Самый дорогой ресурс
«Забудьте о нефти - думайте о воде».
Дж. Кеннеди
Глобальная Всемирная организация здравоохранения заключает: для жажда некоторых регионов дефицит «голубого золота» приобретает
характер национального бедствия. Недостаток воды и трудности с ее распределением станут тяжелым испытанием для правительств стран Среднего и Ближнего Востока, Африки к югу от Сахары, Южной Азии, а также для Северного Китая (см. материалы ЦРУ США «Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года»).
В 2015 г. почти половина населения мира (более 3 млрд человек) будет испытывать недостаток воды. В развивающихся странах 80% воды используется в сельском хозяйстве, и такую пропорцию сохранить будет невозможно. Поэтому многим из них не удастся сохранить и масштабы орошаемого земледелия. Из-за истощения грунтовых вод производство зерновых в мире будет уменьшаться.
Резкое увеличение водопотребления в мире связано с расширением площади орошаемых земель и увеличением норм орошения, что уже привело к сложностям водоснабжения в ряде регионов Земли. Так, начиная с середины 1990-х годов река Хуанхэ (Китай) из-за того, что разбирается на протяжении всего своего русла на орошение, 260 дней в году не впадает в Желтое море. Аналогичные трудности с водоснабжением - в Индии, Пакистане, в Северной Африке, на Аравийском полуострове, Мексике и ряде стран Центральной и Южной Америки, а также в США и Австралии.
На рост водопотребления повлияла и урбанизация: суточный расход воды на личные нужды жителя современного благоустроенного города - 100-400 л, в то время как во многих местах земного шара - всего 20-30 л.
Уже сегодня 40% населения Земли не имеет доступа к нормальной питьевой воде. Ежедневно от жажды или некачественной живительной влаги умирают тысячи людей. За годы после Второй мировой войны загрязненная вода унесла больше жизней, чем все вооруженные конфликты. По оценкам экспертов, с плохим состоянием окружающей среды связано 20% всех заболеваний. И только за счет повышения качества потребляемой воды средняя продолжительность жизни может увеличиться на 5-7 лет в течение десятилетия.
Глобальный дефицит воды может наступить уже через 20-25 лет. К 2050 г. число людей, серьезно страдающих от недостатка воды, увеличится до 4 млрд. Не случайно, дефицит пресной воды признан ООН наиболее важной проблемой, стоящей перед человечеством. С этой проблемой сталкиваются все - как богатые, так и бедные, страны как Севера, так и Юга.
Мир давно вступил в эпоху войн за ресурсы. И уже ясно: никто просто так не отдаст ни капли своей воды. За последние 50 лет произошло более 500 «водных» противостояний, 20 раз дело доходило до военных действий.
ЭКО. - 2012. - №3
Особо серьезная ситуация сложилась на Ближнем Востоке. Сирия, Иордания и Израиль не могут поделить воды Иордана, а Сирия и Ирак выражают недовольство политикой Турции, строящей на реках Тигр и Ефрат дамбы и плотины, отводя воду в свои хранилища. Регулируя поступление воды в арабские страны, Турция может контролировать и политику в регионе.
Даже США и Канада никак не могут договориться о совместном использовании водных ресурсов. В 2006 г. правительство США объявило о планах использовать в береговой охране Великих озёр патрули на судах с пулемётами. Подобные проблемы зреют на границе США и Мексики, где группа американцев - частных собственников на воду - пытается оспорить давно практиковавшийся отвод мексиканцами воды из Рио-Гранде. А в самой Америке разгорается дискуссия вокруг возможности переброски водных ресурсов из Великих озёр в реку Миссисипи.
Директор Института водных проблем РАН В. Данилов-Данильян: «...Довольно часто можно услышать предостережения учёных "о войнах из-за воды". Я не считаю, что придётся воевать из-за воды: всё же мировое сообщество делает какие-то успехи в деле предотвращения конфликтов. Однако я полностью согласен с тезисом».
Действительно, иногда конфликтов удавалось избежать. Например, воды, протекающие между Индией и Пакистаном, управляются в рамках Договора по водам реки Инд. Это долгосрочное соглашение, заключенное правительствами Индии, Пакистана и Всемирного банка, подписано в 1960 г. и считается самым успешным соглашением по распределению водных ресурсов в мире.
Договор позволяет Пакистану контролировать «западные реки» (Инд, Желум и Ченаб), а Индии - «восточные реки» (Сатледж, Беас и Рави) до границы с Пакистаном. Договор уточняет, какое количество воды обе страны будут получать от этих рек, и регулирует использование рек для проектов гидроэлектростанций.
Но поскольку по прогнозам ситуация будет ухудшаться, само существование человеческой цивилизации под угрозой, и в зонах конфликтов могут оказаться 3 млрд человек из 50 стран. Генсек ООН Пан Ги Мун официально признаёт: «В ближайшее время пресная вода может стать главной причиной региональных войн». Обозначены и «водно-пороховые» бочки: озеро Чад, реки Брахма-путра, Ганг, Замбези, Лимпопо, Меконг, Сенегал, Иордан, Нил, Тигр, Евфрат, Арак, Иртыш, Кура, Обь.
Зона особого риска - Азия, ключевой игрок - мировой гигант, Китайская Народная Республика.
Поднебесная, одна пятая населения Земли, обеспечена лишь 7% мировых запасов пресной воды. Да и та на 90% загрязнена отходами интенсивно развивающейся экономики. Дефицит пресной воды ощущают более 300 городов Китая. Случаются периодические веерные отключения воды в крупнейших городах, да ив самом Пекине.
Возможные последствия масштабных гидротехнических проектов, разрабатываемых в Китае, трудно представить. Речь идёт о переброске воды в засушливый северо-западный район КНР. Пострадают миллионы жителей Индии и Бангладеш, чья жизнь во многом зависит от реки Брахмапутра.
Зоны
особого
риска
Нехватка воды уже стала фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие Китая. Чтобы прокормить население, которое продолжает ежегодно увеличиваться на 8 млн человек, Китаю нужно оросить засушливый Север. Ведь 80% водных ресурсов достается бассейну Янцзы и районам южнее его. Тогда как лишь 20% приходится на Северный Китай, то есть на бассейн Хуанхэ, где сосредоточено две трети пашни. Но возможности расширения пахотных земель исчерпаны. Если ежегодно перебрасывать из бассейна Янцзы на бассейн Хуанхэ 50 млрд м3 воды, это позволит расширить орошаемые площади в Северном Китае, решить там проблему питьевой воды.
Россия по природным запасам воды на душу населения богаче любой другой страны: ее водно-ресурсный потенциал оценивается в 23,2 трлн руб. Это миллионы рек и речушек общей протяжённостью свыше 8 млн км, около 3 млн озёр, тысячи водохранилищ. Это уникальное озеро Байкал.
И тем менее и у нас проблемы, поскольку основные запасы воды сосредоточены в малозаселённой Сибири, где промышленность и сельское хозяйство развиты местами. В европейской части страны гидрозапасы скромнее, а плотность населения большая. Плюс развитая промышленность. Это отрицательно сказывается на водных ресурсах. К примеру, в Ленинградской области, по данным экологов, из-за постоянного ухудшения качества водных объектов практически не осталось чистых поверхностных источников водоснабжения. Загрязнены и колодцы, артезианские скважины, родники и т.п.
В Красноярском крае предприятия Заполярного филиала ОАО «ГМК "Норильский никель"» сбрасывают ежегодно 85,4 млн м3 загрязненной воды. Красноярская ТЭЦ-2 «производит» 39,2 млн м3, «Енисейский ЦБК» - 26,4 млн м3, ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» - 62,5 млн м3 отходов.
По данным экологов, от 35 до 60% питьевой воды в некоторых регионах страны не удовлетворяют санитарным нормам. Тревожные сообщения приходят отовсюду: Нижегородская, Челябинская, Пермская, Амурская области, Приморский край и другие регионы в последнее время не раз балансировали на грани острейших кризисов, вызванных нехваткой воды.
Пятая часть чистой пресной воды Земли находится в чаше озера Байкал. Стоимость байкальской воды определена специалистами Лимнологического института РАН в один доллар за литр. Так что байкальская вода стоит больше, чем все разведанные полезные ископаемые в недрах России. Со временем из-за роста дефицита питьевой воды байкальская будет только дорожать.
Но со второй половины XX века это достояние человечества систематически загрязняется. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) до наших дней продолжает уничтожать ценнейший природный ресурс, и уже изменилась фауна озера.
Когда построили Ангарскую ГЭС и Ангарское водохранилище, уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр. В результате нарушилось прежнее равновесное состояние экосистемы по всему периметру водоёма. А это 2000 км! Кроме того, в озеро попали миллионы тонн горных пород, растительности и почв.
Годовой сток Байкала - 60 млрд м3 чистейшей воды. Но уже у г. Ангарска вода практически непригодна для питья. А воды Братского водохранилища гниют из-за «ударной» подготовки ложа этого водохранилища.
Как Проблему дефицита пресной воды в мире пытаются устранить
напоить различными способами. Один из них - экспорт воды. Соглаше-п ния по транспортировке воды заключены между Турцией и Израи-
^ лем; Белоруссией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, Кенией, Киргизией и Германией и другими странами. Между Израилем и Турцией заключен договор на 20 лет на доставку по морю 50 млн м3 ежегодно по цене 0,7 долл./м3 воды. Засуха в Турции в 1993 г. заставила её правительство купить около 16 млрд м3 воды у соседней Болгарии, заплатив за каждый 0,12 центов. Канада продаёт воду США по 5 центов/м3, ЮАР платит Свазиленду, Индия - Непалу, вся Европа производит взаиморасчёты за поставки воды. Объёмы других подобных контрактов измеряются сотнями миллионов долларов.
Для транспортировки воды используют резервы танкерного флота. Но с экономической точки зрения, такое решение невыгодно. Не спасают положение и водоводы. Так, Ливия потратила на строительство трубопровода из оазисов Тазербо и Сарир в Сахаре к берегам Средиземного моря порядка 10 млрд долл., которые пока не окупились.
Второй распространенный способ - опреснение морской, а также солёной воды из подземных источников. Выработка пресной воды в мире растет непрерывно и высокими темпами. Опреснённую морскую воду пьют народы стран Персидского залива. На привозной воде живут Алжир, Гонконг, Сингапур, прибрежные районы бывшей Югославии.
Один кубометр пресной воды в умеренных широтах обходился в 15-32 цента, а некоторым приморским промышленным предприятиям - примерно 2,2 долл. и дороже.
Вода из атмосферы - конденсация воды из атмосферного воздуха - может стать самой дешевой из всех, что получаются альтернативными способами. Эксперименты проводятся во многих районах мира, в частности, в лаборатории возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ, где с 1996 г. ведутся научно-изыскательные работы в этой области.
Вода — это деньги В настоящее время ведутся активные уси-
лия по созданию и формированию самого круп-Если не сейчас, то л т '
' ного потребительского рынка XXI века - рынка
в обозримом будущем питьевой воды. При этом во всем мире цена на
воду растет. За последние 50 лет цены на нефть возросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд- примерно в 100 раз, на питьевую воду - в 1000 раз. На Ближнем Востоке цена барреля питьевой воды давно превысила стоимость барреля нефти. Индустрия производства экологически чистой бутилиро-ванной воды - одна из самых быстрорастущих в мире, и даже по темпу роста оставляет далеко позади нефтедобывающий комплекс. Суммарный объем продаж в 2009 г. составил 110 млрд л, а прибыль превысила 1 трлн долл.- это 40% от прибыли нефтяных компаний и больше, чем прибыли в фармацевтической отрасли. Водный бизнес ежегодно увеличивается на 30-40%. Прибыли в этой отрасли достигают 1 трлн долл. в год. В списке миллионеров появились первые магнаты за счет продаж питьевой воды.
Богатые водными ресурсами страны в обозримом будущем смогут привлечь в собственную экономику дополнительных инвесторов. Уже сейчас гиганты Coca Cola, Procter & Gamble или Cargill сталкиваются с нехваткой чистой питьевой воды. А потому такие страны, как Россия, выступают и «стартовым трамплином» для экспансии на другие привлекательные рынки. Например, Китая или стран АТР.
Пока крупный бизнес не встал на ноги. На торговых площадках нет бренда Baikal Water или Canadian Water. Следовательно, нет рыночной стоимости питьевой воды, которая способствовала бы перетоку капиталов. Тем не менее время, когда вода станет таким же ценным товаром, как и нефть, газ или медь, - не за горами. Так, американская компания Monsanto за последний год заработала 420 млн долл. на продаже родниковой воды озера Мичиган в Индии и Мексике.
И здесь у России появляется возможность перейти на экспорт ее другого природного богатства, каковым с середины XXI века может стать вода.
В мире не сохранилось открытых водоемов, пригодных для розлива питьевой воды. Исключение составляет лишь Байкал. С 1992 г. начат промышленный розлив байкальской воды в пластиковые бутылки - пока этим заняты несколько небольших заводов.
По мнению некоторых исследователей, прокладка мощных водоводов на запад и на восток от озера Байкал позволит кардинально решить проблему чистой питьевой воды для большинства регионов и населения России. Обсуждается также идея подачи воды в Китай через трубопровод, Россия может получить солидные деньги за экспорт этого продукта. Этот бизнес может оказаться выгоднее туристического.
Вопрос заключается лишь в том, сможет ли Байкал - самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды - сохранить свои уникальные свойства при активном развитии туризма?
* * *
В свое время выступления общественности против «поворота рек» проторили у нас путь к гласности. Но пришла пора преодолеть рожденную этим аллергию, спокойно, без предвзятости, посмотреть в глаза фактам. Уже в ближайшие десятилетия от нехватки воды будут страдать 3 млрд человек в 50 странах. И России, которая наряду с Бразилией лидирует по запасам влаги, рано или поздно придется подумать о возможности переключиться на экспорт воды, которая, в отличие от нефти и газа, к тому же - восполняемый природный ресурс.
По материалам Интернета.
Источники: URL: da-voda.com/; zlev.ru; еastime.ru; da.-voda.com; watermarket.com; vz.ru