Научная статья на тему 'САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США И ЕС В ОТНОШЕНИИ РОССИИ'

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США И ЕС В ОТНОШЕНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
684
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / США / ЕС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЕС / СНГ / ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Елена Викторовна, Сечкин Александр Валентинович

Социально-экономические санкции являются одним из наиболее распространенных невоенных инструментов принуждения в современных международных отношениях. Стремительно развивающиеся события в Украине актуализировали такие проблемные точки взаимодействия России и стран Запада, как вопросы санкционной политики. Вместе с тем отношения между Россией и ее западными оппонентами остаются напряженными. Они характеризуются уязвимостью перед новыми кризисными ситуациями и последующими санкциями. Несмотря на заметную социально-экономическую устойчивость, сбрасывать со счетов сценарий внезапной и обвальной эскалации отношений с качественным нарастанием санкционного давления все же нельзя. Этот сценарий не является базовым, однако с учетом сложившейся политической обстановки мы не можем его исключать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США И ЕС В ОТНОШЕНИИ РОССИИ»

Е.В. Корниенко

Кандидат социологических наук, доцент Проректор, доцент кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

А.В. Сечкин

Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США И ЕС В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

Социально-экономические санкции являются одним из наиболее распространенных невоенных инструментов принуждения в современных международных отношениях. Стремительно развивающиеся события в Украине актуализировали такие проблемные точки взаимодействия России и стран Запада, как вопросы санкционной политики. Вместе с тем отношения между Россией и ее западными оппонентами остаются напряжен-

Санкционная политика, Российская Федерация, США, СНГ, воздействие.

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 06.39.02.

В последнее время тема санкций остается одной из центральных для обсуждения не только в среде профильных экспертов-международников, но и широкой аудитории. Во многом это вызвано украинскими событиями, повлекшими серию ограничительных мер в отношении России со стороны США, ЕС и других стран. Дискуссии вокруг социально-экономических санкций в основном сводятся к оценке их влияния на экономику той или иной страны, в отношении которой вводятся подобные меры, и в целом - к вопросу об эффективности и приемлемости подобного инструмента внешней политики. На сегодняшний день Россия - страна с наибольшим количеством наложенных санкций. В данной статье мы разберем причины такого санк-ционного противостояния РФ, США и ЕС, а также оценим социально-экономическую устойчивость государства в условиях санкций.

С 2014 г. Россия находится в эпицентре санк-ционного давления западных стран, когда в ответ на вхождение Крыма в состав РФ был принят первый пакет экономических контрмер торгового и финансового характера, впоследствии многократно дополненный и обновленный по мере обострения ситуации вокруг Украины [2].

21 февраля 2022 г. РФ признала независимость ДНР и ЛНР, что незамедлительно вызвало реакцию администрации Байдена: было объявлено о принятии мер против двух российских банков, об увеличении ограничений по финансированию российского госдолга, приняты персональные санкции. Минфин США также отметил, что из-за значительной роли доллара в российской финансовой системе любое финансовое учреждение в РФ могло стать целью для последующего принятия санкций [5].

24 февраля 2022 г. после начала спецоперации американское правительство опубликовало окончательный пакет санкций, который, по словам президента США, «превзойдет все, что мы принимали до

ными. Они характеризуются уязвимостью перед новыми кризисными ситуациями и последующими санкциями. Несмотря на заметную социально-экономическую устойчивость, сбрасывать со счетов сценарий внезапной и обвальной эскалации отношений с качественным нарастанием санкционного давления все же нельзя. Этот сценарий не является базовым, однако с учетом сложившейся политической обстановки мы не можем его исключать.

США, ЕС, социально-экономическая устойчивость ЕС,

этого» [7]. В него вошли меры по частичному ограничению крупнейшего финансового института в РФ - Сбербанка путем ограничения возможности банка проводить транзакции в долларах, меры по полному блокированию второго крупнейшего банка - «ВТБ». Похожие санкции были приняты в отношении «Открытия», «Новикомбанка» и «Совком-банка», также появились ограничения на приобретение облигаций 13 крупнейших российских госкомпаний. В этот пакет санкций вошли и персональные санкции против граждан России, меры по запрету более половины экспорта американских высокотехнологичных товаров (для их экспорта потребуется лицензия).

Исходя из общего профиля предложенного США пакета санкций, можно сделать вывод, что ключевой целью проведения такой политики стало оказание максимально возможного давления на российскую экономику. Американские санкции носят всеохватывающий характер и практически ничем не ограничиваются, единственным исключением можно назвать уступки интересам своих союзников - например, вопрос о принятии санкций против «Северного потока-2». В остальном США предприняли, возможно, беспрецедентную попытку ограничить потенциал РФ как «ревизионистского государства», повторить которую в полной мере вряд ли выйдет у какой-либо другой страны. Относительная независимость американской экономики от российских энергоресурсов, технологический потенциал и важность национальной валюты в международной финансовой системе обеспечили США возможность минимизировать потери и одновременно с этим максимизировать урон, нанесенный российской экономике в попытках остановить эскалацию конфликта.

Среди всех стран - членов ЕС Германия в условиях украинского кризиса оказалась в наиболее тяжелом положении. Одним из существенных объектов санкций в контексте национальных интересов

Германии стал вопрос ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Россия является крупнейшим поставщиком энергоносителей в Германию, а именно около 55% поставок природного газа в ФРГ приходится именно на Россию [4]. Сам О. Шольц еще в середине января настойчиво защищал позицию о том, что «Северный поток-2» является и должен оставаться исключительно экономическим проектом, не подлежащим санкционной политике против России. Но уже 22 февраля, сразу после решения В.В. Путина признать независимость ДНР и ЛНР, О. Шольц выступил с официальным заявлением о приостановлении ввода газопровода в эксплуатацию [6]. Федеральный канцлер поручил министерству экономики Германии предпринять все необходимые административные меры для приостановки сертификации «Северного потока-2». При этом важно отметить, что во многом под давлением США и морального бремени лидерства в ЕС решение было принято, несмотря на неизбежные негативные последствия для энергетической промышленности Германии, в первую очередь выражающиеся в резком увеличении цен на энергоносители [4]. Такое решение, негативно отражающееся на энергобезопасности страны, объясняется необходимостью следовать единому со всем ЕС курсу, который заключается на настоящий момент в сдерживании России и подрыве ее экономических интересов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что позиция Германии на начальном этапе введения санкций была неустойчивой и подвергалась резким изменениям. Это связано с тем, что страна на данный момент находится в очень уязвимом положении в связи с антироссийскими санкциями из-за тесных экономических связей с Россией, что во многом отражает парадоксальную зависимость от страны, к санкциям против которой европейские страны принуждают с западного берега Атлантики. То есть, с одной стороны, Германия вынуждена следовать общему курсу сдерживания России и введения обширных санкций, а с другой - эти меры отражаются крайне негативно на экономике самой Германии.

Сейчас в ЕС и США обсуждаются разнообразные предложения по санкциям, к тому же большинство санкций носят обоюдоострый характер. Из обсуждаемых европейских санкций наиболее серьезными для России представляются потолок цен на экспортируемые нефть, нефтепродукты и газ, дальнейшие ограничения технологических и промышленных поставок (комплектующие для самолетов и продукцию полупроводниковой промышленности), запрет на новые контракты с российскими нефтегазовыми компаниями. Впрочем, большинство аналогичных запретов уже были введены ранее, речь может идти об их расширении.

Обсуждается также и расширение санкций на ряд российских банков, пока еще не попавших под них. Это может привести к блокировке их валютных активов и дальнейшим ограничениям в международных расчетах.

Однако цель санкционной политики стран ЕС и Запада все же не была достигнута - экономика госу-

дарства не разрушена. Социально-экономическую устойчивость РФ оценили и аналитики европейского центра Bruegel, и американского института международных финансов (ПР) в совместном докладе «Как санкции повлияли на Россию». По их мнению, «реальные экономические последствия (международных ограничений) не могут сдержать способность российского руководства продолжать военные действия на Украине» [3]. Этому есть две причины:

1. Высокие цены на энергоносители

Ограничения, наложенные на торговлю с Россией,

привели к росту стоимости нефти, нефтепродуктов, газа и угля, что, в свою очередь, обеспечило рекордные доходы российского бюджета несмотря на сокращение экспорта в физическом выражении. По подсчетам аналитиков профицит платежного баланса РФ в 2022 году составил около 240 млрд долл., что почти в два раза больше показателей 2021 года.

Действительно, западные страны могут больно ударить по России, полностью запретив, например, газовые поставки. На Европу в 2021 году приходилось примерено 60-65% российского экспорта «голубого топлива», и переориентировать такой объем на Восток невозможно даже в перспективе 3-5 лет. Но доля России на мировом рынке энергоносителей по разным категориям составляет от 7% до 11%, и уход такого поставщика неизбежно взвинтит цены на энергию, что явно не в интересах ни ЕС, ни США [1].

2. Меры Центрального банка России

Второй причиной устойчивости российской экономики являются эффективные и своевременные действия Банка России, который непопулярными мерами обеспечил стабильность финансовой системы. Благодаря грамотной реакции Банка России санкции в финансовом секторе не смогли спровоцировать финансовый кризис в России, а сокращение экономической активности оказалось меньше, чем предполагалось.

Однако хотя немедленного эффекта добиться не удалось, негативное воздействие санкций на экономику и жизнь в обществе проявится в средне- и долгосрочной перспективе. Кроме того, ЕС и США еще не исчерпали ресурс санкционного давления, дополнительные запреты в сфере финансов и газовых поставок будут болезненными для российской экономики, что, в свою очередь, повлияет на общество.

При этом темпы роста экономики будут зависеть от того, удастся ли России найти новых торговых партнеров и закупать оборудование, таким образом оставаясь вовлеченной в рынок технологий. В противном случае страна уйдет в полную экономическую изоляцию, что в краткосрочной перспективе будет чревато намного более серьезным спадом. При этом есть высокая долговая нагрузка на население, организации, государство, что, в свою очередь, уменьшает положительные перспективы на быстрый рост внутреннего рынка РФ, обширного инвестирования в хозяйственный потенциал субъектов страны. Однако при соответствующих мерах, направленных на восстановление и сохранение социально-экономической стабильности государства, имеются положительные прогнозы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бисаева Х.С. Влияние санкций на устойчивость экономики в России / Х.С. Бисаева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. -№ 24 (419). - С. 435-437.

2. Клишас А. Политико-правовой анализ ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами / А. Клишас. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН. - 2016. -№1. - С.52-58.

3. Эксперты Bruegel и IIF заявили о неэффективности санкций Запада против России. - 2022. -URL: https://nsn.fm/economy/eksperty-bruegel-i-iif-zayavili-o-neeffektivnosti-sanktsii-zapada-prativ-rossii?ysclid=lai614mjhy774764613 (дата обращения: 06.10.22). - Режим доступа: свободный. -Текст: электронный.

4. Die SPD hat ein Russland-Problem. Der Spiegel. -2022. - URL: https://www.spiegel.de/ausland/ deutsche-aussenpolitik-die-spd-hat-ein-russland-

problem-a-63028853-7793-4b98-bf44-e0c5b2954c23 (дата обращения: 06.10.22). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

5. Fact Sheet: United States Imposes First Tranche of Swift and Severe Costs on Russia. White House. -2022. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/02/22/fact-sheet-united-states-imposes-first-tranche-of-swift-and-severe-costs-on-russia/ (дата обращения: 10.10.22). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

6. Genehmigung von Nord Stream 2 gestoppt. Tagesschau. - 2022. - URL: https://www.tagesschau.de/wirtschaft/weltwirtschaft/s cholz-nordstream-101.html (дата обращения: 06.10.22). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

7. What Biden's Sanctions on Russia Will Actually Do. Time. - 2022. - URL: https://time.com/6151188/ biden-russia-sanctions-explained/ (дата обращения: 06.10.22). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

© Елена Викторовна Корниенко, 2022 © Александр Валентинович Сечкин, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.