Научная статья на тему 'НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ФАКТОР УКРАИНЫ. ЧАСТЬ 2'

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ФАКТОР УКРАИНЫ. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРГ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / РОССИЯ / РФ / ЛНР / ДНР / УКРАИНА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / САНКЦИИ / ГЕРМАНО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

Признание Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской Народных Республик, последующее объявление президентом РФ специальной военной операции на территории Украины с целью защиты граждан ДНР и ЛНР, а также её демилитаризации и денацификации - всё это вызвало резкую негативную реакцию всех политических сил и слоёв общества Германии. Её исполнительная и законодательная власти стала основным протагонистом пяти санкционных пакетов, принятых Европейским союзом против РФ и затронувших практически все сферы отечественного народнохозяйственного комплекса. В немецких СМИ была развёрнута масштабная антироссийская кампания, активно поддерживаемая украинским руководством. Под беспрецедентным давлением оказались субъекты немецкого бизнеса - участники экономической кооперации с РФ. Такое развитие событий означало, что отношения Германии и России вступили в качественно новую фазу, предсказать которую в середине февраля, когда была закончена первая часть статьи, посвящённая российскому вектору новой правительственной коалиции, было невозможно. Во второй части анализируются основные шаги и меры немецкого Кабинета министров и федерального канцлера, направленные против России, а также реакция на ситуацию вокруг Украины предпринимательского сообщества Германии. Автор оценивает их последствия для двусторонних отношений. В заключении даётся прогноз их дальнейшего развития в политике и экономике. В третьей части статьи будут рассмотрены последствия украинского кризиса для науки, образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW GOVERNMENT OF GERMANY AND GERMAN-RUSSIAN RELATIONS. UKRAINIAN FACTOR. PART 2

The recognition by the Russian Federation of the independence of the Donetsk and Lugansk People’s Republics, the following announcement by the President of the Russian Federation of a special military operation in connection with the situation in the Donbass in order to protect the citizens of the DPR and LPR, as well as the demilitarization and denazification of Ukraine, caused a sharp negative reaction from all political forces and strata of society in Germany. Its executive and legislative power has become the main protagonist of the five sanctions packages adopted by the European Union against the Russian Federation and which affected almost all areas of the national economic complex. A large-scale anti-Russian campaign was launched in the German media, actively supported by the Ukrainian leadership. This development of events marked the entry into a qualitatively new phase of relations between Germany and Russia. To predict such beginning of mid-February this year was impossible. Therefore, in the first part of our article, devoted to the Russian vector of the new governing coalition, relatively optimistic assessments were made. In the second part, the author examines this vector under new conditions, analyzes the most important anti-Russian steps and measures taken by the German cabinet of ministers and the Federal Chancellor. Particular attention is paid to the reaction of German business to the situation in Ukraine. The author evaluates their consequences for political and economic spheres of bilateral relations. In conclusion, a forecast of their further development is given. The third part of the article will analyze the consequences of the Ukraine crisis for science, education and culture.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ФАКТОР УКРАИНЫ. ЧАСТЬ 2»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

УДК 328.1, 329.1

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22022100116

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

ФАКТОР УКРАИНЫ. ЧАСТЬ 2

Владислав Борисович Белов

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X

Ссылка для цитирования: Белов В.Б. Новое правительство ФРГ и германо-российские отношения. Фактор Украины. Часть 2 // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №2. С. 100-116. DOI: 10.15211/vestnikieran22022100116

Аннотация. Признание Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской Народных Республик, последующее объявление президентом РФ специальной военной операции на территории Украины с целью защиты граждан ДНР и ЛНР, а также её демилитаризации и денацификации - всё это вызвало резкую негативную реакцию всех политических сил и сло-ёв общества Германии. Её исполнительная и законодательная власти стала основным протагонистом пяти санкционных пакетов, принятых Европейским союзом против РФ и затронувших практически все сферы отечественного народнохозяйственного комплекса. В немецких СМИ была развёрнута масштабная антироссийская кампания, активно поддерживаемая украинским руководством. Под беспрецедентным давлением оказались субъекты немецкого бизнеса - участники экономической кооперации с РФ. Такое развитие событий означало, что отношения Германии и России вступили в качественно новую фазу, предсказать которую в середине февраля, когда была закончена первая часть статьи, посвящённаяроссийскому вектору новой правительственной коалиции, было невозможно. Во второй части анализируются основные шаги и меры немецкого Кабинета министров и федерального канцлера, направленные против России, а также реакция на ситуацию вокруг Украины предпринимательского сообщества Германии. Автор оценивает их последствия для двусторонних отношений. В заключении даётся прогноз их дальнейшего развития в политике и экономике. В третьей части статьи будут рассмотрены последствия украинского кризиса для науки, образования и культуры.

Ключевые слова: Германия, ФРГ, Европейский союз, ЕС, Россия, РФ, ЛНР, ДНР, Украина, специальная военная операция, санкции, германо-российское сотрудничество.

Статья поступила в редакцию: 14.04.2022.

THE NEW GOVERNMENT OF GERMANY AND GERMAN-RUSSIAN RELATIONS.

UKRAINIAN FACTOR. PART 2

Vladislav B. Belov

© Белов В.Б. - к.э.н, в.н.с., зам. директора по научной работе, рук. Отдела страновых исследований, рук. Центра германских исследований ИЕ РАН.

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X

For citing: Belov, V.B. (2022). The new government of Germany and German-Russian relations. Ukrainian factor. Part 2. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 26(2): 100-116. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22022100116

Abstract. The recognition by the Russian Federation of the independence of the Donetsk and Lugansk People's Republics, the following announcement by the President of the Russian Federation of a special military operation in connection with the situation in the Donbass in order to protect the citizens of the DPR and LPR, as well as the demilitarization and denazification of Ukraine, caused a sharp negative reaction from all political forces and strata of society in Germany. Its executive and legislative power has become the main protagonist of the five sanctions packages adopted by the European Union against the Russian Federation and which affected almost all areas of the national economic complex. A large-scale anti-Russian campaign was launched in the German media, actively supported by the Ukrainian leadership. This development of events marked the entry into a qualitatively new phase of relations between Germany and Russia. To predict such beginning of mid-February this year was impossible. Therefore, in the first part of our article, devoted to the Russian vector of the new governing coalition, relatively optimistic assessments were made. In the second part, the author examines this vector under new conditions, analyzes the most important anti-Russian steps and measures taken by the German cabinet of ministers and the Federal Chancellor. Particular attention is paid to the reaction of German business to the situation in Ukraine. The author evaluates their consequences for political and economic spheres of bilateral relations. In conclusion, a forecast of their further development is given. The third part of the article will analyze the consequences of the Ukraine crisis for science, education and culture. Key words: Germany, European Union, EU, Russia, RF, LPR, DPR, Ukraine, special military operation, sanctions, German-Russian cooperation.

Article received: 14.04.2022.

В предыдущей статье (Белов 2022а) были рассмотрены основные направления российского вектора внешней политики новой правительственной коалиции Германии и влияние на него усиления конфронтации России с коллективным Западом. Анализ был завершён на момент середины февраля с.г., когда в Москве прошла встреча В.В. Путина и О. Шольца, а через пару дней предстояло проведение Мюнхенской конференции по безопасности. Несмотря на нарастание напряжённости вокруг Украины, были сделаны осторожные оптимистические оценки перспектив развития германо-российского сотрудничества, в т.ч. относительно конструктивного взаимодействия по вопросам международной повестки. Однако после выступлений в Мюнхене руководителей ЕС, НАТО, федерального канцлера, лидеров и высокопоставленных представителей ряда государств и одобрительной реакции участников на провокационную речь украинского президента стало понятно, что коллективный Запад проявляет явное нежелание искать взаимоприемлемые дипломатические компромиссы, предпочитая им дальнейшую конфронтацию (Белов 2022b), а прежний, даже осторожный оптимизм был неуместен.

Смена парадигмы в отношениях с Россией

На признание Российской Федерацией 22 февраля 2022 г. независимости Донецкой и

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

Луганской Народных Республик последовала немедленная негативная реакция официального Берлина, который тем не менее предусмотрительно занял осторожную позицию. Она моментально поменялась 24 февраля после объявления президентом РФ специальной военной операции (СВО) на территории Украины. Кабинет министров, фракции парламента, представители политического истэблишмента, экспертного и предпринимательского сообществ, всех сло-ёв общества осудили действия России. В тот день явно обозначился общественный консенсус о необходимости обсудить и принять жёсткие меры по отношению к российскому государству.

Канцлер и его ведомство после первых заявлений взяли небольшой тайм-аут, инициировав проведение 27 февраля внеочередного заседания бундестага. О. Шольц со своим ближайшим экспертным окружением подготовил программную речь, содержание которой не стал обсуждать с верхушкой СДПГ и правлением фракции, предполагая, что многие положения вызовут возражения и дискуссию (Белов, 2022с). Его выступление было опубликовано не только на немецком, но и на русском языке (Заявление Федерального канцлера... 2022). Это было прямое послание российской высшей власти, в котором О. Шольц обозначил следующие ключевые моменты:

• осуждение Берлином специальной военной операции, названной «агрессивной войной»;

• наступление переломного момента в истории, в том числе и для германской внешней политики;

• президент РФ «разрушает европейский порядок безопасности» и Германия будет противостоять этому;

• но «в долгосрочной перспективе безопасность в Европе невозможно обеспечить, действуя против России»;

• Берлин не будет «отказываться от диалога с Россией»;

• Германия решила поставлять вооружения Украине;

• принятие Евросоюзом антироссийского «санкционного пакета беспрецедентного масштаба» и возможность введения дальнейших санкций без каких-либо ограничений;

• реформа бундесвера, единовременное выделение на его нужды 100 млрд евро, закрепление в Основном законе специальной статьи в госбюджете и постепенное увеличение расходов на оборону до более 2% от ВВП, по сути, поворот в сторону милитаризации германской внешней политики;

• усиление роли ФРГ в НАТО;

• курс на преодоление зависимости от отдельных поставщиков энергии.

Все фракции поддержали тезисы канцлера. Попытки «Альтернативы для Германии» напомнить депутатам о причинах создавшейся ситуации вокруг Украины были оставлены без внимания.

Берлин обозначил себя в качестве одного из основных игроков ЕС, выступающих за ужесточение политических отношений с Россией и существенное ограничение возможностей Москвы в среднесрочной перспективе влиять на формирование европейско-германско-рос-сийских связей. Президент Ф.-В. Штайнмайер выразил канцлеру и его кабинету министров свою полную поддержку.

Германия - протагонист антироссийских санкций в ЕС

Немецкое правительство заранее готовилось к принятию экономических ограничительных мер против России в случае её агрессивных действий в отношении Украины. Федеральный министр экономики и защиты климата (БЫЖК), вице-канцлер Р. Хабек ещё до признания

ЛНР и ДНР и начала СВО неоднократно заявлял о возможности введения жёстких экономических санкций против РФ, при всём понимании неизбежных масштабных народнохозяйственных последствий для Германии (Белов 2022с).

Уже вечером 24 февраля О. Шольц в экстренном порядке обсудил с членами Европейского совета ранее подготовленный санкционный пакет ЕС. Итогом внеочередного саммита стало его одобрение. Пакет предусматривал ограничения по допуску российского финансового сектора к международным рынкам капитала, реализации акций российских государственных компаний на торговых площадках стран Евросоюза; продажам и передаче продукции и технологий в сфере нефтедобычи и военного назначения; экспорта товаров и технологий в сфере авиации и космической промышленности; выдаче виз российским дипломатам и представителям бизнеса (Этап специальной военной... 2022; ... ).

Берлин был одним из основных лоббистов принятой 11 марта Версальской декларации, включавшей положения об усилении военного потенциала ЕС и мерах по поэтапному сокращению зависимости от поставок газа, нефти и угля из РФ (Informal meeting. 2022). Одновременно он выступил против введения эмбарго на них (Wie geeint. 2022). В этом контексте ФРГ также стала одним из инициаторов подготовки плана RePowerEU, направленного на разработку новой энергетической стратегии Европейского союза. Решения саммита ЕС в Брюсселе, прошедшего 24-25 марта, закрепили обозначенный в Версале курс на последовательное и по возможности быстрое избавление стран Евросоюза от энергетической зависимости от России (European Council. 2022). При этом О. Шольц с рядом других политиков обратил внимание на то, что принимаемые санкции не должны быть направлены против экономических интересов самого ЕС (Этап специальной военной. 2022: 14).

После сообщений украинской стороны в начале апреля о событиях в Буче канцлер сразу заявил о необходимости введения новых санкций. Во многом по его инициативе готовящийся в это время пятый санкционный пакет ЕС, принятый 8 апреля (Council Regulation. 2022), был сделан ещё более жёстким, включая введение запрета на импорт российского угля, но исключая нефть и газ1.

«Северный поток - 2» как первая жертва

Кабинет министров ФРГ уже 22 февраля отреагировал на признание донбасских республик. По поручению канцлера Федеральное министерство экономики и защиты климата (BMWK) отозвало подготовленный в октябре 2021 г. отчёт предыдущего правительства о безопасности поставок по газопроводу «Северный поток - 2» (СП-2). Соответствующее письмо было направлено в адрес Федерального сетевого агентства (Bundesnetzagentur), отвечающего с сентября 2021 г. за процедуру сертификации СП-2. Без отчёта о безопасности работа над разрешительными документами невозможна и поэтому была остановлена на неопределённое время. К национальным ограничительным мерам и санкционному пакету Евросоюза это решение, носящее формально технический характер, не имело отношения, но в тот же день получило одобрение главы Еврокомиссии У. фон дер Ляйнен. О. Шольц заявил, что после приостановки сертификации будущее спорного газопровода ввиду эскалации украинского кризиса остаётся неясным, и он даже допускает, что он никогда не будет введён в действие, но в нынешней ситуации «нет смысла делать какие-либо ставки в этом отношении» (Scholz beraumt Krisentreffen. 2022). Фактически канцлер сохранил возможность возврата к сертификаци-

1 В 2021 г. Германия ввезла из России около 9,3 млн т. каменного угля, что составило 50% его совокупного им-

порта. По нефти аналогичные показатели составили 27,7 млн т. и 34,1%, по газу - 50,7 млрд м3 и 55% соответ-

ственно (Алифирова, Бахтина 2022).

онному процессу в будущем без необходимости принятия решений о выводе проекта из-под санкционного режима.

Давно ожидаемые санкции против СП-2 23 февраля ввело министерство финансов США. Они затронули оператора - компанию Nord Stream 2 AG и его исполнительного директора М. Варнига, которые были внесены в список SDN1. Ограничительные меры не коснулись председателя комитета акционеров компании - бывшего канцлера Германии Г. Шрёдера. В тот же день Э. Зеллеринг, председатель климатического фонда, созданного федеральной землёй Мекленбург - Передняя Померания для защиты СП-2 от санкций США, заявил о прекращении поддержки этого проекта. Одноврéменно немецкая перестраховочная компания Munich Re сообщила о решении отменить контракт по страхованию «Северного потока - 2».

28 февраля М. Швезиг, премьер-министр Мекленбурга - Передней Померании, прежде одна из самых активных сторонниц развития германо-российских отношений, заявила о прекращении деятельности упомянутого выше климатического фонда, а также об остановке всех осуществляемых землёй совместных программ и проектов с РФ, включая проведение традиционных дней России в земле и партнёрские отношения с Ленинградской областью (Ministerpräsidentin Schwesig kündigt... 2022). В последующие недели негативное отношение к продолжению всех форм сотрудничества с РФ заняли все другие лидеры федеральных субъектов.

С учётом роста неопределённости в отношении дальнейшей судьбы проекта и новых санкций США Nord Stream 2 AG первого марта проинформировал местные органы власти в Швейцарии о вынужденном расторжении контрактов с персоналом, что породило слухи о решении его руководства прекратить свою деятельность. На следующий день оно опровергло эти слухи и затем заблокировало свой сайт www.nord-stream2.com, объяснив это опасностью хакерских атак. Открытыми оставались вопросы технического обслуживания 3 и 4 ниток, в которые было закачено около 350 млн м3 технического газа, и окончательная судьба средств финансовых соинвесторов «СП-2».

Стратегический курс на снижение экономической зависимости от России

Ещё до начала СВО новая коалиция заявила о необходимости ускорения процесса снижения зависимости Германии от поставок российских первичных энергоносителей. Основной причиной стала ситуация с ценообразованием на спотовых рынках газа, спровоцированная с середины лета 2022 г. спекулятивным поведением трейдеров, играющих на слухах о его возможном дефиците в зимний период 2021/2022 гг. Однако ряд экспертов и политиков убедили Берлин, что это результат сознательной политики «Газпрома».

Уже в конце февраля правительство приняло решение о «скорейшем строительстве» двух регазификационных СПГ-терминалов в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене. Согласно экспертным оценкам, сооружение таких сложных объектов длится около трёх лет. Но Берлин считает, что первый из них будет готов уже к концу 2022 г. Р. Хабек 20 марта во время визита в Катар достиг предварительных договорённостей о дополнительных поставках СПГ в ФРГ. Но, по мнению экспертов, их реализация находится под вопросом. Вызывает обоснованные сомнения и реалистичность немецких планов найти в среднесрочной перспективе надёжную альтернативу тому российскому трубопроводному газу, объёмы которого не могут быть замещены сжиженным газом и энергосберегающими мероприятиями (Этап специальной военной 2022: 43-47). 27 марта 2022 г. О. Шольц в эфире телеканала ARD заявил, что Германия может

1 SDN (Specially Designated Nationals List) - санкционный список частных лиц, хозяйствующих субъектов, орга-

низаций и пр., с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом. Со-

ставляется и публикуется Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США.

отказаться от поставок нефти и угля из России уже в 2022 г., и постарается как можно скорее стать независимой от российского трубопроводного газа. При этом очевидно, что Берлин до последнего будет выступать против возможного эмбарго на его поставки.

В этом контексте крайне негативную реакцию Берлина вызвало решение В.В. Путина перевести расчёты за поставляемый в «недружественные» государства российский газ на рубли. 28 марта на встрече профильных министров стран G-7 было выражено их общее отрицательное отношение к предложению российского президента, озвученное Р. Хабеком. Но решающее слово должны были сказать немецкие партнёры «Газпрома», получающие газ согласно долгосрочным контрактам. При их отказе открыть счета в евро в «Газпромбанке»1, что является необходимым условием для дальнейших поставок со второй половины мая с.г., газовый экспорт мог быть остановлен.

Если такое произойдёт, то, как и при возможном введении Брюсселем газового эмбарго, Германию неизбежно ждут остановка ряда производств, массовые увольнения сотрудников2 и сокращение ВВП. Согласно совместному прогнозу ведущих экономических институтов, подготовленному в первой декаде апреля для BMWK, остановка газового импорта приведёт к падению темпов экономического роста в 2023 г. на 2,2%, во II квартале оно может достигнуть -5%. Число безработных увеличится на 418 тыс. человек, что означает рост безработицы до уровня в 6%. Среднегодовая инфляция составит 5% (Olk 2022). При любом развитии событий экономические итоги 2022 г. будут существенно хуже прогнозных.

В ожидании негативного сценария BMWK в конце марта в соответствии с принятым в сентябре 2019 г. «Планом снабжения Германии газом в случае возникновения чрезвычайной ситуации» (Notfallplan Gas für. 2019) объявило о введении первого из трёх предусмотренных уровней опасности. Новое (с марта с.г.) руководство Федерального сетевого агентства приступило к подготовке списков предприятий и домохозяйств, которые при наступлении самого высокого - третьего - уровня следует отключить от газа.

Говоря о производственной кооперации Германии с Россией, следует принимать во внимание высокую зависимость немецкой экономики не только от отечественных первичных энергоносителей, но и от целого ряда других материалов: никеля, хрома, кадмия, алюминия, селена, меди и др. (см. рис. 1). Неслучайно в рамках обсуждения пятого пакета ЕС Берлин выступил против тех санкций, которые могли бы затронуть импорт ряда из них. Добавим, что 3/4 импорта искусственно произведённого изопренового каучука, используемого для изготовления автомобильных шин в ФРГ, также приходится на Россию (Kolev 2022).

Согласно расчётам научной сотрудницы Кёльнского Института экономики Галины Ко-лев, сделанным на основе данных ОЭСР за 2018 г., самые высокие показатели доли российской добавленной стоимости в готовой продукции Германии (100%) были у металлургической промышленности (5,2%, в т.ч. 1,5% по энергоносителям и 3,7% по другим материалам3), сектора энерго- и теплоснабжения (2,6%; 1,5 и 1,1% соответственно), химии (2,5%; 0,9 и 1,6%), сферы транспортных услуг (2,1%; 0,5 и 1,6%), металлообработки (1,5%; 0,4 и 1,1%). Самые низкие - у электроники (0,9%; 0,2 и 0,7%), текстильной отрасли (0,9%; 0,3 и 0,7%), фармацевтики (0,6%; 0,2 и 0,4%). Средние данные по всей германской экономике составили 1,0%; 0,4 и 0,6%, по обрабатывающей промышленности - 1,9%; 0,6 и 1,3% и по сектору услуг - 0,5%;

1 Открытие немецкими контрагентами «Газпрома» таких счетов и последующие продажи евро на валютной бирже не подпадают под санкции ЕС и США.

2 Председатель концерна BASF Мартин Брудемюллер считает, что уже при сокращении поставок российского газа в два раза его ведущее предприятие в Людвигсхафене остановит свою работу и тогда могут быть уволены около 40 тыс. рабочих (Freytag 2022).

3 «Другие материалы»: сырье, химикаты, изделия из металла, услуги.

0,1 и 0,4% соответственно (см. рис. 2).

Рисунок 1

Доля отдельных видов сырья из России в их импорте ФРГ, мировом экспорте

и мировой добыче (данные на 2019 г., в %)

И и кел ь Палладий Хром Кадмий Алюминий Селен Медь Железо Кварцевый песок Вольфрам Фосфаты

0% 5% 10% 15% 20%

Доля России в общем импорте ФРГ данного сырья Доля России в миоовом экспорте данного сырья Доля России в мировом производстве данного сырья

Источник: (Bahr, C. etc. 2022).

Рисунок 2

Доля добавленной стоимости российских энергоносителей и материалов в конечных продуктах отраслей экономики Германии (2018 г., в %

ННННЯнШЕЯШШШ

О.* О.« 0,4 0%Л оз 0.4 0,3 оТз

щ W W

Vs" .„■¡9* ^ ^

л* .¿г* ^ ^ ^

' г

• Энергоносители 9 Другие материалы

Источник: (Kolev 2022).

Аксиомой является положение, что выпадение из налаженной кооперационной цепочки конкретных сырьевых товаров, полуфабрикатов и комплектующих, независимо от их доли в готовом продукте, может остановить производственный процесс не на одном, а на многих предприятиях. Именно такая ситуация в течение 2021 г. и в начале 2022 г. наблюдалась в ведущих отраслях немецкой промышленности, в первую очередь в автомобиле- и машиностроении. Тогда из-за вызванных коронакризисом транспортно-логистических проблем, а также дефицита комплектующих (особенно чипов и полупроводников) приходилось временно прекращать выпуск продукции. Поиск альтернативных маршрутов и поставщиков занимает не только много времени, но и сопровождается более высокими затратами, что в итоге ведёт к неизбежным потерям и снижению конкурентоспособности.

Отчасти Германия готова к таким издержкам, которые в марте - апреле привели к существенному росту инфляции, обусловленной спекулятивным повышением цен на энергоноси-

тели, продовольствие и другие группы товаров. Правительство уже одобрило первые пакеты помощи экономическим субъектам и домашним хозяйствам. В дальнейшем оно продолжит выделять им средства из федерального бюджета, что в свою очередь приведёт к росту его дефицита и государственного долга со всеми вытекающими последствиями.

В среднесрочной перспективе под давлением Берлина немецкие компании будут вынуждены переориентироваться с российского на другие импортные рынки. Наряду с неизбежным сокращением экспорта в РФ, это приведёт к существенному снижению взаимного товарооборота и отбросит Россию в списке внешнеторговых партнёров ФРГ во второй, если не третий десяток.

Аналогично и Германия уступит своё нынешнее место лидера в российских экспортно-импортных операциях другим странам. Ограничительные меры ЕС касаются большинства товарных групп машин и оборудования, составляющих основу германского экспорта в РФ. Их подробный перечень есть в четвёртом и пятом пакетах.

Позиция германского предпринимательского сообщества

22 февраля Восточный комитет германской экономики заявил об отмене, запланированной на начало марта встречи с президентом В.В. Путиным. Несмотря на предыдущие попытки председателя комитета О. Гермеса найти общий знаменатель на фоне обостряющегося кри-зиса1, руководство этой группы внешнеэкономических интересов немецкого бизнеса, очевидно, будет занимать жёстко критическую позицию по отношению к российскому руководству. Уже 24 февраля Комитет выступил с осуждением СВО, а 1 марта сделал официальное заявление, где говорилось: в настоящее время речь идёт не столько об ограничительных мерах и их последствиях, сколько о том, сохранятся ли ещё в какой-то степени дальнейшие экономические связи с Россией. При этом было подчёркнуто, что санкции также негативно повлияют на экономику Германии и немецкие компании, которые «могут быть вынуждены прекратить производство и уволить многие тысячи сотрудников» (Председатель Восточного комитета. 2022).

25 февраля BMWK приняло решение остановить действие механизма государственных гарантий инвестиций и страхового покрытия экспортных операций, предоставляемого в рамках программы Hermes немецким компаниям, поставляющим машины и оборудование в Россию (Schlautmann 2022). За прошедшие годы экспортные гарантии показали свою эффективность, обеспечивая необходимый объём финансирования немецких продаж, в т.ч. долгосрочных поставок инвестиционных товаров. Это было актуально как для крупных, так и малых и средних компаний. Именно для последних данное решение означало существенные негативные последствия для их российского бизнеса в условиях возросших коммерческих рисков. Чтобы несколько успокоить немецкие компании, ведущие бизнес в России, министр Р. Хабек 3 марта организовал встречу с их представителями, в ходе которой заявил, что все ранее предоставленные государством поручительства и гарантии продолжат действовать. Он также заверил их, что не поддержит введение эмбарго на импорт российских первичных энергоносителей (Solidarität der Wirtschaft. 2022).

1 О. Гермес, подводя в начале февраля итоги рекордного для торговли ФРГ с восточноевропейскими странами года, высказал идею перехода от сотрудничества Германии, Украины и России в сфере энергетики к трёхстороннему энергетическому и климатическому партнёрству. Понимая, что для этого надо решать существующие конфликты, он предложил вспомнить успешный хельсинкский процесс в 1970-х гг. Его важной частью, помимо вопросов безопасности, было более тесное сотрудничество в сферах бизнеса, науки, технологий и окружающей среды: «В то время мы смотрели, где есть общие интересы и как можно вновь создать доверие. Поэтому мы выступаем за Хельсинки 2.0 в форме новой постоянной конференции по безопасности и климатическому сотрудничеству в Европе» (Neuer Rekord. 2022).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

На наш взгляд, основное влияние на решения германского предпринимательского сообщества относительно бизнеса с Россией (все его представители осудили «вторжение») оказали не столько жёсткие санкции Евросоюза и США, сколько очень быстро сформированные немецкими средствами массовой информации антироссийские, точнее антирусские настроения. В публичном пространстве активно поддерживалось высшее украинское руководство, в первую очередь президент В. Зеленский и глава внешнеполитического ведомства Д. Кулеба. Но особенное рвение проявлял посол Украины в Берлине А. Мельник. Берлин позволил ему беспардонно вмешиваться во внутренние дела Германии, нарушая Венскую конвенцию, допускать недипломатичные провокационные высказывания в отношении её руководства, что в случае с любым другим дипломатическим чиновником немедленно привело бы к высылке из страны.

Лейтмотивом таких настроений - как и в случае требования отдельных немецких политиков и экспертов ввести эмбарго на поставки всех российских энергоносителей - стала недопустимость любого хозяйственно-политического сотрудничества со «страной-агрессором» и осуждение тех компаний, которые считают иначе. Это побудило ряд ведущих немецких игроков, в первую очередь из биржевого списка DAX, в первой половине марта сделать заявления

0 временной приостановке своей деятельности. Так поступили Airbus, Volkswagen, Porsche, Daimler Truck, Mercedes-Benz Group, Continental, Allianz, Adidas, Puma, DHL (входит в Deutsche Post DHL Group). Несколько компаний из списка приняли компромиссное решение. RWE не будет заключать новые сделки, но сохранит действующие. Siemens заявила, с одной стороны, о прекращении поставок в Россию и остановке всех новых бизнес-проектов, с другой - о готовности продолжить выполнять в РФ сервисные работы. BASF, отказавшись от всех новых проектов в России, кроме тех, которые связаны с производством продуктов питания в гуманитарных целях, продолжила реализацию текущих, но до тех пор, пока исполнители «не нарушают санкции». Аналогично поступила Linde, для которой российский рынок является одним из приоритетных. Не остановил работу на своих трёх заводах в РФ HeidelbergCement. Разработчик программного обеспечения для крупных корпораций SAP остановил заключение новых контрактов и предоставление облачных услуг, заявив, что будет тем не менее работать с прежними российскими клиентами. Свою деятельность в России продолжили Henkel, Frese-nius, Merck, Siemens Healthcare и Bayer, обосновав это тем, что их продукция «жизненно необходима» (гигиена, медицина, сельское хозяйство). Бизнес в РФ прекратил Deutsche Telekom - на Deutsche Telekom IT Solutions работало около 2 тыс. российских ИТ-специалистов (в основном в Санкт-Петербурге). Об уходе из России также заявил Deutsche Bank. Его примеру сразу последовал Commerzbank (в DAX не входит).

На российском рынке решили остаться торговые компании Metro и Globus, а также ряд других фирм, играющих важную роль в соответствующих сегментах российского рынка1. Несмотря на жёсткую критику Киева, решение не уходить полностью из России в апреле с.г. приняло руководство концерна Bosch, сократившего ранее свою деятельность. Его новый глава Штефан Хартунг, признав, что ограничительные меры привели к остановке основных поставок в Россию, заявил: «Некоторые сферы деятельности, связанные с обеспечением рядовых граждан, ещё не затронуты санкциями. Мы не хотим прекращать их без законных оснований» (Matthes, Buchenau 2022).

Точной информации о решениях других участников германо-российской внешнеэкономической кооперации нет. Речь идёт как о германских экспортёрах и импортёрах товаров и услуг, расположенных в ФРГ, так и о компаниях, ведущих бизнес непосредственно в России.

1 О стратегии немецких фирм в России в условиях СВО см. также: (Котов 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

Абсолютное большинство тех, кто продолжает деятельность на российских рынках предпочитают это не афишировать. Причина простая - противники России моментально начинают атаковать такие фирмы за поддержку «агрессора». К таковым следует отнести профессора Йель-ской школы менеджемента Дж. Зонненфельда, который в конце февраля 2022 г. инициировал составление списка иностранных компаний, в т.ч. германских, не прекративших свои коммерческие отношения с российскими партнёрами (Over 600 Companies. 2022). Он призывает присылать ему информацию о таких субъектах, затем осуждать и де-факто организовывать давление на них в национальных СМИ. Цель профессора - побудить всё иностранное бизнес-сообщество уйти из РФ и прекратить любые сделки с ней.

В качестве примера можно привести прецедент с всемирно известным немецким производителем шоколада Ritter Sport, руководство которого не побоялось в конце марта публично сообщить о решении продолжить поставки своей продукции на российский рынок, доля которого в её общем обороте составляет 10%. Упомянутый провокатор Мельник, став популярным медийным персонажем, без проблем организовал в СМИ её травлю, призывая немцев бойкотировать продукцию компании (Schulz 2022).

От имени Восточного комитета германской экономики О. Гермес в заявлениях от 16 и 22 марта выступил с протестом против «растущего общественного давления в Германии» на компании, ведущие бизнес с Россией и полностью при этом соблюдающих западные санкци-онные режимы. Среди веских, по его мнению, и при этом абсолютно легитимных причин продолжения кооперации он отметил следующие: поддержание поставок в медицинской, фармацевтической отраслях и в пищевой промышленности, обеспечение необходимых поставок сырья и энергии в ЕС, сохранение технических систем и транспортных средств и функциональности сельскохозяйственного сектора. Одноврéменно он высказал опасения относительно введения в РФ внешнего управления иностранными компаниями и наказания тех экономических субъектов, которые соблюдают западные ограничительные меры, подчеркнув, что «полный разрыв всех экономических отношений уничтожил бы всякую основу для возможного нового начала в будущем» (Verantwortung für die. 2022; Pauschale Verurteilungen weisen. 2022).

В марте Комитет провёл опрос среди своих членов относительно воздействия «войны на Украине» на их бизнес1. 73% из них отметили, что испытывают негативное влияние на платёжные операции из-за отключения российских банков от системы SWIFT, 55% сказали о сложностях в логистике и цепочках поставок, 50% - о проблемах, вызванных девальвацией рубля. 72% опрошенных считают себя затронутыми ограничительными мерами, в первую очередь санкциями Евросоюза (см. рис. 3).

Отметим конструктивную поддержку своих членов и в целом немецкого бизнес-сообщества в РФ Германо-Российской внешнеторговой палатой. Она необходима в условиях ряда труднопреодолимых по состоянию на март - апрель 2022 г. проблем, связанных с осуществлением внешнеторговых операций. К основным из них можно отнести следующие:

• транспортно-логистические - зачастую это невозможность оформить страхование грузов, отказы сервисных компаний обслуживать российский грузовой транспорт (как морской, так и сухопутный), отсутствие прежнего авиасообщения, задержки с таможенным оформлением, удлинение маршрутов доставки;

• платёжные - увеличение сроков банковских операций в связи проверками докумен-

1 В опросе с 11 по 25 марта приняли участие 127 компаний. Основную группу респондентов составили представители машиностроения, за которыми (по мере убывания) следовали представители сельского хозяйства и пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли, консалтинговых фирм, автомобильной и химической промышленности, здравоохранения, строительства и, наконец, электроники и электротехники.

тов, отказ в открытии и/или обслуживании счетов, а также предоставлении кредитов;

• контрольно-разрешительные - длительные периоды проверки Федеральным ведомством экспортного контроля соответствия контрактов текущим санкционным режимам ЕС и США в связи с существенным ростом количества заявок и числа ограничительных мер на фоне нехватки сотрудников/экспертов; дополнительные расходы фирм на юридическое консультирование.

Рисунок 3

Уровень влияния санкций против России и/или Беларуси на компании ФРГ, количество ответов (возможны множественные ответы)

о

^ переход на расчёты в рублях

1 принудительный обмен валюты з= персональные и

Санкции других стран

секторальные ^ в отношении компаний финансовые в отношении банков

^ секторальные ^ в отношении компаний ^ финансовые í в отношении банков персональные

О 10 20 30 40 50 60

Источник: (Umfrage: Wirtschaftliche Folgen. 2022).

Итогом становится задержка/приостановка/заморозка большого количества как экспортных, так и импортных контрактов, ведущих к дополнительным разрывам в налаженных кооперационных цепочках. На наш взгляд, показательной является ситуация с запретом на поставку сельскохозяйственной техники, оборудованной видеокамерами и системами позиционирования GPS - с точки зрения немецких контролёров, высока вероятность того, что они будут использованы в военных целях.

Положение российского бизнеса в Германии

Негативное отношение официального Берлина к «энергетической зависимости» от России и её «агрессивному» поведению в первую очередь испытали отечественные игроки энергетического рынка.

24 февраля 2022 г. министр Р. Хабек заявил, что министерство больше не рассматривает заявку «Росатома» на участие в предприятии Lingen. Российский концерн планировал приобрести в капитале единственного в Германии специализированного завода по переработке ядерных отходов 25%-ную долю (Rosatom' application. 2022).

Непростая ситуация сложилась вокруг компании Letter One, находящейся в собственности М. Фридмана. В начале 2022 г. он планировал выйти из капитала Wintershall Dea, и, будучи заинтересованным в максимальной цене продажи своей доли (27,3%), возражал против планируемого партнёром (другой владелец - концерн BASF) IPO, считая это время не самым неудачным. После введения 28 февраля санкций против олигарха дальнейшие перспективы деятельности Letter One в компании оказались под вопросом.

Руководство «Газпрома» в преддверии возможных санкционных мер против его дочерней компании Gazprom Germania GmbH1 в конце марта приняло решение передать её в соб-

1 В свою очередь, Gazprom Germania принадлежат газовый трейдер Wingas, оператор подземного хранилища га-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

ственность другого российского юридического лица - АО «Палмэри» (через ООО «Газпром экспорт бизнес-сервисы»), которое, в свою очередь, заявило о готовности ликвидации этой дочки. Несмотря на то что сделка была нотариально оформлена (в Берлине), BMWK 4 апреля признало её незаконной, так как необходимо было разрешение министерства. В целях «обеспечения безопасности части критической инфраструктуры» оно срочно ввело доверительное управление (в лице Федерального сетевого агентства - до 30.09.2022) над теперь уже «бывшей», с его точки зрения, фирмой российского концерна (Anordnung gemäß § 6. 2022; Bidder etc., 2022). По информации агентства Bloomberg, BMWK на тот момент было готово предложить потенциальным покупателям Gazprom Germania GmbH и/или её подразделений государственные кредиты. Одновременно в качестве крайней меры министерство не исключало её национализации (Выродова, Лисицина 2022). Вопрос о том, насколько это соответствует германскому и европейскому праву и какова дальнейшая судьба компании, пока остаётся открытым. Высока вероятность того, что министерству предстоит непростая судебная тяжба.

Возможно, именно поэтому BMWK, поставив вопрос о необходимости защиты и других критически важных объектов, подготовило, по информации газеты Westdeutsche Allgemeine Zeitung от 12 апреля, поправки в Закон об энергетической безопасности, которые предусматривают внешнее управление и национализацию энергетических компаний (Gaugele, Martus 2022). Одной из главных целей таких нововведений (помимо упомянутой дочки «Газпрома») являются производственные активы третьей в Германии по объёмам нефтепереработки сырой нефти (до 12,8 млн т в год, т.е. более чем 12% мощностей ФРГ) компании Rosneft Deutschland GmbH, дочернего общества концерна «Роснефть», которые министерство хотело бы национализировать. В первую очередь речь идёт о заводе Raffinerie GmbH в Шведте-на-Одере (доля в капитале 54,17%, в мощностях - 6,3 млн т в год1), нефть на который поступает по нефтепроводу «Дружба». Два другие нефтеперерабатывающие предприятия с участием «Роснефти» -крупнейший в ФРГ НПЗ MiRO GmbH & Co. KG в Карлсруэ (24% и 3,6 млн т) и BAYERNOIL Raffineriegesellschaft mbH в Нойштадте-на-Дунае (28,57% и 2,9 млн т)2.

Среди иных случаев государственного давления на российский бизнес отметим сделанную в середине марта Федеральным ведомством Германии по информационной безопасности (BSI) публичную рекомендацию найти альтернативу приложениям российского разработчика антивирусного программного обеспечения «Лаборатория Касперского» (имеет в ФРГ дочернюю структуру Kaspersky GmbH). Применение этого продукта, по мнению BSI, несёт «значительный риск успешной кибератаки» пользователя российскими спецслужбами. В первую очередь ему подвергнуты компании и органы власти (Антохина 2022; BSI warnt vor dem. 2022). Фактический призыв к отказу от приложения мог весьма негативно повлиять на имидж и продажи разработчика.

Под давление попали и российские кредитные институты. 9 апреля Федеральная служба финансового надзора Германии запретила руководству VTB Bank Europe SE (Франкфурт-на-Майне) работать в соответствии с указаниями материнской компании ПАО Банк ВТБ (Санкт-Петербург). Цель руководства регулятора состоит в полной изоляции дочки от голов-

за Astora, компании Gazprom Schweiz, Gazprom Marketing & Trading. Wien GmbH, Gazprom NGV Europe, Vemex S.R.O. Она также является миноритарным владельцем акций (49,98%) газотранспортной компании Gascade.

1 21 февраля 2022 г. германское антимонопольное ведомство Германии разрешило НК «Роснефть» реализовать заявленное в ноябре 2021 г. преимущественное право покупки у Shell 37,5% в капитале данного НПЗ. Тем самым доля её доля могла возрасти до 91,67%. Но сделку затормозил Р. Хабек. Сразу после начала СВО по его указанию BMWK инициировало т.н. процедуру проверки инвестиций (Habek 2022). К середине апреля она не была закончена. Миноритарным партнёром Raffinerie GmbH является Eni с 8,33%.

2 Сайт НК «Роснефть». URL: https://www.rosneit.ru/business/Downstream/refining/Neftepererabativayushie_aktivy_ v_Germanii/ (дата обращения 14.04.2022).

ного офиса и лишение его возможности распоряжаться её финансовыми активами и другими экономическими ресурсами. При этом в его решении подчёркнуто, что право- и работоспособность VTB Bank Europe SE полностью сохраняется (VTB Bank (Europe) SE... 2022).

После февраля 2022 г. предпринимателям из РФ стало крайне сложно открывать банковские счета и получить кредиты. Антирусские настроения в целом стали оказывать негативное влияние и на деятельность уже действующих в Германии компаний с российским капиталом.

12 марта Ведомство федерального канцлера образовало рабочую группу (Taskforce) по санкциям, которая должна координировать работу по реализации ограничительных мер, в которых участвует Германия. Необходимость такой структуры объясняют участием в реализации санкционного механизма шести министерств (в т.ч. иностранных дел, экономики и защиты климата, финансов, внутренних дел) и восьми государственных ведомств (разведки, криминальных расследований, таможни, экспортного контроля, Бундесбанка и др.). Между ними отсутствует чёткое разделение зон ответственности, например, в отношении «преследования» российских олигархов и идентификации их зарубежной собственности на территории ФРГ. Именно в этой части немецкие СМИ активно критиковали «нерешительные и сдержанные» действия государственных структур по поиску «олигархических следов» в Германии и Европе (Белов 2022с; Miller 2022). В пример они ставили Италию, Испанию, Францию и Великобританию, активно накладывающих аресты на недвижимость и суперяхты.

* * *

С конца февраля 2022 г. Берлин обозначил наступление нового этапа в отношениях с Москвой, определяемых его ценностным подходом и «непримиримой борьбой» с нарушением Россией норм международного права в ходе «её агрессии» на территории Украины. В его рамках он выбрал путь милитаризации своей внешней политики, включая резкое увеличение расходов на оборону и усиление своей роли в НАТО. Сохраняя дипломатический диалог с Кремлём и понимая, что в долгосрочной перспективе выстроить новую систему европейской безопасности без России невозможно, федеральный канцлер в ближайшие недели будет ограничивать политические отношения обсуждением с российским президентом военного конфликта и требованиями немедленного прекращения военных действий со стороны РФ. В среднесрочной перспективе, когда определятся параметры окончания СВО и будущего украинского государства, к переговорам подключатся другие члены возглавляемого им кабинета министров.

Российско-германские отношения впервые оказались в глубоком кризисе во всех без исключения сферах. Межведомственное сотрудничество заморожено. Большинство двусторонних проектов остановлено. Не будет отмечаться столетие Раппальского договора. Под вопросом проведение совместных мероприятий перекрёстного Года экономики и устойчивого развития. В 2022 г. следует ожидать существенного сокращения объёма двустороннего внешнеторгового оборота, замораживания инвестиционной активности и взаимного оттока инвестиций, в т.ч. прямых.

Германия стала одним из основных протагонистов санкционных пакетов, разрабатываемых и принимаемых Европейским союзом против России. Практически все немецкие политические силы поддерживают в этом официальное правительство, которое, однако, занимает осторожную позицию в отношении введения эмбарго на импорт российских энергоносителей. Критический анализ причин кризиса вокруг Украины отсутствует.

По состоянию на середину апреля немецкие деловые круги заняли выжидательную позицию. Основная часть крупных концернов полностью или частично приостановила свою

деятельность в РФ, отказавшись от полного ухода. Такие случаи пока редки. Не исключено, что их количество будет увеличиваться. Преимущественно средний бизнес продолжает кооперацию с российскими партнёрами и «держит критический удар» СМИ и украинских политиков. Некоторые фирмы видят в кризисе шансы закрепиться на российском рынке и возможности занять освобождаемые ниши. В дальнейшем поведение предпринимателей будет определяться ходом СВО и информационного противостояния, в котором Киев активно и, к сожалению, успешно использует провокационные инструменты для формирования крайне негативного образа России. Каких-либо положительных перемен в настроениях немецкого общества в последующие недели и месяцы ожидать не следует.

На этом фоне российский бизнес в Германии испытывает значительные трудности, не имея такой мощной поддержки, какая есть у немецких компаний в РФ со стороны организованных групп интересов ФРГ. Германское правительство (в лице BMWK) взяло курс на национализацию активов ведущих отечественных энергетических игроков «Газпрома» и «Роснефти», что требует решительного противодействия со стороны Москвы.

В третьей части статьи мы проанализируем последствия украинского кризиса для германо-российского взаимодействия в научно-образовательной и культурно-гуманитарных сферах.

Список литературы / References

Anordnung gemäß §6 des Außenwirtschaftsgesetzes bezüglich der Anteile an der Gazprom Germania GmbH Vom 4. April 2022. BMWI. 04.04.2022. Available at: https://www.bmwi.de/Redakti

on/DE/Downloads/A/amtliche-veroeffentlichung.pdf?_blob=publicationFile&v=6 (accessed 12.04.

2022).

Auswirkungen der russischen Invasion in der Ukraine auf die deutsche Wirtschaft. Auswertung einer Unternehmensbefragung der IHK-Organisation im März 2022. Deutscher Industrie- und Handelskammertag e.V. (DIHK). Berlin, Brüssel: 2022.

Bähr, C., Fremerey M., Fritsch M., Obst, Th. Rohstoffabhängigkeiten der deutschen Industrie von Russland. IW-Kurzbericht Nr. 31. 03.04.2022. Available at: https://www.iwkoeln.de/studien/corne lius-baehr-manuel-fritsch-thomas-obst-rohstoffabhaengigkeiten-der-deutschen-industrie-von-russland.html (accessed 12.04.2022).

Bidder, B., Hecking C., Hesse M., Schultz S., Traufetter, G. (2022). Wie russisch ist die deutsche Öl- und Gasindustrie? Spiegel. 08.04.2022. Available at: https://www.spiegel.de/wirtschaft/ gazprom-germania-der-wirtschaftskrimi-um-deutschlands-gasversorgung-a-355981b4-3a35-4da9-8a47-4656d0ce3842 (accessed 12.04.2022).

BSI warnt vor dem Einsatz von Kaspersky-Virenschutzprodukten. Bundesamt für Sicherheit in der Informationstechnik. 15.03.2022. Available at: https://www.bsi.bund.de/DE/Service-Navi/ Presse/Pressemitteilungen/Presse2022/220315_Kaspersky-Warnung.html (accessed 12.04.2022).

Council Regulation (EU) 2022/576 of 8 April 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. Official Journal of the European Union. L 111. Vol. 65. 08.04.2022. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:L:2022:111:TOC (accessed 12.04.2022).

European Council. 24-25.03.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/ european-council/2022/03/24-25/ (accessed 12.04.2022).

Fischer, A., Küper, M. (2022). Die Bedeutung russischer Gaslieferungen für die deutsche Energieversorgung. Untersuchung bestehender Lieferbeziehungen und Ausblick auf die weitere Entwicklung. Köln: Institut der deutschen Wirtschaft.

Freytag, B. (2022). Hunderttausend Stellen in Gefahr. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 29.03.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/unternehmen/gas-aus-russland-basf-warnt-vor-folgen-des-lieferstopps- 17916730.html (accessed 12.04.2022).

Gaugele, J., Martus, Th. (2022). Energiekrise: Habeck will Versorger notfalls enteignen. WAZ. 12.04.2022. Available at: https://www.waz.de/politik/ukraine-krieg-energie-krise-habeck-konzerne-enteignung-id235067467.html (accessed 12.04.2022).

Habeck will Abhängigkeit von Rosneft beim Öl lösen. Manager magazin. 04.04.2022. Available at: https://www.manager-magazin.de/politik/robert-habeck-raffinerie-in-schwedt-soll-fast-vollstaen dig-vom-russischen-staatskonzern-rosneft-uebernommen-werden-a-a118806e-3d98-4de1-854c-d2545d23bc74 (accessed 12.04.2022).

Informal meeting of the Heads of State or Government. Versailles Declaration. Council of the European Union. 11.03.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/54773/ 20220311-versailles-declaration-en.pdf (accessed 12.04.2022).

Kolev, G. (2022). Russlands Relevanz für die Lieferketten der deutschen Wirtschaft. IW-Kurzbe-richt 23/2022. Institut der Deutschen Wirtschaft. 21.03.2022. Available at: https://www.iwkoeln.de/ studien/galina-kolev-russlands-relevanz-fuer-die-lieferket-ten-der-deutschen-wirtschaft.html (accessed 12.04.2022).

Matthes, S., Buchenau, M.-W. (2022). Bosch-Chef warnt vor deutschem Ausstieg aus russischen Gaslieferungen. Handelsblatt. 08.04.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/unternehmen /industrie/interview-bosch-chef-warnt-vor-deutschem-ausstieg-aus-russischen-gaslieferungen/28236 384.html (accessed 12.04.2022).

Miller, X. (2022). Taskforce mit 14 Behörden soll Sanktionen gegen Oligarchen durchsetzen. Correctiv. 15.03.2022. Available at: https://correctiv.org/aktuelles/2022/03/15/neue-taskforce-soll-das-vermoegen-der-oligarchen-aufspueren/ (accessed 12.04.2022).

Ministerpräsidentin Schwesig kündigt Aus der Stiftung für Nord-Stream-Bau an. RND. 28.02. 2022. Available at: https://www.rnd.de/politik/nord-stream-2-schwesig-kuendigt-aufloesung-der-u mstrittenen-landes-stiftung-an-AJHURDOAEPUTYM375SGWW3ELEA.html (accessed 12.04. 2022).

Neuer Rekord im Osthandel - Halbe Billion geknackt. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. 10.02.2022. Available at: https://www.ost-ausschuss.de/de/neuer-rekord-im-osthandel-halbe-billion-geknackt (accessed 12.04.2022).

Notfallplan Gas für die Bundesrepublik Deutschland. Berlin. BMWi, 2019.

Olk, J. (2022). Führende Institute: Bei Energie-Embargo drohen Rezession - und halbe Million mehr Arbeitslose. 12.04.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/konjunktur/nachri chten/wirtschaftsentwicklung-fuehrende-institute-bei-energie-embargo-drohen-rezession-und-halbe-million-mehr-arbeitslose/28248088.html?utm_campaign=Exklusiv-2022-04-12&utm_medium=pus h&utm_source=onesignal (accessed 12.04.2022).

Over 600 Companies Have Withdrawn from Russia - But Some Remain. Yale school of management. 14.04.2022. Available at: https://som.yale.edu/story/2022/over-600-companies-have-withdrawn-russia-some-remain (accessed 12.04.2022).

Pauschale Verurteilungen weisen wir entschieden zurück. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. 22.03.2022. Available at: https://www.ost-ausschuss.de/de/pauschale-verurteilungen-weisen-wir-entschieden-zurueck (accessed 12.04.2022).

REPowerEU: gemeinsames europäisches Vorgehen für erschwinglichere, sichere und nachhaltige Energie. European commission. 08.03.2022. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/de/ip_22_1511 (accessed 20.03.2022).

Richter, F. (2022). Trotz Russland-Sanktionen: Warum ein Oligarch weiter von DeutschlandGeschäften profitiert. Correctiv. 31.03.2022. Available at: https://correctiv.org/aktuelles/wirtschaft/ 2022/03/31/russland-sanktionen-oligarchen/ (accessed 20.03.2022).

Rosatom's application to buy stake in German reprocessing plant withdrawn - German minister. Reuters. 24.02.2022. Available at: https://www.reuters.com/article/ukraine-crisis-germany-rosatom/rosatoms-application-to-buy-stake-in-german-reprocessing-plant-withdrawn-german-minister-idUSS8N2TL060 (accessed 20.03.2022).

Schlautmann, Ch. (2022). Bundesregierung streicht Hermesbürgschaften für Russland. Handelsblatt. 25.02.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/unternehmen/handel-konsumgueter/ ukraine-krieg-bundesregierung-streicht-hermes-buergschaften-fuer-russland/28103396.html?utm_c ampaign=Ukraine-Krieg-2022-02-25&utm_source=onesignal&utm_medium=push (accessed 20.03. 2022).

Scholz beraumt Krisentreffen an - und hält Nord Stream 2-Start für «weit entfernt». Der Tagesspiegel. 23.02.2022. Available at: https://www.tagesspiegel.de/politik/habeck-spricht-von-klumpen-risiko-durch-die-ostsee-scholz-beraumt-krisentreffen-an-und-haelt-nord-stream-2-start-fuer-weit-entfernt/28095112.html (accessed 20.04.2022).

Schulz, S.C. (2022). Nicht nur Ritter Sport: Warum auch andere deutsche Unternehmen in Russland weiter Geschäfte machen. RND. 30.03.2022. Available at: https://www.rnd.de/wirtschaft/ritter-sport-henkel-fresenius-warum-deutsche-firmen-in-russland-weiter-geschaefte-machen-E47Z2XM3 MJF77FLRCCT7OQTO3I.html (accessed 20.04.2022).

Solidarität der Wirtschaft ungebrochen. Bundesregierung. 03.03.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/buerokratieabbau/habeck-zu-russland-sanktionen-2009674 (accessed 20.04.2022).

Ukraine-Krieg: Deutschlands Abhängigkeit vom russischen Diesel. Institut der Deutschen Wirtschaft. 03.03.2022. Available at: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrichten/deutschlands-abhaengigkeit-vom-russischen-diesel.html (accessed 20.03.2022).

Umfrage: Wirtschaftliche Folgen des russischen Krieges gegen die Ukraine. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. Available at: https://www.ost-ausschuss.de/sites/default/files/pm_pdf/2022-03-30%20Auswertung%20Umfrage%20wirtschaftliche%20Folgen_PM.pdf (accessed 20.03.2022).

Verantwortung für die Mitarbeiterinnen und Mitarbeiter. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. 16.03.2022. Available at: https://www.ost-ausschuss.de/de/verantwortung-fuer-die-mitarbeiterinnen-und-mitarbeiter (accessed 20.03.2022).

VTB Bank (Europe) SE: Auswirkungen der fünften Runde von Sanktionen der Europäischen Kommission gegen Russland. Pressemitteilung. 10.04.2022. Available at: https://www.bafin.de/ SharedDocs/Veroeffentlichungen/DE/Pressemitteilung/2022/pm_2022_04_10_VTB_Bank.html (accessed 20.03.2022).

What if? The Economic Effects for Germany of a Stop of Energy Imports from Russia. ECON-tribute Policy Brief No. 28. Available at: https://www.econtribute.de/RePEc/ajk/ajkpbs/ECONtribu te_PB_028_2022.pdf (accessed 20.03.2022).

Wie geeint ist die EU nach 16 Tagen Krieg? WiWO. 11.03.2022. Available at: https://www.wiwo.de/politik/europa/scholz-auf-der-bremse-wie-geeint-ist-die-eu-nach-16-tagen-krieg/28155354.html (accessed 20.03.2022).

Алифирова, Е., Бахтина, О. (2022). О. Шольц: Германия постарается в 2022 г. отказаться от российской нефти и угля. Neftegaz. 28.03.2022. [Alifirova, E., Bakhtina, O. (2022). O. Scholz: Germany will try to refuse Russian oil and gas in 2022. Neftegaz. 28.03.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/finance/731573-o-sholts-germaniya-postaraetsya-v-2022-g-

otkazatsya-ot-rossiyskoy-nefti-i-uglya/ (accessed 20.03.2022).

Антохина, Ж. (2022). Власти Германии рекомендовали отказаться от антивируса Каспер-ского. РБК. 15.03.2022. [Antokhina, Zh. German government recommended to refuse Kaspersky antivirus. RBC. 15.03.2022. (in Russian).] Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/ 15/03/2022/6230849a9a7947ec7c3ab196 (accessed 20.03.2022).

Белов, В.Б. (2022a). Новое правительство ФРГ и германо-российские отношения. Часть 1 // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 67-78. [Belov, V.B. (2022). The New Government of Germany and German-Russian Relations. Part 1. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 25(1): 67-78. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran120226778

Белов, В.Б. (2022b). Отношения Германии и России в тени событий вокруг Украины. РСМД. 24.02.2022. [Belov, V.B. (2022b). Relation of Germany and Russian in the shadow of events around Ukraine. RIAC. 24.02.2022. (in Russian).] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-germanii-i-rossii-v-teni-sobytiy-vokrug-ukrainy/ (accessed 20.03.2022).

Белов, В.Б. (2022c). Реакция Германии на специальную военную операцию РФ на территории Украины // Аналитические записки Института Европы РАН 1(29): 56-62. [Belov, V.B. (2022c). Reaction of Germany to the special military operation of Russia on the territory of Ukraine. Analytical papers of Institute of Europe RAS 1(29): 56-62. (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics1820225662

Выродова, Ю., Лисицына, М. (2022). Германия ввела внешнее управление в бывшей «дочке» «Газпрома». РБК. 04.04.2022. [Vyrodova, Yu., Lisicyna, M. (2022). Germany placed under trusteeship in Gazprom former offshoot. RBC. 04.04.2022. (in Russian).] Available at: https://www. rbc.ru/business/04/04/2022/624afcbc9a7947f78d717507?utm_source=amp_full-link (accessed 20.03.2022).

Заявление Федерального канцлера Федеративной Республики Германия, Депутата Германского Бундестага Олафа Шольца, 27 февраля 2022. Press and Information Office of the Federal Government. 27.02.2022. [Statement by the Federal Chancellor of the Federal Republic of Germany, Member of the German Bundestag Olaf Scholz, February 27, 2022. Press and Information Office of the Federal Government. 27.02.2022. (in Russian).] Available at: https://www.bundesregiemng.de/breg-en/news/заявление-ферального-канцлера-федеративной-республики-германия-депутата-германского-бундестага-олафа-шольца-берлин-27-февраля-2022-2008380 (accessed 15.03.2022).

Котов, А.В. (2022). Актуальные стратегии ведущих немецких компаний на российском рынке после начала спецоперации на Украине // Аналитические записки Института Европы РАН (1). [Kotov, A.V. Current strategies of leading German companies in the Russian market after the start of the special operation in Ukraine. Analytical papers of Institute of Europe RAS (1). (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics11120227781

Председатель Восточного комитета Оливер Гермес о ситуации в Украине и России. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. [Chairman of Eastern council Oliver Hermes about situation in Ukraine and Russia. Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft. (in Russian).] Available at: https://www.ost-ausschuss.de/sites/default/files/pm_pdf/OH%20Statement_02.03.2022_RU_Web site.pdf (accessed 15.03.2022).

Этап специальной военной операции на Украине. Анатомия антироссийской политики в Европе. М.: ИЕ РАН, 2022. [The stage of the special military operation in Ukraine. The anatomy of the anti-russian policy in Europe. Moscow: IE RAS. (in Russian).] DOI: 10.15211/report42022-390

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.