Отопление общеобразовательных школ и школ-интернатов должно производиться от сети теплофикации, районных котельных или хозяйственных корпусов, а также собственной котельной.
Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует размещать на участках в соответствии с требованиями главы II-B 1 СНиП <1958). Площади участков принимают согласно «Правилам и нормам планировки и застройки городов» СН 41-58.
Поступила 26/VIII 1960 г.
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ГИГИЕНОЙ 1
Проф. Е. Я. Белицкая
Из Воеино-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова
Санитарная статистика как предмет преподавания зародилась и возникла в недрах гигиены, развивалась в тесной связи с этапами развития гигиены. Это обстоятельство было обусловлено, во-первых, тем, что в России в 60-х годах прошлого столетия были созданы самостоятельные гигиенические кафедры (в соответствии с университетским уставом 1863 г.), во-вторых, тем, что отечественная гигиеническая теория и практика издавна носили ярко выраженный общественный характер, стремление разрешить практические социально-гигиенические задачи.
Приоритет в преподавании санитарной статистики принадлежит Военно-медицинской академии — старейшему высшему учебному заведению и центру научной медицинской мысли в стране.
Изложение вопросов демографической и военно-медицинской статистики началось в академии в 1845 г. и нашло свое отражение в программе курса медицинской полиции и гигиены, составленной проф. П. П. Пе-лехиным. Большое внимание к преподаванию статистики в академии отмечается в 60-е годы, в период формирования гигиены как самостоятельной дисциплины (с включением в нее «сравнительной статистики болезней военных и невоенных людей и изложения военно-медицинских учреждений»). Следует подчеркнуть инициативу и большое участие проф. Я. А. Чистовича как в процессе включения статистики в круг дисциплин для подготовки слушателей, так и в создании самостоятельной кафедры гигиены.
С 1871 г. эту кафедру возглавил проф. А. П. Доброславин. В составленные им программы курсов общей и военной гигиены (1882 и 1889) были включены разделы, посвященные статистике; в практические занятия по гигиене впервые в России было введено «изучение разработки статистических данных с упражнениями в составлении статистических отчетов и приготовлении диаграмм и картограмм».
В I томе (1885) «Курса военной гигиены» А. П. Доброславина содержатся разнообразные статистические сведения; во II (1887) — значительная (первые 3 главы) часть специально отведена вопросам санитарной статистики.
В период руководства кафедрой А. П. Доброславин ввел в 1889 г. доцентский курс по медицинской статистике и географии, весьма успешно читавшийся JI. И. Голынцом.
1 Доложено на 1-м Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей в
Омске 6—10 сентября 1960 г.
5 Журнал «Гигиена и санитария». Ni 2
65
Из других высших учебных заведений России, в которых преподавалась санитарная статистика, следует упомянуть Казанский университет на медицинском факультете которого в течение 3 лет (1872—1875) читал эту дисциплину (в виде доцентского курса) П. А. Песков. Итогом его педагогической деятельности явилось первое русское руководство по санитарной статистике, изданное в Казани в 1874 г., — «Медицинская статистика и география как отдельные отрасли общественных наук и методы статистического исследования в области медицины». Это первое русское учебное пособие, написанное на высоком научном уровне, содержало основные вопросы методологии статистического исследования (определение предмета и содержания санитарной статистики, разделы о группировке, статистических коэффициентах, средних величинах с подробным изложением теории вероятностей, графических изображений
В 1884 г. в Варшаве был издан «Курс практической гигиены» проф И. П. Скворцова, считавшего санитарную статистику основой препода вания гигиены. Первый отдел его курса (явившегося итогом педагогической деятельности автора в Казанском и Варшавском университетах) объемом около 500 страниц именуется «Санитарная статистика и география с данными по антропологии и демографии».
Самостоятельная кафедра гигиены в Московском университете была создана в 1884 г. (по университетскому уставу 1884 г.); предмет ее определялся как «гигиена с включением медицинской полиции и санитарной статистики». Возглавил эту кафедру виднейший ученый и яркий представитель общественной гигиены проф. Ф. Ф. Эрисман; его «Санитарная статистика» (приложение ко II тому «Курса гигиены». М., 1887) является обстоятельным руководством, занимает около 20 печатных листов и состоит из 6 глав. В нем освещены задачи санитарной статистики, способы собирания и сводки статистических материалов, вычисление производных величин (особенно детально средних величин), составление графических изображений. Наряду с методическими разделами учебник Ф. Ф. Эрисмана включает главы по демографической статистике (смертность, детская смертность) и статистике заболеваемости.
В начале XX века санитарную статистику преподавали уже и в фельдшерских училищах. В это время были изданы учебные пособия: Н. И. Тезяков «Основы санитарной статистики», СПБ, 1903, и Г. Ф. Влайков «Курс санитарной статистики», Киев, 1913.
Характеризуя некоторые недостатки, общие для всех руководств по санитарной статистике, опубликованных в дореволюционный период, следует указать на полное отсутствие в них разделов или элементов статистики медицинской помощи населению (статистики здравоохранения).
Существовавшая в тот период немногочисленная зарубежная учебная литература по гигиене также включала разделы по санитарной статистике. В качестве примера можно привести один из наиболее ранних учебников — «Руководство по медицинской статистике» гигиениста Фр. Эстерлена, изданное в Германии в 1865 г. (переиздано в 1874 г.). Это обширное пособие объемом 950 страниц написано на основе «Руководства к частной и общественной гигиене» того же автора, изданного в 50-х годах, что также иллюстрирует тесную связь гигиены и санитарной статистики.
Подводя итоги дореволюционному периоду развития санитарной статистики, следует отметить, что преподавание ее было «небольшим ростком», по выражению С. М. Богословского, проявлением инициативы передовых ученых-гигиенистов, энтузиастов этого дела на отдельных медицинских факультетах.
Иную картину представляет преподавание санитарной статистики после Великой Октябрьской социалистической революции, когда она прочно входит неотъемлемым составным элементом в программу профилактической подготовки врачей. В 1918 г. в докладе Петроградской ко-
миссии по реформе медицинского образования указывалось, что препо давание гигиены должно быть расширено путем введения ряда дополнительных курсов, в том числе и курса по санитарной статистике. В 1920 г. Ученый медицинский совет Наркомздрава РСФСР указал на необходимость преподавания на V курсе медицинского факультета санитарной статистики.
3 октября 1921 г. Научно-техническая секция Государственного ученого совета Наркомздрава РСФСР приняла решение об учреждении первой кафедры социальной гигиены для 3 московских высших медицинских школ, и в марте 1922 г. эта кафедра начала свою деятельность под руководством Н. А. Семашко. Социальную гигиену читали на V курсе; в первую ее программу санитарная статистика входила как в виде самостоятельных разделов («Статистика как метод изучения санитарного состояния населения» и «Санитарное состояние России в ее историческом развитии»), так и в виде включения отдельных проблем или статистических данных (например, статистика заболеваемости, социальные болезни, детская смертность) в соответствующие разделы.
С 1923 г. кафедры социальной гигиены постепенно открылись во всех медицинских институтах. На первом совещании представителей профилактических дисциплин, созванном в 1925 г., был поставлен вопрос о перенесении преподавания общих вопросов санитарной статистики (методика статистического исследования, математическая статистика) на II или III курс.
В программе курса социальной гигиены того периода значительно расширены разделы санитарной статистики («Методы социальной гигиены», «Основы демографической и санитарной статистики»), и она является основным содержанием практических занятий (задачи и рефераты на статистические темы).
На втором совещании представителей профилактических кафедр в 1928 г. было отмечено, что опыт преподавания санитарной статистики и антропометрии на III курсе себя оправдал и необходимо увеличить число часов до 72 (36 лекционных и 36 практических занятий).
Наряду с организацией кафедр социальной гигиены и развертыванием их педагогической деятельности составляются и публикуются учебные руководства по социальной гигиене и санитарной статистике — переводные (Б. Хайес, 1923; Ф. Принцинг, 1925; А. Фишер, 1929) и оригинальные (Е. И. Яковенко, 1923; коллективное руководство по социальной гигиене, изданное в 1927 г. под редакцией Н. А. Семашко и А. В. Молькова; учебник по статистике Дж. Уиппля и С. А. Новосельского, 1929).
Исключительно большую роль в преподавании санитарной статистики в эти годы и в создании учебных руководств сыграл П. И. Куркин, явившийся автором специальных разделов, комментатором и редактором этих изданий.
В 1936 г. вышла «Социальная гигиена» Г. А. Баткиса, переизданная в 1940 и 1948 гг. и переведенная на языки многих стран социалистического лагеря; вопросы санитарной статистики нашли отражение в этом учебнике.
Дальнейшее развитие кафедр социальной гигиены привело к более четкой кристаллизации программы преподавания. Организационные вопросы здравоохранения, которым вначале отводилось довольно скромное место, заняли в программе соответствующее место.
В связи с этим расширилось преподавание статистики здравоохранения и в практические занятия стала внедряться методика анализа отчетов медицинских учреждений.
Большое значение в развитии статистики здравоохранения сыграла организация с 1935 г. научно-методических бюро санитарной статистики (в республиках и областях). Эти бюро, как правило, работали в
5'
67
тесном контакте с кафедрами социальной гигиены и снабжали их конкретными статистическими материалами по вопросам здоровья населения и здравоохранения республики или области.
Наряду с кафедрами социальной гигиены (организации здравоохранения) некоторое время существовали самостоятельные кафедры санитарной статистики. Первая кафедра санитарной статистики была организована под руководством П. А. Кувшинникова на санитарно-гигиени-ческом факультете I Московского медицинского института в 1935 г.; эта кафедра явилась методическим центром по усовершенствованию преподавания санитарной статистики и на других факультетах и в институтах и наряду с педагогической проводила большую консультативную и научно-исследовательскую работу. Деятельность ее была прервана Великой Отечественной войной 1941—1945 гг.
В 1943 г. в Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова была организована кафедра военно-медицинской статистики под руководством Л. С. Каминского. В 1956 г. она была объединена с кафедрой организации и тактики медицинской службы. Кафедрой была проведена значительная работа по созданию дифференцированных программ для многочисленных профилей обучающихся в академии контингентов и издан ряд учебных пособий и руководств. Результатами деятельности этой кафедры явились создание и разработка вопросов своеобразной отрасли санитарной статистики — военно-медицинской. Наряду с интенсивной преподавательской деятельностью на кафедре проводилась значительная научно-исследовательская работа, в частности участие в создании многотомного труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
В 1945 г. был создан Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР с отделом санитарной статистики, развернувшим значительную работу.
Характерным для современного этапа развития санитарной статистики является широкое внедрение ее методов и приемов в разнообразные отрасли научно-медицинского исследования, в частности в экспериментально-гигиенические и эпидемиологические работы. Однако существует значительная диспропорция между возросшими требованиями к применению санитарной статистики и совершенно недостаточным уровнем подготовки врачей в этом направлении, в частности санитарных врачей и научных работников-гигиенистов.
Необходимо улучшить преподавание санитарной статистики в медицинских институтах; назрел вопрос о выделении на крупнейших санитарно-гигиенических факультетах кафедры или самостоятельного курса санитарной статистики. Санитарная статистика должна также стать обязательной дисциплиной (с дифференцированной программой) в планах подготовки аспирантов всех профилей, не говоря уже о расширении подготовки специальных научно-педагогических кадров в этой области.
Поступила П/УП 1960 г.
т5г -й- -йг