трудовое право
удк 349.з САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ лЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ
как элемент системы социального обеспечения:
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУлИРОВАНИЕ sanatorium Treatment of workers as an Element _of system of social security: current Legal Regulation
Н. А. Соколова - заведующий кафедрой трудового права Омского юридического института, кандидат юридических наук
N. A. sokolova - Head of Department of Labor Law, Omsk Law Institute, PhD
Аннотация. В статье анализируются проблемы правового регулирования предупреждения и компенсации социального риска посредством предоставления санаторно-курортных услуг в современных условиях. Исследуются правовые нормы, устанавливающие порядок санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан.
The article deals with problems of legal regulation of prevention and indemnification of social risk by means of granting of sanatorium services in modern context. The author studies legal regulations pertaining to organization of sanatorium treatment of certain categories of citizens.
Ключевые слова: социальный риск, санаторно-курортное лечение, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Social risk, sanatorium treatment, compulsory social insurance against industrial accidents and occupational illnesses.
Компенсация социального риска, которому подвергаются работающие граждане, неразрывно связана с мерами, направленными на охрану здоровья, в том числе с мероприятиями по профилактике различных заболеваний и реабилитации пациентов. Названные мероприятия эффективно реализуются в рамках санаторно-курортного лечения - вида медицинской помощи, чья роль в системе социального обеспечения неоднократно менялась. Целью настоящего исследования является изучение современного состояния нормативной базы в названной сфере.
История развития санаторно-курортного лечения началась в советский период. В СССР была создана уникальная система, характеризующаяся развитым санаторно-курортным комплексом с высокопрофессиональными кадрами. Накоплены богатые традиции в этой области. Больные, прошедшие в санаторно-курортных организациях этап реабилитации на основании использования природных лечебных ресурсов, в большинстве случаев возвращались к труду, у них в 2-3 раза сокращалась временная и стойкая нетрудоспособность1. Сохранилась возмож-
1 См.: АрдашеваН. А. Словарь терминов и понятий по медицинскому праву. СПб. : Спецлит, 2007. С. 412-413.
Трудовое право
ность получить санаторно-курортное лечение и в постсоветский период. Она обеспечивалась в рамках мероприятий по предупреждению производственного травматизма за счет средств Фонда социального страхования РФ. Например, в бюджете Фонда социального страхования на 2001 г. в целях оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников Великой Отечественной войны было предусмотрено 12 145,9 млн рублей2.
Правовым основанием закрепления норм подобного рода были положения Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова-ния»3, предусматривающие в качестве видов социально-страхового обеспечения пособие на санаторно-курортное лечение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Механизм реализации положений закона был установлен постановлением Правительства российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей»4. Взаимоотношения между работником и работодателем, урегулированные указанным постановлением Правительства российской Федерации, состояли в справедливом распределении путевок не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя. Данная комиссия образовывалась из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. В настоящее время все перечисленные правовые нормы утратили силу.
Однако в законодательстве закреплен иной механизм, предусматривающий возможность выделения денежных средств на данное профилактическое направление. Он характеризуется ежегодным принятием норм различной юридической силы. Иерархия этих положений выглядит следующим образом.
В Федеральном законе «О бюджете Фонда социального страхования рФ» устанавливается
право Фонда социального страхования РФ принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Правила финансового обеспечения этих мероприятий определяются Правительством РФ, которое делегировало данные полномочия Минздрасоцразвития России, предписав ему по согласованию с Фондом социального страхования РФ утвердить эти правила.
Следует особо подчеркнуть, что, помимо сложной иерархической системы правового регулирования финансового обеспечения санаторно-курортного лечения, оно характеризуется отсутствием стабильности, так как все перечисленные нормативные акты принимаются на один год.
Сам механизм финансирования таких расходов состоит в их отнесении на счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. для его реализации работодателю необходимо представить в Фонд социального страхования определенные документы. Так, в приказе Минздравсоцраз-вития РФ № 64н сказано, что в случае включения в план финансового обеспечения мероприятий по санаторно-курортному лечению работодатель предоставляет Фонду социального страхования РФ:
1) заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее -заключительный акт);
2) списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
2 См.: О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год : федер. закон от 12 дек. 2001 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 7, ст. 612.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3686.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 18, ст. 1853.
Вестник Омского юридического института. 2011. № 3 (16)
3) копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;
4) копии договоров (счетов) на приобретение путевок;
5) калькуляцию стоимости путевок.
Вопросы распределения путевок между работниками, занятыми на работах с опасными и вредными условиями труда, при отсутствии финансовых возможностей обеспечить ими всех нуждающихся остаются вне рамок правового регулирования. По-другому этот вопрос решается в отношении работников, осуществляющих деятельность, связанную с химическим оружием. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»5 данная профессиональная категория имеет право на компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и стоимости проезда до места лечения (туда и обратно) по территории Российской Федерации. В Правилах санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 8996, сказано, что работодатель выплачивает компенсацию стоимости санаторно-курортной путевки в размере фактической стоимости путевки, но не свыше 23 тыс. руб., и компенсацию стоимости проезда к месту лечения (туда и обратно) в размере, не превышающем стоимость проезда в плацкартном вагоне.
Как видно из приведенных выше норм, в законодательстве реализован принцип дифференциации правового регулирования посредством распространения соответствующих положений только на работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Сказанное свидетельствует о том, что законодатель идет по пути установления приоритета специального правового регулирования в этой области. Данная тенденция также проявляется в установлении на уровне зако-
нодательства прав на санаторно-курортное лечение лиц, осуществляющих профессиональную деятельность (как в рамках трудоправо-вых, так и служебных отношений) определенного рода или пострадавших на производстве. Санаторно-курортное лечение в качестве элемента социально-страхового обеспечения входит в перечень видов медицинской помощи, которая подлежит оплате при ее предоставлении пострадавшему от несчастного случая на производстве. Механизм реализации правомочий указанных выше категорий работников прописан достаточно четко, в отличие от прав работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами.
Еще один вариант предоставления работникам санаторно-курортного лечения закрепляется в локальных актах работодателя7. Однако с учетом необходимости выделения для этого дополнительных финансовых средств указанные меры предусматриваются лишь в единичных случаях.
Таким образом, санаторно-курортное лечение в связи с изменением законодательства в сфере социального страхования перестало носить универсальный характер. Лишь представители отдельных видов профессиональной деятельности имеют на него право как на социальное предоставление. Вместе с тем сохраненные гарантии оказания данного вида медицинской помощи лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, нуждаются в конкретизации с точки зрения правового регулирования взаимоотношений между работником и работодателем в части распределения соответствующих услуг. изменения законодательства в сфере обязательного социального страхования, приведшие к существенному сокращению гарантий в области санаторно-курортного лечения, следует рассматривать как шаг назад на пути реализации принципов предупреждения социальных рисков. В связи с этим видится перспективной разработка механизмов, позволяющих гражданам воспользоваться санаторно-курортными услугами в рамках системы социального обеспечения граждан.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 46, ст. 4538.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 2, ст. 157.
7 См.: О порядке санаторно-курортного обеспечения и медицинской реабилитации в ОАО «РЖД» : распоряжение ОАО «РЖД» от 14 мая 2004 г. № 2044р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».