— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -28 УДК 341.655
САНКЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прокоплюк Ю.Н.
Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации
Аннотация. В связи с развитием глобальных политических конфликтов, государства все чаще прибегают к введению ограничительных мер. Соединенные Штаты Америки вводят различные ограничительные меры в отношении публично- и частно-правовых субъектов, чья политика противоречит интересам США. За последние 15 лет США был введен ряд санкционных ограничений, которые распространяются на все сферы социально-политической и экономической деятельности, в отношении Российской Федерации. Данная статья посвящена правовому анализу нормативно-правовых актов, посредством которых США были введены санкции в отношении Российской Федерации. В статье, в частности, проанализирована нормативно-правовая база в рамках четырех, выделяемых OFAC, программ антироссийских санкций. Автор отмечает, что основной формой правового выражения большинства антироссийских ограничительных мер является исполнительный приказ Президента Соединенных Штатов Америки.
Ключевые слова: санкции США, ограничительные меры, санкции в отношении Российской Федерации, Акт Магнитского, санкции за вредоносную зарубежную деятельность России, программа санкций в отношении Украины / России, CAATSA, OfAc.
US SANCTION LEGISLATION IN RELATION TO THE RUSSIAN FEDERATION
Yulia N. Prokoplyuk
Moscow State Institute of International Relations of the Ministy of Foreign Affairs of the Russian Federation
Abstract. In connection to the expansion of global political conflicts, states are resorting to imposing restrictive measures. The United States of America introduces various sanctions to the states whose policies contravene to US' interests. In particular over the past 15 years, the United States has introduced a number of restrictions against the Russian Federation that effect all areas of sociopolitical and economic activity. This article is devoted to the legal analysis of the regulations through which the United States imposed sanctions on the Russian Federation. In particular, the article analyzes the regulatory framework within the four anti-Russian sanctions programs identified by OFAC. The author notes that the main form of legal expression of most anti-Russian restrictive measures is the executive order of the President of the United States of America.
Keywords: US sanctions, restrictions. sanctions in relations to the Russian Federation, Magnit-sky rule of law, Russian Harmful Foreign Activities Sanctions, Ukraine-/Russia-related Sanctions, CAATSA, OFAC.
Введение1.
С 2014 года Соединенными Штатами Америки было введено несколько сотен различных ограничительных мер в отношении Российской Федерации. Основные функции по администрированию и обеспечению соблюдения санкционных мер выполняет Казначейство США (The US Treasury) через Управление по контролю за иностранными активами (далее - «OFAC»). OFAC
1 В настоящей статье термин «санкции» используется в качестве синонимичного к терминам «ограничительные меры» и «рестрикции». Можно сказать, что данный подход является устоявшимся для финансово-правовых аспектов.
публикует списки лиц, организаций и стран, подпадающих под санкции, а также предоставляет рекомендации по соблюдению санкционных требований.
По мнению OFAC, санкции, введенные в отношении России, можно разделить на четыре программы [1, с. 16]:
• Программа санкций, основанная на Акте Магнитского (The Magnitsky Act);
• Программа санкций за вредоносную зарубежную деятельность России (Russian harmful foreign activities sanctions);
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
• Программа санкций в отношении Украины / России (Ukraine-/Russia-related sanctions);
• Программа санкций, основанная на Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related Sanctions-«CAATSA») [2, с. 16].
Обсуждение. Результаты.
Далее, в статье будут подробно рассмотрены правовые акты и нормы, которые составляют каждую из программ санкционных мер США в отношении России.
Программа санкций, основанная на Акте Маг-нитского.
Управление по контролю за иностранными активами США выделяет отдельную санкционную программу, основанную на принятом в 2012 году федеральном законе США - Акте Магнитского. В российской научной литературе достаточно распространенной является позиция, с точки зрения которой, принятие акта Магнитского было началом нового витка политического противостояния России и США [3, с. 16].
Исторические предпосылки введения санкцион-ных ограничений не являются предметом данной статьи, в связи с чем обстоятельства принятия законов будут изложены вкратце для понимания общего контекста.
В 2007 году в России было начато расследование по вопросу хищения бюджетных денежных средств Российской Федерации инвестиционным фондом «Hermitage Capital Management» в размере более б млрд рублей. В рамках расследования был задержан Сергей Магнитский - аудитор фонда. Спустя 11 месяцев предварительного заключения Магнитский скончался в больнице следственного изолятора.
В ответ на данные события, американским сенатором в штате Мерилэнд - Бенджамином Карди-ном была выдвинута инициатива о введении запрета на въезд в США 60 гражданам России, причастным, с его точки зрения, к смерти Маг-нитского (список Кардина).
В 2012 году Комитетом по иностранным делам палаты представителей Конгресса США был одобрен закон, устанавливающий механизм, с помощью которого власти США могут вносить любых российских лиц в «черный список».
Официальное название принятого документа на русский язык можно преевести как «Закон об отмене действия поправки Джексона Веника в отношении России и Молдовы и акт об отчетности имени Сергея Магнитского от 2012 г.» [4, с. 16].
Документ состоит из четырех разделов: Первый раздел закона посвящен отмене поправки Джек© Прокоплюк Ю.Н.
сона-Веника (поправка, в Закон о торговле США 1974 г. [5, с. 16], в соответствии с которой США не предоставляли режим наиболее благоприятствующей нации, государственные кредиты и государственные гарантии странам, нарушающим права человека, в том числе право на эмиграцию. Поправка применялась в отношении СССР, в 2006 г. была отменена в отношении Украины, в 2012 г. в отношении России и Молдовы).
Второй раздел Акта - «Меры по обеспечению соблюдения торговых правил, относящихся к Российской Федерации».
Третий раздел Акта «Постоянные нормальные торговые отношения для Молдовы» содержит нормы, устанавливающие отмену поправки Джексона-Веника в отношении Молдовы.
Четвертый раздел «Закон / Акт Магнитского» или дословно «Акт 2012 года об ответственности за нарушение принципа верховенства закона имени Сергея Магнитского». В данном разделе излагаются обстоятельства принятия данного Акта и закрепляется стремление Соединенных Штатов к взаимовыгодным отношениям с Россией на основе уважения прав человека и верховенства закона.
В разделе 402 Акта уточняется, что Россия является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда; ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международный Пакт о гражданских и политических правах, и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, и связана юридическими обязательствами, изложенными в Европейской Конвенции по правам человека.
Следует отметить, что в 2022 году Россия была исключена из Совета Европы и перестала быть стороной Европейской Конвенции по Правам Человека [6, с. 16].
Акт содержит критерии для идентификации лиц, ответственных за лишение свободы, насилие и смерть Сергея Магнитского и другие грубые нарушения прав человека, а также ограничительные меры, которые могут быть применены к лицам, внесенным в санкционные списки. Так, лица, внесенные в список, не имеют права на получение визы в США, а выданные визы должны быть отозваны. Активы лиц, внесенных в список, могут быть заморожены (параграф А раздел 406). Заморозка активов осуществляется на основании полномочий Президента США в соотв етств ии и Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act) [7, с. 16].
Государственный департамент США публикует ежегодный отчет о реализации санкционной про-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
граммы на основании Акта Магнитского [8, с. 16]. Последний доступный отчетный период - 2022 год. В 2022 году США предприняли значительные действия в рамках программы глобальных санкций, включив в список в течение года 35 иностранных лиц. По состоянию на 10 декабря 2022 года, Соединенные Штаты внесли в список в общей сложности 450 иностранных лиц (физических и юридических лиц) в соответствии с Актом Магнитского и Исполнительным приказом (executive order) Президента США 13818 [9, с. 17].
Акт Магнитского является документом, на основе которого Соединенные Штаты реализуют Стратегию национальной безопасности [10, с. 17]. Данным законом государственным органам США представляются полномочия по введению персональных санкций в отношении лиц, осуществляющих действия, результатом которых является нарушение или угроза нарушения прав человека.
Программа санкций на основе закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related Sanctions, «CAATSA») [11, с. 17].
Данная программа санкций, аналогично программе по Акту Магнитского, обусловлена принятием консолидированного нормативного документа - Закона о противодействии противникам Америки (далее - «CAATSA»). Данный закон вводит новые санкции в отношении Ирана, России и Северной Кореи, был подписан 02 августа 2017 года.
CAATSA включает в себя три раздела:
Глава 1. Санкции в отношении Ирана;
Глава 2. Санкции в отношении Российской Федерации и борьбы с терроризмом и незаконным финансированием;
Глава 3. Санкции в отношении Северной Кореи.
Глава, посвященная санкциям в отношении России разделена на 3 части:
Часть 1. Пересмотр санкций, введенных в отношении РФ, Конгрессом США («Закон о пересмотре санкций в отношении России от 2017 года»)
Часть 2. Санкции в отношении РФ. Часть 3. Отчетность.
CAATSA регулирует введение санкций в отношении:
- деятельности Российской Федерации, подрывающей кибербезопасность;
- специальных российских проектов по добыче сырой нефти;
- российских и иных иностранных финансовых институтов;
- актов коррупции в Российской Федерации;
- некоторых операций с иностранными лицами, уклоняющимися от санкций, и в связи с серьезными нарушителями прав человека в Российской Федерации; лиц, участвующих в сделках с разведывательным или оборонным секторами П р а в и тел ьства Российской Федерации;
- разработки трубопроводов в Российской Федерации; инвестиций или содействия приватизации государственных активов Российской Федерацией;
- поставок оружия и связанных с ним материальных средств в Сирию.
В законе перечислены санкционные меры (меры, которые потенциально нацелены на наступление негативных правовых последствий для субъекта, в отношении которого они вводятся), которые могут быть введены в отношении российских лиц [12, с. 17], что является правовой особенностью документа, поскольку ни один нормативный акт единовременно не содержит такого широкого списка мер. В отношении лиц, которые включены в санкционные списки могут быть применены следующие меры (одна или одновременно несколько):
1. Ограничение помощи экспортно-импортного банка США (государственное учреждение США, основная деятельность которого направлена на поддержку экспортеров) за осуществление экспортных операций в пользу лиц, находящихся под санкциями. Президент США имеет право отказать Экспортно-импортному банку в выдаче разрешения на предоставление гарантий, страхования, кредита в связи с экспортом товаров или услуг в отношении подсанкционного лица.
2. Ограничение осуществление экспортных операций. Президент США имеет полномочия запретить Правительству США выдавать лицензии и разрешения на экспорт товаров и технологий лицу, в отношении которого введены санкции.
3. Ограничение предоставления кредитов от финансовых учреждений США. Президент США имеет полномочия запретить финансовым институтам США выдавать кредиты лицам, которые находятся под санкциями, в сумме, превышающей 10000000 долл. в течении 12-месячного периода, если только лицо не занимается деятельностью, направленной на защиту прав человека.
4. Ограничения займов от международных финансовых институтов. Президент имеет полномочие давать поручения представителями США в международных организациях использовать голос США против предоставления займов лицам, находящимся под санкциями.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
5. Санкции в отношении финансовых учреждений. Если санкции введены в отношении финансовых учреждений, то такие учреждения не могут быть назначены в качестве первичного дилера ценных бумаг; не могут выполнять функцию ре-позитария государственных средств.
6. Ограничения по закупкам. Лицо, находящееся под санкциями, не может быть стороной договора, предметом которого являются государственные закупки.
7. Запрет сделок в иностранной валюте. Операции в валюте юрисдикции, которая находится под санкциями, могут быть запрещены.
8. Запрет банковских операций. Президентом США могут быть запрещены любые банковские операции, осуществляемые в интересах лиц под санкциями, если такие операции относятся к юрисдикции США.
9. Ограничения на сделки с собственностью.
10. Запрет осуществления инвестиций в долевые или долговые ценные бумаги лица, в отношении которого введены санкции.
11. Отказ в предоставлении виз корпоративным служащим. Лицам, в отношении которых введены санкции, может быть отказано в выдаче визы в США, въезд в США может быть ограничен.
12. Санкции в отношении основных исполнительных руководящих лиц тех организаций, в отношении которых были введены санкционные ограничения.
В соответствии с CAATSA, Президенту США запрещено отменять санкции без согласия Конгресса. Закон CAATSA также уточнил требования к отчетности американских государственных органов по вопросам контроля за лицами, на которые наложены санкции.
Санкции, связанные с CAATSA / принимаемые на основе CAATSA, вводятся многочисленными нормативными актами: исполнительными приказами Президента США; публичными законами, изданными Конгрессом. Данные акты кодифицируются OFAC и подлежат публикации в Кодексе федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations - CFR).
Программа санкций за вредоносную зарубежную деятельность России (Russian harmful foreign activities sanctions) и Программа санкций в отношении Украины / России (Ukraine-/ Russia-related sanctions).
В отличии от двух предыдущих санкционных программ, данные программы основаны не на каких-то конкретных законах, а на ряде исполнительных приказов Президента США, которые тематически могут быть объединены в санкци-онную программу.
Программа санкций в отношении Украины/России была инициирована 06 марта 2014 г. с издания исполнительного приказа Президента США 13660 [13, с. 17], который объявлял чрезвычайное положение в связи с угрозой, которую представляли действия и политика определенных лиц, «подрывавших демократические процессы и некоторые демократические институты в Украине». Указывалось, что действия России угрожают миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также способствуют незаконному присвоению активов Украины. Название данной программы обусловлено тем, что большинство санкционных мер были введены после начала конфликта на территории Украины в 2014 г.
В рамках данной санкционной программы были приняты, в частности, следующие исполнительные приказы Президента США:
- Исполнительный приказ 13661 «О блокировке собственности дополнительных лиц, причастных к эскалации ситуации в Украине» [14, с. 17];
- Исполнительный приказ 13662 «О блокировке собственности дополнительных лиц, причастных к эскалации ситуации в Украине» [15, с. 17]. Данный приказ является чрезвычайно важным, поскольку установил порядок введения санкций в отношении организаций, работающих в определенных секторах экономики Российской Федерации. Конкретные операции и организации, на которые распространяются санкции определены в директивах к приказу.
- Исполнительный приказ 13685 . «О блокировке собственности лиц и запрете на осуществление определенных сделок, относящихся к Крымскому региону Украины» [16, с. 17]. Исполнительный приказ установил запрет на импорт или экспорт товаров, услуг или технологий в Крымский регион или из него, а также новые инвестиции в Крымский регион американскими лицами (физическими и юридическими), вне зависимости от места их нахождения.
- Исполнительный приказ 13849 «О санкционировании применения некоторых санкций, предусмотренных Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций» [17, с. 17];
- Исполнительный приказ 13883 «О введении санкций против распространения и поправки к приказу 12851» [18, с. 18];
- Исполнительный приказ 14065 «О блокировке имущества определенных лиц и запрете определенных операций в связи с продолжающимися действиями России по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины» [19, с. 18].
Большая часть принятых исполнительных приказов не устанавливала новых ограничений, а лишь расширяла объем уже принятых. Практи-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ческая реализация вышеперечисленных исполнительных приказов осложнялась затруднениями определения лиц, в отношении которых могут быть введены санкции. В этой связи, главой Казначейства США были даны соответствующие пояснения. В соответствии с критериями, изложенными в исполнительных приказах США 13660, 13661, 13662, 13685, для введения в отношении лица санкций оно должно совершить одно или несколько нижеперечисленных действий:
• Принимать прямое или косвенное участие (быть соучастником) в любом из следующих действий: осуществлять действия или проводить политику, подрывающие демократические процессы или институты в Украине; осуществлять действия или проводить политику, угрожающие миру, безопасности, стабильности, суверенитету или территориальной целостности Украины; осуществлять незаконное присвоение государственных активов Украины или экономически значимого субъекта Украины;
• Участвовать в процедуре утверждения государственной власти над какой-либо частью или регионом Украины без разрешения правительства Украины;
• Быть руководителем организации, которая или члены которой занимались любой деятельностью, описанной в исполнительном приказе 13660, или организации, чья собственность и интересы в собственности заблокированы в соответствии с данным приказом;
• Быть должностным лицом Правительства Российской Федерации;
• Осуществлять деятельность в секторе вооружений или связанных с ними материальных средств в Российской Федерации;
• Осуществлять деятельность в Крыму;
• Быть руководителем организации, осуществляющей свою деятельность в Крыму;
• Находиться под контролем, либо действовать или намереваться действовать от имени или в интересах, прямо или косвенно, высокопоставленного должностного лица Правительства Российской Федерации; либо лица, чья собственность и интересы в собственности заблокированы в соответствии с исполнительными приказами Президента США 13660, 13661, 13662 или 13685; либо оказывать материальную помощь, спонсировать или предоставлять финансовую, материальную или технологическую поддержку, товары или услуги высокопоставленному должностному лицу Правительства Российской Федерации или в его поддержку.
Программа санкций за вредоносную зарубежную деятельность (Russia Harmful Foreign Activities Sanctions).
Данная программа реализуется также на основе ряда исполнительных приказов Президента США.
Исполнительный приказ 14024 от 15 апреля 2021 г. устанавливает новый режим чрезвычайного положение в США, в соответствии с которым санкции могут быть введены в отношении физических и юридических лиц, содействующих определенной вредной внешней деятельности Российской Федерации. До принятия данного исполнительного приказа чрезвычайное положение национального масштаба было установлено «в связи с кризисом в Украине» и объявлено в приказе 13660 и далее рассматривается в приказах 13661,13662,13685 и 13849.
В исполнительном приказе 14024 в качестве вредной зарубежной деятельности российского правительства названы следующие действия:
- попытки подорвать проведение свободных и справедливых демократических выборов и существования демократических институтов в США и государствах, которые являются союзниками и партнерами США;
- участие и содействие злонамеренной деятельности в сфере кибербезопасности против США, союзников и партнеров США;
- поощрение и использование коррупционных схем для влияния на правительства иностранных государств;
- осуществление экстерриториальной деятельности, направленной против диссидентов или журналистов;
- осуществление действий по подрыву безопасность в странах и регионах, важных для национальной безопасности США;
- нарушение устоявшихся принципов международного права, включая уважение территориальной целостности. государств.
Как и любое другое блокирующее распоряжение, Исполнительный приказ 14024 устанавливает правомочия на введение блокирующих санкций. ОРАС опубликовало несколько директив к Приказу, которые детализируют вводимые ограничительные меры. Директивы конкретизируют рестрикции, вводимые в отношении российского финансового сектора.
Директива 1 А (Директива ОРАС принятая в отношении суверенного долга России) распространяет существующие запреты на участие во вторичном рынке облигаций, выпущенных после 01 марта 2022 года Центральным банком Российской Федерации. Федерации, Фондом национального благосостояния Российской Федерации или Министерством финансов Российской Федерации.
Директива 2 налагает санкции на корреспондентские и сквозные счета ПАО «Сбербанк России», которому принадлежит около трети всех банковских активов в России. Начиная с 26 марта 2022 года все финансовые учреждения США
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
должны были закрыть все корреспондентские или сквозные счета Сбербанка, чтобы отклонить любые будущие операции с участием Сбербанка или его дочерних иностранных финансовых учреждений. Эти санкции распространяются на Сбербанк и любые иностранные финансовые учреждения, 50 и более процентов которых прямо или косвенно принадлежат Сбербанку. Эти организации были добавлены в Список иностранных финансовых учреждений OFAC, подпадающих под санкции в отношении корреспондентских счетов или сквозных счетов (Список CAPTA). 06 апреля 2022 года Казначейство США объявило о расширении санкций в отношении Сбербанка, введя в отношении банка полную блокировку. Стоит отметить, что ряд иных финансовых организаций также подвергся санкци-онному давлению.
Директива 3 «О юридических лицах, связанных с Россией» запрещает, начиная с 26 марта 2022 года, операции и сделки между лицами США или внутри США с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней и новым капиталом российских государственных предприятий, субъектов, осуществляющих деятельность в секторе финансовых услуг российской экономики, и иные субъекты, на которых распространяются запреты.
Директива 4 «О суверенных сделках, связанных с Россией» вводит запрет для физических и юридических лиц США на участие в сделках с Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. В результате принятия Директивы 4 все активы Центрального банка России были немедленно заморожены.
В рамках санкционной программы, за вредоносную зарубежную деятельность были приняты также следующие исполнительные приказы:
- Исполнительный приказ 14039 «О блокировке собственности в отношении некоторых российских экспортных энергопроводов» [20, с. 18];
- Исполнительный приказ 14066 «О запрете на импорт и осуществление новых инвестиций в связи с продолжающимися усилиями Российской Федерации по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины» [21, с. 18];
- Исполнительный приказ 14068 «О запрете на импорт, экспорт и новые инвестиции в связи с продолжающейся агрессией Российской Федерации» [22, с. 18];
- Исполнительный приказ 14071 «О запрете на новые инвестиции в Российскую Федерацию и предоставление ей определенных услуг в ответ на продолжающуюся агрессию Российской Федерации» [23, с. 18];
- Исполнительный приказ 14114 «О принятии дополнительных мер в отношении вредной деятельности Российской Федерации» [24, с. 18].
Программа санкций за вредоносную зарубежную деятельность России устанавливает рестрикции за осуществление экспортных, импортных операций, инвестиций в российскую экономику. Программа также вводит и расширяет ограничительные меры в отношении российского финансового сектора - блокирующие санкции в отношении активов Центрального банка России, Фонда национального благосостояния, Министерства финансов и ПАО «Сбербанк».
Заключение.
Таким образом, за последние 15 лет в Соединенных Штатах Америки сформировалась правовая база, на основе которой были введены и продолжают вводиться ограничительные меры в отношении иностранных публично-правовых и частно-правовых субъектов.
Нормативно правовые акты, на основе которых осуществляется санкционное регулирование в отношении России, по мнению ОРАС, можно разделить на четыре санкционных программы. Основанием для объединения документов в санкционную программу служат политические предпосылки и временные рамки их принятия.
Наиболее распространенным типом нормативно-правового акта, на основании которого вводятся санкции, является исполнительный приказ Президента США, ввиду простой процедуры его им-плементации, однако некоторые рестрикции вводятся на основании Законов США, например, Акт Магнитского или Закон о противодействии противникам Америки. Для уточнения и расширенного толкования содержания исполнительных приказов ОРАС публикует директивы к приказам, в которых уточняет порядок имплемента-ции мер и объем их распространения.
На сегодняшний день ограничительные меры, введенные США в отношении России, носят всеобъемлющий характер - распространяются на все сферы общественно-политических и экономических отношений. Стоит отметить, что в период с 2022 года большая часть рестрикций была нацелена на институты российского финансового сектора и блокировку активов.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Russia-related sanctions. URL : https://ofac.treasury.gov/sanctions-programs-and-country-information/russia-related-sanctions (дата обращения 10.03.2024).
2. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related Sanctions. URL : https://congress.gov/ 115/plaws/publ44/PLAW-115publ44.pdf (дата обращения 10.03.2024).
3. Стратегии западных санкций: от сдерживания социально-экономического развития до формирования новой конфигурации международных институтов / А.В. Комплеев, И.И. Кузнецов, К.О. Телин, К.Г. Филимонов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 5. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/strategii-zapadnyh-sanktsiy-ot-sderzhivaniya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-formirovaniya-novoy-konfiguratsii-mezhdunarodnyh (дата обращения 22.03.2024).
4. Домрин А.Н. Антироссийское законодательство США / А.Н. Домрин // КВ. 2019. № 4(22). URL : https:// cyberleninka.ru/article
5. Russia and Moldova jackson-vanik repeal and sergei magnitsky rule of law accountability act of 2012. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5801/download7inline (date of application 10.03.2024).
6. Trade act of 1974. URL : https://www.congress.gov/bill/93rd-congress/house-bill/10710 (date of application 10.03.2024).
7. The Russian Federation ceases to be a Party to the European Convention on Human Rights. URL : https://hu doc.echr.coe.int/eng-press%22itemid%22:[%22003-7435446-10180882%22 (date of application 10.03.2024).
8. International emergency economic power act. URL : https://www.congress.gov/congressional-report/110th-congress/senate-report/82#:~:text=PURP0SE%20The%20International%20Emergency%20Economic,juris diction%20of%20the%20United%20States (date of application 10.03.2024).
9. The global Magnitsky sanctions program. URL : https://www.state.gov/global-magnitsky-act (date of application 10.03.2024).
10. Blocking the Property of Persons Involved in Serious Human Rights Abuse or Corruption. URL : https://www. federalregister.gov/documents/2017/12/26/2017-27925/blocking-the-property-of-persons-involved-in-serious-human-rights-abuse-or-corruption (date of application 10.03.2024).
11. National Security Strategy (NSS). URL : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (date of application 10.03.2024).
12. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related. URL : https://congress.gov/115/plaws/ publ44/PLAW-115publ44.pdf (date of application 10.03.2024).
13. Executive Order 13660 of March 06, 2014 Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5946/download7inline (date of application 10.03.2024).
14. Executive Order 13661 of March 17, 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5956/download7inline (date of application 10.03.2024).
15. Executive Order 13662 of March 20, 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5961/download7inline (date of application 10.03.2024).
16. Executive Order 13685 of December 19, 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions with Respect to the Crimea Region of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/ 5966/download?inline (date of application 10.03.2024).
17. Executive Order 13849 of September 20. 2018 Authorizing the Implementation of Certain Sanctions Set Forth in the Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. URL : https://ofac.treasury.gov/media/8671/ download?inline (date of application 10.03.2024).
18. Executive Order 13883 of August 03, 2019 Administration of Proliferation Sanctions and Amendment of Executive Order 12851. URL : https://ofac.treasury.gov/media/26281/download7inline (date of application 10.03.2024).
19. Executive Order 14065 of February 21, 2022 Blocking Property Of Certain Persons And Prohibiting Certain Transactions With Respect To Continued Russian Efforts To Undermine The Sovereignty And Territorial Integrity of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/918791/download7inline (date of application 10.03.2024).
20. Executive Order 14039 of August 20, 2021 Blocking Property with Respect to Certain Russian Energy Export Pipelines. URL : https://ofac.treasury.gov/media/912496/download7inline (date of application 10.03.2024).
21. Executive Order 14066 of March 8,2022 Prohibiting Certain Imports And New Investments With Respect To Continued Russian Federation Efforts To Undermine the Sovereignty And Territorial Integrity Of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/919111/download7inline (date of application 10.03.2024).
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
22. Executive Order 14068 of March 11,2022 Prohibiting Certain Imports, Exports, and New Investment with Respect to Continued Russian Federation Aggression. URL : https://ofac.treasury.gov/media/919281/download? inline (date of application 10.03.2024).
23. Executive Order 14071 of April 06, 2022 Prohibiting New Investment In And Certain Services To The Russian Federation In Response To Continued Russian Federation Aggression. URL : https://ofac.treasury.gov/media/ 922081/download?inline (date of application 10.03.2024).
24. Executive Order 14114 of December 22, 2023 Taking Additional Steps With Respect to the Russian Federation's Harmful Activities. URL : https://ofac.treasury.gov/media/932441/download?inline (date of application 10.03.2024).
References:
1. Russia-related sanctions. URL : https://ofac.treasury.gov/sanctions-programs-and-country-information/russia-related-sanctions (date of application 10.03.2024).
2. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related Sanctions. URL : https://congress.gov/115/ plaws/publ44/PLAW-115publ44.pdf (date of application 10.03.2024).
3. Strategies of Western sanctions: from containing socio-economic development to forming a new configuration of international institutions / A.V. Kompleev, I.I. Kuznetsov, K.O. Telin, K.G. Filimonov // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political sciences. 2018. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-zapadnyh-sanktsiy-ot-sderzhivaniya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-formirovaniya-novoy-konfiguratsii-mezhdunarodnyh (date of application 22.03.2024).
4. Domrin A.N. Anti-Russian legislation of the USA / A.N. Domrin // KV. 2019. No. 4 (22). URL: https:// cyber-leninka.ru/article (date of application 10.03.2024).
5. Russia and Moldova jackson-vanik repeal and sergei magnitsky rule of law accountability act of 2012. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5801/download?inline (date of application 10.03.2024).
6. Trade act of 1974. URL : https://www.congress.gov/bill/93rd-congress/house-bill/10710 (date of application 10.03.2024).
7. The Russian Federation ceases to be a Party to the European Convention on Human Rights. URL : https://hu doc.echr.coe.int/eng-press%22itemid%22:%22003-7435446-10180882%22 (date of application 10.03.2024).
8. International emergency economic power act. URL : https://www.congress.gov/congressional-report/110th-congress/senate-report/82#:~:text=PURPOSE%20The%20International%20Emergency%20Economic,juris diction%20of%20the%20United%20States (date of application 10.03.2024).
9. The global Magnitsky sanctions program. URL : https://www.state.gov/global-magnitsky-act (date of application 10.03.2024).
10. Blocking the Property of Persons Involved in Serious Human Rights Abuse or Corruption. URL : https://www. federalregister.gov/documents/2017/12/26/2017-27925/blocking-the-property-of-persons-involved-in-serious-human-rights-abuse-or-corruption (date of application 10.03.2024).
11. National Security Strategy (NSS). URL : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (date of application 10.03.2024).
12. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related. URL : https://congress.gov/115/plaws/ publ44/PLAW-115publ44.pdf (date of application 10.03.2024).
13. Executive Order 13660 of March 06, 2014 Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5946/download?inline (date of application 10.03.2024).
14. Executive Order 13661 of March 17, 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5956/download?inline (date of application 10.03.2024).
15. Executive Order 13662 of March 20, 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/5961/download?inline (date of application 10.03.2024).
16. Executive Order 13685 of December 19, 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions with Respect to the Crimea Region of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/ 5966/download?inline (date of application 10.03.2024).
17. Executive Order 13849 of September 20. 2018 Authorizing the Implementation of Certain Sanctions Set Forth in the Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. URL : https://ofac.treasury.gov/media/8671/ download?inline (date of application 10.03.2024).
18. Executive Order 13883 of August 03, 2019 Administration of Proliferation Sanctions and Amendment of Executive Order 12851. URL : https://ofac.treasury.gov/media/26281/download?inline (date of application 10.03.2024).
19. Executive Order 14065 of February 21, 2022 Blocking Property Of Certain Persons And Prohibiting Certain Transactions With Respect To Continued Russian Efforts To Undermine The Sovereignty And Territorial Integrity of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/918791/download?inline (date of application 10.03.2024).
20. Executive Order 14039 of August 20, 2021 Blocking Property with Respect to Certain Russian Energy Export Pipelines. URL : https://ofac.treasury.gov/media/912496/download?inline (date of application 10.03.2024).
21. Executive Order 14066 of March 8,2022 Prohibiting Certain Imports And New Investments With Respect To Continued Russian Federation Efforts To Undermine the Sovereignty And Territorial Integrity Of Ukraine. URL : https://ofac.treasury.gov/media/919111/download?inline (date of application 10.03.2024).
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
22. Executive Order 14068 of March 11,2022 Prohibiting Certain Imports, Exports, and New Investment with Respect to Continued Russian Federation Aggression. URL : https://ofac.treasury.gov/media/919281/download? inline (date of application 10.03.2024).
23. Executive Order 14071 of April 06, 2022 Prohibiting New Investment In And Certain Services To The Russian Federation In Response To Continued Russian Federation Aggression. URL : https://ofac.treasury.gov/media/ 922081/download?inline (date of application 10.03.2024).
24. Executive Order 14114 of December 22, 2023 Taking Additional Steps With Respect to the Russian Federation's Harmful Activities. URL : https://ofac.treasury.gov/media/932441/download?inline (date of application 10.03.2024).
Прокоплюк Юлия Николаевна
аспирантка кафедры административного и финансового права международно-правового факультета, Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации [email protected]
I об авторе
Yulia N. Prokoplyuk
Postgraduate Student
of the Department of Administrative
and Financial Law
of the Faculty of International Law,
Moscow State Institute of International Relations
of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation