Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отходы производства и потребления / production and consumption waste

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Г Г. Онищенко

В 2007 г. на межведомственных комиссиях по санитарной очистке населенных мест и по обращению с отходами производства и потребления по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было заслушано более 2275 вопросов. В 2006—2007 гг. во всех субъектах Российской Федерации проводилась работа с органами местного самоуправления по узакониванию или ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в сельских населенных пунктах. По сравнению с 2006 г. снизились количество несанкционированных свалок (с 11 062 до 9069) и площадь под ними (с 33 587,6 до 29 506 га). По данным управлений Роспотребнадзора, число предприятий, образующих отходы в 2007 г., составляло 1 092 871, из них на контроле органов и организаций Роспотребнадзора находилось 91,2% предприятий. Наибольшее количество предприятий (813 233) образуют бытовые отходы, 173 272 — промышленные отходы, менее 10% — отходы птицеводства и животноводства, осадков сточных вод, агрохимикатов. По сравнению с 2006 г. число шламонакопителей, хвостохранилищ, терриконов, отвалов, золошлакоотвалов и т. д. увеличилось и составило 2338. Актуален вопрос сокращения объема накопленных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершенствования технологий по их переработке. Наивысший процент утилизации отходов достигнут строительными предприятиями — 91%, за ними следуют предприятия сельского хозяйства — 77%. В то же время на предприятиях, создающих основную массу отходов, — предприятиях, добывающих полезные ископаемые, — этот показатель, как и показатель по России, составляет 39%. В 2007 г. хранение пестицидов и агрохимикатов осуществлялось на 5600 складах, из которых только 2180 имеют санитарно-эпидемиологическое заключение; организованную санитарно-защитную зону имеют 60% складов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL PROBLEMS IN PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE HANDLING IN THE RUSSIAN FEDERATION

At the initiative of the bodies and organizations of the Russian Agency for Consumer Surveillance, the interdepartmental commissions on sanitary purification and on production and consumption waste handling heard more than 2275 items on the subjects of the Russian Federation in 2007. In 2006-2007, in all the subjects of the Russian Federation work was under way with the local authorities to legalize or liquidate unauthorized sites of waste disposal in rural settlements. As compared with 2006, there was a reduction in both the number of unauthorized dumps from 11,062 to 9,069 and the area under them from 33,587.6 to 29,506 ha. According to the administrations of the Russian Agency for Consumer Surveillance, in 2007, the number of enterprises generating waste was 1,092,871, of them 91.2% of the enterprises were under the control of bodies and organizations of the Russian Agency for Consumer Surveillance. The largest number of enterprises (813,233) produces domestic waste and 173,272 enterprises generate factory waste; as for poultry farming and cattle breeding waste, sewage sludge, and agrochemicals, these accounted for less than 10%. As compared with 2006, the number of sludge traps, tailing pits, waste banks, terraces, ash-and-slad burrows, etc. increased and amounted to 2,338. The reduction in the volume of accumulated waste, by involving the latter into the economic turnover, by introducing and improving their processing technologies is urgent. The highest percentage of waste utilization was achieved by building enterprises (91%), followed by agricultural ones (77%). At the same time this index at the enterprising generating the bulk of waste, namely, at the minerals-extracting enterprises, is 39% as that in Russia. In 2007, pesticides and agrochemicals were kept at 5600 storage facilities, of which as many as 2180 have a sanitary- and-epidemiological opinion; 60% of the storage facilities have an organized control area.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Гигиена окружающей среды и населенных мест

С Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2009 *

УДК 614.78:628.4(470+571)

Г. Г. Онищенко

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководитель Роспотрсбнадзора, главный государственный санитарный врач РФ (Москва, Банковский пер., 18/20, т. 499-973-18-26)

В 2007 г. на межведомственных комиссиях по санитарной очистке населенных мест и по обращению с отходами производства и потребления по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было заслушано более 2275 вопросов. В 2006—2007 гг. во всех субъектах Российской Федерации проводилась работа с органами местного самоуправления по узакониванию или ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в сельских населенных пунктах. По сравнению с 2006 г. снизились количество несанкционированных свалок (с 11 062 до 9069) и площадь под ними (с 33 587,6 до 29 506 га).

По данным управлений Роспотребнадзора, число предприятий, образующих отходы в 2007 г., составляло 1 092 871, из них на контроле органов и организаций Роспотребнадзора находилось 91,2% предприятий. Наибольшее количество предприятий (813 233) образуют бытовые отходы, 173272— промышленные отходы, менее 10% — отходы птицеводства и животноводства, осадков сточных вод, агрохимикатов. По сравнению с 2006 г. число шламонакопителей, хвостохранилищ, терриконов, отвалов, золошлакоотвалов и т. д. увеличилось и составило 2338.

Актуален вопрос сокращения объема накопленных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершенствования технологий по их переработке. Наивысший процент утилизации отходов достигнут строительными предприятиями — 91%, за ними следуют предприятия сельского хозяйства — 77%. В то же время на предприятиях, создающих основную массу отходов, — предприятиях, добывающих полезные ископаемые, — этот показатель, как и показатель по России, составляет 39%.

В 2007 г. хранение пестицидов и агрохимикатов осуществлялось па 5600 складах, из которых только 2180 имеют санитарно-эпидемиологическое заключение; организованную санитарно-защитную зону имеют 60% складов.

Ключевые слова: отходы производства и потребления

G. G. Onishchenko. - THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL PROBLEMS IN PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE HANDLING IN THE RUSSIAN FEDERATION

At the initiative of the bodies and organizations of the Russian Agency for Consumer Surveillance, the interdepartmental commissions on sanitary purification and on production and consumption waste handling heard more than 2275 items on the subjects of the Russian Federation in 2007. In 2006-2007, in all the subjects of the Russian Federation work was under way with the local authorities to legalize or liquidate unauthorized sites of waste disposal in rural settlements. As compared with 2006, there was a reduction in both the number of unauthorized dumps from 11,062 to 9,069 and the area under them from 33,587.6 to 29,506 ha.

According to the administrations of the Russian Agency for Consumer Surveillance, in 2007, the number of enterprises generating waste was 1,092,871, of them 91.2% of the enterprises were under the control of bodies and organizations of the Russian Agency for Consumer Surveillance. The largest number of enterprises (813,233) produces domestic waste and 173,272 enterprises generate factory waste; as for poultry farming and cattle breeding waste, sewage sludge, and agrochemicals, these accounted for less than 10%.

As compared with 2006, the number of sludge traps, tailing pits, waste banks, terraces, ash-and-slad burrows, etc. increased and amounted to 2,338.

The reduction in the volume of accumulated waste, by involving the latter into the economic turnover, by introducing and improving their processing technologies is urgent. The highest percentage of waste utilization was achieved by building enterprises (91%), followed by agricultural ones (77%). At the same time this index at the enterprising generating the bulk of waste, namely, at the minerals-extracting enterprises, is 39% as that in Russia.

In 2007, pesticides and agrochemicals were kept at 5600 storage facilities, of which as many as 2180 have a sanitary-and-epidemiological opinion; 60% of the storage facilities have an organized control area. Key words: production and consumption waste

В 2007 г. на межведомственных комиссиях по санитарной очистке населенных мест и по обращению с отходами производства и потребления по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было заслушано более 2275 вопросов.

Количество совместных проверок с органами местного самоуправления, организациями Ростех-надзора, природоохранной прокуратурой, экологическими и другими организациями по вопросам

организации системы планово-регулярной очистки населенных мест и обращению отходов производства и потребления в 2007 г. составило 3850; основные выявленные нарушения: недостаточное количество контейнеров для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), неблагоустроенность контейнерных площадок, несвоевременная ликвидация несанкционированных свалок, неудовлетворительное содержание территорий, прилегающих к объектам торговли, а также территорий предприятий и орга-

низаций, нарушения правил содержания и эксплуатации полигонов ТБО, несвоевременная ликвидация аварий канализационных сетей и очистка выгребных ям, отсутствие санитарно-эпидемиоло-гических заключений на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, отсутствие скотомогильников для утилизации биоотходов, наличие несанкционированных свалок ТБО в населенных пунктах, несвоевременный вывоз отходов производства и потребления.

Обращение с ТБО. Анализ представленных донесений показал, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации полигоны ТБО не соответствуют требованиям СП 2.1.7.1038—01 "Гигиенические требования к устройству полигонов для твердых бытовых отходов".

В 2007 г. на территории Российской Федерации эксплуатировалось 5374 полигона ТБО (2006 г. — 5217), из них только 2491 (46,4%) эксплуатировался с санитарно-эпидемиологическим заключением (в 2007 г. было выдано 296 санитарно-эпидемиологических заключений на полигоны ТБО, из них 86 — отрицательные), лицензию имеет 981 (18,3%) полигон.

При этом с коэффициентом заполнения более 90% эксплуатируется 549 полигонов ТБО (10,2% от имеющихся), 50—90% — 1096 (20,4% от имеющихся).

Основными нарушениями на полигонах ТБО являются: отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием, ограждений, дезинфицирующих ванн, спецтехники для утилизации отходов и достаточного освещения; складирование мусора без изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией складируемых отходов; отсутствие мониторинга за качеством подземных, поверхностных вод, почвы, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны; отсутствие количественного и качественного учета принимаемых отходов; отсутствие условий для персонала.

В Республике Дагестан основная масса ТБО вывозится на неусовершенствованные полигоны, организованные и содержащиеся без учета современных экологических и гигиенических требований и поэтому являющиеся неуправляемыми источниками загрязнения почвы, атмосферы, грунтозых вод и открытых водоемов, а также способствующие сохранению в республике постоянной угрозы опасности возникновения вспышки инфекционных, паразитарных и других заболеваний. Нередко с бытовыми отходами на полигоны вывозят и промышленные отходы, в том числе и токсические. Производственный контроль не проводится, пункт радиационного контроля на полигонах отсутствует.

В Ростовской области в 70% случаев свалки и полигоны ТБО не соответствуют требованиям санитарного законодательства, 12% свалок и полигонов эксплуатируется с коэффициентом заполнения 100% и более (города Аксай, Белая Калитва, Донецк, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Цимлянск, Красносулинский, Миллеровский и Орловский районы). На свалках и полигонах ТБО не выполняется должным образом технология изоляции отходов, не проводятся мероприятия или от-

сутствуют специальные средства по тушению очагов самовозгорания отходов (резервуары для воды, скважины, поливочные машины), что приводит к их постоянному горению и загрязнению атмосферного воздуха населенных пунктов. Наиболее актуальной данная проблема является в городах Шахты, Батайск Таганрог, Белая Калитва, в Азовском районе. Пункты радиационного контроля на полигонах ТБО отсутствуют.

Производственный лабораторный контроль организован на всех полигонах и на 23 санкционированных свалках Калужской области. По данным производственного контроля отмечается загрязнение окружающей природной среды (санкционированные свалки городов Малоярославец, Киров, Людиново). Также производственный контроль организован в соответствии с утвержденными программами на всех полигонах Московской, Орловской, Архангельской и Кировской областей.

Однако в большинстве субъектов Российской Федерации производственный контроль организован на единичных полигонах и санкционированных свалках (Белгородская, Воронежская, Тульская и Кемеровская области и Республика Адыгея) или не организован совсем (Тверская область, Республика Тыва).

Пункты радиационного контроля также имеются лишь на единичных полигонах ТБО в Белгородской, Калужской, Тульской, Ярославской, Волгоградской, Кемеровской и Читинской областей.

В Оренбургской, Ивановской, Архангельской, Тамбовской, Курской, Магаданской, Смоленской областях, Удмуртской Республике, республиках Марий Эл, Тыва и Хакасия, Хабаровском крае и Еврейской автономной области пунктов радиационного контроля на полигонах ТБО нет.

В большинстве субъектов Российской Федерации обеспеченность полигонов спецтранспортом недостаточная, а имеющаяся техника изношена, в результате чего часто ломается, условия для обработки спецтранспорта на большинстве полигонов отсутствуют.

В Тульской области отсутствует достаточное количество специализированного транспорта. Обработка ходовой части мусоровозов предусмотрена только на двух полигонах: в городах Венев и Новомосковск. В Калининградской области сбором и вывозом ТБО занимаются специализированные службы и индивидуальные предприниматели. Площадка для мойки и дезинфекции автотранспорта и контейнеров оборудована только на полигоне ТБО Калининграда. В Республике Ингушетия работы по рекультивации проводятся в недостаточном объеме, поскольку на каждом полигоне практически задействовано только по 1 единице спецтехники. В отдельных районах Республики Адыгея обеспеченность спецавтотранспортом составляет от 18 до 40%, а в Ямало-Ненецком автономном округе — около 75%. В Удмуртской Республике дезинфекция контейнеров спецавтотранспорта не проводится. Сбор и вывоз отходов ТБО производятся по заявочной системе. Часть населенных пунктов Ульяновской области используют для вывоза ТБО неспециализированный транспорт. Дезинфекция контейнеров и спецавтотранспорта не организова-

на. В Иркутской области вывоз отходов осуществляется в основном по заявочной системе, неспециализированным, зачастую привлеченным транспортом. В Кемеровской и Омской областях спецтранспорт имеется в достаточном количестве, но не обрабатывается.

В 2006—2007 гг. во всех субъектах Российской Федерации проводилась работа с органами местного самоуправления по узакониванию или ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в сельских населенных пунктах. В результате в 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизилось как количество несанкционированных свалок (с 11 062 до 9069), так и площадь под ними (с 33 587,6 до 29 506 га), однако вопрос сбора и удаления ТБО по-прежнему остается острым, поскольку сбор отходов из сельских населенных мест практически не организован, вследствие чего вокруг населенных пунктов продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.

В Курской области сбор ТБО от населения в индивидуальной застройке в основном составляет до 35%, а в некоторых сельских населенных пунктах практически не организован.

В сельских поселениях Красноярского края местные органы самоуправления вопросами санитарной очистки практически не занимаются. Планово-регулярная система удаления отходов организована в основном на территориях многоэтажной жилой застройки, ею в зависимости от степени благоустройства населенного пункта охвачено от 25% численности населения (города Боготол, Енисейск) до 95% (города Дивногорск, Красноярск).

В некоторых субъектах Российской Федерации имеет место самовывоз бытовых отходов из сельских населенных мест на полигоны (Орловская, Волгоградская, Тюменская и Челябинская области, Ставропольский край). В Омской области в большинстве сельских поселениях плановая санитарная очистка не организована, не оборудованы места временного хранения ТБО, отсутствует специализированный транспорт. Определенная часть предприятий, организаций, частных предпринимателей и частных лиц не заключают договора на вывоз мусора, сбрасывают его в неустановленных местах, организуя несанкционированные свалки, засоряют берега рек. В Российской Федерации в 2007 г. функционировало 8 мусоросжигательных и 10 му-сороперерабатывающих заводов. По 2 мусоросжигательных завода действуют в Москве и Санкт-Петербурге. В Вологодской и Мурманской областях, Ставропольском и Приморском краях действует по 1 мусоросжигательному заводу. В Ставропольском крае и Ростовской области эксплуатируется по 2 мусороперерабатывающих завода, в Санкт-Петер-бурге, Белгородской, Московской, Ленинградской, Новосибирской и Самарской областях — по 1.

В некоторых регионах построенные мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы эксплуатируются не на полную мощность: ООО "Му-сороперерабатывающий комбинат" Архангельска мощностью 110 тыс. т/год работает на 30% мощности; мусоросжигательный завод "Спецзавод № 1", размещенный во Владивостоке Приморского края, проектной мощностью 105 тыс. т/год, фактически

перерабатывает 60 тыс. т/год (объемы принимаемых отходов ограничиваются договорными отношениями на передачу пара (теплоносителя) ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"); в Пятигорске Ставропольского края теплоэнергетический комплекс (ПТЭК) проектной мощностью 272,2 тыс. т перерабатываемого мусора в год имеет фактическую производительность 150 тыс. т/год.

В 2007 г. действовали 37 мусоросортировочных комплексов Наибольшее их число эксплуатируется в Москве (7), Санкт-Петербурге и Республике Татарстан (по 5), Московской области (4).

В Чувашской Республике в 2005 г. в Чебоксарах введена в эксплуатацию 1-я очередь мусоросорти-ровочной станции мощностью 75 тыс. т отходов в год, которая в 2006—2007 гг. не функционировала.

Во многих субъектах Российской Федерации ведутся работы по проектированию и строительству предприятий по утилизации ТБО: в Астраханской области ведется строительство мусоросортировоч-ного комплекса и полигона по захоронению брикетированных ТБО, в Калининградской области начата разработка проектно-сметной документации на строительство мусоросортировочного комплекса в г. Гусеве, в Кировской области ведутся работы по проектированию комплекса по переработке отходов, в Новосибирской области в 2007 г. выделен земельный участок для строительства 2-го мусороперерабатывающего завода, в Омской области начато строительство двух заводов по сортировке ТБО на территориях полигонов ТБО Ленинского и Кировского административных округов, строительство мусороперерабатывающего завода предусмотрено во 2-ю очередь после строительства заводов по сортировке; в Пензенской области разработана проектная документация на строительство мусоросортировочного комплекса в Пензе, к строительству планировалось приступить в 2008 г.

Обращение с промышленными отходами. По данным управлений Роспотребнадзора, число предприятий, образующих отходы, в 2007 г. составляло 1 092 871 (в 2006 г. - 972 802), из них на контроле органов и организаций Роспотребнадзора находилось 91,2% предприятий.

Ранжирование предприятий по количеству производимых отходов показало, что наибольшее количество предприятий — 813 233 (74,4%) образуют бытовые отходы, 173 272 (15,9%) — промышленные. Отходы птицеводства и животноводства, осадки сточных вод, агрохимикаты и другие виды отходов образуют менее 10% предприятий.

Распределение отходов по видам в 2007 г.

Вид отходов

Количество накопленных отходов

т/год %

Промышленные 1 973 266 829,7 57,93

Другие 1 310 073 168,3 38,46

Бытовые 91 009 571,8 2,68

Птицеводства и животноводства 16 208 867,0 0,46

Осадки сточных вод 15 870 210,1 0,47

Агрохимикаты 52 515,7 0,001

Всего... 3 406 481 162,5 100

Наибольшее количество накопленных отходов составляют отходы 4-го класса опасности (2007 г. — 97,4%). На долю отходов 1, 2 и 3-го классов в сумме приходится менее 3%.

За 2007 г. накоплено 3 406 481 162,5 т отходов. Наибольшее количество накопленных за 2007 г. отходов приходится на промышленные (57,9%)и другие (38,5%) виды отходов (в основном это отходы промышленных предприятий, приравненные к бытовым. На долю остальных видов отходов в сумме приходится менее 4% (см. таблицу).

В 2007 г. действовали 369 полигонов промышленных отходов (в 2006 г. — 365), из них 29 полигонов для хранения отходов 1-го, 2-го классов опасности (2006 г. — 25). Санитарно-эпидемиологические заключения имеют 312 полигонов про-мотходов (84,6%), лицензию имеют 257 (69,7%).

В 2007 г. действовали 14 полигонов промышленных отходов с коэффициентом заполнения более 90% (3,8% от имеющихся), с коэффициентом заполнения 50—90% — 147 (39,8% от имеющихся).

Полигоны для промышленных отходов отсутствуют в 24 субъектах Российской Федерации: Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Калининградской, Кировской, Пензенской, Ульяновской, Тюменской, Челябинской, Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском крае, республиках Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской и Удмуртской, Приморском крае.

При отсутствии полигонов для размещения промышленных отходов на территории субъекта Российской Федерации в большинстве случаев промышленные отходы 1-го и 2-го классов опасности временно хранятся на территориях промышленных предприятий, затем передаются на утилизацию в специализированные организации по договорам или вывозятся для утилизации в другие регионы Российской Федерации. В 2007 г. на предприятиях было организовано 18 593 места хранения промот-ходов (в 2006 г. — 21 217 мест). Отходы 3-го и 4-го классов опасности зачастую утилизируются на полигонах ТБО.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. число шламо-накопителей, хвостохранилищ, терриконов, отвалов, золошлакоотвалов и других увеличилось и составило 2338 (2142 в 2006 г.).

В Тульской области существует проблема своевременного вывоза отходов с территории промышленных предприятий, в результате чего значительные объемы отходов хранятся на промышленных площадках в течение длительного времени, приводя к загрязнению территории и не позволяя проводить ее своевременную уборку. Выявлены факты хранения отработанных смазочно-охлаждающих жидкостей в металлических емкостях непосредственно в производственных цехах. Малые предприятия не имеют проектов лимитов накопления и размещения отходов, не заключают договора на вывоз отходов производства и потребления, утилизацию опасных отходов.

Отсутствие на территории Красноярского края достаточного количества централизованных полигонов по захоронению промышленных отходов 1—

2-го классов опасности приводит к тому, что в промышленных городах эти отходы вывозят в места несанкционированного захоронения или смешивают с менее токсичными отходами при их захоронении в санкционированных местах.

В качестве положительного примера решения проблемы промышленных отходов можно привести деятельность ОАО «Полигон промышленных отходов "Старково"» в Курской области. Принятие данного предприятия в областную собственность положительно сказалось на его работе. Увеличилось количество заключаемых с предприятиями договоров на размещение промышленных отходов, разработаны экономически обоснованные тарифы на их размещение, что позволило уже сейчас полигону стать практически самоокупаемым. ОАО «Полигон промышленных отходов "Старково"» внедряет новые технологии по обеззараживанию нефте-загрязненных грунтов микробиологическим методом. Предприятием прорабатывается вопрос приобретения пиролизной установки по уничтожению отходов, образующихся в здравоохранении, животноводстве, растениеводстве. В районе полигона постоянно осуществляется мониторинг окружающей среды.

В Вологде решен вопрос утилизации промышленных отходов. В 2007 г. на ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" введена в эксплуатацию мусоросжигательная печь — установка инсенера-тор ИН-50.4 для утилизации промышленных отходов собственного производства и сторонних предприятий, также планируется использовать данную установку для утилизации медицинских отходов классов Б и В от лечебно-профилактических учреждений города, на что имеются необходимые разрешительные документы.

Вторичная переработка отходов. Актуальным вопросом остается сокращение объема накопленных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершенствования технологий по их переработке.

Наивысший процент утилизации отходов достигнут строительными предприятиями (91), за ним следуют предприятия сельского хозяйства (77). В то же время на предприятиях, создающих основную массу отходов (предприятия, добывающие полезные ископаемые), этот показатель, как и показатель по России, составляет 39%.

Во многих субъектах Российской Федерации организованы предприятия по переработке отходов (или же такие отходы собираются и вывозятся для утилизации в соседние регионы):

— предприятия по переработке нефтесодержа-ших отходов (в том числе нефтешламов) действуют в Астраханской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Ярославской областях, республиках Башкортостан, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чувашской Республике и Краснодарском крае;

— промасленные отходы перерабатываются в Астраханской, Белгородской и Кировской областях, республиках Башкортостан и Коми;

— отработанные масла перерабатываются в Белгородской, Кировской, Курской и Томской об-

ластях, Республике Северная Осетия-Алания и Санкт-Петербурге;

— отработанные покрышки и резинотехнические изделия перерабатываются в Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кировской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Тамбовской, Томской и Челябинской областях, республиках Башкортостан, Северная Осетия-Алания и Татарстан, Хабаровском и Пермском краях;

— стеклобой перерабатывается в Вологодской, Кировской, Курской, Нижегородской и Челябинской областях, республиках Северная Осетия-Алания и Татарстан;

— макулатура перерабатывается в Вологодской, Кировской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Томской и Челябинской областях, Республике Башкортостан;

— лом черного и цветного металлов перерабатывается в Воронежской, Кировской, Новгородской и Пензенской областях, Республике Татарстан, Пермском и Камчатском краях, Сан кт-Петербурге;

— отработанные аккумуляторы перерабатываются в Астраханской, Белгородской, Калининградской, Курской, Липецкой, Мурманской, Пензенской, Томской и Тамбовской областях, республиках Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Камчатском крае и Санкт-Петербурге;

— отходы полимерных изделий (посуда, бутылки, упаковочный материал) перерабатываются в Воронежской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской и Челябинской областях, республиках Башкортостан, Северная Осетия-Ала-ния, Татарстан и Хабаровском крае;

— древесина перерабатывается в Воронежской, Кировской и Орловской областях, Камчатском крае;

— гальваношламы перерабатываются в Воронежской, Калужской, Кировской, Пензенской, Тамбовской, Ярославской областях и Чувашской Республике;

— отходы пластмассы перерабатываются в Вологодской, Курской и Орловской областях,

— золошлаковые отходы перерабатываются в Ивановской и Челябинской областях;

— тканевые отходы перерабатваются в Курской и Челябинской областях, Республике Татарстан;

— отходы мясокомбинатов (костей) перерабатываются в Белгородской и Челябинской областях, Республике Башкортостан;

— строительные отходы перерабатываются в Кировской области и Санкт-Петербурге.

В Белгородской области основную массу промышленных отходов на территории области составляют отходы вскрышных пород предприятий горнорудной промышленности, карьеров нерудных материалов (мела). Вскрышные породы используются в производстве строительных материалов, для рекультивации отработанных карьеров, в качестве изолирующего слоя при складировании бытовых отходов. Так, например, вскрышные породы Стойленского горнообогатительного комбината (ГОК) используются при производстве цемента, железобетонных изделий, минеральных красок

на предприятиях г. Старый Оскол, для промежуточной изоляции мусора на полигоне ТБО, отходы разработки карьера мела на ОАО "Белгородстрой-материалы" — для рекультивации отработанных участков. Неиспользуемые отходы предприятий горнорудной промышленности хранятся в отвалах ГОК, хвостохранилищах.

В Вологодской области решаются проблемы по утилизации осадков очистных сооружений предприятиями "Вологдагорводоканал" и "Водоканал" Череповца. Осадки после обработки в цехах механического обезвоживания на предприятиях используются для изоляции отходов на городской свалке (52%), а также для приготовления компо-стов из смеси осадков сточных вод и торфа и реализации в качестве удобрения.

Однако перерабатывающие мощности по промышленным отходам на большинстве предприятий отсутствуют. Не действует механизм экономической заинтересованности в переработке отходов и замене первичного сырья вторичным, так как требует привлечения дополнительных средств, поэтому в настоящее время основной объем отходов, используемых для вторичной переработки, это коммерческие отходы: лом цветных и черных металлов, древесина, полимерное сырье.

Ртутьсодержащие отходы. В большинстве субъектов Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области, республики Башкортостан, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртская, Чувашская и Хакасия, Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Ямало-Не-нецкий автономный округ и Санкт-Петербург) имеются демеркуризационные предприятия или специализированные предприятия, осуществляющие централизованный сбор, хранение и дальнейшую передачу на утилизацию в демеркуризационные предприятия, расположенные в других регионах Российской Федерации, ртутьсодержащих отходов. Однако не поддаются полному контролю сбор ртутьсодержащих ламп и приборов с ртутным заполнением и их доставка от населения, мелких предприятий и организаций.

Несмотря на проводимую работу, в ряде субъектов Российской Федерации ситуация с утилизацией ртутьсодержащих отходов по-прежнему остается неудовлетворительной.

В Республике Дагестан продолжается неуправляемое загрязнение почвы ртутью. На настоящий момент на территории республики накопилось более 700 тыс. отработанных люминесцентных ламп и приборов, а вопросы по утилизации не решаются, что приводит к их накоплению на предприятиях, откуда их вывозят на свалки бытовых отходов.

На территории Республики Марий Эл также продолжается загрязнение почвы ртутью в результате вывоза на свалки ТБО отработанных люми-

несцентных и ртутьсодержащих ламп, приборов с ртутным заполнением, не прошедших демеркуризацию, особенно в сельской местности. Предприятия по демеркуризации на территории республики отсутствуют. Сбор, временное хранение и транспортирование ртутьсодержащих отходов осуществляет ООО "Центр экологической безопасности", утилизацию отходов — предприятие ООО "Меркурий" г. Чебоксары.

В Красноярском крае имеет место несанкционированный прием на полигоны ТБО отработанных люминесцентных ламп.

Пестициды и агрохимикаты. В 2007 г. пестициды и агрохимикаты хранились на 5600 складах, из которых только 2180 (38,9%) имели санитарно-эпи-демиологическое заключение; организованную са-нитарно-защитную зону имели 60% складов (3360).

В Белгородской, Орловской, Мурманской и Свердловской областях, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Башкортостан все склады, на которых хранятся пестициды и агрохимикаты, находятся в удовлетворительном состоянии, имеют санитарно-эпидемиологические заключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в ряде субъектов Российской Федерации удельный вес складов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения, составляет менее 10%: в Костромской области и Республике Марий Эл — только 1,9%, в Курской области — 3,4%, в Новгородской области — 6,1%, в Рязанской области — 9%.

В Курской области при проведении надзорных мероприятий регистрируются факты нарушений санитарного законодательства при хранении, применении и транспортировке пестицидов. Большинство складов для хранения пестицидов не отвечают требованиям санитарных норм и правил. Основными нарушениями являются: неудовлетворительное техническое и санитарное состояние сооружений, наличие возможности доступа на склады посторонних лиц, отсутствие документов на пестициды и др. Особенно остро стоит проблема хранения и обеспечения сохранности препаратов в хозяйствах-банкротах.

В Краснодарском крае в ходе проверок выявлены нарушения санитарного законодательства, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. Так, у работников складов отсутствует специальная профессиональная подготовка, персонал склада не проходит гигиеническое обучение, не все склады оборудованы пылеотсасывающей аппаратурой с последующей очисткой воздуха, не везде решен вопрос сбора и очистки сточных и промывных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами (отсутствуют или не функционируют площадки с водонепроницаемыми колодцами), в отдельных хозяйствах отсутствуют санитарно-эпидемиологиче-ские заключения на способы (методы) нейтрализации и обезвреживания сточных вод, на складах отдельных хозяйств недостаточное количество дезактивирующих средств для нейтрализации пестицидов и агрохимикатов.

В Ставропольском крае около 50% существующих складов находятся в неудовлетворительном са-

нитарном состоянии. Отсутствие подъездных путей к складским помещениям, условий для стирки спецодежды, несоответствие набора бытовых помещений стало причиной того, что в 2007 г. лишь 43,3% предприятий получили разрешения на право получения, хранения и применения ядохимикатов.

В Ульяновской области санитарно-техническое состояние складов ядохимикатов, расположенных в Мелекесском районе, не отвечают требованиям санитарного законодательства, помещения указанных складов требуют проведения капитального ремонта.

В Республике Дагестан в ходе осуществления Госсанэпиднадзора за условиями ввоза и реализации средств защиты растений установлено, что за последние годы частными лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется завоз в республику пестицидов, в том числе запрещенных и непригодных к использованию.

В Республике Адыгея в 2007 г. зарегистрированы факты загрязнения почвы пестицидами. В селитебной зоне пос. Энем на участке застройки при проведении земляных работ были вскрыты захоронения скоплений ядохимикатов. В связи с возникшей угрозой чрезвычайной ситуации были проведены аварийно-спасательные работы по ликвидации обнаруженного скопления ядохимикатов и их утилизации и мероприятия по предотвращению загрязнения прилегающей территории путем рекультивации участков.

Управлениями Роспотребнадзора по Ивановской, Липецкой, Ленинградской, Ульяновской областям, Республике Северная Осетия-Алания была организована работа по выдаче разовых разрешений на завоз и применение конкретного пестицида в количестве, достаточном для одной обработки данной культуры.

В Карачаево-Черкесской Республике реализация пестицидов и агрохимикатов сельскохозяйственными предприятиями республики осуществляется по мере необходимости ("с колес"), складирование практически не производится.

В ходе проводимых рейдовых проверок установлено, что в большинстве случаев условия труда при проведении сельскохозяйственных работ с применением агрохимикатов соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам, средствами индивидуальной защиты и спецодеждой работники большинства складов обеспечены, медицинские осмотры проходят регулярно.

В Ульяновской области в 2007 г. зарегистрировано 1 ингаляционное отравление при проведении уборки помещения, в котором ранее проводилось протравливание зерна с применением агрохимика-та Фосфин. По данному факту специалистами Управления Роспотребнадзора и территориального отдела в Ульяновском районе было проведено расследование, отравление признано профессиональным, хозяйствующему субъекту даны предписания об устранении выявленных нарушений.

В Алтайском крае в 2007 г. установлен диагноз профессионального заболевания 1 человеку — агроному, проработавшему в контакте с пестицидами около 20 лет.

На конец 2007 г. оставались неутилизованными накопленные за предыдущие годы 15 402 т пришедших в негодность, обезличенных и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов. Наибольшее количество пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов накоплено на территории Алтайского (2941 т), Краснодарского (1980,4 т) краев и Курганской области (1098,1 т). Также большое количество таких отходов накоплено в Приморском крае (803,7 т), Воронежской (753 т), Ростовской (614 т), Курской (582,3 т), Омской (381,6 т) Смоленской (365,6 т), Сахалинской (357,4 т), Челябинской (357 т), Волгоградской (329,9 т) и Тульской (300,3 т) областях.

Количество утилизованных, пришедших к негодность и запрещенных пестицидов и агрохимикатов в 2007 г. составило 2150 т, а в 2006 г. было утилизовано 2680,7 т. Наиболее активно эта работа проводилась в Республике Мордовия (в 2006 г. утилизовано 153,5 т, пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов, в 2007 г. — 202,7 т), Воронежской (2006 г. — 324,8 т, 2007 г. - 41, т), Калужской (2006 г. - 245 т, 2007 г. — 100 т), Волгоградской (2006 г. - 185,7 т, 2007 г. — 82,7 т) и Смоленской (2006 г. — 112,6 т, 2007 г. — 114 т) областях.

В Кировской области в течение 2006 г. вывезено 65,19 т, что составляет 55% от общего количества пестицидов, подлежащих утилизации. В первую очередь вывезены пестициды из бесхозных складов и из мест, расположенных в водоохранных зонах (вывезены пестициды из 48 мест (складов), всего остается 93 места, где размещаются непригодные к использованию пестициды). В 2007 г. вывезено 102,578 кг. На сегодняшний день 30 районов области очищены от непригодных пестицидов. На эти цели израсходовано за 2006—2007 гг. 6,5 млн руб. Данные работы планируется закончить в 2009 г.

Однако в Костромской, Курской, Орловской, Курганской, Кемеровской, Омской и Сахалинской областях, республиках Дагестан, Тыва, Саха (Якутия) и Красноярском крае работы по утилизации накопленных пришедших в негодность и запрещенных пестицидов и агрохимикатов в течение последних 2 лет не проводились.

К сожалению, специализированных складов к для хранения пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации недостаточно. Хранение данных препаратов в 2007 г. было организовано на 2656 складах, из которых санитарно-эпи-демиологическое заключение имеют лишь 868 (40,4%), санитарно-защитную зону имеют 1950 (73,4%) складов.

В Брянской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской, Архангельской, Ростовской, Кировской, Ульяновской, Тюменской, Иркутской, Кемеровской, Омской и Читинской областях, республиках Калмыкия и Тыва все склады, на которых хранятся пришедшие в негодность и запрещенные к использованию пестициды и агрохимикаты, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений.

В Смоленской, Тамбовской, Ростовской, Кировской и Омской областях, Республике Тыва и Алтайском крае ни один склад, на которых хранятся пришедшие в негодность и запрещенные к использованию пестициды и агрохимикаты, не имеет организованной санитарно-защитной зоны.

Обращение с медицинскими отходами. За 2007 г. на территории Российской Федерации было накоплено более 3,5 млн т медицинских отходов, из них более 2 млн т (60%) неопасных отходов (класс А), 1,2 млн т (35%) опасных (рискованных) отходов (класс Б), 40 тыс. т (1%) чрезвычайно опасных отходов (класс В), 65 тыс. т (1,8%) отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), по составу близких к промышленным (класс Г) и 1,5 тыс. т (0,05%) радиоактивных отходов (класс Д).

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что в большинстве ЛПУ приказами главных врачей назначены лица, ответственные за организацию сбора, прошедшие специальное обучение, разработаны должностные инструкции для каждого специалиста, схемы сбора, утилизации, дезинфекции, уничтожения отходов, основная часть схем удаления отходов согласована с органами и организациями Роспот-ребнадзора.

Однако до настоящего времени в ЛПУ имеется ряд нерешенных проблем, среди которых нехватка или отсутствие маркированных одноразовых пакетов и жестких емкостей для раздельного сбора отходов классов А, Б, В, Г, деструкторов и иглоотсе-кателей, специальных стоек (тележек) для транспортирования отходов ЛПУ, специально выделенных и оборудованных помещений и площадок для сбора и временного хранения медотходов, спецтранспорта, оборудованных мест для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта.

Также серьезной проблемой остается отсутствие специальных установок для дезинфекции отходов, в связи с чем остается высоким число ручных манипуляций при их обеззараживании. На территории Российской Федерации в 2007 г. действовали всего 493 установки по обеззараживанию медицинских отходов (в 2006 г. — 385), 214 установок по термическому обезвреживанию отходов ЛПУ (в 2006 г. - 178).

Установки для дезинфекции (обеззараживания) и термического обезвреживания отходов ЛПУ отсутствуют в Ивановской, Курской, Липецкой, Смоленской, Курганской, Омской, Читинской, Амурской и Сахалинской областях, республиках Адыгея, Ингушетия, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Хакасия и Кабардино-Балкарской, Алтайском и Хабаровском краях.

В связи с этим основным способом утилизации отходов классов А, Б, В по-прежнему остается складирование их на полигонах ТБО. Вывоз отходов осуществляется по договорам с коммунальными службами и иными организациями, специализирующимися на вывозе ТБО, с использованием их транспорта. Существующая система удаления отходов исключает возможность раздельного транспортирования отходов различных категорий опасности к местам складирования, в результате обезвреженные отходы разных классов смешиваются на ста-

дии транспортирования. Также в некоторых субъектах Российской Федерации (Архангельская, Курская и Новгородская области, республики Алтай и Хакасия, Агинский, Бурятский автономные округа) имеет место практика сжигания медицинских отходов в приспособленных печах.

В Ставропольском крае в рамках выполнения Федеральной целевой программы "Юг России" в 2003 г. были приобретены 3 установки Медиберн и на их основе создано предприятие ООО "Шалфей" по термической утилизации медицинских и ветеринарных отходов для учреждений региона Кавказских Минеральных Вод, однако работа предприятия тормозится из-за отсутствия целевого финансирования в муниципальных учреждениях здравоохранения. За 2007 г. на предприятии было утилизировано всего 44 т отходов класса Б. Вопрос утилизации медицинских отходов в других регионах остается нерешенным. Отходы из лечебных учреждений после их предварительного обеззараживания вывозятся на свалки и полигоны вместе с бытовыми отходами.

В Приморском крае по инициативе Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проблема утилизации медицинских отходов рассматривалась на совещании при вице-губернаторе Приморского края, где было принято решение о корректировке целевой программы "Отходы" с учетом утилизации отходов здравоохранения.

В Челябинской области для более успешной реализации требований санитарных правил и нормативов раздел "Медицинские отходы" включен в "Концепцию обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007— 2016 гг.", утвержденную постановлением Правительства области № 61-П от 23.03.07. Разработан и находится на утверждении в Законодательном собрании Челябинской области "Закон по обращению с отходами на территории Челябинской области".

В Вологодской области по инициативе Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в 2007 г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Правительства области начата разработка программ по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории области. После согласования программа будет включена в "План действий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами на территории Вологодской области на 2009—2013 гг."

Во многих субъектах Российской Федерации решены вопросы утилизации одноразового пластикового инструментария и одноразовых шприцев: после дезобработки они отправляются на вторичную переработку на специализированные предприятия. Однако в Краснодарском крае проблема утилизации одноразовых шприцев не решена. Данный вид медицинских отходов после дезинфекции вывозится с отходами других классов на свалки.

В последние годы деятельность по разработке проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение несколько активизировалась.

Так, в Пензенской области за 2004—2007 гг. разработаны 57 проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение. Ответственные исполнители

прошли обучение по программе обращения с отходами с получением свидетельства (сертификата) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.

В Тюменской области лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами имеет ЛПУ "Областная клиническая больница". Все учреждения здравоохранения ведут работу по подготовке документов для оформления лицензий на данный вид деятельности.

Разработка материалов экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами производства и потребления, проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения проводилась ЛПУ Орловской и Рязанской областей, Чувашской Республики.

Мероприятия по улучшению санитарно-эпиде-мической обстановки в Российской Федерации в области охраны почвы диктуют необходимость внесения органами государственной власти и местного самоуправления по субъектам Российской Федерации предложений по включению в Национальный план действий по гигиене окружающей среды разделов по охране почвы, предусматривающих внедрение безотходных и малоотходных технологий по переработке промышленных токсичных отходов, пестицидов и агрохимикатов; предложений по разработке целевых программ, а также по реализации мероприятий утвержденных программ, в том числе по стимулированию инвестиций в строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, транспортированию бытовых и промышленных отходов, благоустройству свалок, созданию условий для селективного сбора, сортировки и переработки бытового мусора; решение вопросов организации сбора, удаления ТБО на селе.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо организовать работу по устранению противоречий между санитарным законодательством и законодательством по охране окружающей среды по вопросу распределения отходов производства и потребления по классам опасности, а также критериям распределения медицинских отходов по классам опасности по СП 2.1.7.1386—03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", бытовых отходов, пестицидов и агрохимикатов, особенно в случаях их смешения. Также необходима подготовка предложений для Министерства природных ресурсов по внесению дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов в случае отсутствия класса опасности на вид отходов.

Органам и организациям Роспотребнадзора необходимо:

ужесточить контроль за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями), Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями от 29.12.02; 10.01.03; 22.08.04; 29.12.04), особенно на полигонах, относящихся к II и III группам санитарного благополучия;

осуществлять контроль за предприятиями и учреждениями, занимающимися вопросами организации, сбора, временного хранения и вывоза ртуть-содержащих медицинских отходов;

осуществлять контроль за применением, хранением, утилизацией пестицидов и агрохимикатов, за условиями труда при проведении сельхозработ с применением агрохимикатов;

в установленном порядке рассматривать проекты лимитов образования отходов;

повысить надзор за системой планово-регулярной очистки населенных мест;

проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектной документации по технологиям переработки, хранения, утилизации отходов производства и потребления, вторичной переработке отходов;

проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу отходов производства и потребления с определением класса опасности;

охватить достаточным и адекватным лабораторным контролем с учетом основных загрязнителей

почвы субъекты Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными документами;

обеспечить выполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.12.05 № 810 "О Перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда соци-ально-гигиенического мониторинга" по разделу 7 "Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест".

Другим заинтересованным организациям (Ростехнадзор, Росприроднадзор) необходимо ежегодно представлять статистическую отчетность о количестве накопленных отходов производства и потребления в органы и организации Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Поступила 06.10.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК «16.441-02:614.78(470.341)

Н. Ю. Орлинская', А. В. Киселев2, Н. М. Хмельницкая2

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГОГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЧАСТОТУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

'Зам. главного врача по научной работе Нижегородского клинического диагностического центра (т. 9519061596, e-mail: [email protected]); 'профессор кафедры медицинской экологии ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (т. 8921942 4525, e-mail: [email protected]); 'заведующая кафедрой патологической анатомии с курсом цитологии ГОУ ДПО СПб МАПО, доктор мед наук, проф. (т. 89112512618, e-mail: [email protected]).

Ни один из видов эндокринной патологии не связан так с окружающей средой, как патология щитовидной железы, поскольку структура и функция ее зависят от поступления извне йода и других микроэлементов. Йодный дефицит не является единственным фактором развития эндемического зоба, так как многими авторами показана высокая распространенность заболевания и при достаточном поступлении йода в организлt. Патологию щитовидной железы человека можно рассматривать как маркер экологического неблагополучия, поэтому наряду с изучением и раскрытием механизмов развития зоба, тиреоидитов и опухолей щитовидной железы следует учитывать и экологические факторы, оказывающие очевидное влияние на развитие заболеваний щитовидной железы.

Ключевые слова: Нижегородская область, факторы окружающей среды, влияние на состояние здоровья, заболевания щитовидной железы

N. Yu. Orlinskaya, А. V. Kiselev, N. М. Khmelnilskaya. - IMPACT OF THE ENVIRONMENTAL FACTORS ON THE INCIDENCE OF THYROID DISEASES IN THE POPULATION OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION

None of the thyroid diseases is associated with the environment, as thyroid pathology since its structure and function depend on dietary intake of iodine and other trace elements. Iodine deficiency is not the only factor of development of endemic goiter as many authors show the high prevalence of the disease with sufficient dietary intake of iodine. Human thyroid disease may be considered to be a marker of environmental ill-being; therefore, while studying and untangling the mechanisms of development of goiter, thyroiditis, and thyroid tumors, one should keep in mind the environmental factors that have an evident influence on the development of thyroid diseases.

Key words: Nizhni Novgorod, environmental factors on the health status, thyroid diseases

Существуют различные способы оценки гигиенической и экологической ситуации на территории России [2, 3]. О. К. Хмельницким и сотрудниками Московской академии последипломного образования в 2003 г. завершено исследование, включавшее сравнительную характеристику операционного материала, полученного в Челябинской, Тамбовской, Брянской, Калининградской, Ростовской, Ульяновской, Магаданской, Ставропольской, Новгородской и других областях. Это исследование позволило опреде-

лить экологически неблагополучные регионы, основываясь на выраженности патологии щитовидной железы, а также доказать целесообразность рассмотрения щитовидной железы как маркера экологического неблагополучия [5]. Нижегородская область в подобных исследованиях не участвовала. Тем не менее регион является крупным промышленным центром, в котором невозможно избежать влияния различных неблагоприятных факторов на патологию щитовидной железы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.