Научная статья на тему 'Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России'

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1763
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение потребителя / экономический кризис / экономические санкции / Россия / потребительская корзина / парадокс Гиффена / consumer behavior / economic crisis / economic sanctions / Russia / the paradox of Giffen / consumer basket

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуреев Рустем Махмутович, Петраков Павел Константинович

Основная направленность статьи – попытка дать оценку тому, насколько сильно санкции в совокупности с падением цен на нефть ударили по обычным российским потребителям. В данной статье приводится обзор введенных Евросоюзом, США и другими странами санкций (запрет крупным организациям России привлекать иностранный капитал Евросоюза и США).Бремя экономических санкций против России для рядового потребителя показывается на изменении цен на продовольственные и непроизводственные товары. Рассматриваются результаты импортозамещения – балансы товарных потребительских товаров в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. Динамика спроса на электронные товары в статье рассматривается на примере влияния изменения цен популярными в России фирмами (Apple, Sony и т.д.) на объем продаж. Рост цен на электронные товары компании Apple привел к парадоксу Гиффена в конце 2014 г., чем выше цена – тем больше объем продаж. Это связано с тем, что российские потребителя боялись еще большего подорожания товара и опасались потерять товар, который стал для многих из них предметом первой необходимости. Анализируется авторынок России. Автокредитование в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. сократилось в 4 раза, объем продаж упал в 2 раза, импорт автомобилей из заграницы упал почти в 2 раза. Экономический кризис сильно ударил по туризму. Стоимость поездки за границу выросла на 50% и более. Изменились основные потоки – сильно увеличился внутренний туризм вообще и на юге России в особенности. Особенно сильно пострадал малый бизнес. Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юр. лиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юр. лиц, а закрылось 483,6 тыс. Это означает, что если в 2013 г. открывалось на 70 тыс. юр. лиц больше, то в 2014 г. почти на 70 тыс. юр. лиц закрывалось больше, чем открывалось. Цифры свидетельствуют о том, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. В статье анализируются изменения общих макроэкономических показателей в России за 2014-2015 г., иллюстрируется сдвигами в модели AD-AS. В статье рассматриваются два прогноза ближайшего развития событий с точки зрения рядового потребителя: оптимистичный (смягчение объема и интенсивности санкций) и пессимистичный (усиление санкций, включающее остановку работы систем Visa и MasterCard в РФ, отключение российской банковской системы от SWIFT и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORDINARY CONSUMER: THE BURDEN OF ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA

The main thrust of the paper an attempt to assess how much the sanctions combined with the drop in oil prices hit the consumers. This paper provides an overview of the sanctions imposed by European Union, the United States and other countries (ban largest organizations in Russia to attract foreign capital of the European Union and the United States). The burden of economic sanctions against Russia for the average consumer is shown on the change in prices for food products, electronic products, analyzed Russian car market, the dynamics of small and medium-sized businesses in Russia. The results of import substitution the balances of trade of consumer goods in Q1 2015 compared to Q1 2014. Dynamics of demand for electronic goods in the paper discusses the example of the effect of price changes in the popular Russian companies (Apple, Sony, etc.) to sales. Rising prices for electronic goods has led Apple to a Giffen’s paradox in late 2014, the higher the price the more sales. Despite the rapid rise in prices for the company's products (price of products apple Nov. 25 rose by 25% on December 22 for another 35%), sales growth was 80%. This is due to the fact that Russian consumers feared further rise in price of goods and the goods were afraid to lose, which has become for many of them a necessity. Car loans in Q1 2015 compared to Q1 2014 decreased by 4 times, car sales fell by 2 times, import cars from abroad fell almost 2-fold. Especially hard hit small businesses. If in 2013 in Russia was opened 490.7 thous. legal entities, and closed 419 thousand. Then for 11 months in 2014 opened 417.5 ths. legal entities and closed down 483.6 thousand. This means that if in 2013 opening of 70 thousand legal persons more, in 2014 almost 70 thousand legal persons shut more than open. Statistics show that the number of people wishing to sell his business in 2014 increased significantly. In Moscow, for example, in 2014, it was filed with the 14.5 times the advertisement for the sale of business than in 2013, in the Moscow region 11.7 times, in St. Petersburg 15.8 times, in Krasnodar Territory 11.1 times (according to www.rbc.ru). The economic crisis has hit the tourism. The cost of trips abroad increased by 50% or more. Changed the main streams greatly increased domestic tourism in general, and in the south of Russia in particular. The paper analyzes the changes in the overall macroeconomic performance of Russia in 2014-2015, illustrated by changes in the AD-AS model. The paper discusses two nearest forecast scenario from the perspective of the average consumer: optimistic (reduced volume and intensity of sanctions) and pessimistic (strengthening of sanctions, including a work stoppage of Visa and MasterCard in the Russian Federation, the Russian banking system off from SWIFT, etc.) .

Текст научной работы на тему «Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

www.hjournal.ru

DOI: 10.17835/20 78-5429.2015.6.3.040-060

РЯДОВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ: БРЕМЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ

НУРЕЕВ РУСТЕМ МАХМУТОВИЧ,

Заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор экономических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, Заведующий кафедрой экономической теории, ординарный профессор НИУ ВШЭ, г. Москва, e-mail: [email protected]

ПЕТРАКОВ ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ,

аспирант, НИУ ВШЭ, г. Москва, e-mail: [email protected]

Основная направленность статьи - попытка дать оценку тому, насколько сильно санкции в совокупности с падением цен на нефть ударили по обычным российским потребителям. В данной статье приводится обзор введенных Евросоюзом, США и другими странами санкций (запрет крупным организациям России привлекать иностранный капитал Евросоюза и США). Бремя экономических санкций против России для рядового потребителя показывается на изменении цен на продовольственные и непроизводственные товары. Рассматриваются результаты импортозамещения - балансы товарных потребительских товаров в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. Динамика спроса на электронные товары в статье рассматривается на примере влияния изменения цен популярными в России фирмами (Apple, Sony и т.д.) на объем продаж. Рост цен на электронные товары компании Apple привел к парадоксу Гиффена в конце 2014 г., чем выше цена - тем больше объем продаж. Это связано с тем, что российские потребителя боялись еще большего подорожания товара и опасались потерять товар, который стал для многих из них предметом первой необходимости. Анализируется авторынок России. Автокредитование в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. сократилось в 4 раза, объем продаж упал в 2 раза, импорт автомобилей из заграницы упал почти в 2 раза. Экономический кризис сильно ударил по туризму. Стоимость поездки за границу выросла на 50% и более. Изменились основные потоки - сильно увеличился внутренний туризм вообще и на юге России в особенности. Особенно сильно пострадал малый бизнес. Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юр. лиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юр. лиц, а закрылось 483,6 тыс. Это означает, что если в 2013 г. открывалось на 70 тыс. юр. лиц больше, то в 2014 г. почти на 70 тыс. юр. лиц закрывалось больше, чем открывалось. Цифры свидетельствуют о том, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013м, в Московской области - в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге - в 15,8 раза, в Краснодарском крае - в 11,1 раза. В статье анализируются изменения общих макроэкономических показателей в России за 2014-2015 г., иллюстрируется сдвигами в модели AD-AS. В статье рассматриваются два прогноза ближайшего развития событий с точки зрения рядового потребителя: оптимистичный (смягчение объема и интенсивности санкций) и

© Нуреев Р. М., Петраков П. К., 2015

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

41

пессимистичный (усиление санкций, включающее остановку работы систем Visa и MasterCard в РФ, отключение российской банковской системы от SWIFT и т.д.).

Ключевые слова: поведение потребителя; экономический кризис; экономические санкции; Россия; потребительская корзина; парадокс Гиффена.

THE ORDINARY CONSUMER: THE BURDEN OF ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA

NUREEV RUSTEM, M.,

Honored Worker of Higher School of the Russian Federation,

Doctor of Economics (DSc), Financial University under the Government of the Russian Federation, Head of the Department of Economic Theory, Ordinary Professor of National Research University - Higher School of Economics, Moscow,

e-mail: [email protected]

PETRAKOV PAVEL, K.,

Post-Graduate Student, National Research University - Higher School of Economics, Moscow,

e-mail: [email protected]

The main thrust of the paper - an attempt to assess how much the sanctions combined with the drop in oil prices hit the consumers. This paper provides an overview of the sanctions imposed by European Union, the United States and other countries (ban largest organizations in Russia to attract foreign capital of the European Union and the United States). The burden of economic sanctions against Russia for the average consumer is shown on the change in prices for food products, electronic products, analyzed Russian car market, the dynamics of small and medium-sized businesses in Russia. The results of import substitution - the balances of trade of consumer goods in Q1 2015 compared to Q1 2014. Dynamics of demand for electronic goods in the paper discusses the example of the effect of price changes in the popular Russian companies (Apple, Sony, etc.) to sales. Rising prices for electronic goods has led Apple to a Giffen’s paradox in late 2014, the higher the price - the more sales. Despite the rapid rise in prices for the company’s products (price ofproducts apple Nov. 25 rose by 25% on December 22 for another 35%), sales growth was 80%. This is due to the fact that Russian consumers feared further rise in price of goods and the goods were afraid to lose, which has become for many of them a necessity. Car loans in Q1 2015 compared to Q1 2014 decreased by 4 times, car sales fell by 2 times, import cars from abroad fell almost 2-fold. Especially hard hit small businesses. If in 2013 in Russia was opened 490.7 thous. legal entities, and closed 419 thousand. Then for 11 months in 2014 opened 417.5 ths. legal entities and closed down 483.6 thousand. This means that if in 2013 opening of 70 thousand legal persons more, in 2014 almost 70 thousand legal persons shut more than open. Statistics show that the number of people wishing to sell his business in 2014 increased significantly. In Moscow, for example, in 2014, it was filed with the 14.5 times the advertisement for the sale of business than in 2013, in the Moscow region - 11.7 times, in St. Petersburg - 15.8 times, in Krasnodar Territory - 11.1 times (according to www.rbc.ru). The economic crisis has hit the tourism. The cost of trips abroad increased by 50% or more. Changed the main streams - greatly increased domestic tourism in general, and in the south of Russia in particular. The paper analyzes the changes in the overall macroeconomic performance of Russia in 2014-2015, illustrated by changes in the ADAS model. The paper discusses two nearest forecast scenario from the perspective of the average consumer: optimistic (reduced volume and intensity of sanctions) and pessimistic (strengthening of

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

42

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

sanctions, including a work stoppage of Visa and MasterCard in the Russian Federation, the Russian banking system off from SWIFT, etc.) .

Keywords: consumer behavior; economic crisis; economic sanctions; Russia; the paradox of Giffen; consumer basket.

JEL: D12, F14, F47, N74.

1. Обострение экономических проблем России

В конце 2014 г. экономика России последовательно получила два сильных удара — падение цен на нефть и введение против нее экономических санкций. Произошел своего рода синергетический эффект. Говорить о чем-то одном, не упоминая другое, некорректно, т.к. тогда тяжело будет оценить экономическую картину полностью.

1.1. Падение цен на нефть

Постепенное падение цены на нефть началось в середине июня 2014 г. с цены в 110$ за баррель Brent и за полгода опустилась ниже 50$ (см. рис. 1). Снижение цен на нефть наблюдалось и раньше. Особенно глубоким оно было осенью-зимой 2008 года. Однако это падение не сопровождалось экономическими санкциями. К тому же в тот период в России был довольно большой стабилизационный фонд1.

Рис. 1. Динамика цен на нефть с 1 января 2006 по 31 августа 2015 гг.

Источник: (http://ru.investing.com/commodities/brent-oil).

Стабилизационный фонд позволил амортизировать резкое падение цен. В результате курс доллара вырос с 23,43 рубля до 35,93 рубля (т.е. на 53%). В 2014 году падение цен на нефть было не столь глубоким, как в 2008 (см. рис. 1), однако рубль обесценился в значительно большей степени. Курс доллара вырос с 33.99 (01.06.2014) до 64,32 (01.01.2015), т.е. на 89%, однако позднее он снова снизился до 52,97 (01.06.2015) на фоне роста цен на нефть. Аналогичная ситуация сложилась и с курсом евро, который сначала вырос с 46,54 (01.06.2014) до 78,16 (01.01.2015), т.е. на 68%, а затем также снизился до 58,01 (01.06.2015). Тем не менее, в августе 2015 г. снова началось стремительное падение курса рубля.

Министр финансов России А. Г. Силуанов, оглашая в январе 2015 г. подсчитанные министерством финансов Российской Федерации потери российской экономики за последнее время, назвал цену в 200 миллиардов долларов, из которых 40-50 миллиардов пришлось на введенные Западом санкции. Остальные потери

1 Подробнее см.: (Навой и Шалунова, 2014. С. 26-33).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

43

были вызваны падением цен на нефть (Силуанов).

Рис. 2. Курс доллара с 1 сентября 2006 по 31 августа 2015 гг. Источник: (http://ru.investing.com/currencies/usd-rub).

Падение цен на нефть повлекло за собой падение курса рубля. Соотношение этих показателей представлено на рис. 3.

Рис. 3. Цена на нефть и падение рубля с 1 июля 2014 г. по 1 августа 2015 г. Левая шкала означает цену доллара, правая - цену на нефть Источник: (http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?

VAL_NM_RQ=R01235&date_req1=01.01.2014&date_req2=21.08.2015&rt=2&mode=2).

1.2. Экономические санкции против России

Хотя первые шаги против России появились уже в марте 2014 г. и затрагивали главным образом физических лиц, основные меры против российских организаций (банков, компаний нефтегазового сектора, компаний оборонно -промышленного сектора и др.) были приняты в сентябре 2014 г.

Экономические санкции против России заключались в том, что европейским компаниям и гражданам стран ЕС было запрещено проводить операции с краткосрочными ценными бумагами, их размещение и управление ими. Российским компаниям были запрещены операции в европейских банках. Компаниям стран ЕС было запрещено оказание услуг по разработке и добыче нефти на глубоководье. А также запрещены поставки европейских технологий двойного назначения2.

2 See: International sanctions during the Ukrainian crisis. (https://en.wikipedia.org/wiki/

International_sanctions_during_the_Ukrainian_crisis).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

44

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

Суть экономических санкций заключалась в том, что российским банкам и компаниям запретили брать кредиты на срок более 30 дней, что в купе с уменьшением потока долларов от импорта нефти привело к резкому дефициту национальной валюты, что повлекло за собой рост курса доллара и падение курса рубля.

Центральный банк для того, чтобы бороться с волатильностью, трижды в 4 квартале 2015 года повышал ключевую ставку, что привело к сильному подорожанию кредитов. Самым большим ударом по банковской системе стало увеличение ключевой ставки с 10,5% до 17% 16.12.20153. Таким образом, ключевая ставка в 2014 году выросла с 5,5% до 17%.

Подорожание кредитов ударило по потребителям как минимум с трех сторон:

1. Банкротства предприятий и увеличившаяся кредитная нагрузка привели к росту безработицы.

2. Произошло удорожание потребительских, ипотечных, автокредитов и т.д.

3. Ослабление рубля привело к резкому подорожанию валюты и, следовательно, импортных товаров.

В результате просроченная задолженность возросла с 861 362 (01 января 2014) по 1 540 239 (01 июля 2015) млн. рублей, т.е. почти в 2 раза (см. Приложение 1 и рис. 4). Всё это стало причиной ухудшения ситуации в банковском секторе и резкого снижения благосостояния граждан.

Рис. 4. Рост просроченной задолженности c 1 января 2013 года по 1 июля 2015 года

(в млн. рублей)

Источник: (http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-09&pid=sors&sid=ITM_45484).

1.3. Падение темпов роста экономики России

Падение цен на нефть и экономические санкции привели к замедлению экономического роста ВВП России. Согласно статистике Всемирного Банка, рост ВВП России в 2014 стал отрицательным. Если в 2013 г. ВВП России составлял $2,079 трлн., то в 2014 г. уже $1,8606 трлн (см. рис. 5). Экономический спад не удалось преодолеть и в 2015 году.

3 ЦБ РФ. (http://www.cbr.ru/DKP/print.aspx?file=standart_system/rates_table_14.htm&pid=dkp&sid=ITM_49976).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

45

Рис. 5. Валовый внутренний продукт РФ с 1990 по 2014 гг.

Источник: (https://www.google.ru/publicdata/explore? ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ny_gdp_mktp_cd&idim=country:RUS:GBR:DEU&hl=ru&dl=ru#I ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=ny_gdp_mktp_cd&scale_y=lin&ind_y=false&rdim= region&idim=country:RUS&ifdim=region&hl=ru&dl=ru&ind=false).

Таблица 1

Величина прожиточного минимума

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

Все население из него по социально-демографическим группам населения Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

трудоспособное население пенсионеры дети

2013 7306 7871 5998 7022 354,9

I квартал 7095 7633 5828 6859 308,2

II квартал 7372 7941 6043 7104 343,1

III квартал 7429 8014 6097 7105 343,6

IV квартал 7326 7896 6023 7021 425,1

2014 8050 8683 6617 7752 344,8

I квартал 7688 8283 6308 7452 295,3

II квартал 8192 8834 6717 7920 333,3

III квартал 8086 8731 6656 7738 347,5

IV квартал 8234 8885 6785 7899 401,2

2015

I квартал 9662 10404 7916 9489 261,3

Источник: (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.doc).

2. Рост цен на продовольственные товары

Бремя экономических санкций против России для рядового потребителя сказывается на изменении цен как на товары первой, так и не первой необходимости. В результате величина прожиточного минимума резко возросла как у трудоспособного населения в целом, так и у пенсионеров (см. табл. 1). Если в 1 квартале 2014 года прожиточный минимум вырос по сравнению с 1 кварталом

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

46

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

2013 г. всего лишь на 650 рублей, то в 1 квартале 2015 г. прожиточный минимум вырос по сравнению с 1 кварталом 2014 г. на 1974 руб, (то есть более, чем в 3 раза). При этом темпы роста прожиточного минимума резко ускорились во 2 половине

2014 г. (см. табл. 1).

Структура потребительской корзины в 1 квартале 2015 г. представлена на рис. 6. 47,2% приходилось на продукты питания, 23,0% на непродовольственные товары, 22,8 на услуги и 7% на расходы по обязательным платежам и сборам. Для пенсионеров и детей доля продовольственных товаров была выше и превышала 50% (см. рис. 6).

Рис. 6. Структура величины прожиточного минимума по группам населения в I

квартале 2015 г. (в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/

image5115.gif).

Сегодня в России действует состав и объём продовольственной корзины, установленный федеральным законом № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03 декабря 2012 года и введённый в действие с 1 января 2013 года. Структура прожиточного минимума была утверждена в натуральном выражении по продовольственным и непродовольственным товарам и услугам и будет действительна до 2018 г. Объём потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети4. Мониторинг ведётся регулярно по 40 основным видам продовольствия и цены регулярно отслеживаются на ярмарках и рынках.

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума представлены в табл. 1. Видно, что в результате инфляции это соотношение уменьшается.

Поскольку в структуре потребительской корзины наибольшей статьей являются продовольственные товары, рассмотрим сначала динамику цен на продовольственные товары, а затем на электронные товары, автомобили, недвижимость и стоимость отдыха внутри страны и за границей.

Прирост цен на продовольственные товары показан на рис. 7. Цены на продовольственные товары стремительно поползли вверх уже осенью 2014 года, достигнув пика к новому 2015 году. Они внесли наибольший вклад в увеличение инфляции, что наглядно видно на рис. 6. Наибольший вклад в инфляцию вносил

4 См. подробнее (http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

47

прирост цен на продовольственные товары. Прирост цен на непродовольственные товары даже отставал от средних темпов инфляции5.

Влияние прироста цен на продовольственные товары с января 2013 по июнь 2015 года на динамику инфляции в Российской Федерации показан на рис. 8.

Рис. 7. Темпы прироста цен на продовольственные товары и инфляции в 20132015 гг. (% к предыдущему месяцу)

Источник: (http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01072015.pdf).

Однако разные товары первой необходимости оказали неодинаковое влияние на инфляцию. Хотя рост цен был типичен для всех потребительских товаров, темпы его роста были неодинаковы. Если цены на овощи и фрукты испытывали традиционные сезонные колебания и рост их был не столь заметен, то цены на мясо и рыбу значительно выросли.

В связи с введением санкций и подорожанием доллара и евро, импорт мяса и птицы, включая субпродукты, за 2014 г. по сравнению с 2013 г. упал на 30%, импорт свинины упал в 2 раза, импорт сыров сократился на 20%, муки из зерновых и зернобобовых культур - на 40%.

Наметившиеся в конце 2014 года тенденции продолжились и в 2015. Сравним импорт России важнейших товаров в январе-июне 2015 г. с январем-июнем 2014 г. (см. Приложение 2). В стоимостном выражении импорт сократился со $141 603,1 млн. до $87 728,0 млн., т.е. на 38%. Это произошло главным образом за счет сокращения импорта из стран дальнего зарубежья. Если за первые 6 месяцев 2014 г. было импортировано товаров на сумму $125 431,3 млн., то в первом полугодии 2015 года лишь на $76 642,7 млн. Наибольшее сокращение коснулось мясомолочной продукции. Импорт сливочного масла сократился в 8,9 раза. Импорт молока и сгущённых сливок в 6,1 раза, импорт мяса птицы в 3,7 раза, мяса и рыбы более чем в 2 раза. Сокращение не коснулось лишь кофе, чая и какао-бобов. Любопытно отметить, что, хотя оборот со странами СНГ в стоимостном выражении увеличился, в натуральном выражении Россия стала получать больше мяса, молока, масла и др. продуктов, уплачивая при этом меньшее количество долларов (см. Приложение 2). 5

5 См. подробнее (http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01072015.pdf).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

48

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

Рис. 8. Динамика инфляции 2013-2015 (нарастающим итогом) Источник: (http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01072015.pdf).

В результате произошёл рост спроса на товары, которые производятся внутри России. Произошло увеличение в потребительской корзине продуктов первой необходимости отечественного производства. Натуральные продукты стали вытеснять искусственные. Образно говоря, россияне стали потреблять больше мёда и меньше «Сникерсов», что существенно улучшило качество питания.

3. Динамика спроса на непродовольственные товары

3.1. Рынок электронных товаров. Парадокс Гиффена в России конца

2014 г.

Рост цен на электронные товары компании Apple привел к парадоксу Гиффена в конце 2014 г., чем выше цена — тем больше объем продаж. Несмотря на стремительные рост цен на продукцию компании (цена на продукцию Apple 25 ноября выросла на 25%, 22 декабря еще на 35%), рост объемов продаж составил 80%. Это связано с тем, что российские потребители боялись еще большего подорожания товара и опасались потерять товар, который стал для многих из них предметом первой необходимости. В результате, несмотря на подорожание бытовой техники, спрос на неё не уменьшился до точки Q2, а увеличился до Q3. Таким образом произошёл сдвиг кривой спроса Di в положение D2 (см. рис. 9) и кривая спроса в долгосрочном периоде приобрела положительный наклон (D).

3.2. Падение спроса на рынке товаров не первой необходимости

В результате сокращения импорта на рынке товаров не первой необходимости также произошло значительное снижение предложения (см. Приложение 4). Импорт мебели в январе-июне 2015 г. по сравнению с январем-июнем 2014 г. сократился в 1,9 раз, импорт хлопчатобумажных тканей - в 1,8 раза, одежды - в 1,5 раз, медикаментов - в 1,5 раза, обуви - в 1,6 раза, грузовых автомобилей - в 4,9 раза, легковых - в 2,1. Остановимся на рынке автомобилей подробнее.

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

49

Рис. 9. Динамика спроса на товары фирмы Apple в 2014 г (по сравнению с 2013 г.)

3.2.1. Автомобили

Крупным ударом по Российскому рынку стал уход концерна General Motors. 18 марта 2015 года General Motors решил закрыть производство автомобилей в Санкт-Петербурге в середине года, а также полностью отказалась от продаж автомобилей Opel в России, начиная с декабря 20156. До 30 июня продолжалась крупноузловая сборка; с 1 июля завод законсервирован, осталась лишь небольшая часть сотрудников, которые будут обеспечивать функционирование завода в условиях консервации7.

Автокредитование в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. сократилось в 4 раза, объем продаж упал в 2 раза, импорт автомобилей из заграницы составил половину от предыдущего уровня. Динамика выдач новых автокредитов с первого квартала 2014 года по первый квартал 2015 года представлена в табл. 2, а динамика продаж легковых автомобилей за тот же период - в табл. 3.

Таблица 2

Динамика выдач новых автокредитов (I квартал 2014 г. - I квартал 2015 г.)

Период Выдачи в тыс. шт. % изм. (год к году)

1 квартал 2014 г. 194,1 -10,1%

2 квартал 2014 г. 205,7 -23,0%

3 квартал 2014 г. 206,1 -27,9%

4 квартал 2014 г. 217,5 -25,2%

1 квартал 2015 г. 50,3 -74,1%

Источник: Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) по данным 3000 кредиторов за исключением ОАО «Сбербанк России».

Таблица 3

Динамика продаж легковых автомобилей (I квартал 2014 г. - I квартал 2015 г.)

Период Продажи в тыс. шт. % изм. (год к году)

1 квартал 2014 г. 555,5 1,33%

2 квартал 2014 г. 553,3 -17,48%

3 квартал 2014 г. 524,3 -18,33%

4 квартал 2014 г. 704,4 4,28%

1 квартал 2015 г. 275,4 -50,4%

Источник: Агентство «АВТОСТАТ».

6 См.: (https://ru.wikipedia.Org/wiki/General_Motors#cite_note-12).

7 Там же.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

50

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

Динамика доли автомобилей, продаваемых в кредит, представлена в табл. 4. Начиная с первого квартала 2014 года, происходило систематическое сокращение покупаемых в кредит автомобилей. Наибольшие изменения начались в конце 2014 — начале 2015 гг. В результате доля продаж новых автомобилей в кредит в январе 2015 года составила около 8%.

Таблица 4

Динамика доли автомобилей, продаваемых в кредит (I квартал 2014 г. - I квартал 2015 г.)

Период Доля, в % Изм. год к году, в проц. пунктах

2014 год 48,0%

2014 1 квартал 40,2% -5,1

2014 2 квартал 42,7% -3,1

2014 3 квартал 45,2% -5,9

2014 4 квартал 35,5% -14,0

2015 год 40,5% -7,5

2015 1 квартал 20,1% -20,1

Источник: В целом по рынку РФ, расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ».

Это отразилось, прежде всего, на Топ-10 самых импортируемых марок легковых автомобилей (см. табл. 5). Наибольшее сокращение пришлось на такие популярные марки, как Nissan (продажа которого сократилась в 10 раз), Daewoo, Volvo, Mitsubishi, продажа которых сократилась почти в 2 раза.

Таблица 5

Топ-10 самых импортируемых марок легковых автомобилей в январе - марте 2015 года

N Марка Январь - март 2014, тыс. шт. Январь - март 2015, тыс. шт. Изм., %

1 TOYOTA 23,6 24,0 1,6

2 HYUNDAI 15,9 11,0 -31,1

3 MERCEDES 10,9 9,6 -12,5

4 LEXUS 4,4 7,2 63,2

5 MITSUBISHI 10,7 6,3 -40,6

6 AUDI 6,1 6,1 0,7

7 LAND ROVER 5,9 3,6 -40,1

8 DAEWOO 5,6 2,3 -58,7

9 VOLVO 4,1 2,2 -45,5

10 NISSAN 16,1 1,6 -90,0

ВСЕГО 159,9 87,3 -45,4

Источник: (http://avtosreda.ru/news-common/ Importlegkovushekupalna45TOP10modeleyizzarubezha/).

Изменился и рынок автомобилей в регионах. Фактически во всех регионах произошло сокращение рынка почти в 2 раза. Если в январе-феврале 2014 года было продано 339,7 тыс. новых легковых автомобилей, то в январе-феврале 2015 года — лишь 174,9 тыс. (сокращение составило 48,5 %)8.

8 См. подробнее (http://www.autostat.ru/news/view/20612/).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

51

3.2.2. Рынок недвижимости

Сокращение доходов населения не могло не отразиться на рынке недвижимости. Если раньше цены на элитное жилье росли довольно высокими темпами, то сейчас рост цен на вторичном рынке квартир в России сильно замедлился. Это отразилось на стоимости одного кв. м. жилья. За 2014 г. его стоимость выросла с 60 598 руб. в декабре 2013 г. до 63 635 руб. в декабре 2014 г., т.е. всего лишь на 5%. Данные за 2014 год представлен в табл. 6.

Таблица 6

Динамика средней цены предложения на вторичном рынке квартир в России, руб/кв.м в 2014 г.

Месяц 12.13 01.14 02.14 03.14 04.14 05.14 06.14 07.14 08.14 09.14 10.14 11.14 12.14

Цена, руб./ кв. м 60 598 60 847 61 159 61 576 61 994 62 327 62 406 62 477 62 709 62 858 63 192 63 538 63 635

Изменение к 12.2013 0,4% 0,9% 1,6% 2,3% 2,9% 3,0% 3,1% 3,5% 3,7% 4,3% 4,9% 5,0%

Изменение к пред. месяцу 0,4% 0,5% 0,7% 0,7% 0,5% 0,1% 0,1% 0,4% 0,2% 0,5% 0,5% 0,2%

Источник: (http://www.domofond.ru/pricearchive/downloads/2/price-realty-report-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014).

И хотя в начале 2015 г. цены на вторичном рынке квартир немного выросли9, то уже во 2 квартале наметился их спад (см. рис. 10а). Он коснулся и динамики средней цены предложения на рынке найма квартир (см. рис. 10б).

а) б)

Рис. 10. Динамика средней цены предложения на вторичном рынке квартир (а) и Динамика средней цены предложения на рынке найма квартир (б) во 2 квартале 2015 г. в

России.

Источник: (http://www.domofond.ru/pricearchive/downloads/7/price-realty-report-

q2-2015).

См.: (http://www. domofond .ru/pricearchive/downloads/1 /price-realty-report-q1-2015).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

52

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

3.2.3. Туризм

Экономический кризис сильно ударил по туризму. Стоимость поездки за границу выросла на 50% и более. Изменились основные потоки — сильно увеличился внутренний туризм в целом и на юге России в частности. В результате произошло сокращение поездок за границу и оживление внутреннего туризма. В условиях, когда сервис на внутренних маршрутах заметно отстаёт от международных стандартов, произошло ухудшение соотношения цены и качества.

Зарубежные поездки российских граждан в 2014 г. сократились по сравнению с 2013 г. на 15% (с 54,1 млн до 45,9 млн), а спрос на внутренний туризм в 2014 г. вырос на 30-40%, и эта тенденция сохранилась и в 2015 г.10.

Наиболее популярными странами по выезду за рубеж по-прежнему остаются Турция, Египет, Греция. Более того, россияне стали предпочитать более бюджетные варианты отдыха (число посетивших по путевкам Турцию за год выросло на 7%, Египет — на 34%). В 2013 г. Украина была самой популярной у россиян страной, но в 2014 г. она переместилась с 1 места, которое занимала в 2013 г. на 6 (на 7,3 млн человек или на 73,2% россиян меньше, чем годом ранее)11.

По данным исследования Ситибанка за 5 месяцев 2015 г. спрос российских граждан на покупки за рубежом резко сократился, тогда как внутри страны вырос на 21%12.

Россияне, по данным Ситибанка, по-прежнему больше всего тратят в США, Италии, Великобритании, Финляндии и Франции. Однако во всех этих странах произошло существенное снижение числа российских туристов: в Италии на 37% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), в Финляндии - на 43%, во Франции - на 39%, в Великобритании - на 17%, в США — на 26%. При этом объём покупок в этих странах сократился в ещё большей степени.

В странах СНГ, наоборот, резко увеличилось число российских туристов в Казахстане — на 99%, в Грузии на 38%, в Армении — на 16%. Объём покупок при этом значительно увеличился в этих странах13.

Обесценивание рубля создало объективные предпосылки для привлечения иностранных туристов на отдых в Россию. Правда, в прошлом году общее количество туристов снизилось на 3%, но количество людей, прибывающих в Россию по служебным причинам, напротив, возросло на 8%. Особенно заметен въезд из Южной Кореи, Израиля, Польши, Финляндии и Китая.

4. Кризис малого бизнеса

Особенно сильно пострадал малый бизнес. Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юридических лиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юридических лиц, а закрылось 483,6 тыс. Это означает, что, если в 2013 г. количество открывшихся юридических лиц было на 70 тыс. больше закрывшихся, то в 2014 г. наблюдалась обратная ситуация: почти на 70 тыс. юридических лиц закрылось больше, чем открылось.

В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продаже бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области — в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге - в 15,8 раза, в Краснодарском крае - в 11,1 раза14.

С целью поддержки малого и среднего бизнеса Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от излишних проверок. Он вступит в действие с 1 января 2016 года и будет работать в течение трех лет15.

10 См.: (http://www.gazeta.ru/business/2015/03/04/6435381.html).

11 Там же.

12 Подробнее см. «Исследование Ситибанка показало рекордное падение количества покупок за рубежом и изменение их географии» (https://www.citibank.ru/russia/News/rus/news.htm). Результаты рассчитаны на базе клиентов Ситибанка, пользующихся кредитными картами.

13 Там же.

14 См.: (rbc.ru).

15 Подробнее см. (http://expert.ru/2015/07/2/malyij-biznes-osvobodili-ot-proverok/).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

53

5. Описание кризиса с птичьего полета (макроэкономический анализ)

5.1. Экономическая ситуация в России в контексте моделей AD-AS

Вследствие роста цен сократился совокупный спрос (см. рис. 11), поэтому кривая ADi переместилась в положение AD2. Поскольку начался экономический спад, совокупное предложение тоже сократилось. Сокращение совокупного предложения выразилось в сдвиге кривой ASi в положение AS2. В результате равновесие изменилось с Ei до Е2. Это означает, что цены выросли с уровня Pi до уровня P2, а ВВП сдвинулся из положения Yi в положение Y2, т.е. при росте цен произошло сокращение ВВП.

Рис. 11. Экономическая ситуация в России после введения экономических санкций с точки зрения модели AD-AS

5.2. Что день грядущий нам готовит?

Возможны два прогноза ближайшего развития событий с точки зрения рядового потребителя: пессимистический и оптимистичный.

Предпосылками развития пессимистического прогноза является дальнейшее усиление экономических санкций и продолжение падения цен на нефть. В этом случае произойдет углубление экономической изоляции России от мирового сообщества. Санкции могут включить приостановку работы системы Visa и MasterCard в России, отключение российских банков от системы SWIFT и т.д. Россия будет вынуждена начать работы по созданию альтернативной системы международных расчетов. И хотя работы в этом направлении уже ведутся, трудно ожидать в ближайшее время ощутимых результатов. В этих условиях Россия будет искать союзников в лице стран БРИКС и, прежде всего, Китае. Это объективно создаст дальнейшие предпосылки к переходу от однополярного мира к многополярному. Любые шаги в этом направлении могут привести к последствиям, о которых многие участники экономического конфликта в краткосрочном периоде даже не догадываются.

Предпосылками развития оптимистического прогноза являются рост цен на нефть и ослабление экономических санкций. Это приведет к укреплению российского рубля, что создаст большие возможности для увеличения импорта, поскольку сделает его более дешевым. Фактически это будет означать дальнейшее ослабление связей с Западной Европой и усиление торговли со странами Азии и Латинской Америки. Ослабление экономических санкций позволит восстановить связи с Западной Европой и тогда произойдет сдвиг с Востока на Запад, поскольку доля западноевропейских товаров увеличится в российском импорте. Это позволит диверсифицировать товарные потоки и выбирать в качестве партнера те страны,

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

54

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

которые предоставляют режим наибольшего благоприятствования для России. Однако даже этот оптимистический прогноз имеет как свои плюсы, так и минусы, поскольку в этом случае усилится конкуренция импортных товаров с отечественными. В этом случае российским производителям придется работать в условиях международной конкуренции. К сожалению, отнюдь не все из них будут к этому готовы.

Можно предположить, что в случае отмены санкций, доступ российских банков к международному капиталу постепенно восстановится и экономические отношения между странами нормализуются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Винокуров М. А. Экономический кризис в России 2014 г. и возможные пути его преодоления. (http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-2014-goda-i-vozmozhnye-puti-ego-preodoleniya - Дата обращения: 07.07.2015).

Импорт легковушек упал на 45%. ТОП-10 моделей из-за рубежа. (http:// avtosreda.ru/news-common/Importlegkovushekupalna45TOP10modeleyizzarubezha/ -Дата обращения: 11.07.2015).

Инфляция на потребительском рынке. 2015, № 7. (http://www.cbr.ru/statistics/ infl/Infl_01072015.pdf - Дата обращения: 07.07.2015).

«Исследование Ситибанка показало рекордное падение количества покупок за рубежом и изменение их географии». (https://www.citibank.ru/russia/News/rus/ news.htm - Дата обращения: 11.07.2015).

Малый бизнес освободили от проверок. (http://expert.ru/2015/07/2Zmalyij-biznes-osvobodili-ot-proverok/ - Дата обращения: 26.06.2015).

Мау В. А. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? (http://www.ranepa.ru/files/books/text/rector/mau-voek-2-2015.pdf -Дата обращения: 27.07.2015).

Навой А. В. и Шалунова Л. И. (2014). Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит, № 2, с. 26-33. (http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/ navoy_02_14.pdf).

Рынок недвижимости. Domofond.ru 2014. (http://www.domofond.ru/ pricearchive/downloads/2/price-realty-report-2014 - Дата обращения: 21.07.2015).

Рынок недвижимости. Domofond.ru II квартал 2015. (http://www.domofond.ru/ pricearchive/downloads/7/price-realty-report-q2-2015 - Дата обращения: 20.07.2015).

Рынок новых легковых автомобилей за 2 месяца 2015г. ТОП-50 регионов России. (http://www.autostat.ru/news/view/20612/ - Дата обращения: 15.07.2015).

Статистика по рынку недвижимости Домофонд. (http://www.domofond.ru/ pricearchive/downloads/1/price-realty-report-q1-2015 - Дата обращения: 10.06.2015).

Силуанов А. Г. Минфин подсчитал потери России от санкций и падения цен на нефть. (http://www.km.ru/economics/2015/01/29/ministerstvo-finansov-rf/754166-minfin-podschital-poteri-rossii-ot-sanktsii-i-p - Дата обращения: 20.05.2015).

Статистика Росстата. (http://www.gks.ru/).

Статистика Ростехнадзора. (http://www.gosnadzor.ru/building/).

Статистика ЦБ. (http://www.cbr.ru/statistics/).

Economic Crisis in Europe: What it Means for the EU and Russia, edited by J. DeBardeleben and Crina Viju. (http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcms.12229_2/ abstract - Access Date: 10.06.2015).

Economic Impact of 2014 Ukraine-Related Sanctions on the EU. (http:// conservancy.umn.edu/handle/11299/172521 - Access Date: 08.06.2015).

Impact of Western Sanctions on Russia in the Ukraine Crisis. (http:// www.ccsenet.org/journal/index.php/jpl/article/view/45567 - Access Date: 16.06.2015).

International sanctions during the Ukrainian crisis. (https://en.wikipedia.org/ wiki/International_sanctions_during_the_Ukrainian_crisis - Access Date: 24.07.2015).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

55

Liefert W. M. and Liefert O. Russia’s Economic Crisis and its Agricultural and Food Economy. (http://www.choicesmagazine.org/magazine/pdf/cmsarticle_417.pdf -Access Date: 16.07.2015).

Ukrainian Crisis, Economic Crisis in Russia and the Eurasian Economic Union. (https://mpra.ub.uni-muenchen.de/63861/ - Access Date: 08.07.2015).

REFERENCES

Economic Crisis in Europe: What it Means for the EU and Russia, edited by J. DeBardeleben and Crina Viju. (http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcms.12229_2/ abstract - Access Date: 10.06.2015).

Economic Impact of the 2014 Ukraine-Related Sanctions on the EU. (http:// conservancy.umn.edu/handle/11299/172521 - Access Date: 08.06.2015).

Impact of Western Sanctions on Russia in the Ukraine Crisis. (http:// www.ccsenet.org/journal/index.php/jpl/article/view/45567 - Access Date: 16.06.2015).

Imports of Cars Fell by 45%. Top 10 Models from Abroad. (http://avtosreda.ru/ news-common/Importlegkovushekupalna45TOP10modeleyizzarubezha/ - Access Date:

11.07.2015) . (In Russian).

Inflation in the Consumer Market. 2015, no. 7. (http://www.cbr.ru/statistics/infl/ Infl_01072015.pdf - Access Date: 07.07.2015). (In Russian).

International sanctions during the Ukrainian crisis. (https://en.wikipedia.org/ wiki/International_sanctions_during_the_Ukrainian_crisis - Access Date: 24.07.2015).

Liefert W. M. and Liefert O. Russia's Economic Crisis and its Agricultural and Food Economy. (http://www.choicesmagazine.org/magazine/pdf/cmsarticle_417.pdf -Access Date: 16.07.2015).

Mau V. A. Socio-economic policy of Russia in 2014: entry into new frontiers? (http://www.ranepa.ru/files/books/text/rector/mau-voek-2-2015.pdf - Access Date:

27.07.2015) . (In Russian).

Navoi A. V. and Shalunova L. I. (2014). Reserve Fund and National Welfare Fund of Russia in the international system of sovereign funds. Money and Credit, no. 2, pp. 26-33. (http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/navoy_02_14.pdf). (In Russian).

Real Estate Market. Domofond.ru 2014. (http://www.domofond.ru/pricearchive/ downloads/2/price-realty-report-2014 - Access Date: 21.07.2015). (In Russian).

Real Estate Market. Domofond.ru II quarter of 2015. (http://www.domofond.ru/ pricearchive/downloads/7/price-realty-report-q2-2015 - Access Date: 20.07.2015). (In Russian).

Rosstat Statistics. (http://www.gks.ru/). (In Russian).

Siluanov A. G. Russian Finance Ministry has estimated losses from the sanctions and falling oil prices. (http://www.km.ru/economics/2015/01/29/ministerstvo-finansov-rf/754166-minfin-podschital-poteri-rossii-ot-sanktsii-i-p - Access Date:

20.05.2015) . (In Russian).

Small Business Exempted from Inspection. (http://expert.ru/2015/07/2/malyij-biznes-osvobodili-ot-proverok/ - Access Date: 26.06.2015). (In Russian).

Statistics of RTN. (http://www.gosnadzor.ru/building/). (In Russian).

Statistics of the Central Bank. (http://www.cbr.ru/statistics/). (In Russian).

Statistics on the Real Estate Market. Domofond. (http://www.domofond.ru/ pricearchive/downloads/1/price-realty-report-q1-2015 - Access Date: 10.06.2015). (In Russian).

The Market for New Cars in 2 Months 2015. TOP-50 Russian Regions. (http:// www.autostat.ru/news/view/20612/ - Access Date: 15.07.2015). (In Russian).

The Study Has Shown a Record Decline Citibank Number of Purchases Abroad and Change Their Geography. (https://www.citibank.ru/russia/News/rus/news.htm -Access Date: 11.07.2015). (In Russian).

Ukrainian Crisis, Economic Crisis in Russia and the Eurasian Economic Union. (https://mpra.ub.uni-muenchen.de/63861/ - Access Date: 08.07.2015).

Vinokourov M. A. The economic crisis in Russia in 2014 and possible ways to

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

56

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

overcome it. (http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-2014-goda-i-vozmozhnye-puti-ego-preodoleniya - Access Date: 07.07.2015). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 1

Рост просроченной задолженности с 1 января 2013 года по 1 июля 2015 года

Дата Просроченная задолженность

1 января 2013 г. 819 856

1 февраля 2013 г. 834 737

1 марта 2013 г. 839 312

1 апреля 2013 г. 842 084

1 мая 2013 г. 855 581

1 июня 2013 г. 863 799

1 июля 2013 г. 833 997

1 августа 2013 г. 855 970

1 сентября 2013 г. 850 252

1 октября 2013 г. 855 971

1 ноября 2013 г. 880 157

1 декабря 2013 г. 883 538

1 января 2014 г. 861 362

1 февраля 2014 г. 871 268

1 марта 2014 г. 895 281

1 апреля 2014 г. 913 982

1 мая 2014 г. 943 249

1 июня 2014 г. 963 954

1 июля 2014 г. 964 015

1 августа 2014 г. 1 004 160

1 сентября 2014 г. 1 019 142

1 октября 2014 г. 999 961

1 ноября 2014 г. 1 010 562

1 декабря 2014 г. 1 030 497

1 января 2015 г. 1 128 325

1 февраля 2015 г. 1 215 434

1 марта 2015 г. 1 261 646

1 апреля 2015 г. 1 322 292

1 мая 2015 г. 1 416 907

1 июня 2015 г. 1 469 751

1 июля 2015 г. 1 540 239

Источник: (http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-09&pid=sors&sid=ITM_45484).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

57

Приложение 2

а) Импорт России важнейших товаров (в январе-июне 2014 года)

Код Наименование Всего Дальнее зарубежье СНГ

ТН ВЭД товара тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл.

Всего:* - 141603,1 - 125431,3 - 16171,8

0201-0204 Мясо свежее и мороженое 423,6 1 694,0 366,6 1 455,9 57,0 238,1

0207 Мясо птицы свежее и мороженое 209,6 326,5 165,2 234,7 44,4 91,8

0302-0304 Рыба свежая и мороженая 334,4 986,3 329,3 969,2 5,1 17,1

0402 Молоко и сливки сгущенные 78,0 308,0 13,6 58,4 64,4 249,6

0405 Масло сливочное 80,6 415,6 57,9 289,5 22,6 126,0

0805 Цитрусовые 825,9 811,1 819,6 808,6 6,4 2,5

0901 Кофе 71,8 242,2 71,5 241,1 0,3 1,1

0902 Чай 84,5 310,0 83,3 303,5 1,2 6,5

10 Зерновые культуры 620,8 357,6 250,6 261,4 370,2 96,2

1001 Пшеница и меслин 287,5 66,6 0,3 0,3 287,1 66,3

1003 Ячмень 120,7 28,6 65,4 18,9 55,3 9,6

1005 Кукуруза 39,1 173,3 33,1 158,7 5,9 14,6

1512 Масло подсолнечное 1,1 1,6 0,5 0,7 0,6 0,9

1602 Изделия и консервы из мяса 15,9 78,1 10,4 52,9 5,5 25,2

170112 -170114 Сахар-сырец 501,5 213,4 501,5 213,4 - -

170199 1000 Сахар белый 146,9 98,1 23,4 12,8 123,5 85,2

1801 Какао-бобы 26,5 91,7 26,5 91,7 - -

1806 Продукты, содержащие какао 59,3 271,5 32,4 181,0 27,0 90,6

22 Напитки алкогольные и безалкогольные 779,5 1 305,3 573,4 1 127,0 206,1 178,3

2402 Сигареты и сигары 2,3 51,9 2,2 50,4 0,1 1,5

2606 Руды и концентраты алюминиевые 32,3 8,7 30,2 8,3 2,1 0,5

2701 Уголь каменный 10 548,6 297,5 21,4 4,2 10 527,3 293,3

2709 Нефть сырая 360,6 69,3 0,0 0,1 360,6 69,2

2710 Нефтепродукты 943,0 953,9 224,6 516,9 718,5 437,0

Примечание. В общих итогах импорта и в распределении по товарам учтены показатели о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан на основе данных ФТС России.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

58

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

Код Наименование Всего Дальнее зарубежье СНГ

ТН ВЭД товара тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл.

2710124100 2710125900 Бензин автомобильный 643,2 380,2 12,0 12,7 631,3 367,6

2710193100 2710194800 Дизельное топливо, не содержащее биодизель 40,6 27,7 1,3 2,1 39,4 25,7

271019510 -271019680 Топлива жидкие, не содержащие биодизель 1,0 3,4 0,1 0,1 0,9 3,2

2710201100 2710201900 Дизельное топливо, содержащее биодизель 4,0 3,1 0,0 0,0 4,0 3,1

2,711E+09 Г аз природ-ный,млрд. куб.м 4,3 112,8 - 4,3

2716 Электроэнергия, млн.кВт-ч 1 867,8 49,8 173,4 4,8 1 694,4 45,0

2941 Антибиотики 0,5 43,6 0,5 38,3 0,0 5,3

3003-3004 Медикаменты 66,8 4 993,3 62,2 4 916,9 4,6 76,4

3808 Химические средства защиты растений 58,8 425,1 56,8 413,0 2,0 12,1

4001-4002 Каучук натуральный и синтетический 78,6 203,1 78,5 202,9 0,0 0,2

5201 Волокно хлопковое, нечесаное 39,9 67,1 1,0 2,2 38,9 64,8

5208-5212 Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м 78 884,7 62,8 45 831,9 42,2 33 052,8 20,6

61-62 Одежда 111,9 3 635,1 97,1 3 279,8 14,8 355,2

6403 Обувь кожаная, млн.пар 35,8 870,4 32,5 811,1 3,3 59,3

72 Черные металлы 2 810,4 2 598,3 958,9 1 268,8 1 851,5 1 329,4

72(кроме 72017204) Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома) 2 810,4 2 598,3 958,9 1 268,8 1 851,5 1 329,4

7304-7306 Трубы стальные 352,7 612,7 165,7 394,1 187,0 218,6

84-90 Машины и оборудование 5 324,5 68 564,8 4 672,4 64 115,3 652,1 4 449,5

8703 Автомобили легковые, 1000 шт. 378,6 7 233,4 357,6 7 077,7 21,0 155,8

8704 Автомобили грузовые, 1000 шт. 37,8 1 168,2 36,5 1 018,2 1,3 150,0

9401-9403 Мебель 357,8 1 644,8 263,8 1 409,2 94,0 235,6

Источник: (http://www.customs.ru/index2.php?

option=com_content&view=article&id=19723:....2014-&catid=53:2011-01-24-16-29-

43&Itemid=1981).

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

59

б) Импорт России важнейших товаров (в январе-июне 2015 года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Код Наименование Всего* Дальнее зарубежье СНГ

ТН ВЭД ЕАЭС товара тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл.

Всего: - 87 728,0 - 76 642,7 - 10 093,7

0201-0204 Мясо свежее и мороженое 285,3 961,5 206,4 721,8 79,0 239,6

0207 Мясо птицы свежее и мороженое 102,4 154,8 43,5 63,1 58,9 91,7

0302-0304 Рыба свежая и мороженая 185,3 447,0 181,2 439,1 4,1 7,9

0402 Молоко и сливки сгущенные 87,6 195,9 2,8 9,5 84,8 186,4

0405 Масло сливочное 39,1 138,8 8,0 32,5 31,2 106,3

0805 Цитрусовые 731,7 560,5 710,6 555,7 21,1 4,8

0901 Кофе 72,5 253,2 72,2 251,8 0,3 1,4

0902 Чай 82,4 308,2 81,3 303,1 1,1 5,1

10 Зерновые культуры 234,2 173,9 134,8 147,6 99,4 26,4

1001 Пшеница и меслин 91,7 24,0 0,6 0,3 91,1 23,7

1003 Ячмень 6,2 1,4 5,5 1,2 0,7 0,2

1005 Кукуруза 28,3 96,4 28,3 96,4 0,0 0,1

1512 Масло растительное 1,4 1,7 0,1 0,2 1,3 1,5

1602 Изделия и консервы из мяса 7,8 31,8 3,7 16,7 4,1 15,1

170112 -170114 Сахар-сырец 456,4 174,6 453,2 172,5 3,2 2,1

170199 1000 Сахар белый 135,7 80,8 24,7 11,3 110,9 69,6

1801 Какао-бобы 15,8 52,6 15,8 52,6 - -

1806 Продукты, содержащие какао 28,7 129,2 22,6 112,7 6,1 16,5

22 Напитки алкогольные и безалкогольные 517,4 689,4 383,7 591,4 133,7 98,0

2402 Сигареты и сигары 2,2 38,1 2,1 37,2 0,1 0,9

2606 Руды и концентраты алюминиевые 57,8 9,1 56,5 8,8 1,2 0,3

2701 Уголь каменный 13 173,1 281,2 67,7 9,1 13 105,4 272,1

2709 Нефть сырая 1 439,5 456,3 0,0 0,0 1 439,5 456,3

2710 Нефтепродукты 505,3 436,9 160,8 307,2 344,5 129,8

Примечание. В общие итоги импорта включены бункерное топливо, горючее, приобретённые за пределами территории Российской Федерации; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчет на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

60

Нуреев Р. М., Петраков П. К.

Код Наименование Всего Дальнее зарубежье СНГ

ТН ВЭД ЕАЭС товара тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл. тыс. тонн млн. долл.

2710124100 2710125900 Бензин автомобильный 283,2 107,0 0,4 0,5 282,8 106,4

2710193100 2710194800 Дизельное топливо, не содержащее биодизель 45,0 12,3 4,9 3,5 40,1 8,8

271019510 -271019680 Топлива жидкие, не содержащие биодизель 0,1 0,1 0,1 0,1 - -

2711210000 Г аз природ-ный,млрд. куб.м 4,4 98,0 - 4,4

2716 Электроэнергия, млн.кВт-ч 3 960,0 171,7 217,2 3,8 3 742,8 167,9

2941 Антибиотики 0,5 38,1 0,5 35,1 0,1 3,0

3003-3004 Медикаменты 68,9 3 401,5 63,4 3 341,7 5,5 59,8

3808 Химические средства зашдты растений 62,2 364,4 59,5 341,8 2,6 22,6

4001-4002 Каучук натуральный и синтетический 82,9 175,3 82,9 175,3 0,0 0,0

5201 Волокно хлопковое, нечесаное 25,9 32,5 0,1 0,1 25,8 32,4

5208-5212 Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м 62 619,7 38,5 30 716,1 23,4 31 903,6 15,1

61-62 Одежда 80,8 2 351,1 70,3 2 172,2 10,5 178,8

6403 Обувь кожаная, млн.пар 24,2 522,4 22,3 497,7 1,8 24,8

72 Черные металлы 1 814,7 1 477,0 722,2 878,7 1 092,5 598,3

72(кроме 72017204) Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома) 1 588,5 1 214,2 671,3 745,6 917,2 468,7

7304-7306 Трубы стальные 176,4 327,7 92,5 244,9 83,9 82,8

84-90 Машины и оборудование 3 202,5 38 479,3 2 841,6 36 565,7 360,9 1 913,6

8703 Автомобили легковые, 1000 шт. 179,6 3 378,7 172,0 3 306,0 7,6 72,7

8704 Автомобили грузовые, 1000 шт. 9,6 362,9 8,8 209,0 0,9 153,9

9401-9403 Мебель 257,8 915,4 170,4 749,1 87,4 166,4

Источник: (http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=21492:....2015-&catid=53:2011-01-24-16-29-43).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.