EDN: CEVYXE
В.В. Сулимин - к.социол.н., старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
V.V. Sulimin - candidate of sociological sciences, senior lecturer of the department of entrepreneurial law, Ural state economic university, Almaty, Yekaterinburg, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗРЕЗЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА FEATURES OF LICENSING OF MEDICAL ACTIVITIES IN THE TERMS OF BUSINESS LAW
Аннотация. У любой деятельности, направленной на оказание медицинской помощи больным, есть правовая составляющая. Для предотвращения неэффективности такого рода услуг в системе российского здравоохранения функционирует институт административного права, предметом которого выступают правоотношения, возникающие в процессе осуществления государством и хозяйствующими субъектами лицензируемой деятельности, удовлетворяющей нужды государства и отдельной личности. Лицензирование является одним из основных административно--правовых режимов, используемых для государственного регулирования экономики. Специфика таких правоотношений с учетом изменений, вступивших в силу в 2022 году, рассмотрена в настоящей работе.
В статье проводится анализ требований к объектам лицензирования в соответствии с действующим законодательством. Уточняется принципы подачи заявки на лицензию с помощью программного обеспечения «АИС Лицензирование». В заключении автор подчеркивает, что ужесточения выдачи разрешений в целом, направлены на совершенствование процесса регулирования общественных отношений между субъектами административной власти и организациями, и индивидуальными предпринимателями.
Abstract. Any activity aimed at providing medical care to patients has a legal component. To prevent the inefficiency of such services in the Russian healthcare system, there is an institution of administrative law, the subject of which is legal relations that arise in the process of the state and business entities carrying out licensed activities that meet the needs of the state and the individual. Licensing is one of the main administrative and legal regimes used for state regulation of the economy. The specifics of such legal relations, taking into account the changes that entered into force in 2022, are considered in this paper.
The article analyzes the requirements for licensing objects in accordance with the current legislation. The principles of filing an application for a license with the help of the AIS Licensing software are specified. In conclusion, the author emphasizes that the tightening of the issuance of permits in general is aimed at improving the process of regulating public relations between administrative authorities and organizations and individual entrepreneurs.
Ключевые слова: лицензирование, лицензия, медицинская деятельность, государственное регулирование экономики.
Keywords: licensing, license, medical activity, government regulation of the economy.
Введение
В нашей стране правом заниматься профессиональной деятельностью по восстановлению здоровья пациентов, установлению его состояния в целях определения способности человека осуществлять трудовую и иную деятельность, обследований для раннего выявления заболеваний, подтверждений состояния здоровья человека, влекущего за собой юридические последствия, а также по трансплантации органов и тканей, обращению с кровью доноров и ее составляющими для предотвращения болезней и недопущения их распространения обладают организации, осуществляющие деятельность в области оказания медицинских услуг и физические лица, зарегистрированные согласно порядку, установленному законом, и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И у медицинской организации, и у индивидуального предпринимателя должно быть специальное разрешение, выдаваемое государством на право ведения определенной хозяйственной деятельности [3].
Медицинская организация - это юридическое лицо, хозяйствующий субъект определенной формы, фиксирующей способ закрепления и использования им имущества, а также вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг медицинского характера без образования юридического лица, приравниваются к медицинским учреждениям, оказывающим населению лечебную и профилактическую помощь [5]. Ключевым условием функционирования такого субъекта является выдача государственного разрешения на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по восстановлению здоровья пациентов.
У субъекта, претендующего на получение специального государственного разрешения на осуществление деятельности по восстановлению здоровья пациентов и борьбе с распространением заболеваний, должны быть в собственности соответствующие нормам здания и помещения для проведения
работ, указанных в заявке. Также на законном основании он должен выступать собственником аппаратов, приборов, инструментов, предназначенных для диагностики, лечения, реабилитации больных.
Руководитель организации в области здравоохранения, а также его заместители и лица, руководящие подразделениями, ответственные за работу по лечению больных, должны обладать совокупностью знаний и практических навыков, необходимых для врача, подтвержденной дипломом высшего учебного заведения медицинского профиля, иметь послевузовское дополнительное профессиональное образование, свидетельство о достижении уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности по диагностике, лечению, реабилитации пациентов.
Все сотрудники организации, оказывающей населению услуги по устранению и профилактике заболеваний, заключают с субъектом, претендующим на получение государственного разрешения специальное соглашение, устанавливающее их взаимные права и обязанности.
Основная часть
В организации, подавшей в соответствующую государственную структуру заявку на получение разрешения на осуществление деятельности, по диагностике, лечению, реабилитации пациентов, должен быть налажен строгий контроль безопасности и качества профессиональной деятельности, а также разработан четкий порядок предоставления услуг по восстановлению и поддержанию здоровья пациентов на возмездной основе за счет оплаты, осуществляемой гражданами и юридическими лицами на основании соглашений [7].
Территориальные органы по надзору в сфере здравоохранения выдают государственные разрешения на осуществление деятельности по диагностике, лечению, реабилитации пациентов организациям, функционирующим в области здравоохранения, федерального статуса.
Выдачей разрешений другим организациям сферы восстановления и сбережения здоровья людей занимаются осуществляющие государственное управление органы субъектов Федерации.
Организация, занимающаяся диагностикой, лечением, реабилитацией пациентов, претендующая на получение соответствующего государственного разрешения, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявление и прикладывает к нему документы, свидетельствующие о том, что лицензионные требования выполняются. Все документы могут иметь как письменный, так и электронный вид.
Орган, уполномоченный государством осуществлять лицензирование, принимает решение о выдаче разрешения, издает соответствующий приказ, размещает все информацию, касающуюся выдачи разрешения, на своем официальном сайте в Интернете и информационном стенде в собственном помещении. Одновременно оформляется лицензия, действующая бессрочно. Она заносится в специальный документ, содержащий сведения о предоставлении специальных государственных разрешений.
С 1 января 2021 года бумажные бланки разрешений не выдаются в связи с тем, что запись в реестре лицензий приобрела юридически значимый характер. Каждая лицензия имеет уникальный регистрационный номер, сохраняется в реестре на случай, если нужно будет внести в нее изменения.
Работа с совокупностью данных о предоставлении разрешения ведется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. На официальном сайте данной структуры есть активная ссылка на реестр лицензий, ведение которого осуществляется в информационной системе «АИС Лицензирование».
На информационном ресурсе содержатся следующие обязательные сведения о лицензии: ее статус, регистрационный номер, дата выдачи, орган, осуществивший выдачу разрешения, полное наименование организации, адрес ее места нахождения, индивидуальное буквенно - цифровое обозначение юридического лица, присвоенное регистрационным подразделением, состоящий из 12 знаков номер, используемый для уплаты налогов, вид деятельности, на которую необходимо получить разрешение, адреса, где осуществляется подлежащая лицензированию деятельность по оказанию услуг медицинского характера [2].
С 1 марта 2022 года в РФ вступили в силу изменения в процессе получения специального разрешения на осуществление профессиональной деятельности по диагностике, лечению, реабилитации пациентов, определению способности граждан осуществлять трудовую и иную деятельность, проведение обследований с целью раннего выявления заболеваний, санитарных и эпидемиологических мероприятий.
В совокупности требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, теперь отсутствуют требования к образованию и стажу работы следующих лиц, ответственных за осуществление в организации медицинской работы: а) руководителя юридического лица; б) его заместителей; в) руководителей подразделений, входящих в структуру организации.
До начала действия изменений существовало два вида лицензионного контроля деятельности по диагностике, лечению, реабилитации пациентов [4]. Первый проводился на этапе предоставления разрешения и заключался в проверке полноты и достоверности сведений о субъекте, претендующим на получение разрешения, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, а также в проверке возможности выполнения лицензионных правил. Второй вид лицензионного контроля специалисты Росздравнадзора проводили при осуществлении конкретной медицинской структурой вида деятельности, подлежащего лицензированию: проверка сведений о субъекте, имеющем лицензию и соблюдения лицензионных правил.
На сегодняшний день лицензионный контроль заменен оценкой соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившегося в орган, осуществляющий лицензирование, с заявлением о предоставлении разрешения или организации, ИП, имеющих такое разрешение, совокупности требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Форма такой оценки - выездная. Ее осуществляют посредством дистанционного взаимодействия, к примеру, видеосвязи, в двух случаях: 1) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в орган, осуществляющий лицензирование, с заявлением о предоставлении разрешения, заявили определенные работы и услуги; 2) организация, индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение на осуществление деятельности по диагностике, лечению, реабилитации больных, просят добавить в лицензию новый адрес.
Специалист, осуществляющий выездную проверку, имеет право вести фотосъемку или делать видеозапись. Уведомив об этом организацию, сотрудник Росздравнадзора вносит в акт оценки специальную отметку и прикладывает к нему все фотографии и видеозаписи. При этом подписи представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившегося в орган, осуществляющий лицензирование, с заявлением о предоставлении разрешения или уже имеющих разрешение на осуществление деятельности по восстановлению и поддержанию здоровья граждан, не требуется.
В целом ряде случаев теперь не вносятся изменения в информационный ресурс на основании заявления организации, индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по диагностике, лечению, реабилитации пациентов, имеющих разрешение на осуществление соответствующей деятельности [1]. Это изменение места нахождения организации, места проживания физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или места, где разрешенная медицинская деятельность осуществляется, что связано с называнием по - новому географического объекта, территории, изменением наименования юридического лица либо его преобразованием, слиянием, присоединением.
С марта 2022 года отменен денежный сбор с организаций и ИП, предоставляющих услуги по лечению людей и поддержанию их здоровья, за обращение в государственный орган с заявлением о получении разрешения, внесении изменений в совокупность данных о предоставлении лицензий, продлении срока действия разрешения.
Обязательным стало внесение данных в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Это должны делать лица и обращающиеся в осуществляющий лицензирование орган с заявлением о предоставлении разрешения, и уже имеющие лицензию [8].
На сегодняшний день от субъекта, обращающегося с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по диагностике, лечению, реабилитации пациентов, не требуется наличия системы внутреннего контроля качества и безопасности профессиональной деятельности по восстановлению и поддержанию здоровья людей. Однако организация или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующее разрешение, обязаны осуществлять контроль такого рода.
Стал гораздо более широким список требований, предъявляемых к медицинской структуре, имеющей разрешение на осуществление деятельности по диагностике, лечению, реабилитации больных [9, стр. 304]. Эти требования касаются порядка осуществления мероприятий, направленных на поддержание/восстановление здоровья человека, полное или частичное восстановление нарушенных или утраченных функций его организма, правил установления диагнозов посредством лабораторных, инструментальных, патолого - анатомических исследований, оказания медицинской помощи в профилактических, лечебных, реабилитационных целях на основе использования лечебных факторов природы в курортных, лечебно - оздоровительных местностях, проведения исследований состояния здоровья человека для определения его способности осуществлять трудовую, иную деятельность или установления причинно - следственной связи между воздействием каких - либо событий, факторов и состоянием здоровья индивида, осуществления комплекса мероприятий, включающего в себя обсле-
дования в целях раннего выявления заболеваний и дополнительные обследования по выявлению хронических неинфекционных заболеваний, риска их развития, проведения медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска и медицинских исследований, проводимых в целях подтверждения такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Часть работ, составляющих деятельность по восстановлению, поддержанию здоровья людей, исключены из соответствующего Перечня. К ним относятся, например, мероприятия по уничтожению возбудителей инфекционных заболеваний, изучению закономерностей возникновения и развития сахарного диабета, санитарному просвещению населения. На ряд услуг, составляющих деятельность по восстановлению и поддержанию здоровья людей, ранее не подлежащих лицензированию, теперь необходимо получать разрешение. Это, например, работа медицинской сестры по реабилитации пациента, перенесшего травму, тяжелое заболевание, хирургическое вмешательство. Выводы
Теоретики отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере деятельности по восстановлению и поддержанию здоровья людей, перечисленные выше изменения в лицензионных требованиях относят к числу революционных, выделяя в качестве положительных следующие моменты: возможность не переоформлять разрешение для тождественных работ, без лишней волокиты и дополнительных бумаг переоформлять разрешение на ведение исключаемых работ на основе реестровой модели лицензирования, действующей с 1 января 2021 года [6, стр.115].
Компромиссным названо решение не устанавливать обязательных требований классификатором, применять его для оформления разрешений, указывая в лицензии условия - амбулаторные; прохождение пациентом обследования, лечения, реабилитации в течение дня с уходом на ночь домой либо в иное учреждение; круглосуточное пребывание больного в лечебном учреждении.
Очень значимыми специалисты также считают приравнивание индивидуального предпринимателя к медицинской организации за счет исключения требований к лицу, осуществляющему руководство медицинской организацией и к ИП, замену требования ежегодного повышения квалификации медицинских работников на требование повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет, а также то, что требование о соответствии структуры и штатного расписания не коснулось негосударственных (частных) организаций.
Все изменения, как и выдача разрешений в целом, направлены на совершенствование процесса регулирования общественных отношений между субъектами административной власти и организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды деятельности, следовательно, на недопущение некачественной медицинской помощи, причинение вреда жизни и здоровью людей.
Источники:
1. Бакшеева, М. А. Понятие и эволюция института лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации / М. А. Бакшеева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 416-418.
2. Боева, В. А. Некоторые вопросы лицензирования медицинской деятельности в период реформирования первичной медико-санитарной помощи / В. А. Боева, Н. А. Савранская // Вестник Росздравнадзора. - 2020. - N° 1. - С. 25-32. - DOI 10.35576/20707940-2020-1-25-32. - EDN RJSFYC.
3. Власова, О.В. К вопросу о результатах модернизации в здравоохранении РФ / О.В. Власова // Региональный вестник. - 2020. - № 2 (41). - С. 81-83.
4. Евтушенко, Д. И. Несовершенства правового регулирования лицензирования медицинской деятельности / Д. И. Евтушенко, Е. Л. Луценко // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.11(28). - С. 62-64. - EDN POGBCL.
5. Жукова, Н. А. Проблемы правового регулирования лицензирования медицинской деятельности / Н. А. Жукова, В. И. Воробьева // Научный альманах. - 2020. - № 1-2(63). - С. 144-148. - EDN IMVVCF.
6. Каткова, И.П. Российской здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году / И.П. Каткова // Народонаселение. - 2020. - Т. 23. - № 1. - С. 135-147.
7. Комиссарова, Я. В. К вопросу о лицензировании судебно-медицинской экспертной деятельности по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи / Я. В. Комиссарова, Р. Э. Калинин, Е. Х. Баринов // Российский следователь. - 2020. - № 7. - С. 1419. - DOI 10.18572/1812-3783-2020-7-14-19. - EDN MOAXXY.
8. Лошкарев, А. В. процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации / А. В. Лошкарев, Е. А. Гусарова // Евразийский союз ученых. - 2019. - № 4-8(61). - С. 20-21. - EDN SPIRSP.
9. Мограбян А.С. Актуальные проблемы в сфере оказания косметологических услуг: частноправовой аспект // Lex Russica. 2018. № 10 (143). С. 58-69.
10. Размахнина А. Е. К вопросу о признании оказания медицинской услуги деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих // Молодой ученый. 2018. № 12. С. 120 - 125.
11. Сапигура, Е.В. Система здравоохранения в РФ и перспективы ее реформирования / Е.В. Сапигура // Университетская клиника. -2021. - № 4 (36). - С. 115-116.
12. Серегина, И. Изменения в лицензировании: правомочность лицензий и новые требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность / И. Серегина // Управление качеством в здравоохранении. - 2021. - № 4. - С. 3-6. - EDN WQJGJX.
13. Степанькова, С.В. Модернизация системы здравоохранения / Е.Н. Мешкова // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. - 2019. - № 1 (2). - С. 96-97.
14. Шандора, Н.А. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы/ Н.А. Шандора // Наука и инновации. - 2020. - № 2 (204). - С. 38-43.
15. Шеметова, О. Ю. Проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности / О. Ю. Шеметова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 303-306.
References:
1. Baksheyeva, M. A. Ponyatiye i evolyutsiya instituta litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii / M. A. Baksheyeva. - Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 23 (261). - S. 416-418.
2. Boyeva, V. A. Nekotoryye voprosy litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v period refor-mirovaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi / V. A. Boyeva, N. A. Savranskaya // Vestnik Roszdravnadzora. - 2020. - № 1. - S. 25-32. - DOI 10.35576/2070-7940-20201-25-32. - EDN RJSFYC.
3. Vlasova, O.V. K voprosu o rezul'tatakh modernizatsii v zdravookhranenii RF / O.V. Vlasova // Regional'nyy vestnik. - 2020. - № 2 (41). -S. 81-83.
4. Yevtushenko, D. I. Nesovershenstva pravovogo regulirovaniya litsenzirovaniya meditsinskoy deya-tel'nosti / D. I. Yevtushenko, Ye. L. Lutsenko // Vestnik sovremennykh issledovaniy. - 2019. - № 1.11(28). - S. 62-64. - EDN POGBCL.
5. Zhukova, N. A. Problemy pravovogo regulirovaniya litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti / N. A. Zhukova, V. I. Vorob'yeva // Nauchnyy al'manakh. - 2020. - № 1-2(63). - S. 144-148. - EDN IMVVCF.
6. Katkova, I.P. Rossiyskoy zdravookhraneniye v kontekste zadach dostizheniya vseobshchey dostupno-sti uslug zdravookhraneniya k 2030 godu / I.P. Katkova // Narodonaseleniye. - 2020. - T. 23. - № 1. - S. 135-147.
7. Komissarova, YA. V. K voprosu o litsenzirovanii sudebno-meditsinskoy ekspertnoy deyatel'no-sti po delam o nenadlezhashchem okazanii meditsinskoy pomoshchi / YA. V. Komissarova, R. E. Kalinin, Ye. KH. Barinov // Rossiyskiy sledovatel'. - 2020. - № 7. - S. 14-19. -DOI 10.18572/1812-3783-2020-7-14-19. - EDN MOAXXY.
8. Loshkarev, A. V. protsess litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii / A. V. Loshkarev, Ye. A. Gusarova // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. - 2019. - № 4-8(61). - S. 20-21. - EDN SPIRSP.
9. Mograbyan A.S. Aktual'nyye problemy v sfere okazaniya kosmetologicheskikh uslug: chastnopra-vovoy aspekt // Lex Russica. 2018. № 10 (143). S. 58-69.
10. Razmakhnina A. Ye. K voprosu o priznanii okazaniya meditsinskoy uslugi deyatel'nost'yu, sozda-yushchey povyshennuyu opasnost' dlya okruzhayushchikh // Molodoy uchenyy. 2018. № 12. S. 120 - 125.
11. Sapigura, Ye.V. Sistema zdravookhraneniya v RF i perspektivy yeye reformirovaniya / Ye.V. Sapi-gura // Universitetskaya klinika. -2021. - № 4 (36). - S. 115-116.
12. Seregina, I. Izmeneniya v litsenzirovanii: pravomochnost' litsenziy i novyye trebovaniya k or-ganizatsiyam, osushchestvlyayushchim med-itsinskuyu deyatel'nost' / I. Seregina // Upravleniye kachestvom v zdravo-okhranenii. - 2021. - № 4. - S. 3-6. - EDN WQJGJX.
13. Stepan'kova, S.V. Modernizatsiya sistemy zdravookhraneniya / Ye.N. Meshkova // Nauchnyy yezhe-godnik Tsentra analiza i prognoziro-vaniya. - 2019. - № 1 (2). - S. 96-97.
14. Shandora, N.A. Tsifrovizatsiya sistemy zdravookhraneniya: opyt i perspektivy/ N.A. Shandora // Nauka i innovatsii. - 2020. - № 2 (204). - S. 38-43.
15. Shemetova, O. YU. Problemy protsedury litsenzirovaniya meditsinskoy deyatel'nosti / O. YU. Shemetova. — Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 3 (241). - S. 303-306.
EDN: KFIZEQ
О.А Суркова - студентка факультета Международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
O.A. Surkova - student of the faculty of international economic relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Научный руководитель: Л.Г. Чувахина - к.э.н., доцент Департамента мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
Scientific supervisor: L.G. Chuvakhina - candidate of economics, associate professor of the department of World Economy and International Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ UK SANCTIONS POLICY TOWARDS THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В данной статье описываются санкции Великобритании, введенные в отношении Российской Федерации в связи с событиями на Украине. Определяется основная терминология, фигурирующая в нормативно -правовых актах Великобритании, суть санкционных ограничений, их причины и последствия. Предметом исследования является санкцион-ная политика в отношении нашей страны. В рамках данной работы санкционные ограничения в отношении Российской Федерации рассматриваются на временном отрезке с 2014 по 2021 гг. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего изучения введенных ограничений стран Запада после февраля 2022 года, а также для более детальной проработки влияния санкционной политики на экономику России. Данная статья написана в рамках апробации результатов исследования магистерской диссертации на тему: «Роль санкций в формировании экономической политики России».
Abstract. This article describes the UK sanctions imposed on the Russian Federation in connection with the events in Ukraine. The main terminology that appears in the legal acts of Great Britain, the essence of sanctions restrictions, their causes and consequences are determined. The subject of the study is the sanctions policy in the relations of our country. Within the framework of this work, sanctions restrictions in relation to the Russian Federation are considered in the time period from 2014 to 2021. The results of the work can be applied for a more detailed study of the impact of the sanctions policy on the Russian economy. This article was written as part of the approbation of the results of a master's thesis on the topic: "The role of sanctions in shaping the economic policy of Russia".