Научная статья
УДК 159.9:331; ББК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-25-30
EDN: https://elibrary.ru/PZKDAV
NIION: 2018-0077-1/24-417
MOSURED: 77/27-024-2024-01-616
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Саногенная рефлексия как фактор готовности к деятельности
(к постановке проблемы)
Илья Андреевич Саванин1, Светлана Николаевна Морозюк2
2 Московский педагогический государственный университет (МШ У), Москва, Россия
Аннотация. Обосновывается целесообразность рассмотрения саногенной рефлексии в качестве фактора готовности к профессиональной деятельности. По результатам сравнительного анализа уточнено понятие саногенной рефлексии как особого типа рефлексии, направленного на снижение страдания от негативных эмоций, в результате чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения. Уточнено, что саногенная рефлексия выполняет целый ряд важных для жизнедеятельности человека функций: способствует осознанной регуляции психических состояний и сбережению здоровья человека, возвращает человеку уверенность в себе и гармонию отношений с миром, содействуя адаптации в сложных ситуациях, активизирует творческое восприятие сложных ситуаций и содействует развитию субъектности. По результатам проведенного исследования установлено, что в психологических исследованиях до настоящего времени недостаточно внимания уделено саногенной рефлексии как потенциальному фактору обеспечения готовности к деятельности. Однако в условиях высокой неопределенности, быстрой изменчивости ситуации, критического стресса, крайнего нервно-психического напряжения, а также высокого риска психологической травматизации особенно важными представляются именно развитые способности к саногенной рефлексии, которая представляет собой особый вид рефлексии, способствующей не только поиску решений в ситуациях неопределенности и преодолению негативных переживаний с сохранением психического здоровья и эмоционального равновесия, но выработке саногенных автоматизмов мышления.
Ключевые слова: саногенная рефлексия, саногенное мышление, готовность к деятельности, психологическая готовность, профессиональная подготовка
Для цитирования: Саванин И. А., Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор готовности к деятельности (к постановке проблемы) II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 25-30. https://doi. org/10.24412/2658-638X-2024-l-25-30. EDN: PZKDAV.
Original article
Sanogenic reflection as a factor of readiness for activity
(to pose a problem)
Ilya A. Savanin1, Svetlana N. Morozyuk2
2 Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russia
Abstract. The purpose of the scientific article is to substantiate the expediency of considering sanogenic reflexion as a factor of readiness for professional activity. Based on the results of comparative analysis, the concept of sanogenic reflexion as a special type of reflexion aimed at reducing suffering from negative emotions is specified, which results in the conscious choice of constructive behavioral programs. It is specified that sanogenic reflexion performs a number of important functions for human life: it promotes conscious regulation of mental states and preservation of human health, returns self-confidence and harmony of relations with the world, facilitates adaptation in difficult situations, activates creative perception of difficult situations and promotes the development of subjectivity. According to the results of the conducted research, it has been established that psychological studies have not paid enough attention to sanogenic reflexion as a potential factor in ensuring readiness for activity. However, in conditions of high uncertainty, rapid situation variability, critical stress, extreme
© Саванин И. А., Морозюк С. H., 2024
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
25
neuropsychic tension, as well as a high risk of psychological traumatization, it is the developed abilities to sanogenic reflexion, which is a special type of reflexion that promotes the search for solutions in situations of uncertainty and overcoming negative experiences with the preservation of mental health and emotional equality, that seem to be especially important.
Keywords: sanogenic reflexion, sanogenic thinking, readiness for activity, psychological readiness, professional training For citation: Savanin I. A., Morozyuk S. N. Sanogenic reflection as a factor of readiness for activity (to pose a problem) // Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):25-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-1-25-30. EDN: PZKDAV.
Введение. Проблема обеспечения психологической готовности профессионала к деятельности относится к числу актуальных проблем современной психологии. В настоящее время высокое число исследований в области психологии труда и психологии профессиональной подготовки посвящено вопросам развития умений, навыков, компетентности будущих профессионалов, развития профессионально важных качеств (Б. А. Вяткин, Ж. Г. Гаранина, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыма-нюк, Ю. П. Поваренков и др.). При этом недостаточно внимания уделяется другому аспекту - обеспечению психологической готовности к деятельности. Иными словами, современная психология сосредоточена на изучении психологических способов развития способностей к осуществлению профессиональной деятельности, но оставляет на втором плане проблему готовности к реальному применению этих способностей будущими профессионалами. Однако существует целый ряд сфер профессиональной деятельности, где именно готовность профессионала играет важнейшую роль. К таким сферам относится, в частности, военная служба, где деятельность профессионалов сопряжена с высоким риском, неопределенностью и стрессом.
Соответственно, актуальной задачей для современной психологии является поиск факторов готовности к деятельности. В качестве одного из таких факторов должна быть рассмотрена саногенная рефлексия, развитие которой в актуальных психологических исследованиях связывается с повышением стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости и развитием способностей к саморегуляции, адаптации, дивергентному мышлению.
Таким образом, в настоящее время отмечается противоречие ме^ду высокой значимостью обеспечения готовности к деятельности будущего профессионала в ряде профессиональных сфер (в частности, в военном деле), с одной стороны, и отсутствием представлений о роли саногенной рефлексии в данном процессе, с другой стороны.
Соответственно, целью исследования, предпринимаемого в данной статье, выступает обоснование целесообразности рассмотрения саногенной рефлексии в качестве фактора готовности к профессиональной деятельности.
Задачами исследования являются:
1) определение рабочего для исследования понятия «саногенная рефлексия» и ее функций в жизнедеятельности человека;
2) определение рабочего для исследования понятия «готовность к деятельности» и выделению ее компонентов;
3) выявление теоретических оснований для определения взаимосвязи саногенной рефлексии и готовности к деятельности;
4) постановка проблемы рассмотрения саногенной рефлексии в качестве фактора готовности к профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется выработкой подхода к определению сложного понятия «саногенная рефлексия», привлечением широкого круга психологических исследований в изучаемой проблемной области, систематизацией представлений о функциях саногенной рефлексии и факторах обеспечения готовности к деятельности.
Материалы и методы. Проводится теоретический анализ проблемы рассмотрения саногенной рефлексии в качестве фактора готовности к деятельности профессионала. В контексте теоретического анализа применяются методы исторического анализа, сравнительного анализа, классификации, феноменологического анализа и описания. Материалами для подготовки исследования являются актуальные психологические исследования в области психологии профессиональной деятельности, психологии личности и психологии состояний.
Результаты. Понятие «саногенная рефлексия» в психологии. Выделение саногенной рефлексии в качестве самостоятельного типа рефлексии продиктовано необходимостью к различению различных по своему содержанию типов рефлексии. На то, что рефлексия встречается разных типов, которые решают совершенно различные задачи, обратили внимание еще А. Д. Леонтьев и Е. Н. Осин [8]. Они пришли к выводу о необходимости различать «хороший» и «дурной» виды рефлексии. К первому виду отнесен один тип рефлексии - системная рефлексия. Второй вид был подразделен на два типа: квазирефлексию и интроспекцию. Системная рефлексия как тип рефлексии продуктивного вида, по мнению авторов концепции, основана на механизме самодистанцирования и предполагает одновременное «удержание» во внимании полюса субъекта и объекта.
Впоследствии в русле теории саногенного мышления Ю. М. Орловым, С. Н. Морозюк был выделен еще один тип рефлексии продуктивного вида, который получил название «саногенная рефлексия» [11]. Саноген-ный тип мышления, в представлениях исследователей и их последователей, протовоположен патогенному типу мышления, который усугубляет психологические проблемы человека и ухудшает его психологическое состояние. Саногенная рефлексия направлена на снижение страданий от негативных эмоций с помощью осознанного выбора конструктивных программ поведе-
ния (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк). Если же патогенная рефлексия носит защитный характер и осуществляется на основе умственных автоматизмов, не соответствующих изменившимся обстоятельствам, то саногенная рефлексия, на взгляд С. Н. Морозюк, состоит в объективации неконструктивных «умственных автоматизмов» и их коррекции [10].
Функции саногенной рефлексии в жизнедеятельности человека. Очевидно, что саногенная рефлексия выполняет в жизнедеятельности человека целый ряд важных функций. На основе анализа психологических исследований, посвященных данному понятию, выделены ключевые из них.
Первой важной функцией саногенной рефлексии является оздоровительная функция. Данная функция происходит уже из самого названия изучаемого нами типа рефлексии: в переводе с греческого «саноген-ный» означает «несущий здоровье» (sanos - оздоровление; genos - несущий) [11]. Л. И. Адамян полагает, что реализуется данная функция через запуск механизма «распознавания патогенных по своей сути стереотипов мышления, умственных операций, применяемых неадекватно контексту ситуации» [1]. Как следствие, человек, применяющий саногенную рефлексию, сохраняет свой эмоциональный и психологический ресурс и сознательно не допускает запуска патогенных механизмов, способных нанести ему вред.
Другой важной функцией саногенной рефлексии выступает функция регуляции состояния субъекта деятельности. Ю. В. Морозюк и С. Н. Морозюк указывают, что, будучи «когнитивным механизмом развития личности, рефлексия помогает осознавать не только собственные действия и поведение, но и изменять средства и основания деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации» [9]. Саморегуляция определяется как способность системы приходить в равновесие за счет собственных ресурсов. Актуальные психологические исследования содержат подтверждения положительной взаимосвязи саногенной рефлексии и эмоциональной компетентности, т. е. способности к регуляции собственных эмоций, проявлению оптимального (адекватного ситуации и собственным ресурсам) уровня эм-патии и экспрессивности [18].
Еще одной функцией саногенной рефлексии как особого типа мышления выступает функция облегчения социально-психологической адаптации индивида к внешним условиям. О высоком уровне социально-психологической адаптированности лиц с развитыми способностями к саногенной рефлексии пишут, в частности, С. В. Феоктистова [16], Л. А. Кананчук и соавторы [6]. Как отмечает Ю. М. Орлов, в ситуациях повышенной эмоциональности, неопределенности и стресса, под влиянием негативных обстоятельств у человека могут быть запущены два типа рефлексии: защитная или саногенная. При защитной рефлексии неосознанно подключаются психологические защиты, которые часто не позволяют полноценно адаптироваться к ситуации. Напротив, при включении рефлексии саногенного типа человек осознанно выбирает модель адаптации к кон-
кретной ситуации, что повышает шансы успешного приспособления к сложным условиям.
Кроме того, в ряде исследований указывается на развивающие возможности саногенной рефлексии. В исследовании И. А. Арцимович показано, что применение саногенной рефлексии способствует развитию субъектности и становлению субъектной позиции в деятельности [2]. В исследованиях М. В. Пермяковой указывается на роль саногенной рефлексии в развитии творческого потенциала личности [12; 13]. Соответственно, применение саногенной рефлексии формирует у человека как у субъекта деятельности чувство контроля над выбранным видом деятельности и способствует реализации творческого, дивергентного подхода к решению задач.
Таким образом, к ключевым функциям саногенной рефлексии по результатам сравнительного анализа исследований Л. И. Адамян, Л. А. Кананчук, Ю. Н. Край-новой, Ю. В. Морозюка, С. Н. Морозюк, Ю. М. Орлова, С. Н. Феоктистовой отнесены: оздоровительная, регуляционная, адаптационная и развивающая. Выполняя эти функции, саногенная рефлексия играет важную роль в жизнедеятельности современного человека, опосредуя его успешность в различных жизненных сферах, вт.ч.в профессиональной [16].
Актуальные представления о роли саногенной рефлексии в профессиональной деятельности и обеспечении готовности к ней. Проблема готовности к деятельности освещена в работах отечественных психологов А. П. Вяткина, Т. Б. Гершкович, Р. Д. Санжаевой, В. Д. Шадрикова и др. К настоящему моменту установлено, что готовность к профессиональной деятельности играет важную роль в обеспечении устойчиво высоких результатов труда и снижении риска эмоционального выгорания специалистов.
Подходы к определению данного понятия у различных авторов несколько различаются. Так, А. П. Вяткин определяет понятие готовности к деятельности как некую целостную «систему свойств, состояний и установок личности, предшествующих самой деятельности и обеспечивающих ее эффективность» [3]. Т. Б. Гершкович связывает готовность, в первую очередь, с адаптированностью и рассматривает ее как «интегративную субъектную характеристику адаптации, включающую индивидуальные свойства личности и особенности построения индивидуальных стратегий адаптации» [4]. В свою очередь, В. Д. Шадри-ков обращает внимание на готовность как на состояние и изучает его в русле психологии психических состояний, трактуя, как «особое интегральное предрабочее состояние, обеспечивающее при переходе к работе или при изменении ее условий оптимальный уровень выполнения деятельности» [17]. В нашем понимании, обоснованным представляется рассмотрение готовности к деятельности как некоего доминирующего психического состояния (Л. В. Куликов [7]), в которое человек легко приходит и в котором человек находится при решении большинства задач определенного вида деятельности.
Изучению факторов обеспечения готовности к деятельности как оптимального состояния также уделено
ЕСКИЕ НАУКИ 27
внимание в некоторых психологических исследованиях. Рассмотрим мнения, представленные в психологических исследованиях, уточняя роль в процессе формирования готовности к деятельности саногенной рефлексии.
Н. С. Пряжников полагает, что факторами формирования готовности к деятельности выступают: уровень самосознания личности, степень развития социальных и познавательных мотивов деятельности, наличие способностей к рефлексии, а также сформированная система ценностно-смысловых ориентаций [14]. В перечисленных факторах важная роль отводится рефлексии в целом, однако, очевидно, что речь идет о продуктивном виде рефлексии, в т. ч. саногенном его типе. Однако анализ выделенных функций саногенной рефлексии показывает, что данный тип рефлексии не только является самостоятельным фактором готовности к деятельности, но и опосредует другой фактор - уровень самосознания личности. Рефлексия сама по себе является механизмом самосознания, саногенная рефлексия выступает механизмом формирования ценностного и позитивного отношения к себе, своему психологическому состоянию и психическому здоровью. Более того, взаимосвязь самосознания и саногенной рефлексии играет важную роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций [5], определяющих направленность человека на самореализацию в профессии.
А. П. Вяткин полагает, что можно различать общую (неспецифическую) и частную (специфическую) готовность к деятельности [3]. Общая готовность человека к любому виду деятельности предполагает готовность к стрессу и риску, к самоопределению и самообразованию, рефлексивно-деятельностную готовность и готовность к инновациям/изменениям. Специфическая готовность связана с конкретным видом деятельности человека: профессиональной, учебной, педагогической, экономической, военно-инженерной и др. Факторами общей готовности к деятельности в таком случае выступают: стрессоустойчивость, развитые способности к рефлексии, наличие установки на саморазвитие, а также позитивное отношение к изменениям. Саногенная рефлексия в данной трактовке как является самостоятельным фактором готовности к деятельности в качестве типа продуктивной рефлексии, так и опосредует другие факторы. В частности, в актуальных психологических исследованиях подтверждена значимость саногенной рефлексии для развития стрессоустойчивости [9], а также для сохранения психологической устойчивости личности в эпоху изменений и хаоса [1].
Р. Д. Санжаева предлагает включать в содержание готовности к деятельности три компонента [15]: презен-тативный, регулятивный и формирующий. При предложенной структуре саногенная рефлексия очевидно является фактором формирования регулятивного компонента готовности к деятельности. Запуская механизм саногенной рефлексии, субъект деятельности обретает способность осознанно контролировать и управлять своими психическими процессами, препятствуя нервно-психическому истощению и содействуя восполнению ресурса.
Таким образом, в большинстве актуальных исследований, посвященных проблеме формирования готовности к деятельности, можно выделить важную роль саногенной рефлексии. Свою роль саногенная рефлексия играет благодаря реализации возложенных на нее функций: оздоровительной, регуляционной, адаптационной и развивающей.
Заключение. На основании анализа актуальных исследований, выполненных в русле теории и практики саногенного мышления Ю. М Орлова и саногенной рефлексии С. Н. Морозюк, в качестве рабочего понятия для нашего исследования мы определили понимание саногенной рефлексии как процесса объективации неконструктивных умственных автоматизмов, направленного на снижение страдания от негативных эмоций с помощью осознанного выбора конструктивных программ поведения, обеспечивающего эффективность субъекта деятельности и его положительное эмоциональное состояние.
Изучение готовности к деятельности с позиций психологии психических состояний позволяет по-новому взглянуть на ее факторы. В частности, к факторам достижения и удержания данного состояния «оптимальной готовности» в качестве доминирующего следует отнести способности к рефлексии.
По результатам анализа актуальных психологических исследований представляется обоснованным рассматривать способности к саногенной рефлексии в качестве одного из главных факторов обеспечения готовности к профессиональной деятельности в тех профессиональных сферах, которые связаны с повышенным уровнем риска для жизни и здоровья, с высоким уровнем нервно-психической напряженности и неопределенности при принятии решений. Обоснованием в данном случае выступают функции, которые выполняет саногенная рефлексия в жизнедеятельности человека: здоровьесберегающая, регуляционная, адаптационная и развивающая. В частности, целесообразно предположить высокую значимость саногенной рефлексии как фактора готовности к профессиональной деятельности военнослужащего.
Важной задачей в свете сделанных выводов является изучение взаимосвязи способностей к саногенной рефлексии и доминирующего психологического состояния профессионала разных сфер деятельности, выявление путей развития способностей к саногенной рефлексии в качестве протективного фактора, снижающего риски профессионального выгорания.
Список источников
1. Адамян, Л. И. Связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности / Л. И. Адамян // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 73-76.
2. Арцимович, И. В. Саногенная рефлексия как фактор развития субъектности подростков, склонных к де-виантному поведению / И. В. Арцимович // Культурная жизньЮгаРоссии. 2009. № 1. С. 30-35.
3. Вяткин, А. П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности / А. П. Вяткин // Известия БГУ 2006. №З.С. 97-100.
4. Гершкович, Т. Б. Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Б. Гершкович. Казань, 2002.
5. Ермолаева, Е. Г. Роль самосознания и рефлексии в процессе формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций личности / Е. Г. Ермолаева // Вестник Курганского государственного университета. 2013. № 1 (28). С. 73-77.
6. Кананчук, Л. А. Корреляционный анализ показателей саногенной рефлексии и психологической адаптации личности в полиэтнической среде / Л. А. Кананчук, Н. А. Шинкарева, Н. Д. Середкина//ИСОМ. 2015. № 5-2. С. 38-46.
7. Куликов, Л. В. Определение доминирующего и актуального психического состояния. Практикум по психологии состояний / Л. В. Куликов ; под ред. А. О. Прохорова. СПб. : Речь, 2004.
8. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. № 4. С. 110-135.
9. Морозюк, Ю. В. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости персонала организации / Ю. В. Морозюк, С. Н. Морозюк // Финансы: теория и практика. 2012. № 4. С. 99-101.
10. Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности студентов : дис. ... д-ра психолог, наук: 19.00.01 / С. Н. Морозюк. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2001.
11. Орлов, Ю. М. Саногенное мышление/Ю. М. Орлов ; сост. А. В. Ребенок. М. : Слайдинг, 2006. 96 с.
12. Пермякова, М. В. Взаимосвязь творческого потенциала личности с особенностями саногенной рефлексии / М. В. Пермякова // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11. С. 70-76.
13. Пермякова, М. В. К проблеме развития творческого потенциала личности посредством саногенной рефлексии / М. В. Пермякова // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8. С. 113-118.
14. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н. С. Пряжников. М., 1996.
15. Санжаева, Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р. Д. Санжаева // Вестник БГУ Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 6-16.
16. Феоктистова, С. В. Влияние саногенного мышления личности на результативность деятельности / С. В. Феоктистова // Вестник РОСНОУ Серия «Человек и общество». 2018. Вып. 2. С. 130-134.
17. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с.
18. Крайнова, Ю. Н. Место саногенной рефлексии в структуре эмоциональной компетентности педагога / Ю. Н. Крайнова // Ярославский педагогический вест-
ник. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ mesto-sanogennoy-refleksii-v-strukture-emotsionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 20.09.2023).
References
1. Adamyan, L. I. The connection of sanogenic reflection with indicators of psychological stability of personality / L. I. Adamyan II Theory and practice of social development. 2012. No. 3. P. 73-76.
2. Artsimovich, I. V Sanogenic reflection as a factor in the development of subjectivity of adolescents prone to deviant behavior /1. V. Artsimovich II Cultural life of the SouthofRussia. 2009. No. 1. P. 30-35.
3. \fyatkin, A. P. The problem of psychological readiness for economic activity / A. P. Vyatkin II Izvestiya BSU. 2006. No. 3. P. 97-100.
4. Gershkovich, Т. B. Formation of readiness for pedagogical activity and its connection with individual adaptation strategies : abstract ... cand. psychological sciences / Т. B. Gershkovich. Kazan, 2002.
5. Ermolaeva, E. G. The role of self-awareness and reflection in the process of formation and development of value-semantic orientations of personality / E. G. Ermolaeva II Bulletin of Kurgan State University. 2013. No. 1 (28). P. 73-77.
6. Kananchuk, L. A. Correlation analysis of indicators of sanogenic reflection and psychological adaptation of personality in a multiethnic environment / L. A. Kananchuk, N. A. Shinkareva, N. D. Seredkina IIISOM. 2015. No. 5-2. P. 38-46.
7. Kulikov, L. V. Definition of the dominant and actual mental state. Practicum on the psychology of states / L. V. Kulikov ; edited by A. O. Prokhorov. St. Petersburg : Speech, 2004.
8. Leontiev, D. A. Reflection «Good» and «Bad»: from an explanatory model to differential diagnosis / D. A. Leontiev, E. N. Osin II Psychology. HSE Journal. 2014. No. 4. P. 110-135.
9. Morozyuk, Yu. V Sanogenic reflection as a factor of stress resistance of the organization's personnel / Yu. V. Morozyuk, S. N. Morozyuk II Finance: theory and practice. 2012. No. 4. P. 99-101.
10. Morozyuk, S. N. Sanogenic reflection as a factor in optimizing character accentuations and improving the effectiveness of students' educational activities : dis.... doctor of Psychological Sciences: 19.00.01 / S. N. Morozyuk. M. : Moscow Pedagogical State University, 2001.
11. Orlov, Yu. M. Sanogenic thinking / Yu. M. Orlov ; сотр. A. V. Child. M. : Sliding, 2006. 96 p.
12. Permyakova, M. V The relationship of the creative potential of a personality with the peculiarities of sanogenic reflection / M. V Permyakova II Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019. No. 11. P. 70-76.
13. Permyakova, M. V. On the problem of developing the creative potential of a personality through sanogenic reflection / M. V. Permyakova II Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019. No. 8. P. 113-118.
14. Pryazhnikov, N. S. Professional and personal self-determination/N. S. Pryazhnikov, M., 1996.
ЕСКИЕ НАУКИ 29
15. Sanzhaeva, R. D. Readiness and its psychological mechanisms / R. D. Sanzhaeva // Bulletin of the BSU. Education. Personality. Society. 2016. No. 2. P. 6-16.
16. Feoktistova, S. V. The influence of sanogenic thinking of a person on the effectiveness of activity /S. V. Feoktistova // Bulletin of ROSNOU. The series «Man and society». 2018. Issue. 2. P. 130-134.
17. Shadrikov, V. D. Psychology of human activity /
V. D. Shadrikov. M. : Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2013. 464 p.
18. Krainova, Yu. N. The place of sanogenic reflection in the structure of emotional competence of a teacher / Yu. N. Krainova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2010. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sano-gennoy-refleksii-v-strukture-emotsionalnoy-kompetent-nosti-pedagoga (date of application: 09/20/2023).
Информация об авторах И. А. Саванин - аспирант кафедры психологии образования;
С. Н. Морозюк - профессор кафедры психологии образования, доктор психологических наук, профессор.
Information about the authors I. A. Savanin - postgraduate student of the Department ofEducational Psychology;
S. N. Morozyuk - Professor of the Department ofEducational Psychology, Doctor ofPsychology, Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.12.2023; одобрена после рецензирования 28.12.2023; принята к публикации 17.01.2024.
The article was submitted 15.12.2023; approved after reviewing 28.12.2023; accepted for publication 17.01.2024.
Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
Magister
АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В.Д. Самойлов
Учебник
m