Научная статья на тему 'Расчеты с работниками учреждений здравоохранения по оплате труда'

Расчеты с работниками учреждений здравоохранения по оплате труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супроткина В. И.

В статье рассмотрены следующие вопросы: отражение операций по оплате труда в бюджетных учреждениях по деятельности, приносящей доход; бухгалтерский учет выплат по гражданско-правовым договорам; субсидии для проведения дополнительной диспансеризации; субсидии учреждениям здравоохранения по оказанию дополнительной медицинской помощи; бухгалтерский учет денежных выплат; порядок организации учета по реализации национального проекта в сфере здравоохранения на примере родовых сертификатов; особенности расчета отпускных медицинских работников и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчеты с работниками учреждений здравоохранения по оплате труда»

Новая система оплаты труда

РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА*

В. И. СУПРОТКИНА, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийской государственной налоговой академии

Отражение операций по оплате труда в бюджетных учреждениях по деятельности, приносящей доход

Бюджетные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, не противоречащую их уставу.

Учреждения здравоохранения вправе проводить в соответствии с лицензией, выданной в установленном законом порядке:

• консультации специалистов, платное амбулаторное и стационарное лечение, платную диагностику, все виды зубного протезирования и лечения зубов в амбулаторных условиях, оказание всех видов стоматологической неотложной помощи больным;

• углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

• дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

• услуги по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни и т. д. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов по деятельности, приносящей доход. Новый Бюджетный кодекс РФ не содержит положений об отражении в бюджетных сметах внебюджетных средств. Вместе с тем ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 №63-Ф3 установлено, что до вступления в силу федерального закона, определяющего особен-

* Окончание. Начало см. в журнале БИНО № 9, 12 — 2009.

ности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений, от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, в течение переходного периода предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, являющейся отдельным документом. Таким образом, в течение переходного периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа: бюджетную смету и смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Кроме того, учреждения здравоохранения отдельно составляют смету доходов и расходов на средства обязательного медицинского страхования.

Планирование сметы доходов и расходов, а также ее исполнение по видам деятельности осуществляются по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отражении операций по деятельности, приносящей доход, 18-й разряд счетов бухгалтерского учета принимает значение «2», а операций со средствами обязательного медицинского страхования — «3».

Рассмотрим учет оплаты труда на примере протезно-ортопедического отделения (далее — отделение). В отделении проводятся все виды зубного протезирования и лечения зубов в амбулаторных условиях, оказание всех видов стоматологической неотложной помощи больным.

Отделение осуществляет свою деятельность по направлениям:

1. Выполнение государственного заказа по оказанию стоматологической помощи льготным категориям граждан, финансируемых из местного бюджета.

2. Оказание стоматологической помощи льготным категориям граждан, финансируемых из областного бюджета на основании договора с Управлением социальной защиты населения.

3. Оказание платных стоматологических услуг населению на основе договоров на оказание платных услуг гражданам, не имеющим льгот по видам стоматологической помощи, а также по договорам с предприятиями на медицинское обслуживание их работников и договорам добровольного медицинского страхования.

Отделение состоит из трех отделов:

• ортопедический отдел, который оказывает населению медицинские услуги по зубопроте-зированию и состоит из врачей стоматологов-ортопедов, медицинских сестер и младшего медицинского персонала;

• лечебный отдел, который оказывает медицинские услуги по зуболечению и состоит из врачей стоматологов-терапевтов, медицинских сестер и младшего медицинского персонала;

• зубопротезная лаборатория, которая выполняет работы по заказам больных и состоит из зубных техников и младшего медицинского персонала.

Основным документом, регулирующим оплату труда работников отделения, является Положение

об оплате труда (далее — Положение). В Положении определены критерии оплаты труда по каждой категории работников. Оплата труда зависит от суммы выполненных услуг и видов работ. Например, на оплату труда врачам, включая ЕСН, направляется от 12 до 25 % (по льготному протезированию, по платному протезированию, по протезированию металлокерамикой и другими новейшими технологиями и т. д.). Зубным техникам — от 16 до 20 % от суммы сданных работ. Административно-хозяйственному персоналу установлен процент от общей суммы дохода (от 1 до 2,5 %). А заведующему производством и старшему технику — от дохода по зубопротезной лаборатории (1,5 %).

Врачам и зубным техникам установлен финансовый план. В случае невыполнения финансового плана оплата труда производится в размере оклада по тарификации. План корректируется только по уважительной причине, например болезнь, отпуск, командировка.

Основанием для начисления заработной платы являются: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении работников в соответствии с утвержденным штатным расписанием; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; наряды; записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях; больничные листы и другие документы.

В бухгалтерском учете операции по начислению и выплате заработной платы будут отражены следующими записями (табл. 1).

Таблица 1

Содержание операций Дебет счета Кредит счета

1. Начислена заработная плата работникам 2401 01 211 «Расходы по заработной плате» 2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

2. Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (26 %) 2401 01 213 «Расходы на начисление на выплаты по оплате труда» 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»

3. Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%) 2401 01 213 «Расходы на начисление на выплаты по оплате труда» 2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

4. Удержан НФДЛ с заработной платы работников (13 %) 2 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 2 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

5. Начислены пособия по уходу за ребенком до 3 лет 2 401 01 212 «Расходы по прочим выплатам» 2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Окончание табл. 2

Содержание операций Дебет счета Кредит счета

6. Начислены пособия по временной нетрудоспособности * 2 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» 2 302 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»

7. Удержан НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности 2 302 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда» 2 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

8. Произведеныпрочиеудержания из выплат по оплате труда (алименты, взносы по договорам добровольного страхования, суммы членских профсоюзных взносов и т.д.) 2 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 2 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

9. Перечислены в бюджет ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» 2201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

10. Перечислен в бюджет НДФЛ 2 303 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» 2201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

11. Получены в кассу денежные средства на выплату заработной платы 2 201 04 510 «Поступления в кассу» 2201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

12. Выдана из кассы учреждения заработная плата работникам 2 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 2 201 04 610 «Выбытия из кассы»

*В ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на2009 и на плановый период 2010и2011 годов» установлены:

• максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяцнеможетпревышатьв2009г. 18720руб., в2010г. — 20030руб., в2011г. — 21 390руб.;

• максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 25 390 руб., в 2010 г. — 27 170 руб., в 2011 г. — 29 029 руб.

Бухгалтерский учет выплат по гражданско-правовым договорам

Выплаты по гражданско-правовым договорам не относятся к оплате труда и учитываются по соответствующих подстатьям ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. На основании акта приема-сдачи выполненных работ, оказанных услуг суммы начисленных выплат отражаются по кредиту счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». По дебету этого счета учитывается их выплата. ЕСН будет начисляться по ставке 23,1 % (26 — 2,9 %), то есть без доли, зачисляемый в Фонд социального страхования (далее — ФСС РФ). НДФЛ удерживается на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ по ставке 13%.

В случае неполучения работником в течение трех дней начисленного вознаграждения оно должно быть сдано на счет не как депонент, а как излишне полученная сумма. В карточке учета средств и расчетов эта сумма будет числиться как кредиторская задолженность.

Субсидии для проведения дополнительной диспансеризации

Одним из видов медицинской помощи, за оказание которой медицинским работникам выплачивают дополнительные денежные средства, является дополнительная диспансеризация. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 921 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1100) утверждены Правила

предоставления в 2008 — 2009 гг. из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) субсидий бюджетам территориальных ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Порядок и объем проведения в 2009 г. дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских учреждениях, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.02.2009 № 67н. Проведению дополнительной диспансеризации подлежат работники тех учреждений, которые определены территориальным ФОМС. Средства, полученные за проведенную диспансеризацию, направляются на оплату труда медицинских работников и приобретение расходных материалов, необходимых для диспансеризации. Процентное соотношение расходов бюджетные учреждения утверждают и распределяют самостоятельно.

Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина в 2009 г. составляет 1 042 руб.

Следует учитывать, что в тариф на проведение дополнительной диспансеризации включены не только подст. 211 «Заработная плата» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», но и 213 «Начисления на выплаты по оплате труда». Доплаты выплачиваются всему медицинскому персоналу, участвующему в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

В бухгалтерском учете, согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 № 148н, операции по расходованию средств (на оплату труда) в счет оплаты дополнительной диспансеризации будут отражаться следующим образом (табл. 2).

Учреждения здравоохранения ведут отдельный учет средств, израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, и представляют территориальным фондам отчетность в порядке и по форме, установленным фондом.

Таблица 2

Содержание операций Дебет счета Кредит счета

1. Начисленадоплатамедицинским работникам 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» 2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

2. Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников с суммы доплат (26 %) 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»

3. Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%) 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» 2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

4. Удержан НФДЛ с суммы начисленной доплаты (13%) 2 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 2 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

5. Перечислены в бюджет ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» 2201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

6. Перечислен в бюджет НДФЛ 2 303 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» 2201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

Субсидии учреждениям здравоохранения по оказанию дополнительной медицинской помощи

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ постановлением от 5.12.2008 №913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г. (далее — Программа).

Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам страны бесплатно.

Медицинская помощь на территории России оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть программы, которая включает первичную медикосанитарную, в том числе неотложную, и специализированную медицинскую помощь.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи.

Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном Минздравсоцраз-вития России порядке.

В 2009 г. субсидии предоставляются всем субъектам путем ежемесячных перечислений на счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Медицинские учреждения производят дополнительные выплаты своим работникам в соответствии с нормативами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 31.12.2008 № 1087 и № 1088. В 2009г. размеры доплатсоставляют 5 000 руб. в месяц для врача, 3 500 руб. в месяц для фель-

дшера (акушерки) и 2 500 руб. в месяц для медицинской сестры учреждений и подразделений скорой медицинской помощи. Размер выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам) составляет 10 000 руб., медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов, врачей педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) — 5 000 руб.

Из федерального бюджета средства выделяются с учетом отчислений по ЕСН, страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Доплаты, которые получают медицинские работники, включаются в расчет среднего заработка, в том числе и для начисления отпускных. Источник выплаты отпускных такой же, как и источник доплат.

Бухгалтерский учет денежных выплат

В бухгалтерском учете операции по начислению и выплате доплат отражаются в том же порядке, что и операции по начислениям и выплате оплаты труда лицам, находящимся в штате учреждения:

1. На сумму начислений денежных выплат

Дебет счета 140101211 «Расходы по заработной плате»

Кредит счета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

2. На сумму начисленного ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Дебет счета 140101213 «Расходы на начисление на выплаты по оплате труда»

Кредит счетов 1 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 1 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Порядок организации учета по реализации национального проекта в сфере здравоохранения на примере родовых сертификатов

Правила финансового обеспечения в 2008 — 2010 гг. расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен

государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 987.

Порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.01 2008 № 11н.

Оплата учреждениям здравоохранения оказанных услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни осуществляется в соответствии с договором, заключенным отделением ФСС РФ с учреждением здравоохранения по установленной законодательством форме.

Обязательным условием заключения договора является наличие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальностям «Акушерство и гинекология» и (или) «Педиатрия».

Основанием для оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг являются талоны родовых сертификатов.

Региональные отделения ФСС РФ перечисляют учреждениям здравоохранения средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета:

• 3 тыс. руб. — за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждении здравоохранения, оказывающем амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;

• 6 тыс. руб. — за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждении здравоохранения, оказывающем стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период;

• 1 тыс. руб. — за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007г., — независимо от срока постановки на диспансерный учет) и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в учреждении здравоохранения, осуществляющем диспансерное (профилактическое) наблюдение детей;

• 1 тыс. руб. — за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007г., — независимо от срока постановки на диспансерный учет) и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в учреждении здравоохранения, осуществляющем диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка.

Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями ФСС РФ, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:

• оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда медицинского персонала (в размере 35 — 45 % указанных средств);

• оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда медицинского персонала (в размере 40 — 55 % указанных средств);

• осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007г., — независимо от срока постановки на диспансерный учет), в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников;

• осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007г., — независимо от срока постановки на диспансерный учет), во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников.

В бухгалтерском учете операции по расходованию средств на оплату труда отражаются следующими проводками (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитический учет средств, поступающих от отделений ФСС РФ на оплату вышеуказанных услуг, ведется обособленно от других средств по приносящей доход деятельности.

Таблица 3

Содержание операций Дебет счета Кредит счета

1. Начислена доплата медицинским работникам 2401 01 211 «Расходы по заработной плате» 2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

2. Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников с суммы доплат (26%) 2401 01 213 «Расходы на начисление на выплаты по оплате труда» 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»

3. Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %) 2401 01 213 «Расходы на начисление на выплаты по оплате труда» 2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

4. Удержан НФДЛ с суммы начисленной доплаты (13 %) 2 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 2 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

5. Перечислены в бюджет ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

6. Перечислен в бюджет НДФЛ 2 303 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

Особенности расчета отпускных медицинских работников1

В ст. 139 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) установлен единый порядок исчисления размера среднего заработка и общий принцип учета в составе средней заработной платы всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, применяемой работодателем.

В соответствии со ст. 122 ТК РФ, отпуск должен предоставляться работнику ежегодно в соответствии с графиком отпусков. Кроме основного отпускав 28 календарных дней, медицинским работникам положены дополнительные отпуска в следующих случаях:

1. При работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. При особом характере работы.

3. При ненормированном рабочем дне.

4. При работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск следуетруководствоваться постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

1 В статье Супроткиной В.И.«Расчеты с работниками учреждений здравоохранения по оплате труда» (№ 9 2009г.) допущена ошибка в расчете среднего заработка для оплаты отпуска (схема 2). Автор приносит свои извинения.

«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Положение № 922).

Согласно п. 2 Положения № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат. С 1 января 2008 г. в расчет среднего заработка не включаются выплаты в виде разницы в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности).

Согласно п. 3 Положения № 922, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

При расчете среднего заработка используется средний дневной заработок. Формула расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск законодательно закреплена вп.10 Положения № 922:

Средний дневной заработок = Сумма начисленной заработной платы за расчетный период /12 мес. / 29,4 дней (среднемесячное число календарных дней).

В случаях, когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью, или из него исключалось время, когда работнику начислялся средний заработок (п. 5 Положения № 922), средний дневной заработок исчисляется по формуле:

Средний дневной заработок

Сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период

29,4 х количество полных календарных месяцев

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается следующим образом:

Количество календарных дней в неполном календарном месяце

29,4

за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Следует обратить внимание, что ст. 126 ТК РФ не допускает замены денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работам с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

количество календарных дней в неполных календарных месяцах

Количество календарных дней этого месяца

Количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце

Согласно ст. 291 и 295 ТК РФ, установлено предоставление основных и дополнительных отпусков в рабочих днях. Также предоставление отпусков в рабочих днях для отдельных категорий работников может быть предусмотрено федеральным законодательством. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с п. 11 Постановления № 922 исчисляется так:

Средний дневной заработок

Сумма начисленной заработной платы за расчетный период Количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели

Пункт 16 Положения № 922 предусматривает корректировку среднего заработка при повышении в организации тарифных ставок, должностных окладов всех работников. Повышающий коэффициент применяется в зависимости оттого, в какой момент произошло повышение тарифных ставок (окладов): в расчетный период, после расчетного периода или в период сохранения среднего заработка.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность),

Бухгалтерский учет

Основные бухгалтерские записи, производимые при начислении отпускных, будут следующими:

— начислены отпускные за счет бюджетных средств:

Дебет счета 1 401 01 211 «Расходы по заработной плате»

Кредитсчета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— начислены отпускные за счет приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» — начислены отпускные за счет средств обязательного медицинского страхования:

Дебет счета 3 401 01 211 «Расходы по заработной плате»

Кредитсчета 3 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

При удержании НДФЛ из суммы отпускных работников производится следующая бухгалтерская запись:

Дебетсчета 1 (2, 3) 30201 830 «Уменьшениекредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит счета 1 (2, 3) 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Выплата суммы отпускных из кассы учреждения оформляется проводкой:

Дебет счета 1 (2, 3)30201 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» Кредит счета 1 (2, 3) 201 04 610 «Выбытия из кассы»

Оплата труда в бюджетных учреждениях регулируется ТК РФ. Особенностью оплаты труда в учреждениях здравоохранения является то, что фонд оплаты труда формируется не только за счет средств соответствующих бюджетов, но и за счет

средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, медицинские учреждения занимаются деятельностью, приносящей доход. С целью прозрачности произведенных расходов, в том числе и на оплату труда, они должны учитываться в бухгалтерском учете отдельно по каждому источнику финансирования в разрезе экономической классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Не пропустите!

Продолжается подписка на наши издания на II полугодие 2009 года!

Мы издаём одиннадцать журналов (четыре из которых включены в перечень ВАК), пользующихся большим спросом у профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков.

Наши авторы - это ведущие ученые и специалисты МГУ им. Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, МГИМО, РЭА им. Плеханова, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии бюджета и казначейства Минфина РФ, Счетной палаты, Российской академии естественных наук, Минэкономразвития РФ, Управлений ФНС РФ, ведущих банков России и др.

Изучите!

Более подробно ознакомиться с нашими изданиями Вы можете на сайте www.fin-izdat.ru

Кроме того, Вы можете подписаться на электронную версию этих журналов, приобрести архивные выпуски и даже отдельные статьи (www.elibrary.ru)

Не опоздайте!

Журналы, выпускаемые нашим издательством, не поступают в продажу, а распространяются ТОЛЬКО по подписке.

По вопросам, связанным с подпиской, обращайтесь в отдел реализации издательства

(495) 721-85-75 podpiska@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.