Научная статья на тему 'САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ / ПЕНСИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема оценки трудовой деятельности самозанятых в России с точки зрения их участия в формировании пенсионного фонда страны. За 2021 год наблюдается прирост в целом по России и по всем федеральным округам в большинстве случаев более чем на 100 % числа самозанятых граждан. То есть благодаря экспериментальной программе по последовательному вве -дению специального режима взимания налогов «Налог на профессиональный доход» много самозанятых вышло из «тени», и реально увеличилось число людей, предпочитающих такого рода деятельность вместо обычной трудовой деятельности или иных форм предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper deals with the problem of evaluating the labor activity of the self-employed in Russia from the point of view of their participation in the formation of the country's pension fund. Over the past 2021, there has been an increase in Russia as a whole and in all federal districts, in most cases by more than 100% in the number of self-employed citizens. That is, thanks to the pilot program for the consistent introduction of a special tax regime “Professional income tax”, many self-employed people came out of the “shadow”, and the number of people who prefer this kind of activity instead of regular work or other forms of entrepreneurship has actually increased.

Текст научной работы на тему «САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_1_50 УДК 331.5

САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стефанова Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: stefna@yandex.ru

В статье рассматривается проблема оценки трудовой деятельности самозанятых в России с точки зрения их участия в формировании пенсионного фонда страны. За 2021 год наблюдается прирост в целом по России и по всем федеральным округам в большинстве случаев более чем на 100 % числа самозанятых граждан. То есть благодаря экспериментальной программе по последовательному вве -дению специального режима взимания налогов «Налог на профессиональный доход» много самозанятых вышло из «тени», и реально увеличилось число людей, предпочитающих такого рода деятельность вместо обычной трудовой деятельности или иных форм предпринимательства.

Ключевые слова: самозанятые граждане; самозанятость; пенсия; эксперимент; налог на профессиональный доход.

UDC 331.5

SELF-EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Stefanova Natalya Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital Economy, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: stefna@yandex.ru

The paper deals with the problem of evaluating the labor activity of the self-employed in Russia from the point of view of their participation in the formation of the country's pension fund. Over the past 2021, there has been an increase in Russia as a whole and in all federal districts, in most cases by more than 100% in the number of self-employed citizens. That is, thanks to the pilot program for the consistent introduction of a special tax regime "Professional income tax", many self-employed people came out of the "shadow", and the number of people who prefer this kind of activity instead of regular work or other forms of entrepreneurship has actually increased.

Keywords: self-employed citizens; self-employment; pension; experiment; professional income tax.

В России уже не первый год растет число граждан, работающих на себя без договора трудового найма, так называемых самозанятых. К ним можно смело отнести фермеров, репетиторов, таксистов, кондитеров, швей, домработниц, сиделок по уходу за больными и т.п. И если ранее большинство из них, как правило, работали по данному направлению либо в свободное время, либо от случая к случаю, то в последнее время характер их трудовой деятельности приобретает регулярную основу, а целью становится получение материальной выгоды, то есть они переходят в категорию полноценных предпринимателей. Таким образом, согласно законодательству РФ, их деятельность

теперь можно считать трудовой, но с некоторой спецификой, и применять к ней соответствующие требования.

В России самозанятых изначально из-за неоднозначной или вовсе отсутствующей официальной терминологии называли даже занятых «непонятно чем». Но поскольку в 2010 году число таких граждан составляло уже 38 млн из 88 млн возможных, в Правительстве начали рассматривать вопрос регулирования их деятельности. Причем повышенное внимание к самозанятым со стороны государства было и есть неспроста.

Рост числа самозанятых порождает острую для всего общества проблему, ко-

торая заключается в том, что уменьшается число официально трудоустроенных граждан, делающих отчисления в обязательные внебюджетные фонды страны, в первую очередь в пенсионный фонд РФ (ПФР), в то время как возрастает число пенсионеров. То есть в случае сохранения обозначенной тенденции ожидается, что действующим пенсионерам скоро не чем будет выплачивать пенсию. Еще одни участники, формирующие обязательные страховые фонды, индивидуальные предприниматели (ИП) после повышения в 2012 году выплат по страховым взносам стремительно начали уходить «в тень» или вовсе не выходить из нее. За отчетный 2020 год, по данным ПФР, число пенсионеров составляло 43 млн человек, тогда как число работоспособных россиян, формирующих пенсионные накопления, всего 75,5 млн человек, из них занятых «непонятно чем» составляло 3,9 млн человек [1]. Если сравнить число граждан, формирующих свою пенсию официально, и общее число трудоспособных граждан - 82,68 млн человек, получается, что примерно 7 млн человек ушли «в тень», или вовсе не работают. Но тогда встает вопрос: на что они живут и чем компенсировать образовавшуюся «дырку» в пенсионном фонде страны от недополучения от этих 7 млн граждан страховых выплат [2]?

Для решения данной проблемы на законодательном уровне параллельно разрабатывался ряд решений: ведомственный план министерства финансов предполагал придать статус самозанятых гражданам, работающим только в определенных сферах (бытовые услуги и т.п.), со взиманием налогов по патентной системе 6 % от предполагаемого годового дохода и отчислениями в фонды обязательного страхования; программа уполномоченного по защите прав предпринимателей ограничивала общую стоимость патента меньшей суммой, но включала гораздо более широкий перечень возможных направлений деятельности самозанятых. В итоге с 1 января 2019 года экспериментальная программа начала функционировать только в 4 регионах страны, а потом с 2020 года и во всей России по легализации деятельности самозанятых, включающая предложения обеих сторон. Согласно проекту, многие граждане смогли в добровольном

порядке перейти на новый специальный лояльный налоговый режим - «налог на профессиональный доход», официально регистрируя свои доходы и честно выплачивая налоги с доходов. Итоги программы будут подводиться только в декабре 2028 года, но сегодня уже можно сделать некоторые выводы по ее результативности.

В итоге к самозанятому населению в настоящее время относят индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями [3]. Как видим, трактовка «иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями» оставляет много вопросов и вариантов для отнесения деятельности граждан к этому статусу. Изначально в 2019 году данный перечень предусматривал присмотр и уход за больными, детьми и т.п., репетиторство, уборку жилых помещений и ведение домашнего хозяйства. Отметим также, что право расширить этот перечень имеют местные органы власти, но, конечно, в пределах соблюдения требований ведения самозанятой деятельности для домашних, личных или же иных подобных нужд. Указанные в перечне самозанятые граждане, согласно закону, освобождались от уплаты налогов, в том числе страховых взносов, но только до конца 2019 года. Действительно, если рассматривать строго указанный в законе перечень, можно отметить его ограниченность и попытку установить рамки по ведению только определенных видов деятельности и рассчитывать на государственную поддержку. Ведь таковых может быть реально намного больше и относиться они могут к совершенно другим видам деятельности. Не будем приводить примеры, просто стоит посмотреть вокруг себя, кто и чем занимается и на каких основаниях.

Несмотря на проявление инициативы по поддержке самозанятых со стороны государства, для решения проблемы уклонения от уплаты налогов правительство предъявляет к ним достаточно жесткие требования. Так, возможно отсутствие трудового договора самозанятого с работодателем,

а также отсутствие трудовых договоров самозанятого со своими наемными рабочими. То есть получение доходов должно обеспечиваться самостоятельной деятельностью или использованием имущества; исключения по направлениям деятельности и величине доходов указаны в перечне ст. 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (например, в случае превышения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы, в текущем календарном году 2,4 млн. руб.).

Таким образом, необходимо проанализировать, какой же эффект дала попытка найти компромисс между привлечением граждан к регистрации официального статуса самозанятого и получением от них максимально возможного дохода в бюджет государства.

По итогам реализации эксперимента, особенно на начальном этапе его реализации, немногие захотели выйти «из тени», и его сразу посчитали в целом провальным. Для того чтобы обосновать такие результаты, необходимо сравнить его преимущества и недостатки для самих самозанятых и оценить их желание и мотивы перехода в этот статус. К преимуществам можно отнести: получение официально подтвержденного дохода, который повышает показатели финансовой устойчивости в глазах инвесторов и кредиторов, то есть появление возможности роста бизнеса;

экономия времени и средств за счет использования упрощенной и удобной системы налогообложения;

относительно низкая ставка налога на доход в размере 4 % для физических лиц, 6 % для юридических лиц;

отсутствие санкций за ведение незаконной предпринимательской деятельности;

независимость в принятии управленческих решений от других лиц (руководства или персонала).

Можно отметить и ряд существенных недостатков. В первую очередь, для юридических лиц, имеющих перспективы роста бизнеса и увеличения прибыли, законодательные требования к самозанятым

ограничат их, или приведут к смене своего предпринимательского статуса. При этом, так как ИП также уже при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) пользуются той же налоговой ставкой 6 %, да еще и с учетом страховых взносов, или даже ставкой 1 % при выполнении определенных условий, теряется смысл изначально получать статус самозанятых для многих юридических лиц. Что касается физических лиц, многие из которых доходы от самозанятости получают как дополнительный заработок к основному от официальной трудовой деятельности, потеря его части, пусть и небольшой, в форме налоговых отчислений только отпугивает или вовсе стимулирует ее прекращение.

То есть можно отметить, что попытка правительства мотивировать граждан перейти на официальный статус самозанятых не представила мощных и серьезных стимулов, уникальных и привлекательных предложений, в том числе для решения обозначенной в начале работы общегосударственной проблемы формирования пенсионного фонда.

Наиболее привлекательным этот режим в итоге стал для ИП, имеющих небольшой денежный оборот при отсутствии перспективы роста, и физических лиц, дополнительные нелегальные доходы которых могут быть легко обнаружены со соответствующими органами государственного контроля и надзора в сфере уплаты налогов, и в итоге опасающихся начисления налога, уже превышающего 13 %, и наложения штрафных санкций.

Рассмотрим официальную статистику по числу самозанятых, а именно физических лиц и индивидуальных предпринимателей ИП по субъектам РФ по итогам последних лет.

Количество граждан, перешедших на новый специальный режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых), в том числе физических лиц и индивидуальных предпринимателей, на 01.01.2022 представлено на рис. 1, по состоянию на 31.12.2020 -на рис. 2, доля федеральных округов (ФО) РФ по числу самозанятых - на рис. 3, динамика числа самозанятых за период с 31.12.2020 по 01.01.2022- на рис. 4 (данные по ФО РФ и двум наиболее крупным по числу самозанятых в них регионах, в целом по России).

Хабаровский край ь Приморский край Дальневосточный федеральный округ Новосибирская область Красноярский край Сибирский федеральный округ Челябинская область Свердловская область Уральский федеральный округ Самарская область Рес пу б л и ка Татар стан Приволжский федеральный округ Ставропольский край Республика Дагестан Северо-Кавказский федеральный округ Ростовская область Краснодарский край Южный федеральный округ Санкт-Петербург Ленинградская область Северо-Западный федеральный округ г. Москва Московская область Центральныйфедеральный округ Российская Федерация

1 500 625

3 862114

1 ООО ООО 1500000 2 000000 2 500 000 3 ООО ООО 3 500000 4000000 4 500000

■ Всего (человек) ■ в том числе: ■ в том числе:

Рисунок 1 - Статистика по самозанятым в РФ на 1 января 2022 г.

| в том числе: ■ в том числе: ■ Всего (человек) Рисунок 2 - Статистика по самозанятым в РФ на 31 декабря 2020 г.

Рисунок 3 - Доля самозанятых по федеральным округам в РФ на 1 января 2022 г.

П р и р ост, %

Рисунок 4 - Динамика числа самозанятых за период с 31 декабря 2020 г. по 1 января 2022 г.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Как видим, за 2021 год наблюдается сильный прирост в целом по России и практически всем федеральным округам (за исключением Центрального ФО) более чем на 100 % числа самозанятых граждан. Наибольшую долю имеет, естественно, Центральный ФО, более чем в 2 раза опережающий второе место Приволжского ФО. Этот факт легко объяснить большим числом жителей данного Центрального ФО и высокой деловой активностью, развитой инфраструктурой, финансовых и государственных институтов. А вот опережение Приволжского ФО над Северо-Западным немного удивляет, но связано это с тем, что Татарстан одним из первых регионов начал реализовывать программу для самозанятых по экспериментальной программе, и весьма успешно. Несмотря на то, что наименьшая на данный момент доля у Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО, чуть более 3% у каждого. Но с учетом самых больших темпов прироста числа самозанятых по стране за последний год, предположим, что эта величина в будущем увеличится. Лидерами по числу самозанятых в федеральных округах РФ (по мере уменьшения доли) являются:

- в Центральном - г. Москва и Московская область;

- Северо-Западном - г. Санкт-Петербург и Ленинградская область;

- Южном - Краснодарский край и Ростовская область;

- Приволжском - Республика Татарстан и Самарская область;

- Уральском - Свердловская и Челябинская область;

- Сибирском - Новосибирская область и Красноярский край;

- Дальневосточном - Приморский и Хабаровский край.

Представленные данные тесно коррелируют с ведущими показателями деловой активности и ВРП этих регионов в своих ФО,

поэтому представленная статистика неудивительна.

Таким образом, очевидно, что многие самозанятые, во-первых, вышли из «тени», и, во-вторых, реально увеличилось число людей, предпочитающих такого рода деятельность вместо обычной трудовой деятельности или иные формы предпринимательства.

Первое связано с тем, что в настоящее время в России закончился эксперимент по реализации программы для самозанятых, давший положительные результаты, и сейчас она уже успешно реализуется во всех регионах страны, предоставляя привлекательные условия для ведения официального бизнеса, прежде всего в плане налоговых послаблений. Также в качестве причины можно назвать использование удобной и быстрой системы регистрации самозанятого гражданина и оплаты им налогов посредством системы «Мой налог» (специально разработанной ФНС РФ для самозанятых) или специальных приложений коммерческих банков [4]. Второе объясняется ростом числа граждан, которые в трудные для бизнеса времена карантинных ограничений лишись рабочих мест и начали свое дело по упрощенной системе ведения бизнеса и тем самым нашли средства для существования.

Поскольку, по официальным данным, средний возраст самозанятых составляет 30-40 лет [4], сделаем вывод, что основополагающим является первое предположение, а именно создание привлекательной и благоприятной бизнес-среды для самозанятых и, как следствие, появление у них желания выйти «из тени» и спокойно вести свою предпринимательскую деятельность.

Если правительство РФ и дальше продолжит находить эффективные рычаги управления самозанятыми, то положительная тенденция результатов решения связанных с ними экономических проблем будет сохраняться и далее.

Список литературы_

1. Годовой отчет ПФР за 2020 год. URL: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2020. pdf (дата обращения: 04.02.2022).

2. Численность трудоспособного населения России по данным Росстата. URL: https://ruxpert.ru/ Статистика:Численность_трудоспособного_населения_России (дата обращения: 11.01.2022).

3. Electronic form of procurement in agricultural enterprises / A.G. Volkonskaya, O.V. Pashkina, N.N. Galenko, O.I. Kurlikov and Velta Parsova // International Scientific-Practical Conference "Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources" (FIES 2019). 2020, Nov. 13-14, t. 17.

4. ФНС сообщила о Р130 млрд выведенных из тени доходов. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f4 79f9a9a7947f30cef78b0 (дата обращения: 26.01.2022).

References _

1. Godovoj otchet PFR za 2020god. URL: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2020. pdf (data obrashheniya: 04.02.2022).

2. Chislennost' trudosposobnogo naseleniya Rossii po dannym Rosstata. URL: https://ruxpert.ru/ Statistika:Chislennosf_trudosposobnogo_naseleniya_Rossii (data obrashheniya: 11.01.2022).

3.Electronic form of procurement in agricultural enterprises / A.G. Volkonskaya, O.V. Pashkina, N.N. Galenko, O.I. Kurlikov and Velta Parsova. International Scientific-Practical Conference "Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources" (FIES 2019). 2020, Nov. 13-14, t. 17.

4. FNS soobshhila o P130 mlrd vyvedenny'x iz teni doxodov. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f479f9 a9a7947f30cef78b0 (data obrashheniya: 26.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.