Научная статья на тему 'Надзор и контроль за обращением отходов производства и потребления как одно из направлений деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в практическом решении проблемы гигиены окружающей среды в Нижегородской области'

Надзор и контроль за обращением отходов производства и потребления как одно из направлений деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в практическом решении проблемы гигиены окружающей среды в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБРАЩЕНИЕ ОТХОДОВ / НАДЗОР И КОНТРОЛЬ / PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTES / WASTE MANAGEMENT / SUPERVISION AND CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Позднякова М. А.

Цель работы провести анализ результатов практической деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора Нижегородской области по осуществлению контроля и надзора за обращением отходов производства и потребления на территории Нижегородской области за последние пять лет по материалам Государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области» за 2014 и 2018 гг. Выявлены основные тенденции в решении вопроса организации сбора, хранения, переработки и утилизации отходов на территории Нижегородской области. Обобщен опыт совместной работы Управления Роспотребнадзора и органов исполнительной власти по обеспечению требований санитарного законодательства к обращению с отходами во время проведения массовых спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPERVISION AND MONITORING OF MANAGEMENT OF PRODUCTION WASTE AND CONSUMPTION - AS ONE OF THE DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF AUTHORITIES AND INSTITUTIONS OF THE COSTS DEPARTMENT IN PRACTICAL SOLVING THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL ENVIRONMENT IN NIZHEGORODSKIY REGION

The purpose of the work is to analyze the results of the practical activities of the bodies and institutions of the Rospotrebnadzor of the Nizhny Novgorod Region in monitoring and supervising the handling of production and consumption waste in the Nizhny Novgorod Region over the past five years, based on the materials of the State Reports “On the State of Sanitary and Epidemiological Well-Being of the Nizhny Novgorod Region” for 2014 and 2018 The main trends in addressing the organization of the collection, storage, processing and disposal of waste in the Nizhny Novgorod region are identified. The experience of the joint work of the Rospotrebnadzor Office and executive authorities on ensuring the requirements of sanitary legislation on waste management during mass sporting events is summarized.

Текст научной работы на тему «Надзор и контроль за обращением отходов производства и потребления как одно из направлений деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в практическом решении проблемы гигиены окружающей среды в Нижегородской области»

УДК 614.39

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Позднякова М.А.

ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, Нижний Новгород,

Россия

Цель работы - провести анализ результатов практической деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора Нижегородской области по осуществлению контроля и надзора за обращением отходов производства и потребления на территории Нижегородской области за последние пять лет - по материалам Государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области» за 2014 и 2018 гг. Выявлены основные тенденции в решении вопроса организации сбора, хранения, переработки и утилизации отходов на территории Нижегородской области. Обобщен опыт совместной работы Управления Роспотребнадзора и органов исполнительной власти по обеспечению требований санитарного законодательства к обращению с отходами во время проведения массовых спортивных мероприятий.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, обращение отходов, надзор и контроль.

Для цитирования: Позднякова М.А. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В ПРАКТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Медицина труда и экология человека. 2020: 2:71-77

Для корреспонденции: Позднякова Марина Александровна - заведующий отделом медико-профилактических технологий управления рисками общественному здоровью ФБУН «ННИИГП» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук, профессор, e-

mail: [email protected]

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2411 -3794-2020-10211

SUPERVISION AND MONITORING OF MANAGEMENT OF PRODUCTION WASTE AND CONSUMPTION - AS ONE OF THE DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF AUTHORITIES AND INSTITUTIONS OF THE COSTS DEPARTMENT IN PRACTICAL SOLVING THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL ENVIRONMENT IN NIZHEGORODSKIY REGION

Pozdnyakova M.A.

FBSI "Nizhny Novgorod research Institute of hygiene and occupational pathology",

Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russian Federation

The purpose of the work is to analyze the results of the practical activities of the bodies and institutions of the Rospotrebnadzor of the Nizhny Novgorod Region in monitoring and supervising the handling of production and consumption waste in the Nizhny Novgorod Region over the past five years, based on the materials of the State Reports "On the State of Sanitary and Epidemiological Well-Being of the Nizhny Novgorod Region" for 2014 and 2018 The main trends in addressing the organization of the collection, storage, processing and disposal of waste in the Nizhny Novgorod region are identified. The experience of the joint work of the Rospotrebnadzor Office and executive authorities on ensuring the requirements of sanitary legislation on waste management during mass sporting events is summarized. Keywords: production and consumption wastes, waste management, supervision and control. For citation: M.A. Pozdnyakova. SUPERVISION AND MONITORING OF MANAGEMENT OF PRODUCTION WASTE AND CONSUMPTION - AS ONE OF THE DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF AUTHORITIES AND INSTITUTIONS OF THE COSTS DEPARTMENT IN PRACTICAL SOLVING THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL ENVIRONMENT IN NIZHEGORODSKIY REGION. Occupational Health and Human Ecology. 2020: 2:71-77 For correspondence: Marina A. Pozdnyakova - Head of the Department of Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, Scientific Center of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, DMSc, MD, PhD, professor, email: [email protected] Financing. The study did not have sponsorship. Conflict of Interest: The author declares no conflict of interest. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2411 -3794-2020-10211

Сбережение популяционного здоровья и его всемерное укрепление - одна из приоритетных задач государственной политики в Российской Федерации, имеющая законодательное основание в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3, других нормативных документах различного уровня. В широком смысле сохранение и укрепление здоровья населения - это процесс создания государством возможностей для усиления контроля общества и каждого человека за факторами, определяющими здоровье [1].

Одной из актуальных проблем современного мира является проблема обращения отходов производства и потребления. По значимости эколого-гигиенической составляющей этот вопрос занимает самые высокие ранговые места в ряду основных медико-социальных и экономических проблем здравоохранения.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 1, под отходами производства и потребления понимаются «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению» [2].

Функция контроля и надзора в данной предметной области закреплена, в том числе, за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как следует из указанного выше Федерального закона №89-ФЗ и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 [3].

Материалы и методы

В настоящей статье представлены результаты анализа материалов Государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области» за 2014 и 2018 гг., опубликованных Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области (далее - Управление) в открытой печати [4, 5]. Использовался системный подход, расчет показателей динамического ряда.

Результаты и обсуждение

В 2018 г. под надзором Управления находилось 16 полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), из них 4 межмуниципальных с мусоросортировочными комплексами, 16 организованных свалок и 4 ведомственных полигона. Следует отметить, что число полигонов в сравнении с 2014 г. выросло в 1,8 раза; в то время как число организованных свалок уменьшилось в 3,2 раза, что представляется как позитивный регулируемый процесс, отражающий общероссийскую и мировую динамику. Большая часть организованных свалок на территории области уже рекультивирована или находится в процессе рекультивации, как и выведенный из эксплуатации полигон ТБО «Игумново».

Общая вместимость полигонов ТКО на сегодня составляет 23,8 млн т. Коэффициент заполнения - менее 30%. Все полигоны имеют организованные санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ), санитарно-эпидемиологические заключения на проекты СЗЗ.

В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу - 2018 (далее - ЧМ-2018), один из этапов которого проходил в Нижнем Новгороде, в мае 2018 г. был введен в эксплуатацию современный мусоросортировочный комплекс на межмуниципальном полигоне ООО «МАГ-Групп». Всего на территории области действуют 6 мусороперегрузочных станций общей мощностью 944,3 тыс. т в год.

Всего в 2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области было проверено 53 объекта, занимающихся деятельностью по сбору, обработке и утилизации неопасных отходов, в том числе 9 полигонов ТКО. В ходе проверок были выявлены нарушения санитарного законодательства на 49 объектах. Основными нарушениями явились: нарушение технологии захоронения отходов, отсутствие полного объема и кратности производственного контроля. Факты приема на полигоны ТКО несанкционированных промышленных отходов в 2018 г. не были выявлены.

Был выявлен ряд нарушений в системе санитарной очистки населенных мест: нарушение расстояний от площадок установки контейнеров до жилого фонда с учетом сложившейся застройки (особенно в городской черте Нижнего Новгорода), отсутствие или использование контейнерных площадок без твердого основания (особенно часто - на территории частной жилой застройки и территории сельских населенных пунктов); отсутствие системы обработки и дезинфекции контейнеров ТКО и площадок для приема снега, обустроенных в соответствии с требованиями действующего законодательства; сброс жидких отходов в несанкционированные точки приема на канализационной сети; медленные темпы работ по рекультивации нарушенных земель в связи с размещением на них свалок ТКО, подлежащих закрытию, согласно территориальной схеме обращения с отходами.

Принцип безопасного захоронения промышленных отходов является основным в решении вопроса по размещению отходов производства. Промышленные полигоны, расположенные в

области, являются ведомственными и в основном рассчитаны на прием собственных отходов. Таких полигонов в области насчитывается 4 (ОАО «Выксунский металлургический завод» в г. Выкса, ОАО «Заволжский моторный завод» в г. Заволжье, ОАО «БорПром» в г. Бор (в настоящее время он не эксплуатируется) и полигон ОАО «Горьковский автомобильный завод» в г. Нижний Новгород).

Часть промышленных и строительных отходов 3-4 класса опасности принимается для захоронения на полигоны и свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО), часть - на ведомственные полигоны для захоронения промышленных отходов.

Промышленные полигоны для отходов 1-2 класса опасности на территории области сегодня отсутствуют. Из-за недостаточного количества специализированных полигонов по хранению и захоронению опасных отходов продолжается их накопление на территории предприятий. Основная масса накопленных отходов приходится на различные шламы и шлаки предприятий энергетического комплекса, химической отрасли и черной металлургии (4-й класс опасности). Основное накопление остается на промплощадках предприятий городов Нижний Новгород, Балахна, Дзержинск, Выкса.

Следует отметить, что на территории Нижегородской области в результате предыдущей хозяйственной деятельности городских и оборонных предприятий Дзержинского промышленного узла образовались объекты накопленного экологического ущерба: полигон ТБО «Игумново», шламонакопитель «Белое море» на территории завода «Капролактам», свалка промотходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло».

Мероприятия по ликвидации этих объектов выполняются в рамках государственного контракта между ГБУ НО «Экология региона» и ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии». Реализация мероприятий по ликвидации указанных объектов и накопленного экологического ущерба включена в федеральный проект «Чистая страна», реализуемый в рамках нацпроекта «Экология». На уровне субъекта разработан и утвержден региональный паспорт данного проекта. Предприятием ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии» получены все необходимые санитарно-эпидемиологические заключения на осуществление данного вида деятельности, а также разработан и утвержден проект СЗЗ для устанавливаемого оборудования, используемого для ликвидации свалки отходов «Черная дыра». На объектах «Игумново» и «Белое море» продолжаются работы по технической рекультивации и восстановлению нарушенных земель соответственно.

Проблема размещения отходов решается с помощью внедрения современных технологий по переработке отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами. В области имеются участки по переработке резино-технических изделий, аккумуляторов, бумаги и картона, но общая мощность имеющихся участков по сортировке и вторичной переработке отходов является недостаточной.

Остается сложным для полноценного решения вопрос с организацией сбора ртутьсодержащих отходов. В настоящее время в области отсутствуют специализированные организации, занимающиеся централизованным сбором ртутьсодержащих отходов, в том числе у населения.

Для обезвреживания эпидемиологически опасных (класса Б и В) отходов медицинских организаций в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» [6] и обеспечения

возможности их дальнейшего размещения совместно с ТКО на территории области осуществляют деятельность как централизованные (работающие с группой медицинских учреждений, расположенных в населенном пункте), так и децентрализованные (предназначенные для обезвреживания собственных отходов медицинской организации, на площадях которой они расположены) участки по аппаратному обезвреживанию.

По данным медицинских организаций, в настоящее время на территории Нижегородской области осуществляют деятельность по аппаратному обезвреживанию медицинских отходов на централизованных участках 16 юридических лиц. Кроме того, 35 медицинских организаций имеют децентрализованные участки по аппаратному обезвреживанию собственных отходов.

В 2018 г. пестициды применялись на 223 объектах сельского хозяйства, все они из числа находящихся на контроле Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Всего было применено более 370 т пестицидов и агрохимикатов различных наименований на общей площади более 503000 га.

Для сравнения в 2014 г. пестициды использовались в 300 хозяйствах (снижение в 2018 г. -на 26%), которые применили 164,975 т пестицидов (повышение в 2018 г. - на 125%). Площадь применения составляла в 2014 г. 477000 га (увеличение площадей в 2018 г. составило более 5%). Выявленная динамика в применении пестицидов, видимо, требует самостоятельного детализированного анализа всех ее причин.

Практически все хозяйства, применяющие пестициды и агрохимикаты, имели специальное оборудование для выполнения данного вида работ. В большинстве случаев для обработки посевных площадей привлекались специализированные организации: ФГБУ «Россельхозцентр по Нижегородской области», ООО «Агроинвест» и др.

Всего в хозяйствах области, находящихся на контроле Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, имелись 48 складов для хранения пестицидов и агрохимикатов, 12 из которых были выведены из эксплуатации. Следует отметить, что за последние пять лет произошло более чем двукратное уменьшение количества складов (в 2014 г. их насчитывалось 108). Подобное уменьшение объясняется отсутствием текущей необходимости в них - большинство хозяйств приобретало препараты в небольших количествах, непосредственно перед их применением. Состояние эксплуатируемых агрохимических комплексов и складов регистрировалось как удовлетворительное.

По состоянию на 01.01.2019 г. в хозяйствах, находящихся на контроле Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, хранилось около 10,5 т пестицидов и агрохимикатов, подлежащих утилизации (с истекшим сроком годности, запрещенных к применению, не идентифицированных). В качестве позитивного факта следует признать планомерное ежегодное снижение объемов хранящихся пестицидов, подлежащих утилизации (в 2013 г. их число составляло 19,5 т).

В целях лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и утилизации отходов I-IV класса опасности в 2018 г. было выдано 33 санитарно-эпидемиологических заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления заявленной деятельности. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» было выдано 17 экспертных заключений по расчетам классов опасности отходов производства и потребления.

Большая работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия была проведена в период подготовки и проведения ЧМ-2018. Так, на территории стадиона, фанзоны, основных туристических маршрутах и местах отдыха областного центра был реализован раздельный сбор твердых коммунальных отходов. Эффективная совместная работа органов и учреждений Роспотребнадзора Нижегородской области с Организационным комитетом, органами местного самоуправления, организациями, занимающимися сбором и транспортированием отходов, позволила обеспечить полное выполнение требований действующего санитарного законодательства к содержанию территории населенных мест.

По выявленным нарушениям санитарного законодательства при обращении с отходами в 2018 г. принимались все необходимые меры административного воздействия, в том числе по материалам, направленным Управлением в судебные органы.

Таким образом, по результатам анализа практической деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора по осуществлению надзора и контроля за обращением отходов производства и потребления на территории Нижегородской области за последние пять лет необходимо отметить главный позитивный факт: произошла смена парадигмы в обращении с отходами, активными темпами вводятся в эксплуатацию современные полигоны и мусоросортировочные комплексы; расширяется процесс цивилизованной рекультивации выведенных из эксплуатации полигонов и земельных участков; на регулярной основе снижается число свалок. Несмотря на отдельные имеющиеся нарушения сбора, обработки и утилизации отходов, на сегодня создан значительный ресурс имеющихся мощностей их хранения и утилизации. Ведущим в вопросе размещения отходов производства остается принцип безопасного захоронения промышленных отходов. Подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий постепенно перешли на кратковременные закупки ядохимикатов, без их последующего длительного хранения и необходимости утилизации. Практика показала, что только совместными усилиями надзорных служб и органов исполнительной власти можно добиться существенных положительных результатов в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, в том числе по вопросу обращения отходов производства и потребления - эффективный опыт такого взаимодействия в ходе ЧМ-2018 получен, обобщен и может быть использован в дальнейшей практике решения проблемы гигиены окружающей среды не только на территории Нижегородской области, но и других субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010.

2. https:// www.consultant.ru/docume/cons_doc_LAW_19109/ (электронный ресурс)

3. https://base.garant.ru/12136005/ (электронный ресурс)

4. Петров Е.Ю. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в 2014 году», 2014.

5. Кучеренко Н.С. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в 2018 году», 2018 г.

6. http://www.consultant.ru/about/purchase/demo/show/ (электронный ресурс)

References:

1. Polunina N.V. Public Health and Health: A Textbook. M .: Publishing house "Medical Information Agency", 2010.

2. https: // www.consultant.ru/docume/cons_doc_LAW_19109/ (electronic resource)

3. https://base.garant.ru/12136005/ (electronic resource)

4. Petrov E.Yu. State report "On the sanitary-epidemiological situation in the Nizhny Novgorod region in 2014", 2014.

5. Kucherenko N.S. State report "On the sanitary-epidemiological situation in the Nizhny Novgorod region in 2018", 2018.

6. http://www.consultant.ru/about/purchase/demo/show/ (electronic resource)

Поступила/Received: 05.03.2020 Принята в печать/Accepted: 15.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.