УДК 339:614.3 DOI: 10.21323/2071-2499-2018-3-16-19 Библ. 7.
САНИТАРНЫЕ,
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ И фИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ
в странах еаэс
Осянин Д.Н., канд. эконом. наук, Небурчилова Н.Ф., канд. эконом. наук, Петрунина И.В.
ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова
Ключевые слова: контроль, надзор, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, сельское хозяйство, безопасность пищевых продуктов, Евразийский экономический союз
Реферат
Возникновение эпидемиологического и эпизоотического неблагополучия в странах, с которыми расширяется торговля, создает реальные угрозы проникновения в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Россию, Казахстан, Беларусь, Армению и Кыргызстан загрязняющих веществ, вредителей, возбудителей болезней опасных для людей, животных и растений. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) активно способствует созданию правовых условий для того, чтобы ввозимая на территорию любой из стран ЕАЭС продукция была «чистой» и безопасной. Соблюдение этих мер обеспечит странам ЕАЭС условия для эффективного функционирования в рамках современной мировой экономики путем снижения экономических рисков и создаст условия для возможности использования преимущества международной системы торговли.
sanitary, vETERINARY AND phytosanitary
measures
in the eaeu states
Osyanin D.N., Neburchilova N.F., Petrunina I.V.
Gorbatov Research Center for Food Systems
Key words: control, survey, sanitary, veterinary and phytosanitary measures, agriculture, food safety, Eurasian economic union
Summary
An emergence of the epidemiological and epizootic ill-being in the countries, with which trade has been increasing, creates the real threats of entering contaminants, pests and infectious agents, which are hazardous for humans, animals and plants, into the countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) — Russia, Kazakhstan, Belarus, Armenia and Kyrgyzstan. The Eurasian Economic Commission (EEC) actively facilitates the creation of the legal conditions to ensure that products imported into the territory of any EAEU member state would be "clean" and safe. The adherence to these measures will create the conditions in the EAEU member states for effective functioning in the framework of the modern global economy by reducing economic risks, as well as the conditions for a possibility to use the advantages of the international trade system.
Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в январе 2008 года было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования санитарных и фитосанитарных мер.
В настоящее время действует решение Комиссии ЕАЭС, принятое 18 октября 2011 года № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска» (с изменениями и дополнениями), в котором прописаны основные позиции по оценке ветеринарных рисков [4].
Страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должны обеспечивать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, основываясь на соответствующей оценке рисков для жизни или здоровья человека, животных и растений, с учетом методик оценки этих рисков, которые разработаны соответствующими международными организациями. К ним относятся такие учреждения как: Комиссия Кодекс Али-ментариус, Международное эпизоотическое бюро, а также соответствующие международные и региональные организации, которые действуют в рамках «Международной конвенции защиты растений» [1, 2].
Для обеспечения условий дальнейшего совершенствования санитарных и фи-тосанитарных мер (СФС-мер) в странах ЕАЭС был создан Консультативный комитет по техническому регулирова-
нию применения СФС-мер. Основной функцией этого совещательного органа является выработка предложений на основе согласованных позиций уполномоченных органов государств ЕАЭС. При Консультативном комитете созданы подкомитеты, экспертные и рабочие группы по указанным направлениям деятельности Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК. В рабочие группы входят эксперты России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана.
Консультативный комитет в процессе своей деятельности руководствуется принципом транспарентности, то есть открытости для всех участников. Все проекты решений, одобренные на заседании Консультативного комитета, проходят публичное обсуждение в течение не менее 60 дней до предоставления их на утверждение Коллегии ЕЭК. Такой подход продиктован условиями сегодняшнего дня и дает возможность заинтересованным сторонам заранее знакомиться с проектами важных документов и предоставлять в адрес ЕЭК предложения и замечания по ним.
Комиссией совместно с консультативными органами выполнена большая работа по реализации Плана мероприятий по адаптации договорно-правовой базы ЕАЭС единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы. В то же время про-
должается рассмотрение и другой важнейшей задачи по формированию согласованной политики Беларуси, Казахстана и России в области применения СФС-мер и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ЕАЭС. Кроме того, следует отметить, что одной из функций деятельности Комиссии является охрана единой территории ЕАЭС от ввоза, распространения вредоносных объектов и контроля эпизоотического благополучия единой таможенной территории с учетом гармонизации с международными стандартами.
Деятельность Евразийской экономической комиссии направлена на создание единой системы санитарного, карантинного, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), включая порядок ввоза и обращения на всей единой таможенной территории ЕАЭС опасной продукции [7].
Разрешение на ввоз того или иного товара на территорию ЕАЭС является не только вопросом экономической выгоды, но и вопросом национальной безопасности каждой из стран-членов союза. В связи с этим такое решение должно быть основано на процедуре анализа рисков специалистами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которые должны обращать особое внимание на выявление негативных последствий обнаруживаемых недостатков совместно с уполномоченными национальными органами.
Специалисты надзорных органов проводят проверку товара, который предполагают ввезти в государство ЕАЭС.
На документах, сопровождающих товар, должно быть указано: географическое происхождение и тип товара, а также его количество. В первую очередь, что наиболее важно, оценивается возможность содержания в товарах опасных возбудителей для здоровья человека, животных и растений методами лабораторных исследований с целью обеспечения снижения выявленных рисков до допустимого уровня.
В связи с этим, большое значение имеет оценка страной-импортером уровня ветеринарных служб экспортирующей страны. От способности этих служб бороться с опасными заболеваниями зависит в конечном итоге весомость международных ветеринарных сертификатов, предоставляемых экспортирующей страной.
При оценке деятельности ветеринарных служб экспортирующей страны необходимо тщательно следить за достоверностью получаемой информации о национальных программах, на основании которых осуществляется контроль за болезнями растений и животных, которые проводятся этими службами. Ветеринарные службы этих стран будут вызывать доверие только в том случае, если они смогут в любой момент доказать существование полной адекватности между проводимым ими контролем и аттестацией ветеринарно-санитарного статуса их страны.
Евразийская экономическая комиссия продолжает разработку и обновляет нормативно-правовые документы ЕАЭС в сфере санитарных мер на основе новых научных исследований и с учетом гармонизации с законодательством зарубежных стран.
Принимая во внимание Решение Высшего Евразийского экономического совета (ЕЭК) от 19 декабря 2012 года № 21 «О реализации основных направлений интеграции», ЕЭК проводит поэтапную реализацию единой политики в сфере ветеринарно-санитарных мер в части [3, 6]:
□ методологии оценки и управления рисками в области ветеринарии с учетом международных требований;
□ ветеринарно-санитарных мер, правил и процедур, регламентирующих условия производства и реализации товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в том числе лекарственных средств
и диагностических препаратов ветеринарного назначения;
□ правил осуществления контрольно-надзорной деятельности;
□ подходов к проведению лабораторных испытаний товаров (продукции) в сфере ветеринарии;
□ порядка осуществления ветеринарно-санитарного контроля;
□ системы идентификации сельскохозяйственных животных, прослежи-ваемости подконтрольных товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
□ порядка проведения ветеринарно-са-нитарной экспертизы;
□ порядка ветеринарной сертификации объектов контроля;
□ порядка лабораторного обеспечения ветеринарно-санитарных мер (наднациональные, национальные и региональные лабораторные организации) с определением референтных центров;
□ правил взаимодействия государств-членов Союза при профилактике, локализации и ликвидации очагов карантинных и особо опасных болезней животных;
□ порядка проведения регионализации (зонирования) и компартментали-зации территории для определения популяций животных, обладающих конкретным эпизоотическим статусом;
□ контроля по списочным болезням Международного эпизоотического бюро на основании географических критериев;
□ ветеринарно-санитарных правил по профилактике и мерам борьбы с заразными болезнями животных в соответствии со сводным перечнем особо опасных и карантинных болезней животных.
В настоящее время рассмотрены проблемы по совершенствованию методов контроля и выявлению возможных рисков по борьбе с нарушением санитарно-эпидемиологических мер:
□ разработка и применение единой методологии оценки риска с учетом международных требований;
□ принятие единых требований, правил и процедур, регламентирующих условия производства и реализации продукции;
□ гармонизация законодательства государств ЕАЭС и Единого экономического пространства в области ответственности за нарушение санитарных мер;
□ унификация правил осуществления контрольно-надзорной деятельности,
включая единые подходы к проведению лабораторных испытаний товаров (продукции); □ утверждение единых правил взаимодействия государств ЕАЭС и Единого экономического пространства при возникновении карантинных инфекций людей, животных, растений и ликвидация очагов карантинных объектов.
Реализация указанных проблем обеспечит единство нормативно-правовой базы ЕАЭС и Единого экономического пространства с международными стандартами путем снижения административных барьеров, а также позволит сформировать четкую ответственность за нарушение требований в области санитарных мер и повысит уровень санитарной защиты таможенной территории.
Евразийским экономическим союзом на основе реализации принятых решений в 2015 году была сформирована единая кодифицированная нормативно-правовая база ЕАЭС по санитарным, ветеринарно-санитарным и фитосанитарным мерам, отвечающая всем требованиям международной практики.
Таким образом, ввоз на территорию ЕАЭС только безопасных товаров является вопросом национальной пищевой безопасности каждой из стран-членов союза.
С учетом вышесказанного, а также в соответствии с требованиями комиссии Кодекс Алиментариус оценка рисков должна иметь научную обоснованность [2]. Результаты, полученные в ходе научных исследований, должны преобразовываться в рамках ЕАЭС в соответствующие документы. В частности, например, в сфере фитосанитар-ных мер таким документом являются Единые карантинные фитосанитарные требования (утвержденные решением Совета комиссии от 30.11.2016 № 157), которые начали действовать с 1 июля 2017 года.
В процессе оценки рисков страны-участницы ЕАЭС должны учитывать: экологические условия в регионе, эпизоотическую обстановку в стране, методы производства и переработки, методики отбора проб и испытаний.
Кроме того, при оценке риска для жизни или здоровья человека, животных, растений и определении мер, которые должны применяться для достижения необходимого уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты
2018 | № 3 все о мясе
от такого риска, все Стороны должны учитывать соответствующие экономические факторы:
□ потенциальный ущерб от снижения объема производства или продаж в случае проникновения, укоренения или распространения какого-либо вредителя или заболевания;
□ расходы по борьбе с ними или их искоренению на территории Сторон;
□ относительное соотношение затрат и эффективности альтернативных подходов к ограничению рисков. Армения предложила создать в ЕАЭС
систему оповещения об опасных товарах, способных нанести вред здоровью человека. Проект соответствующего соглашения прошел стадию внутригосударственного согласования в странах-участницах ЕАЭС. При обнаружении опасных товаров в стране их можно будет не только быстро отозвать с полок магазинов, но и предупредить о рисках соседние государства с помощью создаваемой системы, в которой операторами станут органы в сфере защиты прав потребителей. В Европе аналогичные системы уже функционируют [5].
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подготовлен проект соглашения между странами-участницами ЕАЭС о создании единой информационной системы с перечнем видов опасной продукции, которая не соответствует техническим регламентам о безопасности, принятым в рамках союза, а также продукции, которая способна нанести вред жизни и здоровью человека. Система обеспечит оперативное взаимодействие органов контроля государств ЕАЭС и поможет снизить риски распространения опасных товаров.
Кроме того, в комиссии уточнили, что единая база данных будет сформирована органами в сфере защиты прав потребителей, которые организуют обмен оперативной информацией о выявленных некачественных, опасных товарах, услугах и недобросовестных производителях. Подобная система, доступная всем участникам рынка, будет создана на примере действующих европейских платформ для потребителей, например, Global Recalls, RAPEX, RASSF и др. На практике эти системы общедоступны на сайтах в интернете, на которых можно самостоятельно проверить пищевую и непищевую продукцию на предмет нареканий к ним со стороны надзорных органов. Например, RASFF оповещает о качестве продуктов питания и кормов, которая работает с 1979 года.
В рамках соглашения ЕАЭС также предусматривается «незамедлительное проведение внеплановых проверок в случае, если речь идет о причинении вреда жизни и здоровью людей, животных и растений, окружающей среде». Утвердить соглашение планировалось в конце 2017 года. Автором-разработчиком документа выступило Министерство экономики Армении. Документ уже прошел предварительную процедуру внутригосударственного согласования.
В настоящее время в России уже есть информационный модуль, который создан Роспотребнадзором еще в 2016 году. Он аккумулирует информацию обо всех судебных делах по защите прав потребителей, контактных данных всех организаций, работающих в этой сфере, а также содержит список продукции, которая не соответствует обязательным требованиям технических регламентов и национального законодательства.
Кроме того, Роспотребнадзор сообщает коллегам из аналогичных государственных органов в странах ЕАЭС по каждому случаю отдельно о приостановлении реализации товаров в стране или о снятии продукции с полок магазинов. Но никакой централизованной системы, сообщающей об опасных товарах в рамках ЕАЭС, доступной потребителям до настоящего времени не существует.
Например, в конце апреля прошлого года службой был приостановлен ввоз на территорию России алкогольной продукции из Черногории, о чем была уведомлена как Федеральная таможенная служба России, так и уполномоченные службы государств-членов ЕАЭС. Служба выявила 24 партии алкогольной продукции из этой страны, которая не соответствовала по показателям качества и безопасности требованиям действующего законодательства в области защиты прав потребителей, а также санитарно-эпидемиологическим нормам.
Создание единой системы оповещения необходимо для того, чтобы была возможность в течение короткого промежутка времени снимать с полок магазинов опасный товар в странах-участницах ЕАЭС. В качестве адресата подобной системы должен выступать также и бизнес, которому важно получать информацию о недобросовестных поставщиках из других стран-участниц ЕАЭС с учетом общего рынка.
Единая информационная система о товарах в рамках ЕАЭС крайне необ-
ходима, так как очень часто продукция производится за рубежом с учетом нужд только одной страны, поэтому сообщать об опасности в некоторых случаях просто не считают нужным.
На заседании Госсовета ЕАЭС «О национальной системе защиты прав потребителей», представленном в докладе Роспотребнадзора указано, что в перспективе в сфере электронной информации будет обеспечиваться защита прав потребителей. Речь идет о развитии информационной платформы быстрого предупреждения покупателей об опасных товарах и «тиражирования» данного опыта в рамках ЕАЭС.
Для того, чтобы действовал принцип «товарам-зеленый свет» [3], страны-участники ЕАЭС предложили создать единую систему проверки таможенного транзита государствами-членами ЕАЭС с обеспечением возможности ее сопряжения с новой компьютеризированной транзитной системой (New Computerized Transit System - NCTS), используемой странами Европейского союза, что в ближайшей перспективе обеспечит достижение качественно иного уровня организации перевозки транзитных товаров по таможенной территории государств-членов ЕАЭС.
Кроме того, страны-участницы ЕЭАС помимо организации свободного транзита предложили создать систему информационного и методического обеспечения единого порядка экспортного контроля государствами-членами Евразийского экономического сообщества путем внедрения механизма оперативного взаимодействия и методической поддержки деятельности в области экспортного контроля уполномоченными органами всех стран и участников внешнеэкономической деятельности.
Выводы
Реализация единой информационной системы позволит повысить уровень экономической интеграции государств союза, сформирует социально-экономические предпосылки для активизации внешнеэкономической деятельности, увеличит уровень безопасности и надежности перевозки грузов на территориях этих государств, а также ускорит процессы формализации и прозрачности процедур таможенного оформления. Для обеспечения экспорта, импорта, транзита товаров, а также их свободного перемещения на территории Евразийского экономического союза необходимо согласованное введение
единых требований за товарами и выработка процедур, обеспечивающих их доступ и свободное перемещение на рынках Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации. Соблюдение санитарных, ветеринар-но-санитарных и фитосанитарных мер обеспечит странам ЕАЭС все условия для эффективного функционирования в рамках современной мировой экономики путем снижения экономических и ветеринарных рисков и создаст условия для возможности использовать преимущества торговли.
список ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES:
1. Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (Электронный ресурс). — Режим доступа: [http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/ ¡троЛЕхро^/Мо/А1ез/й1а1/^геетепГ1.рЬЙ.
Soglasheniye VTO po primeneniyu sanitarnykh i fitosani-tarnykh mer [WTO Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures (SPS Agreement)]. (Elektron-nyy resurs). — Rezhim dostupa: [http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/wto/flles/trial/agreement1.pdf].
2. Кодекс Алиментариус (Электронный ресурс). — Kodeks Alimentarius [Codex Alimentarius] (Elektronnyy re-Режим доступа: [http://www.fao.org/fao-who- surs). — Rezhim dostupa: [http://www.fao.org/fao-who-co-codexalimentarius/codex-home/ru/]. dexalimentarius/codex-home/ru/].
3. Санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры / Библиотека Евразийской интеграции (Электронный ресурс). — Режим доступа: [Ь|Н:р:/^«™. eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura_ sfs.pdf].
Sanitarnyye, fitosanitarnyye i veterinarnyye mery / Bib-lioteka Yevraziyskoy integratsii [Sanitary, phytosanitary and veterinary measures / Library for Eurasian integration]. (Elektronnyy resurs). — Rezhim dostupa: [http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura_sfs.pdf].
4. Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://base. Elektronnyy resurs. — Rezhim dostupa: [http://base.garant. garant.ru/12191098/#ixzz3BZs7VdYU]. ru/12191098/#ixzz3BZs7VdYU].
5. Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://iz.ru/ Elektronnyy resurs. — Rezhim dostupa: [http://iz.ru/news/ news/702821]. 702821].
© КОНТАКТЫ:
Осянин Дмитрий Николаевич а d.osyanin@fncps.ru Петрунина Ирина Всеволодовна а i.petrunina@fncps.ru Небурчилова Нина Федоровна а econ@vniimp.ru V 8-495-676-67-31
6. Аянбаев, Е.С. Санитарная и фитосанитарная Ayanbaev, E.S. Sanitarnaya i fitosanitarnaya politika v политика в Евразийском экономическом союзе: yevraziyskom ekonomicheskom soyuze: mezhdunarod-международно-правовые механизмы интеграции no-pravovyye mekhanizmy integratsii Kazakhstana [San-Казахстана / Е.С. Аянбаев и др. // Евразийский союз itary and phytosanitary policy in the Eurasian economic ученых. — 2015. — № 4-9. — С. 33-35. Union: international legal mechanisms of integration of
Kazakhstan] / E.S. Ayanbaev etc. // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. — 2015. — № 4-9. — P. 33-35.
7. Гаевский, И.В. Единый карантин в ЕАЭС / И.В. Гаев- Gajewski, I.V. Yedinyy karantin v YEAES [Single quarantine ский // Таможенное регулирование. Таможенный in the EEU] / I.V. Gajewski // Tamozhennoye regulirovaniye. контроль. — 2017. — № 9. — С. 50-52. Tamozhennyy kontrol'. — 2017. — № 9. — P. 50-52.
Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России
♦ Более ао компаний вывели свою продукцию на экспорт
За время работы ЫЦСнС "Хал я ль" сертификацию прошли более 200 предприятий
Ф МЦСиС «Халяль» получил аккредитацию в Министерстве Окружающей среды и водных ресурсов ОАЭ и является членом Всемирного Сонета Халяль. Таким образом, сертификат, полученный в МЦСиС «Халяль» Совета Муфтиев России даст нозможность экспорта продукции российских произволитедей в страны мусульманское мира
129090 гн Москва, Вы пап зов переулок, д*7> стр. % оф, 305 тел,: +7(495)688-95-09, факс: +7 (499) 926-03-e-mail: halal.smr@gmail.com
Халяль — Вера, Разум, Безопасность
WWW.HALALCENTER.ORG
2018 | № 3 все о мясе