Научная статья на тему 'Самоуправление начинается с финансовой самостоятельности'

Самоуправление начинается с финансовой самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Юрий

Относительно недавно по инициативе комитета Госдумы по бюджету и налогам, в Ростове на Дону состоялось выездное заседание круглого стола на тему "О совершенствовании межбюджетных отношений в условиях завершения переходного периода реформы местного самоуправления", в котором приняли участие депутаты Государственной Думы, представители правительства РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного Федерального округа. О том, как решаются эти проблемы нашими законодателями, беседует с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым ваш корреспондент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоуправление начинается с финансовой самостоятельности»

гтт

РЕГУЛИРОВАНИЕ I В Госдуме России

Самоуправление начинается с финансовой самостоятельности

Относительно недавно по инициативе комитета Госдумы по бюджету и налогам в Ростове-на-Дону состоялось выездное заседание круглого стола на тему «О совершенствовании межбюджетных отношений в условиях завершения переходного периода реформы местного самоуправления». В нем приняли участие депутаты Госдумы России, представители Правительства РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного федерального округа.

О том, как решаются эти проблемы законодателями, рассказал в беседе с нашим корреспондентом председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев

«Вопрос о финансовой самодостаточности местных бюджетов действительно представляет собой актуальную проблему для местного самоуправления. Для ее решения принимаются целенаправленные меры, воплощаемые в реформе местного самоуправления. Ключевым составляющим звеном этой реформы является модернизация российской системы меж-бюджетных отношений, которые выстраивались в течение последних 10 лет», - поясняет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. - В результате было упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти РФ, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Установлены стабильные долговременные доходные источники бюджетов. Определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Созданы дополнительные стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на региональном и муниципальном уровнях, принят ряд мер, направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации и муниципалитетов к повышению качества управления общественными финансами».

? Юрий Викторович, в ходе напряженной работы участники заседания приняли ряд действенных рекомендаций, направленных на модернизацию законодательной базы. Какие среди них наиболее значимые?

Это поправки в Налоговый кодекс в части введения местного налога на недвижимость и в акты Россий-

8 Век Качества N° 4

ской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.

Было решено предусмотреть дополнительное бюджетное финансирование на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда и на поэтапную паспортизацию государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

? Это меры по разделу федерального и муниципального имущества?

С1 января 2009 года более 24 тысяч муниципальных образований будут обязаны исполнять все полномочия по решению вопросов местного значения. То есть разграничить имущество между муниципальными образованиями и государственными органами всех уровней публичной власти, между разными типами муниципальных образований, а также самостоятельно исполнять возложенные на них бюджетные и налоговые полномочия, в том числе формировать и исполнять собственные местные бюджеты.

Без обеспечения финансовыми ресурсами расходных полномочий местных бюджетов все перечисленные обязанности муниципальные власти вряд ли способны осуществить. Вот почему участники заседания акцентировали особое внимание на перспективу создания в регионах прочной финансовой основы на базе среднесрочного финансового планирования, создания системы бюджетирования, ориентированной на результат, что станет связующим звеном между приоритетами социально-экономического развития муниципального образования и проводимой федеральной бюджетной политикой.

тл

РЕГУЛИРОВАНИЕ I В Госдуме России

? То есть водимо, имеется в виду переход большинства регионов на бюджет трехлетнего планирования? Но процесс перехода на трехлетнее планирование в регионах проходит довольно медленно. Даже Москва еще только собирается переходить на трехлетку...

Напомню, что в 2008 году 8 субъектов перешли к трехлетнему планированию. И эта тенденция будет нарастать. Для современной российской системы меж-бюджетных отношений характерна высокая степень централизации средств на федеральном уровне, и распределять их необходимо планомерно и рационально, преодолевая тем самым изъяны несбалансированности значительной части местных бюджетов. Тем более, что потоки финансирования будут постоянно возрастать.

Комитет по бюджету и налогам, рассматривая проекты федерального бюджета, постоянно отмечает эти тенденции. Так, за 2007 год все виды финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов составили 781 млрд рублей, что на 34,1% больше, чем в 2006 году. В текущем году объем финансовой помощи увеличен на 145 млрд рублей и составит около 930 млрд рублей. Без стратегии планового финансирования не обойтись.

? И все же, как помочь муниципальным образованиям использовать собственные резервы для улучшения своего материального положения?

новой редакции Бюджетного кодекса за муниципаль ными образованиями закреплены обязанности, которые помогут наполнить местную казну. Это госпошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселений и городских округов (раньше зачислялась в бюджеты субъектов РФ) и плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности (раньше она зачислялась только в федеральный бюджет).

Большие надежды связываются и с новой правительственной Концепцией развития межбюджетных отношений на 2009-2012 годы, где как раз учитываются широкие возможности финансового оздоровления местных бюджетов. Сегодня большой вклад в развитие инфраструктуры на местах внесли деньги, заложенные в национальные проекты. Реализация национальных проектов в регионах это - реальный источник финансовой поддержки муниципальных запросов.

? Поясните, пожалуйста, как конкретно могут сработать нацпроекты на уровне местных бюджетов?

К примеру, проект «Образование» - это, прежде всего, укрепление материально-технической базы школ, с одной стороны, и поддержка педагогических и детских коллективов, конкретная поддержка учителей-новато-ров - с другой. На эти цели в 2006-2007 годах было выделено около 80 млрд рублей.

Что касается здравоохранения, то в рамках национального проекта также осуществляется серьезная поддержка муниципальных образований на федеральном уровне. Помимо развития медицинской науки, национальный проект «Здоровье» был направлен на создание и развитие системы фельдшерско-акушерских пунктов, укрепления материально-технической базы районных больниц, закупались новые кареты «скорой помощи». На эти цели в 2006-2007 годах было выделено из федерального бюджета около 140 млрд рублей. Иначе все эти средства местные бюджеты должны были бы изыскивать из собственных доходов.

За годы осуществления реформы по совершенствованию межбюджетных отношений качество управления региональными финансами существенно улучшилось. Об этом свидетельствует множество примеров, когда депрессивные регионы значительно шагнули вперед

и проводят внятную экономическую и инвестиционную политику.

? И как следствие, в этих регионах значительно увеличивается объем собираемых налогов. Кстати, тема налогов на заседании звучала так же остро?

Вы затронули тему о внутренних резервах местных бюджетов. Налоги также могут создать систему стимулирования муниципальных образований к развитию собственной доходной базы. Возьмем, к примеру, увеличение на полтора процента размера ставки налога на прибыль при условии зачисления части дополнительных налоговых поступлений в местные бюджеты. Или модернизацию земельного налога. Раньше значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, было освобождено от уплаты земельного налога. При этом часть земель вообще не учитывалась как объект налогообложения. Чтобы исправить такое положение необходимо исключить практику предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. Пора также рассмотреть вопрос об установлении хотя бы минимальной ставки налога на землю. Такой подход позволит вести полный государственный учет земель и создаст побудительный мотив у федеральных органов вовлекать их в хозяйственный оборот. Предлагалось рассмотреть вопрос и о зачислении налога на доходы физических лиц по месту их жительства.

? Обсуждалась ли проблема инвестиций в регионах?

Инвестиции для большинства российских территорий - это реальная возможность доказать конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.

? И как регион сможет себя заявить для инвестиций?

В бюджете 2006 года впервые был создан Инвестиционный фонд. Он предусматривает частно-государственное партнерство при строительстве крупных объектов. Общий объем средств из федерального бюджета с 2006 по 2010 годы на формирование этого фонда составляет уже 543,7 млрд рублей. Интерес к нему возрастает, и прежде всего на местах.

С момента создания Инвестфонда рассмотрено более 60 заявок, поступивших от субъектов, общей стоимостью 2,3 трлн рублей с долей государственной поддержки -700 млрд рублей. На сегодня «входной билет» в Инвестфонд определен в размере 5 млрд рублей.

^ Но для некоторых регионов 5 миллиардов - это довольно высокая планка ?

Согласен. Уровень социально-экономического развития регионов - разный. Нередко бывает так, что регион перспективен для инвестиций, есть интересные бизнес-проекты, которые могут окупиться сторицей, а вот номинальную сумму для преодоления входной планки местное руководство собрать не может. В связи с этим участники заседания обратились к Правительству РФ с предложением рассмотреть возможность внесения в Бюджетный кодекс нормативные правовые акты о нивелировании различий в правовом регулировании бюджетных правоотношений муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, а также принять меры, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.

Среди них особо отмечена необходимость снижения минимальной оценки стоимости «входного билета» в Инвестфонд для субъектов Федерации (с 5 до 2 млрд рублей). ^

Беседовал В.Тресков

Июль 2008 г.

9

с с с

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.