Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВВОДЯЩИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (САНКЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС)'

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВВОДЯЩИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (САНКЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САНКЦИЙ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САНКЦИЙ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кумалагов Николай Евгеньевич, Хамхоева Лаура Магомедовна, Яровой Макарий Александрович

В статье анализируется перечень недружественных государств, вводящих санкции против Российской Федерации в целом и против ее нефтегазового сектора в частности. Исследуются правовые акты данных государств, вступившие в силу с 2014 года и действующие по настоящее время, в которых содержатся санкционные нормы, затрагивающие нефтегазовый сектор РФ. Анализируется вопрос правовых возможностей по преодолению данных санкций. В качестве источников работы выступают непосредственно тексты нормативно-правовых актов Соединенных Штатов Америки, государств Европейского Союза, заявления администрации США и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кумалагов Николай Евгеньевич, Хамхоева Лаура Магомедовна, Яровой Макарий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY LEGAL ACTS OF UNFRIENDLY STATES IMPOSING SANCTIONS AGAINST THE OIL AND GAS SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION (SANCTIONS COMPLIANCE)

The article analyzes the list of unfriendly states imposing sanctions against the Russian Federation in general, and against its oil and gas sector in particular. The legal acts of these states, which entered into force from 2014 to the present, which contain sanctions regulations affecting the oil and gas sector of the Russian Federation, are being investigated. The issue of legal possibilities for circumventing these sanctions is touched upon. The sources of the work are directly the texts of normative legal acts of the United States of America, the states of the European Union, statements of the US administration and the EU.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВВОДЯЩИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (САНКЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС)»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _213

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВВОДЯЩИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (САНКЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС) REGULATORY LEGAL ACTS OF UNFRIENDLY STATES IMPOSING SANCTIONS AGAINST THE OIL AND GAS SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

(SANCTIONS COMPLIANCE)

КУМАЛАГОВ Николай Евгеньевич,

магистрант факультета права НИУ Высшая школа экономики. 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: [email protected];

ХАМХОЕВА Лаура Магомедовна,

студент Московского государственного лингвистического университета. 119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 38. E-mail: [email protected];

ЯРОВОЙ Макарий Александрович,

магистрант факультета права НИУ Высшая школа экономики. 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: [email protected];

KUMALAGOV Nikolay Evgenyevich,

Master's student of the Faculty of Law of the Higher School of Economics. 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russia. E-mail: [email protected];

KHAMKHOEVA Laura Magomedovna,

student of the Moscow State Linguistic University. 38 Ostozhenka str., Moscow, 119034, Russia. E-mail: [email protected];

YAROVOY Makariy Alexandrovich,

Master's student of the Faculty of Law of the Higher School of Economics. 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье анализируется перечень недружественных государств, вводящих санкции против Российской Федерации в целом и против ее нефтегазового сектора в частности. Исследуются правовые акты данных государств, вступившие в силу с 2014 года и действующие по настоящее время, в которых содержатся санкционные нормы, затрагивающие нефтегазовый сектор РФ. Анализируется вопрос правовых возможностей по преодолению данных санкций. В качестве источников работы выступают непосредственно тексты нормативно-правовых актов Соединенных Штатов Америки, государств Европейского Союза, заявления администрации США и ЕС.

Abstract: The article analyzes the list of unfriendly states imposing sanctions against the Russian Federation in general, and against its oil and gas sector in particular. The legal acts of these states, which entered into force from 2014 to the present, which contain sanctions regulations affecting the oil and gas sector of the Russian Federation, are being investigated. The issue of legal possibilities for circumventing these sanctions is touched upon. The sources of the work are directly the texts of normative legal acts of the United States of America, the states of the European Union, statements of the US administration and the EU.

Ключевые слова: правовое регулирование санкций, правовой режим санкций, нефтегазовый сектор, недружественные государства.

Key words: legal regulation of sanctions, legal regime of sanctions, oil and gas sector, unfriendly states.

Для цитирования: Кумалагов Н.Е., Хамхоева Л.М., Яровой М.А. Нормативные правовые акты недружественных государств, вводящие санкции против нефтегазового сектора Российской Федерации (санкционный комплаенс)// Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 213-216. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_213.

For citation: Kumalagov N.E., Khamkhoeva L.M., Yarovoy M.A. Regulatory legal acts of unfriendly states imposing sanctions against the oil and gas sector of the Russian Federation (sanctions compliance) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 213-216. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_213.

Статья поступила в редакцию: 27.11.2022

Противопоставление интересов Российской Федерации, как одного из крупнейших экспортеров нефти и газа, интересам США и стран -членов Европейского Союза (далее — стран ЕС) на нефтегазовом рынке выражается не только в конкурентной борьбе предприятий данного сектора экономики, но и в применении политического и санкционного давления на страну-конкурента.

В условиях нарастающего геополитического противостояния получил юридическое закрепление перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия [1], в том числе — страны, ведущие негативную санкционную политику.

Эффективность санкционного влияния на экономику стран является предметом обширных научных дискуссий, однако, вне зависимости от ее экономических показателей, санкционная политика представляет собой сложный механизм, основанный на юридическом закреплении субъектов и объектов, причин, целей и методов воздействия. Так, некорректное или неполное отражение в нормативно-правовых актах санкционных норм предполагает наличие у подсанкционной страны правовых возможностей по обходу введенных в ее отношении ограничительных мер.

Следует отметить ряд отличий в правовой основе и механизме введения санкций в США и странах ЕС. Значимой особенностью Европейского Союза в этом ключе является коллективный характер решения о применении санкционного режима.

Статья 215 договора о функционировании Европейского союза содержит в себе процедуру принятия и утверждения санкций [3], положения об общей внешней политике и политике безопасности определяют возможности ЕС по введению санкционных мер и необходимость обязательного исполнения предписаний режима всеми государствами - членами Союза, юридическими и физическими лицами - резидентами стран Союза [2].

На этапе подготовки санкционного пакета формированием предложений по конкретным ограничительным мерам занимаются региональные рабочие группы Совета. По представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности ограничительные меры принимаются единогласным решением Совета ЕС. После принятия Советом Европейского Союза решения о введении санкций в отношении государства, юридического или физического лица, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза. Особенности практического внедрения принятого решения отражаются в постановлениях (регламентах) Совета ЕС.

Первоначально, санкционный режим в отношении объекта действует в течение одного года, и в зависимости от решения, принятого на повторном рассмотрении Советом ограничительные меры могут быть отменены, приостановлены или пролонгированы, кроме того, может быть принято решение об их корректировке или расширении. Отсутствие пролонгации санкций, оформленное в соответствии с вышеуказанным порядком означает полное снятие ограничительных мер с объекта.

В отношении Российской Федерации на основании решений Совета Европейского Союза в настоящее время действует значительное количество санкционных мер, направленных как против государства в целом, так и против юридических и физических лиц - резидентов России.

Формальной причиной основной доли санкционных ограничений, наиболее часто упоминаемой в решениях Совета ЕС, является «дестабилизирующая» роль РФ в ситуации на Украине, список санкционных решений против России в данном аспекте может быть начат с решения Совета Европейского Союза № 145 от 17 марта 2014 г. (№ 2014/145 CFSP). Так, в преамбуле указанного документа содержится краткий анализ ситуации, осуществленный органами Европейского Союза, в рамках которого установлены «лица, ответственные за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.» [5] Статья 4 решения указывает на необходимость внесения в приложения как идентификационных данных 21 физического лица, подлежащих включению в санкционные списки, для возможности их однозначной идентификации, так и формализованных причин, служащих основанием для наложения санкций.

На данный момент указанный список расширен на основании принятых впоследствии решений и постановлений Совета ЕС, в частности постановлений: № 269/2014 от 17 марта 2014 года, № 692/2014 от 23 июня 2014 года, № 2022/263 от 23 февраля 2022 года.

Формирование обширного перечня лиц, подлежащих санкционным ограничениям, повлекло за собой необходимость внесения в список дополнительных персональных данных. Так, для однозначной идентификации физического лица в приложениях консолидированного решения Европейского Союза содержится следующая информация: ФИО, дата рождения, место рождения, национальность, номер и дата выдачи паспорта, должность и воинское звание, адрес регистрации и/или места жительства. Данные о юридических лицах могут содержать информацию об наименовании организации, юридическом и фактическом адресе, контактных и регистрационных данных организации.

В соответствии со значительном влиянием деятельности компаний нефтегазовой отрасли в формировании бюджета Российской Федерации и, как следствие, их многоаспектным вовлечением в политическую деятельность в список лиц, попадающих под санкции попали физические лица аффилированные с компаниями отрасли, часть компаний нефтегазового сектора (Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз», ответственная за обеспечение текущих и прогнозных потребностей Республики Крым в природном газе, газовом конденсате и нефти) а так-же банки, участвующие в финансовой деятельности указанных компаний. Активы и средства указанных лиц должны быть заморожены, финансовая, юридическая и техническая помощь в деятельности данных лиц должна быть прекращена [16].

Секторальные ограничения представляют собой комплекс санкционных мер, снижающих эффективность текущей деятельности в отрасли, однако в большей степени направлены на возможности России по будущей добыче, хранению и транспортировке продуктов нефтегазовой отрасли [15]. Так, в рамках четвертого пакета ограничительных мер Советом Европейского Союза было принято постановление № 2022/428 от 15 марта 2022 года и решение № 2022/430 от 15 марта 2022 года [4], которое расширяет санкции указанные в постановлении № 833/2014 от 31 июля 2014 года и запрещает предоставлять финансирование компаниям, работающим в энергетическом секторе России.

Первоначально опубликованное решение № 833/2014 содержало в себе запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт товаров и технологий двойного назначения [6]. Решение № 2022/430 расширяет санкционные положения и предполагает запрет прямо или косвенно вступать в какие-либо сделки с юридическими лицами более чем на 50% принадлежащими России или лицам из ранее описанного санкционного списка, вводило запрет на новые инвестиции в российский энергетический сектор всеобъемлющие ограничения на экспорт оборудования, технологий и услуг для энергетической отрасли в России.

Постановление № 2022/428 вводит определение термина «энергетический сектор», устраняя возможности по некорректной трактовке и обходу санкционных ограничений [7]. Согласно статье 1 Постановления - «Энергетический сектор означает сектор, охватывающий следующие виды деятельности, за исключением гражданской ядерной деятельности:

1. разведка, добыча, распределение на территории России или добыча сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработка топлива, сжижение природного газа или регазификация;

2. производство или распространение в России продуктов на твердом ископаемом топливе, продуктов переработки нефти или

Международно-правовые науки

газа;

3. строительство объектов или установка оборудования для или предоставление услуг, оборудования или технологии для де-

ятельности, связанной с выработкой электроэнергии».

Запрет на поставку определенных товаров, необходимых отрасли, обеспечивается внесением в приложения Постановления списка товаров, подпадающих под запрет с указанием таможенного кода согласно Классификации интегрированных тарифов (the Integrated Tariff of the European Union (TARIC)).

Шестой санкционный пакет включает в себя запреты на поставки российской нефти в Европейский Союз и содействие ее доставке в третьи страны [14]. Страны ЕС будут иметь возможность по приобретению нефти и нефтепродуктов, экспортируемых из России, при условии, что они были добыты в другой стране и не принадлежат лицам-резидентам Российской Федерации.

Аналогичные санкции США, в отношении ограничения экспорта нефти из России были введены Указом № 14066 от 8 марта 2022 года [9]. Указ президента США «Запрет на определенный импорт и новые инвестиции в связи с продолжающимися усилиями Российской Федерации по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины» предполагает запрет импорта в Соединенные Штаты следующих продуктов российского происхождения: сырая нефть, нефтепродукты, нефтяное топливо, масла и продукты их перегонки, сжиженный природный газ, уголь, и угольные, продукты; запрет на инвестиции в энергетический сектор Российской Федерации лицом из Соединенных Штатов; запрет на одобрение, финансирование, содействие или гарантии лицом из Соединенных Штатов, где бы оно ни находилось, сделок России в энергетическом секторе.

Управление по контролю за иностранными активами для исполнения целей указа № 14066 пояснило термин «происхождение из Российской Федерации» в разделе «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте. Товарами российского производства признаются товары, произведенные, добытые или переработанные в Российской Федерации, за исключением любых товаров российского происхождения, которые были включены в продукт иностранного производства или существенно преобразованы [13].

Указ № 14066 расширяет области правового регулирования чрезвычайного положения в стране, объявленного в Указе президента № 14024 от 15 апреля 2021 г. «Блокирование имущества в связи с определенной вредной иностранной деятельностью Правительства Российской Федерации» («Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Fédération») [8]. Рассмотрим подробнее механизм введения санкций в США.

Широкое распространено применение США для защиты собственных интересов и обеспечения международной безопасности санкци-онных ограничений, данный факт обусловлен значительным экономическими и финансовыми возможностями американского рынка. Применение санкций регулируется следующими законодательными актами:

1. Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г. [12]);

2. Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.

[11]);

3. Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г. [10]).

Объявление режима чрезвычайного положение подразумевает подписание соответствующего указа (executive order). Предусмотренный годовой срок действия указа о чрезвычайном положении может быть продлен другим указом президента или отменен Конгрессом США, в случае если Сенат и Палата Представителей проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения.

Таким образом, следует заключить, что значимой особенностью Европейского Союза в этом ключе является коллективный характер решения о применении санкционного режима, в то время как США принимает свои санкционные документы единолично. Европейские санкции предполагают, что страны Европы будут иметь возможность по приобретению нефти и нефтепродуктов, экспортируемых из России, при условии, что они были добыты в другой стране и не принадлежат лицам-резидентам Российской Федерации. В Соединенных Штатах же санкции накладываются только на нефтепродукты, которые произведены, добыты или переработаны в Российской Федерации, за исключением любых товаров российского происхождения, которые были включены в продукт иностранного производства или существенно преобразованы.

Также стоит отметить, что ряд государств Европейского Союза, такие, как Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария и Хорватия, могут получать сырую нефть из нефтепроводов и иными путями от России без ограничений, по крайней мере до тех пор, пока не смогут закупать нужные объемы нефти на альтернативных рынках.

Указанные выше особенности могут быть использованы для юридического обхода санкционных режимов. Так, в Соединенные Штаты Америки могут поставляться продукты нефтегазового сектора в том случае, если они будут включены в продукт, имеющий другое национальное происхождение. Думается, в данном случае уместно будет добавлять российские нефтепродукты к иностранным в определенной пропорции с тем, чтобы весь объем данной смеси был признан продуктом, созданным не в Российской Федерации.

В Европейский Союз продукты нефтегазового сектора можно будет поставлять через государства, которые в настоящее время освобождены от санкционных режимов в отношении российской продукции. Далее эти государства смогут покрывать дефицит нефти на рынке Европейского Союза с помощью нефти, которая уже принадлежит им на праве собственности.

Подводя общий итог, следует заключить, что несмотря на формально жесткий режим антироссийских санкций в странах условного западного мира, возглавляемого Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом, с юридической точки зрения иностранное санкционное законодательство представляет значительные возможности по обходу санкций. Поскольку вряд ли можно заподозрить юристов самых развитых

государств планеты в ошибках и случайностях, можно предположить, что оставленные возможности для обхода санкций пролоббированы представителями промышленного сектора США и ЕС и связанными с ними политическими группами. Поставки российских ресурсов, включая и продукты нефтегазового сектора, являются крайне выгодными для многих предприятий, некоторые же без них и вовсе станут неконкурентоспособными. Поэтому, обращая взгляд в будущее, можно предположить, что юридические возможности для обхода санкционного давления недружественных государств на нефтегазовый сектор Российской Федерации не исчезнут и в будущих санкционных «пакетах».

Библиогра фия:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/wj1HD7RqdPSxAmDlaisqG2zugWdz8Vc1.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

2. Common Foreign and Security Policy [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/find-funding/eu-funding-programmes/common-foreign-and-security-policy_en (дата обращения: 17.10.2022).

3. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (дата обращения: 17.10.2022).

4. Council Decision (CFSP) 2022/430 of 15 March 2022 amending Decision 2014/512/CFSP [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:L:2022:087I:TOC (дата обращения: 17.10.2022).

5. Council Decision 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014D0145 (дата обращения: 17.10.2022).

6. Council Regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014R0833 (дата обращения: 17.10.2022).

7. Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.LI.2022.087.01.0013.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A087I%3ATOC (дата обращения: 17.10.2022).

8. Executive Order 14024 of April 15, 2021 Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Federation [Электронный ресурс]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/14024.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

9. Executive Order 14066 of March 8, 2022 Prohibiting Certain Imports and New Investments With Respect to Continued Russian Federation Efforts To Undermine the Sovereignty and Territorial Integrity of Ukraine [Электронный ресурс]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/eo_prohibitions_imports_investments.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

10. Export Administration Act of 1979 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.congress.gov/96/statute/STATUTE-93/STATUTE-93-Pg503.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

11. International Emergency Economic Powers [Электронный ресурс]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/international-emergency-economic-powers-act.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

12. National Emergencies Act [Электронный ресурс]. - URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-90/pdf/STATUTE-90-Pg1255.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

13. OFFICE OF FOREIGN ASSETS CONTROL Frequently Asked Questions 1019. For the purposes of Executive Order (E.O.) 14066, what is meant by the term "Russian Federation origin"? [Электронный ресурс]. - URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/added/2022-06-06 (дата обращения: 17.10.2022).

14. Official Journal of the European Union L 153/1 Volume 65 3 June 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2022:153:FULL&from=EN (дата обращения: 17.10.2022).

15. Доля Я. С. Влияние экономических санкций на развитие нефтегазового сектора российской федерации / Я.С. Доля // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы XIV международной научно-практической конференции. Том Выпуск 3. -2019. - С. 111.

16. Казанцев С. В. Антироссийские санкции и нефтегазовый сектор россии в 2014-2016 гг / С.В. Казанцев // Экономическая безопасность. - 2018. -№ 1-1. - С. 65.

References:

1. Order of the Government of the Russian Federation No. 430-r dated 05.03.2022 [Electronic resource]. - URL: http://static.government.ru/media/files/wj1HD7RqdPSxAmDlaisqG2zugWdz8Vc1.pdf (date of application: 17.10.2022).

2. Common Foreign and Security Policy [Electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/find-funding/eu-funding-programmes/common-foreign-and-security-policy_en (date of application: 17.10.2022).

3. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (accessed date: 17.10.2022).

4. Council Decision (CFSP) 2022/430 of 15 March 2022 amending Decision 2014/512/CFSP [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:L:2022:087I:TOC (accessed date: 17.10.2022).

5. Council Decision 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014D0145 (accessed date: 17.10.2022).

6. Council Regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilizing the situation in Ukraine [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014R0833 (accessed date: 17.10.2022).

7. Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilizing the situation in Ukraine [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.LI.2022.087.01.0013.01. ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A087I%3ATOC (accessed date: 17.10.2022).

8. Executive Order 14024 of April 15, 2021 Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/14024.pdf (date of application: 17.10.2022).

9. Executive Order 14066 of March 8, 2022 Prohibiting Certain Imports and New Investments With Respect to Continued Russian Federation Efforts To Undermine the Sovereignty and Territorial Integrity of Ukraine [Electronic resource]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/eo_prohibitions_imports_investments.pdf (date of application: 17.10.2022).

10. Export Administration Act of 1979 [Electronic resource]. - URL: https://www.congress.gov/96/statute/STATUTE-93/STATUTE-93-Pg503.pdf (date of application:

17.10.2022).

11. International Emergency Economic Powers [Electronic resource]. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/international-emergency-economic-powers-act.pdf (date of application: 17.10.2022).

12. National Emergencies Act [Electronic resource]. - URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-90/pdf/STATUTE-90-Pg1255.pdf (date of application: 17.10.2022).

13. OFFICE OF FOREIGN ASSETS CONTROL Frequently Asked Questions 1019. For the purposes of Executive Order (E.O.) 14066, what is meant by the term "Russian Federation origin"? [electronic resource]. - URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/added/2022-06-06 (date of application: 17.10.2022).

14. Official Journal of the European Union L 153/1 Volume 65 3 June 2022 [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2022:153:FULL&from=EN (accessed date: 17.10.2022).

15. Share Ya. S. The impact of economic sanctions on the development of the oil and gas sector of the Russian Federation / Ya.S. Share // Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management. Materials of the XIV International Scientific and practical conference. Volume Issue 3. -2019. - p. 111.

16. Kazantsev S. V. Anti-Russian sanctions and the oil and gas sector of Russia in 2014-2016 / S.V. Kazantsev // Economic security. - 2018. - No. 1-1. - p. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.