Научная статья на тему 'Великий "скачок" китайской экономики на Голубой реке, а также немного российской истории'

Великий "скачок" китайской экономики на Голубой реке, а также немного российской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / HYDROELECTRIC POWER STATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / TRANSPORT SYSTEMS / ТУРИЗМ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / BUILDING HISTORY / MINIMIZATION OF THE FLOODED LANDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тулохонов А.К.

Автор статьи глазами географа сравнивает развитие экономики Китая последних лет, особенности строительства крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья» и этапы развития экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By the eyes of the geographer the author of article compares development of economy of China and Russia on an example of hydroelectric power stations.

Текст научной работы на тему «Великий "скачок" китайской экономики на Голубой реке, а также немного российской истории»

ЭКО. - 2012. - №3

ТУЛОХОНОВ А.К.

Автор статьи глазами географа сравнивает развитие экономики Китая последних лет, особенности строительства крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья» и этапы развития экономики России.

Ключевые слова: гидроэлектростанция, экономические и экологические следствия, транспортные системы, туризм, история российской экономики

П и и и

Великии «скачок» китаискои экономики на Голубой реке, а также немного российской истории

А.К. ТУЛОХОНОВ, член-корреспондент РАН, доктор географических наук, директор Байкальского института природопользования СО РАН, Улан-Удэ

Китайский Разительны достижения китайской эконо-вектор мики, которые основной массой россиян вос-

принимаются как неизбежное следствие трудолюбия китайцев и расчетливого курса руководства компартии страны. После культурной революции, когда инициатор реформ Дэн Сяопин сказал: «Не важно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», в стране за короткий срок была создана вторая в мире индустрия. Построено более 60 тыс. км дорог с твердым покрытием, запущен в эксплуатацию самый длинный в мире мост, в космосе побывал китайский космонавт. На высоте более 4 тыс. м менее чем за десятилетие проложена железная дорога Голмуд - Лхаса протяженностью 1100 км. Она пересекает высокогорные хребты Тибета, мерзлоту, ледники, сейсмически опасные территории. По сравнению с ней наша Байкало-Амурская магистраль кажется чем-то вроде детской железной дороги. Накануне Всемирной выставки «Экспо-2010» в г. Шанхай сдано в эксплуатацию самое большое в мире водохранилище для снабжения питьевой водой крупнейшего китайского города с населением более 20 млн чел.

«Три ущелья»

ГЭС

В результате многих экспедиций в Китай мне удалось взглянуть глазами географа на некоторые из этих экономических «чудес». Однако наибольшее впечатление оказало по-

сещение района строительства крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Санься», или «Три ущелья», на реке Янцзы («Голубая река») - символа современного индустриального развития Китая.

Эта река - одна из крупнейших в мире водных систем длиной почти 6 тыс. км. Она берет начало в ледниках Тибета и на середине пути, в провинции Хубэй, где построена гидростанция, прорезав Тибетское плато, выходит на Великую Китайскую равнину. Далее ее путь лежит к Восточно-Китайскому морю, где в устье расположен морской порт Шанхай.

Янцзы значит для Китая то же, что для Египта - Нил. За миллионы лет река сформировала в своей долине плодородные почвы - источник продовольствия древних цивилизаций и современного населения. Здесь расположены самые крупные озера, тысячи каналов и дамб образуют сложные гидротехнические сооружения, как для целей мелиорации, так и для защиты от катастрофических наводнений, которые до недавнего времени были причиной огромных разрушений и гибели многих тысяч людей.

Особенности геотектонических движений и, как следствие, особых геоморфологических процессов сформировали в верхнем течении узкую речную долину с тремя ущельями общей протяженностью 200 км, где полностью отсутствуют террасовый комплекс и пойма. Высокие темпы поднятия фундамента определили крутые (местами вертикальные) склоны. Снеговое и ледниковое питание обеспечивает полноводье реки и средний расход воды в размере 34 тыс. м3 в секунду.

Такие идеальные с гидротехнической точки зрения характеристики в сочетании с необходимостью предотвращения наводнений на Великой Китайской равнине определили потребность в строительстве огромной плотины, перегораживающей долину реки в районе г. Саньдоупин. Чтобы добраться сюда из Пекина, сначала нужно ехать 10-12 часов достаточно комфортабельным поездом до столицы провинции г. Уханя - крупнейшего индустриального и портового центра Восточного Китая. Здесь расположены многочисленные исторические памятники,

а также заводы, производящие практически все виды механизмов и машин. До строительства ГЭС город регулярно подвергался наводнениям и поэтому он расположен как бы над огромной озерно-болотной равниной.

Большинство дорог проложено по искусственным дамбам, разделяющим город на многочисленные озера и пруды. Поэтому здесь расположен крупнейший в Китайской академии наук Институт гидробиологии с уникальным музеем и дельфинариумом. Большая водность реки и близость к морю позволяют существовать в речных водах морским дельфинам, огромным речным осетрам, черепахам и прочей живности, обитающей в условиях постоянной миграции соленых и пресных вод.

Дальнейшее расстояние в 300 км до района строительства плотины вверх по течению Янцзы можно проплыть на туристском лайнере, проехать автомобилем или поездом, а при желании - пролететь самолетом до г. Ичан. Это современный город с высотными домами и обилием гостиниц, офисов крупных компаний, ориентированных преимущественно на энергетические и туристические отрасли экономики.

В Китае практически везде древность неотделима от современности. Уважение к своей истории в крови у китайцев. Никто из них не скажет плохого о первом главе государства Мао Цзэдуне или истоках культурной революции. Портреты вождя - на денежных знаках, в сувенирных магазинах. На все международные научные конференции обязательно приглашают ветеранов, бывших руководителей - такова традиция.

Первая цель строительства плотины - это История защита от паводков. Согласно историческим до-проекта кументам, с 185 г. до н.э. по 1911г. произошло 214 катастрофических наводнений - или одно за 10 лет. В наше время периодичность паводков составляет до шести лет. Их площадь затрагивает до 2 млн га, где проживают 15 млн жителей. В отдельные годы масса речной воды не могла пройти узкие ущелья и затапливала населенные пункты даже в верхнем течении. По неполным сведениям, только в ХХ веке от наводнений на Голубой реке погибло не менее 0,5 млн чел.

Новые гидротехнические условия позволяют планировать строительство двух тысячекилометровых каналов для

переброски 5% годового стока Янцзы на север, в бассейн реки Хуанхэ, что вдвое увеличит полноводность последней и значительно расширит площадь орошаемых земель. Особенно такая переброска важна для водоснабжения крупных городов -Пекина и Тяньцзиня. Одновременно улучшится экологическая ситуация в дельте Хуанхэ, куда уже практически не доходят воды второй по значению реки Китая.

Первые источники датируют идею строительства плотины 1919 г. И только в 1992 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о реализации проекта «Три ущелья». За два года был разработан технический проект, проведены инженерные изыскания, и в 1994 г. началась его реализация. Для облегчения строительства к 1996 г. были построены мосты и дороги общей длиной почти 30 км, 40% протяженности которых составляли 34 моста и пять тоннелей. И уже в 2003 г. первая группа генераторов дала промышленный ток и вошла в энергетическую систему Китая. Строительство плотины и установка всех 32 гидроагрегатов завершились в 2006 г. Еще три года продолжались работы по прокладке шлюзовых камер, объектов туристической инфраструктуры, обеспечению системы безопасности эксплуатации (в том числе защиты от терроризма).

Теперь о самой гидроэлектростанции. Пло-1ехнические Тина длиной 2309 м имеет высоту верхнего бье-параметры фа 185 м над уровнем моря, нижнего - 66 м.

Таким образом, напорный уровень в течение года меняется от 79 до 109 м. Гидроузел оборудован водосбросом, пропускающим холостым ходом в период летних муссонов до 116 тыс. м3 в секунду, что почти в 10 раз больше возможностей Красноярской ГЭС. Суммарная мощность 26 генераторов -22,4 млн кВт - позволяет вырабатывать 100 млрд кВт«ч энергии, что более чем в четыре раза превышает выработку самой крупной в России ГЭС - Саяно-Шушенской (таблица).

Полученная электроэнергия эквивалентна сжиганию 50 млн т угля, что, в свою очередь, ограничивает поступление в атмосферу 10 млн т окиси углерода, огромного количества сернистого газа и других вредных выбросов в самом густонаселенном районе Китая.

Кроме выработки электроэнергии, гидроэлектростанция предотвращает катастрофические наводнения. Огромная

Сравнительные характеристики китайской ГЭС «Три ущелья» и некоторых российских ГЭС

Характеристика «Три ущелья» Братская Усть-Илимская ^аснояр-ская Саяно-Шушенская

Начало строительства, год 1992 1954 1963 1956 1963

Завершение, год 2009 1966 1979 1971 1985

Мощность, МВт 1820022400 4515 3840 6000 6400

Среднегодовая выработка, млн кВт-ч 80800100000 22600 21700 20400 23500

Расчетный напор, м 80,6 106 90,7 93 194

Количество гидроагрегатов 36 18 16 12

Высота плотины, м 185 124,5 105 124 245

Длина плотины, м 2309 924 1475 1065 1074

Шлюз, ед. 2 Нет Нет Судоподъемник Нет

Емкость водохранилища, км3 22 169,3 58,9 70,3/30,4 31,3

Площадь водохранилища, км2 1045 5470 1922 2000 621

емкость водохранилища позволяет накапливать паводковые воды с колебаниями уровня до 60 м, что в принципе невозможно на равнинных и даже горных реках. Можно представить, сколько земель и населенных пунктов уйдет под воду при таком подъеме воды на любой российской реке! В критические моменты наводнений начинается холостой сброс воды. На бортах долины отчетливо прослеживается линия максимальных подъемов уровня, расположенная на 60-70 м выше существующего уреза воды. Она соответствует границе лесного покрова, ниже ее вся растительность уничтожается в периоды высоких паводков.

До строительства плотины три ущелья существенно затрудняли судоходство по Янцзы. Более 150 мелководных участков требовали постоянного изменения лоций, а 46 участков невозможно было пройти ночью. Китайское изречение утверждает: «Проплыть по Янцзы так же трудно, как подняться в небо».

С завершением строительства плотины образовалось водохранилище длиной 660 км, средней шириной меньше 2 км, общей площадью 1045 км2 и полезной емкостью 22 км3. Таким образом, создан судоходный путь от Шанхая до Чунцина общей протяженностью почти 2 тыс. км. В отличие от гидростанций,

построенных на российских реках, плотина «Три ущелья» имеет два шлюзовых канала с пятью ступенями, по которым одновременно могут подниматься и опускаться на высоту до 113 м по два судна с водоизмещением каждого до 3 тыс. т. Это самый большой судоподъемник в мире. Каждый год через шлюзы проходит до 100 млн т грузов.

На протяжении всего пути (он продолжается двое суток) нам встретилось множество грузовых самоходных барж с углем, стройматериалами, удобрениями, техникой - в среднем по 2-3 судна каждый час, и днем, и ночью. Поэтому можно предположить, что помимо предотвращения наводнений и получения электроэнергии, еще одним источником дохода от эксплуатации ГЭС «Три ущелья» является транспортировка грузов самым дешевым водным путем в центр Китая.

Подъем уровня воды после строительства плотины потребовал создания новых транспортных систем и, прежде всего, новых мостов, соединяющих обрывистые берега. На туристической карте мы насчитали на основной магистрали не менее 30 мостовых сооружений ниже плотины «Санься» и почти столько же - в верхнем течении Янцзы. При этом многие из них построены по индивидуальному проекту, а высота некоторых достигает 100 м. Обилие мостов поражало нас и при посещении низовьев реки Хуанхэ: они проложены через каждые 50-100 км, большинство построено по одному проекту.

В отличие от российских огромных искусственных водохранилищ, возникших при строительстве ГЭС, долина реки Янцзы выше плотины практически на всем протяжении сохраняет узкую щелевидную форму шириной не более 2 км. Для сравнения отметим, что Красноярское водохранилище затопило в два раза больше плодородных земель, чем водохранилище «Три ущелья». Достаточно редкие для центрального Китая населенные пункты расположены высоко на прибрежных уступах и связаны с рекой лестницами и подъемниками. Можно предположить, что главный лозунг гидростроителей заключался в минимизации площади затопленных земель.

Тем не менее при подъеме уровня воды было затоплено 27820 га обрабатываемых земель и было переселено около 1,2 млн местных жителей. Следует отметить, что расходы на

строительство гидроэлектростанции и на переселение людей приблизительно равны - по 10 млрд дол. Таким образом, интересы населения были полностью удовлетворены.

Первое, что бросается в глаза на подходе Туристическим п

к гидроузлу «Санься», - это высокогорный

аспект

рельеф и извилистые дороги, врезанные в скалы. Туризм - одна из важных отраслей экономики Китая и провинции Хубэй, в частности. В год гидроэлектростанцию «Три ущелья» посещает до 10 млн туристов, в основном это жители внутреннего Китая. Осмотр начинается с посещения нижнего участка реки, где представлены быт и хозяйство местных жителей до строительства ГЭС, в том числе парусные джонки, специально отреставрированные для туристов. К подходу каждого пассажирского парома готовятся специальные фольклорные концерты, в частности, показ свадебных традиций. Туристические дорожки идеально убраны, везде стоят стилизованные урны для различных видов мусора.

Особо следует отметить наличие эскалаторов, фуникулеров и всевозможных подъемников по всему маршруту. Пожилые люди и инвалиды могут легко подниматься и спускаться по крутым берегам реки для посещения тех или иных достопримечательностей. В дождливую погоду все туристы моментально обеспечиваются зонтиками или прозрачными плащами. На острове Байду, где расположен один из старинных дворцов, роль подъемников исполняют местные рикши, которые вдвоем на бамбуковых носилках доставляют туриста на вершину.

Путешествие по водохранилищу, как и положено, начинается на верхнем бьефе плотины. Здание большого речного вокзала находится на левом борту долины у начала шлюза. Июнь -один из наиболее засушливых сезонов в этом районе Китая, и, как следствие, уровень воды в реке низкий. Пассажиры на подъемнике типа горного трамвая доставляются к урезу воды, расположенному на 70-80 м ниже уровня речного вокзала. В районе пирса находится не менее десятка грузовых барж и три 4-5-палубных теплоходов, которые курсируют по Янцзы.

Каждый час навстречу нам проплывали многопалубные пассажирские корабли и обгоняли суда на воздушной подушке типа наших «Ракет». В отличие от наших «Булгарий», они были явно

построены после культурной революции. Уровень комфорта на этих кораблях вполне соответствовал нашим требованиям, включая салоны для отдыха, рестораны и магазины.

Была организована экскурсия в долину одного из притоков Голубой реки. Несколько джонок доставили нас по узкому ущелью к началу пешеходной дорожки длиной более 10 км, вырубленной в отвесной скале с бетонированной дорожкой, ведущей к водопаду, истоки которого начинаются где-то в облаках. Сразу вспомнились тропинки из прогнивших деревянных досок, ведущие к большинству российских достопримечательностей...

Для сравнения напомню факты российской айм-аут истории. Именно в первые годы становления по-русски советской власти после гражданской войны в разрухе и голоде был реализован план ГОЭЛ-РО, построены ДнепроГЭС, Волжские ГЭС, Комсомольск-на-Амуре, Магнитка, Кузбасс, Норильск, Беломорканал, проложен в песках Средней Азии Турксиб. Эти стройки, с использованием ручного труда и голого энтузиазма, создали индустриальную базу нового советского государства, а сибирские заводы стали основной экономической опорой в период Великой Отечественной войны.

Значительный вклад в развитие экономики Сибири внесла война, когда в глубокий тыл были эвакуированы заводы из Украины и европейской части России. В кратчайшие сроки они вошли в рабочий режим и стали давать продукцию для фронта. Часть заводов попала в Сибирь по результатам репарации - именно так возник г. Ангарск.

После войны, при постоянном дефиците бюджета, начинается третий этап экономического развития страны, в том числе и новых строек в Сибири и на Дальнем Востоке. На первый план вышла задача создания ядерного щита и новых вооружений. Началась конкуренция в космосе; в кратчайшие сроки были построены новые заводы и космодромы, испытательные центры. На этом фоне надо было восстанавливать разрушенную экономику, поднимать целину, строить Каракумский канал. Возникли каскады гидроэлектростанций на Ангаре и Енисее.

Мало кто обращал внимание на то обстоятельство, что эти грандиозные задачи как-то совмещались со строительством

нового здания МГУ, пуском театров оперы и балета в Новосибирске и Улан-Удэ, созданием Сибирского отделения РАН и других объектов, не влиявших особо на обороноспособность страны. Не было тогда иностранных займов, профицита бюджета и денег от продажи нефти и газа. Не отличались высокой образованностью и юридическими знаниями партийные руководители того времени. Тем не менее экономическая и военная мощь Советского Союза признавалась во всем мире. Завершением того периода развитого социализма стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

В последние десятилетия в Советском Союзе, а затем по наследству и в новой России, произошли коренные изменения в политическом устройстве и в идеологии. Приоритетом провозглашены демократия, гласность, приватизация, рыночные отношения и другие достижения западного мира.

В результате рухнула плановая экономика социализма, а новая так и не появилась. До настоящего времени основные показатели российской экономики даже не приблизились к уровню начала горбачевских реформ. Только добыча и экспорт углеводородов, за счет которых существует российский бюджет и наполняются банковские счета олигархов, достигли рекордных показателей.

Демагогия и экономика - вещи мало совместимые. Поэтому не случайно, что после строительства Байкало-Амурской магистрали, длившегося более 30 лет, в нашей стране наступила «трудовая пауза». Вряд ли к нашим достижениям можно отнести строительство многочисленных нефте- и газопроводов, выкачивающих ресурсы из страны. Уже никого не ужасают катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, Сургутской ГРЭС, регулярные «фейерверки» на военных складах, тонущие старые пароходы и падающие самолеты. Других видимых событий в нашей экономике пресса давно не отмечает.

Поэтому самым заметным событием в новой России стало формальное завершение строительства автомобильной дороги Чита - Хабаровск, история которой насчитывает не одно десятилетие. Открывал ее лично В.В. Путин, проехав по ней на отечественном автомобиле «Лада».

В этот же период на наших сибирских реках стали нерентабельны и исчезли даже редкие круизные суда «Кулибин», «Антон Чехов» и другие, ходившие по Лене, Енисею, Оби. Конечно,

климатические условия этих рек несравнимы с южными водотоками. Тем не менее без кораблей речной пейзаж мертв. Водный путь - не только самый дешевый, но иногда и единственный способ доставить грузы на северные территории.

Сравнивая особенности строительства различных плотин, необходимо отметить, что речные системы всегда играли особую роль в экономике труднодоступных регионов. По рекам шло историческое освоение сибирских территорий и строительство крупных промышленных центров. И если плотины наглухо перегораживают такие транспортные артерии, то неизбежно снижаются темпы экономического развития. Можно представить, насколько активнее развивались бы туризм, доставка крупногабаритных грузов, сельское и лесное хозяйство северных территорий, при наличии шлюзов на каскаде Ангарских ГЭС, а озеро Байкал имело бы прямое водное сообщение с Северным Ледовитым океаном.

Мы должны понимать, что освоение просторов Азиатской России шло в течение длительного исторического периода и разительно отличалось от завоевания испанскими конкистадорами древних цивилизаций Америки и уничтожения европейскими колонизаторами индейских племен. Россия почти бескровно получила огромные богатства на территории от Урала до Аляски. Сохранить их можно только кластерной индустриализацией ключевых объектов, или созданием экономических крепостей, связанных между собой современной транспортной сетью.

Как завещание должны мы помнить слова великого российского патриота П.А. Столыпина, сказанные более 100 лет назад: «Наши государственные границы равняются 18 000 верст. Мы граничим с десятью государствами, мы занимаем одну седьмую часть земной суши. Как же не понять, что при таких обстоятельствах первенствующей, главнейшей нашей задачей являются пути сообщения. Никакие крепости, господа, вам не заменят путей сообщения». И как современно сегодня, накануне его 150-летнего юбилея, звучат слова: «Край этот (Забайкалье и Дальний Восток - прим. авт.) нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их другие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.