Научная статья на тему 'Человеческая безопасность в свете соперничества между государствами ближнего Востока за водные ресурсы'

Человеческая безопасность в свете соперничества между государствами ближнего Востока за водные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРОБЛЕМЫ ВОДЫ / РЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / НЕХВАТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / HUMAN SECURITY / MIDDLE EAST CONFLICT / WATER ISSUES / RIVER SYSTEMS / FRESH WATER SHORTAGE / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Игорь Валерьевич, Золина Дарья Михайловна

Авторы рассматривают проблемы человеческой безопасности в Ближневосточном регионе, связанные с нехваткой питьевой воды, и анализируют причины существующих противоречий между государствами региона (больший акцент сделан на политику Израиля как наиболее развитого государства региона).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human security in the light of competition between the States of the Middle East over water resources

The authors analyze the problems of human security in the Middle East which are closely connected with fresh water shortage. They point out the reasons of current contradictions between the countries in the region, observe countries policies (the accent is put on Israeli policy as the most development country in the region) concerning water recourses distribution.

Текст научной работы на тему «Человеческая безопасность в свете соперничества между государствами ближнего Востока за водные ресурсы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 6

И.В. Рыжов, Д.М. Золина

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ СОПЕРНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА ЗА ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Авторы рассматривают проблемы человеческой безопасности в Ближневосточном регионе, связанные с нехваткой питьевой воды, и анализируют причины существующих противоречий между государствами региона (больший акцент сделан на политику Израиля как наиболее развитого государства региона).

Ключевые слова: человеческая безопасность, ближневосточный конфликт, проблемы воды, речные системы, нехватка питьевой воды, экономическое и социальное развитие.

Ближний Восток на протяжении столетий остается одним из наиболее конфликтных регионов планеты, а с момента образования Государства Израиль он уже 62 года находится в перманентно напряженном состоянии, сопровождающемся непрекращающимися вспышками насилия и террористическими актами. Ситуация осложняется тем, что напряженность в отношениях существует не только между палестинцами и израильтянами, но и между Израилем и его непосредственными соседями, например Сирией и Ливаном, что оказывает значительное влияние на формирование внешней и внутренней политики государств. В Израиле военная доктрина и доктрина национальной безопасности формировались одновременно с созданием государства, и одной из основных задач национальной безопасности являлось оказание силового давления на главных реальных и потенциальных противников.

Однако национальная безопасность включает в себя не только (а иногда и не столько) военную составляющую, но и ряд других факторов. Для Ближневосточного региона наибольшую сложность представляют вопросы гуманитарной безопасности. Для региона, расположенного в пустынной и маловодной местности, вода может стать главной причиной разногласий в XXI в. Рост численности населения, экономическое развитие и неконтролируемая урбанизация делают вопрос о доступе к питьевой воде для всех государств региона одним из основных. Уже сейчас население Ближнего Востока составляет 5% жителей Земли, а запасы пресной воды составляют менее 0,9 %'. В 2020 г., согласно расчетам ООН, число жителей региона достигнет 425 млн2. Арабские госу-

1 http://www.fao.oгg/n/wateг

2 DemogгapЫc statistics. URL: http://data.un.oгg/Exp;oгeг.aspx?d=POP

дарства, число жителей которых составит 320 млн человек, будут испытывать недостаток в воде в размере более 127 млрд м3.

На каждом саммите арабских государств обсуждаются вопросы нехватки воды, но силами исключительно арабских государств нельзя решить проблему, так как основные реки региона — Иордан, Нил и Евфрат напрямую контролируются неарабскими государствами — Израилем, Турцией, Эфиопией.

Водоснабжение Египта на 98% зависит от Нила, Ирака — на 82% от Тигра и Евфрата, Иордании — на 96% от Иордана, Сирии — на 75% от Евфрата. Израиль также находится в весьма деликатной ситуации. Иордан обеспечивает 80% потребностей воды, и 67% водных ресурсов поступают с Голанских высот, сектора Газа и Западного берега р. Иордан3. Однако проблема воды для Израиля также стоит достаточно остро, так как развитие сельского хозяйства и экономики требует дополнительных водных ресурсов.

Вода рассматривается в качестве одной из пяти составляющих арабо-израильского конфликта наряду со статусом Иерусалима, проблемами границ, беженцев и еврейских поселений на оккупированных территориях.

Таким образом, в регионе особую значимость приобретает проблема обеспечения безопасности человека в самом широком понимании. Вспомним составленную американским психологом А. Маслоу пирамиду потребностей, в основе которой лежат именно физиологические потребности в пище, воде и т.д. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения по поводу того, что развитие человека неразрывно связано с удовлетворением самых основных физиологических потребностей. Со времен первобытного общества именно неудовлетворенность физиологических потребностей приводила к войнам. Сегодня в XXI в. мы рискуем получить ту же самую картину — войну за пищу и воду (что уже можно наблюдать в ряде регионов планеты, в том числе и на Ближнем Востоке), а это повлечет за собой и распространение как обычных вооружений, так и оружия массового уничтожения (ОМУ). Проблема обеспечения человеческой безопасности выходит на мировой уровень, когда только совместные усилия государств способны решить проблему.

Итак, вернемся к ситуации на Ближнем Востоке. Самым развитым государством региона является Израиль. Основными израильскими водными ресурсами являются Тивериадское озеро, пересекаемое Иорданом, источники пресной воды в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан.

Еще в 1991 г. водоснабжение Израиля на 55% зависело от источников воды на территории сопредельных государств (таблица)4.

3 Allan /.Israel and water in the framework of the Arab-Israeli conflict. URL: http://www.al-bab.com/arab/env/water.htm

4 Ibid.

Объем имеющегося водного ресурса (млн м3/год)

Израиль 745

Голанские высоты 280

Западный берег р. Иордан 415

Ливан, Сирия, Иордания 215

ИТОГО 1, 655

Объем ежегодного потребления воды Израилем 1, 655

Правительство Израиля серьезно озабочено вопросами обеспечения безопасности человека в плане обеспечения граждан необходимым уровнем потребления воды. Некоторые исследователи предполагают, что военные действия Израиля против ливанской "Хезболлы" летом 2006 г. были предприняты, в частности и для того чтобы разведать путь к р. Литани (И1ат), которая дает в год около 920 млн м3 воды5. Идея заключалась в том, чтобы направить воды реки в Тивериадское озеро. Нужно отметить, что вопрос о р. Литани играет значительную роль в ли-вано-израильских отношениях. После оккупации Южного Ливана в 1982 г. израильские инженеры изучали все технические документы, касающиеся реки и ее гидроэлектросооружений. Сейчас представляется весьма сомнительным, что Израиль в одностороннем порядке может изменить направление течения реки, однако данный вопрос останется одним из основных вопросов межгосударственных отношений даже в среднесрочной перспективе.

В 1959 г. в Израиле был принят Закон о воде, который объявил все воды государства национальным достоянием6. Однако этот закон признавал право палестинцев на использование водных ресурсов. После Шестидневной войны Израиль пошел дальше в своей политике в секторе Газа и на Западном берегу. Теперь был введен запрет на строительство любых новых гидроинфраструктур, бурение скважин и рытье колодцев без разрешений соответствующих органов. С 1967 г. Израиль контролирует потребление воды на палестинских территориях.

В 1995 г. в Табе было выработано Соглашение, подтверждающее наличие прав палестинцев на воду, однако Израиль всецело контролирует водные ресурсы Западного берега и использует для своих нужд 80% этих ресурсов, Палестинской автономии остается 20%7.

5 Libiszewski S. Water Disputes in the Jordan Basin Region and their Role in the Resolution of the Arab-Israeli Conflict. URL: // http://meadeastweb.org

6 Paul D. Water issues in the Arab-Israeli conflict. URL: http://salam.org/palestine/water.html; Demographic statistics. URL: http://dataun.org/Exp;orer.aspx?d=POP

7 Gestion de l'eau: entre conflicts et cooperations. URL: http://blog.mondediplo.net/2008-01 -14-Gestion-de-l'eau-entre-copnflicts-et-cooperation

7 ВМУ, политические науки, № 6

Проблемы нехватки воды можно решить более эффективно, используя дипломатические методы, переговоры и сотрудничество с другими странами, а не военную силу и оружие. После конференции в Мадриде 30 октября 1991 г. арабы и израильтяне находятся в переговорном процессе, который то активизируется, то затухает. Но в любом случае никаких значительных улучшений достигнуто не было.

Примером результативного двустороннего диалога в недалеком прошлом могут служить отношения между Турецкой Республикой и Израилем. Так, 1 июня 2004 г. эти государства подписали договор, согласно которому Израиль берет на себя обязательства в течение 20 лет построить флот из 50 танкеров для транспортировки из Турции 50 млн м3 воды в год8. Договор стал результатом развития двустороннего сотрудничества между странами, начатого в 1996 г. Данное сотрудничество, в частности для Турции, вписывалось в Декларацию о принципах, заключенную в 1993 г. между Израилем и Организацией освобождения Палестины и мирный договор между Израилем и Иорданией, подписанный в 1994 г. Турция надеялась на усиление своих позиций в мирном процессе и стабилизацию ситуации в регионе. Были разработаны два основных проекта: доставка воды по морю и создание нефтепровода мира между Турцией, Ближним Востоком и Персидским заливом. Оба проекта провалились. Создание нефтепровода было экономически невыгодно, к тому же Израиль зависел бы от нефтепровода в Сирии. В такой ситуации израильское руководство не было готово к подобному сотрудничеству с Сирией. Второй проект был остановлен 4 мая 2006 г. Турецкая сторона объяснила остановку разработки проекта ростом цен на нефть. Израильское же руководство сослалось на открытие станции по опреснению воды в Ашкелоне (Ashskelon). В действительности же основными причинами прекращения были политические мотивы: израильское правительство стремилось уменьшить свою зависимость от исламистской партии, находящейся у власти в Турции, которая выразила недовольство израильской политикой в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан.

Чаще всего тревогу вызывает нехватка воды в регионе, но важную роль играет также и качество воды. Соленая морская вода попадает в пресные водоемы, повышая уровень их солености, как, например, это произошло с Тивериадским озером. Воды прежде всего загрязняются отходами сельского хозяйства. В Израиле законодательство по использованию сельскохозяйственных химикатов достаточно либеральное, это привело к тому, что использование пестицидов и удобрений на гектар земли в Израиле самое высокое в мире. Ситуация же на палестинских территориях значительно хуже, так как там уровень загрязнения воды вообще не контролируется.

8 Libiszewski S. Water Disputes in the Jordan Basin Region and their Role in the Resolution of the Arab-Israeli Conflict. URL: http://meadeastweb.org

Таким образом, все страны региона сталкиваются с одними и теми же проблемами, решить которые в будущем будет еще труднее. Проблема, носящая вполне гуманитарный характер, провоцирует рост числа конфликтов между странами.

Как найти выход из создавшегося положения? Вполне понятно, что только сотрудничество и переговоры способны улучшить ситуацию и способствовать разрядке напряженности. Подчеркнем еще раз, что для обеспечения безопасности человека необходима координация усилий всех государств. Используя технологические достижения Израиля, экономическую помощь международного сообщества и активную политику арабских государств по предотвращению деятельности террористических организаций, групп и формирований, правительства государств региона могли бы решить проблему нехватки воды. И хотя Израиль имеет технологические и экономические возможности для того, чтобы изменить ситуацию, не прибегая к помощи соседей (совершенствование системы орошения полей, строительство опреснительных станций и т.д.), сложное положение с водой в соседних государствах будет провоцировать появление новых противоречий и усиление конфронтации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Allan /.Israel and water in the framework of the Arab-Israeli conflict. URL: http: //www.al-bab.com/arab/env/water.htm

2. Libiszewski S. Water Disputes in the Jordan Basin Region and their Role in the Resolution of the Arab-Israeli Conflict. URL: http://meadeastweb.org

3. Paul D. Water issues in the Arab-Israeli conflict. URL: http://salam.org/pa-lestine/water. html

4. Rekacewicz P., Diop S. Gestion de l'eau: entre conflits et cooperation. URL: http://blog.mondediplo.net/2008-01-14-Gestion-de-l-eau-entre-conflits-et-coope-ration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.