Научная статья на тему 'САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА'

САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самотрансценденция / педагог / образование / личностно-профессиональное развитие / детерминанты самотрансценденции. / self-transcendence / teacher / education / personal and professional development / determinants of the self-transcendence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатова Мария Владимировна

В статье обосновывается самотрансценденция как ресурс личностно-профессионального развития педагога в условиях изменяющегося образования, приводятся детерминанты активизации самотрансценденции, определена сущность феномена самотрансценденции личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-TRANSENDENCE AS A RESOURCE OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

The article presents a self-transcendence as a resource of the personal and professional development of a teacher in a changing education, provides determinants of the activation of self-transcendence, and defines the essence of the phenomenon self-transcendence

Текст научной работы на тему «САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»

На основе вышеизложенного следует отметить, что методы развития социального интеллекта студентов-педагогов посредством дистанционных технологий направлены на реализацию следующих задач:

- развитие социальной активности студента в цифровой среде (дистанционно и онлайн);

- восприятие себя как объекта / субъекта социальных отношений (в рамках моделирования учебного процесса студент выступает и как субъект - педагог, и как объект, за которым наблюдают преподаватель и остальные студенты с целью анализа его деятельности и предоставления обратной связи по итогам работы);

- развитие профессионально важных личностных качеств, необходимых для успешного социального взаимодействия: эмпатия, рефлексивность, способность к конструктивному межличностному взаимодействию, гибкость, стрессоустойчивость, ориентация на результат, саморазвитие, способность предоставлять и принимать обратную связь;

- принятие разных ролей педагога (наблюдателя, тьютора, организатора, психолога и т.д.);

- практическое использование цифровой среды в условиях ограниченности времени, ограниченности традиционных методов обучения (только дистанционно либо онлайн);

- развитие гибкости как способности интегрировать новый социальный опыт в дистанционную и онлайн-среду;

- приобретение нового социального опыта, мотивированности на результат социального взаимодействия, понимания возможностей дистанционных технологий, их результативности для достижения образовательных, профессиональных и личностных целей.

Литература

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. докт. пед. наук: 13.00.08 -теория и методика профессионального образования. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.

2. Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 9-1. С. 135-138.

3. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. - Нижний Тагил, 2017. - 128

с.

4. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 7-15.

5. Тарасов С.В., Баева И.А. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) // Психологическая наука и образование. 2016. № 2.

с. 1-10.

САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Зиннатова Мария Владимировна (Екатеринбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается самотрансценденция как ресурс личностно-профессионального развития педагога в условиях изменяющегося образования, приводятся детерминанты активизации самотрансценденции, определена сущность феномена самотрансценденции личности.

Ключевые слова: самотрансценденция, педагог, образование, личностно-профессиональное развитие, детерминанты самотрансценденции.

SELF-TRANSENDENCE AS A RESOURCE OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER Zinnatova Mariya Vladimirovna (Ekaterinburg, Russia), PhD (in Psychology), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Education,

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents a self-transcendence as a resource of the personal and professional development of a teacher in a changing education, provides determinants of the activation of self-transcendence, and defines the essence of the phenomenon self-transcendence.

Keywords: self-transcendence, teacher, education, personal and professional development, determinants of the self-transcendence.

Образование на протяжении всей мировой истории играло важнейшую роль в развитии стран, становлении народов и этносов. Именно образование, элементом которого является педагог и его педагогическая деятельность, позволяло накапливать и передавать от поколения к поколению знания, умения, опыт, научное и культурное наследие.

Время идет и периодически меняется государственное управление, социальная, экономическая политика, но роль и функции образования остаются неизменными, хотя само оно также подвергается изменениям.

Любой педагог, являясь частью образования как системы, берет на себя огромную ответственность по обеспечению «исторической» функции образования и является двигателем этого процесса.

С другой стороны, развитие России в конце XX - начале XXI веков убедительно демонстрирует, что принижение роли педагога, педагогической деятельности и в целом образования, даже на уровне одного государства, приводит к ошибкам, исправлять которые приходится десятилетиями. Модернизация, реформирование отечественного образования, начавшиеся с государственной перестройкой, продолжают наносить значительный урон всем субъектам образовательного процесса, образовательным результатам, культуре, обществу, государству.

Как педагогу выстоять в условиях глобальных и локальных изменений образования и исполнить его созидающий функционал? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. С точки зрения психологической науки, стоит обратить внимание на личностно-профессиональное развитие педагога, в основе которого, согласно Л. М. Митиной, лежит «принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящей к высшей форме жизнедеятельности личности -творческой самореализации» [2, с. 29]. О преобразовании пишет и Н. В. Гришина, но в контексте способности личности к самотрансценденции: «модель самотрансценденции требует других стратегий - стратегий преобразования, выхода за пределы конкретных обстоятельств ситуации» [1, с. 97]. Именно благодаря самотрансценденции человек может не столько успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам или достигать в них самореализации (в основе которой лежит саморазвитие), сколько обретать высшие смыслы жизнедеятельности, преобразовывать жизненное пространство.

К феномену самотрансценденции обращались многие отечественные (например, Н. П. Долгих, В. И. Кутугина, А. А. Реан, Е. В. Селезнева) и зарубежные (например, Р. Клонингер, П. Рид, В. Франкл, D. D. Coward, A. Newberg, D. B. Yaden) ученые. В отечественной психологии самотрансценденция обозначается как важный и значимый феномен, ученые дают его определение, но без детальной разработки. При этом более подробно исследованы феномены самоактуализации, самореализации и саморазвития, самоосуществления, благополучия человека, которые являются результатом самотрансценденции. В зарубежной психологии самотрансценденция изучается активнее, но, как правило, без определения ее структуры и модели, и преимущественно в клинической практике и в области геронтопсихологии.

Определяя самотрансценденцию как субъектное свойство личности, обеспечивающее выход за пределы действительного (осознанного) себя, постижение собственных возможностей, их осознание и воплощение в объективной реальности (деятельности, поведении, социальных отношениях), рассмотрим ее роль в личностно-профессиональном развитии педагога:

1. Способствует не только нахождению смыслов жизни и деятельности в изменяющихся условиях, но и преобразует их (условия) через надситуативную позицию.

2. Обусловливает способность к расширению собственных границ, обеспечивает возможность ориентации на перспективы, деятельность и цели за пределами себя, не отрицая ценность пребывания в настоящем времени.

3. Позволяет утвердить личность и индивидуальность.

4. В отличие от саморазвития, самоактуализации и самореализации самотрансценденция подразумевает не только постижение собственных возможностей, их осознание и использование в объективной реальности, но и благополучие окружающих. Это имеет большое значение для качественного выполнения педагогом профессиональной деятельности, которая всегда направлена не только на другого человека, его становление, развитие и совершенствование, но и на процветание всего общества.

5. Самотрансценденция может рассматриваться как акмеологическая характеристика педагога, обеспечивающая его целостное становление и являющаяся детерминантой эффективности в достижении им акме и самоосуществлении [3].

Приведенные характеристики доказывают, что самотрансценденция является фундаментом личностно-профессионального развития педагога, способствует преобразованию изменяющейся внешней действительности и достижению качественных результатов педагогической деятельности.

Последнее, на чем следует остановиться - определение детерминант активизации, достижения педагогом самотрансценденции. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные факторы:

1. Нейробиологический фактор (например, нормальный уровень дофамина, серотонина, норадреналина в организме человека).

2. Наследственность.

3. Индивидуально-психологические особенности.

4. Место рождения, проживания.

5. Социально-экономические условия жизнедеятельности.

6. Социальный фактор.

7. Образовательный фактор (например, уровень образованности, степень развития критического мышления).

8. Случайные события и обстоятельства.

Таким образом, самотрансценденция является одним из тех ресурсов, которые могут стать фундаментом личностно-профессионального развития педагога в изменяющихся условиях и обеспечить полноценную реализацию исторической функции образования. Активизация и движение к самотрансценденции обеспечивается совокупным действием различных объективных и субъективных детерминант в жизнедеятельности педагога.

Литература

1. Гришина Н.В. Введение в экзистенциальную психологию: учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2015. - 120 с.

2. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974028.htm (дата обращения: 14.04.2022).

3. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: автореф. дис. докт. психол. наук. - М.: РАГС, 2005. - 62 с.: URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2005/Selezneva E V 2005.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1-4 КУРСОВ

Полещук Юлия Анатольевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Е-таЛ: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности и профессионального типа личности, приводятся данные эмпирического исследования профессионального типа личности студентов-психологов 1-4 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.