Научная статья на тему 'Правовое регулирование санаторно-курортного лечения наемных работников по законодательству субъектов Российской Федерации'

Правовое регулирование санаторно-курортного лечения наемных работников по законодательству субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1403
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПУТЕВКА / РАБОТНИК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / HEALTH-RESORT TREATMENT / HEALTH-RESORT VOUCHER / EMPLOYEE / LEGISLATION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ануфриева А. В.

В настоящей статье анализируются нормы о предоставлении санаторно-курортного лечения работникам, установленные на уровне субъектов Российской Федерации, определяется место этих норм в системе действующего правового регулирования санаторно-курортного лечения, а также оценивается их значимость в социальном обеспечении лиц наемного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Regulation of Health-Resort Treatment of Employees Under the Legislation of Subjects of the Russian Federation

The article analyzes the rules for health-resort treatment of employees established at the level of subjects of the Russian Federation, determines the place of these rules in the system of current legal regulation of health-resort treatment and also it evaluates their significance in the social security of employees.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование санаторно-курортного лечения наемных работников по законодательству субъектов Российской Федерации»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ The Legal Regulation of Health-Resort Treatment of Employees Under the Legislation of Subjects of the Russian Federation

А. В. Ануфриева - преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии

A. V. Anufrieva - Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law, the Omsk Law Academy

Аннотация. В настоящей статье анализируются нормы о предоставлении санаторно-курортного лечения работникам, установленные на уровне субъектов Российской Федерации, определяется место этих норм в системе действующего правового регулирования санаторно-курортного лечения, а также оценивается их значимость в социальном обеспечении лиц наемного труда.

The article analyzes the rules for health-resort treatment of employees established at the level of subjects of the Russian Federation, determines the place of these rules in the system of current legal regulation of health-resort treatment and also it evaluates their significance in the social security of employees.

Ключевые слова: санаторно-курортное лечение, путевка, работник, законодательство субъектов Российской Федерации.

Health-resort treatment, health-resort voucher, employee, legislation of subjects of the Russian Federation.

В настоящее время правовое регулирование санаторно-курортного лечения наемных работников в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Финансируемое за счет страховых взносов, санаторно-курортное лечение как социально-страховое обеспечение в системе обязательного социального страхо-

вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется федеральным законодательством. На уровнях ниже федерального обеспечение санаторно-курортным лечением может предусматриваться правовыми актами субъектов Российской Федерации с финансированием за счет средств их бюджетов, на муниципальном уровне - местных

60

Трудовое право и право социального обеспечения

бюджетов и на локальном уровне - бюджетов работодателей.

Обращаясь к региональному законодательству, можно отметить разнообразие применяемых в нем моделей обеспечения наемных работников санаторно-курортным лечением, однако при этом оно не является всеобъемлющим ни в одном субъекте Российской Федерации. Одним из наиболее распространенных положений, встречающихся в законодательстве регионального уровня, являются положения об обеспечении санаторно-курортным лечением работников бюджетной сферы. Например, в Республике Башкортостан специалистам государственных учреждений не чаще одного раза в три года при наличии медицинского заключения выдаются сертификаты на санаторно-курортное лечение, если среднедушевой доход семьи не превышает трехкратного прожиточного минимума по субъекту. При этом учитывается реализация права на получение бесплатной путевки по иным основаниям [24]. Бывает и такое, что постоянно действующий нормативный акт, предусматривающий организацию санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы [15], приостанавливают в связи с экономической ситуацией в стране [2]. Такие вынужденные меры коснулись именно санаторно-курортного лечения, видимо потому, что при всей своей значимости и эффективности оно не является основным методом лечения, профилактики и реабилитации.

В некоторых субъектах Российской Федерации льготным санаторно-курортным лечением обеспечиваются не все работники бюджетной сферы, а лишь отдельные категории из их числа. Так, в Республике Татарстан санаторно-курортное лечение предоставляется со скидкой от 40 до 90 % работникам государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, по делам детей и молодежи, среднедушевой доход семьи которых не превышает 500 % прожиточного минимума на душу населения по республике и которым санаторно-курортное лечение показано по медицинским показаниям. Размер собственного платежа работника зависит от величины среднедушевого дохода семьи и составляет от 10 до 60 % от стоимости путевки [22].

В целом во многих субъектах Российской Федерации существуют меры социальной поддержки по организации санаторно-курортного

лечения педагогических работников государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений за счет регионального бюджета [3, 12, 14, 18, 23], реже работников здравоохранения [13, 16] и культуры [7]. В отдельных регионах правом на льготное санаторно-курортное лечение обладают работники физической культуры и спорта [17]. Для самих спортсменов, имеющих заслуги (например, ставших чемпионами и призерами Олимпийских игр), возможность получить путевку на санаторно-курортное лечение сохранилось в Алтайском крае, Волгоградской области и Республике Дагестан, кроме того, в двух последних субъектах аналогичное право предусмотрено для тренеров [9-11].

Мероприятия по долечиванию (реабилитации) работающих граждан после стационарного лечения в связи с изменением федерального законодательства [1] и передачей субъектам полномочий по их осуществлению и финансовому обеспечению предусматриваются не во всех субъектах Российской Федерации. Они установлены, в частности, в Республиках Адыгея [5], Татарстан [25], Ставропольском [26], Пермском краях [8], Архангельской [27], Калужской областях [6], Ямало-Ненецком автономном округе [28] и некоторых других субъектах. Перечень заболеваний, состояний и медицинских манипуляций, при которых пациентов могут направить в санаторно-курортную организацию, ограничен, среди них такие, как острый инфаркт миокарда, операции на сердце и магистральных сосудах, операции при панкреатите, язвенной болезни желудка, беременность женщин групп риска и пр.

Посредством оплаты санаторно-курортного лечения в целях профилактики, снижения уровня профессиональных заболеваний и кадрового обеспечения поддерживаются также работники отдельных отраслей промышленности, например сельскохозяйственной. Так, в Удмуртской Республике работникам определенных профессий, занятых в организациях агропромышленного комплекса, страховой стаж которых составляет не менее пяти лет, предоставляется единовременная денежная выплата на санаторно-курортное лечение в размере стоимости путевки, но не более пятнадцати тысяч рублей [21]. В Республике Татарстан путевки работникам агропромышленного комплекса предоставляются на курорт Карловы Вары Чешской Республики [4].

61

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4 (29)

В некоторых случаях одного факта работы в определенной сфере недостаточно - путевка предоставляется лишь при условии достижения определенных производственных результатов или победы в конкурсах профессионального мастерства. К примеру, в Кемеровской области победителям из числа работников агропромышленного комплекса и обслуживающих организаций в номинации «За значительный вклад в развитие сельскохозяйственного производства» предоставляются санаторно-курортные путевки [20]. Иногда санаторно-курортное обеспечение реализуется в форме дополнительной материальной помощи за счет экономии фонда оплаты труда, то есть осуществление данного права поставлено в зависимость от наличия соответствующих финансовых ресурсов [19].

Давая оценку приведенных выше примеров, отметим, что из-за отсутствия основ правового регулирования указанных отношений на федеральном уровне в субъектах Российской Федерации отсутствуют единые механизмы предоставления санаторно-курортного лечения. Результатами самостоятельной нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области санаторно-курортного лечения работников стало установление различных оснований, способов, периодичности и правил предоставления такого лечения, вследствие чего такие примеры с боль-

шим трудом поддаются систематизации, но все же позволяют продемонстрировать спектр возможных законодательных решений на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ознакомившись с региональным законодательством, приходим к выводу, что субъекты Российской Федерации по своему усмотрению, исходя из финансовых возможностей и потребностей в поддержке социальной сферы, отдельных отраслей промышленности или лиц определенных профессий, принимают меры по обеспечению санаторно-курортным лечением наемных работников. В основном такие меры социальной защиты предусмотрены для работников бюджетных учреждений. Приходится констатировать, что в обеспечении массового санаторнокурортного лечения, доступного широкому кругу трудоспособного населения, эти меры в целом играют незначительную роль, однако, безусловно, их нельзя недооценивать. Установление публично-властными субъектами мер по обеспечению доступности санаторно-курортного лечения позволяет решать задачи сохранения кадрового потенциала отраслей бюджетной сферы, а также повышения привлекательности рабочих мест в селах, районах с неблагоприятным климатом. Кроме того, такие меры могут служить ориентиром для социально ответственных работодателей, которые имеют возможность устанавливать аналогичные программы на корпоративном уровне.

Библиографический список

1. О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» : федер. закон от 25 дек. 2009 г. № 341-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6417.

2. О мерах по реализации Закона Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Респ. Марий Эл от 10 февр. 2015 г. № 42 // Офиц. интернет-портал Респ. Марий Эл. - Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/pravo/ Pages/gov_decrees_2015.aspx (дата обращения: 31.08.2015).

3. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам : закон Тул. обл. от 1 апр. 2011 г. № 1556-ЗТО // Вестн. Тул. обл. Думы. - 2011. - № 12 (165), ч. 1.

4. О порядке предоставления льготных путевок (вместе с Положением о порядке предоставления санаторно-курортных путевок на санаторное лечение в санатории «Ульрика» курорта Карловы Вары Чешской Республики) [Электронный ресурс] : распоряжение Каб. Министров Респ. Татарстан от 31 янв. 2012 г. № 142-р // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: локальный.

5. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Адыгея на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : постановление Каб. Министров Респ. Адыгея от 25 дек. 2014 г № 315 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.

6. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : постановление правительства Калуж. обл. от 25 дек. 2014 г. № 779 // Весть. - 2015. - 16 янв.

7. О санаторно-курортном лечении работников учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры Алтайского края : указ губернатора Алт. края от 26 февр. 2014 г. № 13 // Алт. правда. - 2014. - № 65.

62

Трудовое право и право социального обеспечения

8. О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : закон Перм. края от 25 дек. 2014 г. № 427-ПК // Бюл. законов Перм. края, правовых актов губернатора Перм. края, правительства Перм. края, исполн. органов гос. власти Перм. края. - 2014. - № 51.

9. О физической культуре и спорте в Алтайском крае : закон Алт. края от 11 сент. 2008 г. № 68-ЗС // Сб. законодательства Алт. края. - 2008. - № 149 (ч. 1). - С. 15.

10. О физической культуре и спорте в Волгоградской области : закон Волгогр. обл. от 10 июля 2007 г. № 1495-ОД // Волгогр. правда. - 2007. - № 130.

11. О физической культуре и спорте в Республике Дагестан : закон Респ. Дагестан от 2 февр. 2010 г. № 5 // Собр. законодательства Респ. Дагестан. - 2010. - № 3. - Ст. 51.

12. Об образовании в Чеченской Республике : закон Чечен. Респ. от 5 нояб. 2014 г. № 37-РЗ // Вести Респ. - 2014. - № 214.

13. Об организации санаторно-курортного лечения медицинских работников учреждений здравоохранения Алтайского края [Электронный ресурс] : приказ Гл. упр. Алт. края по здравоохранению и фармацевт, деятельности от 16 марта 2012 г. № 248 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.

14. Об организации санаторно-курортного лечения педагогических работников образовательных организаций Алтайского края : постановление администрации Алт. края от 11 июля 2011 г. № 373 // Сб. законодательства Алт. края. - 2011. -№ 183 (ч. 3). - С. 147.

15. Об организации санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы Республики : постановление Правительства Респ. Марий Эл от 17 янв. 2006 г. № 7 // Мар. правда. - 2006. - № 9.

16. Об утверждении административного регламента по исполнению министерством здравоохранения Иркутской области государственной услуги «Предоставление работникам государственных учреждений Иркутской области, находящихся в ведении министерства здравоохранения Иркутской области, компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Иркутской области» : приказ м-ва здравоохранения Иркут, обл. от 6 марта 2014 г. № 52-мпр // Областная. - 2014. - № 32.

17. Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление работникам государственных учреждений Иркутской области, находящихся в ведении министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Иркутской области» : приказ м-ва по физ. культуре, спорту и молодеж. политике Иркут. обл. от 21 мая 2014 г. № 46-мпр // Областная. - 2014.- № 57.

18. Об утверждении окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы» : постановление правительства Ямало-Ненец. авт. окр. от 26 июня 2012 г. № 509-П // Красный Север. - 2012. - Спецвыпуск № 55/2.

19. Об утверждении Положения о материальном стимулировании работников Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих : приказ Департамента гос. службы занятости населения Респ. Марий Эл от 28 марта 2011 г. № 57-К // Мар. правда. - 2011. - № 22.

20. Об утверждении Положения о мерах стимулирования и поощрения по итогам работы в агропромышленном комплексе Кемеровской области [Электронный ресурс] : постановление коллегии администрации Кемер. обл. от 23 нояб. 2014 г. № 437 // Электрон. бюл. коллегии администрации Кемер. обл. - Режим доступа: http://www.zakon.kemobl.ru (дата обращения: 30.08.2015).

21. Об утверждении Положения о предоставлении единовременных выплат работникам агропромышленного комплекса в части оплаты санаторно-курортного лечения : постановление правительства Удмурт. Респ. от 3 марта 2014 г. № 87 // Удмурт. правда. - 2014. - № 27.

22. Об утверждении Порядка обеспечения работников государственных и муниципальных учреждений Республики Татарстан санаторно-курортным лечением : постановление Каб. Министров Респ. Татарстан от 16 апр. 2004 г. № 184 // Сб. постановлений и распоряжений Каб. Министров Респ. Татарстан и норматив. актов республик. органов исполн. власти. -2004. - № 17. - Ст. 0363.

23. Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан путевок на санаторно-курортное лечение : приказ М-ва образования Респ. Башкортостан от 29 марта 2013 г. № 517 // Респ. Башкортостан. - 2013. - № 134 (27869).

24. Об утверждении Порядка предоставления социальной услуги по обеспечению санаторно-курортным лечением специалистов государственных учреждений Республики Башкортостан : постановление Правительства Респ. Башкортостан от 25 дек. 2009 г. № 489 // Ведомости Гос. Собр. - Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. - 2010. - № 3 (321). - Ст. 128.

25. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : постановление Каб. Министров Респ. Татарстан от 25 дек. 2014 г. № 1029 // Сб. постановлений и распоряжений Каб. Министров Респ. Татарстан и норматив. актов республик. органов исполн. власти. - 2015. - № 11-12. - Ст. 0355.

26. Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ставроп. края от 25 дек. 2014 г. № 542-п // Офиц. интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.08.2015).

27. Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : постановление правительства Арханг. обл. от 14 окт. 2014 г. № 430-пп // Волна. - 2014. - № 42.

28. Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-Ненец. авт. окр. от 25 дек. 2014 г. № 1079-П // Офиц. интернет-сайт исполн. органов гос. власти авт. округа. -Режим доступа: httpV/правительство.янао.рф (дата обращения: 30.08.2015).

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.