Научная статья на тему 'Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме'

Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / SELF-TRANSCENDENCE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СМЫСЛ / SENSE / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD VIEW / ЦЕННОСТЬ / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аннушкин Юрий Вячеславович

В данной статье обосновывается необходимость экзистенциального подхода в современном образовании. В работе анализируются причины кризиса традиционной социодинамической парадигмы, переставшей соответствовать современной культурной ситуации. Показано, что на протяжении четырехсот лет педагогическая наука и практика образования в целом развивались в соответствии с канонами Нового времени как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключались субъективные, личностные элементы, а также внутренние смыслы самого образования. Отмечается, что в современных условиях важнейшим качеством человека становится его способность к самотрансценденции, определяемость изнутри. Проводятся параллели между экзистенциальным подходом в гуманитарных науках и современными выводами квантовой физики. Предлагаются базисные установки экзистенциального мировоззрения, и на этой основе формулируются аксиологические постулаты экзистенциального образования. Отмечается, что экзистенциально выстраиваемое образование помогает обучающемуся в его поиске ценностей и смыслов. При этом, однако, невозможно однозначно указать, какую образовательную траекторию он выберет. Поэтому процессы обучения и воспитания личности с позиций экзистенциализма должны быть в максимальной степени персонифицированы, а педагогические средства столь вариативны, чтобы структура экзистенции (ценностный вектор выбора) обучающегося сохранялась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL APPROACH IN EDUCATION AS AN ALTERNATIVE TO SOCIODYNAMIC PARADIGM

This article explains the necessity of the existential approach in modern education. In the article the causes of the crisis of traditional sociodynamic paradigm are analyzed which has ceased to fulfill the contemporary cultural situation. It is shown that during four years of pedagogical science and practice of education in general developed in accordance with the canons of modern times as an extremely rational system of objective knowledge, out of which the subjective, personal items, as well as the inner meanings of education were excluded. It is noted that in present conditions the most important quality of a person becomes his ability to self-transcendence, uniqueness of the inside. Parallels between existential approach in the humanities and modern findings of quantum physics are drawn. Basic installation of existential philosophy is offered, and on this basis axiological postulates of existential education are formulated. It is noted that existentially embedded education helps the learner in his search for values and meanings. At the same time, however, it is impossible to clearly specify which educational path he chooses. Therefore, the individual training and education processes from the standpoint of existentialism must be personalized to the maximum extent, and pedagogical tools are such variable to preserve the learner’s existence structure (value-selection vector).

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме»

A UNiVERSUM:

психология и образование

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИОДИНАМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Аннушкин Юрий Вячеславович

канд. пед. наук, доцент Иркутского государственного университета,

664003, РФ, г. Иркутск, Карла Маркса, 1 E-mail: pl ejady@yandex. ru

EXISTENTIAL APPROACH IN EDUCATION AS AN ALTERNATIVE TO SOCIODYNAMIC PARADIGM

Yuriy Annushkin

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Irkutsk State University,

664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx Street,1

АННОТАЦИЯ

В данной статье обосновывается необходимость экзистенциального подхода в современном образовании. В работе анализируются причины кризиса традиционной социодинамической парадигмы, переставшей соответствовать современной культурной ситуации. Показано, что на протяжении четырехсот лет педагогическая наука и практика образования в целом развивались в соответствии с канонами Нового времени как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключались субъективные, личностные элементы, а также внутренние смыслы самого образования. Отмечается, что в современных условиях важнейшим качеством человека становится его способность к самотрансценденции, определяемость изнутри. Проводятся параллели между экзистенциальным подходом в гуманитарных науках и современными выводами квантовой физики. Предлагаются базисные установки экзистенциального мировоззрения, и на этой основе формулируются

Аннушкин Ю.В. Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (22) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3037

аксиологические постулаты экзистенциального образования. Отмечается, что экзистенциально выстраиваемое образование помогает обучающемуся в его поиске ценностей и смыслов. При этом, однако, невозможно однозначно указать, какую образовательную траекторию он выберет. Поэтому процессы обучения и воспитания личности с позиций экзистенциализма должны быть в максимальной степени персонифицированы, а педагогические средства столь вариативны, чтобы структура экзистенции (ценностный вектор выбора) обучающегося сохранялась.

ABSTRACT

This article explains the necessity of the existential approach in modern education. In the article the causes of the crisis of traditional sociodynamic paradigm are analyzed which has ceased to fulfill the contemporary cultural situation. It is shown that during four years of pedagogical science and practice of education in general developed in accordance with the canons of modern times as an extremely rational system of objective knowledge, out of which the subjective, personal items, as well as the inner meanings of education were excluded. It is noted that in present conditions the most important quality of a person becomes his ability to self-transcendence, uniqueness of the inside. Parallels between existential approach in the humanities and modern findings of quantum physics are drawn. Basic installation of existential philosophy is offered, and on this basis axiological postulates of existential education are formulated. It is noted that existentially embedded education helps the learner in his search for values and meanings. At the same time, however, it is impossible to clearly specify which educational path he chooses. Therefore, the individual training and education processes from the standpoint of existentialism must be personalized to the maximum extent, and pedagogical tools are such variable to preserve the learner's existence structure (value-selection vector).

Ключевые слова: образование, экзистенциализм, самотрансценденция, личность, смысл, мировоззрение, ценность.

Keywords: education; existentialism; self-transcendence; personality; sense; world view; value.

Экзистенциальный подход в психолого-педагогической науке представляет собой альтернативу социодинамической парадигме. Эта система воззрений на мир и человека исторически сложилась в XVII веке и решала в основном задачу передачи и трансляции готовых знаний. Несмотря на то, что она перестала соответствовать архитектонике современной культуры, как справедливо отмечается О.Л. Подлиняевым [7], социодинамическая парадигма до сих пор успешно существует в современной педагогической науке и доминирует в массовой педагогической практике.

Современная культурная ситуация радикально отличается от рационалистической культуры Нового времени, на которое пришлось становление педагогики как науки. В этой культуре всецело господствовало механико-математическое естествознание, а классическое мировоззрение основывалось на ньютоновской механистической модели Вселенной. Эта модель служила мощным каркасом классической физики и основой всех наук, в том числе и дидактики. Механистический взгляд на природу был тесно связан со строгим детерминизмом. Всё происходящее в природе имело свою причину и приводило к определенному результату. Поэтому, в принципе, досконально зная состояние системы на данный момент, можно было с уверенностью предсказывать её будущее. Эта уверенность звучит в словах французского математика Пьера Симона Лапласа: «Интеллект, располагающий точными и подробными сведениями о местонахождении всех вещей, из которых состоит мир, и действии всех природных сил и способный подвергнуть анализу столь огромное количество данных, смог бы запечатлеть в одной и той же формуле движение самых больших тел во Вселенной и мельчайших атомов: для него не оставалось бы неясностей, и будущее, как и прошлое, показалось бы ему настоящим» [цит. по 12, с. 122].

Философской основой строгого детерминизма было фундаментальное разграничение между миром и человеком, введенное Рене Декартом. Как следствие этого разграничения, возникла уверенность в возможности объективного описания мира, лишенного упоминаний о личности наблюдателя, и наука видела в таком объективном описании мира свой идеал. Этот идеал, являясь культурным достоянием, был спроецирован на педагогическую действительность того времени Я.А. Коменским и привел к возникновению «машинной дидактики» [7].

Я.А. Коменский пишет: «Процесс образования, при надлежащем искусстве, должен превратиться в машинную деятельность, все в обучении пойдет так же беспрепятственно, как работает мельница, как идут часы, приводимые в движение гирями; так же привлекательно и приятно, как привлекательно и приятно смотреть на самодействующую машину... Попытаемся дать школам такое устройство, которое точнейшим образом соответствовало бы часам, устроенным самым искусным образом» [цит. по 3, с. 13].

Система образования, будучи важнейшим социальным институтом поддержания традиций общества, вобрала в себя все важнейшие культурные доминанты эпохи Нового времени и её парадигму, основанную на механико-математическом (сциентистском) мировоззрении. На протяжении четырехсот лет педагогическая наука и практика образования в целом развивались в соответствии с канонами Нового времени как исключительно рациональная система объективных знаний, из которой изъяты субъективные, личностные элементы, а также внутренние смыслы.

В начале XX века в естественных науках произошел парадигмальный сдвиг, проанализированный Ф. Капрой в работе «Дао физики» [5]. По мнению Ф. Капры, он состоял в открытии понимания того, что все наши науки, включая гуманитарные, до сих пор всецело основывались на ньютоно-картезианской методологии. Открытия, сделанные в квантовой физике на протяжении ХХ века, зафиксировали тот факт, что реальны не объект или субъект сами

по себе, а некоторая их суперпозиция, однозначное предсказание которой невозможно в соответствии с принципом неопределённости Гейзенберга.

Этот сдвиг в сильнейшей степени затронул и науки о человеке, выдвигая на первый план такие ценности образования, как свобода, творчество, развитие человеческой индивидуальности и условий её самореализации. Проведённый нами сравнительный анализ базовых пресуппозиций экзистенциального подхода и выводов постнеклассического естествознания позволяет рассматривать мировоззрение как метанаучный феномен и утверждать, что открытия квантовой физики созвучны выводам экзистенциального подхода: принципы неопределенности, дополнительности, взаимозависимости субъекта и объекта (наблюдателя и наблюдаемого) в равной степени важны для описания как физических, так и гуманитарных систем.

Ценные идеи о путях образования личности мы находим в синергетике, предметом изучения которой являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. «По Пригожину, паттерны организации, характерные для живых систем, могут быть обобщены в едином динамическом принципе, принципе самоорганизации. Живой организм - это самоорганизуемая система, что означает, что её упорядоченность не навязывается ей окружающей средой, а устанавливается самой системой» [5, с. 75]. Основные задачи, решаемые синергетикой, связаны с прогнозированием развития веера возможностей системы, который возникает при кризисных состояниях и диссипации старых структур, что, в конечном итоге, обеспечивает переход системы в более высокое качество. При этом становление новой и более сильной системы происходит через критическое, бифуркационное состояние, характеризующееся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. В бифуркационных точках возможны неоднозначные и непредсказуемые варианты развития системы. Таким образом, синергетический подход обуславливает новое понимание сущности обучения. Следуя этому пониманию, неправомерно навязывать одинаковые пути развития каждому обучающемуся, так как они всегда многовариантны и уникальны.

После этих открытий в естествознании экзистенциальные идеи об индетерминизме человеческого поведения и внутреннего мира личности обрели новое подтверждение: личность обучающегося как сложная гуманитарная система с включённой возможностью к самоактуализации и самодетерминации уникальна, как и её образовательный путь.

Экзистенциальный подход неоднороден внутри себя; он представляет собой конгломерат различных течений, однако все они базируются на ряде фундаментальных принципов, которые одновременно могут являться критериями, отличающими экзистенциальные концепции от психоаналитических или социодинамических. Контент-анализ широкого спектра философской и психолого-педагогической литературы (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Р. Мэй, Н. Аббаньяно, Д. Бюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм, Н.А. Бердяев, А.Б. Орлов, О.Л. Подлиняев и др.) [3; 6; 9; 10; 11] и опыт собственных исследований [1, 2] позволил нам выявить наиболее значимые из них:

• принцип холизма - один из ключевых принципов любого экзистенциально-ориентированного подхода; исходя из него, личность обучающегося необходимо рассматривать как единый, уникальный и целостно-организованный гештальт;

• принцип эмпирической свободы - его смысл заключается в том, что обучающийся в состоянии делать свободный выбор и руководить собой при любых обстоятельствах. По выражению французского экзистенциалиста Ж.-П. Сартра, человек «делает себя сам» [10], выбирая траекторию своего развития. Иными словами мы становимся тем, что мы есть, и познаем то, что мы есть, посредством тех действий, которые совершаем;

• принцип креативности - провозглашает творчество имманентным свойством человеческой природы, однако не всем людям удаётся реализовать свой творческий потенциал;

• принцип рациональности - противостоит психоаналитическому представлению об обусловленности человеческой природы бессознательными силами. Данный принцип постулирует, что изначальная человеческая природа

рациональна, конструктивна и ориентирована на ответственную самосозидаемость личности;

• принцип субъективности - любые экзистенциально-гуманистические концепции так или иначе базируются на феноменологической основе. Исходя из этого принципа, каждый человек воспринимает окружающую реальность субъективно; таким образом, внутренний мир и поведение будут недоступны для понимания без учёта опыта собственных переживаний конкретной личности. Заметим, что в социодинамическом подходе важны не переживания, а конечный поведенческий результат, демонстрируемый обучающимся;

• принцип проактивности - предполагает устремлённость человека вперёд и ориентированность на будущее;

• принцип самотрансценденции - означает способность личности занять рефлексивную позицию к своей жизни в целом, потребностям, эмоциям, нравственным выборам и при этом разотождествиться с ними, обретая по отношению к ним свободу. Именно это обстоятельство подчеркивал создатель логотерапии В. Франкл: «Быть человеком - значит выходить за пределы самого себя... Сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции» [11, с. 51].

Отмеченные принципы позволяют уверенно разграничить экзистенциальные и социодинамические концепции и сделать ряд важных в методологическом отношении психолого-педагогических выводов.

Во-первых, процессы обучения и воспитания, рассматриваемые в пространстве экзистенциального подхода, должны быть в максимальной степени персонифицированы, а педагогические средства столь вариативны, чтобы структура экзистенции обучающегося или ценностная дуга осуществляемого им выбора от возможности к возможности данной возможности сохранялась.

Во-вторых, в качестве приоритетов педагогического взаимодействия в индирективных педагогических системах следует рассматривать не знания и даже не столь модные в настоящее время компетенции, а личностные смыслы

и понимания обучающихся в условиях многомерной и богатой ситуативными возможностями образовательной среды. При этом «дидактическая матрица», включающая в себя инструменты трансляции содержания социального опыта (методы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания) не должна жёстко задаваться некими внешними нормативами и стандартами.

В-третьих, в экзистенциальных образовательных системах приоритет должен отдаваться не уроку, а образовательной ситуации, равноправными участниками которой выступают сами обучающиеся. При этом каждая жизненная или образовательная ситуация будет задавать им новые смыслы и генерировать новые понимания.

По мысли Б.С. Гершунского, основные функции базового образования должны состоять в «...формировании Веры в действительную ценность максимально возможной самореализации и в создании условий для самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей» [4, с. 536]. Сформулированные нами базовые принципы экзистенциального подхода позволяют искать основания для новых практикоориентированных экзистенциальных педагогических моделей, главным направлением которых являлось бы экзистенциальное развитие личности.

Список литературы:

1. Аннушкин Ю.В. Экзистенциальный анализ свойств виртуальной реальности // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер.: Педагогические науки. - Иркутск: ВСГАО, 2012. -Вып. 16. - С. 29-33.

2. Аннушкин Ю.В. Экзистенциальные ценности в образовании // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2013. -Вып. 19. - С. 30-32.

3. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. -Сергиев Посад, 2004.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

5. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом востока. - СПб.: ОРИС, 1994. - 304 с.

6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической психотерапии // Психотерапия. - 2004. - № 4. - С. 41-48.

7. Подлиняев О.Л. К проблеме обезличеннности современного отечественного образования // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер.: Педагогические науки. -Иркутск: ВСГАО, 2012. - Вып. 16. С. 23-32.

8. Подлиняев О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. - 160 с.

9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991. -№ 6. - С. 46-52.

10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-324.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, 14.1.: D. Van Nostrand, 1961.

References:

1. Annushkin Iu.V. Existential analysis of the properties of virtual reality. Vestnik Vostochno-Sibirskoi gosudarstvennoi akademii obrazovaniia. Ser.: Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Eastern-Siberian state Academy of education. Ser.: Pedagogical sciences]. Irkutsk, VSGAO Publ., 2012. Issue 16. pp. 29-33. (In Russian).

2. Annushkin Iu.V. Existential values in education. Vestnik Vostochno-Sibirskoi gosudarstvennoi akademii obrazovaniia [Bulletin of Eastern-Siberian state Academy of education]. 2013. Issue 19. pp. 30-32. (In Russian).

3. Bazarny V.F. School stress and demographic catastrophe in Russia. Sergiev Posad Publ., 2004. (In Russian).

4. Gershunsky B.S. Philosophy of education for XXI century. Moscow, Sovershenstvo Publ., 2003. 608 p. (In Russian).

5. Capra F. The Tao of physics. A study of the Parallels between modern physics and mysticism of the East. SPb., ORIS Publ., 1994. 304 p. (In Russian).

6. Langle A. Fundamental motivation of human existence as an effective structure of existential-analytical psychotherapy. Psikhoterapiia [Psychotherapy]. 2004, no. 4, pp. 41-48. (In Russian).

7. Podlivaev O.L. On the problem of anonymity of modern national education. Vestnik Vostochno-Sibirskoi gosudarstvennoi akademii obrazovaniia. Ser.: Pedagogicheskie nauki [Bulletin East-Siberian state Academy of education. Ser.: Pedagogical sciences]. Irkutsk, VSGAO Publ., 2012. Issue 16. pp. 23-32. (In Russian).

8. Podlivaev O.L. Essays on theories of personality in psychology and teaching their projections. Irkutsk, IGU Publ., 2008. 160 p. (In Russian).

9. Prigozhin I. Philosophy of instability. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 1991, no. 6, pp. 46-52. (In Russian).

10. Sartre J.-P. Existentialism is humanism. Sumerki bogov: sb. F. Nitsshe, Z. Freid, E. Fromm i dr. [Twilight of the gods: collection F. Nietzsche, Z. Freud, E. Fromm, and others]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. pp. 319-324. (In Russian).

11. Frankl V. Man's search for meaning. Moscow, Progress Publ. 1990. 368 p. (In Russian).

12. Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, 14.1.: D. Van Nostrand, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.