САНКЦИИ В ВТО:
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, СПЕЦИФИКА И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ: ОБЗОР «КРУГЛОГО СТОЛА»*
27 февраля 2014 г. на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся «круглый стол» на тему «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения». По итогам обсуждения подготовлены рекомендации по совершенствованию практики российского членства в ВТО.
На мероприятии присутствовали президент Ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин, представители кафедры международного права МГУ им. М. В. Ломоносова (кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой А. С. Исполинов, кандидат юридических наук, доцент С. В. Глотова, кандидат юридических наук, доцент О. В. Кадышева, кандидат юридических наук, ассистент Д. А. Патрин), представители кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли (доктор юридических наук, профессор В. М. Шумилов, доцент Д. С. Боклан), представители кафедры международного права МГЮА (доктор юридических наук, профессор К. А. Бекяшев, доктор юридических наук, профессор Л. П. Ануфриева, кандидат юридических наук, доцент Я. С. Кожеуров, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой торгового права и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Дипломатической академии МИД РФ А. С. Смбатян), представители кафедры международного и европейского права К(П)ФУ (кандидат юридических наук, доцент Н. Е. Тюрина, кандидат юридических наук, доцент М. В. Кеш-нер). В работе «круглого стола» приняли участие сотрудники Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития РФ, Евразийской экономической комиссии.
* Обзор подготовлен Алексеем Станиславовичем Исполиновым, кандидатом юридических наук, доцентом, заведующим кафедрой международного права Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва). E-mail: [email protected].
50
Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения.
Заседание «круглого стола» открыл А. С. Исполинов, который выступил с докладом на тему «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения» и обозначил наиболее интересные вопросы для обсуждения, а именно: какие цели ставят перед собой государства, прибегая к санкциям в рамках ВТО, и готова ли РФ, став членом ВТО, использовать этот механизм санкций.
А. С. Исполинов обратился к истории. Санкции применялись и до создания ВТО, в период действия Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. Несовершенство положений ГАТТ привело к необходимости реформирования системы санкций, на первый план были выдвинуты проблемы их правомерности и соразмерности, которые постарались решить разработчики Договоренности о правилах и процедурах рассмотрения споров (ДРС). При этом из предложенного и в итоге согласованного механизма санкций в рамках ВТО были исключены применение коллективных санкций, возможность возмещения какого-либо вреда, причиненного в результате оспоренной меры государства-нарушителя, а также ретроспективный характер санкций.
Докладчик подчеркнул, что в ДРС применение ответных мер к государству-нарушителю рассматривается как крайняя мера и допустимо только при соблюдении определенных условий государством-заявителем и лишь с предварительного разрешения Органа по разрешению споров (ОРС). Эти меры должны носить временный характер и быть эквивалентными нарушению. Эквивалентность определяется не односторонне, самим государством, а ОРС с помощью специально создаваемого арбитража.
В докладе была приведена статистика применения санкций, доказывающая высокий процент исполнения решений ОРС (в 10 делах были запрошены санкции, в 4 — реально применены), а также названы примеры применения санкций в практике США, ЕС, Бразилии, Эквадора, Антигуа и Барбуды и др.
Анализ подобной практики позволил докладчику выявить некоторые закономерности. Например, США при применении санкций в отношении ЕС в виде 100 % пошлин на товары из ЕС учитывали следующие факторы: влиятельность отдельных экспортеров; выбор стран ЕС, активно выступавших за принятие меры, оспоренной затем США; оценку возможного вреда американскому потребителю; публичность обсуждений; мнение американских производителей и потребителей. Европейский союз использовал санкции иначе — в виде постепенного повышения импортных пошлин. Для ЕС санкции — это способ принудить государство-нарушителя к исполнению решения ОРС. Применение санкций в Бразилии отличается их конфиденциальностью, неожиданностью и тем, что может распространяться на объекты интеллектуальной собственности.
A. С. Исполинов также подробно проанализировал эквивалентность применения санкций и методов ее расчета с учетом сложившейся практики.
Особое место в докладе было уделено вопросу готовности Российской Федерации к применению санкций. Система санкций в ВТО дает России большие преимущества в силу емкого внутреннего рынка с большим объемом импорта. Однако участие РФ в Таможенном союзе не позволяет ей вводить повышенные импортные пошлины в одностороннем порядке. Докладчик предложил применять санкции, основанные на ТРИПС, а также урегулировать порядок применения санкций со стороны РФ самостоятельным нормативным актом. Отражение данного аспекта в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе может стать сигналом для основных торговых партнеров о готовности ЕврАзЭС отстаивать свои интересы. В противном случае заявления о готовности использовать средства ВТО для защиты российских компаний могут оказаться декларативными.
Далее участники круглого стола высказали свои мнения.
B. М. Шумилов отметил, что термин «санкции» не очень удачен и в пакете соглашений ВТО не употребляется. Более правильным будет использование термина
«контрмеры». Исследователь не согласился с предложением о включении в Договор о Евразийском экономическом союзе нормы о применении санкций.
Н. Е. Тюрина затронула вопрос возникновения термина «санкции» и также указала, что в документах ВТО он отсутствует, хотя используется и в литературе по ВТО, и в практике ОРС. У юристов-международников термин «санкции» ассоциируется с решениями СБ ООН, коллективными мерами и др. Н. Е. Тюрина сравнила действующие в общем международном праве формы ответственности и меры, применяемые в ВТО, отметив, что согласно ст. 22 ДРС контрмеры применяет потерпевшее государство против нарушителя после его отказа выполнять обязательства и с разрешения ОРС. Она также критически прокомментировала высказанные в науке предложения о реформировании системы ответственности в ВТО, в частности предложения о придании санкциям коллективного характера, об отказе от компенсации и введении денежного штрафа, лишении права голоса и др.
А. Я. Капустин отметил, что для санкций и контрмер есть родовой термин — «принуждение». В современном международном праве применение санкций по отношению к членам международной организации входит в компетенцию самой организации: она прибегает к ним, если считает, что нарушаются положения устава, иные положения. Контрмеры предполагают одностороннее применение, а санкции — коллективный аспект. С точки зрения общего международного права в Соглашении об учреждении ВТО предусмотрен механизм приостановления и прекращения членства в ВТО, но это не имеет отношения к санкциям. С точки зрения разрешения споров это скорее контрмера, применяемая для обеспечения решения ОРС.
М. В. Кешнер прокомментировала предложение А. С. Исполинова о разработке специального нормативного правового акта. Вопрос о торговых санкциях в РФ регулируется ст. 40 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом «О специальных экономических мерах», которые противоречат друг другу. Исследователь предложила либо устранить противоречие, либо принять новый нормативный акт, так как в действующих законах механизма применения санкций нет.
Л. П. Ануфриева отметила, что в рамках работы «круглого стола» озвучены вопросы соотношения норм об ответственности в праве ВТО и в общем международном праве. Право ВТО в целом, а значит, и его нормы — пример замкнутого (специального) режима и при отсутствии необходимых положений в рамках данного правопорядка можно обращаться к общим нормам международного права. В общем праве для принуждения к надлежащему исполнению используются репарации, в торговом праве этого нет. Западные ученые предлагают ввести в право ВТО возможность обращения к репарациям. Однако это нарушило бы принцип добровольности права ВТО, предполагающий не только возмещение вреда, но и обеспечение баланса интересов и его сохранение.
В ответ на прозвучавшие мнения А. С. Исполинов отметил, что в современном экономическом праве термин «санкции» является устоявшимся и всем понятным и используется даже на сайте самой ВТО.
Таким образом, выступающие пришли к единому мнению, что РФ не готова к применению должным образом санкций в рамках ВТО.
Участники «круглого стола» подчеркнули важность проведенного мероприятия, ибо затронутые проблемы злободневны и вызывают большое количество вопросов как у теоретиков, так и у практиков.
52
Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения..