Научная статья на тему 'Проблемы регламентации и контроля законности реализации права на занятие медицинской деятельностью на этапе внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения'

Проблемы регламентации и контроля законности реализации права на занятие медицинской деятельностью на этапе внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПАЦИЕНТ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / HEALTH CARE / MEDICAL SPECIALIST / PATIENT / TELEMEDICINE TECHNOLOGIES / LICENSING OF MEDICAL ACTIVITY / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Семешко А. И.

Широкое распространение сегодня получает осуществление деятельности в сфере здравоохранения, в том числе консультирование медицинскими специалистами пациентов посредством телекоммуникационных информационных технологий. При этом уровень правового регулирования не позволяет удовлетворить потребности субъектов таких правоотношений в полной мере, что, в свою очередь, приводит к нарушениям фундаментальных прав человека. Автор анализирует правовые основы указанной деятельности, механизмы государственного контроля за обеспечением безопасности и качества оказания медицинских услуг и деятельности медицинских специалистов. Сделан вывод о том, что использование телемедицинских технологий требует лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских специалистов, а со стороны государства совершенствования норм права в данных направлениях и изменения способов контроля за осуществляемой деятельностью в соответствии с нуждами исследуемых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO ACCOMPLISH MEDICAL ACTIVITIES AT THE STAGE OF IMPLEMENTATION OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HEALTHCARE: THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND STATE CONTROL

In contemporary life the implementation of activities in the field ofpublic health, including advising on medical matters through telecommunication information technologies, is becoming widespread. Meanwhile, the level of legal regulation does not allow to satisfy the needs of the subjects of such legal relations, that leads to violations of fundamental human rights. The author analyzes the legal bases of this activity, the mechanisms of state control over ensuring the safety and quality of medical services and the activities of medical specialists. As a result of the research, it is concluded that the use of telemedicine technologies in the activities of specialists requires the performers to undergo licensing procedures for medical activities and the accreditation of medical specialists, and on the part of the state to improve the law in the indicated directions and to change the ways of monitoring the activities carried out in accordance with the needs of the studied legal relations.

Текст научной работы на тему «Проблемы регламентации и контроля законности реализации права на занятие медицинской деятельностью на этапе внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения»

УДК 341.217

БОТ: 10.17072/2619-0648-2018-1-70-85

ПРОБЛЕМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗАКОННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А. И. Семешко

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры трудового и международного права Пермский государственный

национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Е-mail: [email protected]

Аннотация: широкое распространение сегодня получает осуществление деятельности в сфере здравоохранения, в том числе консультирование медицинскими специалистами пациентов посредством телекоммуникационных информационных технологий. При этом уровень правового регулирования не позволяет удовлетворить потребности субъектов таких правоотношений в полной мере, что, в свою очередь, приводит к нарушениям фундаментальных прав человека. Автор анализирует правовые основы указанной деятельности, механизмы государственного контроля за обеспечением безопасности и качества оказания медицинских услуг и деятельности медицинских специалистов. Сделан вывод о том, что использование телемедицинских технологий требует лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских специалистов, а со стороны государства - совершенствования норм права в данных направлениях и изменения способов контроля за осуществляемой деятельностью в соответствии с нуждами исследуемых правоотношений.

Ключевые слова: здравоохранение; медицинский специалист; пациент; телемедицинские технологии; лицензирование медицинской деятельности; информационная система

© Семешко А. И., 2018

THE RIGHT TO ACCOMPLISH MEDICAL ACTIVITIES AT THE STAGE OF IMPLEMENTATION OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HEALTHCARE: THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND STATE CONTROL

A. I. Semeshko

Perm State University

15, Bukireva st., Russia, Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Abstract: in contemporary life the implementation of activities in the field ofpublic health, including advising on medical matters through telecommunication information technologies, is becoming widespread. Meanwhile, the level of legal regulation does not allow to satisfy the needs of the subjects of such legal relations, that leads to violations of fundamental human rights. The author analyzes the legal bases of this activity, the mechanisms of state control over ensuring the safety and quality of medical services and the activities of medical specialists. As a result of the research, it is concluded that the use of telemedicine technologies in the activities of specialists requires the performers to undergo licensing procedures for medical activities and the accreditation of medical specialists, and on the part of the state to improve the law in the indicated directions and to change the ways of monitoring the activities carried out in accordance with the needs of the studied legal relations. Keywords: health care; medical specialist; patient; telemedicine technologies; licensing of medical activity; information system

В процессе жизнедеятельности современного общества является востребованной и эффективной с точки зрения удовлетворения потребности и запроса индивидов дистанционная коммуникация медицинский специалист -пациент. Реализация права пациента на выбор врача и получение информации медицинского характера в доступной для пациента форме стала возможной для большого круга лиц, например, посредством использования для общения с медицинским специалистом сети Интернет и получения через сеть соответствующей информации. Со стороны профессионального медицинско-

го сообщества в таком формате взаимодействия врача с пациентом также есть позитивные элементы. Так, медицинский специалист реализует свои знания и навыки в удобном ему режиме, достигая цели оказать услугу высокого качества заинтересованным физическим лицам. Также интересным представляется тот факт, что по официальной статистике в России наблюдается дефицит в 40 тыс. врачей1, в связи с чем, использование возможностей телемедицинских технологий в нашем государстве может положительно повлиять на разрешение отдельных проблем в системе здравоохранения.

В свете указанного необходимо учитывать, что работа медицинского специалиста основывается на таком важном правовом принципе, закрепленном в ст. 37 Конституции РФ, как свобода труда. Анализ положений основополагающих актов международного права по вопросам прав человека показывает, что трактовка права на труд как по линии ООН в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, так и по линии Совета Европы в Европейской Социальной Хартии3 рассматривается через свободу выбора всех компонентов труда (что делать, где делать, с кем договариваться об этом и на каких условиях) и свободу выбора занятий4. Свободный выбор характера занятости есть непосредственная реализация права на труд. При этом необходимо солидаризироваться с высказыванием Л. Ю. Бугрова по поводу того, что в современной России и во многих других государствах мира есть значительные проблемы с реализацией возможности зарабатывать на жизнь трудом, включенным в международную формулировку права на труд5. Не вдаваясь подробно в особенности труда медицинских работников, в целях настоящего исследования необходимо отметить лишь то, что отдельные проблемы, связанные с оплатой труда работников здравоохранения, повышением квалификации медицинских работников, условиями их ра-

1 Офиц. сайт М-ва здравоохранения РФ. URL: https://www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 12.12.2017).

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 1994. № 12.

3 Европейская социальная хартия (пересмотренная). Страсбург, 1996 // Бюл. междунар. договоров. 2010. № 4. С. 17-67.

4 Europian social Chapter (Revised 1996) // Blackstone's Statutes on Employment Law 2005-2006 / R. Kidner/ Oxford, 2006. P. 541.

5 Бугров Л. Ю. Трудовой договор в России и за рубежом / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013. С. 106.

боты и иными аспектами их профессиональной деятельности, приводят к появлению специалистов в сфере здравоохранения, желающих реализовывать свои навыки самостоятельно, вне стен медицинского учреждения.

Сегодня получила распространение такая форма занятости, как ведение блога с возможностью обратной связи и онлайн-консультирование в пространстве сети Интернет. В частности, медицинскими специалистами успешно реализуются публикации пользовательского контента, интеграцией с социальными сетями, созданием профессиональных групп в социальных сетях и прямая обратная связь с неограниченным кругом заинтересованных лиц в режиме онлайн. Такой формат работы позволяет специалистам в сфере здравоохранения доносить важную, с их точки зрения, информацию в целях улучшения здоровья индивидов и общества в целом. Надо полагать, что основная цель при этом у медицинского специалиста - автора блога состоит в реализации своих медицинских услуг. И здесь предельно важно оценивать степень законности такой деятельности, уровень контроля за ней со стороны государства. С этой целью необходимо выявить особенности правового регулирования рассмотренной выше деятельности.

Актуальность заявленной темы обусловлена еще и тем, что упрощение алгоритма медицинской помощи с помощью телемедицины предположительно поможет сократить расходы как медицинским учреждениям, так и пациентам. При этом, учитывая потенциальное удобство и другие возможные преимущества применения телемедицинских технологий, полноценная интернет-консультация и готовый план лечения для пациента могут иметь достаточную высокую стоимость ввиду того, что контроль со стороны государства рынка интернет услуг на сегодняшний день практически отсутствует, а медицинские специалисты, применяющие свои знания и навыки таким образом, оценивают свои услуги исходя из своих собственных представлений.

Есть информация о том, что в тех государствах, где телемедицинские технологии применяются достаточно активно, финансирование получения таких услуг пациентами, как правило, осуществляется за счет государственных средств, поддержки международных и национальных фондов, страховой медицины и, в том числе, оплаты услуг самими пациентами. В некоторых странах, например в Швейцарии, дистанционную медицину частично финансируют фармацевтические компании. По статистике, в европейских государ-

ствах классическая медицина замещается применением телемедицинских технологий почти на 30 %, а уже через пару лет, по прогнозам отдельных экспертов, эта цифра достигнет 50 %. Так, одной из телемедицинских платформ в Швейцарии уже сегодня пользуется около 65% жителей. При этом информация о качестве и объеме таких консультаций отсутствует, в связи с чем такие показатели не представляется возможным принимать во внимание, данную информацию интересно изучить более подробно с точки зрения анализа опыта других государств по применению информационных технологий в сфере здравоохранения6.

Относительно правовых категорий стоит задача квалифицировать действия медицинского специалиста и заинтересованного во взаимодействии с ним физического лица как отдельный вид правоотношения. Так, в рамках настоящего исследования предстоит выяснить, является ли деятельность медицинских специалистов (или лиц, не являющихся таковыми) по ведению блога и (или) проведению консультаций (очных и (или) посредством онлайн-общения с другими лицами медицинской и законной, осуществляют ли в такой форме медицинские специалисты медицинскую помощь и входят ли рассмотренные выше отношения в содержание понятия «медицинская услуга»?

В соответствии с п. 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. В свою очередь, медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. И наконец, медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

6 Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.

С 1 января 2018 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Нормативный акт закрепляет правовые основы для использования телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

В документе указано также, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:

- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

- принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).

Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Кроме того, пациенту либо его законному представителю предоставляется право по запросу, направленному также в электронной форме, получать отражающие сведения о состоянии здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.

Среди ожидаемых позитивных последствий введения в действия новых правил можно назвать повышение качества оказания медицинской помощи, особенно в населенных пунктах с дефицитом врачей, значительное расширение географии предоставления качественной медицинской помощи, доступность узкопрофильных медицинских специалистов, обеспечение необходимого мониторинга здоровья пациентов без излишних посещений врача, возможность получения дополнительных («вторичных») консультаций и консилиумов. Однако есть и отдельные аспекты, требующие внимания. Например, прогнозируемая высокая стоимость услуг, необходимость доработки нормативной базы, проведение значительных работ по автоматизации и безопасности данных.

Сегодня можно констатировать, что в России недостаточно развита нормативная база в сфере регулирования охраны здоровья в целом и предоставления медицинских услуг в частности. При предоставлении медицинских услуг в классическом - очном - режиме не всегда однозначно можно определить, правильные ли методы и способы выбраны врачом для оказания помощи пациенту. Представляется, что грань безопасности и корректности лечения еще труднее будет установить для дистанционных услуг. В этой связи необходимо определить критерии, по которым и медицинским специалистам, и пациентам будет понятна целесообразность и возможность получения удаленной помощи.

Для надлежащего внедрения телемедицины в объективную реальность и в целях ее эффективного функционирования необходимо разработать и принять значительный объем нормативных актов, регламентирующих порядок оказания соответствующих услуг, включая требования к идентификации участников - врачей и пациентов, техническому оснащению процесса для обеспечения качества и конфиденциальности передаваемой информации7.

7 Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.

Позитивным приобретением в сфере здравоохранения в связи с введением в действие положений Федерального закона № 242-ФЗ является формирование единого информационного пространства в здравоохранении. Предусматривается создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Думается, информационно-телекоммуникационные технологии могут повлиять на эффективность управления в здравоохранении. В случае успешной реализации задачи создания единого информационного пространства в виде взаимосвязанных между собой информационных систем будут значительно укорены процессы обмена данными органов власти с медицинскими организациями и специалистами, возможным станет получение актуальной информации и статистики. Так, в частности, в соответствии с проектом приказа Минздрава России «О координации деятельности в сфере охраны здоровья субъектов государственной и муниципальной систем здравоохранения по размещению сведений о санаторно-курортном лечении, предоставляемом инвалидам (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках набора социальных услуг)», в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» среди целей координации деятельности в сфере охраны здоровья субъектов государственной и муниципальной систем здравоохранения названы сбор и размещение сведений в реестр, осуществляемые посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и иных информационных систем.

Необходимо осознавать, что отлаженная работа указанных информационных систем прогнозируется лишь в перспективе, ведь обмен данными предполагает их наличие в системах, что само по себе требует автоматизации всех процессов деятельности медицинских организаций и медицинских специалистов - от ведения историй болезни до формирования различного рода отчетности в электронном формате. Также существующие в настоящее время в медицинских организациях информационные системы должны быть интегрированы в единую системы, возможность допуска к системе отдельных медицинских специалистов также должна обсуждаться, что, безусловно, требует времени.

Интересно проанализировать, каким образом отдельные квалифицированный медицинские специалисты, в том числе лица, которые уже сегодня ведут в Интернет-пространстве блоги по отдельным направлениям охраны здоровья, могут стать частью медицинского сообщества, интегрированного в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Для этого необходимо прояснить правовой статус частнопрактикующих специалистов в сфере здравоохранения.

К вопросу о такой возможности - практиковать в частном порядке -в нашей стране законодательно понятие частной медицинской практики впервые закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1) (далее - Основы законодательства), действовавших в период с 19 августа 1993 года до 1 января 2012 года. В указанный период, в соответствии со статьей 56 Основ законодательства, под частной медицинской практикой понималось оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. В этой же статье указывались условия осуществления частной медицинской практики на законных основаниях, а также отдельные аспекты ее контроля:

1) право заниматься частной медицинской практикой имели лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности. Данное положение практически без изменений (изменения коснулись только терминологической коррекции) просуществовало вплоть до утраты силы Основами законодательства в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

2) разрешение на занятие частной медицинской практикой выдавалось местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действовало на подведомственной ей территории. Указанная норма утратила силу еще в период действия Основ законодательства в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», разграничившим полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляли профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Запрет заниматься частной медицинской практикой производился по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда. Данное положение утратило силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», что также было связано с перераспределением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, при неизменной сущности частной медицинской практики - возмездное оказание медицинских услуг медицинским работником в частном порядке - постепенно выстроился механизм получения разрешения на занятие данным видом деятельности и контроля через процедуры получения лицензии и лицензионного контроля 8.

В действующем сегодня Федеральном законе № З23-Ф3 полностью отсутствуют не только критерии законности оказания медицинских услуг в частном порядке и за плату, но и само понятие частной медицинской практики.

При этом в ходе анализа правового регулирования лицензирования медицинской деятельности выявлено, что в соответствии с п. 1, 2, 4 и 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании

8 Баклушина Е. К., Бурсикова Д. В. К вопросу об ответственности за незаконную частную медицинскую практику // Медицинское право. 2016. № 3. С. 23-27.

медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (далее - Положение), к лицам, которые могут получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, относятся в числе других индивидуальные предприниматели.

Лицензирование медицинской деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 Положения). Требования к прохождению процедуры лицензирования индивидуальными предпринимателями сопоставимы с аналогичными требованиями к медицинским организациям.

С учетом вышеизложенного соблюдение установленных законодательством о лицензировании требований позволяет физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, получить соответствующую лицензию и на ее основании оказывать медицинские услуги иным лицам на возмездной основе. По своей сути это способ заниматься частной медицинской практикой.

В литературе высказано предложение, заслуживающее внимание, по поводу того, что представленный в Положении перечень лиц, которым предоставлена законодательная возможность выступать в роли инициаторов административных процедур лицензирования медицинской деятельности, следует дополнить профессиональными субъектами рынка медицинских услуг -врачами, реализуя таким образом концепцию лицензирования профессиональной деятельности медицинских работников как одного из базовых механизмов государственного управления качеством оказываемой медицинской помощи9. Думается, предусмотренная законодательством возможность получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности индивидуальным предпринимателем является достаточным и обоснованным с точки зрения организации деятельности медицинского специалиста. Вопрос является дискуссионным.

Как и сейчас, так и в соответствии с ранее действовавшими нормами российского права, признаком незаконности рассматриваемой деятельности

9 Посулихина Н.С. Административные процедуры как объект лицензирования медицинской деятельности // Административное право и процесс. 2015. № 9. С. 82.

является осуществление ее без лицензии. В данном случае наличие лицензии представляет собой определенную гарантию со стороны государства надлежащего оказания медицинских услуг за плату, постоянного государственного контроля допустимости осуществления данной деятельности конкретным лицом.

Можно констатировать, что основными механизма контроля законности реализации права на занятия медицинской деятельностью в России сегодня являются ее лицензирование и аккредитация специалиста. Однако наличие этих инструментов не в полной мере обеспечивает эффективность медицинской деятельности.

С точки зрения задач и конечных целей отмеченных административных процедур необходимо провести разграничение действий компетентных органов по отношению к субъектам лицензирования медицинской деятельности и аккредитации соответствующих специалистов. О лицензировании медицинской деятельности, в том числе для медицинских специалистов - индивидуальных предпринимателей, сказано выше. В науке вопрос является актуальным, дебатируется. Так, например, Д. В. Новохатским лицензирование медицинской деятельности рассматривается как самостоятельная форма процессуальной деятельности, выраженная в санкционировании, официальном признании за определенными субъектами прав на занятие отдельными видами медицинской деятельности, когда требуются высокий профессионализм и квалификация, а также контроль за фактически осуществляемыми действия-ми10. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Следует согласиться с мнением о том, что лицензирование медицинской деятельности является необходимым условием возникновения и функ-

10 Новохатский Д. В. Лицензирование медицинской деятельности (организационно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 10.

ционирования медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность, в то время как аккредитация представляет собой такое свойство субъекта в сфере здравоохранения, которое гарантирует качественное оказание им медицинских услуг11.

Законодатель в целом отразил свою приверженность к решению актуальной в современный период развития системы здравоохранения проблемы, связанной с повышением качества предоставляемых медицинских услуг, путем установления дополнительного требования к врачам в виде аккредитации специалиста. Так, на основании правил Федерального закона № 323-ФЗ, с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Важно учесть, что, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ и приказом Минздрава РФ № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», переход к процедуре аккредитации специалистов должен осуществляться поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. При этом до 1 января 2021 г. допуск к профессиональной деятельности возможен как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения последней сертификации или аккредитации. Врачи, получившие сертификат до 1 января 2016 г., после истечения срока его действия будут еще однократно допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации (сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока). Врачи, прошедшие последнюю сертификацию после 1 января 2016 г., будут в дальнейшем допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста.

11 Акимцева Г. В. Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 6.

Аккредитация в национальной системе аккредитации представляет собой подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющейся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»). При этом четкие правила введения процедуры аккредитации медицинских специалистов отсутствуют, более того, не нашли законодательного закрепления общие принципы определения профессиональной компетентности врача-специалиста как обязательного условия осуществления медицинской деятельности на всей территории Российской Федерации. Обозначенные недоработки препятствуют контролю качества оказания медицинских услуг со стороны государства и требуют усовершенствования с правовой точки зрения.

Рассуждая о контроле качества медицинской помощи через призму возможности оказания ее посредством использования телемедицинских технологий, необходимо принимать во внимание тот факт, что степень влияния надлежащего или ненадлежащего исполнения пациентом рекомендаций медицинского специалиста в таком формате осуществления медицинской помощи приобретает предельно высокую значимость. Применение телемедицины в процессе взаимодействия врач - пациент предполагает высокий уровень ответственности пациента за верность постановки диагноза, в связи с тем, что медицинский специалист делает выводы и назначает лечение исходя из тех данных, которые предоставляет пациент. Отсутствие специальных знаний и недостаточно внимательное отношение пациента к предоставляемым о себе данным могут повлечь за собой ошибки. Абсолютно естественным является тот факт, что пациент зачастую не в состоянии оценить значение и важность отдельных данных, необходимых для корректного оказания медицинской помощи, принять необходимые меры в ходе назначенного лечения в отсутствии наблюдения со стороны медицинского специалиста.

Думается, учитывая описанную объективную реальность, законодатель совершенно корректно и грамотно с точки зрения обеспечения надлежащего качества оказания медицинской услуги нормами Федерального закона № 242-

ФЗ предусмотрел следующее важное правило: консультирование пациента с применением телемедицинских технологий может осуществляться в форме коррекции ранее назначенного лечения при условии установления медицинским специалистом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации). Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность медицинских специалистов, осуществляемая посредством ведения бло-га с рекомендациями и обратной связи с неопределенным кругом лиц, а также проведения консультаций исключительно при использовании сети Интернет без предварительных очных приемов пациентов, не может быть признана в полной мере законной.

Таким образом, подводя промежуточный итог исследованию особенностей правового регулирования медицинской деятельностью на этапе внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения, можно заключить следующее: правомерное осуществление деятельности в сфере здравоохранения с использованием телемедицинских технологий допустимо исключительно с соблюдением обозначенных с настоящей статье положений законодательства Российской Федерации. Регламентация нормами права исследуемой деятельности требует последующего совершенствования в части конкретизации положений о качестве оказания медицинских услуг, требованиях к медицинским специалистам, защите персональных данных субъектов правоотношения, доступе к единой информационной системе и безопасном обмене данными через нее, ответственности за неправомерные действия медицинских специалистов и компетентных органов, участвующих в процедурах лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских специалистов.

Библиографический список

1. Акимцева Г. В. Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

2. Баклушина Е. К., Бурсикова Д. В. К вопросу об ответственности за незаконную частную медицинскую практику // Медицинское право. 2016. № 3.

3. Бугров Л. Ю. Трудовой договор в России и за рубежом / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013.

4. Новохатский Д. В. Лицензирование медицинской деятельности (организационно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

5. Посулихина Н. С. Административные процедуры как объект лицензирования медицинской деятельности // Административное право и процесс. 2015. № 9.

6. Europian social Chapter (Revised 1996) // Blackstone's Statutes on Employment Law 2005-2006 / R. Kidner. Oxford, 2006.

Информация для цитирования

Семешко А. И. Проблемы регламентации и контроля законности ^ реализации права на занятие медицинской деятельностью на этапе ^ внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здраво-¡^ охранения // Ex jure. 2018. № 1. C. 70-85. DOI: 10.17072/2619-0648-^ 2018-1-70-85.

a Semeshko A. I. The right to acomplish medical activities at the stage of implementation of telecommunication technologies in healthcare: the problems of legal regulation and state control. Ex jure. 2018. № 1. Pp. 70-85. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2018-1-70-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.