ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И _КРЕДИТ_
REDEVELOPED BANKS AS BUILDING MEASURE STABLE
BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION 1 2 Pal'nichenko S. , Bajbarakova A. (Russian Federation)
САНИРОВАНИЕ БАНКОВ КАК МЕРА УКРЕПЛЕНИЯ
УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 12 Пальниченко С. А. , Байбаракова А. Л. (Российская Федерация)
'Пальниченко Светлана Анатольевна /Pal'nichenko Svetlana - кандидат экономических наук,
доцент;
2Байбаракова Альбина Лукбановна /Bajbarakova Al'bina - магистрант, кафедра менеджмента, Институт менеджмента Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the need for a system recovery and strengthening the stability of the banking system. In the article special attention is directed to the use of the mechanism of redevelopment of banks experiencing some difficulties. Redeveloped used as an alternative to revocation of the license, that is, it allows the bank to maintain its activities. The dynamics of the withdrawal of licenses from banks and statistics application remediation practices to troubled banks. The advantages and disadvantages of financial rehabilitation of the bank's mechanism.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена потребностью в системном оздоровлении и укреплении устойчивости банковской системы РФ. В статье повышенное внимание направлено на применение механизма санирования к банкам, переживающим определенные сложности. Санирование применяется как альтернатива отзыва лицензии, то есть дает возможность банку сохранить свою деятельность. Проанализирована динамика отзыва лицензий у банков и статистика применения практики санирования к проблемным банкам. Отмечены преимущества и недостатки механизма финансового оздоровления банка.
Keywords: banking system, financial rehabilitation, redevelopment, the Deposit Insurance Agency (DIA), a review of the license.
Ключевые слова: банковская система, финансовое оздоровление, санирование, агентство по страхованию вкладов (АСВ), отзыв лицензии.
УДК 336.71
Период 2014-2016 гг. отмечен ухудшением функционирования банковского сектора, что связано с низким качеством активов и дефицитом ликвидности. В связи с чем надзор со стороны мегарегулятора в лице Центрального банка РФ стал более пристальным, а задача сохранения стабильности и устойчивости банковской системы РФ выходит на первый план.
Банки, как основные субъекты банковской системы, играют важнейшую роль в современной рыночной экономике. И стабильная банковская система является основным условием эффективного функционирования всей рыночной экономики.
Существует немало мер для укрепления устойчивости банковской системы РФ. В рамках данной статьи мы рассмотрим политику зачистки банковского сектора путем лишения лицензий и практику санирования банков, то есть финансового оздоровления.
Итак, на основании данных ЦБ, проанализируем динамику изменения количества банков. Результат наглядно представлен на графике (рисунок 1).
72
Рис. 1. Динамика количества действующих банков, единиц [1]
Видим, что количество банков постоянно снижается. На 01.01.2016 года число банков составило 681, то есть за 2015 год сократилось на 102 банка. Под политику БР по очищению банковского сектора попали: ООО «Плато-банк» (Екатеринбург), ПАО «Региональный банк развития» (Москва), ОАО «Акционерный Сибирский Нефтяной банк» (Тюмень), ООО КБ «Межрегионбанк» (Москва), АО Связной Банк (Москва), ЗАО СтройКомБанк (Санкт-Петербург) и другие. Самые распространенные причины лишения банков лицензий следующие: высокие риски в кредитной политике, реализация сомнительных операций по выводу значительных объемов денежных средств за границу, нарушение законодательства о легализации, низкое качество активов.
За 2016 год в течение периода с 1 января по 1 декабря еще у 95 банков отозваны лицензии. Это такие банки, как ООО «Внешпромбанк» (Москва), ООО КБ «МИЛБАНК» (Москва), АО АКБ «Банкирский Дом» (Санкт-Петербург), ПАО АКБ «1 Банк» (Владикавказ), ЗАО «Международный Акционерный Банк» (Москва), АО «Мираф-Банк» (Омск) и другие. Основные причины отзыва лицензии остаются такими же, что и ранее. Также стоит отметить, что 17 января текущего года была отозвана лицензия у АО «Булгар банк» (Ярославль) в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность.
Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что последние несколько лет ЦБ проводит активную политику «по очистке» банковского сектора от неблагополучных игроков. Однако найден другой вариант действий, а именно финансовое оздоровление кредитной организации, осуществляемое в виде системы мер, которые позволяют банку избежать банкротства и отзыва лицензии. Данный механизм носит название «санирование» (в некоторых источниках «санация»), является достаточно новым для российской банковской системы, но уже сейчас активно набирает популярность.
Решение о применении процедуры санации также как и в случае о лишении лицензии принимает Центральный банк. Непосредственное осуществление проводит Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Того кто будет осуществлять управление банком во время внутреннего кризиса называют санатором. Им может стать: АСВ, органы исполнительной власти, крупный банк, коммерческая организация соответствующего масштаба. В некоторых случаях процедура санации может назначаться по решению арбитражного суда (вместо суда).
Санирование может быть произведено тремя основными способами: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизация (слияние, поглощение) и в-третьих, временная администрация.
Отметим, что на помощь проблемным банкам тратит средства не Центральный Банк РФ, а Агентство по страхованию вкладов, деятельность которого включает в себя:
- финансирование проблемных банков (по решению ЦБ являющиеся таковыми) в виде докапитализации;
- инвесторам, которые решили выкупить от 75% и выше акций проблемного банка предоставляются денежные дотации;
- выплата страховой части, если банк обанкротился.
Исходя из данных АСВ, продемонстрируем практику санирования банковского сектора на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика процедуры санирования в России [2]
Исходя из графика выше, делаем вывод, что 2015 год - пик количества банков, которые были подвергнуты санированию. Чуть меньшую тенденцию показывает 2014 год, однако даже 2008 год, год мирового финансового кризиса, показывает статистику в размере 10 банков, оказавшихся спасенными от банкротства. Также отметим, что в период 2010-2013 гг. данный механизм практически не использовался. Это связано с относительной стабильностью в банковском секторе.
По данным сайта АСВ на 18.01.2017 в процессе финансового «лечения» находятся 30 банков, среди которых ПАО «Банк Уралсиб», АКБ АО «Экспресс -Волга», КБ ОАО «Пойдём!», ОАО «Банк Москвы» и другие. Также отметим достойную работу АСВ по успешному завершению процедуры санирования 14 банков, среди которых «Банк24.ру» ОАО, «Кит Финанс Инвестиционный Банк» ОАО (после реорганизации является филиалом ПАО АКБ «Российский капитал»), «Банк Петровский» ОАО (после реорганизации является филиалом ОАО «Открытие»), «Союз» АКБ ОАО и другие.
Обобщая вышесказанное, делаем вывод, что у ЦБ есть две вариации мероприятий в отношении проблемного банка, - процедура санирования либо отзыв лицензии с дальнейшей ликвидацией.
Отметим основные преимущества процедуры санирования перед банкротством:
- банк продолжает функционировать;
- сохранность средств кредиторов и инвесторов;
- доверие к работе банков не падает.
Но в то же время стоит сказать о том, что процедура санирования требует немалых финансовых вливаний.
Подводя итоги, мы можем сказать, что процесс санирования, как мера укрепления устойчивости банковской системы, лучше в том плане, что позволяет сохранить банк. Однако если в деятельности банка реально выявлены какие -либо противозаконные действия, то несмотря на масштаб банка, важно предпринимать законные меры, в противном случае не будет смысла в банковском надзоре в принципе. Конечно же, экономическая и общественная значимость банка имеют значение. Именно по этой причине при возможности нужно все-таки предпринимать попытки спасти банк.
Литература
1. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций. [Электронный ресурс]: Центральный Банк РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=lic/ (дата обращения 18.01.2017).
2. Оздоровление банков. [Электронный ресурс]: Агентство по страхованию вкладов. Режим доступа: https://www.asv.org.ru/sanation/ (дата обращения 18.01.2017).
3. Что выгоднее для экономики России: санирование банков или лишение их лицензии // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015. № 10. С. 15-19.