ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 5
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
В.В. Кочетков, Е.В. Пак
«ВОДНЫЕ ВОЙНЫ»: ДЕФИЦИТ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАК ПРИЧИНА И ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
КОНФЛИКТОВ
Авторы поднимают вопрос об одной из важнейших экологических угроз современности — дефиците пресных водных ресурсов на земле. Приведена история международных конфликтов из-за водных ресурсов в мире, проводится обзор исследований по данной проблеме. Проанализированы возможные последствия нарастающего кризиса, которые могут повлиять на мировую политическую систему.
Ключевые слова: дефицит водных ресурсов, конфликты из-за воды, нехватка пресной воды, перенаселение Земли.
Вода имеет решающее значение для обеспечения жизни на Земле и сохранения экосистем. Водная оболочка земного шара — океаны, моря, реки, озера — покрывает 70,8% земной поверхности. Из 326 071 300 куб. миль воды 97,5% находится в океанах. Для производственной деятельности человечества и его хозяйственно-бытовых нужд требуется пресная вода, количество которой составляет 2,7% общего объема воды на Земле, причем в легкодоступных местах находится очень малая ее доля (всего 0,36%). По оценкам специалистов, на долю пресных вод, исключая воду, скованную в полярных ледниках, приходится 0,15% гидросферы. На пороге XXI в. около 1 миллиарда человек на планете не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Около 2,8 млрд (40% населения Земли) испытывают недостаток воды для хозяйственно-бытовых нужд, а 3,4 млн человек умирают ежегодно от заболеваний, связанных с нехваткой воды.
Постоянное чувство жажды теперь испытывают не только обитатели Сахары и Ближнего Востока, но и жители Кореи и Бечуаналенда (Ботсвана). От нехватки воды страдают жители Австралии, северных штатов США. Наоборот, в местах, богатых пресной водой, люди загрязняют ее неочищенными сточными водами и промышленными отходами.
Как утверждает один из ведущих мировых экспертов по пресным водным ресурсам Питер Глейк, глобальная неосведомленность в отношении этих фактов со стороны национальных правительств является «самой важной ошибкой XX века и главным вызовом XXI века»1.
1 GleickPH. Water and Conflict // Intern. Security. 1993. N 1(18).
Существуют различные классификации конфликтов из-за воды. Так, например, в работе «Болгария: примеры водных конфликтов»2 А.И. Голышев (в соавторстве с А.М. Гириной и Е. Дайновым) делит международные водные конфликты на интраграничные и экстраграничные; Е. Дайнов и В. Манев — на конфликты непосредственно из-за водных ресурсов и конфликты, в которых водные объекты используются в качестве средства или дополнительного аргумента для достижения целей; использование водных ресурсов (включая системы водоснабжения) в террористических целях; конфликты, в которых водные объекты используются в качестве боевого средства (оставляем в стороне допустимость и законность такого их использования)3. Конфликты по поводу водных ресурсов бывают реальными и потенциальными4; международными и внутригосударственными5.
Специалисты Тихоокеанского института по изучению вопросов развития, окружающей среды и безопасности предлагают свою классификацию:
— конфликты, основная цель которых — контроль водных ресурсов для удовлетворения собственных нужд (государственные или негосударственные акторы);
— конфликты, в которых водные ресурсы используются в качестве военного средства (государственные акторы);
— конфликты, в которых водные ресурсы используются в качестве политического средства (государственные или негосударственные акторы);
— конфликты, в которых водные ресурсы являются объектом терроризма: гидротерроризм (преимущественно негосударственные акторы);
— конфликты, в которых водные ресурсы являются военной мишенью (государственные акторы);
— конфликты, в которых контроль водных ресурсов захватывается с целью воспрепятствовать развитию государств или негосударственных акторов (государственные и негосударственные акторы)6.
Представители Орегонского университета в 1948—1999 гг. изучили существующие водные бассейны. Было обнаружено 263 трансграничных бассейна, по каждому из которых был проведен анализ взаимодействий
2 Голышев А.И., Гирина A.M., Дайнов E. Болгария: примеры водных конфликтов //Мат-лы 8 Междунар. конгресса «Вода: экология и технология». М., 2008.
3 Dainov Е., Manev V. Bulgaria: Creating a watershed council along Varbitsa River. Case N 142. URL: http://www.gwptoolbox.org/images/stories/cases/en/cs%20142%20bul-garia.pdf
4 Слова Старца Паисия Святогорца: Духовное Пробуждение. Т. I, 1999 г. URL: http:// www.fatheralexander.org/booklets/russian/duhovnoe_probuzhdenie_l_paisii_eznepidis
5 Tamas P. Water scarcity and conflict: Review of applicable indicators and system of reference. P., 2003.
6 http://www.pacinst.org/ (официальный сайт Тихоокеанского института по изучению вопросов развития, окружающей среды и безопасности).
государств в области водных ресурсов. В процессе исследования было выявлено 1 831 взаимодействие (507 конфликтов, 1 228 случаев сотрудничества, 96 нейтральных или незначительных взаимодействий)7. Кроме того, были выявлены три основных фактора угрозы международным водным бассейнам: 1) их «интернационализация» в связи с появлением новых независимых государств; 2) принимаемые в одностороннем порядке планы развития (прежде всего проекты строительства плотин без предварительных двусторонних юридических соглашений); 3) общая напряженность в отношениях между странами, не связанная с «водными» проблемами.
Первую угрозу таят, например, разногласия между такими государствами Центральной Азии, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Туркмения, относительно использования и потребления вод рек Амударьи, Сырдарьи, а также бассейна Аральского моря и др.
Вторая угроза проистекает из стремления стран региона, разделяющих трансграничный водный бассейн, в определенный период развития, когда объем потребления воды «приближается вплотную» к уровню обеспеченности водными ресурсами, резко нарастить гидроэнергетический потенциал, как правило, в ущерб соседям. Среди примеров — планы Египта построить высокую дамбу на реке Нил, поворот р. Ганг властями Индии с целью защиты порта Калькутты.
Что касается третьей угрозы, то здесь в качестве примера можно привести Палестинскую автономию и Израиль. Существующая в отношениях между палестинцами и израильтянами напряженность обусловлена, в частности религиозными причинами. Конфликты из-за водных ресурсов между этими странами только накаляют общую политическую обстановку.
Дефицит пресной воды на протяжении истории постоянно нарастает. Первые международные конфликты из-за воды происходили еще до нашей эры. В XX в. соотношение между имеющимися в распоряжении водными ресурсами и постоянно увеличивающимся спросом на них достигло критической отметки. «Основная причина нехватки воды заключается в усиливающемся несоответствии между быстрым ростом потребления и практически не изменившимся объемом водных ресурсов. Ускоренный рост потребления воды обусловлен беспрецедентным ростом мировой экономики, а в самое последнее время начавшимся продовольственным кризисом во многих странах мира. Видимо, этот факт позволил в апреле 2000 г. Кофи Аннану, в тот момент Генеральному секретарю ООН, заявить, что водный вопрос встал в первый ряд среди проблем, ожидающих человечество в XXI в. Сохранение имеющегося фонда водных ресурсов и поиск новых источников — одна
7 См.: Вульф А., НотариусДж., Даниелсон Дж., Ворд Б. и др. Международные речные бассейны планеты // Междунар. журн. развития вод. ресурсов. 1999. Т. 15, № 4. С. 387-427.
из самых актуальных задач в новом веке. По этой причине наступивший век многие на Западе окрестили веком воды, а закоренелые пессимисты и вовсе веком водных войн»8.
Следует отметить, что по вопросам истории вооруженных конфликтов из-за водных ресурсов практически нет комплексных исследований, за исключением работы Питера Глейка «Водные ресурсы и конфликты», в которой он проследил десятки прецедентов использования водного оружия на пяти континентах за последние 500 лет. Известность также получила постоянно обновляющаяся «Хронология водных конфликтов с 3000 года до н.э.»9. В ней приводятся даты и описание каждого водного конфликта, указываются вовлеченные в него стороны, его основания.
Рассмотрим хронологию водных конфликтов на протяжении истории человечества. Во все времена водные ресурсы служили не только объектом соперничества, но и инструментами достижения государствами своих целей. Межгосударственные конфликты порождаются многими факторами, включая религиозную враждебность, идеологические и приграничные споры, экономическую конкуренцию. Не следует отделять эти факторы друг от друга. В некоторых регионах вода может играть разные роли в разное время, определяя местные конфликты.
Характеристиками, определяющими воду как стратегическую цель вооруженного конфликта, являются:
— уровень дефицита пресной воды;
— степень, до которой снабжение водой разделено больше чем одним регионом или государством;
— относительная энергия водного бассейна государства;
— отсутствие альтернативных пресных водных источников10.
В 1980-е гг. спецслужбами США было установлено порядка десяти районов в мире, где могут возникнуть конфликты, связанные с водой. К таким регионам были отнесены прежде всего Аравийский полуостров и Ближний Восток, а также Эфиопия и Египет, Ангола и Намибия, Индия и Китай. Что касается водных бассейнов, то среди них следует отметить реки Нил, Тигр, Евфрат, Иордан и Инд11.
Раздел бассейна р. Иордан служит причиной длительных конфликтов между Израилем, Иорданией и Палестинской автономией. После обретения Израилем в 1948—1955 гг. собственной государственности данные страны так и не смогли прийти к разумному соглашению
8 Жильцов С., Зонн И. Борьба за воду // Национальная безопасность. 2008. № 6188. URL: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=13981
9 См., например: GleickР.Н. Water Conflict Chronology // The World's Water 2008-2009. Washington (DC), 2008. Также с «Хронологией...» можно ознакомиться в сети (http://world-water.org/conflict.html).
10 Жильцов С., Зонн И. Указ. соч.
11 Там же.
относительно дальнейшего развития или распределения водных ресурсов. Поскольку общего соглашения странам достичь не удалось, каждая из них приступила к реализации собственных планов водохозяйственного развития, что не могло не повлечь за собой проблем в сфере без-опасности12.
Так, например, в 1951 г. Иордания обнародовала свои планы орошения в долине р. Иордан. Израиль в ответ начал осушение болот Хула, расположенных в демилитаризованной зоне между Израилем и Сирией. Из-за этого Сирия неоднократно открывала огонь по рабочим, препятствуя осушению. В 1948 г. во время первой арабо-израильской войны арабские войска отрезали водоснабжение в Западном Иерусалиме. В 1962 г. израильтяне уничтожили ирригационный канал в демилитаризованной зоне. Ранее, в 1953 г., Израиль начал строительство Всеизра-ильского водопровода для отвода воды из реки Иордан в южные регионы Израиля и пустыню Негев, где численность населения постоянно росла. Иордания и Сирия организовали строительство дамбы в целях изменения течения рек Баньяс и Ярмук, чтобы помешать израильской программе. В результате возникли разногласия, которые явились причиной войны 1967 г., когда Израиль разрушил построенную дамбу и занял сектор Газа, Голанские высоты и берег р. Иордан, укрепив свои позиции в сфере контроля пресноводных ресурсов (верховья и источников р. Иордан, части р. Ярмук и верховья р. Баньяс). В итоге Израилем было реализовано несколько крупных ирригационных проектов13.
Активное освоение водно-энергетического потенциала Евфрата Турцией вызвало беспокойство Сирии и Ирака, так как они считали, что строительство 7 плотин на Евфрате лишит их от 40 до 90% его стока. В 1987 г. было заключено первое трехстороннее соглашение, согласно которому Турция обязалась обеспечивать расход воды в Евфрате на границе Сирии и Турции не менее 500-850 м3/с. Но уже в январе 1990 г. отношения между Турцией и Сирией накалились до предела, потому что турецкие гидротехники для заполнения водохранилища плотины Ата-тюрка на месяц остановили сток Евфрата в Сирию, и русло реки от южных границ Турции до искусственного озера Эль-Асад в р-не г. Алеппо высохло. Хотя Турция и утверждала, что приняла все необходимые меры для минимизации ущерба Сирии и Ираку, вызванного «технической необходимостью» строительства плотины, в арабском мире ее действия однозначно оценивались как преднамеренное лишение арабских стран вод Евфрата. Сирия пыталась урегулировать водную проблему с помощью Международного суда и Международной правовой комиссии и Лиги арабских государств (ЛАГ)14. Грандиозная водохозяйствен-
12 Там же.
13 Gleick Р.Н. Water Conflict Chronology.
14 Реки Тигр и Евфрат (Иран, Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, Сирия, Турция). URL: http://www.cawater-info.net/bk/water_law/2_4_1 .htm
ная деятельность Турции вызвала резкое недовольство соседних стан. Чтобы как-то снизить накал межгосударственных противоречий, Турцией был предложен проект «Трубопровод мира» — строительство крупного водовода по подаче воды рек Сейхан и Джейхан в Сирию, Израиль, Иорданию, страны Персидского залива. В свою очередь Ирак организовал строительство водохозяйственного комплекса Тартар на р. Тигр, который вмещал 69% суммарного стока страны (105 км3)15.
В 1990-е гг. распределение вод нильского бассейна стало причиной споров между арабскими странами Суданом, Египтом и такими странами, как Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Танзания, Демократическая Республика Конго (ДРК), Эфиопия и Южный Судан, потребность которых в водных ресурсах постоянно возрастала ввиду быстрого роста численности населения. В процессе разрешения противоречий были достигнуты односторонние и многосторонние договоренности по опреснению и переброске вод между этими странами.
Строительство плотины Фаракка на Ганге (1962—1976) усилило напряженность между Индией и Бангладеш. Споры урегулировались краткосрочными соглашениями в 1977—1982 гг., 1982—1984 гг., 1985—1988 гг. В конце 1996 г. власти Бангладеш и Индии достигли договоренности о разделе вод Ганга.
Сегодня жизнь людей зависит от Инда и Ганга значительно больше, чем 4 000 лет тому назад, когда люди селились по их берегам в поисках средств к существованию. Использование водных ресурсов этих рек необходимо тщательно контролировать, чтобы обеспечить потребности жителей Индии, Пакистана и Бангладеш16. В 1960 г. Дели и Исламабад подписали договор о разделе водных ресурсов Инда. Сегодня этот договор находится под угрозой, поскольку обе страны, численность населения которых со времени заключения договора выросла в 3—3,5 раза, испытывают острую нехватку воды.
Серьезные проблемы с водными ресурсами существуют в Центральной Азии. В этом регионе протекают реки Амударья и Сырдарья, которые формируются из снега и ледников в горах Таджикистана и Киргизии. В результате Казахстан, Туркмения и Узбекистан находятся в серьезной зависимости от Таджикистана и Киргизии17.
К 1980-м гг. сток рек Амударьи и Сырдарьи катастрофически сократился, что произошло по причине непродуманного решения водных проблем, неэкономного забора воды. В последние десятилетия межгосударственные конфликты в этом регионе непрерывно нарастают, так как каждая из стран Центральной Азии пытается использовать водные ресурсы максимально интенсивно18.
15 См.: Жильцов С., Зонн И. Указ. соч.
16 Повесть о двух реках. URL: // http://probudites.ru/istoria67.html
17 См.: Султанова А. Казахстану не хватает воды // НГ Дипкурьер. 2008. 31 марта.
18 Gleick Р.Н. Water Conflict Chronology.
Таким образом, следует отметить, по мере развития человечества борьба за водные ресурсы приобретает все более угрожающие формы. Она все чаще приводит к межгосударственным конфликтам. Эта ситуация будет только обостряться, поскольку вода относится к числу первостепенных по важности ресурсов. Дефицит воды не просто накладывает ограничения на рост населения и экономический прогресс, но и, что не менее важно, ставит под угрозу здоровье миллионов людей.
Проблема дефицита пресной воды все чаще озвучивается ведущими учеными мира и главами представительств основных мировых агентств по проблемам водных ресурсов. При этом даются достаточно пессимистические оценки будущих сценариев водообеспеченности. В результате вырисовывается картина апокалипсического кризиса, когда «конкуренция за все более скудные ресурсы будет порождать конфликты внутри стран и "водные войны" между странами»19.
Но следует отметить, что данный взгляд на проблему достаточно узок, ибо в ряде случаев дефицит водных ресурсов является лишь следствием неправильной политики управления водными ресурсами. Поэтому реализация надежного водоснабжения является одной из ключевых мировых задач для полноценного существования человечества.
В настоящее время существует большое число исследований в этой области, рассматривающих проблему в различных аспектах. В их числе:
1) общие обзоры20;
2) исследования, содержащие предложения по решению проблем21;
3) социально ориентированные исследования22;
4) исторические исследования23;
5) региональные исследования24;
6) обзоры конфликтов из-за воды25;
7) обзоры, содержащие санитарные нормы26;
19 Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2006_RU_complete.pdf
20 Исследование Международного института управления водными ресурсами (International Water Management Institute), http://www.iwmi.cgiar.org, доклад ООН «Вода в меняющемся мире», доклад ООН о развитии человека «Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов», пресс-коммюнике ЮНЕСКО № 2009-21, URL: http://typo38.unesco.org.
21 Там же.
22 Там же.
23 Что кроется за нехваткой воды...
24 Исследование Международного института управления водными ресурсами (International Water Management Institute), доклад ООН «Вода в меняющемся мире», доклад ООН «Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов», пресс-коммюнике ЮНЕСКО № 2009-21.
25 Что кроется за нехваткой воды.
26 Жуков И. Пресной воды осталось на 25 лет. URL: // http://vz.ni/society/2008/7/14/ 186594.html
8) исследования экономических аспектов нехватки водных ре-сурсов27.
Но есть одно исследование, которое можно отнести практически к любой из названных нами категорий, — это доклад ООН «Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ре-сурсов»28.
Одним из наиболее значимых в области проблемы дефицита водных ресурсов представляется исследование Международного института управления водными ресурсами (International Water Management Institute), где приводятся данные о том, что через 25 лет в связи с ростом численности населения земного шара до 8,5 млрд человек и увеличением количества потребляемой воды запасы пресных ресурсов могут закончиться. По прогнозам экспертов, к 2050 г. уровень потребления воды увеличится в два раза, а если учесть, что некоторые регионы уже испытывают дефицит пресной воды, то кризис водных ресурсов очевиден.
В своем докладе «Вода в меняющемся мире»29 ООН приводит фактические данные о состоянии водного цикла, самых крупных потребителях водных ресурсов, связанных с нехваткой воды болезнях, влиянии роста населения, миграции и климата на водные ресурсы, способах переработки и хранения воды и т.д. Данный доклад является результатом работы 24 подразделений ООН и публикуется раз в три года в рамках Всемирной программы по оценке водных ресурсов30.
Достаточно полно проблема дефицита воды освещена в докладе ООН о развитии человека «Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов». Авторы доклада анализируют причины, по которым проблемы водоснабжения и канализации должны решаться в глобальном масштабе: уроки истории, издержки кризиса с точки зрения развития человека; глобальный кризис в системе водоснабжения и канализации; причины, по которым бедные за воду платят больше, чем богатые, но не всегда имеют к ней доступ; вопросы эффективного управления системой водоснабжения; дефицит канализационных систем; отставание развития систем канализации от систем водоснабжения; дефицит водных ресурсов; риски дефицита воды; решение проблем уязвимости и риска; конкуренцию за воду в сельском хозяйстве; управление оросительными системами; уровень производительности водных ресурсов для бедных; управление трансграничными
27 Доклад ООН «Вода в меняющемся мире: факты и цифры», исследования Тихоокеанского института, доклад ООН «Что кроется за нехваткой воды».
28 Перевод на русский язык — издательство «Весь мир» (2006 г.).
29 Данные к докладу ООН о глобальном использовании водных ресурсов «Вода в меняющемся мире» на Пятом Всемирном водном форуме (Стамбул, 16—22 марта 2009 г.). URL: http://www.worldwaterforum5.org/
30 WWAP — World Water Assessment Programme.
потоками; гидрологическую взаимозависимость; состояние развития человека.
По данным ООН, наиболее ограничены в водных ресурсах страны Ближнего Востока и Северной Африки: на них приходится всего лишь 1 % мирового водостока. Самыми крупными потребителями воды являются такие страны, как Индия, США, Китай, Япония, Таиланд, Пакистан, Мексика, Россия, Бангладеш и Индонезия. В докладе ООН приводятся немногочисленные данные об объемах потребляемой воды в Индии (646 км3/год), в Кабо-Верде (Республика Кабо-Верде находится на одноименных островах в Атлантическом океане в 620 км от западного побережья Африки и состоит из 10 крупных и 5 мелких островов; территория возвышенная и достаточно сухая, до 16% страны занимают сухие щебнистые нагорья) и в Центральноафриканской Республике (30 км3/год).
По другим данным, «больше всего водных ресурсов на душу населения приходится во Французской Гвиане (609 091 м3), Исландии (539 638 м3), Гайане (315 858 м3), Суринаме (236 893 м3), Конго (230 125 м3), Папуа-Новой Гвинее (121 788 м3), Габоне (113 260 м3), Бутане (113 157 м3), Канаде (87 255 м3), Норвегии (80 134 м3), Новой Зеландии (77,305 м3), Перу (66 338 м3), Боливии (64 215 м3), Либерии (61 165 м3), Чили (54 868 м3), Парагвае (53 863 м3), Лаосе (53 747 м3), Колумбии (47 365 м3), Венесуэле (43 8463 м3), Панаме (43 502 м3), Бразилии (42 866 м3), Уругвае (41 505 м3), Никарагуа (34 710 м3), Фиджи (33 827 м3), Центральноафриканской Республике (33 280 м3), России (31 833 м3). Меньше всего водных ресурсов на душу населения приходится в Кувейте (6,85 м3), Объединенных Арабских Эмиратах (33,44 м3), Катаре (45,28 м3), на Багамах (59,17 м3), в Омане (91,63 м3), Саудовской Аравии (95,23 м3), Ливии (95,32 м3)»31.
В среднем на каждого жителя Земли приходится 24 646 м3 (24 650 000 л) воды в год.
Рост потребления воды напрямую зависит от роста населения планеты, которое, по оценкам специалистов ООН, в ближайшие годы составит порядка 1,8 млрд человек, при этом 95% этого роста придется на развивающиеся страны. Кроме того, нехватка воды, по прогнозам экспертов, приведет к увеличению притока мигрантов в прибрежные зоны районов, где расположены мегаполисы.
Как известно, самым активным потребителем воды является сельское хозяйство, поэтому без повышения эффективности водопользования питьевые водные ресурсы планеты могут значительно сократиться, а потребность в воде для сельского хозяйства в мировом масштабе может возрасти на 70-90%32.
31 Потребление воды в мире. URL: http://ununu.ru/blog/potreblenie_vody_v_mire/ 2010-02-05-275
32 Вода в меняющемся мире: факты и цифры. URL: http://www.aquaby.by/index.php/ news/13/56/voda-v-menyayuschemsya-mire-fakty-i-tsifry
Серьезными последствиями чревато глобальное потепление. Министр обороны Великобритании Джон Рид озвучил мрачный прогноз, согласно которому в грядущие десятилетия «повышается вероятность насилия и политических конфликтов из-за того, что климатические изменения превращают землю в пустыню, растапливают ледовые поля и отравляют водные ресурсы»33. Климатические изменения в мире повлекут за собой наводнения, опустынивание, таяние вечной мерзлоты, затем последуют разрушение экономической инфраструктуры, потеря сельскохозяйственных угодий, отравление запасов воды.
В зоне конфликтов по причине глобального потепления окажутся такие страны, как Израиль, Палестина и Иордания; Сирия и Турция; Индия и Китай; Намибия и Ангола; Египет и Эфиопия; Индия и Бангладеш.
Если сегодня в засушливых районах планеты проживает треть населения, то уже «в 2030 году 47% мирового населения будут жить в районах с высокой нагрузкой на водные ресурсы»34. Ученых «особенно беспокоит наличие прямой зависимости между деградацией экосистем на засушливых землях и бедностью населения данных регионов», — говорит доктор Рейд (руководитель авторского коллектива «Оценки экосистем тысячелетия», в подготовке которой принимали участие 22 национальные академии наук из самых разных стран мира).
«Бедное население, проживающее в засушливых регионах,— говорится в "Отчете тысячелетия",— больше всего подвержено риску экологического коллапса. Значительная часть этого населения уже живет нестабильно — от 10 до 20 процентов почвы в засушливых регионах подвержено эрозии или деградации»35.
В целях замедления и остановки деградации специалисты Международного института управления водными ресурсами предлагают строить водохранилища, в сельском хозяйстве переходить к выращиванию устойчивых к засухе культур и более активно использовать дождевую воду для их полива.
Как отмечают эксперты ООН, одним из способов решения проблемы дефицита пресной воды могла бы стать переработка соленой воды и использование переработанных сточных вод для орошения культур в сельском хозяйстве.
В настоящее время уже существуют механизмы, способствующие массированной мобилизации финансовых ресурсов для развития систем водопользования. Таким примером является международный фи-
33 Там же.
34 Данные к докладу ООН о глобальном использовании водных ресурсов «Вода в меняющемся мире» на Пятом Всемирном водном форуме. URL: // http://www.worldwa-terforum5.org/
35 Состояние планеты? Она на краю. URL: http://www.inosmi.ru/panorama/20050331/ 218508-print.html
нансовый механизм (МФМ), привлекающий «ресурсы на международных рынках капитала посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг, проценты по которым затем оплачиваются сторонами-донорами»36 в течение 20—30 лет. Пример реализации данного механизма — иммунизация. При этом следует отметить выгоду подобных инвестиций, которая составляет порядка 8 долл. на душу населения.
Проблема недостатка воды во многих случаях объясняется неэффективным управлением водными ресурсами, ибо в глобальном масштабе водных ресурсов на Земле, по экспертным оценкам, пока вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей мирового хозяйства.
Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на форуме в Стамбуле 16 марта 2009 г., отметил: «В условиях растущего дефицита эффективное управление водными ресурсами сегодня важно, как никогда. Борьба с бедностью зависит также и от умелого инвестирования средств в этот ресурс»37.
Анализ данных позволяет заключить, что многие страны уже достигли предела уровня водопользования. Поэтому можно ожидать обострения борьбы за воду. Борьба эта будет вестись не только между странами, но и между отраслями промышленности, городом и деревней, и окраска этих конфликтов будет политической. В настоящее время в мире насчитывается более 30 перманентных вооруженных конфликтов из-за доступа к водным ресурсам (в основном к пресной воде). Тенденция такова, что их число будет расти экспоненциально.
Это предопределяет необходимость сотрудничества, основанного на нормах международного права, применительно к конкретным условиям совместного использования водных ресурсов, тем более, что трансграничных рек на свете много, и каждая из них может стать «яблоком раздора».
145 стран мира расположены в бассейнах 263 международных или трансграничных рек. Международные реки покрывают 45% суши, на которой проживает свыше 40% мирового населения. 19 речных бассейнов относятся к 5 и более странам. Бассейн реки Дуная, например, включает 17 стран. Бассейны 5 рек: Конго, Нигера, Нила, Рейна и Замбези принадлежат 9—11 странам; 13 речных бассейнов —рек Амазонка, Ганг-Брахмапутра-Мегхна, озера Чад, Тарим, Аральского моря, Йордан, Кура—Аракс, Меконг, Тигр—Евфрат, Волга, Ла-Плата, Неман и Висла — находятся в пределах территорий 4—8 стран. В бассейн реки Меконг входят Китай, Камбоджа, Лаос, Таиланд и Вьетнам, бассейн реки Тигр— Ефрат включает Турцию, Сирию, Иран, Ирак, к бассейну рек Сырдарья и Амударья относятся Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Почти половина ресурсов мировых поверхностных
36 Там же.
37 Пресс-коммюнике ЮНЕСКО № 2009-21. URL: http://typo38.unesco.org/
вод, или 19 тыс. км3, приходится на долю 25 крупнейших рек в мире. Из них 20 международных водотоков имеют сток 16 тыс. км3, или 87% водных ресурсов крупнейших рек мира.
На постсоветском пространстве, например, все бывшие межреспубликанские реки в правовом отношении относятся к трансграничным межгосударственным рекам. Это практически все крупные реки Кавказа и Центральной Азии, России, Беларуси, Украины и Молдовы, территории которых частично или практически полностью расположены в бассейнах трансграничных рек38.
С учетом этих обстоятельств требуются новые многосторонние конвенции и органы, контролирующие их соблюдение. Но, быть может, лучшим способом урегулирования подобных конфликтов (в том числе и потенциальных) был бы перевод водных отношений в экономическую плоскость,т.е. закрепление за водой того же международного режима, как за другими ресурсами, например нефтью. В таком случае обычная речная и озерная вода может стать предметом интенсивной торговли на бирже. Единственным способом решить накопившиеся проблемы Всемирный водный совет считает «приватизацию» источников и хранилищ пресной воды и всей системы ее доставки.
Говоря о роли России в борьбе за водные ресурсы, следует отметить, что наш водно-ресурсный потенциал является «достаточным не только для удовлетворения внутренних потребностей страны в природной воде на длительную перспективу, но и для оказания, при наличии определенных экономических условий, помощи другим странам в решении проблем водообеспечения»39. Россия участвовала в подготовке ряда ратифицированных в 1990-х гг. международных актов, регламентирующих вопросы использования и охраны трансграничных вод. Эти акты сформировали ту правовую основу, которая позволяет нашей стране в настоящее время конструктивно выстраивать трансграничные диалоги.
Россия имеет 70 трансграничных водных объектов, более 40 тыс. километров ее государственной границы проходит по трансграничным водотокам, озерам и морям. Использование водных ресурсов данных трансграничных объектов осуществляется в рамках двусторонних межправительственных соглашений, давая возможность сторонам достигнуть оптимума в водных взаимоотношениях.
Необходимо понимать, что водные ресурсы Земли не заканчиваются в буквальном смысле слова. Люди испытывают все большие
38 См.: Мироненков А.П., Сарсембеков Т.Т. Международные финансовые институты как инструмент обеспечения правового режима использования трансграничных рек // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2011. Май. № 1 (46).
39 «Борьба за воду». Руководитель Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селиверстова ответила на вопросы программе «В Центре Событий». URL: http://voda.mnr. gov.ru/part/?act=more&id=4749&pid=625
трудности с управлением, распределением и сбережением воды, имеющейся на планете. В ряде районов гидрологический цикл, в соответствии с которым чистая дождевая вода и снег в конечном итоге испаряются, конденсируются в облака и выпадают снова в виде осадков, может занимать больше времени до момента достижения завершающей стадии. Таким образом, люди используют воду быстрее, чем природа может ее воспроизводить.
Несомненно, требуется выработка четких правовых гарантий в отношении доступа и потребления водных ресурсов странами водоразделов. При этом необходимо учитывать геополитические и исторические особенности регионов, концентрироваться на справедливом распределении водных ресурсов. Требуется также создание структуры защиты ущемленных территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вульф А., Нотариус Дж., Даниелсон Дж. и др. Международные речные бассейны планеты // Междунар. журн. развития вод. ресурсов. 1999. Т. 15, № 4.
2. Голышев А.И., Гирина A.M., Дайнов E. Болгария: примеры водных конфликтов. URL: http://2010.sibico.eom/abstracts/2008/4.l/989.doc
3. Dainov Е., Manev К Bulgaria: Creating a watershed council along Varbitsa River. Case № 142. URL: http://www.gwptoolbox.org/images/stories/cases/en/cs% 20142%20bul-garia.pdf
4. GleickPH. Water and Conflict // International Security. 1993. N 1(18).
5. Tamas P. Water scarcity and conflict: Review of applicable indicators and system of reference. P., 2003.