bogomolv@yandex.ru Сергей Михайлович Богомолов,
доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Шупа201 l@yandex.ru Лариса Владимировна Ильина,
доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
jk-sar@yandex.ru Юлия Евгеньевна Копченко,
доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.7 РЭУ им. Г. В. Плеханова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ
Дискуссия о конфигурации новой модели финансового рынка России актуализирует исследования, посвященные перспективам развития региональных банков. В статье дается оценка происходящим в отечественной банковской системе структурным изменениям, обобщается опыт работы Банка России с региональными банками входе реализации регулятором своих надзорных полномочий и анализируется содержание мероприятий по развитию банковского сегмента финансового рынка, подлежащих реализации в ближайшие три года. По итогам исследования делается вывод о необходимости внедрения в российскую практику пропорционального режима регулирования в отношении разных по масштабам деятельности групп банков как необходимого условия сохранения мелких и средних банков в структуре финансовой системы страны и разумной альтернативы дальнейшему развитию процессов концентрации на финансовом рынке.
Ключевые слова: региональный банк, финансовый рынок, банковская система, модель финансового рынка, санация банков, пропорциональное регулирование.
S.M. Bogomolov, L.V. Ilyina, Yu.Ye. Kopchenko
REGIONAL BANKS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT TRENDS IN THE FINANCIAL MARKET IN RUSSIA
The paper discusses the configuration of a new model of Russian financial market and analyzes the prospects of regional banks development. The authors assess the structural changes that occur in the Russian banking system, summarize the work of the Bank of Russia with the regional banks in the course of the implementation of its supervisory functions, and analyze the measures to develop the banking segment of the Russian financial market to be implemented in the next three years. The study concludes that it is necessary to introduce proportional control measures for different scales of banking activities in order to support small and medium-sized banks in the financial system of the country and provide reasonable alternative for further consolidation and concentration of the financial market in Russia.
Keywords: regional bank, financial market, banking system, financial market model, financial rehabilitation of banks, proportional control.
В России исторически сформировалась банковская модель финансирования экономики. Это обстоятельство определяет структурную конфигурацию современного финансового рынка, отличительной чертой которого является доминирование банков, по экономическому потенциалу значительно превосходящих иных финансовых посредников [4, с. 25-26].
В странах, где функционирует банковская модель финансирования экономики, показатель доли банков в структуре функционирующих на рынке финансовых организаций составляет от 65%, как во Франции, до практически 100%, как в Польше (рис. 1).
В структуре российского финансового рынка на долю банков приходились вполне «европейские» 93%. Однако вклад банков в финансирование потребностей экономики в европейских странах и России существенно отличался (рис. 2).
Отношение банковских активов к ВВП в России на начало 2014 г. составляло 86,1%, что в 3 раза меньше аналогичного показателя по еврозоне в 270%. По своему вкладу в финансирование экономики россий-
ская банковская система ближе к США с их принципиально иной моделью финансирования экономики, когда на финансовом рынке большую роль в удовлетворении потребностей субъектов рынка играют небанковские финансовые организации, включая инвестиционные и другие денежные фонды, а также федеральные ипотечные агентства. Активы небанковских финансовых организаций, представленных на российском финансовом рынке, не идут с последними ни в какое сравнение: в 2014 г. по России показатель отношения активов небанковских финансовых организаций к ВВП составлял 2,2% по субъектам страхового дела и 6,5% по субъектам рынка коллективных инвестиций, в том числе 3,1% приходилось на негосударственные пенсионные фонды и 3,4% - на паевые инвестиционные фонды [7].
По итогам 2015 г. показатель отношения активов российских банков к ВВП вырос до 102,7%, достигнув уровня целевого показателя, установленного Стратегией развития банковского сектора до 2015 г. В отношении негосударственных пенсионных и паевых ин-
Нидерланды Испания Финляндия Великобритания Ирландия Франция Польша Италия Австрия Россия Германия
0 20 40 60 80 100
Рис. 1. Доля банков в структуре финансовых организаций в 2014 г., % [9]
300,0%
250.0%
200,0%
150.0%
100.0%
50,0%
0,0%
США
Европейские страны Россия
Рис. 2. Соотношение банковских активов и ВВП [11]
Рис. 3. Количество банков, действующих на территории РФ
вестиционных фондов показатель соотношения активов и ВВП остался практически на прежнем уровне -3,6% и 3,3% соответственно, а по российским страховым организациям, наоборот, снизился до 2,0% [8].
Тот факт, что при схожих условиях осуществления банковской деятельности в рамках однотипной модели функционирования вклад банков европейских стран и России в финансирование потребностей своих экономик существенно отличается, заставляет искать причины недостаточного выполнения российскими банками своих функций в уровне развития национальных банковских учреждений, их составе и структуре.
Происходящие в отечественной банковской системе структурные изменения в самом общем виде описывает динамика количества банков, функционирующих на территории РФ (рис. 3).
За все время существования российской банковской системы из 2506 закрытых банков принудительно, т.е. по инициативе регулятора, прекратили свою деятельность 1969 банков. За последние 15 лет Банк России отозвал лицензии у 670 банков. Можно предположить, что процесс сокращения числа действующих на территории РФ банков является следствием про-
водимой Банком России политики санации банковского сектора и очищения его от «слабых» банков.
Экономический портрет «слабого» банка, являющегося объектом надзорного регулирования и санации, неоднороден и стечением времени менялся.
Так, по масштабу деятельности проблемные банки сначала ассоциировались с банками, не включенными в систему страхования вкладов, затем малыми и средними региональными банками, сегодня в эту категорию все чаще попадают крупные частные банки [12, с. 301-302]. Меняется и территориальное расположение проблемных банков: сначала это были регионы РФ, далекие от финансового центра, сегодня -Москва и Санкт-Петербург. Всего из 1969 отозванных Банком России лицензией 1064 приходилось на лицензии региональных банков.
Основной причиной отзыва лицензии у проблемного банка сначала было нарушение законодательства в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, затем утрата ликвидности, сегодня это комплекс причин, где основное место занимают утрата капитала и неоднократное применение к банку пруденциальных мер воздействия.
Состав критериев проблемности стечением времени не претерпел значительных изменений. При этом обращает на себя внимание тот факт, что сегодня Банк России интересует ситуация в банке не в статике, когда банк, например, не исполняет обязательства на отчетную дату, а в динамике, когда в банке есть операции или активы, которые могут означать потенциальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов в будущем.
Алгоритм работы Банка России с проблемным банком включает в себя следующие этапы, представленные на рис. 4.
Наиболее спорным этапом работы Банка России с проблемным банком является оценка достаточности имущества банка для покрытия его обязательств. Переоценка активов банка, которые на 60-70% представлены кредитами, по критериям, отличным от общеустановленных требований Банка России к созданию резервов, приводит к резкому ухудшению финансовых показателей проблемного банка, а полученный при этом результат, который называют «дырой в балансе», часто превосходит объем застрахованных вкладов в банке, что автоматически означает нецелесообразность его финансового оздоровления.
Наиболее уязвимыми в такой ситуации являются региональные банки, в пассивах которых, как правило, преобладают вклады населения, а чистая стоимость имеющихся активов оказывается меньше величины застрахованных депозитов, что делает нецелесообразным проведение дальнейшей санации банка в рамках подходов, применяемых Банком России в настоящее время.
Нельзя не учитывать и эффект от негативных ожиданий банков. В преддверии инспекционных проверок банки вынуждены менять политику оценки рисков в сторону применения повышенных норм резервирования, что негативно сказывается на рентабельности банковской деятельности. Так, по состоянию на 1 июля 2016 г. общая прибыль российских банков составила 359,9 млрд руб., при этом только 439 кредитных организаций были прибыльными с положительным финансовым результатом в 565,6 млрд руб., убыточными были 240 кредитных организаций с суммарным убытком в 205,7 млрд руб.
Следствием применяемых процедур оценки достаточности активов проблемного банка для покрытия его обязательств является то, что за последние 10 лет на 1 решение о санации банка в среднем приходится 11 решений об отзыве лицензии.
Меры по финансовому оздоровлению, которые использует Агентство по страхованию вкладов, сводятся к оказанию финансовой помощи проблемному банку и его инвестору, приобретению долей в уставном капитале проблемного банка и передаче имущества (прежде всего ликвидных активов и вкладов) проблемного банка в здоровый банк. За период с 2008 по 2016 г. на финансовое оздоровление 44 банков было потрачено 1,2 трлн руб., из которых 85% приходится на кредиты Банка России, 10% - профинансировано правительством РФ, 5% - банками - участниками системы страхования вкладов.
Пример, характеризующий масштабы средств, выделяемых государством на санирование одного банка
Инспекционная проверка па предме т соблюдения банком пруденциальных норм .чеятелыюсти
+
Выявление фактов искажения в отчетности банка справедливой стоимости активов на основе профессионального суждения
(например, недосоэдание РВПС')
+ ~
I [редъяиление требований об устранении недостач ков. что ведет к объявлению убытков, снижению нормативов
достаточности капитала и др.
Рис. 4. Алгоритм работы Банка России с проблемным банком
Механизм санации ОАО «Рост Банк»
Форма реорганизации
Присоединение к банку-инвестору ПАО «Бинбанк»
Финансовая помощь банку
Заем АСВ в размере 18,4 млрд руб. сроком на 10 лет под 0,51% годовых за счет средств, предоставленных Банком России
Финансовая помощь инвестору
В соответствии с планами участия в предупреждении банкротства ОАО «СКА-Банк». ОАО «Рост Банк», ОАО КБ «Кедр», ОАО «Тверьуниверсалбанк»
и ОАО <Аккобанк» предоставлен заем в размере 17,5 млрд руб. сроком на 6 лет под 6,01% годовых за счет средств, предоставленных Банком России
Л
Рис. 5. Процедуры финансового оздоровления ОАО «Рост Банк»
(«Рост Банка»), представлен на рис. 5. Обращает на себя внимание тот факт, что финансовая помощь проблемному банку и его санатору предоставляется на льготных условиях, существенно отличающихся, например, от условий предоставления кредитов рефинансирования. Для сравнения можно сказать, что на сегодняшний день кредиты рефинансирования предоставляются Банком России на максимальный срок 549 календарных дней, под 12,5% годовых и обеспечение в виде залога ценных бумаг из Ломбардного списка, прав требования по кредитным договорам или золота в слитках.
Таким образом, меры помощи проблемным банкам не рассчитаны на мелкие и средние банки, представленные в первую очередь региональными.
Перспективы развития банковской системы страны в ближайшем будущем определены, в частности, Основными направлениями развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 гг., одобренными советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.
В интересующем нас аспекте в этот программном документе заслуживают особого внимания следующие направления развития:
- развитие банковского регулирования в направлении реализации международных подходов с учетом результатов оценки соответствия российского банковского регулирования базельским стандартам;
-усиление банковского надзора за активами банков, несущими повышенные риски, в том числе кредитованием бизнеса собственников банков;
- повышение комплексности обслуживания клиентов за счет совмещения внутри кредитных организаций банковских и небанковских финансовых продуктов, а также взаимодействия банков с иными финансовыми организациями;
- внедрение в российскую практику механизма BAIL-IN, предполагающего использование средств клиентов и вкладчиков сверх установленного порогового значения для восстановления капитала банка.
Внедрив в практику регулирования с 1 января 2015 г. рекомендации Базеля III, Банк России все-таки
планирует внедрить и Базель II, разрешив отдельным банкам использовать продвинутые подходы к оценке кредитного риска. Внедрение внутрибанковских моделей рейтингова-ния заемщиков требует существенных затрат на их создание и тестирование, что в современных условиях недоступно большинству мелких и средних банков.
Усиление банковского надзора за активами банков предполагает усиление надзора Банка России за деятельностью банков, обслуживающих бизнес собственников. Но именно региональные банки традиционно имеют концентрированную структуру собственности и в большинстве своем ориентированы на обслуживание интересов своих владельцев. При этом стоит отметить, что бизнес собственников региональных банков - это, как правило, крупный бизнес в сфере реального производства, который перешагнул региональные границы и имеет в своей структуре разветвленную сеть аффилированных компаний, включая банки. В этом смысле среднестатистический региональный банк можно рассматривать как банковскую группу, создание которых, с одной стороны, активно стимулирует Банк России, а с другой - ставит под непропорциональный жесткий надзор.
Развитие банковского бизнеса путем повышения комплексности обслуживания клиентов за счет совмещения внутри кредитных организаций банковских и небанковских финансовых продуктов означает ускоренную интеграцию банков с финансовыми организациями, прежде всего страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Такая тенденция уже четко прослеживается. Изменение условий функционирования негосударственных пенсионных фондов и предоставление им права заниматься обязательным пенсионным страхованием с предоставлением государственных гарантий сохранности пенсионных накоплений обусловило в 2015 г. массовые покупки крупнейшими банками негосударственных пенсионных фондов. Участие и какая-либо роль региональных мелких и средних банков в этих процессах не просматривается.
Внедрение в российскую практику в качестве возможной меры механизма BAIL-IN рассматривается Банком России лишь в качестве возможной альтернативы использованию для санации проблемных банков кредитов Банка России. Однако, учитывая опыт Кипра, восстановление капитала банков за счет средств клиентов и вкладчиков неизбежно будет провоцировать отток средств из банков и скажется в первую очередь на банках, ориентированных в своем финансировании на средства населения, т.е. на региональные банки.
Таким образом, содержание мероприятий, подлежащих реализации в ближайшие три года, показывает, что основные новации своей целевой аудиторией имеют крупнейшие банки, что не может не повлечь дальнейшее развитие процессов концентрации в структуре банковской системы. Несмотря на заверения Банка России, что консолидация российского банковского сектора не является его непосредственной задачей, а в рамках осуществления функций по банковскому регулированию и надзору, и Банк России не будет ни подгонять, ни тормозить указанный процесс, фактическое положение дел говорит об обратном: вся существующая система регулирования, надзора и санации развернута в сторону крупных банков. Мелкие и средние банки, представленные в первую очередь
региональными банками, в этой системе выступают слабым звеном и обречены на уход с рынка.
Глубина и серьезность этой проблемы очевидна всем. Вопросы сохранения малого и среднего сегмента в банковском секторе на протяжении последнего десятилетия неоднократно становились предметом научно-практических дискуссий (рис. 6).
В качестве аргументов за сохранение сегмента региональных банков подчеркивается их специфическая миссия для обеспечения целенаправленного и эффективного социально-экономического развития региона [5, с. 6]; высказывается мнение, что оптимальное сочетание крупных многофилиальных и региональных банков небольшой величины отвечает базовым потребностям экономики и обеспечивает благопри-
Рис. 6. Концепции совершенствования банковского регулирования
ятные условия для развития банковского сектора страны как сложной системы [3, с. 2]; на основе оценки конкурентных преимуществ малых банков доказывается тезис о наличии у них своей рыночной ниши [2, с. 103-104]. Важность развития этого направления банковского дела подтверждается и исследованиями зарубежного опыта функционирования малых кредитных организаций [10, с. 27-28].
В настоящее время вектор активных дискуссий по поводу перспектив развития региональных банков сместился в сторону введения дифференцированной системы регулирования для различных групп банков. И если раньше идеи о необходимости дифференцировать надзорные требования с учетом специфики реально существующих в России типов банков и потребностей местных рынков обсуждались только в научных кругах и среди банкиров-практиков [1, с. 35-36], то теперь о необходимости введения дифференцированного подхода заявил и Банк России, выдвигая различные концепции и варианты режимов дифференцированного (пропорционального) регулирования и оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.
В частности, одна из концепций Банка России предполагает, что в зависимости от вида банка (универсальный, с полным спектром операций и с ограниченной лицензией), в основе которого лежит уровень его капитализации, будут применяться базовые или упрощенные варианты регулирования. Мелкие и средние банки выступают претендентами на получение лицензии с ограничениями по видам банковской деятельности, и одновременно на применение более простой и понятной системы регулирования (рис. 6).
Как будет работать новая система, покажет время (высказываются опасения по поводу снижения операционной эффективности малых банков, потере ими клиентской базы и др.), однако очевидно, что дифференциация в регулировании - это необходимое усло-
вие сохранения мелких и средних банков в структуре финансовой системы страны.
1. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы // Банковское дело. 2011. № 2.
2. Богомолов СМ.. Ильина Л.В.. Копченко Ю.Е. Деятельность региональных банков на рынке розничных услуг: современные формы и содержание // Наука и общество. Серия «Финансы и кредит». 2014. № 3 (18).
3. Васильева Е.В. Развитие региональных банковских систем //Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1.
4. Дворецкая А.Е. Национальная модель рынков капитала как концепция типологии финансирования // Банковское дело. 2007. № 5.
5. Зверькова Т.Н. Региональные банки в трансформационной экономике: подходы к формированию концепции развития. Оренбург: Агентство «Пресса», 2012.
6. Обзор банковского сектора Российской Федерации: аналитические показатели. № 167 (сентябрь 2016 г.). М.: Банк России, 2016. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/ obs_1609.pdf.
7. Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года. М.: Банк России, 2015. URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_270415.pdf.
8. Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2015 года. М.: Банк России, 2016. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/fiies/supervision/review_250716.pdf.
9. Президент АРБ о количестве банков в мире (ответ Гарегина Тосуняна на вопрос журналиста Российского информационного агентства «ФедералПресс»)//Официальный сайтАРБ. URL: http://arb.ru/arb/press-on-arb/otvet_prezidenta_ arb_garegina_tosunyana_na_vopros_o_koiichestve_bankov_v_ mire_-9764491 /?sphrase_id=175426).
10. СаркисянцА.Г. Малые банки// Банковское дело. 2006. № 6.
11. Сенинский С. Еврозона почти сравнялась с США // Сайт «Радио "Свобода"». URL: http://www.sv0b0da.0rg/a/25157818.html.
12. Якунин C.B.. Якунина A.B.. Семернина Ю.В. Факторы риска снижения стабильности российской банковской системы в современных условиях // Математическое моделирование в экономике, страховании, управлении рисками. Саратов: Изд-во СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015.
kraveclgl957@yandex.ru Людмила Геннадьевна Кравец,
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
<ш£ф> kost0519@rambler.ru Светлана Васильевна Потапова,
^ кандидат экономических наук,
доцент кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.7 РЭУ им. Г. В. Плеханова
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СИСТЕМНОЙ ЗНАЧИМОСТИ БАНКОВ
Статья посвящена исследованию подходов к оценке системной значимости российских кредитных организаций и предлагаемых в них изменений. На основе изучения динамики показателей функционирования банковского сектора страны за 2014-2015 гг. авторами сделаны выводы о тенденциях развития банков федерального и регионального уровней, подчеркнуто усиление концентрации банковской деятельности, что ведет кукруп-