Научная статья на тему 'Взаимосвязь творческого потенциала личности с особенностями саногенной рефлексии'

Взаимосвязь творческого потенциала личности с особенностями саногенной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОУНИЧИЖЕНИЕ / АГРЕССИЯ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ / SANOGENIC REFLECTION / SANOGENIC THINKING / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A PERSON / CREATIVE PERSONALITY / SELF-HUMILIATION / AGGRESSION AGAINST ONESELF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова Мария Владимировна

В работе представлены результаты авторского эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между уровнем творческого потенциала личности и особенностями саногенной рефлексии. Означенная тема является актуальной, так как в настоящее время активно ведется поиск новых подходов и методик к развитию творческого потенциала личности, например учащихся школ. Утверждается, что высокий творческий потенциал личности способствует удовлетворению потребности личности в творческой самореализации в различных областях жизни. В авторском исследовании приняли участие представители творческих профессий, поэтому закономерно, что уровень творческого потенциала обследуемых высок. Кроме того, у респондентов выявлены низкие показатели агрессии против самого себя и самоуничижения «я» и высокий уровень саногенного, реалистического мышления. Обоснован вывод о том, что саногенная рефлексия является детерминирующим фактором развития творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пермякова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of Personal Creative Potential and Sanogenic Reflection Peculiarities

The paper presents the results of an empirical study aimed at identification of the relationship between the level of personal creative potential and the features of sanogenic reflection. The topic is relevant, since currently an active search is underway for new approaches and methods to the development of the creative potential of an individual, for example, school students. It is argued that the high creative potential of the individual contributes to meeting the needs of the individual in creative self-realization in various areas of life. Representatives of creative professions took part in the study, therefore it is natural that the level of creative potential of the subjects is high. In addition, respondents revealed low levels of aggression against themselves and self-derogation of the “I” and a high level of sanogenic, realistic thinking. It is concluded that sanogenic reflection is a determining factor in the development of creative potential.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь творческого потенциала личности с особенностями саногенной рефлексии»

УДК 159.923:613.86

Пермякова Мария Владимировна

соискатель кафедры психологии Московского педагогического государственного университета

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

Permyakova Maria Vladimirovna

Applicant, Psychology Department, Moscow State University of Education

CORRELATION OF PERSONAL CREATIVE POTENTIAL AND SANOGENIC REFLECTION PECULIARITIES

Аннотация:

В работе представлены результаты авторского эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между уровнем творческого потенциала личности и особенностями саногенной рефлексии. Означенная тема является актуальной, так как в настоящее время активно ведется поиск новых подходов и методик к развитию творческого потенциала личности, например учащихся школ. Утверждается, что высокий творческий потенциал личности способствует удовлетворению потребности личности в творческой самореализации в различных областях жизни. В авторском исследовании приняли участие представители творческих профессий, поэтому закономерно, что уровень творческого потенциала обследуемых высок. Кроме того, у респондентов выявлены низкие показатели агрессии против самого себя и самоуничижения «я» и высокий уровень саногенного, реалистического мышления. Обоснован вывод о том, что саноген-ная рефлексия является детерминирующим фактором развития творческого потенциала.

Ключевые слова:

саногенная рефлексия, саногенное мышление, творчество, творческий потенциал, развитие творческого потенциала личности, творческая личность, самоуничижение, агрессия против самого себя.

Summary:

The paper presents the results of an empirical study aimed at identification of the relationship between the level of personal creative potential and the features of sanogenic reflection. The topic is relevant, since currently an active search is underway for new approaches and methods to the development of the creative potential of an individual, for example, school students. It is argued that the high creative potential of the individual contributes to meeting the needs of the individual in creative self-realization in various areas of life. Representatives of creative professions took part in the study, therefore it is natural that the level of creative potential of the subjects is high. In addition, respondents revealed low levels of aggression against themselves and self-derogation of the "I" and a high level of sanogenic, realistic thinking. The conclusion is substantiated that sanogenic reflection is a determining factor in the development of creative potential.

Keywords:

sanogenic reflection, sanogenic thinking, creativity, creative potential, development of the creative potential of a person, creative personality, self-humiliation, aggression against oneself.

Актуальность изучения взаимосвязи творческого потенциала личности с особенностями ее рефлексии обусловлена высоким интересом современного научного сообщества к теме творческого потенциала личности, поиску новых подходов и методик его развития. В частности, развитие творческих способностей и творческого потенциала учащихся является важной задачей современного образования: это позволит детям эффективно действовать в быстро изменяющихся условиях жизни, предлагать новые и нестандартные идеи и в будущем удовлетворить потребность в самореализации.

Проблемы развития творческого потенциала поднимаются во многих работах российских ученых: Е.Л. Яковлева рассматривает психологические основы процесса развития творческого потенциала [1]; П.Ф. Кравчук прослеживает формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования с позиции философии [2]; Л.К. Веретенникова [3] и А.И. Санни-кова [4] изучают готовность к формированию творческого потенциала учащихся [5].

Н.А. Бердяев определял смысл творчества через опыт оправдания человека [6]. В.М. По-ставнев занимался изучением вопросов творческого долголетия, выявил особенности личности людей творческих профессий пожилого возраста [7]. Е.Н. Холондович подняла проблему социально-психологических аспектов развития творческого потенциала [8]. А.В. Губенко на основе понимания творчества как процесса сочетания несочетаемого, отраженного в законах творческой логики, отличающихся от законов формальной логики, представил авторскую методику развития творческого мышления на основе объединения отдаленных идей и понятий [9].

М.А. Мухина выделила детерминанты, блокирующие творческий потенциал личности. Страхи, высокая неуверенность в себе, повышенный социальный конформизм, депрессия, лень,

высокая самокритичность относятся к проявлениям патогенного мышления, а значит, их влияние на творческий процесс может быть снижено путем развития саногенного мышления, при помощи саногенной рефлексии [10]. Этот факт подтверждают исследования Ю.М. Орлова, который определял саногенное мышление как оздоравливающее, направленное на управление эмоциями путем рефлексии, а основной функцией саногенного мышления называл конструктивную регуляцию эмоциональных состояний человека [11].

Саногенное мышление достигается через саногенную рефлексию, под которой Ю.М. Орлов понимает умственные акты различного уровня организации, возникающие в ответ на неопределенность ситуации и ведущие к определению ситуации и выбору оптимального решения. Задача саногенной рефлексии - перевести неконтролируемые умственные автоматизмы в осознанные умственные операции, являющиеся объективными. О взаимосвязи типа рефлексии и процесса мышления писал также В. Маттеус [12].

С.Н. Морозюк рассматривает саногенную рефлексию как психологический процесс и описывает ее взаимосвязь с психологической устойчивостью [13]. Н.В. Павлюченкова трактует саногенную рефлексию как фактор эмоциональной компетентности [14]. По мнению В.В. Лысенко, саногенная рефлексия тесно связана с саморегуляцией [15]. А.Л. Рудаков считает, что саноген-ная рефлексия обусловливает повышение стрессоустойчивости [16]. Т.Ю. Филонова утверждает, что саногенная рефлексия способствует преодолению негативных переживаний [17]. И.Н. Семенов дал панораму рефлексивной психологии творчества и провел анализ ключевых направлений ее развития во взаимодействии с персонологией, акмеологией, педагогикой [18].

Таким образом, использование саногенной рефлексии развивает саногенное мышление и способно снизить влияние ряда факторов, тормозящих раскрытие творческого потенциала личности (по М.А. Мухиной).

Посредством эмпирического исследования установлено, что саногенная рефлексия взаимосвязана с развитием творческого потенциала личности. Нами было проведено тестирование представителей творческих профессий. Опрошено 30 человек, среди которых 6 теле- и радиоведущих (20 %), 7 писателей (23), 5 актеров (17), 7 художников (23), 5 артистов и музыкантов (17 %).

В ходе исследования были использованы «Когнитивно-эмотивный тест» (КЭТ) Ю.М. Орлова, Н.Д. Твороговой и тест самооценки творческого потенциала личности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова.

Результаты по методике КЭТ представлены на рисунке 1.

Апеллирующее мышление Несоответствие поведения других ожиданиям Саногенное, реалистическое мышление Возбуждение вины в других Самоуничижение «я» Уход из ситуации Защита от обиды Защита от зависти Защита от страха неудачи Защита от чувства стыда Защита от чувства вины Проекция на других Рационализация обстоятельствами Рационализация «обесценивание объекта» Агрессия против самого себя Агрессия против других Объем защитной рефлексии при репродукции... Объем защитной рефлексии при репродукции. Объем защитной рефлексии при репродукции. Объем защитной рефлексии при репродукции.

■ 59 57

62

41

12

34

39

■ 37 35

33

20

37

37

28 30

48

56

54

48

52

0

10

20

30

40

50

60

Рисунок 1 - Общий результат КЭТ среди представителей творческих профессий

Анализируя результаты, отметим довольно низкие показатели агрессии против самого себя и самоуничижения «я», менее 20 % (12 и 20 % соответственно). Как было указано выше, М.А. Мухина выделяет низкую самооценку и неуверенность в себе как факторы, блокирующие творческий процесс. Также отметим, что показатель саногенного мышления у исследуемых составляет 62 % - это наибольшее значение из всех полученных по показателям КЭТ.

Для более наглядного представления результатов теста последние были сведены в диаграмму (рис. 2).

Объем защитной рефлексии при репродукции неудачи Объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины Объем защитной рефлексии при репродукции стыда Объем защитной рефлексии при репродукции обиды

■ Агрессия против других

■ Агрессия против самого себя

■ Рационализация «обесценивание объекта»

■ Рационализация обстоятельствами

■ Проекция на других

■ Защита от чувства вины

■ Защита от чувства стыда

■ Защита от страха неудачи

■ Защита от зависти

■ Защита от обиды Уход из ситуации

■ Самоуничижение «я»

■ Возбуждение вины в других

Саногенное, реалистическое мышление

■ Несоответствие поведения других ожиданиям

■ Апеллирующее мышление

Рисунок 2 - Процентное соотношение итоговых результатов когнитивно-эмотивного теста среди представителей творческих профессий

Анализ данных диаграммы позволил заключить, что в выборке ярко выражены такие качества, как защита от чувства стыда (6 %) и защита от обиды (7 %). В целом для представителей творческих профессий наиболее весомы следующие показатели: саногенное, реалистическое мышление, несоответствие поведения других ожиданиям, апеллирующее мышление и защита от обиды (по 7 %).

Наименее значимым показателем для представителей творческих профессий выступило самоуничижение «я». И это вполне логично, поскольку самоуничижение «я» характерно в первую очередь для более слабых людей, которые склонны к сотворению кумира, т. е. сознательно признают, что кто-то лучше них. Представители же творческих профессий ценят собственное «я», осознают силу той власти, которую имеют над своими поклонниками.

Результаты теста самооценки творческого потенциала личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) представлены на рисунке 3.

51,5 51 50,5 50 49,5 49 48,5 48 47,5 47 46,5 46

5Г) 8

1

50 50 50

49,5

49 49

А7 й

--^ 1 1 1 1 1 ■

/

£

сЯ"

Рисунок 3 - Показатели развития творческого потенциала у людей творческих

профессий

По данным рисунка видно, что все опрошенные имеют высокий уровень творческого потенциала, особенно высокие показатели продемонстрировали артисты и музыканты. Средний бал по группе составил 49,5.

Для подтверждения данных был проведен статистический анализ данных, полученных по результатам двух тестов, с помощью критерия Спирмена. Результаты корреляционного анализа и значимых показателей взаимосвязи между когнитивно-эмотивными показателями и уровнем творческого потенциала личности у людей творческих профессий представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь когнитивно-эмотивных показателей и уровня творческого потенциала у людей творческих профессий

Когнитивно-эмотивный показатель Творческий потенциал личности

Самоуничижение «я» -0,52

Возбуждение вины в других -0,10

Саногенное, реалистическое мышление 0,71

Несоответствие поведения других ожиданиям 0,58

Апеллирующее мышление 0,57

Примечание. Уровень значимости: р < 0,05.

Из таблицы 1 можно увидеть, что была выявлена положительная и отрицательная взаимосвязь между когнитивно-эмотивными показателями и уровнем творческого потенциала у людей творческих профессий. Статистически значимыми являются положительные взаимосвязи между высоким уровнем творческого потенциала личности и саногенным, реалистическим мышлением (ге = 0,71), несоответствием поведения других ожиданиям (ге = 0,58), апеллирующим мышлением (ге = 0,57). Отрицательная взаимосвязь отмечается между высоким уровнем творческого потенциала личности и показателем самоуничижения «я» (ге = -0,52).

В целом анализ данных, проведенный с помощью ранговой корреляции Спирмена, позволил сделать статистически обоснованный вывод о том, что высокий уровень творческого потенциала у людей творческих профессий обусловлен ярко выраженным саногенным и реалистическим мышлением, которое становится возможным благодаря саногенной рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, у представителей творческих профессий отмечается низкий уровень агрессии против себя, самоуничижения «я» и высокий уровень саногенного мышления, которое достигается посредством саногенной рефлексии. Высокий уровень творческого потенциала у людей творческих профессий положительно связан с саногенным, реалистическим мышлением, несоответствием поведения других ожиданиям и апеллирующим мышлением.

Саногенная рефлексия способствует развитию саногенного мышления, а саногенное мышление взаимосвязано с высоким уровнем творческого потенциала, что открывает возможности для создания новых методик, направленных на развитие творческого потенциала личности посредством саногенной рефлексии.

Ссылки:

1. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 224 с.

2. Кравчук П.Ф. Самоосуществление человека в творчестве // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6, № 1 (21). С. 119-128.

3. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1997. 340 с.

4. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе : учебное пособие. Пермь, 2001. 228 с.

5. Тигров В.П. Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании : дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008. 447 с.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека : сборник. Тверь ; М., 2007. 670 с.

7. Поставнев В.М. Феноменология личности пожилых людей творческих профессий // Развитие личности. 2009. № 2. С. 100-115.

8. Психология одаренности и творчества / отв. ред. Л.Л. Игнатьева, А.И. Савенков. СПб., 2017. 530 с.

9. Там же.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов вузов. 17-е изд. М., 2019. 655 с.

11. Орлов Ю.М. Саногенное и патогенное мышление. М., 1997. 36 с.

12. Matthäus W. Sowjetische Denkpsychologie. Göttingen, 1988.

13. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М., 2000. 268 с.

14. Павлюченкова Н.В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности : дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2008. 170 с.

15. Лысенко В.В. Влияние саногенной рефлексии на компоненты саморегуляции : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 169 с.

16. Рудаков А.Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе : дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 219 с.

17. Филонова Т.Ю., Хабарова Т.Ю. Преодоление негативных переживаний при помощи саногенного мышления // Центральный научный вестник. 2016. Т. 1, № 1 (1). С. 25-27.

18. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления / отв. ред. В.Е. Лепский. М., 2014. 280 с.

References:

Berdyaev, NA 2007, The Meaning of Creativity. The Experience of Human Justification: Compilation, Tver; Moscow, 670 p., (in Russian).

Filonova, TYu & Khabarova, TYu 2016, 'Overcoming Negative Experiences with Sanogenic Thinking', Centralniy nauchniy vestnik, vol. 1, no. 1 (1), pp. 25-27, (in Russian).

Ignatiev, LL & Savenkov, AI (eds) 2017, The Psychology of Giftedness and Creativity St. Petersburg, 530 p., (in Russian). Kravchuk, PF 2004, 'Self-Realization of a Person in Creativity', Lichnost. Kultura. Obcshestvo, vol. 6, no. 1 (21), pp. 119-128, (in Russian).

Lysenko, VV 2002, The Effect of Sanogenic Reflection on the Components of Self-Regulation, PhD thesis, Moscow, 169 p., (in Russian).

Matthäus, W 1988, Sowjetische Denkpsychologie, Göttingen, (in German).

Morozyuk, SN 2000, Sanogenic Reflection, Accentuation of Character and the Effectiveness of Educational Activities, Moscow, 268 p., (in Russian).

Mukhina, VS 2019, Age-related Psychology. Phenomenology of Development: a Textbook for University Students, 17th ed. Moscow, 655 p., (in Russian).

Orlov, YuM 1997, Sanogenic and Pathogenic Thinking, Moscow, 36 p., (in Russian).

Pavlyuchenkova, NV 2008, Sanogenic Reflection as a Factor in the Development of Emotional Competence, PhD thesis, Moscow, 170 p., (in Russian).

Postavnev, VM 2009, 'Phenomenology of the Personality of Elderly People in Creative Professions', Razvitie lichnosti, no. 2, pp. 100-115, (in Russian).

Rudakov, AL 2009, Sanogenic Reflection as a Factor in Personality Stress Tolerance: The Example of Free-Style Wrestling Athletes, PhD thesis, Moscow, 219 p., (in Russian).

Sannikova, AI 2001, Preparing Students for the Development of Their Creative Potential in the Educational Process: Training Manual, Perm, 228 p., (in Russian).

Semenov, IN & Lepsk, VE (ed.) 2014, Systematic Methodology and Reflective Psychology of Thinking, Moscow, 280 p., (in Russian) Tigrov, VP 2008, The Development of the Creative Potential of a Student's Personality in Technological Education, D.Phil. thesis, Tambov, 447 p., (in Russian).

Veretennikova, LK 1997, Preparing Future Teachers for the Formation of the Creative Potential of Students, D.Phil. thesis, Kazan, 340 p., (in Russian).

Yakovleva, EL 1997, Psychology of the Development of the Creative Potential of the Individual, Moscow, 222 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.