сергеем (с. 309).

coming concerts of S. A. Kusevitsky] // Saratovskij vestnik [Saratov leaf]. 1910. 4 maya [4th of May].

4. M. 2-j simfonicheskij koncert S. Kusevickogo [2nd Symphony concert of S. Kusevitsky] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 1910. 13 maya [13th of May].

5. Minh A. N. Zapiski o Krymskoj vojne [Notes on the Crimean War] / predisl., komment. A. I. Pireeva; pod red. G. V. Zaharovoj, G. V. Skorochkinoj, V. N. Tokareva. Saratov: Izd-vo FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya», 2019. 276 p.

6. Minh N. A. Techet reka Volga: Rasskazy [The Volga river flows: stories]. M.: Sov. pisatel', 1978. 254 p.

7. N. V. Simfonicheskie koncerty S. Kusevickogo [Symphony concerts of S. Koussevitsky] // Volga [Volga]. 1910. 13 maya [13th of May].

8. Panihida po Balakirevu [Memorial service for Balakirev] // Volga [Volga]. 1910. 25 maya [25th of May].

9. Polozova I. V. Saratovskij muzykal'nyj teatr v pervoj chetverti XX v. na primere deyatel'nosti F. A. Pal'chinskogo [Saratov musical theater in the first quarter of the twentieth century on the example of F. A. Palchinsky's activity] // Vestnik Saratovskoj konservatorii [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 3 (9). Pp. 48-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. F. A. Simfonicheskie koncerty S. Kusevickogo [Symphony concerts of S. Kusevitsky] // Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 1910. 13 maya [13th of May].

11. Yuzefovich V. A. Sergej Kusevitskij: russkie gody [Sergey Kusevitsky: Russian years]. V 3-ht. T. 1. M.: Izdatel'skij dom «YASK», 2004. 448 p.

Информация об авторе

Маргарита Николаевна Шашкина E-mail: ritaplus@mail.ru

Областное государственное учреждение «Государственный архив Саратовской области» 410012, Саратов, ул. Кутякова, 15

Information about the author

Margarita Nikolaevna Shashkina E-mail: ritaplus@mail.ru

Regional state institution «State archive of the Saratov region» 410012, Saratov, 15 Kutyakova Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.