Научная статья на тему 'САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1002
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ П. РИД / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Р. КЛОНИНГЕРА / СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиннатова М. В.

Представлен анализ феномена самотрансценденции с использованием теоретического и феноменологического методов исследования. Систематизированы отечественные и зарубежные подходы к пониманию сущности самотрансценденции и основные направления ее исследования, приведено авторское определение самотрансценденции как субъектного свойства личности, определены смысловые характеристики самотрансценденции. Постулируется, что самотрансценденция обеспечивает выход субъекта за пределы осознанного себя, познание собственных возможностей и их использование в объективной реальности, а активизация самотрансценденции выступает основой для самоактуализации, саморазвития, самореализации, достижения индивидуального акме. Отмечается, что самотрансценденция социальна и выступает фундаментом трансформации личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-TRANSENDENCE: PHENOMENOLOGICAL STUDY

The analysis of the phenomenon of self-transcendence using theoretical and phenomenological research methods is presented. Specific procedures: phenomenological intuition (the study of the phenomenon of self-transcendence in order to determine its meaning and essence) and phenomenological research (the most complete description and designation of the characteristics of self-transcendence as the basis for the transformation and development of the subjective personality). The article describes the essence of the phenomenon of self-transcendence based on philosophical views (S. Frank, I. Kant, Platon), Russian (N. P. Dolgikh, V. I. Kutugina, V. A. Petrovsky, E. V. Selezneva, V. V. Sobolnikov, O. I. Zhukova) and foreign research (C. E. Ackerman, V. Frankl, A. Maslow, P. Reed). Modern foreign research directions of self-transcendence are systematized (B. Amid, D. D. Coward, F. A. Fishke, V. L. McCarthy, B. Nygren, P. G. Reed, N. H. Reischer, P. Worth, D. B. Yaden, etc.), the concept of self-transcendence by P. Reed and biopsychosocial concept by R. Cloninger, serving as a methodological basis for empirical research and applied developments in foreign clinical practice and gerontopsychology. The research results are the semantic characteristics of self-transcendence: 1. Self-transcendence is a subjective personality trait that provides going beyond the limits of the actual (conscious) oneself, comprehending one’s own capabilities, their awareness and embodiment in objective reality (activity, behavior, social relations). 2. Self-transcendence is projecting oneself outside of oneself. 3. The personality and individuality of a person is affirmed through self-transcendence. 4. Self-transcendence is the ability to expand one’s boundaries and focus on perspectives, activities and goals outside of oneself, without denying the value of being in the present tense. 5. Self-transcendence is an indicator of personal maturity and at the same time a condition for its achievement. 6. Self-transcendence is a mechanism for achieving self-actualization, self-development, self-realization, acme by the subject. 7. Professional self-determination, professional development, professional self-actualization and self-development are based on self-transcendence. 8. Self-transcendence, being a subjective peak, is always social. 9. Achievement of self-transcendence by specific subjects can become a catalyst for the transformation of society. The conducted research is the basis for further development of the phenomenon of self-transcendence and determining its structure and empirical study.

Текст научной работы на тему «САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 116-128.

УДК 159.923:165.322

САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Зиннатова М. В.

ФГАОУ ВО « Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия

E-mail: [email protected]

Представлен анализ феномена самотрансценденции с использованием теоретического и феноменологического методов исследования. Систематизированы отечественные и зарубежные подходы к пониманию сущности самотрансценденции и основные направления ее исследования, приведено авторское определение самотрансценденции как субъектного свойства личности, определены смысловые характеристики самотрансценденции. Постулируется, что самотрансценденция обеспечивает выход субъекта за пределы осознанного себя, познание собственных возможностей и их использование в объективной реальности, а активизация самотрансценденции выступает основой для самоактуализации, саморазвития, самореализации, достижения индивидуального акме. Отмечается, что самотрансценденция социальна и выступает фундаментом трансформации личности и общества. Ключевые слова: трансцендентность, самотрансценденция, отечественные и зарубежные подходы к определению самотрансценденции, зарубежные направления исследования самотрансценденции, концепция самотрансценденции П. Рид, биопсихосоциальная концепция Р. Клонингера, смысловые характеристики самотрансценденции.

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке наблюдается повышение исследовательского интереса к психологии личности. Именно личность, индивидуальность, субъектность вновь вышли на первый план в понимании основ конструктивных траекторий развития человека в объективных (внешних) условиях неопределенности и неустойчивости.

С другой стороны, вопрос трансформации личности всегда был актуален для психологической теории и практики, ведь в процессе жизнедеятельности человек постоянно находится под воздействием разнообразных объективных и субъективных факторов, побуждающих его к самоизменению, к актуализации своих возможностей, потенциала. Однако в реальности, несмотря на побудительные стимулы, далеко не каждый может проявить личностную субъектность и выйти за пределы самого себя. Речь идет не столько о способности личности к самоактуализации, самореализации, сколько о способности к самотрансценденции, являющейся первоосновой для личностной трансформации и выхода за пределы своих осознанных, действительных возможностей.

В настоящее время в трудах отечественных ученых явление самотрансценденции, хоть и называется, но детально не разработано. Более подробно в теоретическом и прикладном аспектах исследованы феномены

116

самоактуализации, самореализации и саморазвития, самоосуществления, благополучия человека. В зарубежных исследованиях самотрансценденция изучается более активно, без определения ее структуры и модели, и преимущественно в клинической практике и в области геронтопсихологии.

Научная проблема, на решение которой направлена статья, заключается в недостаточной теоретической разработанности феномена самотрансценденции как основы трансформации личности.

Цель исследования. теоретический и феноменологический анализ самотрансценденции в современной отечественной и зарубежной психологии, определение места самотрансценденции в ряду смежных психологических понятий.

Исследование основано на теоретическом анализе научной литературы и феноменологическом методе, заключающемся в аналитическом установлении и описании характерных особенностей феномена самотрансценденции. Конкретные процедуры.

1. Феноменологическое интуирование - исследование феномена самотрансценденции с целью определения его смысла и сущности.

2. Феноменологическое исследование - максимально полное описание и обозначение характеристик самотрансценденции как основы трансформации и развития субъектной личности.

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

Истоки самотрансценденции лежат в философской науке. Так, Платон впервые упоминает термины «трансценденция», «трансцендировать», «трансцендентный» [1]. Э. Мунье определяет трансцендирование как путь преодоления себя [2].

Понятием «трансцендентность» в схоластической философии средневековья обозначается то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания. И. Кант понимал трансцендентное как непознаваемую реальность. Близким по значению к трансцендентному является понятие «трансрациональное», под которым С. Франк подразумевал то, что до конца непостижимо и является одновременно рациональным и иррациональным (бытие Бога, мира, души, человеческой индивидуальности) [3, с. 398].

Согласно идее В. Франкла личность постигает саму себя через трансцендентное, является личностью в той мере, в какой он из личности исходит, отзываясь на трансцендентную потребность [4].

Способность к трансцендированию, как отмечает О. И. Жукова, есть способность к преодолению собственной ограниченной субъективности и к достижению целостности «Я» [5, с. 72]. Смысл трансцендентного заключается в том, что субъект познает не только то, что содержится в сознании и опыте, но и то, что находится во вне; результат познания транслируется объектам внешнего мира посредством специальным образом организованной субъектной активности. Постигая трансцендентное, мы осознаем способность выйти за пределы своей ограниченности и подняться до высот «непостижимого», «предельного». Вне этого бытие человека становится проблематичным, уязвимым и неустойчивым.

117

В. В. Собольников представляет теоретическую модель развития личности в виде трех аспектов: интернальном, экстернальном, трансцендентном, каждый из которых задает определенное психологическое содержание и направленность развития личности [6, с. 58)].

Согласно мультисубъектной теории личности, разработанной В. А. Петровским, существует семь пространств существования личности: бессознательные базовые ориентиры, дорефлексивное пространство, осмысленное и осознанное мною (первые три - область трансцендентального), накапливаемый подсознательный опыт, физическое Я, Я в другом, значимые проявления моего присутствия в жизни других [7].

Л. И. Анцыферова, анализируя психологическую концепцию человека, разработанную Б. Г. Ананьевым, отмечает, что «изучение человека в масштабах всего человечества и вселенной указывает на существование у него 'вершинной' ипостаси - 'всеобщности' или 'трансцендентности'» [8, с. 3]. Трансцендентной функцией человека является его выход за пределы себя путем созидательной, творческой деятельности, и выстраивания на этой основе собственной индивидуальности [8].

Таким образом, трансцендентность можно определить как способность выходить за рамки самого себя, умение находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Трансцендентность раскрывает высшие уровни развития личности и обеспечивает выход за пределы самоактуализации в область трансактуализации.

Рассмотрим подходы отечественных ученых к пониманию сущности феномена самотрансценденции.

В. И. Кутугина определяет самотрансценденцию как расширение своих изначальных возможностей; способность выходить за рамки самого себя, умение находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [9]. Е. В. Селезнева - как способность преодолевать предустановленные границы деятельности в процессе творчества, когда человек выходит за пределы полученной информации, знаний и актуальных собственных возможностей [10, с. 148]. Н. П. Долгих - как основное качество субъекта самоосуществления, обусловливающее возможность саморазвития [11, с. 23].

А. А. Реан отмечает, что «идея саморазвития и самоактуализации, взятая 'в чистом виде', вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности - так называемой 'суперпозиции' ... самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего 'Я', с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность» [12, с. 295].

Е. В. Селезнева в своем диссертационном исследовании утверждает самотрансценденцию как акмеологическую характеристику человека, лежащую в основе акмеологической культуры; она обеспечивает становление его целостности и

118

является детерминантой эффективности в достижении акме и самоосуществлении [13].

Проведенный анализ позволяет заключить, что в отечественной психологии самотрансценденция обозначается как важный и значимый феномен, ученые дают его определение, но без детальной разработки. При этом более подробно исследованы феномены самоактуализации, самореализации и саморазвития, самоосуществления, благополучия человека. Однако они являются лишь результатом самотрансценденции.

Обратимся к зарубежным подходам к пониманию сущности феномена самотрансценденции.

В течение многих лет самоактуализация доминировала в знаменитой концепции потребностей А. Маслоу. Действительно, в ранних работах ученого и психолога мы можем увидеть трактовку самоактуализации как наивысшую потребность, вершину развития человека, позволяющую реализовать весь его потенциал. Однако позднее, А. Маслоу включает в свою концепцию понятие трансценденции: «относится к высшим, интегративным, целостным уровням человеческого сознания, поведения и отношений, это конечная цель, а не средство для того, чтобы обрести самого себя, других людей, понять нечто важное, ключ к познанию тайн человеческого вида, природы и космоса» [14, с. 355]. Добавление трансценденции к пирамиде потребностей А. Маслоу редко упоминается в литературе, когда ссылаются на данную теорию (Рис. 1).

Рис. 1. Представленность самотрансценденции в пирамиде потребностей А. Маслоу (на основе идей А. Маслоу [14] и С. Б. Кауфман [15]).

В. Франкл определяет самотрансценденцию как превосхождение, выход за пределы наличного себя (в отличие от самоактуализации - осуществление наличного себя в действительности). Он отмечает, что самоактуализация - это не конечная и не главная цель человека, «превратить самоактуализацию в самоцель противно самотрансцендентному качеству человеческого существования» [16,

119

с. 50]. Человек сосредотачивается на самоактуализации тогда, когда не имеет представления о своем предназначении.

Самотрансценденция стала ключевой идеей логотерапии В. Франкла, согласно которой человек выходит за пределы собственной реальности, но обязательно при осознании связанности с миром и другими [17]. Однако логотерапия, являясь практикой актуализации смыслов, всё-таки ограничивает самотрансценденцию, которая, в свою очередь не сводится только лишь к смысловому содержанию и смысловой наполненности жизни человека.

Исходя из идей В. Франкла, можно заключить, что самоактуализация ограничена субъектностью человека, тогда как самотрансценденция транссубъективна и означает выход за пределы себя к смыслам и открытие этих смыслов. С другой стороны, самотрансценденция - это то, что вызывает процесс самоактуализации и саморазвития.

C. E. Ackerman, автор книг по позитивной психологии, о ресурсах человека, описывает самотрансценденцию как превосхождение самого себя, способность подняться над собой и относиться к самому себе, как к большему, чем я есть сейчас [18].

Проведенный теоретический анализ научных источников позволяет заключить, что феномен самотрансценденции «признан» в зарубежной психологии, активно исследуется, не только в теоретическом, но и прикладном аспекте (табл. 1).

Таблица 1

Зарубежные направления исследований самотрансценденции

Автор Направление исследований самотрансценденции

D. B. Yaden, J. Haidt, R. W. Hood, D. R. Vago, A. Newberg [19]; D. B. Yaden, J. Iwry, A. Newberg [20] Нейробиологические и биохимические процессы, обусловливающие активизацию самотрансценденции.

N. H. Reischer, L. J. Roth, J. A. Villarreal, D. P. McAdams [21] Связь самотрансценденции и жизненного опыта у взрослых.

P. Worth, M. D. Smith [22] Самотрансценденция как ресурс поддержания благополучия и психической устойчивости человека в условиях пандемии COVID-19.

B. Amid, L. Aron, E. Bachar [23] Бескорыстная самотрансценденция в клинической практике как основа самосовершенствования и терапевтических сдвигов.

E. A. Fishke [24, 25] Самотрансценденция участников религиозных, медицинских миссий как фактор их духовного благополучия.

120

Продолжение таблицы 1

V. L. McCarthy, L. A. Hall, T. N. Crawford, J. Connelly [26] Самотрансценденция как фактор благополучия в пожилом возрасте.

P. G. Reed [27, 28, 29] Самотрансценденция - ресурс психического здоровья и благополучия медсестер и пожилых людей.

D. D. Coward [30] Взаимосвязь самотрансценденции, эмоционального благополучия и дистресса, связанным с болезнью, у женщин с запущенным раком груди.

B. Nygren, L. Aléx, E. Jonsén, Y. Gustafson, A. Norberg, B. Lundman [31] Изучение устойчивости, чувства согласованности, цели в жизни и самотрансценденции по отношению к воспринимаемому физическому и психическому здоровью у пожилых людей в возрасте 85 лет и старше.

Таким образом, в зарубежной психологии самотрансценденция изучается активно, но, как правило, без определения ее структуры и модели, и преимущественно в клинической практике и в области геронтопсихологии. По большей части данные исследования основываются на концепциях П. Рид и Р. Клонингера.

Концепция самотрансценденции П. Рид (Pamela G. Reed)

Согласно данной концепции, самотрансценденция - это способность человека расширять собственные границы в разных направлениях, например, внутриличностно, внеличностно и трансперсонально, чтобы достичь единения с собой, другими и природой, с чем-то большим, чем он сам. Самотрансценденция является фасилитационной детерминантой благополучия и здоровья человека, преодоления уязвимости, при этом она подвержена влиянию личных и контекстных факторов. Теория создана (впервые опубликована в 1991 году) с целью обеспечения благополучия, здоровья человека и их перспективного развития. «Способствовать самотрансценденции, согласно П. Рид, могут такие явления, как альтруистическое поведение, интроспекция, медитация, развитие духовной сферы, обучение в течение всей жизни, групповая терапия, творчество, ведение дневников и различные занятия, позволяющие людям делиться мудростью с другими» [32, с. 45].

В рамках концепции была разработана шкала самотрансценденции (Self-Transcendence Scale (STS)), которая широко применяется в зарубежных исследованиях и клинической практике [30, 31].

Практические исследования самотрансценденции П. Рид проводились в основном с участием медсестер, при этом феномен рассматривался как один из ресурсов их психического здоровья [27, 28, 29]. Другое направление исследований с применением концепции П. Рид - обеспечение благополучия пожилых людей на основе самотрансценденции [33].

121

Биопсихосоциальная концепция Р. Клонингера (Cloninger C. Robert)

Модель Р. Клонингера наиболее полно описывает структуру темперамента. Имплицитно она опирается на идею целостности индивидуальности человека, взаимосвязанности и взаимообусловленности всех ее уровней от генетического и до трансцендентного [34].

Самотрансценденция связана с интересом людей к поиску чего-то возвышенного, чего-то за пределами их индивидуального существования, может проявляться как интуитивное понимание возвышенных аспектов человечества, таких как сострадание, этика, искусство и культура. Р. Клонингер предположил, что психика мотивирует поиск самотрансценденции и лежит в основе человеческих способностей к самосознанию, творчеству и свободе воли. Ученый подчеркивает, что самотрансценденция является важным компонентом процессов интеграции и созревания личности, достижения ею благополучия, удовлетворенности жизнью, обеспечивает способность конструктивно справляться с трудностями [35].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведенное феноменологическое исследование и теоретический анализ позволяют определить смысловые характеристики самотрансценденции личности:

1. Самотрансценденция - субъектное свойство личности, обеспечивающее выход за пределы действительного (осознанного) себя, постижение собственных возможностей, их осознание и воплощение в объективной реальности (деятельности, поведении, социальных отношениях) (Рис. 2).

Биологическая ограниченность

Другие

Самотрансценденция

ограниченность

Рис. 2. Самотрансценденция как субъектное свойство личности.

122

2. Самотрансценденция означает проектирование себя за пределами себя.

3. Через нее утверждается личность и индивидуальность человека.

4. Самотрансценденция отражает способность расширить свои границы и ориентироваться на перспективы, деятельность и цели за пределами себя, не отрицая ценность пребывания в настоящем времени.

5. Самотрансценденция является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

6. Самотрансценденция выступает механизмом достижения самоактуализации, саморазвития, самоосуществления, акме субъектом (Рис. 3).

7. Профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, профессиональная самоактуализация и саморазвитие основаны на самотрансценденции.

8. Самотрансценденция, являясь субъектной вершиной, всегда социальна. с одной стороны, она немыслима без внешнего одобрения, с другой - включает внешнюю референтность в виде значимых других людей, событий, обстоятельств. Кроме того, самотрансценденция подразумевает направленность не только на себя, но и на других. Идеи стремления, ценности саморазвития, самоактуализации и самореализации (в том числе своего потенциала) всегда несут зерно эгоцентризма. Рассматривая их без обращения к самотрансценденции, можно столкнуться с ограниченностью. Важная задача - соединение этих явлений психической жизни человека, благодаря чему главной целью субъекта становится не только постижение собственных возможностей, их осознание и использование в объективной реальности, но и благополучие окружающих.

9. Достижение самотрансценденции конкретными субъектами может стать катализатором трансформации общества. Недаром еще В. М. Бехтерев отмечал, что общество есть собирательная личность, а «правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния страны» [36, с. 109].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании теоретического анализа и феноменологическом методе проведено исследование феномена самотрансценденции.

Самотрансценденция

Самоактуализация Саморазвитие Самореализация Самоосуществление

Индивидуальное акме Изменение результативности деятельности Благополучие

Рис. 3. Результаты активизации самотрансценденции субъекта.

123

В статье описана сущность феномена самотрансценденции с опорой на философские воззрения (И. Кант, Платон, С. Франк), отечественные (Н. П. Долгих,

0. И. Жукова, В. И. Кутугина, В. А. Петровский, Е. В. Селезнева, В. В. Собольников) и зарубежные исследования (C. E. Ackerman, А. Маслоу, П. Рид, В. Франкл). Систематизированы современные зарубежные направления исследований самотрансценденции (L. Aléx, B. Amid, L. Aron, E. Bachar, J. Connelly, D. D. Coward, T. N. Crawford, F. A. Fishke, Y. Gustafson, J. Haidt, L. A. Hall, R. W. Hood, J. Iwry, E. Jonsén, B. Lundman, D. P. McAdams, V. L. McCarthy, A. Newberg, A. Norberg, B. Nygren, P. G. Reed, N. H. Reischer, L. J. Roth, M. D. Smith, D. R. Vago, J. A. Villarreal, P. Worth, D. B. Yaden), более подробно описана концепция самотрансценденции П. Рид и биопсихосоциальная концепция Р. Клонингера, выступающие методологической основой эмпирических исследований и прикладных разработок в зарубежной клинической практике и геронтопсихологии.

Результатом исследования выступили смысловые характеристики самотрансценденции.

Проведенное исследование является основой для дальнейшей разработки феномена самотрансценденции личности в плане определения ее структуры и эмпирического изучения. Полученные результаты представляют в новом свете процессы самоактуализации, самореализации, саморазвития, акме, самоосуществления, благополучия и т.п., в которых самотрансценденция является фундаментом и способствует трансформации личности конкретного субъекта и общества в целом.

Список литературы

1. Семенов В. Е. Трансценденталистская семантика Платона / В. Е. Семенов // Вопросы философии. -2011. - № 7. - С. 105-117.

2. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье; [Пер. с фр. И. С. Вдовиной, В. М. Володина]. - М.: Республика, 1999. - 558 с.

3. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Франкл В. Десять тезисов о личности / В. Франкл // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2005. - № 2. - С. 4-13.

5. Жукова О. И. Понятие трансценденции и его значение для анализа структуры самости / О. И. Жукова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323. - С. 67-72. Собольников В. В. Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях: учеб. пособие для вузов / В. В. Собольников. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 192 с.

6. Петровский В. А. Семь пространств самоосуществления личности: формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. - 2009. - № 1(57). - С. 25-42.

7. Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1998. - Том 19, № 1. - С. 3-15.

8. Кутугина В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В. И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1. - С. 51-53.

9. Селезнева Е. В. Общая акмеология: Учебное пособие / Е. В. Селезнева. - М.: Издательство РАГС, 2009. - 206 с.

10. Долгих Н. П. Психология готовности личности к самоосуществлению: Учебное пособие / Н. П. Долгих. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. - 215 с.

124

11. Реан А. А. Самоактуализация и самотрансценденция личности / А. А. Реан. В книге: Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с. - С. 294-296.

12. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих. Автореферат на соиск. уч. степ. докт. психол. наук / Е. В. Селезнева. - М.: РАГС, 2005. - 62 с.

13. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.

14. Кауфман С. Б. Путь к самоактуализации: как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу / С. Б. Кауфман; [Пер. с англ. В. Ионова]. - М.: Альпина паблишер, 2021. - 567 с.

15. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл. - М.: Альпина нонфикшн, 2019. - 228 с.

16. Штукарева С. В. Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов / С. В. Штукарева // Акмеология. - 2014. - № 2. - С. 209-214.

17. Ackerman C. E. What is self-transcendence? Definition and 6 examples / C. E. Ackerman. URL: https://positivepsychology.com/self-transcendence/

18. Yaden D. B. The varieties of self-transcendent experience / D. B. Yaden, J. Haidt, R. W. Hood, D. R. Vago, A. Newberg // Review of General Psychology. - 2017. - Vol. 21, № 2. - P. 143-160.

19. Yaden D. B. Neuroscience and religion: surveying the field / D. B. Yaden, J. Iwry, A. Newberg. In the book: Religion: Mental Religion / Ed. N. K. Clements. - Farmington Hills: Macmillan, 2017. - P. 277299. URL: https://www.academia.edu/38575323/Neuroscience_and_Religion_Surveying_the_Field

20. Reischer H. N. Self-transcendence and life stories of humanistic growth among late-midlife adults / H. N. Reischer, L. J. Roth, J. A. Villarreal, D. P. McAdams // Journal of Personality. - 2021. - Vol. 89, № 2. -P. 305-324. URL: https://doi.org/10.1111/jopy.12583

21. Worth P. Clearing the pathways to self-transcendence / P. Worth, M. D. Smith // Frontiers in Psychology. - 2021. - № 12. - P. 648381. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.648381

22. Amid B. Selfless self-transcendence in the clinical setting as a source of self-enhancement / B. Amid, L. Aron, E. Bachar // American Journal of Psychoanalysis. - 2020. - Vol. 80, № 1. - P. 16-36. URL: https://doi.org/10.1057/s11231-020-09229-z

23. Fiske E. Self-transcendence theory and contemplative practices / E. Fiske // Holistic Nursing Practice. -2019. - Vol. 33. - № 5. - P. 266-272. URL: https://doi.org/10.1097/HNP.0000000000000340

24. Fiske E. A. Self-transcendence, well-being, and vulnerability in healthcare mission participants / E. A. Fiske // Nursing Science Quarterly. - 2019. - Vol. 32, № 4. - P. 306-313. URL: https://doi.org/10.1177/0894318419864326

25. McCarthy V. L. Facilitating self-transcendence: an intervention to enhance well-being in late life / V. L. McCarthy, L. A. Hall, T. N. Crawford, J. Connelly // Western Journal of Nursing Research. - 2018. - Vol. 40, № 6. - P. 854-873. URL: https://doi.org/10.1177%2F0193945917690731

26. Reed P. G. Toward a nursing theory of self-transcendence: deductive reformulation using developmental theories / P. G. Reed // Advances in Nursing Science. - 1991. - Vol. 13, № 4. - P. 64-77. URL: https://doi.org/10.1097/00012272-199106000-00008

27. Reed P. G. Demystifying self-transcendence for mental health nursing practice and research / P. G. Reed // Archives of Psychiatric Nursing. - 2009. - Vol. 23, № 5. - P. 397-400. URL: https://doi.org/10.1016/j.apnu.2009.06.006

28. Reed P. G. Self-transcendence theory / P. G. Reed. URL: https://nursology.net/nurse-theorists-and-their-work/self-transcendence-theory/

29. Coward D. D. Self-transcendence and emotional well-being in women with advanced breast cancer / D. D. Coward // Oncology Nursing Forum. - 1991. - Vol. 18, № 5. - P. 857-863. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/1891414/

30. Nygren B. Resilience, sense of coherence, purpose in life and self-transcendence in relation to perceived physical and mental health among the oldest old / B. Nygren, L. Alex, E. Jonsen, Y. Gustafson, A. Norberg, B. Lundman // Aging & Mental Health. - 2005. - Vol. 9, № 4. - P. 354-362. URL: https://doi.org/10.1080/1360500114415

31. Евсеева Я. В. 2013.04.008. Лендер МакКарти В., Боквег А. Роль трансценденции в холистском представлении об успешном старении / Я. В. Евсеева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - 2013. - № 4. - С. 41-47.

125

32. Abu Khait A. Analysis and evaluation of Reed's theory of self-transcendence / A. Abu Khait, K. Sabo, J. Shellman // Research and Theory for Nursing Practice. - 2020. - Vol. 34, № 2. - P. 170-187. URL: https://doi.org/10.1891/RTNP-D-19-00015

33. Алмаев Н. А. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке / Н. А. Алмаев, Л. Д. Островская // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 7486. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_9154103.pdf

34. Cloninger C. R. A psychobiological model of temperament and character / C. R. Cloninger, D. M. Svrakic, T. R. Przybeck // Archives of General Psychiatry. - 1993. - Vol. 50, № 12. - P. 975-990. URL: https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820240059008

35. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. В книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: Избранные психологические труды / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НП «МОДЭК», 1997. - 416 с. - С. 97-136.

SELF-TRANSENDENCE: PHENOMENOLOGICAL STUDY

Zinnatova М. V.

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin Yekaterinburg, Russian Federation E-mail: [email protected]

The analysis of the phenomenon of self-transcendence using theoretical and phenomenological research methods is presented. Specific procedures: phenomenological intuition (the study of the phenomenon of self-transcendence in order to determine its meaning and essence) and phenomenological research (the most complete description and designation of the characteristics of self-transcendence as the basis for the transformation and development of the subjective personality).

The article describes the essence of the phenomenon of self-transcendence based on philosophical views (S. Frank, I. Kant, Platon), Russian (N. P. Dolgikh, V. I. Kutugina, V.

A. Petrovsky, E. V. Selezneva, V. V. Sobolnikov, O. I. Zhukova) and foreign research (C. E. Ackerman, V. Frankl, A. Maslow, P. Reed). Modern foreign research directions of self-transcendence are systematized (B. Amid, D. D. Coward, F. A. Fishke, V. L. McCarthy,

B. Nygren, P. G. Reed, N. H. Reischer, P. Worth, D. B. Yaden, etc.), the concept of self-transcendence by P. Reed and biopsychosocial concept by R. Cloninger, serving as a methodological basis for empirical research and applied developments in foreign clinical practice and gerontopsychology.

The research results are the semantic characteristics of self-transcendence:

1. Self-transcendence is a subjective personality trait that provides going beyond the limits of the actual (conscious) oneself, comprehending one's own capabilities, their awareness and embodiment in objective reality (activity, behavior, social relations).

2. Self-transcendence is projecting oneself outside of oneself.

3. The personality and individuality of a person is affirmed through self-transcendence.

4. Self-transcendence is the ability to expand one's boundaries and focus on perspectives, activities and goals outside of oneself, without denying the value of being in the present tense.

126

5. Self-transcendence is an indicator of personal maturity and at the same time a condition for its achievement.

6. Self-transcendence is a mechanism for achieving self-actualization, self-development, self-realization, acme by the subject.

7. Professional self-determination, professional development, professional self-actualization and self-development are based on self-transcendence.

8. Self-transcendence, being a subjective peak, is always social.

9. Achievement of self-transcendence by specific subjects can become a catalyst for the transformation of society.

The conducted research is the basis for further development of the phenomenon of self-transcendence and determining its structure and empirical study.

Keywords: transcendence, self-transcendence, Russian and foreign approaches to the definition of self-transcendence, foreign study of self-transcendence, P. Reed's concept of self-transcendence, R. Cloninger's biopsychosocial concept, semantic characteristics of self-transcendence.

References

1. Semenov V.E., Transcendentalist semantics of Platon, Russian Studies in Philosophy, 7, 105 (2011). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 16501245

2. Mounier E. The Manifesto of Personalism; [Trans. I. S. Vdovina, V. M. Volodin], 558 p. (Respublica, Moscow, 1999).

3. A Brief Philosophical Dictionary [Ed. A. P. Alexseev], 496 p. (TC Velbi, Prosoect, Moscow, 2006).

4. Frankl V. Ten theses about personality, Existential Tradition: Philosophy, Psychology, Psychotherapy, 2, 4 (2005). Available from: http://psylib.org.ua/books/_franv02.htm

5. Zhukova O.I. Transcendence concept and its significance for comprehension of the self structure, Tomsk State University Journal, 323, 67 (2009). Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=13418667

6. Sobolnikov V.V. Psychology of Professional Activity in Special and Extreme Conditions: Textbook, 192 p. (Urayt, Moscow, 2019).

7. Petrovsky V.A. Seven spaces of personality self-realization: formal models of consistency, World of Psychology, 1(57), 25 (2009). Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=12511824

8. Antsyferova L.I. Psychological doctrine of man: the theory of B.G. Ananyev, foreign concepts, topical problems, Psychological Journal, 19, 1, 3 (1998).

9. Kutugina V.I. Factors of professional self-determination of the individual in modern conditions, Modern Problems of Science and Education, 1, 51 (2007). Available from: http://science-education.ru/ru/article/view?id=270

10. Selezneva E.V. General Acmeology: Textbook, 206 p. (RAPA, Moscow, 2009). Available from: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2009/93d7bbbc-d0bf-e611 -80d0-005056a06105/55b71ced1cd17.pdf

11. Dolgikh N.P. Psychology of Personality Readiness for Self-realization: Textbook, 215 p. (PNU, Khabarovsk, 2017). Available from: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/42/42/4242899e-2b15-46d0-8aed-ec0dde751b16/dolgikh-psyh-lichnisti-up-2017.pdf

12. Rean A.A. Self-actualization and self-transcendence of personality. In: L.V. Kulikov (ed.), Personality Psychology in the Works of Domestic Psychologists: Anthology, 294. (Peter, St. Petersburg, 2009).

13. Selezneva E.V. Development of the Acmeological Culture of Civil Servants: PhD Abstracts, 62 p. (RAPA, Moscow, 2005). Available from: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2005/Selezneva_E_V_2005.pdf

14. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature, 448 p. (Peter, St. Petersburg, 2017).

15. Kaufman S.B. The Path to Self-actualization: How to Push the Boundaries of Your Capabilities. New Understanding of Maslow's Hierarchy of Needs; [Trans. V. Ionova], 567 p. (Alpina Publisher, Moscow, 2021). Available from: https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Kaufman_Put-k-samoaktualizacii-kak-razdvinut-granicy-svoih-vozmozhnostey_RuLit_Me_669338.pdf

16. Frankl V. The Will to Meaning, 228 p. (Alpina Nonfiction, Moscow, 2019).

127

17. Shtukareva S.V. Substantial characteristic of logotherapy, as a means of personal senses actualization, Acmeology, 2, 209 (2014). Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21497383

18. Ackerman C.E. What is Self-transcendence? Definition and 6 Examples. Available from: https://positivepsychology.com/self-transcendence/

19. Yaden D.B., Haidt J., Hood R.W., Vago D.R. and Newberg A. The varieties of self-transcendent experience, Review of General Psychology, 21, 2, 143 (2017). Available from: https://doi.org/10.1037%2Fgpr0000102

20. Yaden D.B., Iwry J. and Newberg A. Neuroscience and religion: surveying the field. In: N. K. Clements (Ed.), Religion: Mental Religion, 277. (Macmillan, Farmington Hills, 2017). Available from: https://www.academia.edu/38575323/Neuroscience_and_Religion_Surveying_the_Field

21. Reischer H.N., Roth L.J., Villarreal J.A. and McAdams D.P. Self-transcendence and life stories of humanistic growth among late-midlife adults, Journal of Personality, 89, 2, 305 (2019). Available from: https://doi.org/10.1111/jopy.12583

22. Worth P. and Smith M.D. Clearing the pathways to self-transcendence, Frontiers in Psychology, 12, 648381 (2021). Available from: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.648381

23. Amid B., Aron L. and Bachar E. Selfless self-transcendence in the clinical setting as a source of self-enhancement, American Journal of Psychoanalysis, 80, 1, 16 (2020). Available from: https://doi.org/10.1057/s11231-020-09229-z

24. Fiske E. Self-transcendence theory and contemplative practices, Holistic Nursing Practice, 33, 5, 266 (2019). Available from: https://doi.org/10.1097/HNP.0000000000000340

25. Fiske E.A. Self-transcendence, well-being, and vulnerability in healthcare mission participants, Nursing Science Quarterly, 32, 4, 306 (2019). Available from: https://doi.org/10.1177/0894318419864326

26. McCarthy V.L., Hall L.A., Crawford T.N. and Connelly J. Facilitating self-transcendence: an intervention to enhance well-being in late life, Western Journal of Nursing Research, 40, 6, 854 (2018). Available from: https://doi.org/10.1177%2F0193945917690731

27. Reed P.G. Toward a nursing theory of self-transcendence: deductive reformulation using developmental theories, Advances in Nursing Science, 13, 4, 64 (1991). Available from: https://doi.org/10.1097/00012272-199106000-00008

28. Reed P.G. Demystifying self-transcendence for mental health nursing practice and research, Archives of Psychiatric Nursing, 23, 5, 397 (2009). Available from: https://doi.org/10.1016/j.apnu.2009.06.006

29. Reed P.G. Self-transcendence Theory. Available from: https://nursology.net/nurse-theorists-and-their-work/self-transcendence-theory/

30. Coward D.D. Self-transcendence and emotional well-being in women with advanced breast cancer, Oncology Nursing Forum, 18, 5, 857 (1991). Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/1891414/

31. Nygren B., Alex L., Jonsen E., Gustafson Y., Norberg A. and Lundman B. Resilience, sense of coherence, purpose in life and self-transcendence in relation to perceived physical and mental health among the oldest old, Aging & Mental Health, 9, 4, 354 (2005). Available from: https://doi.org/10.1080/1360500114415

32. Evseeva Ya.V. 2013.04.008. Lander McCarthy, Bockweg A. The role of transcendence in a holistic view of successful aging: a concept analysis and model of transcendence in maturation and aging // Social and Human Sciences. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology, 4, 41 (2013). Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20403041&

33. Abu Khait A., Sabo K. and Shellman J. Analysis and evaluation of Reed's theory of self-transcendence, Research and Theory for Nursing Practice, 34, 2, 170 (2020). Available from: https://doi.org/10.1891/RTNP-D-19-00015

34. Almaev NA. and Ostrovskaya L.D. Russian-language adaptation of temperament and character inventory by R. Cloninger, Psychological Journal, 26, 6, 74 (2005). Available from: https://lib. ipran.ru/upload/papers/paper_9154103.pdf

35. Cloninger C.R., Svrakic D.M. and Przybeck T.R. A psychobiological model of temperament and character, Archives of General Psychiatry, 50, 12, 975 (1993). Available from: https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820240059008

36. Bekhterev V. М. Personality and conditions of its development and health. In: Bekhterev V. М. Problems of Human Development and Education: Selected Psychological Works, 97. (MODEK, Moscow, 1997). Available from: http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_problemy-razvitiya_1997/

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.