Библиографический список
1. Пичугина ГА. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования. Балканское научное обозрение. 2020; № 4 (10): 16-19.
2. Кильпикова О.В., Овчаренко В.А. Дискуссионные методы активного обучения. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012; № 16: 128-133.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва, 1998.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1424. Available at: https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/ FG0S%20V0/Bakalavriat/Standart_40.05.02_PD_2020.pdf
5. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология. Вестник РМАТ. 2014; № 1: 94-98.
6. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов: монография. Новосибирск, 2013.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.
8. Кучугурова Н.Д., Кучугуров И.В. Формы и методы формирования профессиональных умений будущих специалистов. Преподаватель XXI век. 2010; № 3: 69-82.
9. Рыжикова Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии. Вестник ЮУрГГПУ. 2017; № 2: 82-86.
References
1. Pichugina G.A. Produktivnyj i reproduktivnyj metody obucheniya v organizacii sovremennogo obrazovaniya. Balkanskoe nauchnoe obozrenie. 2020; № 4 (10): 16-19.
2. Kil'pikova O.V., Ovcharenko V.A. Diskussionnye metody aktivnogo obucheniya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2012; № 16: 128-133.
3. Selevko G.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.
4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.02 Pravoohranitel'naya deyatel'nost' (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 N 1424. Available at: https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/FG0S%20V0/Bakalavriat/ Standart_40.05.02_PD_2020.pdf
5. Mahotin D.A. Metod analiza konkretnyh situacij (kejsov) kak pedagogicheskaya tehnologiya. Vestnik RMAT. 2014; № 1: 94-98.
6. Shihvarger Yu.G. Metod proektov v professional'nom obuchenii pedagogov: monografiya. Novosibirsk, 2013.
7. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodovobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.
8. Kuchugurova N.D., Kuchugurov I.V. Formy i metody formirovaniya professional'nyh umenij buduschih specialistov. Prepodavatel'XXI vek. 2010; № 3: 69-82.
9. Ryzhikova Yu.A. Tehnologiya organizacii obrazovatel'noj 'ekskursii. Vestnik YuUrGGPU. 2017; № 2: 82-86.
Статья поступила в редакцию 17.01.23
УДК 378
Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Aleinikova O.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Benjelloun V.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-WORTH AND TRANSCENDENCE AS THE HIGHEST POINT OF DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONAL POTENTIAL THROUGHOUT HIS LIFE. The objective of the article is an overview of existing terms and concepts about personality, human potential and ways of its development. Special attention is paid to understanding the spiritual and moral components of a person and the directions of development of spiritual and moral values of a person, in order to implement Decree of the President of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022. It is determined that the development of potential directly depends on the expansion of consciousness and the state of spiritual and moral norms and values of a person. A comparison of the concepts "self-actualization" and "self-realization" is carried out, the nature of the term "self-transcendence" is explained. A person's transcendent awareness of his self-worth and the value of other people is offered as an opportunity to achieve optimal human activity and a way to develop personal potential. In particular, an authentic moral awareness of the value of unity with other people and service to higher goals, responsibility and freedom of action proved to be especially effective in personal development. Among the pedagogical factors that make it possible to realize the potential of students, the approaches of the pedagogical concept of teaching based on the competence-based approach of O.M. Kolomiets are proposed. The development of mental abilities and competence leads to the change in personality qualities and the emergence of his new properties. The formation of a person takes place in a purposeful activity in accordance with the psychological theory of assimilation of social experience based on the psychological processes of interiorization and exteriorization.
Key words: education of spiritual and moral values, personal potential, personality development, self-awareness, self-transcendence, competence-activity approach
О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет»), г. Москва, E-mail: [email protected] О.В. Алейникова, аспирант, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: [email protected]
В.В. Бенджеллун, аспирант, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: [email protected]
САМОЦЕННОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ТОЧКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ
Целью данной статьи являлся обзор существующих понятий и концепций о личности, потенциале человека и путей его развития. Уделено особое внимание пониманию духовно-моральной составляющей личности и направлениям развития духовно-нравственных ценностей человека в целях реализации Указа Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г Определено, что развитие потенциала напрямую зависит от расширения сознания и состояния духовно-нравственных норм и ценностей человека. Проведено сопоставление содержаний понятий «самоактуализация» и «самореализация», объяснена природа термина «самотрасценденция». Трансцендентное осознание человеком своей самоценности и ценности других людей предлагается как возможность достижения оптимальной жизнедеятельности человека и способ развития личностного потенциала. В частности, аутентичное моральное осознание ценности единства с другими людьми и служение высшим целям, ответственность и свобода действий оказались особенно эффективными в личностном развитии. Среди педагогических факторов, позволяющих реализовать потенциал обучающихся, предлагаются подходы педагогической концепции преподавания на основе компетентностно-деятельностного подхода О.М. Коломиец. Развитие умственных способностей и компетентности ведет к изменению качеств личности и появлению новых свойств. Становление человека происходит в целенаправленной деятельности в соответствии с психологической теорией усвоения социального опыта на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации.
Ключевые слова: воспитание духовно-нравственных ценностей, личностный потенциал, развитие личности, самоосознание, самотрасценденция, компетентностно-деятельностный подход
Возрастание роли человеческого потенциала как основного фактора укрепления национальной безопасности Российской Федерации является одним из стратегических национальных приоритетов развития России. Указом Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г были определены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые выступают основой развития человеческого потенциала. Социальный заказ общества направлен на воспитание и личностное развитие человека, способного полностью раскрыть потенциал своей личности. Чтобы удовлетворить этот запрос, на всех уровнях воспитания и личностного развития человека необходимы критерии, которые дают описание характеристик развитой, действующей на максимальное расширение возможностей личности. Несмотря на обширные исследования биологических, психологических или социальных аспектов жизнедеятельности человека, существует некая раздробленность в целостном понимании «вершинной» личности. Большинство исследователей, рассматривающих воспитание и личностное развитие, фокусируются на отдельных качествах, а не на холистическом описании человека. Одна из проблем исследования, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы определить, какие характеристики личности являются центральными компонентами, влияющими на становление личности; на развитие каких качеств, прежде всего, необходимо направлять большее внимание в воспитании и личностном развитии человека [1-16].
Существует множество различных теорий о том, как характеристики личности влияют на качество мышления и поведение человека. Многие отечественные ученые исследовали понятие «личность», ее структуру, движущие силы развития. В трудах российских ученых функционирование личности в основном рассматривалось через «культурно-историческую» обусловленность и на основе социального взаимодействия. Согласно концепции Л.С. Выготского, развитие человека является результатом деятельности и социальных отношений, опосредованных речью. Исследуя закономерности психического развития детей, Л.С. Выготский установил, что развитие, образование, обучение и воспитание возможны благодаря способности к интеллектуальной трансформации индивида. Интеллектуальное созревание человека происходит в зоне ближайшего развития благодаря процессу интериоризации в контексте усвоения ценностей, способов поведения и навыков. Выготский утверждал, что «всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, - сперва в социальном, потом - в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [1, с. 140]. А.Н. Леонтьев в теории деятельностного подхода отмечал: «Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [2, с. 96]. То есть личность формируется через развитие сознания при социальном взаимодействии в предметной деятельности.
Цель нашей статьи заключается в исследовании процесса развития личностного потенциала обучающегося в течение всей жизни.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие:
- рассмотреть понятия «самоценность» и «трансцендентность» как высшие точки развития личностного потенциала;
- проанализировать различные теории личности, объясняющие функционирование и динамику развития индивида.
В ходе исследования автором активно применялся метод изучения специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна статьи заключается в том, что был определен вклад личностных образований «самоценность» и «трансцендентность» в процесс развития личности.
Теоретическая значимость - в расширении общих воззрений на процесс развиия личности в течение всей жизни.
Практическая значимость состоит в определении роли педагога в современных условиях - научить учащегося самоорганизовывать свою деятельность осознанно и достигнуть продукт и результат в соответствии с определенными самим субъектом в начале выполнения деятельности мотивом и целью.
В.М. Бехтерев [3, с. 16-18] определял личность как самобытное объединяющее и направляющее начало человека, которое доступно внешнему наблюдению через объективные проявления. Б.Г. Ананьев [3, с. 50-56] отмечал, что рассматривать человека как целостную личность возможно только через его проявления в системе общественных отношений. И само формирование личности происходит посредством интериоризации социального опыта, культуры, социальных ролей и функций. При этом он выделял характер и склонности как интегрированное взаимодействие личностных свойств человека. Становление человека как личности, по мнению Б.Г Ананьева, происходит сообразно его уровню нервно-психического развития - при смене различных видов деятельности. А.Г. Асмолов [3, с. 228-236] также определял совместную предметную деятельность как опосредующий фактор эволюции личности. Л.И. Анцыферова [3, с. 213-218] обращала внимание на сложность внутреннего мира личности. Несмотря на социально обусловленное развитие человека, часть этих процессов происходит на бессознательном уровне. Б.В. Зейгарник [3, с. 56-62] считала, что на развитие личности оказывает влияние не типология людей, а условия, которые привели к сложившейся структуре деятельности.
С.Л. Рубинштейн [3, с. 24-33] подчеркивал зависимость познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов от особенностей личности человека. Характер и способности человека он считал аспектами личности, которые формируются и развиваются в процессе деятельности. Таким образом, и способности человека - это склонность к целеустремленным действиям, что, в свою очередь, отражается на характере человека. В.Н. Мясищев [3, с. 36-41] описывал содержание личности с точки зрения уровня развития системы отношений человека к окружающей действительности. А.В. Петровский [3, с. 77-87] указывал на деятельностную опосредованность личности через такие атрибутивные характеристики, как целеполагание, свобода, целостность и развитие. Чувство постоянства личности И.С. Кон [3, с. 276-286] сформулировал через психофизиологическую, социальную и личностную идентичность.
Отдельное внимание отечественными учеными было уделено нравственности и поиску смысла жизни человека. Рассматривая устои нравственной жизни человека, Н.Я. Грот выделил понятие «мировая воля к жизни» [3, с. 409]. У каждого человеческого существа есть инстинкт самосохранения, но он только частичное проявление общего стремления к созиданию и сохранению жизни других существ. У отдельного человека, кроме стремления позаботиться о себе, есть потребности оберегать близких и делать их счастливыми, беречь их душевный покой; делиться плодами своего труда с другими людьми. Со зрелой духовной составляющей своей личности человек способен к самоотречению и готов жертвовать собственными эгоцентричными устремлениями, поддерживая «мировой инстинкт или волю духовного самосохранения и саморазвития» [3, с. 409]. С.Л. Франк рассматривал вопрос «о смысле жизни», возникающий рано или поздно в глубине души каждого человека, как движущую силу эволюции духа. Вопрос о смысле собственной жизни особенно остро встает во времена тяжелых испытаний и трагических событий. Вопрос бессмысленности существования может возникнуть у человека и при вполне благополучной жизни, ощущаться как потребность в движении к чему-то более значимому. Перед человеком стоит «задача научиться отличать истинную жизнь от жизни, которая есть смерть, понять тот смысл жизни, который впервые вообще делает жизнь жизнью» [3, с. 416]. В.Э. Чудновский [3, с. 418-429] полагал, что нравственные нормы и ценности могут быть частично не осознаваемы человеком, но способны противостоять даже инстинктивным влечениям. В.Д. Шадриков считает, что «способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; что они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями» [3, с. 433]. В.В. Знаков [3, с. 435-445], рассматривая психологический и теологический подходы развития духовности личности, сделал вывод, что самосознание и пути развития человека аналогичны, расхождение только в их первоисточнике.
В связи с возможностью развития личности возникает вопрос о наличии потенциала для полной самореализации. Д.А. Леонтьев сформулировал понятие личностный потенциал как «...потенциал саморегуляции... Это основа любого развития, любого обучения, любой целесообразной активности всего живого» [4, с.456]. Из этого следует, что личностный потенциал представляет собой способность человека к выбору цели и путей достижения, а также целесообразным действиям в каждый момент времени, несмотря на ситуации неопределенности, давления или вызова. Для реализации намеченных целей человеку необходимы автономная каузальность, толерантность к неопределенности, контроль за действием, чувство самоэффективности. Д.А. Леонтьев отмечает жизнестойкость как наиболее универсальную характеристику, где адаптивность личности понимается как «совладание», то есть не приспособление, а, скорее, произвольная активность.
В зарубежной психологии разработано несколько теорий личности, объясняющих функционирование и динамику развития индивида. Анализ данных теории провел С. Мадди [5, с. 1-539]. Теории З. Фрейда, Г Мюррея и М. Эриксона рассматривают движущую силу развития с точки зрения конфликта, как возникающие в процессе жизни противоборствующие силы. Согласно теории развития Э. Эриксона, в течение всей жизни человека происходит поэтапная реализация его возможностей. Развитие происходит за счет преодоления возрастных кризисов, детерминированных влиянием социума. Теории А. Адлера, А. Маслоу и К. Роджерса объясняют развитие человека как потребность в самосовершенствовании, самореализации и самоактуализации врожденных качеств личности. Теории Д. Келли, Л. Фестингера, Д. Макклелланда выделяют когнитивный диссонанс, возникающий во взаимодействии с окружающим миром, как импульс к развитию. В активационной теории согласованности Д. Фиске и С. Мадди выделяются три источника стимуляции жизнедеятельности: экстероцептивные, интероцептивные и корковые. Таким образом, индивид функционирует за счет разности актуального и привычного уровня активации.
Развитие личности понимается как процесс ее количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Оно ведет к изменению качеств личности и появлению новых свойств. Многие исследователи в области педагогики и психологии развития изучали и теоретизировали тему оптимальной жизнедеятельности человека, используя такие термины, как «самоактуализация», «самореализация», «самотрасценденция», «самоосознание». А. Маслоу [6, с. 1-352]. характеризовал самореализацию как процесс ценностного роста личности, тогда как самоактуализация - это завершенная способность к самореализации и полное воплощение заложенного потенциала. Маслоу опи-
сывал «пиковые» переживания, в которых человек забывает о себе, переживает интеграцию или единство между собой и восприятием окружающего мира. Р Мэй [7, с. 1-192] предполагает, что самоосознанность человека расширяет диапазон сознания личности и тем самым создает ситуацию, в которой появляется возможность превзойти непосредственные обстоятельства. Ученый утверждает, что самоосознанность позволяет человеку рефлексивно находиться вне ситуации и рассматривать ее содержание и характеристики, а также разумно принимать решения на будущее.
Целью развития человека являются не только субъективное благополучие, хорошее самочувствие, стремление к счастью или удовлетворенность жизнью. Анализируя существующие теории развития личности, С. Мадди пришел к выводу, что «высшей формой существования является трансцендентность, а не адаптивность» [5, с. 224]. В. Франкл [8, с. 1-92] и Р. Мэй описывали понятие «са-мотрансценденция» как существование, когда внимание личности направлено вовне, на других людей и на мир в целом. Самотрансценденция предполагает фундаментальный сдвиг в отношении человека к его жизни - от эгоистической сосредоточенности на себе к заботе о других или стремлении принести какую-то ценность или пользу обществу. В. Франкл считал, что сама природа человеческого бытия предполагает необходимость искать и создавать смысл как фундаментальную силу или аспект человеческой природы. Он называл эту силу человеческой «волей к смыслу» [8, с. 178]. Человек взаимодействует с окружающей средой и другими людьми, чтобы достичь состояния морального удовлетворения и стабильности. Для этого он использует свой врожденный потенциал и доступные ему ресурсы. Опираясь на идею «свободы воли» В. Франкла, П. Вонг смоделировал самотрансценденцию как фундаментальное выражение духовной природы людей [9, с. 1-9]. Чем больше человек «забывает о себе», отдавая себя делу, служению или любви, тем более человечным он становится и, в свою очередь, осознает, кто он есть на самом деле. Ученый полагает, что самоактуализация представляет собой просто «побочный эффект» самотрансценденции, момент внутренних и внешних переживаний и необходимость поддерживать отношение «открытости, любопытства и сострадания» [10, с. 3]. В. Франкл описывал «способность к реагированию» как средоточие способности человеческих существ вдумчиво и нравственно реагировать на переживания, с которыми мы сталкиваемся, и благодаря этому у нас появляются способность к самоопределению и «воля к смыслу». Если есть воля к смыслу, то человек будет искать, находить и познавать «смысл жизни». Согласно теории Вонга, это реализуется с помощью «осознанного мышления», которое позволяет нам находить смысл и конструктивно реагировать на наш опыт. Вонг предполагает, что «воля к смыслу» является мотивационным фактором, а осмысленное мышление - это когнитивная способность или реакция на выявление и обретение смысла в жизни. Вонг определяет смысл самотрансценденции как смещение акцента с себя на других, смещение ценностей с внешних на внутренние. Благодаря этому включается непрерывный процесс самосовершенствования с целью расширения потенциала личности. Вонг подчеркивает, что процесс совершенствования основан не на самооценке, а на служении другим.
Согласно теории экзистенционального анализа А. Лэнгле [11, с. 1-403], персональную ценность и силу желаниям человека, внутреннюю мотивацию и настойчивость придает соотнесенность с Person, которая определяется как персональность, внутренняя природа и духовный источник человека. Person [12, с. 1-109] основывается на чувстве собственной фундаментальной ценности и аутентичности, которое переживается как «Я», принятии индивидом самого себя таким, как есть, и других людей такими, как они есть. Только тогда, когда человек способен ценить и уважать себя, он в состоянии транслировать эти чувства на других. Полнота бытия Person реализуется в проживании своей жизни персонально, то есть жить в согласии с собой и со своими чувствами, принимать аутентичные решения, занимать свою личную позицию. На протяжении всей своей жизни люди предъявляют себя и результаты своего труда на оценку других людей. Этика и мораль возникают из способности человека доверять собственным оценкам и справедливой оценке других людей, проявлять себя в социуме, относиться к другим с уважительным вниманием. Когда человек игнорирует и обесценивает свое «Я» и собственную деятельность, у него наблюдается эгоцентризм, неадекватная самооценка, он чаще использует защитные реакции, ему сложно ощущать личное пространство. Человек часто не понимает, что он действительно хочет, испытывает потерянность и пустоту.
В. Франкл отмечал, что деятельность человека находится в модусе «я могу»». Человек ограничен в своих возможностях, не всякое намерение может
Библиографический список
быть реализовано волевым действием, «воля не может быть выше, чем человеческое «могу». В таком случае необходимы практически реализуемые шаги, направленные на достижение какой-либо цели. Самоконтроль и саморегуляция необходимы для реализации любого целевого намерения. Ю. Куль [13, с. 1-29] в своих исследованиях обнаружил, что положительная обратная связь от достижения целей усиливает способность автоматического волевого самоконтроля личности. То есть человек реализуется через деятельность, решая конкретные задачи. Куль описал комплекс связанных психических функций в своей теории контроля за действием (Action Control Theory - ACT). Человек не сможет реализовать намерение, если, например, не может регулировать свое эмоциональное состояние, осознавать и анализировать вредоносные мысли, удерживать внимание на благоприятных результатах достижения цели. Таким образом, становление личности происходит через развитие интеллекта, который определяет формирование характера и даже физических характеристик человека.
Невозможно рассматривать личностное развитие без учета когнитивных способностей, которыми реализуется процесс обучения, которые должны быть разнообразными по типологии и иерархически организованными в целостной модели деятельности. Они раскрывают способность мозга индивида извлекать информацию и эффективно справляться с различными познавательными задачами: извлекать информацию из кратковременной памяти, обрабатывать визуальные изображения, воспроизводить изученные факты, экстраполировать закономерности, использовать индуктивные или дедуктивные рассуждения, воспринимать сходства и различия. К общим умственным способностям относят умения рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, постигать сложные идеи, быстро обучаться и извлекать уроки из опыта. То есть все когнитивные навыки человека создают чувство компетентности, которое, согласно теории самодетерминации [14], обеспечивает возможность осуществлять свободный, самостоятельный выбор в самореализации личности. Чувство компетентности дает человеку способность опираться на собственное мнение, принимать взвешенные решения, выстраивать личные психологические границы.
В своей концепции преподавательской деятельности в контексте компе-тентностно-деятельностного подхода О.М. Коломиец [15] описывает психологический по своей природе процесс усвоения обучающимся учебного материала через понятия интериоризации и экстериоризации в соответствии с психологической теорией усвоения человеком социального опыта. Овладение каждой конкретной компетенцией создает у обучающегося способность и готовность к деятельности. Структура видов преподавательской деятельности основана на субъектной, деятельностной и предметной составляющих. «В соответствии с де-ятельностной теорией учения знания, умения и навыки не являются рядополож-ными между собой категориями; сами по себе знания не существуют, они всегда являются составной частью умений» [16, с. 18]. Через самоконтроль, самооценку и самокоррекцию результатов учебной деятельности у человека формируется ценностное отношение к себе и продукту своей деятельности. Основная задача педагога - научить учащегося в новой системе условий или при решении новой задачи самоорганизовывать свою деятельность осознанно и достигнуть продукт и результат в соответствии с определенными самим субъектом в начале выполнения деятельности мотивом и целью.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что основой оптимального функционирования человека будет трансцендентное осознание собственной самоценности и неоспоримой ценности других людей, уважение к их индивидуальным различиям. Человек на протяжении всей жизни испытывает аффилиативные потребности в одобрении, поддержке и признании, что находит подтверждение во всех теориях развития личности. Человек не может оценить себя без справедливой оценки со стороны окружающих людей. Уважительное внимание со стороны других помогает увидеть себя самого и свою индивидуальность. Признание собственной ценности от других людей дает опору в отношениях. Структурные взаимосвязи, такие как семья, класс, школа, общество, работа, мир, упорядочивают жизнь человека и интегрируют его в социальную общность, что способствует становлению личности и ее творческому самовыражению. Взаимосвязи с другими людьми создают поле возможностей и условия активного участия человека в различных видах деятельностях для собственного развития. Важно отметить, что не чувство самовлюбленности, а чувство самоценности и ценности для других оказывает значимое влияние на развитие способности ощущать собственные ценностные структуры и способствует раскрытию личностного потенциала. Стремления человека должны иметь значимый смыл и трансцендентную направленность на соединение с чем-то большем, чем он сам, и служении ему.
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Москва: Издательство Юрайт, 2023.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Москва, 2005.
3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
4. Личностный потенциал. Структура и диагностика. Москва: Смысл, 2011.
5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. Перевод с английского И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. Санкт-Петербург, 2002.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
7. Мэй Р Открытие бытия. Перевод А. Багрянцевой. Москва, 2004.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. Пер. с английского и немецкого. Москва, 1990.
9. Wong P. From Viktor Frankl's Logotherapy to the Four Defining Characteristics of Self-Transcendence (ST). 2021; July 3. Available at: https://doi.org/10.31234/osf.io/76bm9
10. Worth P., Smith MD. Clearing the Pathways to Self-Transcendence, Front. Psychol. 2021; Vol. 12. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.648381
11. Лэнгле А.А., Уколова Е.М., Шумский В.Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования: монография. Москва, 2023.
12. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Москва, 2005.
13. Baumann N., Kuhl J. How to resist temptation: The consequences of external control versus support for autonomy in a self-regulatory dynamic. Journal of personality. 2005; № 73 (2): 443-470.
14. Deci E., Ryan R. Handbook of self-determination research. Rochester. New York, 2002.
15. Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Вестник Московского педагогического государственного университета. 2017; № 1: 82-92.
16. Коломиец О.М. Дидактическая модель преподавательской деятельности педагога. Москва: Издательский дом «Развитие образования», 2018.
References
1. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.
2. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
3. Kulikov L.V. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov: Hrestomatiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
4. Lichnostnyjpotencial. Struktura i diagnostika. Moskva: Smysl, 2011.
5. Maddi S. Teoriilichnosti: sravnitel'nyj analiz. Perevod s anglijskogo I. Avidona, A. Batustina, P. Rumyancevoj. Sankt-Peterburg, 2002.
6. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
7. M'ej R. Otkrytie bytiya. Perevod A. Bagryancevoj. Moskva, 2004.
8. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sbornik. Per. s anglijskogo i nemeckogo. Moskva, 1990.
9. Wong P. From Viktor Frankl's Logotherapy to the Four Defining Characteristics of Self-Transcendence (ST). 2021; July 3. Available at: https://doi.org/10.31234/osf.io/76bm9
10. Worth P., Smith MD. Clearing the Pathways to Self-Transcendence, Front. Psychol. 2021; Vol. 12. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.648381
11. L'engle A.A., Ukolova E.M., Shumskij V.B. Sovremennyj 'ekzistencial'nyj analiz: istoriya, teoriya, praktika, issledovaniya: monografiya. Moskva, 2023.
12. L'engle A. Person. 'Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti. Moskva, 2005.
13. Baumann N., Kuhl J. How to resist temptation: The consequences of external control versus support for autonomy in a self-regulatory dynamic. Journal of personality. 2005; № 73 (2): 443-470.
14. Deci E., Ryan R. Handbook of self-determination research. Rochester. New York, 2002.
15. Kolomiec O.M. Koncepciya prepodavatel'skoj deyatel'nosti v kontekste kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda. Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 1: 82-92.
16. Kolomiec O.M. Didakticheskaya model'prepodavatel'skoj deyatel'nostipedagoga. Moskva: Izdatel'skij dom «Razvitie obrazovaniya», 2018.
Статья поступила в редакцию 10.01.24
УДК 378.14
Komkova A.S., Cand. of Sciences (Philology), Head of Foreign Languages Department, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Krutko E.A., Cand. of Sciences (Phibsophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Matvienko E.N., senior lecturer, Siberian Transport University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
MULTIMEDIA EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF MASTER STUDENTS MAJORING IN INTERNATIONAL BUSINESS. Educational trends and realities, such as redistribution of the teaching load, need for a more flexible and accessible education, automation of the students' knowledge control, have largely adjusted the structure and content of the new generation educational-methodical complexes of disciplines. The research is aimed at developing and describing the structure and content of the multimedia educational-methodical complex (MEMC) for the discipline "Professional Foreign Language" for the Master's degree students majoring in International Business. In the process of the development of the complex the methodological principles of integrality, interdisciplinarity and interactivity used in the professional foreign language teaching were taken into account. A complex of various methods was used, including: theoretical analysis of scientific and methodological literature on the research topic; study and comparison of the Federal State Educational Standard (FSES) for High Education of Russia with professional standards required by employers; study of normative documentation in the development of an educational-methodical complex for the discipline; generalization of the results obtained. The authors indicate the already existing developments and the main areas for further work. The implementation of the MEMC helped to improve the quality of the foreign language training and the efficiency of management of the students' classroom and independent work.
Key words: higher education, transport university, Master's program in international business, English for specific purposes (ESP), educational-methodological complex, future economists
А.С. Комкова, канд. филол. наук, зав. каф. иностранных языков, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.А. Крутько, канд. филос. наук, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.Н. Матвиенко, ст. преп., Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ ПРОГРАММЫ
«ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Образовательные тенденции и реалии, такие как перераспределение учебной нагрузки, необходимость более гибкого и доступного образования, автоматизация контроля знаний студентов во многом скорректировали структуру и содержание учебно-методических комплексов дисциплин нового поколения. Целью исследования является разработка и описание структуры и содержания мультимедийного учебно-методического комплекса (МУМК) по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» для магистрантов направления «Внешнеэкономическая деятельность». В процессе разработки комплекса были учтены методические принципы целостности, междисциплинарности и интерактивности, используемые в профессиональном обучении иностранному языку. Использовался комплекс различных методов, в том числе теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования; изучение и сравнение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования России с профессиональными стандартами, требуемыми работодателями; изучение нормативной документации при разработке учебно-методического комплекса по дисциплине; обобщение полученных результатов. Авторы описывают уже имеющиеся наработки и основные направления дальнейшей деятельности. Внедрение МУМК позволило повысить качество обучения иностранному языку и эффективность управления аудиторной и самостоятельной работой студентов.
Ключевые слова: высшее образование, транспортный вуз, программа магистратуры «Внешнеэкономическая деятельность», английский для специальных целей (ESP), учебно-методический комплекс, будущие экономисты
In the current world economic settings, international business is no longer a matter of economic exchanges only, but rather is about cultural specificity, environmental issues, geopolitics and strategy. This has subsequently led to a growing demand for highly-qualified workforce with extended knowledge, skills and abilities required to
evolve and succeed in the dynamic sphere of international trade. Most importantly, specialists in international business are to have a very good relevant knowledge of how companies operate across economies, currencies and regulatory frameworks, be able to assess a situation quickly and stimulate innovative projects by looking at things on a