Научная статья на тему 'САНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ВАГОНОВ-ХОППЕРОВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ'

САНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ВАГОНОВ-ХОППЕРОВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of field tests of a hopper wagon alter carriage of mineral fertilizers, which are further to be used for grain carriage. The tests were carried out step by steps: washings from the inner surface of the hopper wagon after carriage of mineral fertilizers in order to identify chemical substances and 12 hours after its abrasive sandblasting; washings from the inner surface, air sampling for filters and into absorbable solutions after completion of wagon blowing 2 hours after dust removal and 30 days after application of an Epovin enamel. It has been concluded that most ions as components of mineral fertilizers were found in the amounts greater than the maximum acceptable concentrations on the walls and inside the hopper wagon after mechanical cleaning of its inner surface of the wagon that carries minerals, as well as its subsequent abrasive sandblasting and blowing.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ВАГОНОВ-ХОППЕРОВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ»

on Cut Flowers and Ferns Exception; Final Rule, and Proposed Rules (40 CFR Parts 156 and 170) // Federal Register. - 1992. - Vol. 57. - P. 38102-38176. 48. Ware G. M. The Pesticide Book. - 4-th Ed. - Fresno, 1994. - P. 44-56.

flocryniLm 20.11.02

Summary. The paper presents current trends in the use of pesticides and detection of their residues in the environmental objects. Pesticides are shown to be a serious health risk factor for different groups of the population when they are irrationally used and inadequately stored. A package of measures to prevent intoxication and to reduce a risk for pesticide entry into the body is provided.

Гигиена труда

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.45:629.4

В. А. Капцов, Т. С. Тихова, Е. В. Трофимова, И. В. Ковалева

САНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ВАГОНОВ-ХОППЕРОВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва; ВНИИ железнодорожного транспорта МПС РФ, Москва

Целью работы являлась оценка безопасности вагона—хоппера после очистки его от минеральных удобрений в целях дальнейшего использования для перевозки зерна.

В соответствии с программой работ в период с 13 по 27 сентября 2001 г. нами в присутствии специалистов Института экопатологии (Пермь) проведены полигонные испытания на ст. Углеуральская Пермской области с целью определения остаточных количеств химических веществ на внутренних поверхностях кузовов вагонов-хопперов-зерново-зов, перевозивших ранее минеральные удобрения.

Оценивался вагон № 90258518, 6714, выпушенный 27 января 1984, объем 94 м\ грузоподъемность 65 т.

Вагон—хоппер, представленный для испытаний, был предварительно очищен от остатков минеральных удобрений механическим путем (скребками). Исследования проводились поэтапно:

1-й этап — проведение смывов с внутренней поверхности вагона—хоппера после перевозки минеральных удобрений с целью идентификации химических веществ;

2-й этап — проведение смывов на присутствие остаточных количеств минеральных удобрений через 12 ч после очистки вагона абразивно-пескоструйным методом в наиболее труднодоступных для обработки и очистки местах. Отбор проводился при открытых верхних люках. Взяты также пробы воздуха на фильтры и в поглотительные растворы;

3-й этап — проведение смывов с внутренней поверхности вагона—хоппера, отбор проб воздуха на фильтры и в поглотительные растворы по завершении продувки вагона через 2 ч после обеспыливания в условиях естественного проветривания через верхние люки и бункера;

4-й этап — проведение смывов с внутренней поверхности вагона—хоппера, отбор проб воздуха на фильтры и в поглотительные растворы через 30 сут после окрашивания эмалью "Эповин-2", имеющей гигиеническое заключение с разрешением Минздрава РФ на ее использование для окрашивания поверхности тары, где хранятся и перевозятся зерновые культуры и пищевые продукты.

Практика грузовых перевозок показывает, что невозможно установить, какой вид удобрений перевозился в течение всего срока эксплуатации данного вагона-хоппера, поскольку любой свободный вагон немедленно идет под погрузку находящихся на складе удобрений, предназначенных к перевозке для заказчика.

Учитывая широкий спектр грузов — минеральных удобрений, уточнение их количеств сводилось к определению остаточных количеств ионов, входящих в состав практически всех минеральных удобрений — азотных, фосфорных и калийных, а именно идентифицировались нитрит, нитрат, хлорид, фторид, сульфат, калий, натрия и аммоний-ионы.

Пробы воздуха, отобранные на фильтры и поглотительные растворы, а также смывы анализировались методом ионной хроматографии на жидкостном хроматографе "Цвет-360" по руководящему документу РД 52.04.333-93.

Ионная хроматография на сегодняшний день является арбитражным методом анализа при исследовании состава водных растворов, содержащих неорганические ионы, обладает минимальной инструментальной погрешностью и высокой воспроизводимостью результатов.

Учитывая, что при применении эмали "Эповин-2" в воздушную среду могут поступать пары растворителей (толуола, ксилола и незначительно эпи-хлоргидрина), были предусмотрены методы, позволяющие определять содержание в воздухе вагона следов вышеуказанных веществ.

Присутствие следов ароматических соединений проведено с помощью прибора "Колион". "Колион" — газосигнализатор, предназначенный для измерения концентраций загрязнителей в воздухе в широком диапазоне концентраций, определения мест и интенсивности утечек и выбросов.

1. Диапазон сигнализации (по бензолу), мг/м3, 0-2000.

2. Диапазон измерения (по бензолу), мг/м3, 0— 20; 0-200; 0-2000.

3. Порог обнаружения, мг/м3, (по бензолу) 0,6.

Для определения эпихлоргидрина в воздухе выбран спектрофотометрический метод.

Принцип определения эпихлоргидрина основывается на взаимодействии эпихлоргидрина с йодной кислотой в сернокислой среде с образованием формальдегида, который определяют с хромотроповой кислотой. Чувствительность определения 0,5 мкг в анализируемом объеме пробы. Пробы отбирались в 60% раствор серной кислоты и на силикагель АСМ.

Пробы воздуха на эпихлоргидрин были отобраны после 30-суточного отстоя окрашенного вагона—хоппера зерновоза в условиях естественного проветривания. Температура воздуха при отстое колебалась от —4"С до 5°С. Отбор проб произведен при температуре -2*С.

Минеральные удобрения составляют значительную часть грузов, предназначенных для сельскохозяйственных нужд, перевозимых железнодорож-

Таблица 1

Минеральные удобрения, перевозимые вагоном-хоппером; их физико-химические свойства и вид перевозки, затрудняющие или способствующие очистке внутренней поверхности вагона для дальнейшего использования его в целях перевозки зерна

Товарное наименование удобрений

Физико-химические свойства

Вил перевозки

Примечание

Азотные удобрения

Аммония сульфат (сернокислый аммоний)

Аммония хлорид (хлористый аммоний)

Суперфосфат: простой

обогащенный

двойной

Преципитат

Термофосфат Фосфорная мука

Костная мука

Обссфторенный фосфат

Кальция метафосфат

Сырые калийные соли

Концентри рова н н ые калийные удобрения Калийные соли

Калий хлористый (калия хлорид) Калия сульфат, сульфат калия (сернокислый калий) Калийно-магниевый концентрат (калимаг) Смешанная калийная соль (смесь калия хлорида с сильвинитом или каинитом)

Кристаллический порошок белого или серого цвета. Выпускается в гранулированном виде или в виде рисового зерна Мелкокристаллический порошок белого или желтоватого цвета

Крытый вагон; навалом или в бумажных мешках

Крытый вагон; навалом или в бумажных мешках

Фосфорные удобрения

Порошок или гранулы

Порошок или гранулы; содержание пятиоки-си фосфора — 24—25%; фосфорной кислоты - 30-32%

Гранулированный порошок с содержанием пятиокиси фосфора до 54%

Получение: обработкой природных фосфатов смесью однофосфорной и пирофосфорной кислот (так называемая суперфосфорная кислота) Порошок

Получение: нейтрализацией фосфорной кислоты известняком или гашеной известью Порошок с содержанием пятиокиси фосфора до 25%

Порошок темно-серого цвета; содержание пятиокиси фосфора — 19—30% Получение: при измельчении или обогащении фосфоритов

Продукт обработки природных фосфатов парами воды при температуре 1400— 1500"С с добавлением 2—3% кремнезема Порошок с содержанием пятиокиси фосфора до 70%

Навалом или в затаренном виде (гранулы) Навалом или в затаренном виде (гранулы)

Навалом или в затаренном виде

Навалом или в затаренном виде

Навалом

Навалом

Навалом

Навалом

Навалом

Калийные удобрения

Получают размолом природных солей калия (сильвинита, каинита) получают заводской переработкой сырых калийных солей

Получают смешением сырых калийных солей с калийными солями (сульфатами, хлоридами)

Кристаллический порошок Кристаллический порошок белого цвета

Порошок, содержит 17,5—19% окиси калия и 8—9% окиси магния Кристаллический порошок, содержит 30— 40% окиси калия, 35—50% хлорида натрия

Навалом

Навалом

Навалом

В затаренном виде или навалом

В затаренном виде или навалом

Навалом

Навалом

Хорошо растворим в воде

Гигроскопичен, почти не слеживается. Хорошо растворим в воде

Хорошо растворим в воде Хорошо растворим в воде

При транспортировке и перевалке образуется пылегазовая смссьс выделением в воздух фтористых соединений (примеси)

Сильно пылит. Растворим в щелочных и слабокислых растворах

Растворим в щелочных и слабокислых растворах Сухая, пылящая масса. Трудно растворим в воде (среда кислая)

Сухая, пылящая масса. Трудно растворим в воде (среда кислая) Не содержит в виде примесей фтористых соединений

Трудно растворим в воде

Растворяются в воде Растворяются в воде Растворяются в воде

Хорошо растворим в воде

Гигроскопичен. Хорошо растворим в воде

Не гигроскопичен

Малогигроскопична

Таблица 2

Справочные данные

Показатель Ионы

NO], NOj а- F SO)'- РО/ к* Nn* NH]*

НПИ, мг/дм' ГЩК, мг/дм3

0,1 3,3

0,1 45,0

0,1 350,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,1 1,5

0,1 500,0

0,1

3,5

0,1 50

0,1 200

0,1 0,5

Примечание. Значения ПД К для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения. Здесь и в табл. 5,6 Н П И — ниже предела измерения.

ным транспортом. Чтобы ограничить перечень вероятных минеральных удобрений, под которые мог быть задействован вагон-хоппер, были проанализированы способ перевозки и физико-химические свойства основных минеральных удобрений, способствующие или затрудняющие очистку вагона.

В табл. 1 представлены минеральные удобрения, перевозимые навалом. Как видно из табл. 1, перечень грузов, загрязняющих внутреннюю поверхность вагона—хоппера, содержит азотные, фосфорные и калийные удобрения, в том числе простые или односторонние минеральные удобрения, в состав которых входит один из питательных элементов, а именно — азот, фосфор или калий, и комплексные или комбинированные удобрения, в состав которых входит ряд питательных элементов.

Действие азотных удобрений на организм определяется солями азотной и азотистой кислот (нитраты, нитриты), а также щелочными металлами. Характерной особенностью азотных удобрений является хорошая растворимость в биосредах организма.

Токсическое действие фосфорных удобрений определяется наличием в их составе соединений фосфора (в виде солей фосфорной кислоты), солей щелочных металлов и главным образом примесей — соединений фтора в виде солей фтористоводородной и кремнефтористоводородной кислот. Местное действие носит прижигающий характер и проявляется в раздражении слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, кожных покровов.

Резорбтивный характер действия фосфорных удобрений проявляется в развитии хронической фтористой интоксикации (флюороза), а также пневмокониоза (апатитоз).

Большинство сложных минеральных удобрений относится к 4-му классу токсичности. Их токсическое действие определяется наличием в их составе нейтральных солей фосфорной кислоты, солей

азотной и азотистой кислот, солей щелочных металлов, солей фтористоводородной и кремнефтористоводородной кислот.

В состав минеральных удобрений в незначительном количестве могут входить бор, молибден, марганец, медь и пр. Среднесмертельные дозы для разных марок сложных удобрений, например нитрофоски, находятся в пределах от 4,8 до 10 мг на 1 кг массы животных (для белых крыс).

Безопасность предполагаемой перевозки зерна вагоном-хоппером после его очистки от минеральных удобрений определялась количеством оставшегося удобрения на его внутренних стенках и конструкциях, а также в воздушном пространстве вагона. Санитарный анализ предполагал сопоставление концентраций ионов, обнаруженных в результате натурных исследований в водных смывах, со справочными данными (ПНДФ 14.1:2:4.132-98; ПНДФ 14.1:2:4.131—98) по предельно допустимому их содержанию (ПДК, мг/дм3) для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения. Указанные ПДК использовались как норма для водных смывов с поверхностей тары, в которой находятся пищевые продукты, в том числе может перевозиться или храниться сыпучий груз — зерно, используемое в качестве пищевого продукта (табл. 2).

Обследование внутренней поверхности кузова вагона-хоппера проводилось по 9 ионам, входящим в состав ранее перевозимых предполагаемых минеральных удобрений, условно называемых калийными, фосфорными и азотными. Пробы отбирались с труднодоступных для очистки мест вагона, в том числе с углов бункера, со сварных швов фрамуги, с поверхности люка, с обшивок бункера, из-под трапа, с торцов стен, с обвязки фрамуг и др.

Обследованная площадь составила 224 дм2, или приблизительно 1% всей внутренней поверхности вагона.

Таблица 3

Содержание ионов минеральных удобрений в воздухе вагона— хоппера-зерновоза после абразивно-пескоструйной очистки до продувки

Наименование иона

Средняя концентрация с, мг/м1

NH/

СГ F"

S04J

po4j-

N0," noj"

0,110 0,050 0,019 0,040 Н/о Н/о Н/о

Таблица 4

Содержание ионов минеральных удобрений в воздухе вагона— хоппер-зерновоза после абразивно-пескоструйной очистки и после продувки

Наименова-

Средняя концентрация. С, мг/м'

При ме ча ние. Здесь и в табл. 4: Н/о — не обнаружено.

ние иона после продувки через 2 ч после продувки

NH/ 0,030 0,060

СГ 0,47 0,110

F 0,013 0,026

SO,1' 0.013 0,020

РО,у Н/о Н/о

N0/ Н/о Н/о

N0/ Н/О Н/о

Таблица 5

Санитарно-гигиенический анализ результатов натурных испытаний внутри вагона — хоппера-зерновоза по определению остаточных количеств ионов, входящих в состав минеральных удобрений, после абразивно-пескоструйной очистки поверхности вагона—хоппера-зерновоза и его продувки

Наименование иона Количество обследованных мест Обследованная площадь, дм2 Концентрация ионов в смыве с площади, равной 4 дм1, мг/дм' Превышенне ПДК в пробе с наибольшим содержанием иона Площадь с загрязнением, превышающим Доля площади с загрязнением к обследованной площади, % ПДК, мг/дм'

с«, ПДК, дм!

N0;' 56 224 < НПИ < НПИ — — — 3,3

N0,- 56 224 390,8 138,0 в 7 раз 224 100 45,0

сг 56 224 5434,6 1945,6 в 16 раз 224 100 350,0

Р 56 224 240,4 48.9 в 160 раз 224 100 1,5

эо,1- 56 224 1932,5 534,5 в 4 раза 224 100 500,0

Р043" 56 224 < НПИ < НПИ — — — 3.5

К* 56 224 3486,0 750,6 в 70 раз 224 но 50,0

N3* 56 224 4183,5 1974,0 в 21 раз 224 100 200,0

ЫН4* 56 224 1127,0 < НПИ в 2254 раза 120 54 0,5

Результаты количественного определения содержания неорганических ионов в воздушном пространстве вагона-хоппера на всех этапах технологии очистки представлены в табл. 3 и 4.

Санитарно-гигиенический анализ результатов натурных испытаний внутри вагона—хоппера зерновоза на всех этапах технологии его очистки представлен в табл. 5 и 6.

В результате санитарно-гигиенического анализа, представленного в табл. 5, было установлено, что отбор 56 проб проведен с площади, равной 224 дм2, что составило приблизительно 1% всей внутренней поверхности вагона. В полученных смывах практически отсутствовали нитрит-ион и фосфат-ион. Остальные 6 ионов (нитрат, хлорид, фторид, сульфат, калий, натрий) содержались в водных смывах практически со всех 56 обследованных мест в количествах, превышающих ПДК. Исключение составлял аммоний-ион с содержанием выше ПДК, обнаруженный в смывах с 54% обследованной площади.

Отсутствие фосфат-иона, вероятно, указывает на то, что вагон чаще использовался для перевозки других, не фосфорных удобрений. Отсутствие нитрит-иона и количественное колебание содержания аммоний-иона, вероятно, связано с их нестабильностью на воздухе во времени при отстое вагона или при смене вида перевозимых удобрений.

Санитарно-гигиенический анализ результатов натурных испытаний внутри вагона—хоппера-зерновоза по определению остаточных количеств ионов, входящих в состав минеральных удобрений после окраски его внутренней поверхности эмалью "Эповин-2" и отстоя вагона в течение 30 сут (см. табл. 6), показал, что в полученных смывах практически отсутствовали фосфат-ион и нитрит-ион. 6 ионов (нитрат, хлорид, фторид, сульфат, калий, аммоний) содержались в водных смывах практически во всех обследованных местах в количествах, превышающих ПДК.

Как показали исследования воздуха вагона-хоппера, отмечено наличие эпихлоргидрина во всех 6 пробах в количествах от 0,025 до 0,11 мг/м3.

Ксилол и толуол присутствуют в воздухе вагона в количествах от 2 до 3 ПДК (100—125 мг/м3).

Комиссионное обследование внутренней поверхности вагона—хоппера-зерновоза через 30 сут после ее окраски эпоксидной эмалью "Эповин-2", а также полученные результаты санитарно-химиче-ских исследований воздуха вагона и смывов с внутренней поверхности вагона дают основание прийти к заключению, что применение эмали "Эповин-2" для внутренней окраски вагона—хоппера-зерново-за в 2 слоя не обеспечивает защиты зерна от остаточных количеств минеральных удобрений; обнаружение в воздухе вагона эпихлоргидрина, толуола.

Таблица 6

Санитарно-гигиенический анализ результатов натурных испытаний внутри вагона—хоппера-зерновоза по определению остаточных количеств ионов, входящих в состав минеральных удобрений, после окраски его внутренней поверхности и отстоя в течение 30 сут

Наименование иона Количество обследованных мест Обследованная площадь, дм1 Концентрация ионов в смыве с площади, равной 4 дм!. мг/дм' Превышение ПДК в пробе с наибольшим содержанием иона Площадь с загрязнением, превышающим Доля плошали с загрязнением к обследованной площади, % ПДК, мг/дм'

с™ С„„ ПДК, дм1

N0," 19 76 < НПИ < НПИ < НПИ < НПИ — 3,3

N0," 19 76 159,3 118,2 в 3,5 раза 76 100 45,0

сг 19 76 5268,45 1740,2 в 15 раз 76 100 350,0

Р 19 76 277,8 46,2 в 185 раз 76 100 1,5

БО,2- 19 76 540,2 230,4 в 1,1 раза 4 5 500,0

Р04>" 19 76 < НПИ < НПИ — — — 3,5

К* 19 76 1881,85 176,4 в 38 раз 76 100 50,0

19 76 1344,7 195,1 в 7 раз 72 95 200,0

1ЧН/ 19 76 1285,0 226.8 в 2570 раз 76 100 0,5

ксилола через 30 сут после окраски свидетельствует о невозможности применения эмали "Эповин-2" для покрытия внутренних поверхностей вагонов-хопперов в целях использования их для перевозки зерна.

Выводы. 1. После механической очистки внутренней поверхности вагона—хоппера—мине-раловоза, а также ее последующей абразивно-пес-коструйной обработки и продувки на стенах и в воздушном пространстве вагона обнаружено большинство ионов, входящих в состав минеральных удобрений, в количествах, превышающих ПДК.

2. Предложенная технология подготовки вагона—хоппера для перевозки зерна нуждается в доработке отдельных этапов очистки на базе полигона, расположенного вблизи центра, разрабатывающего требуемую технологию.

3. Использование для прокраски внутренней поверхности вагона—хоппера—минераловоза эмали "Эповин-2" не приводит к изоляции остатков минеральных удобрений на поверхности вагона, в

то же время возникает возможность появления в воздушной среде эпихлоргидрина и растворителей (толуол, ксилол), представляющих опасность сорбирования их зерном в длительном процессе перевозки или хранения.

Поступила 25.09.02

Summary. The paper presents the results of field tests of a hopper wagon after carriage of mineral fertilizers, which are further to be used for grain carriage. The tests were carried out step by steps: washings from the inner surface of the hopper wagon after carriage of mineral fertilizers in order to identify chemical substances and 12 hours after its abrasive sandblasting; washings from the inner surface, air sampling for filters and into absorbable solutions after completion of wagon blowing 2 hours after dust removal and 30 days after application of an Epovin enamel. It has been concluded that most ions as components of mineral fertilizers were found in the amounts greater than the maximum acceptable concentrations on the walls and inside the hopper wagon after mechanical cleaning of its inner surface of the wagon that carries minerals, as well as its subsequent abrasive sandblasting and blowing.

С В. Г. ДРУЖИНИН, 2003 УДК 613.6-07:575:576.3

В. Г. Дружинин

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КЛАСТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ

Кемеровский государственный университет

Мониторинг цитогенетических эффектов в кон-тингентах работников предприятий разных отраслей промышленности, выполненный одной исследовательской группой, с использованием единого методического подхода, позволяет осуществить сопоставление степени и характера генотоксических воздействий на данные популяции, оценить общие закономерности и возможную специфику хромосомного мутагенеза в условиях разных производств [5]. В данном сообщении приводится сравнительная оценка результатов цитогенетического обследования работников трех крупных предприятий: коксохимического, металлургического и горно-обогатительного, расположенных на территории промышленного региона Западной Сибири — Кемеровской области.

В анализ включены данные из протоколов цитогенетического анализа 192 рабочих основных профессий указанных производств (137 мужчин и 55 женщин в возрасте от 19 до 64 лет, средний возраст 37,9 года), в том числе кемеровского коксохимического завода (КХЗ) — 63 мужчин и 35 женщин, новокузнецкого алюминиевого завода (НКАЗ) — 46 мужчин, салаирского горно-обогатительного комбината (СГОК) — 28 мужчин и 20 женшин. В качестве контроля использованы выборки жителей населенных пунктов — резидентов изучаемых предприятий (228 человек из них 121 мужчина и 107 женщин).

Каждое из предприятий характеризуется специфическим комплексом загрязнителей, воздействующим на рабочих. В условиях коксохимического производства — это угольная и коксовая пыль, аэрозоли смолистых веществ, содержащие полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), оксид углерода, фенол, сероводород, нафталин, бен-

зол [6]. Электролитическое получение алюминия сопряжено с присутствием в производственной среде фтористых соединений, смолистых возгонов каменноугольного пека, включающих ПАУ, сильных электромагнитных излучений, а также наличием высоких температурных воздействий [8]. Комплекс загрязнителей горно-обогатительного производства включает кремнийсодержашие аэрозоли, цианистый натрий, мелкодисперсную пыль, в состав которой входят свинец и цинк. Рабочие также подвергаются шумовому и вибрационному воздействию, испытывают общее охлаждение [7].

Генотоксические эффекты изучали с помощью метода учета хромосомных аберраций в кратковременных культурах лимфоцитов периферической крови. Лимфоциты культивировали по стандартному полумикрометоду в течение 48 ч. После зашифровки препаратов проводили анализ 100 клеток от каждого обследованного. Учитывали одиночные и парные фрагменты, а также аберрации обменного типа |1|. Пробелы регистрировали отдельно.

Все обследования выполнены на базе лаборатории генетики Кемеровского государственного университета либо сотрудниками данной лаборатории, либо лицами, проходившими стажировку и обучение в данном подразделении. Это обеспечило использование единого методического подхода ко всем этапам эксперимента.

Статистический анализ данных проводили с использованием программы STATISTICA for WINDOWS 5.0 методами непараметрической статистики. Сравнение групп осуществляли с использованием U-статистики Манна—Уитни, а выявление корреляционных зависимостей — методом ранговой корреляции Спирмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.