Научная статья на тему 'Сарапульские лютеране во второй половине XIX - начале ХХ В. : динамика численности'

Сарапульские лютеране во второй половине XIX - начале ХХ В. : динамика численности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Машковцев Андрей Анатольевич

В статье рассмотрены основные социально-демографические характеристики одного из крупнейших неправославных религиозных объединений Сарапульского уезда Вятской губернии Евангелическо-лютеранской церкви. Проанализирована динамика численности сарапульских лютеран, а также их место в региональном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сарапульские лютеране во второй половине XIX - начале ХХ В. : динамика численности»

Андрей Анатольевич МАШКОВЦЕВ, Вятский государственный университет, д.и.н., профессор

г. Киров

САРАПУЛЬСКИЕ ЛЮТЕРАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.: ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены основные социально-демографические характеристики одного из крупнейших неправославных религиозных объединений Сарапульского уезда Вятской губернии - Евангеличе-ско-лютеранской церкви. Проанализирована динамика численности сара-пульских лютеран, а также их место в региональном социуме.

К началу царствования Александра II в Вятской губернии проживало 135 адептов Евангелическо-лютеранской церкви [1]. Лютеране были крайне неравномерно размещены по территории края. Больше половины из них (72 чел.) проживали в Сарапульском уезде, главным образом в Ижевске. Вторым местом сосредоточения представителей данной конфессии была губернская столица, где насчитывалось 39 лютеран. Как мы видим, на территории Вятского и Сарапульского уездов в 1855 г. жило 111 чел. лютеранского исповедания, что составляло 82 % от их общего количества. Таким образом, в Вятской губернии изначально оформилось два крупных

л

центра размещения лютеран - Ижевск и Вятка, где проживало свыше /3 всех вятских лютеран. Поэтому неслучайно, что именно здесь сформировались устойчивые лютеранские общины и были построены две лютеранские кирхи.

С 1855 по 1875 гг. лютеранское население Вятской губернии выросло в 2,5 раза, достигнув в 1875 г. 327 чел. [2]. Столь серьезный рост объясняется не естественным приростом (который был относительно небольшим), а притоком лютеран из других губерний страны, а также из-за границы.

Центром их притяжения являлся Сарапульский уезд, где располагались крупные металлургические и оружейные предприятия. В этот период там происходили заметные качественные сдвиги, связанные с осуществлением промышленного переворота. Как отмечают авторы фундаментального труда по истории Удмуртии, изданного в 2004 г. под редакцией К.И. Куликова, наиболее радикальные изменения произошли на Ижевском заводе, который постепенно превращается в капиталистическое предприятие, по многим показателям являвшимся одним из наиболее передовых в России: «На нем впервые в стране организуется массовое производство литой тигельной стали, которое заменило кричный способ, использовавшийся здесь более ста лет» [3]. Закупка нового современного оборудования и изменение технологического цикла требовали большого числа квалифицированных кадров. Решить данную проблему лишь за счет местных специалистов не представлялось возможным, что вынуждало руководство предприятия искать их за пределами края. Среди прибывавших в Ижевск инженеров и квалифицированных рабочих было немало лиц лютеранского исповедания.

Притоку немцев-лютеран способствовало и то, что в 1865 г. Ижевский завод передается в аренду полковнику М.К. Стандертшёльду и его компаньону Фролову. Как отмечает А.А. Шепталин, при М. К. Стандерт-шёльде в заводской администрации появляется довольно большое число немцев, в частности «офицеры Байер, братья Реннерфельды, лекарь Шарбе, помощник командира завода Фридрих Николаи, чиновники Карл Николаи и Фридрих Оберкотте, губернский секретарь Фридрих Фердинанд, канцеляристы Иоганн Дорнбуш и Эдуард Бейне, землемер Геннеман, штаб-капитан Карл Штакельберг» [4].

Однако по-настоящему «золотым» временем для ижевских лютеран стал период с 1871 по 1879 гг., когда завод взял в аренду капитан гвардейской артиллерии П.А. Бильдерлинг [5]. При нем произошло еще более заметное технологическое обновление предприятия. В частности, водяные колеса стали постепенно заменяться турбинами и паровыми двигателями [6]. Также были закуплены новые сверлильные, винторезные и др. станки. Именно в этот период (1872 г.) Ижевский завод начал производство стали, необходимой для выпуска как гражданской, так и военной продукции. А 1 февраля 1877 г. под руководством инженера В.Я. Вергера на предприятии заработала первая мартеновская печь, что позволило не только увеличить объемы выпускаемой продукции, но и повысить ее качество.

Переход Ижевского завода под управление П.А. Бильдерлинга привел к дальнейшему быстрому росту числа адептов Евангеличе-ско-лютеранской церкви в Ижевске и в целом на территории Сарапульского

уезда. В 1869 г. в Сарапульском уезде насчитывалось 92 лютеранина [7]. К 1873 г. эта цифра возросла до 111 чел. [8], а в 1875 г. составила 264 чел. [9]. При этом лютеране заняли ключевые позиции в руководстве Ижевским заводом. «При Бильдерлинге 7 из 12 наиболее значительных руководителей на заводе были немцами: это сам управляющий заводом - капитан П.А. Биль-дерлинг, помощник управляющего - подполковник Эббергарт Галиндо, главы цехов и мастерских - фон Зеланд, Гуго Стандершёльд, Мауриц Эке-стуббе, Николай Тейзинг, Федор Тезинг», - отмечает А.А. Шепталин [10].

Быстрое увеличение численности лютеран в Ижевске, а также серьезная поддержка со стороны немецкого руководства предприятия способствовали положительному решению вопроса о строительстве в поселке полноценного лютеранского храма. В 1872 г. здесь за счет казны была построена лютеранская кирха [11], ставшая первой лютеранской церковью на территории Вятской губернии. Известный ижевский историк и искусствовед Е.Ф. Шумилов отмечает, что это была интересная в архитектурном отношении постройка, выполненная в неоготическом стиле [12].

После того, как П.А. Бильдерлинг в 1879 г. покинул Ижевск, новым управляющим завода стал Гуго Стандертшёльд. Он был выходцем с территории Великого княжества Финляндского и также исповедовал лютеранство. Однако, как отмечает А.А. Шепталин, «при Стандертшёльде, в 1881 г., государственные заказы на оружие были сокращены и многие работники завода были уволены» [13]. Кроме того, с 1885 г. Ижевский завод перешел в казенное ведение, что привело к заметным кадровым изменениям в руководстве предприятия. Указанные факторы способствовали резкому сокращению в первой половине 1880-х гг. численности лютеран как в Сарапульском уезде, так и в целом в Вятской губернии. К 1885 г. их общая численность в крае уменьшилась до 152 чел. [14], то есть более чем в 2 раза в сравнении с 1875 г. При этом наиболее значительно (в 3 раза) сократилось количество лютеран именно в Сарапульском уезде: в 1885 г. их осталось 87 чел., тогда как десятилетием ранее насчитывалось 264 чел. [15].

Впрочем, отмеченное сокращение численности адептов Евангеличе-ско-лютеранской церкви оказалось временным. В конце XIX в., благодаря многочисленным государственным заказам, завод вновь стал наращивать объемы выпускаемой продукции и осуществлять техническую модернизацию своих производственных мощностей. Так, в 1893 г. на предприятии заработала вторая мартеновская печь и было запущено несколько новых водяных турбин [16]. И хотя лютеране навсегда утратили доминирующее положение в руководстве Ижевским заводом, однако по-прежнему составляли заметный удельный вес среди инженерно-технического состава предприятия.

На момент проведения Первой всеобщей переписи населения 1897 г. в Вятской губернии насчитывалось 427 лютеран. Свыше половины из них (224 чел.) находились на территории Сарапульского уезда, главным образом в Ижевске. На втором месте по числу представителей данной конфессии была Вятка, где проживало 67 лютеран (еще 13 чел. жили в различных населенных пунктах Вятского уезда) [17].

С 1897 г. и до начала Первой мировой войны колебания численности лютеран края являлись незначительными. За период экономического кризиса 1900-1903 гг. и последовавшей за ним депрессии 1904-1908 гг. количество лютеран в Вятской губернии уменьшилось до 389 чел. [18], но затем вновь стало расти. Накануне Первой мировой войны в Вятской губернии насчитывалось 405 последователей западноевропейской конфессии [19].

Начавшаяся в августе 1914 г. Первая мировая война привела к многократному увеличению численности лютеран в крае. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, Вятская губерния стала одним из районов размещения германских и австро-венгерских подданных, интернированных из прифронтовой полосы. 2 августа 1914 г. Николай II подписал указ, согласно которому все подданные «центральных держав» (мужского пола) в возрасте от 18 до 45 лет депортировались в отдаленные районы страны, находившиеся на значительном расстоянии от зоны боевых действий [20]. Однако фактически, в ходе реализации данного указа, выселялись не только мужчины призывного возраста, но и лица старше 45 лет, а также члены их семей.

В августе 1914 г. началось выселение подданных Германии и Австро-Венгрии из прифронтовой полосы в Польше, Литве и на Волыни. Помимо Вятской губернии, интернированные направлялись в Вологодскую и Оренбургскую губернии, в заволжскую часть Казанской и Костромской губерний, восточные уезды Олонецкой губернии, а также Шенкурский и Пинегский уезды Архангелогородской губернии [21].

В Вятскую губернию первые группы интернированных прибыли в начале августа 1914 г. К ноябрю 1914 г. общее число германских и австро-венгерских подданных в крае достигло 7388 чел., а к 1 августа 1915 г. -8163 чел. [22].

Во-вторых, Вятская губерния была крупным центром размещения военнопленных. Среди них преобладали бывшие военнослужащие австро-венгерской армии (австрийцы, венгры, чехи, русины и пр.), являвшиеся в основном католиками и униатами по вероисповеданию. Вместе с тем, среди пленных встречалось немало солдат кайзеровской армии, исповедовавших лютеранство.

Наконец, с началом войны в Вятскую губернию хлынул поток беженцев из западных регионов страны. Первоначально среди них доминировали католики, бежавшие из Польши, Литвы и Западной Белоруссии, но после оккупации германскими войсками части Латвии (например, Курляндии) стали появляться латыши-лютеране.

Общее количество лиц лютеранского вероисповедания определить достаточно сложно. Отчет Вятского губернского статистического комитета за 1914 г. позволяет установить лишь общее число протестантов, находившихся в тот момент на территории края - 3621 чел. [23], однако вычленить из этого количества лютеран не представляется возможным.

За 1915-1916 гг. статистические данные по количеству лютеран есть лишь по отдельным уездам, но и они свидетельствуют о весьма существенном росте числа адептов данной конфессии в годы Первой мировой войны. Так, в конце 1916 г. в одном лишь Слободском уезде насчитывалось 3869 лютеран и 276 представителей других протестантских религиозных организаций (адвентисты, баптисты, меннониты и пр.) [24].

После подписания Советской Россией в марте 1918 г. Брестского мира Вятскую губернию покинули германские и австро-венгерские военнопленные и интернированные лица. Окончательное прекращение Первой мировой войны позволило вернуться на родину большинству беженцев (в частности, латышей). Наконец, Гражданская война в России и жесткая политика «военного коммунизма», проводимая большевиками, привели к исходу с территории края тех немцев-лютеран, которые прибыли сюда вполне добровольно. Впрочем, эти демографические процессы уже выходят за хронологические рамки нашего исследования.

Источники и литература

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 574. Оп. 1. Д. 30. Л. 6об.-9.

2. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 526. Л. 6.

3. История Удмуртии: Конец XV - начало ХХ века / под ред. К.И. Куликова. Ижевск, 2004. С. 322.

4. Шепталин А.А. Немцы в Удмуртии: историко-демографические очерки. Ижевск, 1993. С. 19.

5. История Удмуртии... С. 322.

6. Александров А.А. Ижевский завод. Ижевск, 1957. С. 107-108.

7. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 274. Л. 8-8об.

8. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 441. Л. 4.

9. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 526. Л. 4об.-5.

10. Шепталин А.А. Указ. соч. С. 19.

11. Берестова Е.М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало ХХ в.): Социально-культурная деятельность. Ижевск, 2005. С. 115.

12. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии: Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI - начала ХХ в. Ижевск, 2001. С. 41.

13. Шепталин А.А. Указ. соч. С. 19.

14. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1005. Л. 139.

15. ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 526. Л. 4 об.-5; Д. 1005. Л. 139.

16. История Удмуртии... С. 323.

17. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого. Вятка, 1904. Т. Х. Вятская губерния. С. 84.

18. ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 811. Л. 4.

19. ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 942. Л. 4.

20. Гурьянова С.И. «Вятский плен» германских и австро-венгерских подданных (1914-1916 гг.) // Военно-исторический журнал. 2011. № 4. С. 17.

21. Нелипович С. Г. Репрессии против подданных «центральных держав» // Военно-исторический журнал. 1996. № 6. С. 34.

22. Гурьянова С.И. Указ. соч. С. 19.

23. ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 963. Л. 2, 7, 10, 10 об., 18, 23, 39, 51, 59, 63, 76, 92, 104.

24. ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 988. Л. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.