ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)
Psychology Психология
УДК 159.9
DOI: 10.29013/AJH-20-11.12-30-36
i
С. Н. МОРОЗЮК 1, И. А. ГОРБЕНКО \ Е. С. КУЗНЕЦОВА 1
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
1
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Цель исследования: изучить особенности рефлексии старших школьников и студентов в условиях современного образования.
Методы исследования: в ходе исследования использовались общенаучные методы (анализ теоретической базы), обобщение и синтез, методы сравнений.
Результаты: В результате эмпирического исследования было обнаружено, что студенты более склонны к переживанию чувства стыда, однако в отличие от школьников они менее завистливы, им в меньшей степени свойственно переживать вину и агрессию против себя. В свою очередь, у школьников более выражен показатель «саногенное мышление», они менее стыдливы, им более свойственна зависть, склонность к переживанию чувства вины и агрессии против себя. Однако, как и студенты, школьники чаще прибегают к обесцениванию объекта желаний в силу сложившихся трудных ситуаций, требующих своего решения.
Научная новизна: Было доказано, что основные стратегии поведения, которые выбирают студенты в неблагоприятных условиях носят патогенный характер и формируют зависимость от переживания различных эмоциональных состояний. Это не позволяет им достойно, без ущерба для здоровья справляться с жизненными трудностями и управлять своим поведением.
Практическая значимость: Разработанные в результате исследования рекомендации могут быть использованы в процессе обучения студентов высших учебных заведений, а также при организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Ключевые слова. Старший школьный возраст, студенческий возраст, рефлексия, саногенная рефлексия, патогенная рефлексия, умственные автоматизмы, образование.
Для цитирования: Морозюк С.Н. Горбенко И.А. Кузнецова Е.С. Особенности рефлексии старших школьников и студентов в условиях современного образования // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020,
№11-12. - С. 30-36. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-11.12-30-36
Psychology
I PREMIER
Publishing
Введение
Актуальность исследования продиктована потребностью практики в знании новых психологических механизмов, внутриличностных ресурсов, позволяющих оптимально организовывать образовательный процесс, направленный на профессиональное развитие личности. Одним из таких механизмов является рефлексия. Исследование особенностей рефлексии у школьников и студентов в этом контексте представляется весьма актуальным.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, старшеклассники — это подростки в возрасте от 10 до 19 лет. Период старшего школьного возраста, как и подростковый период в целом, характеризуется, прежде всего, возникновением осознанной самостоятельности, а также появлением устойчивости самооценки и «образа Я» («Я-концепции»), который складывается под влиянием оценочного отношения к собственным мотивам, целям и результатам своих поступков, а также их сравнения с мотивами, целями и поступками другими людьми, правилами и нормами поведения, принятыми в обществе. Кроме того, в этот период формируется мировоззрение, закладываются основы социального поведения, появляется общая направленность в нравственных представлениях и социальных установках. В результате у старшеклассника меняется отношение к миру и себе, он начинает лучше понимать себя и собственные возможности, сходство с другими людьми и личную уникальность, а также свое место в человеческом обществе и назначение в жизни [6].
Однако физическая, нравственная и волевая зрелость, наступает только в студенческом возрасте (Павлова В. Е., Шевалдина Е. И.). «Достигают максимума в своем развитии и психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля жизнедеятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности» [7, с. 194]. Студенчество — специфическая общность людей, организационно объединенная институтом высшего образования. Сам термин «студент» в переводе с латинского (studens)
означает «усердно работающий, занимающийся, овладевающий знаниями».
Несмотря на то, что Д. Б. Эльконин определяет возраст подростничества в одну эпоху, все же социальная ситуация развития (ССР) школьников и студентов существенно отличаются. После первого выхода студентов на педагогическую практику их учебная мотивация, свойственная школьникам, превращается в учебно-профессиональную, что обостряет противоречие внутри социальной ситуации развития между желанием стать профессионалом и дефицитом как профессиональных знаний, умений и навыков, так и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Основным фактором, способствующим разрешению данного противоречия, является рефлексия. От ее качества зависит результативность образовательного процесса, направленного на профессиональное самопостроение личности.
В научной литературе понятием «рефлексия» обозначают психический процесс, который управляет познанием себя. Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс, под которым понимают ответную реакцию организма на любое внешнее или внутреннее воздействие. Так, Декарт рассматривал рефлекс как всегда бессознательное, автоматическое действие организма, вызываемое в нем внешним раздражителем, а сам организм—как автомат, своеобразную рефлекторную машину. Это механистическое понимание рефлекса надолго удержалось в физиологии [9, с. 163]. Еще сравнительно недавно английский физиолог Ч. С. Шеррингтон рассматривал рефлекс как машинообразную реакцию, осуществляемую на основе постоянной связи между раздражением и ответом на него. Этому соответствовала и механистическая концепция «жесткой» рефлекторной дуги, якобы состоящей из нервных процессов, протекающих для каждого рефлекса всегда по одним и тем же строго фиксированным неизменным путям, где одни нейроны обязательно связываются со строго определенными другими нейронами, что и приводит к однообразной автоматической двигательной реакции [10].
В противоположность Декарту и его последователям, И. М. Сеченов впервые выдвинул понятие рефлекса как сложной целесообразной нервной деятельности животного, лежащей в основе не только
I PREMIER
Publishing
Psychology
безусловных инстинктов, но всех, даже самых сложных форм поведения, в том числе и сознательной деятельности человека[2].
В отличие от рефлекса, как врожденной спонтанной реакции, рефлексия — процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. Происходит это понятие от другого латинского слова — геАехю, что значит «оборачивание», «обращение назад».
В самом общем виде рефлексия определяется как фундаментальная способность сознательного субъекта встать в практическое отношение к собственному сознанию. В большом психологическом словаре рефлексия трактуется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание и осознание себя, своих собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе и другим, своих задач, назначения и т.д. [3, с. 423].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в большинстве работ «проблема рефлексии рассматривается в трех основных направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации, кооперации и деятельности».
Важное методологическое значение для нашей работы имеет понимание рефлексии как умственных актов различного уровня организации, возникающих в ответ на неопределенность ситуации и выбора решения (Орлов Ю. М.) [4]. С этой точки зрения, «рефлексия является опосредующим звеном, механизмом, связывающим операционально-предметную сторону мышления с личностными смыслами субъекта, если они включены в мыслительный процесс.
В концепции саногенного мышления Ю. М. Орлова и саногенной рефлексии С. Н. Морозюк выделяют три вида рефлексии: саногенная (здоровьесберега-ющая), патогенная (разрушающее здоровье) и нейтральная (обычная).
Саногенная рефлексия формирует навыки умственного поведения, выполняет функцию регуляции психических состояний и здоровья человека, возвращает ему уверенность в себе и гармонию отношений с миром.
Саногенная рефлексия как фактор развития личности представлена многочисленными исследованиями, выполненными под руководством С. Н. Моро-
зюк (Л. И. Адамян, Ю. Н. Крайнова, Е. С. Кузнецова, С. Ф. Марчукова, Н. В. Павлюченкова, А. Л. Рудаков, Т. О. Смолева, и др.)
Под саногенной рефлексией С. Н. Морозюк понимает «умственные акты различного уровня организации, возникающие в ответ на неопределенность ситуации и ведущие к определению ситуации и выбору оптимального решения» [5]. «В нашем понимании саногенная рефлексия — это рефлексия, позволяющая человеку актуализировать свои внутриличност-ные ресурсы на базе потенциалов здоровья (волевого, креативного, чувственного, общественного, физического), осуществить коррекцию негативных поведенческих паттернов и выбрать оптимальные программы поведения, которые обеспечивают формирование позитивных социально- психологических установок в различных сферах жизни и деятельности»,— подчеркивает автор [там же].
Материалы и методы
В основу исследования положена гипотеза о том, что существуют различия в проявлении показателей рефлексии старшего школьника и студента.
Исследование проводилось на базе Московского педагогического государственного университета (г. Москва) и Дворца творчества детей и молодежи «Истоки» (г. Сергиев Посад).
В исследовании приняли участие студенты исторического и математического факультетов в количестве 45 человек и подростки 17-18 лет, обучающиеся в старших классов МБУ СОШ № 4, 18, 21 в количестве 41 человек. Для реализации поставленных задач была использована методика проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест» (Морозюк С. Н., Орлов Ю. М.) [8]. Цель: изучить особенности рефлексии у школьников и студентов, представленной показателями защитной рефлексии, возникающей в результате переживания эмоций страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды. Когнитивно-эмотивный тест относится к проективным методам исследования и измеряет количество и вид рефлексии по поводу эмоций. Тест содержит 20 показателей.
Результаты
После проведения эмпирического исследования с помощью, представленной выше методики, нами были проанализированы полученные результаты. Различия в показателях рефлексии у респондентов обеих выборок отображена в таблице 1.
Таблица 1.- Различия в показателях рефлексии старших школьников и студентов (Орлов Ю. М., Морозюк С. Н.) (по t — критерию Стьюдента)
Показатели КЭТ (Орлов Ю. М., Морозюк С. Н.) Респонденты
Студенты Школьники t эмп.-Стьюдента t кр.-Стьюдента
Объем защитной рефлексии от страха неудачи 61,6 58,4 0,21 0,29
Объем защитной рефлексии от чувства вины 55,6 56,0 0,33 0,37
Объем защитной рефлексии от чувства стыда 64,3 61,5 0,42* 0,25
Объем защитной рефлексии от чувства обиды 57,4 61,0 0,36 0,41
Агрессия против других 51,0 54,0 0,31 0,43
Агрессия против себя 37,0 46,0 0,54* 0,38
Рационализация обесценивания объекта 41,2 38,0 0,46* 0,36
Рационализация обстоятельствами 43,7 41,0 0,35 0,41
Проекция на других 39,0 37,3 0, 39 0,46
Защита от чувства вины 43,0 56,0 0,48* 0,39
Защита от чувства стыда 51,3 49,0 0,34 0,39
Защита от страха неудачи 49,1 52,0 0,27 0,40
Защита от зависти 31,0 44,0 0,45* 0,33
Защита от обиды 47,0 52,0 0,31 0,52
Уход от ситуации 42,6 44,8 0,34 0,54
Самоуничижение Я 43,0 46,0 0,42 0,49
Возбуждение вины в других 45,3 51,2 0,36 0,42
Саногенное мышление 43,0 53,1 0,43* 0,27
Несоответствие поведения других ожиданиям 38,6 37,0 0,26 0,32
Апеллирующее мышление 47,0 43,2 0,37 0,44
Примечание: статистически значимые различия** — на уровне р <0,01; *- на уровне р <0,05
70 60 50 40 30 20 10
ГОТ TFPTTFB
ГПП lllllin
и.
] студенты □ школьники
0-11 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рисунок 1. Выраженность показателей рефлексии в группах респондентов
Примечание: 1 — объем защитной рефлексии при репродукции неудачи, 2 — объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины, 3 — объем защитной рефлексии при репродукции стыда, 4 — объем защитной рефлексии при репродукции обиды, 5 — агрессия против других, 6 — агрессия против себя, 7—рационализация обесценивание объекта, 8 -рационализация обстоятельствами, 9 — проекция на других, 10 — защита от чувства вины, 11 — защита от чувства стыда, 12 — защита от страха неудачи, 13 — защита от зависти, 14 — защита от обиды, 15 — уход из ситуации, 16 — самоуничижение Я, 17 — возбуждение вины в других, 18 — саногенное мышление, 19 — несоответствие поведения других ожиданиям, 20 — апеллирующее мышление»
Publishing
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
Как свидетельствуют данные, представленные Выводы
в таблице 1 и рисунке 1, существуют статистически Потребность практики в знании новых психоло-
значимые различия в таких показателях рефлексии гических механизмов, внутриличностных ресурсов,
старших школьников и студентов, как: «объем защит- позволяющих оптимально организовывать образова-
ной рефлексии от чувства стыда» (0,42), «агрессия тельный процесс, направленный на профессиональ-
против себя» (0,54), «рационализация обесцени- ное развитие личности, актуализировала проблему
вания объекта (0,46)», «защита от чувства вины» исследования рефлексии у школьников и студентов.
(0,48), «защита от зависти» (0,45) и «саногенное Исследование особенностей рефлексии у школьников
мышление» (0,43). Эти различия позволяют нам го- и студентов в этом контексте представляется весьма
ворить, о том, что студенты более склонны к пережи- актуальным.
ванию чувства стыда и чаще прибегают к обесцени- Методика «Когнитивно-эмотивный тест» (Мо-
ванию объекта желаний в силу сложившихся трудных розюк С. Н., Орлов Ю. М.) позволила выявить осо-
ситуаций, требующих своего решения. Они менее бенное и общее рефлексии у школьников и студентов,
завистливы, чем школьники, и им в меньшей степе- представленной показателями защитной рефлексии,
ни свойственно переживать вину и агрессию против возникающей в результате переживания эмоций стра-
себя. В свою очередь, у школьников более выражен ха неудачи, чувства вины, стыда, обиды.
показатель «саногенное мышление», они менее Интегрирование в образовательный процесс дан-
стыдливы и также как и студенты склонны к обесце- ных об особенностях рефлексии школьников и сту-
ниванию объекта желаний в трудных ситуациях. Им дентов позволит более целенаправленно организо-
более свойственна зависть, склонность к пережива- вать процесс профессионального самопостроения
нию чувства вины и агрессии против себя. личности.
Список литературы
1. Шеррингтон Ч. С. Интегративная деятельность нервной системы» (The Integrative Action of the Nervous System) / Ч. С. Шеррингтон.- Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 1969.- 390 с.
2. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов.- М.: Изд-во АН СССР. 1961.- 98 с.
3. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко.- АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; - Москва; СПб. 2008.-632 с.
4. Орлов Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Ю. М. Орлов; сост. А. В. Ребенок.- Серия: управление поведением.- Кн. 1.- 2-е изд., исправленное.- М.: Слайдингэ. 2006. - 96 с.
5. Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности / С. Н. Морозюк // Дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.01.- Москва. 2001.- 260 с.
6. Байдашева Е. Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе / Е. Н. Байдашева // Современные проблемы науки и образования. 2006. - № 1.- С. 34-35.
7. Бессонова Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя / Е. А. Бессонова // Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07.- Хабаровск. 2000.- 160 с.
8. Морозюк С. Н. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления / С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк.- Издательство «Прометей». 2013.- 134 с.
9. Павлов И. Рефлекс свободы / И. Павлов.- Серия: Мастера психологии.- Питер. 2017. - 432 с.
10. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. 2001.- № 1.- С. 47-54.
Информация об авторах
Морозюк Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Московский педагогический университет, Адрес: 127051, Малый Сухаревский переулок д. 6, Москва, Россия Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]
Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Московский педагогический университет, Адрес: 127051, Малый Сухаревский переулок д. 6, Москва, Россия Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]
Кузнецова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, Московский педагогический университет, Адрес: 127051, Малый Сухаревский переулок д. 6, Москва, Россия Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]
S. N. MOROZYUK \ I. A. GORBENKO \ E. S. KUZNETSOVA 1
1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation
FEATURES OF REFLECTION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION
Abstract
Objective: to investigate the comparative analysis of the phenomenon of "reflection" in senior schoolchildren and students in the conditions of modern education.
Methods: during the research general scientific methods (the analysis of theoretical base), generalization and synthesis, methods of comparisons were used.
Results: As a result of an empirical study, it was found that students are more likely to experience feelings of shame, but unlike schoolchildren, they are less envious, they are less likely to experience guilt and aggression against themselves.
In turn, schoolchildren have a more pronounced indicator of "sanogenic thinking", they are less shy, they are more prone to envy, a tendency to experience feelings of guilt and aggression against themselves. However, like students, students often resort to devaluing the object of desire due to the current difficult situations that require their solution.
Scientific novelty: It has been proved that the main behavioral strategies that students choose in adverse conditions are pathogenic in nature and form a dependence on the experience of various emotional States. This does not allow them to cope with life's difficulties with dignity and manage their behavior without compromising their health.
Practical significance: the recommendations Developed as a result of the research can be used in the process of training students of higher educational institutions, as well as in the organization of professional training, retraining and advanced training of teachers.
Keywords: high school age, student age, reflection, sanogenic reflection, pathogenic reflection, mental automatism, education.
References
1. Sherrington C. H. s. "Integrative activity of the nervous system" (The Integrative Action of the Nervous System)
/ CH. S. Sherrington.- Leningrad: Nauka, Leningrad Department. 1969.- 390 p.
2. Sechenov I. M. Reflexes of the brain / I. M. Sechenov.- M.: Publishing house of the USSR Academy of Sciences.
1961.- 98 p.
3. Meshcheryakov B. Big psychological dictionary / B. Meshcheryakov, V. Zinchenko.- AST; AST- Moscow; Prime-euroznak; Moscow; SPb. 2008.- 32 p.
4. Orlov Yu.M. health-Improving (sanogenic) thinking / Yu. M. Orlov; comp. A. V. Child. - Series: behavior management.- Book 1.- 2nd ed., corrected.- M.: Slidinge. 2006.- 96 p.
5. Morozyuk S. N. Sanogenic reflection as a factor in optimizing character accentuations and improving the effectiveness of educational activities / S. N. Morozyuk // Diss. ... Doct. the course of studies. Sciences: 19.00.01.-Moscow. 2001.- 260 p.
6. Baidasheva E. N. Personal and professional education of students in high school / E. N. Baidasheva // Modern problems of science and education. 2006.- No. 1.- P. 34-35.
7. Bessonova E. A. Reflection and its development in the process of educational and professional development of the future teacher / E. A. Bessonova // Diss. ... Cand. the course of studies. Sciences: 19.00.07.- Khabarovsk. 2000.- 160 p.
8. Morozyuk S N. Ten steps of healing from resentment. Workshop on the development of sanogenic thinking / S. N. Morozyuk, Yu. V. Morozyuk.- Prometheus Publishing House. 2013.- 134 p.
9. Pavlov I. Reflex of freedom / I. Pavlov.- Series: Masters of psychology.- Piter. 2017.- 432 p.
10. Shchedrovitsky G. P. Reflection and its problems / G. P. Shchedrovitsky - // Reflexive processes and management. 2001.- No. 1.- P. 47-54.
Information about the authors
Svetlana N. Morozyuk, Doctor of psychology, professor, Moscow Pedagogical State University, Address: 127051, M. Sucharevsky per. 6 Moscow, Russian Federation Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]
Irina A. Gorbenko, PhD in Psychology, Associate Professor Moscow Pedagogical State University Address: 127051, M. Sucharevsky per. 6 Moscow, Russian Federation Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]
Elena S. Kuznetsova, PhD in Psychology Moscow Pedagogical State University Address: 127051, M. Sucharevsky per. 6 Moscow, Russian Federation Tel.: +8 (495) 608-20-08 E-mail: [email protected]