САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ МТС1
Б. М. Рывкин Из Мглинской больницы Псковского района
В течение 1954—1957 гг. нами изучались условия труда в ряде МТС Псковской области. Изучение велось методом углубленного санитарного обследования с лабораторными анализами воздуха, которые производились в лаборатории областной санитарно-эпидемиологической станции. На основании полученных данных можно сделать заключение, что содержание окиси углерода в цехах мастерской МТС колеблется в пределах 0,016—0,476 мг/л, в среднем составляя 0,072—0.081 мг/л. Наибольшие концентрации наблюдаются в разборочно-моечном цехе при въезде и выезде тракторов (0,476 мг/л), в кузнечном цехе при розжиге горнов (0,316 мг/л) и моторном цехе около_стенда обкатки (0,13 мг/л). Проникновение окиси углерода из одного цеха в другой при плотно, закрытых дверных проемах невелико. Так, при концентрации окиси углерода в сборочном цехе 0,285 мг/л в смежных цехах она находилась в пределах от 0,028 до 0,032 мг/л, т. е. примерно в 10 раз ниже.
В медницкой мастерской при заливке подшипников баббитом (содержащим до 70% чистого свинца) воздушная среда загрязняется парами свинца. Отобранные пробы содержали 0,000013—0,00040 мг/л свинца. При заправке и обкатке двигателей, а также при промывке деталей топливной аппаратуры в воздух цеха поступают пары тетраэтилсвинца.
В кузнечном цехе воздух загрязняется сернистым газом; его концентрации наиболее значительны при розжиге горнов. Содержание сернистого газа колеблется в пределах 0,021—0,04 мг/л. При электросварке в воздух цеха поступают окислы азота, их концентрация в пересчете на равнялась 0,0017— 0,003 мг/л.
Кроме химических загрязнений воздушной среды, большое значение имеет микроклимат производственных помещении. Исследования, проведенные в 1956—1957 гг., показали, что в цехах машинно-тракторной мастерской (МТМ) температура воздуха колеблется в пределах от 6,5 до 11,8°, в отдельных случаях она снижалась и была от 1,5 до 4°. Основными причинами таких низких температур являются плохое утепление ворот, ведущих в разборочно-моечный и сборочный цехи, и незначительная площадь отопительных приборов по отношению к площади помещений.
Освещенность цехов, как правило, была низкой. Особенно недостаточна естественная освещенность. В ряде нетиповых мастерских световой коэффициент равнялся 1 : 20— 1:30 (при норме 1:8). Характеризуя искусственное освещение, следует указать на почти полное отсутствие защитной арматуры светильников. В ряде МТМ имеются лампы дневного света (Псковская, Новосельская).
Производственный шум в мастерских МТС обычно не достигаем большой интенсивности и лишь около стенда обкатки и на электростанции громкость его равна 80—110 дб. Обследование показало отсутствие в нетнповых МТМ бытовых помещений. Значительная часть типовых мастерских также лишена их вследствие пуска в эксплуатацию до окончания строительных работ. Несомненно, что в типовых мастерских решены многие вопросы по улучшению уаловий труда механизаторов. Однако при заинтересованности администрации МТС и достаточной требовательности санитарной организации и в целом ряде нетиповых мастерских можно создать надлежащие санитарно-гигиенические условия.
В типовых проектах ремонтных мастерских (№ 1662 и № 1666) имеется ряд недочетов. Эти проекты созданы без учета разнообразия климатических условий в различных районах нашей страны. В частности, нежелательно с гигиенической точки зрения сочетание кузнечных и сварочных работ в одном помещении. Не предусмотрена вентиляция в цехе топливной аппаратуры, где возможен контакт с тетраэтилсвин-цом. Недостаточно решены вопросы отопления и освещения крупных цехов (разбороч-но-моечного, сборочного). Крайне малы площади бытовых помещений.
Во время летних полевых работ на организм механизаторов воздействует целый комплекс факторов. К ним относятся выхлопные газы, пыль, шумовой фактор и вибрация, высокая температура воздуха и инсоляция.
В выхлопных газах большую часть составляет окись углерода. Исследования показали, что в зоне дыхания трактористов и комбайнеров (на самоходном комбайне С-4) содержится 0,036—0,230 мг/л окиси углерода. На колесных тракторах, не имеющих кабин, загазованность значительно выше, чем на гусеничных, имеющих кабины.
Интенсивность шума колеблется в пределах 60—120 дб и составляет в среднем 80—90 дб.
1 В работе использованы материалы промышленной лаборатории областной Псковской санитарно-эпидемиологической станции Н. А. Казниной и санитарного врача облаотной санитарно-эпидемиологической станции А. В. Соколова.
Знакомство с состоянием тракторного парка МТС показывает, что в период зимнего ремонта машин основное внимание уделяется ходовой части и двигателю. На ремонт сидений, кабин, остекление последних обращается мало внимания. В то же время хорошо отремонтированная и остекленная кабина в значительной мере снижает загазованность и уменьшает неблагоприятные метеорологические воздействия.
При изучении заболеваемости рабочих МТС обычно основное внимание уделяется простудным и гнойничковым заболеваниям, производственному травматизму, так как среди причин временной утраты трудоспособности они занимают наибольший удельный вес. Однако эти заболевания не являются характерными и специфичными для МТС. Важно учитывать наличие ряда химических загрязнений воздушной среды и выяснить вопрос о наличии или отсутствии хронических интоксикаций среди механизаторов.
С последней целью был произведен углубленный осмотр рабочих МТС Псковского района, всего 134 человека (133 мужчины и одна женщина). В возрасте до 20 лет было 7. от 20 до 30 лет — 59, от 30 до 40 лет — 50. от 40 до 50 лет— 13 и старше 50 лет—5 механизаторов. Таким образом, подавляющее большинство механизаторов было в возрасте от 20 до 40 лет. Основная часть осмотренных механизаторов имела стаж работы от 3 до 10 лет. Стаж свыше 10 лет имел 21 человек. Из 21 рабочего имеющего стаж работы более 10 лет, 19 жалуются на плохой сон, головные боли, повышенную раздражительность, одышку. При объективном исследовании отмечается расширение сердечной тупости, глухость тонов сердца. Они были в возрасте до 45 лет и у них в анамнезе отмечалось отсутствие заболеваний, с которыми можно было бы связать указанные жалобы и объективные данные. Таким образом, наблюдаемые явления миокардиодистрофии и неврастенический синдром могут быть поставлены в связь с хронической интоксикацией окисью углерода.
Из числа осмотренных механизаторов 16 находятся в тесном контакте с тетра-этилсвинцом (шоферы, комбайнеры). Трое из них жалуются на плохой сон и головные боли; у них отмечается также гипотония (максимальное артериальное давление 85—90 мм ртутного столба), а у других 3 человек имеется только гипотония без каких-либо особых жалоб. У 2 заведующих нефтебазами отмечены хронические конъюнктивиты и у одного — дерматоз Шамберга.
Несомненно, что приведенного материала недостаточно для определенных выводов. Однако он говорит о возможности хронической интоксикации окисью углерода и тетраэтилсвинцом и требует более детальной разработки в дальнейшем. У обследованных механизаторов обращает на себя внимание частота заболеваний периферической нервной системы. Пояснично-крестцовый радикулит встречается в 30,1%, а у механизаторов со стажем 3—4 года — в 65%. Такое распространение радикулита объясняется воздействием ряда факторов: значительная физическая нагрузка, частые охлаждения, вибрация. Травматизм с временной потерей трудоспособности отмечен у 68% обследованных.
В целях улучшения условий труда в МТС на тот срок, в течение которого они будут еще сохранены в ряде мест, необходимо:
а) до начала ремонтных работ организовать утепление цехов, улучшить освещенность и вентиляцию, обеспечить мастерские умывальниками, питьевой водой и аптечками;
б) до начала летних полевых работ отремонтировать тракторный парк, обращая внимание на состояние кабин, обеспечить тракторные агрегаты аптечками, питьевой водой;
в) в целях выявления начальных стадий интоксикации проводить систематические осмотры рабочих МТС с участием врачей 2—3 специальностей (терапевта, невропатолога и отоларинголога).
Поступила 2/1Х 1967 г.
-й- -Й- -й-
ИЗУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ТИПОВЫХ МТС
Проф. П. И. Баранник, И. А. Михалюк, Г. С. Яцула, Р. Е. Вульфсон Из кафедры общей гигиены Киевского медицинского института
Целью настоящей работы было изучить количественное содержание окиси углерода в воздухе некоторых производственных помещений типовых МТС, в частности испытательной станции, кузнечно-сварочного и моторосборочного отделений.
Несмотря на предстоящую реорганизацию МТС в РТС (ремонтно-техннческие станции) актуальность разбираемого вопроса не уменьшается, так как производственно-ремонтные помещения МТС являются базой, на которой будут создаваться РТС.