САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ ИЗ БЮДЖЕТА
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Для учреждений здравоохранения освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) предусмотрено поди. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Согласно указанному подпункту не подлежат налогообложению медицинские услуги, в частности санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой. При этом финансирование может быть предусмотрено федеральным, региональными, местными бюджетами.
Отметим, что медицинские услуги и санитарно-эпидемиологические работы и услуги включают в себя:
— диспансеризацию, медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов, в том числе предрейсовые осмотры водителей;
— проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях лечебного учреждения, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность;
— платные услуги, оказываемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора по проведению производственного контроля и баканализам.
Рассмотрим оказание санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета на примере проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения (далее — учреждения здравоохранения) в соответствии с законодательством РФ.
Финансирование мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществляется из федерального бюджета путем
направления бюджетных ассигнований федеральным учреждениям здравоохранения, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, а также из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) путем предоставления субсидий территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Бюджет ФОМС на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. утвержден Федеральным законом от 28.11.2009 № 294-ФЗ (далее - Закон № 294-ФЗ).
Пунктом 5 ст. 4 Закона № 294-ФЗ определено, что порядок предоставления бюджетам ТФОМС из бюджета ФОМС субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан устанавливается Правительством РФ. Во исполнение этой нормы принято постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146, которым утверждены Правила предоставления из бюджета ФОМС субсидий бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее — Правила предоставления субсидий).
Данными Правилами предоставления субсидий установлен порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Обратите внимание, дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определены приказом Мин-здравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансери-
зации работающих граждан» (вместе с «Порядком и объемом проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»).
Согласно пп. 9, 14 Правил предоставления субсидий учреждения здравоохранения, осуществляющие диспансеризацию граждан, обязаны:
— расходовать перечисленные ТФОМС денежные средства по назначению;
— вести реестр счетов для оплаты расходов по проведению диспансеризации граждан по законченному случаю дополнительной диспансеризации;
— представлять ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за отчетным, реестры счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной диспансеризации по форме и в Порядке, утвержденным приказом ФОМС от25.02.2010 № 35 «О реализации постановления Правительства РФ от31.12.2009№ 1146» (вместе с «Порядком ведения реестров счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан (форма РД-1)»);
— открывать в установленном порядке отдельный счет для перечисления средств на финансирование расходов надиспансеризацию граждан;
— заключать с ТФОМС договоры в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства РФ от31.12.2009 № 1146;
— осуществлять учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию;
— вести отдельный учет средств, израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
— представлять в ТФОМС отчетность по форме и в порядке, которые утверждены приказом ФОМС от 14.03.2008 № 57 «Об утверждении форм и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан».
В свою очередь ТФОМС проводит медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, установленном ФОМС. После проведения экспертизы ТФОМС согласно п. 10 Правил предоставления субсидий производит оплату указанных счетов — ежемесячно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным.
На сегодняшний день Порядок осуществления ТФОМС медико-экономической экспертизы счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, установлен приказом ФОМС от 15.02.2010
№ 30 «Об утверждении Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования медико-экономической экспертизы счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан».
В соответствии с п. 14 Правил предоставления субсидий средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и выполнения функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).
Обратите внимание, приказом Минздравсоц-развития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в размере 1 042 руб.
Далее рассмотрим порядок отражения услуг по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в бюджетном учете организации здравоохранения.
Согласно п. 18.3 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения РФ средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам, отражаются в учете как целевые средства с кодом 2 в 18-м разряде кода счета бюджетного учета следующими проводками:
— поступление целевых средств в рамках программ ОМС:
Д-т сч. 2 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 2 40101 180 «Прочие доходы» — начисление задолженности
ТФОМС, страховой медицинской организации за оказанные учреждением медицинские услуги;
Д-т сч. 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета» К-т сч. 2 205 10 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» — поступление средств на лицевой счет получателя бюджетных средств по разделу для учета операций по приносящей доход деятельности от ТФОМС, страховой медицинской организации;
— расходование целевых средств, поступивших в рамках программ ОМС:
Д-т сч. 2 401 01 211 «Расходы по заработной плате» К-т сч. 2 302 01730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» — начисление заработной платы работникам медицинского учреждения;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» — начисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 07 730 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС» — начисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 08 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» — начисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ТФОМС на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии» — начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» К-т сч. 2 303 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» — начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов» К-т сч. 2 105 01 440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств» — списание медикаментов и перевязочных средств;
Д-т сч. 2 40101226 «Расходы на прочие работы, услуги» К-т сч. 2 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг» — признание расходов по прочим услугам;
Д-т сч. 2 40101223 «Расходы на коммунальные услуги» К-т сч. 2 302 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» — признание расходов по коммунальным услугам, предусмотренныхпрограммами ОМС;
Д-т сч. 2 401 01 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» К-т сч. 2 302 08 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества» — признание расходов по услугам по содержанию имущества, предусмотренныхпрограммами ОМС;
Д-т сч. 2 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» К-т сч. 2 302 19 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — формирование первоначальной стоимости приобретенных основных средств.
Распределение средств, предусмотренных на оплату труда медицинских работников, осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании принятого локального нормативного акта, разработанного в соответствии с положением об оплате труда учреждения, утвержденным в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).
Пример. Лечебно-профилактическое учреждение в сентябре текущего года провело дополнительную диспансеризацию 100работающих граждан. В октябре
текущего года ТФОМС данные услуги были оплачены. Согласно локальному акту медицинского учреждения, а также действующему положению об оплате труда 30% от норматива затрат направляется на приобретение расходного материала, необходимого для диспансеризации, а 70% —на оплату труда медицинского персонала, принимающего участие в ее проведении, и отчисления с заработной платы.
Рассчитаем сумму фонда оплаты труда медицинского персонала, принимающего участие в диспансеризации.
Стоимость оказанных по дополнительной диспансеризации услуг составит: 104 200 руб. (1 042 руб. • ЮОчеловек).
Объем денежных средств, направляемых на оплату труда и отчисления с нее, будет равен: 72 940 руб. (104200руб. • 70%).
Сумма средств, необходимых для начисления и уплаты страховых взносов, составит: 24117,17руб. (72 940руб. • 26,2 %/126,2 %).
Объем денежных средств, которые можно использовать для оплаты труда, будет равен: 48 882,83 руб. (72940руб. - 24117,17руб.).
На приобретение расходных материалов будет затрачено 31 210 руб. (104200руб. — 72940руб.).
При применении льготы по НДС в отношении санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета, следует иметь в виду, что освобождение от налога распространяется, в частности, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, финансируемой за счет средств ФОМС, медицинскими организациями и (или) учреждениями при наличии у них соответствующей лицензии.
Напомним, что в настоящее время лицензирование медицинской деятельности на территории РФ регулируется:
— Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, между учреждением, проводящим диспансеризацию, и учреждением,
в котором работают медицинские сотрудники по необходимым специальностям, заключается договор о привлечении таких работников к проведению дополнительной диспансеризации.
Основанием для освобождения от НДС санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета, также является наличие следующих документов:
— договора на оказание санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования (в нашем случае договора на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан за счет средств ФОМС);
— письменного уведомления заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты санитарно-эпидемиологических услуг.
В случае если средства для оплаты санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, основанием для освобождения от НДС является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.
Не освобождаются от НДС санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе.
Таким образом, организация здравоохранения правомочна применять освобождение от НДС в соответствии с подп. 2 п. 2ст. 149 НК РФ в том случае, если у нее есть для этого соответствующие основания.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.09.2001 № 128-ФЗ.
3. Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.
4. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от28.11.2009 № 294-ФЗ.
5. О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан: приказ Минз-дравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н.
6.0 реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1146: приказ ФОМС от25.02.2010 № 35.