УДК 159.9.072.43
САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2016
Кананчук Лидия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
и педагогики дошкольного образования Сороковикова Ирина Викторовна, магистрант Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Нижняя Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В практике педагогов дошкольных образовательных учреждений все более актуальным становится вопрос формирования доброжелательных отношений между представителями разных этнических групп. В тоже время это не способствует стихийному повышению этнокультурной компетентности, но обуславливает необходимость повышения этнокультурной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации. Педагог находится в условиях, когда к нему предъявляются постоянно определенные требования, и на данном этапе развития системы образования эти требования достаточно высоки. Это касается, в том числе, и этнокультурной компетентности. Важнейшей составляющей, оказывающей влияние на становление профессиональной компетентности педагога, является рефлексия. Рефлексия является универсальным механизмом изменения стратегии мышления и поведения человека. Саногенная рефлексия, как важнейший механизм личностного развития в контексте формирования этнокультурной компетентности, позволяет сформировать у педагогов умение адекватно и гибко реагировать в ситуациях взаимодействия с представителями разных народов в полиэтнической среде.Саногенная рефлексия может выступать как условие развития этнокультурной компетентности педагогов, если осуществлять целенаправленное развитие саногенной рефлексии, в ходе специально организованной работы. Для того чтобы определить, каким образом формировать этнокультурную компетентность педагогов, необходимо определить ее содержание. Большинство исследователей придерживаются комплексного подхода, согласно которому этнокультурная компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, отражающую совокупность представлений о той или иной культуре, умение применять эти знания в практике взаимодействия с представителями разных культур, проявление положительного отношения к другим культурам. Этнокультурная компетентность способствует формированию адекватных моделей поведения, которые характеризуются поддержанием атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативностью в совместной деятельности, устранением нетерпимого отношения к людям других культур.
Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, этнокультурное образование, рефлексия, саногенная рефлексия, саногенное мышление, этнические группы, полиэтническая среда, этническая культура, этническая толерантность.
SANOGENIC REFLECTION AS A MEANS OF IMPROVING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2016
Kananchuk, Lidiya Aleksandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology and pedagogics of preschool education Sorokovikova Irina Viktorovna, graduate student Irkutsk state University (664011, Russia, Irkutsk, street the bottom Quay, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. In practice, teachers of preschool educational institutions all the more urgent becomes the question of the formation of friendly relations between representatives of different ethnic groups. At the same time, it is not conducive to natural increase ethnic and cultural competence, but necessitates the increase of ethnocultural competence of teachers in preschool educational organizations. The teacher is in conditions when to it are constantly certain requirements, and at this stage of development of the education system, these requirements are quite high. This applies, in particular, and ethnocultural competence. The most important component influencing the formation of professional competence of a teacher is reflection. Reflection is a universal mechanism of change of strategy of thinking and behavior. Sanogenic reflection, as a key mechanism of personal development in the context of the formation of ethno-cultural competence allows educators the ability to adequately and flexibly react in situations of interaction with different cultures in a multiethnic environment. Sanogenic reflection can act as a condition of development of ethnocultural competence of teachers, enabling targeted development of sanogenic reflection, in the course of specially organized work. In order to determine how to shape the ethno-cultural competence of teachers, it is necessary to determine its contents. Most researchers take a holistic approach, according to which ethno-cultural competence is an integral characteristic of personality, reflecting the set of ideas about a particular culture, the ability to apply this knowledge in the practice of interaction with representatives of different cultures, the manifestation of a positive attitude to other cultures. Ethno-cultural competence contributes to the formation of adequate models of behavior, which are characterized by the maintenance of an environment of harmony and mutual trust, high performance in joint activities, the elimination of intolerance towards people of other cultures.
Keywords: competence, ethno-cultural competence, ethno-cultural education, reflection, sanogenic reflection, sanogen-ic thinking, ethnicity, polyethnic environment, ethnic culture, and ethnic tolerance.
В современной системе образования большое внимание отводится созданию определённых условий для формирования в различных этнических и социальных группах атмосферы согласия, взаимопонимания, равенства и справедливости. В системе дошкольного образования проблема воспитания и обучения человека в полиэтнической среде является актуальной.
На данный момент этнокультурная образованность детей является одним из приоритетных направлений работы, и во многом она выступает как результат этнокультурной образовательной стратегии педагога.
В тоже время практические наблюдения показывают,
что современные педагоги не могут в полной мере реализовать этнокультурологические функции, возникает противоречие между осуществлением педагогом трансляции этнокультурного опыта и недостаточной сформи-рованностью этнокультурной компетентности педагога, позволяющей осуществлять этнокультурное образование.
В существующих программах подготовки, переподготовки педагогов на данный момент не находят достаточного отражения проблемы этнокультурного образования. Эти вопросы затрагиваются достаточно поверхностно, и в связи с этим затрудняется формирование у
педагогов этнокультурной компетентности.
Также обнаружено противоречие между разработанностью технологий и подходов к формированию этнокультурной компетентности педагогов и недостаточной разработанностью условий ее формирования. Одним из таких условий, по-нашему мнению, может выступать са-ногенная рефлексия.
Рефлексия - уникальная способность человека осознавать собственные действия, основанные на конкретных этнических стереотипах, преобразование личностью в новых условиях собственных взглядов, поведения, адекватных ситуациям [5]
В.И.Слободчиков определяет рефлексию как специфическую человеческую способность, позволяющую человеку изучать свои мысли, эмоциональные состояния, отношения и преобразовывать их [1].
В нашем исследовании рассматривается саногенная рефлексия [2,3], направленная на снижение степени переживаний обиды, вины, агрессии, возникающих в отношениях педагогов с представителями иных воззрений на культуру и поведение.
Основной функцией саногенной рефлексии является объективация неконструктивных умственных автоматизмов и их коррекция.
Ю.М.Орлов противопоставляет саногенную рефлексию и механизмы психологической защиты [2]. Влияние саногенной рефлексии на деятельность человека на данный момент подтверждено результатами целого ряда исследований, в которых рассматривается влияние са-ногенной рефлексии на личность человека, на результат деятельности, на снижение тревожности, на оптимизацию акцентуации характера, на социально-психологическую адаптацию. Эти аспекты отражены в работах С.Н.Морозюка [3], А.В.Рассохина [4], В.А.Иванова и других [5].
Саногенную рефлексию, как мы полагаем, можно рассматривать как условие развития этнокультурной компетенции педагогов дошкольного образования.
Цель настоящей статьи - показать возможности са-ногенной рефлексии, в развитии этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образования.
Саногенная рефлексия, как важнейший механизм личностного развития в контексте формирования этнокультурной компетентности, позволяет сформировать у педагогов умение адекватно и гибко реагировать в ситуациях взаимодействия с представителями разных народов в полиэтнической среде.
Профессиональная компетентность предъявляет к педагогам определенные требования, обеспечивающие его профессиональный рост и развитие [6-11]. В структуре профессиональной компетентности педагога также выделяются несколько видов компетентности, среди которых находится и этнокультурная компетентность.
Этнокультурная компетентность в работах Н.Г.Арзамасцевой [12], Е.В.Бондаревской [13], А.Н.Джуринского [14] и других авторов рассматривается как свойство личности, которое выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре и реализуется через умения, навыки и модели поведения.
Т.Г.Стефаненко определяет этнокультурную компетентность, как проявление этнической толерантности. Автор указывает, что понимание источников и последствий нетерпимого отношения к людям другой национальности помогает достичь большей согласованности интересов и точек зрения, которые присущи разным этническим группам на основе компромиссного решения
[15].
Большинство исследователей придерживаются комплексного подхода к понятию «Этнокультурная компетентность», согласно которому этнокультурная компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, отражающую совокупность представлений о той или иной культуре, умение применять эти
знания в практике взаимодействия с представителями разных культур, проявление положительного отношения к другим культурам.
В современном дошкольном образовании проблема развития этнокультурной компетентности педагогов характеризуется тем, что внимание исследователей в большей степени сконцентрировано на организации работы педагога с детьми, а проблема развития этнокультурной компетентности самого педагога, выявление и создание условий этого развития отодвинуты на второй план.
Для того чтобы определить, каким образом развивать этнокультурную компетентность педагогов, необходимо определить ее содержание.
Как считает Л.И.Боровикова, этнокультурная компетентность характеризуется следующим содержанием, включающим в себя:
- готовность и способность педагога придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифически-ми умениями своего народа;
- готовность и способность изучать различные культуры с целью установления оптимальных взаимоотношений с представителями других народов, преодолевать узость кругозора;
- готовность и способность искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных;
- готовность и способность осмысливать происходящие в обществе этнокультурные процессы;
- готовность и способность включаться во взаимодействие с представителями других культур в виде активного и координированного сотрудничества [16].
Мы полагаем, что процесс развития этнокультурной компетентности и саногенной рефлексии являются взаимосвязанными, но между этими процессами нет прямой связи, и нельзя сказать, что развитие саногенной рефлексии автоматически приведет к повышению уровня этнокультурной компетентности. Но, способность личности применять возможности саногенной рефлексии в процессе развития этнокультурной компетентности может значительным образом повысить эффективность данного процесса, посредством того, что у педагогов будут актуализированы потребности в саморазвитии, будут сформированы механизмы саморазвития.
В этой связи нами было предпринято исследование, целью которого является рассмотрение саногенной рефлексии как условия развития этнокультурной компетентности.
Нас интересовало, как взаимосвязаны показатели саногенной рефлексии педагогов, а именно защита от чувства обиды, вины, агрессии против других, несоответствие поведения других ожиданиям с показателями этнокультурной компетентности педагогов дошкольной организации.
Определение уровней сформированности этнокультурной компетентности осуществлялось по критериям, которые соотносились со следующими компонентами: мотивационно-ценностным, деятельностно-поведенче-ским, когнитивно-рефлексивным.
В исследовании приняли участие 40 педагогов дошкольного образования из двух детских садов.
С целью выявления уровня сформированности у педагогов мотивационно-ценностного компонента этнокультурной компетентности нами был использован адаптированный опросник Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгеровой [17]. Опросник направлен на диагностику таких аспектов как этническая толерантность и толерантность как черта личности.
Результаты показателей мотивационно-ценностного компонента этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения представлены на рисунке 1.
Результаты исследования данного компонента показывают, что большинство педагогов обоих дошкольных учреждений имеют средний уровень толерантности.
Педагогам с данным уровнем характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолегантность.
высоким I средний I низким высокий ¡средний ■ низкий
эг
кг
Рисунок 1 - Показатели мотивационно - ценностного компонента этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Для качественного анализа аспектов толерантности использовалось разделение на субшкалы: этническая толерантность и толерантность как черта личности.
Интересующая нас субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Исследовав данную субшкалу, мы выяснили, что в экспериментальной группе - 18 педагогов имеют средний уровень, 2 педагога высокий уровень, педагогов с низким уровнем не выявлено; в контрольной группе - 18 педагогов также имеют средний уровень, 1 педагог высокий уровень и 1 педагог низкий уровень.
Для примера приведём некоторые фрагменты, входящие в состав опроса. С утверждением «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные» в экспериментальной группе согласны 8 педагогов и не согласны 12 педагогов, в контрольной группе согласны 5 педагогов и не согласны 15 педагогов.
Готовность общаться с человеком другой этнической группы в экспериментальной группе проявили 19 педагогов и 1 педагог не готов к общению, в контрольной группе 17 педагогов за общение и 3 педагога против.
Желание среди своих воспитанников иметь детей разных этнических групп в экспериментальной группе проявили 11 педагогов и 9 педагогов не согласны, в контрольной группе 15 педагогов - за, 5 педагогов - против. С целью определения уровня сформированности когнитивного компонента этнокультурной компетентности нами был составлен опросник «Этнокультурная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации». Опросник позволил определить знания педагогов основных понятий и терминов, целей и задач этнокультурного воспитания, культурных обычаев и традиций людей других этнических групп, общий уровень осведомлённости педагогов об этнокультурной и народной педагогике.
В ходе опроса выяснилось, что в экспериментальной группе 11 и в контрольной группе 14 педагогов дают правильное определение понятию «культура». Например, «Культура - это развитие духовных, телесных, душевных качеств человека, направленное на улучшение возможностей человека», «Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
На вопрос: «Что такое этническая культура?» - 15 педагогов экспериментальной группы и 12 педагогов контрольной группы дали верный ответ: «Культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе», «Культура, связанная с историей народов, их традициями, обычаями, литературой, народным эпосом».
Вопрос «В чём проявляются культурные отличия разных этнических групп?» не вызвал серьёзных затруднений ни в экспериментальной группе, ни в контрольной группе, 16 педагогов в экспериментальной группе и 17 педагогов в контрольной группе дали верные, логически обоснованные ответы.
Серьёзные затруднения у педагогов вызвало определение понятия «Этнокультурная компетентность», только 6 педагогов экспериментальной группы и 5 педагогов контрольной группы дали полные, объективные ответы. Например: «Свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализованное через умения, навыки и модели поведения, способах эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия».
Сформулировать цель этнокультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении смогли 5 педагогов экспериментальной группы и 7 педагогов контрольной группы. Возникли трудности и в определении задач этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста - 5 педагогов экспериментальной группы и 4 педагога контрольной группы смогли сформулировать несколько задач этнокультурного воспитания дошкольников. Что является подтверждением того, что педагоги не понимают, как воспитывать и обучать детей в контексте этнокультурной педагогики.
Интересовали нас и такие вопросы, как «Что такое толерантность? В чём она проявляется?» и « Что такое эмпатия? В чём она проявляется?» На первый вопрос 16 педагогов экспериментальной группы и 18 педагогов контрольной группы дали полные верные ответы. На второй вопрос по 18 педагогов той и другой группы дали верные определения.
Следует отметить, что багаж знаний в области традиций и обычаев других народов недостаточно полон у обеих групп респондентов. В основном педагоги отмечали бурятскую и русскую культуру и традиции. Единичные приводились примеры из культуры народов Кавказа, Индии, Китая и Японии. Результаты подтверждают, что педагоги недостаточно осведомлены о культуре народов других этнических групп.
Оценка уровня когнитивного компонента этнокультурной компетентности по результатам опросника проводилась по четырнадцатибальной системе (исходя из четырнадцати представленных в нём вопросов). За каждый верный, полный ответ на вопрос респондент получал 1 балл. Уровни когнитивного компонента этнокультурной компетентности представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Показатели когнитивного компонента этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
Деятельностно-поведенческий компонент этнокультурной компетентности педагогов был направлен на выявление практической готовности к осуществлению этнокультурной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Нами была составлена анкета «Этнокультурная деятельность педагога дошкольной образовательной организации», которая состояла из 12 вопросов, позво-
ливших определить уровень готовности педагогов к осуществлению деятельности с детьми и их родителями по этнокультурному воспитанию, а также готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к взаимодействию с представителями разных этнических групп.
Результаты оценки педагогических умений педагогов предотавхет_
высоким
■ средний I низкий
высокий
■ средний I низкий
рефлексии, дающие локально-временной эффект. Чем сильнее страдание от эмоции, тем выше должны быть показатели конкретных видов рефлексии и, наоборот, чем благополучнее человек, тем меньше у него потребность применять психические защиты.
Нас интересовали такие показатели когнитивно-эмо-тивного теста, как защита от вины, защита от обиды, агрессия против других и несоответствие поведения других ожиданиям.
В результате исследования мы получили следующие результаты по интересующим нас показателям, которые представлены в таблице.
Таблица 1 - Показатели рефлексивного компонента этнокультурной компетентности педагогов
Показатели экспериментальная группа (средний балл) контрольная группа (средний балл)
Защита от чувства вины 42 40
Защита от обиды 34 30
Агрессия против других 21 18
Несоответствие поведения других ожиданиям 45 47
Рисунок 3 - Показатели деятельностно-поведенче-ского компонента этнокультурной деятельности педагогов.
В качестве примера приведём некоторые фрагменты исследования.
Вопрос: «Планируете ли Вы в своей педагогической деятельности работу по этнокультурному воспитанию детей?»
Ответы педагогов: 18 педагогов экспериментальной группы и 19 педагогов контрольной группы ответили «да», 2 педагога экспериментальной группы и 1 педагог контрольной группы ответили «нет».
Вопрос: «Возникают ли у Вас затруднения в осуществлении этнокультурного воспитания дошкольников?»
Ответы педагогов: 3 педагога экспериментальной группы и 2 педагога контрольной группы ответили «да», 4 педагога экспериментальной группы и контрольной группы ответили «нет», 13 педагогов экспериментальной группы и 14 педагогов контрольной группы ответили «частично».
Вопрос: «Можете ли Вы познакомить дошкольников с традициями, обычаями, сказками, поговорками, песнями, играми народов других этнических групп?»
Ответы педагогов: 15 педагогов обеих групп ответили «да», 1 педагог экспериментальной группы ответил «нет», в контрольной группе педагогов с отрицательным ответом не было, 4 педагога экспериментальной группы и 5 педагогов контрольной группы ответили «частично».
Свой уровень сформированности практических умений, как неотъемлемой части этнокультурной компетентности, педагоги оценили следующим образом: экспериментальная группа - высокий уровень - 0, средний уровень -18 педагогов, низкий уровень -2 педагога; контрольная группа - высокий уровень - 1, средний уровень - 17, низкий уровень - 2 педагога.
С целью выявления уровня сформированности у педагогов рефлексивного компонента этнокультурной компетентности нами был использован когнитивно-эмо-тивный тест, разработанный Ю.М.Орловым. Данная методика относится к группе проективных методик.
Тест идентифицирует и измеряет когнитивные процессы (умственные акты), представляющие собой рефлексию человека, возникающие в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды.
Когнитивно-эмотивный тест построен на основе поведенческого подхода к пониманию мышления как умственного поведения.
Виды рефлексии, то есть привычные шаблоны мысли, принято называть механизмами психической защиты. Ряд показателей теста измеряет виды защитной
Полученные результаты когнитивно-эмотивного теста свидетельствуют о том, что у педагогов показатель «агрессия против других» находится в норме. Уровень защиты педагогов от чувства вины и обиды, а также показателя «несоответствие поведения других ожиданиям» несколько превышен. В экспериментальной группе у 5 педагогов показатель агрессии превышает 30 баллов, в контрольной группе тот же показатель превышает 30 баллов у 3 педагогов.
Исследовав защиту педагогов от чувства вины и обиды, мы получили следующие результаты: у 14 педагогов экспериментальной группы показатель защиты превышает 30 баллов. Есть педагоги, защита от чувства вины которых, достигает показателей 76 и 82 баллов; в контрольной группе показатель защиты превышает 30 баллов у 10 педагогов. Результаты тестирования по показателю «защита от обиды» показывают следующее: в экспериментальной группе 11 педагогов имеют показатель более 30 баллов и у одного педагога показатель защиты от обиды достигает 95 баллов, что является значительным превышением нормы; в контрольной группе у 13 педагогов показатель превышает 30 баллов.
Исследовав следующий интересующий нас критерий «несоответствие поведения других ожиданиям», мы выяснили: у 8 педагогов экспериментальной группы количество баллов превышает 30, у 4 педагогов показатель превышает 70-ти балльной отметки; в контрольной группе у 12 педагогов количество баллов более 30 и у 1 педагога показатель превышает 70 баллов.
Как видно из результатов тестирования у большинства респондентов превышен уровень интересующих нас критериев когнитивно-эмотивного теста, что может оказывать влияние на показатели этнокультурной компетентности педагогов.
Саногенному мышлению можно и необходимо обучать, вырабатывая новые привычки и навыки умственного поведения, саногенные, позволяющие контролировать мысли и управлять эмоциями. В результате такого обучения формируется способность не подавлять эмоции, а осознавать их основания, что устраняет возможность хронических эмоций.
Благодаря рефлексии человек способен прервать действие неэффективных, но привычных, стереотипных программ поведения, лежащих в основе характера, осознать их неэффективность и способствовать формированию нового, адекватного ситуации, поведения.
Таким образом, следующим этапом нашего исследования будет являться разработка формирующего эксперимента, где будут использованы интерактивные методы обучения педагогов по развитию саногенной рефлексии как средства повышения этнокультурной компе-
тентности педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Слободчиков В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 25-36.
2. Орлов Ю.М. Личность и индивидуальность. М., 2007. 128 с.
3. Морозюк С.Н. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности). М., 2006. 102 с.
4. Рассохин А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 13-23.
5. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. Н. Новгород: Волго-Вятская академия госслужбы. 1996. 246 с.
6. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
7. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
8. Смагина А.А. Профессиональная компетентность учителя истории в формировании базовых национальных ценностей у старшеклассников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 156-161.
9. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.
10. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
11. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
12. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Арзамасцева. М., 2010. 20 с.
13. 7Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31
14. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2012. № 10. С. 93-95.
15. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 2009. 320 с.
16. Боровикова Л. И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогике и социальной работы. М., 2003. 128 с.
17. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности. Практическое пособие. М.: Смысл, 2008. 172 с.