Научная статья на тему 'САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суркова О. А.

В данной статье описываются санкции Великобритании, введенные в отношении Российской Федерации в связи с событиями на Украине. Определяется основная терминология, фигурирующая в нормативно-правовых актах Великобритании, суть санкционных ограничений, их причины и последствия. Предметом исследования является санкционная политика в отношении нашей страны. В рамках данной работы санкционные ограничения в отношении Российской Федерации рассматриваются на временном отрезке с 2014 по 2021 гг. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего изучения введенных ограничений стран Запада после февраля 2022 года, а также для более детальной проработки влияния санкционной политики на экономику России. Данная статья написана в рамках апробации результатов исследования магистерской диссертации на тему: «Роль санкций в формировании экономической политики России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UK SANCTIONS POLICY TOWARDS THE RUSSIAN FEDERATION

This article describes the UK sanctions imposed on the Russian Federation in connection with the events in Ukraine. The main terminology that appears in the legal acts of Great Britain, the essence of sanctions restrictions, their causes and consequences are determined. The subject of the study is the sanctions policy in the relations of our country. Within the framework of this work, sanctions restrictions in relation to the Russian Federation are considered in the time period from 2014 to 2021. The results of the work can be applied for a more detailed study of the impact of the sanctions policy on the Russian economy. This article was written as part of the approbation of the results of a master's thesis on the topic: "The role of sanctions in shaping the economic policy of Russia".

Текст научной работы на тему «САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

14. Шандора, Н.А. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы/ Н.А. Шандора // Наука и инновации. - 2020. - № 2 (204). - С. 38-43.

15. Шеметова, О. Ю. Проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности / О. Ю. Шеметова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 303-306.

References:

1. Baksheyeva, M. A. Ponyatiye i evolyutsiya instituta litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii / M. A. Baksheyeva. - Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 23 (261). - S. 416-418.

2. Boyeva, V. A. Nekotoryye voprosy litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v period refor-mirovaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi / V. A. Boyeva, N. A. Savranskaya // Vestnik Roszdravnadzora. - 2020. - № 1. - S. 25-32. - DOI 10.35576/2070-7940-20201-25-32. - EDN RJSFYC.

3. Vlasova, O.V. K voprosu o rezul'tatakh modernizatsii v zdravookhranenii RF / O.V. Vlasova // Regional'nyy vestnik. - 2020. - № 2 (41). -S. 81-83.

4. Yevtushenko, D. I. Nesovershenstva pravovogo regulirovaniya litsenzirovaniya meditsinskoy deya-tel'nosti / D. I. Yevtushenko, Ye. L. Lutsenko // Vestnik sovremennykh issledovaniy. - 2019. - № 1.11(28). - S. 62-64. - EDN POGBCL.

5. Zhukova, N. A. Problemy pravovogo regulirovaniya litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti / N. A. Zhukova, V. I. Vorob'yeva // Nauchnyy al'manakh. - 2020. - № 1-2(63). - S. 144-148. - EDN IMVVCF.

6. Katkova, I.P. Rossiyskoy zdravookhraneniye v kontekste zadach dostizheniya vseobshchey dostupno-sti uslug zdravookhraneniya k 2030 godu / I.P. Katkova // Narodonaseleniye. - 2020. - T. 23. - № 1. - S. 135-147.

7. Komissarova, YA. V. K voprosu o litsenzirovanii sudebno-meditsinskoy ekspertnoy deyatel'no-sti po delam o nenadlezhashchem okazanii meditsinskoy pomoshchi / YA. V. Komissarova, R. E. Kalinin, Ye. KH. Barinov // Rossiyskiy sledovatel'. - 2020. - № 7. - S. 14-19. -DOI 10.18572/1812-3783-2020-7-14-19. - EDN MOAXXY.

8. Loshkarev, A. V. protsess litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii / A. V. Loshkarev, Ye. A. Gusarova // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. - 2019. - № 4-8(61). - S. 20-21. - EDN SPIRSP.

9. Mograbyan A.S. Aktual'nyye problemy v sfere okazaniya kosmetologicheskikh uslug: chastnopra-vovoy aspekt // Lex Russica. 2018. № 10 (143). S. 58-69.

10. Razmakhnina A. Ye. K voprosu o priznanii okazaniya meditsinskoy uslugi deyatel'nost'yu, sozda-yushchey povyshennuyu opasnost' dlya okruzhayushchikh // Molodoy uchenyy. 2018. № 12. S. 120 - 125.

11. Sapigura, Ye.V. Sistema zdravookhraneniya v RF i perspektivy yeye reformirovaniya / Ye.V. Sapi-gura // Universitetskaya klinika. -2021. - № 4 (36). - S. 115-116.

12. Seregina, I. Izmeneniya v litsenzirovanii: pravomochnost' litsenziy i novyye trebovaniya k or-ganizatsiyam, osushchestvlyayushchim med-itsinskuyu deyatel'nost' / I. Seregina // Upravleniye kachestvom v zdravo-okhranenii. - 2021. - № 4. - S. 3-6. - EDN WQJGJX.

13. Stepan'kova, S.V. Modernizatsiya sistemy zdravookhraneniya / Ye.N. Meshkova // Nauchnyy yezhe-godnik Tsentra analiza i prognoziro-vaniya. - 2019. - № 1 (2). - S. 96-97.

14. Shandora, N.A. Tsifrovizatsiya sistemy zdravookhraneniya: opyt i perspektivy/ N.A. Shandora // Nauka i innovatsii. - 2020. - № 2 (204). - S. 38-43.

15. Shemetova, O. YU. Problemy protsedury litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti / O. YU. Shemetova. — Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 3 (241). - S. 303-306.

EDN: KFIZEQ

О.А Суркова - студентка факультета Международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],

O.A. Surkova - student of the faculty of international economic relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

Научный руководитель: Л.Г. Чувахина - к.э.н., доцент Департамента мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],

Scientific supervisor: L.G. Chuvakhina - candidate of economics, associate professor of the department of World Economy and International Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ UK SANCTIONS POLICY TOWARDS THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В данной статье описываются санкции Великобритании, введенные в отношении Российской Федерации в связи с событиями на Украине. Определяется основная терминология, фигурирующая в нормативно -правовых актах Великобритании, суть санкционных ограничений, их причины и последствия. Предметом исследования является санкцион-ная политика в отношении нашей страны. В рамках данной работы санкционные ограничения в отношении Российской Федерации рассматриваются на временном отрезке с 2014 по 2021 гг. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего изучения введенных ограничений стран Запада после февраля 2022 года, а также для более детальной проработки влияния санкционной политики на экономику России. Данная статья написана в рамках апробации результатов исследования магистерской диссертации на тему: «Роль санкций в формировании экономической политики России».

Abstract. This article describes the UK sanctions imposed on the Russian Federation in connection with the events in Ukraine. The main terminology that appears in the legal acts of Great Britain, the essence of sanctions restrictions, their causes and consequences are determined. The subject of the study is the sanctions policy in the relations of our country. Within the framework of this work, sanctions restrictions in relation to the Russian Federation are considered in the time period from 2014 to 2021. The results of the work can be applied for a more detailed study of the impact of the sanctions policy on the Russian economy. This article was written as part of the approbation of the results of a master's thesis on the topic: "The role of sanctions in shaping the economic policy of Russia".

Ключевые слова: санкции, Великобритания, санкционный режим, экономическая политика, санкционная политика, экономика, ограничения.

Keywords: sanctions, Great Britain, sanctions regime, economic policy, sanctions policy, economics, restrictions.

Правовая основа введения санкций. Когда Великобритания являлась членом ЕС, неотъемлемой частью её санкционного режима являлись ограничительные меры, принятые в рамках ЕС. Данные меры действовали в Великобритании на основании Закона о Европейских сообществах 1972 года (European Communities Act 1972). Однако 29 марта 2017 года началась процедура выхода Великобритании из состава ЕС, которая завершилась 31 января 2020 года. Великобритания достигла соглашения о выходе из ЕС, ввиду чего был введён переходный период до 31 декабря 2020 года, при котором санкционный режим, сложившийся при ЕС, продолжал своё действие в том же порядке. В частности, Закон Великобритании о выходе из EC (European Union (Withdrawal Agreement) Act 2020) указывает, что нормы ЕС, действующие на основании Закона о европейских сообществах, продолжают действие до конца переходного периода. Аналогичное положение содержится в ст. 127 соглашения между Великобританией и ЕС об условиях выхода из ЕС [1].

Таким образом, с 31 января по 31 декабря 2020 года режим ограничительных мер EC продолжал действовать в Великобритании. При этом п. 6 ст. 129 соглашения о выходе из ЕС позволял Великобритании по соображениям жизненно важных политических интересов не исполнять решения ЕС в сфере Общей внешней политики и политики безопасности (к ней относится, в числе прочего, и политика в сфере ограничительных мер, за исключением имплементации ограничений ООН). Это означает, что Великобритания была вправе в отдельных случаях в течение переходного периода не гармонизировать ограничительные меры с ЕС, например, применять более жёсткие ограничения или отказаться от них. 1 января 2021 года вступил в силу автономный режим ограничительных мер Великобритании. Общим законодательным актом по вопросам автономных санкций является Закон Великобритании о санкциях. Он содержит основные положения, касающиеся установления санкционного режима, определения санкционных мер, их видов, исключений из санкционного режима и так далее [2]. На основании данного закона принимаются законодательные акты, устанавливающие санкцион-ные режимы в отношении отдельных стран, в том числе и Российской Федерации, а также санкции, вводимые для решения отдельных вопросов в общем, без привязки к отдельной стране (например, против серьёзных нарушений прав человека, хакерских атак и др.). Как и в случае с санкциями ЕС, санкции Великобритании носят целенаправленный, а не всеобъемлющий характер. Объём вводимых ограничений может варьироваться, но Великобритания, по общему правилу, не вводит ограничения в виде полного эмбарго.

На основании Закона Великобритании о санкциях, в частности, был принят Акт о глобальных правах человека (The Global Human Rights Sanctions Regulations 2020. [3] Он вступил в силу 6 июня 2020 года и стал первым отдельным подзаконным актом, наделяющим Правительство Великобритании полномочиями по принятию в одностороннем порядке санкционных мер в связи с нарушениями прав человека.

За обеспечение надлежащего осуществления и соблюдения финансовых санкций в Соединённом Королевстве отвечает Управление по реализации финансовых санкций (Office of Financial Sanctions Implementation, OFS|), входящее в состав Министерства финансов (HM Treasury). Объединённая группа экспортного контроля (Export Control Joint Unit), входящая в состав Департамента международной торговли, управляет системой экспортного контроля и лицензирования товаров военного и двойного назначения. Закон Великобритании о санкциях содержит механизм периодического пересмотра установленных санкций, включающий анализ отдельных решений об их введении, а также целесообразности продолжения их действия [4].

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, Управление по реализации финансовых санкций уполномочено выдавать лицензии на проведение отдельных операций и сделок с лицом, против которого были введены санкции. Например, OFSI выдаёт лицензии на использование части замороженных активов на: покрытие основных и базовых потребностей подсанкционного лица; разумные расходы на оказание юридических услуг; текущее обслуживание замороженных средств и экономических ресурсов чрезвычайные расходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями исполнение договорных обязательств подсанкционных лиц, возникших до применения к ним ограничительных мер.

Закон Великобритании о санкциях использует термин «санкции», под которыми понимаются запреты и требования, которые вводятся для достижения определённых целей. К целям могут относиться: обеспечение исполнения обязательств перед ООН; обеспечение исполнения иных других международных обязательств предотвращение терроризма в Великобритании или в ином другом месте; способствование достижению внешнеполитических целей Великобритании; содействие разреше-

нию военных конфликтов или защите мирных жителей в зонах конфликтов; обеспечение привлечения к ответственности за грубые нарушения прав человека, или обеспечение сдерживания совершения грубых нарушений прав человека, либо обеспечение соблюдения международного права в области прав человека или уважения прав человека; содействие исполнению норм гуманитарного права; внесение вклада в многосторонние усилия по предотвращению распространения оружия массового поражения или материалов, используемых для такого оружия; продвижение уважения к демократии, принципу правового государства и должного управления [4].

Лица, подпадающие под действие Закона о санкциях, под которыми понимаются лица (в том числе отвечающие определённому описанию), определённые соответствующим министром, согласно полномочиям, происходящим из норм акта, для достижения целей такого акта, а также лица, названные в Резолюции СБ ООН [5].

Описание введенных в отношении Российской Федерации санкций. Для исполнения регламентов ЕС, связанных с ограничительными мерами в отношении Российской Федерации, в Великобритании был принят ряд актов, касающихся ситуации в Украине и распространения химического оружия. На данный момент Великобритания придерживается стратегии коллективных санкций с ЕС, поэтому она приняла незначительное количество автономных санкций. Однако в отношении Российской Федерации Великобритания всё же ввела ряд автономных санкций, например, связанных с ограничением экспорта определённых товаров в Россию. Последние принимаются на основании Закона об экспортном контроле 2002 года (Export Control Act 2002) и Указа об экспортном контроле 2008 года (Export Control Order 2008), которые позволяют Великобритании устанавливать дополнительные экспортные ограничения по сравнению с европейским режимом. Такие автономно установленные ограничения имеют непосредственное действие и не связаны с существующим санкционным режимом EC. [6] Кроме того, в 2020 году Великобритания впервые ввела санкции в индивидуальном порядке на основании Акта о глобальных правах человека. Санкции были введены в отношении ряда российских граждан, обвиняемых в различных нарушениях прав человека.

До окончания переходного периода Регламенты ЕС обладают прямым действием на территории Великобритании, однако для их имплементации Великобритания принимает отдельные акты, в которых определяются вопросы правоприменения, включая вопросы ответственности. Для реализации ограничительных мер ЕС, принятых в ответ на «действия, ограничивающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины», Великобритания приняла следующие подзаконные акты:

- The Ukraine (European Union Financial Sanctions) Regulations 2014, принятый в целях реализации Регламента ЕС 208/2014 от 5 марта 2014 года. Данный акт предусматривает запрет для граждан Великобритании и инкорпорированных на её территории юридических лиц на взаимодействие с лицами, подпадающими под действие данного акта и указанными в Приложении | к Регламенту ЕС 208/2014;

- The Ukraine (European Union Financial Sanctions) (№ 2) Regulations 2014, принятый в целях реализации Регламента ЕС 269/2014 от 17 марта 2016 года, Данный акт предусматривает ограничения для граждан Великобритании и инкорпорированных на её территории юридических лиц на взаимодействие с лицами, попадающими под действие данного акта и указанными в Приложении к Регламенту ЕС 269/2014;

- The Ukraine (European Union Financial Sanctions) (№ 3) Regulations 2014, принятый в целях реализации Регламента ЕС 833/2014 от 31 июля 2014 года. Данный акт предусматривает запрет для граждан Великобритании и инкорпорированных на её территории юридических лиц на взаимодействие с находящимися в обращении ценными бумагами, также финансовыми инструментами лиц, указанных в Приложении III Регламента EC 833/2014, а также аффилированных с ними лиц [7].

Следует отметить, что содержание ограничений, предусмотренных указанными выше подзаконными актами, идентично соответствующим ограничениям ЕС. При этом нарушение таких ограничений может повлечь уголовную ответственность. Кроме того, для реализации Регламента ЕС 692/2014 от 23 июня 2014 года, «касающегося введения ограничений на импорт товаров из Крыма и Севастополя на территорию стран Европейского союза в ответ на незаконную аннексию Крыма и Севастополя», был принят The Export Control (Russia, Crimea and Sevastopol Sanctions) Order 2014. Данный акт реализует соответствующие ограничения, установленные Регламентом ЕС 692/2014, и распространяется на (1) любых лиц, находящихся на территории Великобритании, а также (2) граждан Великобритании и инкорпорированных на её территории юридических лиц, вне зависимости от их нахождения.

Следует также отметить и The Chemical Weapons (Asset-Freezing) and Miscellaneous Amendments Regulations 2018, который направлен на имплементацию Регламента ЕС 2018/1542 от 15 октяб-

ря 2018 года, касающегося мер, направленных против распространения и использования химического оружия. Он предусматривает заморозку активов лиц, указанных в Приложении Регламента ЕС 2018/1542 от 15 октября 2018 года. В списке лиц операции, с чьими активами запрещены, находятся граждане Российской Федерации, предположительно связанные с «делом Скрипалей».

Акты, устанавливающие автономный санкционный режим Великобритании. В рамках автономного санкционного режима в настоящий момент уже действуют ограничения на экспорт товаров двойного назначения в рамках The Export Control (Amendment) (№ 2) Order 2019. Данный акт касается введения запрета на экспорт в Российскую Федерацию определённого оборудования и технологий, связанных с подводными аппаратами. Кроме того, в рамках формирующегося режима был принят The Russia (Sanctions) (EU Exit) Regulations 2019. Данный документ принят на основе Закона Великобритании о санкциях для установления санкционного режима в отношении России. С 1 января 2021 года, после истечения переходного периода, установленного соглашением Великобритании и ЕС об условиях выхода Великобритании из ЕС, указанный документ вступил в силу. Данный акт, за некоторыми исключениями, устанавливает такие же ограничения, которые установлены в рамка существующего режима ЕС. В частности, в отношении подпадающих под действие данного акта лиц будут действовать финансовые ограничения, предусматривающие (1) заморозку активов таких лиц, (2) запрет на взаимодействие с находящимися в обращении ценными бумагами и финансовыми инструментами, принадлежащими таким лицам, (3) запрет на предоставление кредитов и займов таким лицам, равно как и инвестиций, связанных с Крымом, а также (4) запрет таким лицам на въезд на территорию Великобритании в рамках секции 8B Immigration Act 1971 [4].

Продолжает действовать ряд торговых ограничений, касающихся, прежде всего, экспорта товаров военного и двойного назначения в Российскую Федерацию. То же касается и импорта подобных товаров российского происхождения. Сохраняются ограничения в отношении товаров, связанных с энергетикой. В отличие от товаров военного назначения, запрет затрагивает лишь экспорт в Российскую Федерацию товаров, связанных с энергетикой, а также предоставление технической помощи и финансовых услуг по данному направлению.

Сохранены ограничения, связанные с территорией Крымского полуострова. Среди них - запрет на импорт товаров крымского происхождения, на экспорт на территорию Крымского полуострова товаров, связанных с инфраструктурой, равно как и их поставку и доставку. Как и в отношении товаров, связанных с энергетикой, запрет распространяется на техническую помощь и финансовые услуги по предоставлению товаров, связанных с инфраструктурой, на территорию Крыма. Также сохранился запрет на предоставление услуг, связанных с туризмом на полуострове, а также на заход британских кораблей в крымские порты.

Таким образом, была рассмотрена правовая основа введения санкций Великобританией в отношении России и используемой в связи с их введением терминологией.

Источники:

1. Мамедова А.О. США и Великобритания на ООН: голосование по важным для США резолюциям (2001-2019 гг.) // Вестник МГИМО. 2022. №2.

2. Чувахина Л.Г. Brexit и будущее Европы // Международная экономика. 2016, стр. 7-13.

3. Положения о глобальных санкциях в области прав человека 2020 года, стр. 54-60.

4. Руководство по оспариванию санкций: как добиваться изменения или отмены назначения санкций. 6 июля 2020 года, стр.4-7.

5. Украина (Финансовые санкции Европейского Союза) Регламент 2014, стр. 102-103.

6. Постановление Совета (ЕС) № 208/2014 от 5 марта 2014 г.

7. Экспортный контроль (санкции против России, Крыма и Севастополя), Заказ 2014 года. References:

1. Mammadova A.O. USA and Great Britain at the UN: voting on resolutions important for the USA (2001-2019) // Bulletin of MGIMO. 2022. No. 2.

2. Chuvakhina L.G. Brexit and future of Europe // International economy. 2018, pp. 7-13.

3. Provisions on Global Human Rights Sanctions of2020, pp. 54-60

4. Guide to challenging sanctions: how to seek to change or cancel the appointment of sanctions. July 6, 2020, pp.4-7.

5. Ukraine (Financial Sanctions of the European Union) Regulation 2014, pp. 102-103.

6. Council Regulation (EU) No. 208/2014 of March 5, 2014.

7. Export control (sanctions against Russia, Crimea and Sevastopol), Order 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.