Научная статья на тему '«САНКЦИИ 2022»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАКЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

«САНКЦИИ 2022»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАКЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3360
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«САНКЦИИ 2022» / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЯДОВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капогузов Евгений Алексеевич, Чупин Роман Игоревич

В статье рассматриваются последствия введенных в феврале-марте 2022 г. санкций со стороны ряда зарубежных стран для «рядового потребителя». Обсуждаются отличия влияния санкций по сравнению с ранее введенными в 2014 г. санкциями и контрсанкциями на рядовых потребителей, уточняется значение данного термина. Целью исследования является анализ последствий коллективных санкций для российского «рядового потребителя» и обсуждение первых шагов по смягчению последствий санкций. «Санкции 2022» анализируются за период с 22 февраля по 10 марта, отмечается их беспрецедентный характер, среднесрочные и долгосрочные последствия. Осуществляются оценки импортозависимости российских авиакомпаний и выявляются упущенные возможности за период 2014-2022 гг. по импортозамещению в авиационной промышленности. Характеризуется ситуация с точки зрения макроэкономического фона и изменения бюджетных возможностей поддержки социально уязвимых слоев населения. Также анализируются последствия с точки зрения экономической безопасности, рынка труда, влияния роста цен на продукты питания, первой необходимости на благосостояние. Делается заключение по первым правительственным мерам по смягчению последствий санкций и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Капогузов Евгений Алексеевич, Чупин Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«SANCTIONS 2022»: THE IMPOSSIBILITY AND BAN ON REGULATION BY THE RUSSIAN STATE IN A BLOW

The paper discusses the consequences of the sanctions and restrictions imposed in FebruaryMarch 2022 by a number of foreign countries for the “ordinary consumer”. Differences in the impact of sanctions compared to the previously introduced in 2014 sanctions and counter-sanctions on ordinary consumers are discussed, the meaning of this term is clarified. The aim of the article is to analyze the consequences of collective sanctions for the Russian “ordinary consumer” and discuss the first steps to mitigate the effects of sanctions. “Sanctions 2022” is analyzed for the period from February 22 to March 10, their unprecedented nature, medium and long-term consequences are noted. Estimations of the import dependence of Russian airlines are given and missed opportunities for the period 2014-2022 for import substitution in the aviation industry are identified. The situation is characterized in terms of the macroeconomic background and changes in budgetary opportunities to support socially vulnerable segments of the population, the consequences in terms of economic security, the labor market, and the impact of rising prices for essential food products on welfare. The first government efforts to mitigate the effects of sanctions and restrictions are analyzed and recommendations are discussed on possible areas of support for the “ordinary consumer”.

Текст научной работы на тему ««САНКЦИИ 2022»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАКЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

www.hjournal.ru

Journal of Economic Regulation, 2022, 13(1): 67-74 DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.1.067-074

«САНКЦИИ 2022»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАКЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

КАПОГУЗОВ ЕВГЕНИИ АЛЕКСЕЕВИЧ,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

Омск, Россия, e-mail: egenk@mail.ru;

ЧУПИН РОМАН ИГОРЕВИЧ,

ИЭОПП СО РАН, Новосибирск, Россия, ™ e-mail: roman-chupin@ya.ru

Цитирование: Капогузов Е.А., Чупин Р.И. (2022). «Санкции 2022»: возможности и ограничения о реакционного регулирования со стороны российского государства. Journal of Economic Regulation ^ (Вопросырегулирования экономики) 13(1): 67-74 DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.1.067-074 """

В статье рассматриваются последствия введенных в феврале-марте 2022 г. санкций со стороны ряда зарубежных стран для «рядового потребителя». Обсуждаются отличия влияния санкций по сравнению с ранее введенными в 2014 г. санкциями и контрсанкциями на рядовых потребителей, уточняется значение данного термина. Целью исследования является анализ последствий коллективных санкций для российского «рядового потребителя» и обсуждение первых шагов по смягчению последствий санкций. «Санкции 2022» анализируются за период с 22 февраля по 10 марта, отмечается их беспрецедентный характер, среднесрочные и долгосрочные последствия. Осуществляются оценки импортозависимости российских авиакомпаний и выявляются упущенные возможности за период 2014-2022 гг. по импортозамещению в авиационной промышленности. Характеризуется ситуация с точки зрения макроэкономического фона и изменения бюджетных возможностей поддержки социально уязвимых слоев населения. Также анализируются последствия с точки зрения экономической безопасности, рынка труда, влияния роста цен на продукты питания, первой необходимости на благосостояние. Делается заключение по первым правительственным мерам по смягчению последствий санкций и ограничений.

Ключевые слова: «Санкции 2022»; экономические санкции; импортозамещение; рядовой потребитель; авиационная промышленность; экономическая безопасность

Благодарность: Исследование выполнено в рамках государственного задания Омского научного центра СО РАН (номер госрегистрации проекта 121022000112-2).

£

§ т

X

пз со

О <

Ф

15 о О

С

О

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

ее

© Капогузов Е.А., Чупин Р.И., 2022 о

«SANCTIONS 2022»: THE IMPOSSIBILITY AND BAN ON REGULATION BY THE RUSSIAN STATE IN A BLOW

EVGENY A. KAPOGUZOV,

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: egenk@mail.ru;

ROMAN I. CHUPIN,

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia, e-mail: roman-chupin@ya.ru

Citation: Kapoguzov E.A., Chupin R.I. (2022). «Sanctions 2022»: The impossibility and ban on regulation by the Russian state in a blow. Journal of Economic Regulation 13(1): 67-74 DOI: 10.17835/2078™ 5429.2022.13.1.067-074

о см

■h The paper discusses the consequences of the sanctions and restrictions imposed in February-

z: March 2022 by a number offoreign countries for the "ordinary consumer". Differences in the impact of ^ sanctions compared to the previously introduced in 2014 sanctions and counter-sanctions on ordinary 5 consumers are discussed, the meaning of this term is clarified. The aim of the article is to analyze the consequences of collective sanctions for the Russian "ordinary consumer" and discuss the first steps % to mitigate the effects of sanctions. "Sanctions 2022" is analyzed for the period from February 22 to March 10, their unprecedented nature, medium and long-term consequences are noted. Estimations of s the import dependence of Russian airlines are given and missed opportunities for the period 2014-2022 о for import substitution in the aviation industry are identified. The situation is characterized in terms of § the macroeconomic background and changes in budgetary opportunities to support socially vulnerable segments of the population, the consequences in terms of economic security, the labor market, and the ^ impact of rising prices for essential food products on welfare. The first government efforts to mitigate о the effects of sanctions and restrictions are analyzed and recommendations are discussed on possible s areas of support for the "ordinary consumer".

Keywords: "Sanctions 2022"; economic sanctions; import substitution; ordinary consumer; ^ aviation industry; economic security

g Acknowledgment: This work was carried out within the governmental order for Omsk Scientific

с Center SB RAS (project registration number 121022000112-2). m

z JEL: D18, E64, F51

О

fef

Выход в отсутствие голоса: описание «новой реальности» через стратегии Хиршмана

^ По состоянию на 7 марта 2022 г., по данным сервиса слежения за санкциями

castellum.ai, Россия стала страной с максимальным числом санкций (2754 санкции

§ было введено до 22 февраля - даты признания ЛНР и ДНР и 2778 в период с 22

8 февраля 2022 г. по 7 марта 2022 г.), существенно опередив Иран, Сирию и КНДР1. ■ 11

Хотя количественная оценка мер не является определяющей, так как значительная часть «Санкций 2022» (2427) была введена против физических лиц, преимущественно политиков и руководителей государственных структур и членов их семей. Вместе с

1 См.: Russia Sanctions Dashboard // Castellum.AI. https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 08.03.2022).

тем бремя «Санкций 2022» для рядового потребителя не идет ни в какое сравнение с ситуацией 2014—2015 гг. (Нуреев и Бусыгин, 2017).

Согласно Р. Нурееву и П. Петракову, «рядовой потребитель» рассматривается с точки зрения экономических последствий изменения ситуации вследствие вводимых в 2014 г. санкций и последующих в августе того же года российских контрсанкций (Нуреев, Петраков, 2015: 41). Несмотря на то что данный термин имеет правовое (Абдуллин, 2021) и технологическое (Корышкин, 2017) измерение, в исследовании 2015 г. оценивалось преимущественно бремя экономических санкций против России для рядового потребителя с точки зрения изменения цен на продовольственные и непроизводственные товары и влияния изменения стоимости кредитных ресурсов, вызванное, в частности, изменением ставки рефинансирования ЦБ РФ. Как отмечалось авторами: «подорожание кредитов ударило по потребителям как минимум с трех сторон: 1. Банкротства предприятий и увеличившаяся кредитная нагрузка привели к росту безработицы. 2. Произошло удорожание потребительских, ипотечных, автокредитов и т.д. 3. Ослабление рубля привело к резкому подорожанию валюты и, следовательно, импортных товаров» (Нуреев, Петраков, 2015: 44). Направления воздействия санкций касались не только названных мер, но и влияния ограничений на экономический рост, авторынок, малый бизнес, рынок недвижимости.

В контексте вышесказанного санкции 2022 г., согласно Нурееву и Петракову, gj описываются пророческим пессимистическим прогнозом: «произойдет углубление экономической изоляции России от мирового сообщества. Санкции могут включить приостановку работы системы Visa и MasterCard в России, отключение российских банков от системы SWIFT и т.д. Россия будет вынуждена начать работы по созданию альтернативной системы международных расчетов. И хотя работы в этом направлении уже ведутся, трудно ожидать в ближайшее время ощутимых результатов. В этих условиях Россия будет искать союзников в лице стран БРИКС, и прежде всего Китая» (Нуреев, Петраков, 2015: 53).

В данном контексте исследовательской задачей является анализ последствий принятых ограничений для российских граждан, которые традиционно не относились к объектам воздействия в рамках «умных санкций» (Cortright and Lopez, 2017) и которые m могут повлиять на политику через стратегию «голос» (Hirschman, 1970). Прошлые «Санкции 2014» оказались не столь умными (Ashford, 2016) и чувствительными для большинства граждан и часто были объектами насмешек со стороны российских политиков. Однако новая волна санкций уже успела подтолкнуть часть российских элит и среднего класса на «голосование ногами» (стратегия «Выход» по Хиршману). ^

Столь существенная смена стратегии обусловлена беспрецедентным характером

о

Ci

15 о

санкций, которые носят как официальный, так и инициативный характер. Под о.

а

последним понимается решение многих транснациональных корпораций «уити» или о

приостановить свою деятельность на российском рынке. Тезис о том, что солидированные ^

действия транснациональных корпораций стали реакцией на последствия военной о

операции на Украине, будет недостаточно полным без объяснения причин подобного ^

поведения. Дело в том, что с начала XXI в. западные страны столкнулись с проблемой ^

низкой эффективности экономических санкций (DuBard, 2021). Неудачный опыт Ирана, се

Сирии, Венесуэлы, Белоруссии и России продемонстрировал возможности снижения —

последствий отдельных экономических ограничений через третьи страны (в частности о

Китай). Кроме того, изоляционистский характер ограничительных мер еще ни разу о

не способствовал смене авторитарных режимов «внутри» этих стран, а лишь усиливал ш

проблемы с правами человека и свободой слова. о

В случае с 2014 г., когда санкции носили только официальный характер и выражались < в противодействии государств, многие компании пытались высказать свое отношение к

сложившейся ситуации (Fumagalli and Rymarenko, 2022). Однако данный факт скорее °

репрезентировал не давление на россииские власти, а протест против введенных

контрсанкций (в том числе, продовольственного эмбарго). Текущая же ситуация

демонстрирует совершено иной масштаб и характер поведения зарубежных компаний,

которые тотально уходят с российского рынка. Так, согласно данным британского

Национального института экономики и социальных исследований, многие компании

планировали покинуть рынок в случае эскалации конфликта (Liadze et al., 2022), тогда как

официальные санкции были призваны подтолкнуть бизнес к подобному роду действий.

При этом, несмотря на распространенное в российской науке мнение о политической

подоплеке (Сильвестров и Смирнов, 2015), побуждение бизнеса носит исключительно

экономический характер. С одной стороны, ограничения на экспорт товаров «двойного»

назначения в Россию практически полностью остановили внешнеэкономические

операции со странами ЕС и коснулись всех компаний без исключения. С другой —

отключение России от SWIFT, а также ограничения на конвертацию валюты и ее

перевод за рубеж привели к заморозке финансовых потоков. По первичным оценкам

последствий разрыва цепочек поставок и денежного обращения российская экономика

потеряет свыше 10% ВВП в 2022 г. Одновременно с этим прогнозируется усиление

давления как на политическую, так и на экономическую свободу (Oxford Analytica, 2022).

Таким образом, зарубежные компании не могут рассчитывать на гарантии безопасности

см от национализации имущества, штрафов и уголовной ответственности.

см Бесспорно, что в случае продолжения стратегии «выхода» иностранного бизнеса

^ издержки России, являющейся импортозависимой страной (Симачев, Кузык и Зудин,

2 2015), могут преодолеть планку в 10% ВВП и вернуть экономику в технологическом и о

■н институциональном аспектах на 30 и более лет назад. В связи с этим актуализируется о необходимость снижения последствий данных инициативных санкций для «рядового потребителя», который с 2014 г. уже перенес снижение своих реальных доходов и * пандемию COVID-19.

I Краткий обзор последствий для «рядового потребителя»

g Специфика текущего момента во многом определяется дальнейшими вводимыми

m ограничениями, связанными с потенциальным эмбарго на продукцию российского S экспорта. Главная угроза — снижение бюджетных возможностей в условиях неопределенности доходов от нефтяного экспорта. Применительно к «рядовому потребителю» процессы экспорта и импорта связаны с возможностями бюджета субсидировать ряд социально значимых товаров и оказывать социальную поддержку ££ уязвимым слоям населения. Стоит отметить, что в параметрах российского бюджета на 2022 г. базовая цена Urals на 2022 г. установлена на уровне 44,2 долл. США/барр. В зависимости от того, находится ли фактическая цена Urals выше или ниже базовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

о цены, Минфин РФ в соответствии с бюджетным правилом покупает или продает валюту.

" В январе 2022 г. профицит текущего счета платежного баланса Российской Федерации

о достиг исторического максимума и составил 19,0 млрд долл. США, укрепившись более ь

<5 чем в два раза по отношению к январю прошлого года.

Ежедневно на мировой рынок поступало 4—5 млн тонн баррелей российской нефти

ее Urals, которую в краткосрочном периоде невозможно заменить альтернативными

— вариантами, в частности поставками из Венесуэлы, Ливии и Ирана. При этом в

о связи с вводимыми ограничениями на транспортировку дисконт по российской нефти

о нарастает. Так, 4 марта 2022 г. Bloomberg сообщил, что Shell купила партию нефти

ш Urals с рекордным дисконтом в 28,5 долл. США/барр. к Brent, при этом компания

о вынуждена была объясняться с возмущенной общественностью за подобную сделку, в

< частности было заявлено, что компания продолжит выбирать альтернативы российской

QC нефти везде, где это возможно. При этом еще 3 февраля дисконт на российскую Urals

о по отношению к североморскому датированному сорту (это индекс, рассчитываемый

агентством Argus на основе цен пяти сортов нефти, добываемых в Северном море: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll) в регионе Средиземноморья составил 0,4 долл. США/ барр., на северо-западе Европы - 3,13 долл. США/барр.

В итоге уже вечером 8 марта 2022 г. было объявлено о введении со стороны США эмбарго на импорт российской нефти, газа, энергии и нефтепродуктов. В качестве ответной меры вышел Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности», в котором предусматривается запрет на ввоз и вывоз на территорию и с территории РФ сырья и продукции, исходя из перечня, определяемого правительством. Только на фоне ожидания этих мер взлетели цены на сырьевые товары, такие как алюминий, никель, олово, титан и др., а цена на нефть и газ приблизилась к историческим максимумам или даже превысила их.

Нельзя не отметить и то, что произошел резкий рост цен на отечественные и импортные легковые автомобили. По сути своей покупки в конце февраля - начале марта носят панический характер, покупателей не останавливают растущие ценники на автомобили, в частности, тех компаний, которые уже объявили о своем уходе из России (Scoda, Volkswagen и др.). Ситуация касается не только импортных автомобилей, но и продукции Lada. В среднесрочном периоде ситуация запрета на импорт повлияет g как на производство импортозависимых автомобилей, производимых в России, так и на занятость в соответствующих регионах России (в частности Самарской, Тверской, Ленинградской и Калининградской областях).

В сфере ритейла на фоне ажиотажного спроса на ряд товаров первой необходимости ритейлеры (в частности «Ашан», «Магнит» и «О'Кей») по согласованию с властями ввели собственное регулирование цен на ряд социально значимых товаров, ограничив торговую наценку 5%. Речь идет о продуктах четырех категорий: молочная продукция, хлебобулочные изделия, сахар и овощи из «борщевого набора». В состав последнего входят свекла, морковь, капуста, картофель, лук; среди молочной продукции, по информации «Коммерсанта», речь идет о молоке, кефире, твороге, сливочном масле. Также ситуация касается сахара, хлеба и булочных изделий недлительного хранения.

В целом ситуация с ценами на продовольствие амбивалентна. С одной стороны, Россия за последние годы достигла существенной продовольственной независимости. Однако все равно сохраняется зависимость от импорта, и не только в части продукции, которая не производится за пределами РФ, но и часть производимой зависит от импорта сельскохозяйственного сырья (добавки, семенной и племенной фонд), а также ££

Отдельно разберем ситуацию c сахаром, биржевые цены на который в середине

о

сельхозтехники. £

о

февраля составляли 18 рублей за килограмм. По состоянию на 5 марта 2022 г. составили о

уже 67 рублей за килограмм, по данным ассоциации Руспродсоюз, хотя за неделю до ^

этого цена составляла 49 рублей за килограмм. Более точные данные показывают, что на о

24 февраля стоимость сахара составляла в розничной торговле 50 рублей за килограмм, <5 тогда как 3 марта - 67,4 рубля2. Однако,

согласно расчетам Института конъюнктуры ^

аграрного рынка, объем потребления сахара в РФ составляет 5,7 млн тонн в год, тогда се

как объем выпуска — 5,55 млн тонн в год3. —

Для российских потребителей ситуация инфляционной спирали раскручивается о

вследствие девальвационного фактора. Помимо ограничений по импорту, как на о

биржевую покупку валюты (когда ЦБ ввел предписание брокерам ввести сначала 30-, а ш

11

затем 12-процентную комиссию по продаже валюты на бирже), возникают существенные о __<

2 См.: Аналитика цен на сахар / sugar.ru. https://sugar.ru/regpricesgraph (дата обращения: 05.03.2022)

3 См.: Сахар уходит в запас / Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/5240955?utm_source=news.mail.ru&utm_ medшm=bottomЫock&utm_campaign=onHne (дата обращения: 05.03.2022)

О

сложности с реализацией импортных закупок. Отмечается фактическая заморозка со счета капитальных операций, связанная с запретом нерезидентам продажи российских ценных бумаг и выплаты купонов по облигациям.

Что касается ситуации на рынке труда, то тут действуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, ряд иностранных компаний, ведущих бизнес в России, уже объявил о закрытии производств и офисов и либо переводе сотрудников в отпуска, либо увольнении. Это касается как производств, так и сферы торговли (наиболее резонансной была ситуация с компанией IKEA). Так, 7 марта 2022 г. представители «Большой четверки» KPMG (в которой работают около 4 тысяч сотрудников) и PWC (с числом сотрудников около 3,7 тысячи) объявили о выводе российских и белорусских подразделений из своего состава. Среди российских клиентов PWC Сбербанк, Газпром и ЦБ России.

Закрытие многих торговых иностранных компаний происходит в течение марта ежедневно. Только в компании OBI, имеющей гипермаркеты в 27 российских городах, где работают около 4900 сотрудников, объявили о закрытии в России. В целом вследствие ухода иностранных компаний с российского рынка потери для российского рынка труда оцениваются от 200 тысяч до 1 млн рабочих мест.

Считается, что «Санкции 2022» коснутся в первую очередь сферы торговли, хотя и с

см

см некоторым лагом, после продажи имеющихся запасов импортных товаров и проявления см сбоев в цепочках поставок. Первые массовые сокращения следует ожидать уже в ^ апреле 2022 г., хотя есть и некоторая инерция. По сообщению портала Superjob.ru, индекс активности работодателей в первую неделю марта оставался на уровне 2021 г. ■н Во многих отраслях (в первую очередь — в ответственных за импортозамещение) спрос

0 будет оставаться на высоком уровне.

Применительно к утере человеческого капитала особо отметим потерю научных и ® культурных связей. Уже в начале марта ряд российских ученых получили уведомления ^ по уже прошедшим рецензирование статьям в журналах, включенным в международные

1 базы цитирования (Web of Science, Scopus). Кроме того, в некоторые российские g журналы, входящие в Scopus (в частности журнал Terra Economicus), зарубежные m члены редколлегии представили заявления об отзыве из числа членов редколлегий. i На этом фоне вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что правительство намерено го отказаться от требования по наличию публикаций в зарубежных научных изданиях о. при выполнении федеральных проектов и программ, а также государственных заданий. ^ Такие предложения уже обсуждались на страницах журнала ЭКО (Крюков и Тесля, ££ 2022), и о пагубности «работы на показатель» в сфере образования и науки многократно

писалось в целом ряде публикаций (Курбатова, Левин, Саблин, 2021; Вольчик и Маслюкова, 2019). Отказ от научно-образовательного сотрудничества с Норвегией также

о о с^

о существенно повлияет на «арктические проекты» в гуманитарной сфере.

о «Регулировать нельзя освободить»

Возможности связаны с уроком для российского общества с точки зрения важности развития реальной политической конкуренции, системы сдержек и противовесов а: при принятии политических решений, а также роли гражданского общества. — Наверняка сегодняшняя ситуация потребует перехода на жесткие варианты реального о импортозамещения (особенно в критически значимых отраслях).

о Нельзя сказать, что правительство и Центральный банк не осуществляют действий,

ш направленных на поддержку населения. Вводится административное регулирование о как на валютном рынке, так и на фондовом, в основном за счет запрета на движение < капитала иностранцев, а также обеспечение предложения валюты за счет уже отмечаемых мер. Косвенным образом на благосостояние части людей, пытавшихся о сохранить сбережения путем инвестирования на фондовом рынке (а число открытых

Russian).]

Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. (2021). Импорт инструментов научной политики

счетов на Московской бирже составляет 17 млн), должна повлиять мера по поддержке рынка акций через ФНБ и ВЭБ на сумму в 1 трлн рублей. Фактически, по данным РБК, в свободном обращении на рынке активов на сумму около 12 трлн рублей, из них примерно половина в собственности нерезидентов. Также принят пакет из шести «антикризисных» проектов, разработанных для стабилизации экономической ситуации в условиях санкций. Среди мер выделяются мораторий на проверки бизнеса, новая амнистия капиталов, наделение правительства РФ полномочиями по введению мер поддержки (например отсрочки уплаты налогов), направление накоплений Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку гособлигаций. Вслед за этим отмечается новый пакет мер от Государственной думы, а также традиционная социальная поддержка в форме дополнительных пособий для семей с детьми от 8 до 16 лет, внеочередной индексации пенсий и социальных пособий.

Несмотря на вышесказанное, данные меры вряд ли смогут остановить негативные последствия от инициативных санкций. Складывается предположение, что большая часть принимаемого пакета в большей степени была «заготовлена» в качестве ответа на официальные санкции. Однако реальный объем ограничений вызвал более катастрофические последствия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES g

см

Абдуллин А.Р. (2021). Рассмотрение судами споров, касающихся нарушения права на ,н товарный знак с позиции рядовых потребителей. Евразийский юридический журнал о (11): 182—184. [Abdullin A.R. (2021). Consideration by the courts of disputes relating to trademark infringement from the position of ordinary consumers. Eurasian Law Journal ^ (11): 182-184 (in Russian).] £

Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. (2019). Реформы, неявное знание и институциональные ф ловушки в сфере образования и науки. Terra Economicus 17(2): 146-162. [Volchik V.V., Maslyukova E.V. (2019). Reforms, tacit knowledge and institutional pitfalls in ^ education and science. Terra Economicus 17(2): 146-162 (in Russian).] о

Корышкин И.М. (2017). Исследование технических решений комплектов альтернативных источников энергии для рядовых потребителей // В сборнике: Научный форум: Инновационная наука. Сборник статей по материалам IV Международной заочной научно-практической конференции, 112-115. [Koryshkin I.M. (2017). Study of technical solutions for sets of alternative energy sources for ordinary consumers. In the collection: Scientific forum: Innovative science. Collection of articles based on materials ^

CD

of the IV International Correspondence Scientific and Practical Conference, 112-115 (in ^

_o о о

d О

в современной России. Journal of Institutional Studies 13(3): 37-52. [Kurbatova M.V.,

Levin S.N., Sablin K.S. (2021). Import of scientific policy instruments in modern Russia. g

Journal of Institutional Studies 13(3): 37-52 (in Russian).] ¡= Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. (2017). Экономические санкции: издержки и выгоды конфронтации. Terra Economicus 15(3): 56-74 [Nureev R.M., Busygin E.G. (2017). Economic sanctions: costs and benefits of confrontation. Terra Economicus 15(3): 56-74

(in Russian).] 2

Нуреев Р.М., Петраков П.К. (2015). Рядовой потребитель: бремя экономических санкций z

против России. Journal of Economic Regulation 6(3): 40-60. [Nureev R.M., Petrakov 8

P.K. (2015). Ordinary consumer: the burden of economic sanctions against Russia. ll

Journal of Economic Regulation 6(3): 40-60 (in Russian).] _i

Сильвестров С.Н., Смирнов Ф.А. (2015). К вопросу о принципах санкционной войны z

Запада против России. Экономические стратегии 17(3): 36-45. [Silvestrov S.N., g

§

X

пз ш

о <

О ш ее о

Smirnov F.A. (2015). To the question of the principles of the sanctions war of the West against Russia. Economic strategies 17(3): 36-45 (in Russian).]

Симачев Ю., Кузык М., Зудин Н. (2016). Импортозависимость и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса. Форсайт 10(4): 2545. [Simachev Y., Kuzyk M., Zudin N. (2016). Import dependence and import substitution in the Russian manufacturing industry: a business perspective. Foresight 10(4): 25-45 (in Russian).]

Ashford E.J. (2016). Not—So—Smart Sanctions: The Failure of Western Restrictions against Russia. Foreign Affairs (1): 114-123.

Chaziza M. (2020). The impact of US sanctions on Iran's engagement and integration in the Belt and Road Initiative. Digest of Middle East Studies 29(2): 167-182.

Cortright D., Lopez G.A. (2017). Smart Sanctions: Targeting Economic Statecraft. Rowman & Littlefield.

DuBard A. (2021). Why Sanctions Don't Work. Marcellus Policy Analysis.

Fumagalli M., Rymarenko M. (2022). Krym. Rossiya... Navsegda? Critical Junctures, Critical Antecedents, and the Paths Not Taken in the Making of Crimea's Annexation. Nationalities Papers: 1-21.

Hirschman A.O. (1970). Exit, voice, and loyalty: Responses to decline in firms, organizations,

Я and states. Harvard University press 25.

см Liadze I., Macchiarelli C., Mortimer-Lee P., Juanino P.S. (2022). The Economic Costs of the

^ Russia-Ukraine Conflict. National Institute ofEconomic and Social Research.

Oxford Analytica (2022). Russia incurs heavy economic cost for invading Ukraine. Emerald

о

■н Expert Briefings (oxan-db).

о

X

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD ш

о <

CD 15

О О

С

О

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

ее

3

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.