Научная статья на тему 'Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности'

Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ / МОТИВЫ / ПОДРОСТОК / ВЗРОСЛЫЙ / SELFFULFILLMENT / LIFE SATISFACTION / SELF-EXPRESSION / SELF-REALIZATION / SELF-TRANSCENDENCE / SELFFULFILLMENT DIRECTIVITY / MOTIVES / TEENAGER / AN ADULT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованова Надежда Ф., Дерманова Ирина Б.

Процесс самоосуществления авторы статьи рассматривают как экстериоризацию внутреннего мира личности в масштабе жизни. Описаны способы самоосуществления личности: самовыражение (позиционирование себя), самореализация (реализация своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача), отмечен как конструктивный, так и неконструктивный характер их проявления с учётом направленности по шкале «Я» «Другой», то есть в интересах собственной личности и в интересах других людей. Эффективность самоосуществления, выраженность вариантов и направленность измерялись с помощью авторской анкеты. Анализируются результаты эмпирического исследования самооценки эффективности самоосуществления у подростков и взрослых и её влияния на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности. Обнаружено, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка самоосуществления связана с выражением психологического благополучия, общей удовлетворённостью жизнью и сопровождается направленностью на другого. Обращено внимание на то, что у подростков переживание удовлетворённостью жизнью, эмоционального и психологического благополучия определяется, прежде всего, позитивной оценкой самореализации, а у взрослых всех способов самоосуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голованова Надежда Ф., Дерманова Ирина Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-ASSESSMENT OF SELF-FULFILLMENT EFFICIENCY AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The authors consider the process of self-fulfillment as an exteriorization of one’s inner world on a life scale. The research features the following ways of self-fulfillment: self-expression (positioning oneself), self-realization (the realization of one’s potential) and self-transcendence (commitment). The authors describe their constructive and non-constructive character, taking into consideration the "Oneself the Other" axis, i.e. in the interest of one’s personality, as well as for the sake of other people. The efficiency of the self-fulfillment, the manifestation of the variants and the directivity were measured by means of the authors’ questionnaire. The authors conducted an empirical research of the self-assessment of self-fulfillment among teenagers and adults and its influence on the psychological well-being and emotional state. It was discovered that both the adults and the teenagers had a positive assessment of the self-fulfillment related with the expression of psychological well-being and general life satisfaction and was accompanied by the axis towards "the Other". The authors point out that life satisfaction, emotional and psychological well-being in teenagers was connected with a positive assessment of self-realization, while in the adults it was predetermined by all the ways of the self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности»

УДК 159.922.8

САМООЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ*

Надежда Ф. Голованова @101; Ирина Б. Дерманова 102

а Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9 @ [email protected]

101 https://orcid.org/0000-0002-5932-0047

102 https://orcid.org/0000-0001-5742-4451

Поступила в редакцию 22.08.2018. Принята к печати 18.09.2018.

Ключевые слова:

самоосуществление, удовлетворённо сть жизнью, самовыражение, самореализация, самотрансценденция, направленность самоосуществления, мотивы, подросток, взрослый.

Аннотация: Процесс самоосуществления авторы статьи рассматривают как экстериоризацию внутреннего мира личности в масштабе жизни. Описаны способы самоосуществления личности: самовыражение (позиционирование себя), самореализация (реализация своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача), отмечен как конструктивный, так и неконструктивный характер их проявления с учётом направленности по шкале «Я» - «Другой», то есть в интересах собственной личности и в интересах других людей. Эффективность самоосуществления, выраженность вариантов и направленность измерялись с помощью авторской анкеты. Анализируются результаты эмпирического исследования самооценки эффективности самоосуществления у подростков и взрослых и её влияния на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности. Обнаружено, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка самоосуществления связана с выражением психологического благополучия, общей удовлетворённостью жизнью и сопровождается направленностью на другого. Обращено внимание на то, что у подростков переживание удовлетворённостью жизнью, эмоционального и психологического благополучия определяется, прежде всего, позитивной оценкой самореализации, а у взрослых - всех способов самоосуществления.

Для цитирования: Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 85-92. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-85-92.

Введение

Исследование вопросов самоосуществления личности приобретает в последние десятилетия актуальное значение. Это связано с тем, что в условиях цифровизации социально-экономической и культурной жизни общества современный человек стоит перед проблемой ценностного осмысления новых жизненных реалий и вынужден серьёзно переоценивать смысл своего существования. Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что человеку свойственны врождённые «стремления быть» (биологические потребности, потребность в безопасности) и «стремления жить» (потребность в сознательной деятельности, в развитии, в совершенствовании). «Оба эти стремления вместе составляют одно общее, всеобнимающее собой стремление быть и жить. Для тела важно - быть, для души же - жить» [1, с. 65]. Жить - значит

предъявлять окружающим людям себя, свой внутренний мир, осуществлять себя.

Под самоосуществлением (СО) в данной работе будем подразумевать процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни [2]. Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа, которая направлена на понимание смысла жизни, т. е. процесс самоопределения. Его продуктом является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Чем глубже и адекватнее понимание человеком смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления [3]. По сути, самоосуществление - это процесс экстериоризации внутреннего мира человека.

Эффективность самоосуществления оценивается самим человеком, т. е. является его субъективной, внутренней характеристикой. Она существует

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 16-06-00307.

во «внутренней системе отсчета» человека и, так же как и психологический возраст, не подлежит внешней оценке, т. е. измеряется как интраиндивидуальная переменная, а не путем интериндивидуальных сопоставлений [4, с. 172]. В то же время она в значительной степени зависима от актуальной жизненной ситуации и предыдущей истории развития личности. Оценка эффективности самоосуществления - это процесс, который происходит непрерывно. Но она является и промежуточным итогом жизни на данный момент времени. Если он позитивен, то можно ожидать устойчивого позитивного баланса эмоционального состояния, удовлетворенности жизнью в целом и более высокими показателями психологического благополучия.

Самоосуществление может проявляться различными вариантами, или способами. В частности, анализ литературных источников позволяет выделить по крайней мере три способа самоосуществления: самовыражение (как позиционирование себя), самореализация (реализация себя и своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача).

Самовыражение (СВ) - это способ, которым человек апробирует, или демонстрирует, предъявляет себя в разных сферах (общении, деятельности, искусстве, творчестве и т. п.). Сходными явлениями можно считать самопроявление и самопредъявление. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самовыражение (как активность) имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности: от демонстраций своего Я до адекватного и сущностного выражения [5].

Самореализация (СР) - продуктивное использование, применение, осуществление во внешней деятельности всех своих способностей, потенциалов, качеств, свойств (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Ан-цыферова, Л. А. Коростылева и др.). Реализация чаще осуществляется с выгодой для себя и других. Но самореализуясь, человек может и не считаться с теми внешними последствиями, к которым этот процесс может привести. Так, например, К. Роджерс, рассуждая о самореализации, принципиально не разграничивает «хорошее» и «плохое» творчество, считая, что один человек может искать способ облегчения боли, а другой - изобретать новые, более изощренные способы пыток политических заключенных, что выводит на эгоцентричную модель личности и ее развития [Цит. по: 6].

Самотрансценденция (СТ) - направленность человеческого бытия на нечто, что не является им самим, на что-то или кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на человека, к которому мы тянемся любовью. Самотрансценден-ция - выход человека, смыслов его жизни за границы собственного существования, направленность на инобытие - будь то другой человек или дело.

В. Франкл использовал термин «самотрансцен-денция», противопоставляя его содержание самоактуализации. «Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [7, с. 59]. Однако исследователи отмечают и возможность деструктивной самотрансценденции, в частности, когда служение детерминировано исключительно чувством долга либо стремлением компенсировать свои проблемы с полным отказом от себя. Личность при этом не совершенствуется, происходит постепенная утрата своего Я, что ведет к саморазрушению. Примером такой неконструктивной самотрансценденции может служить исполнительный тип личности, описанный К. А. Абульхановой-Славской [5].

Таким образом, мы видим, что каждый из способов самоосуществления может иметь как конструктивный, так и неконструктивный характер в зависимости от общей направленности этого процесса, его мотивационной доминанты. Так, самовыражение может быть представлено как зрелой, так и незрелой формой. Самореализация может быть ориентирована исключительно на максимальную реализацию своей сущности (без учета последствий этого процесса) или с учетом своих действий для окружающих. Самотрансценденция как самоотверженное служение, но без учета потребностей собственной личности, может привести к полному отказу от себя и деформировать развитие личности.

Суммируя знаки различных способов самоосуществления, можно описать общую направленность данного процесса, обозначив его точкой на шкале Я - Другой (Дело). Чем ближе к полюсу Я, тем более представлены интересы собственной личности; чем ближе к полюсу Другой (Дело), тем больше доминируют внешние интересы. Первый вектор направленности самоосуществления обозначим как «индивидуалистический» (эгоцентрический); второй - как «самоотверженное служение».

Оценка важности той или иной формы самоосуществления, как и оценка ее эффективности, происходит уже в подростковом возрасте. Это период особенно интенсивной интериоризации ценностных норм социума, поиска ответа на вопрос о смысле жизни и освоения сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения. Подростковое самоосуществление берёт начало в досуговой деятельности, в проявлениях моды, жаргона. Младшее поколение всегда хочет заявить своё отличие от старших, а с помощью аксессуаров попкультуры это сделать легче всего. Но именно в таких, порой эпатаж-ных и дерзких, формах подростки выражают нечто

сущностное, своё личностное своеобразие как значимость и пытаются привлечь внимание взрослых к своим жизненным поискам.

Современные подростки имеют значительно большую свободу индивидуального выбора (школы, досу-говых занятий, будущей профессии), чем их родители. Кроме того, в реалиях цифрового общества с глобальным проникновением Интернета во все сферы жизни, с массовым распространением персональных коммуникативных устройств очевидно, что подростковая интерпретация современной жизненной ситуации оказывает влияние на взрослых, на их самоосуществление. Взрослые, пытаясь вписаться в прагматический контекст современного общества, нередко осознают, что находятся во власти привычки к постоянному социальному контролю, что им порой недостаёт опыта «здорового эгоизма», ориентации на свои собственные интересы, что жизнь требует большей активности, креативности, проявления индивидуальности.

Для взрослого разрыв между важностью и оценкой результатов самоосуществления становится в определенные периоды жизни особенно драматичным. Он может способствовать возникновению или обострению кризиса, прорываясь вопросами: Свою ли жизнь я проживаю? Так ли я живу? Удается ли мне моя жизнь? Отрицательный ответ на них может привести к потере самоидентичности, способствует разочарованию в себе и окружающих, вызывает общую неудовлетворенность жизнью.

Целью нашей работы было исследовать влияние собственной оценки эффективности самоосуществления на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности подростков и взрослых.

Гипотеза. Мы предположили, что 1) оценка эффективности самоосуществления тесно связана с удовлетворенностью жизнью, психологическим благополучием личности и устойчивым эмоциональным состоянием; 2) из трех способов самоосуществления наибольшее влияние на исследуемые характеристики оказывает оценка эффективности самореализации (реализации своего потенциала); 3) подростки в сравнении со взрослыми характеризуются более выраженными показателями самовыражения (позиционирования себя) и более выраженной общей направленностью на себя, в то время как у взрослых выше самотрансценденция (направленность на самоотдачу) и направленность на другого.

Выборка. Взрослые - 160 человек, среди них 99 женщин, 61 мужчина; возраст - от 18 до 56 лет; все - жители Санкт-Петербурга. Подростки -55 человек (28 юношей и 27 девушек), учащиеся санкт-петербургских школ; возраст - от 14 до 17 лет.

Методики

Для измерения направленности на самоосуществление использовалась авторская анкета «Варианты и направленность самоосуществления» [8]. В данной методике испытуемого просили отметить значимость представленных форм поведения в баллах от 1 до 7, где балл 1 означает, что это совсем не важно, а 7 - очень важно, а также насколько им это удается (по той же 7-балльной шкале). После каждого вопроса предлагалось пояснить, почему это для него важно (или не важно), выбрав наиболее подходящую из предложенных объяснительных категорий, в которых фиксировалась направленность данного действия (на себя или на другого). Например, отмечалась важность «быть оригинальным во внешности (одежде, прическе, украшениях, манере поведения и т. д.)» по 7-балльной шкале, и предлагались пояснения к этому («чтобы меня заметили», «потому что это радует других», «утвердить свою индивидуальность», «чтобы нравиться себе»). Все пояснения предварительно были отобраны с помощью контент-анализа из ответов на открытые вопросы в пилотажной группе испытуемых.

Психологическое и эмоциональное благополучие измерялось с помощью методик: «Психологическое благополучие личности» К. Рифф [9], оценка психического состояния [10], Индекс жизненной удовлетворенности Э. Динера1, «Шкала аффективного баланса» Р. М. Брэдбурна (у подростков) [11] и методика М. Фордис (у взрослых) [12].

Математико-статистический анализ полученных данных осуществлялся с использованием статистического пакета SPSS 23.

Результаты и обсуждение

И у подростков, и у взрослых наибольшая важность признается за самореализацией (что подтверждает нашу вторую гипотезу), важность самовыражения находится на второй позиции, а са-мотрансценденции - на третьей (таблица 1). Однако по показателю СР обнаруживаются значимые различия, свидетельствующие о том, что взрослые придают СР большую значимость, чем подростки.

С точки зрения оценки результатов СО и подростки, и взрослые считают, что в наибольшей степени им удается СР, но на втором месте у подростков - СТ, а у взрослых - СВ. Стандартные отклонения по оценке важности различных способов СО свидетельствуют о достаточной однородности по этим показателям обеих выборок, в то время как по показателям направленности СО стандартные отклонения довольно

1 Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka (дата обращения: 27.02.2018).

Таблица 1. Средние, стандартные отклонения и значимость различий по показателям самоосуществления у подростков и взрослых

Table 1. Standard mean deviations and the significance of differences according to the indicators of self-fulfillment in teenagers and adults

Подростки (55 человек) Взрослые (160 человек) р

М о М о

СВ важно 14,38 3,95 14,08 3,96 -

СР важно 15,16 3,31 16,63 3,14 0,00

СТ важно 13,94 4,22 12,95 3,38 -

СВ удается 13,81 4,01 12,57 4,09 0,05

СР удается 14,54 3,41 13,36 3,65 0,03

СТ удается 14,52 3,99 11,55 3,61 0,00

На себя 7,51 3,41 8,35 3,05 -

На другого 6,18 3,31 6,70 3,03 -

большие, что свидетельствует о большом разбросе оценок в обеих возрастных выборках.

Признание за СТ меньшей важности по сравнению с другими формами СО и у подростков, и у взрослых, возможно, свидетельствует о доминировании в современном обществе установок на индивидуализм и рыночные отношения. А более низкие оценки по параметрам эффективности всех трех вариантов СО у взрослых можно объяснить большей критичностью взрослых в оценке своих достижений.

Ориентация на себя или на другого значимых различий между подростками и взрослыми не обнаружила. И у тех, и у других преобладает направленность на себя. Однако, интересно, что с возрастом у подростков снижается ориентация на другого (1=-0,266 при р=0,05), т. е. разрыв в направленности СО еще больше увеличивается в пользу себя. А у взрослых, наоборот, снижается ориентация на себя (г =-0,239 при р=0,002) и возрастает важность СТ (г=-0,227 при р=0,004), т. е. возрастает значимость другого. У взрослых уменьшается разность между оценкой важности и оценкой эффективности СР, т. е. происходит постепенная выравнивание ее значимости и результативности (г=-0,195 при р=0,014).

Полученные результаты в целом подтверждают наше предположение о том, что подростки более склонны к эгоцентрической позиции, в то время как у взрослых нарастает самоотдача. Но наше ожидание, что подростки придают большую значимость СВ в сравнении со взрослыми, не оправдалось, т. е. взрослым также важно демонстрировать себя, как и подросткам.

Для выяснения места СО в общей структуре показателей психологического и эмоционального благополучия человека проводился факторный анализ по показателям СО и по интегральным показателям психологического благополучия, удовлетворенности и некоторым характеристикам устойчивого эмо-

ционального состояния. У подростков было получено 3 фактора с общей объясненной дисперсией 69,136 %. Первый фактор объединил позитивную оценку различных способов СО с общими показателями психологического благополучия и удовлетворенностью жизнью. Второй фактор включил оценку значимости СО в разных его вариантах с позитивной оценкой эффективности СР и СТ при направленности на другого, но отказе от себя. Общий уровень психологического благополучия - отрицательный. В третий фактор с наибольшим весом вошли показатели важности СВ и направленности на себя. Общий уровень психологического благополучия и уровень удовлетворенности жизнью вошли в него с отрицательными знаками. Т. е. позитивная оценка самоэффективности всех трех способов СО является важным условием психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, а признание важности и позитивная оценка эффективности только СВ недостаточна для ощущения благополучия и общей удовлетворенности жизнью у подростков, также как и низкая оценка эффективности СВ и низкая оценка СР (таблица 2).

У взрослых было получено 3 фактора с общей объясненной дисперсией 61,845 %. Первый фактор, как и у подростков, объединил позитивную оценку различных способов СО (их важность и эффективность) с показателями психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Второй фактор объединил признание важности и эффективности СВ, важности СР, неважности и неэффективности СТ с направленностью на себя. Третий фактор объединил низкие показатели психологического благополучия и удовлетворенности с характеристиками значимости СВ, значимости и эффективности СТ, но неэффективной СР и направленностью от себя и на другого (таблица 3).

Таким образом, можно отметить, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка эффективности

Таблица 2. Результаты факторизации показателей самоосуществления, психологического благополучия и удовлетворенности у подростков

Table 2. The results of factorization of the indicators of self-fulfillment, psychological well-being and satisfaction in teenagers

Матрица компонентов

Шкалы Компоненты*

1 2 3

Общий уровень психологического благополучия 0,521 -0,279 -0,525

Общий уровень удовлетворенности 0,688 - -0,424

СВ важно 0,537 0,639 0,223

СР важно 0,721 0,341 0,287

СТ важно 0,648 -0,320 0,477

СВ удается 0,695 0,337 -0,357

СР удается 0,813 - -0,220

СТ удается 0,657 -0,513 -

Направленность СО на себя - 0,812 -

Направленность СО на другого 0,456 - 0,562

Вес фактора 37,615 17,914 13,610

Прим.: * - метод выделения факторов: метод главных компонент.

Таблица 3. Результаты факторизации показателей самоосуществления, психологического благополучия и удовлетворенности у взрослых

Table 3. The results of factorization of the indicators of self-fulfillment, psychological well-being and satisfaction in adults

Шкалы Компоненты*

1 2 3

Общий уровень психологического благополучия 0,735 - -0,485

Общий уровень удовлетворенности 0,617 - -0,493

СВ важно 0,479 0,622 0,387

СР важно 0,647 0,262 -

СТ важно 0,511 -0,560 0,435

СВ удается 0,622 0,495 -

СР удается 0,711 - -0,335

СТ удается 0,600 -0,539 0,331

Направленность СО на себя - 0,486 -0,236

Направленность СО на другого 0,298 - 0,445

Вес фактора 31,927 16,471 13,446

Прим.: * - метод выделения факторов: метод главных компонент.

СО во всех трех его вариантах связана с выраженным психологическим благополучием и общей удовлетворенностью жизнью, в то время как понижение оценки эффективности СО (хотя бы по одному из его вариантов) либо не образует этих связей, либо образует отрицательные. Общее благополучие и позитивная оценка эффективности при этом сопровождается направленностью на другого, а знак направленности в симптомокомплексах с низким уровнем благополучия и низкой оценкой эффективности (хотя бы одного из способов СО) может быть разным, т. е. существенной роли не играет.

У взрослых к тому же обнаруживается, что даже высокая оценка СТ при низкой оценке СР не компенсирует переживание неудовлетворенности жизнью и ощущение психологического неблагополучия.

Углубленное рассмотрение показателей СО в качестве предикторов психологического и эмоционального благополучия оценивалось с помощью регрессионного анализа. По его результатам было обнаружено, что коэффициенты множественной корреляции (КМК) для окончательных моделей статистически достоверны для большинства исследуемых показателей благополучия и у подростков,

и у взрослых (таблицы 4 и 5). Коэффициенты множественной дисперсии (КМД) также достаточно большие, и регрессионные модели у подростков объясняют от 28 % до 87 % дисперсий зависимых переменных (таблица 2), у взрослых - от 10 % до 35 %. Итак, результаты по данным факторам могут быть приняты во внимание.

У взрослых:

- общий уровень психологического благополучия = 41,496 + 1,135 (СР удается) + 0,336 (СВ удается) + 0,321 (СТ удается);

- удовлетворенность жизнью = 10,472 + 0,598 (СР удается);

- психическая активность = 15,626 - 0,168 (СР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удается);

Таблица 4. Результаты оценки зависимых переменных от показателей эффективности различных вариантов самоосуществления у подростков

Table 4. The results of the assessment of the dependent variable from the indicators of efficiency for the different variants of self-fulfillment in teenagers

КМК КМД F Р

1. Общий уровень благополучия 0,460 >21 % 4,584 0,007

2. Удовлетворенность 0,696 >48 % 15,945 0,000

3. Психическая активность 0,419 >17 % 3,557 0,021

4. Интерес 0,578 >33 % 8044 0,000

5. Эмоциональный тонус 0,477 >22 % 4,915 0,005

6. Аффективный баланс 0,938 >87 % 4,840 0,074

Таблица 5. Результаты оценки зависимых переменных от показателей эффективности различных вариантов самоосуществления у взрослых

Table 5. The results of the assessment of the dependent variable from the indicators of efficiency for the different variants of self-fulfillment in adults

КМК КМД F Р

1. Общий уровень благополучия 0,582 >33 % 26,569 0,000

2. Удовлетворенность 0,410 >16 % 10,478 0,000

3. Психическая активность 0,226 >15 % 2,796 0,042

4. Интерес 0,370 >13 % 8268 0,000

5. Комфортность 0,341 >11 % 4.164 0,000

6. Время счастья 0,289 >8 % 4,736 0,003

7.Время несчастья 0,345 >11 % 7039 0,000

Уравнения регрессии по этим параметрам свидетельствуют о том, что позитивная оценка СР вносит значимый вклад в общее самочувствие человека. У подростков они имеют следующий вид:

- общий уровень психологического благополучия = 43,261 + 0,728 (СР удается);

- удовлетворенность жизнью = 5,417 + 0,735 (СР удается);

- психическая активность = 20,279 - 0,396 (СР удается);

- интерес = 17,378 - 0,514 (СР удается);

- эмоциональный тонус = 14,345 - 0,462 (СР удается);

- аффективный баланс = 7,668 + 0,432 (СР удается).

Остальные варианты самоосуществления и оценка их эффективности не имеют столь значимого влияния на исследуемые показатели у подростков.

- интерес = 15,685 - 0,235 (СР удается) - 0,125 (СТ удается);

- комфортность = 17.264 - 0,165 (СР удается) -0,127 (СВ удается) - 0,136 (СТ удается);

- время счастья = 15,525 + 1,151 (СР удается);

- время несчастья = 43,194 - 1,917 (СР удается).

У взрослых же, как мы видим, СР оказывает

наибольшее влияние на общее самочувствие человека, но наряду с СР существенное значение имеют и оценки других способов самоосуществления (СВ и СТ). В частности, общий уровень психологического благополучия и комфортность зависят от оценки всех трех вариантов СО.

Заключение

Итак, в исследовании было обнаружено, что в целом оценка эффективности самоосуществления (особенно самореализации), действительно, тесно связана с удовлетворенностью жизнью, психологическим благополучием личности и устойчивым

эмоциональным состоянием. Дополнительно по результатам исследования могут быть сформулированы следующие выводы, отражающие специфику этих связей у взрослых и подростков.

1. Подростки более склонны к эгоцентрической позиции, в то время как у взрослых нарастает самоотдача. Однако наше ожидание, что подростки придают большую значимость СВ в сравнении со взрослыми, не оправдалась, т. е. взрослым также важно демонстрировать себя, как и подросткам.

2. И у подростков, и у взрослых позитивная оценка эффективности СО во всех трех его вариантах связана с выраженным психологическим благополучием и общей удовлетворенностью жизнью и сопровождается направленностью на другого.

3. Снижение оценки эффективности СО (хотя бы по одному из его вариантов) может свидетельствовать об определенном неблагополучии и / или неудовлетворенности жизнью.

4. Знак направленности СО не обнаружил взаимосвязей со сниженными показателями благополучия и удовлетворенности.

5. Ведущий вклад в переживание удовлетворенности, эмоционального и психологического благополучия у подростков вносит позитивная оценка СР, у взрослых важную роль играет оценка и других вариантов СО.

Полученные результаты заставляют более внимательно отнестись к проблеме самоосуществления как взрослых, так и подростков. Они свидетельствуют о том, что процесс самоосуществления личности, независимо от возраста, предполагает наличие значимой для себя и направленной на другого деятельности, а самооценка его эффективности имеет непосредственное отношение к проблеме психоэмоционального благополучия личности.

Литература

1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6. 528 с.

2. Щукина М. А. Психология саморазвития личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. 348 с.

3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.

4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

6. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. 175 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 368 с.

8. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Теоретическое определение и опыт исследования самоосуществления подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 547-555.

9. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. № 2. С. 82-93.

10. Курганский Н. А., Немчин Т. А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 44-51.

11. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969.

12. Fordyce M. W. A Review of Research on the Happiness Measures: A Sixty Second Index of Happiness and Mental Health // Social Indicators Research. 1988. Vol. 20. Iss. 4. P. 355-381.

THE SELF-ASSESSMENT OF SELF-FULFILLMENT EFFICIENCY AS A FACTOR

OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING*

Nadezhda F. Golovanova a, @ID1; Irina B. Dermanova a,ID2

aSaint-Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia, 199034

@ [email protected]

ID1 https://orcid.org/0000-0002-5932-0047

ID2 https://orcid.org/0000-0001-5742-4451

Received 22.08.2018. Accepted 18.09.2018.

* The research was supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, grant No. 16-06-00307.

Abstract: The authors consider the process of self-fulfillment as an exteriorization of one's inner world on a life scale. The research features the following ways of self-fulfillment: self-expression (positioning oneself), self-realization (the realization of one's potential) and self-transcendence (commitment). The authors describe their constructive and non-constructive character, taking into consideration the "Oneself -the Other" axis, i.e. in the interest of one's personality, as well as for the sake of other people. The efficiency of the self-fulfillment, the manifestation of the variants and the directivity were measured by means of the authors' questionnaire. The authors conducted an empirical research of the self-assessment of self-fulfillment among teenagers and adults and its influence on the psychological well-being and emotional state. It was discovered that both the adults and the teenagers had a positive assessment of the self-fulfillment related with the expression of psychological well-being and general life satisfaction and was accompanied by the axis towards "the Other". The authors point out that life satisfaction, emotional and psychological well-being in teenagers was connected with a positive assessment of self-realization, while in the adults it was predetermined by all the ways of the self-fulfillment.

For citation: Golovanova N. F., Dermanova I. B. Samootsenka effektivnosti samoosushchestvleniia kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiia lichnosti [The Self-Assessment of Self-Fulfillment Efficiency as a Factor of Psychological Well-Being]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2018): 85-92. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2018-3-85-92.

References

1. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniia [The Pedagogical Works]. Moscow: Pedagogika, vol. 6 (1990): 528.

2. Shchukina M. A. Psikhologiia samorazvitiia lichnosti [The psychology of a person's self-development]. Saint-Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2015, 348.

3. Karpinskii K. V. Psikhologiia zhiznennogo puti lichnosti [The psychology of a personality life path]. Grodno: GrGU, 2002, 167.

4. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremia lichnosti [A personality's psychological time]. Moscow: Smysl, 2008, 267.

5. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategiia zhizni [The strategy of life]. Moscow: Mysl', 1991, 299.

6. Kulyutkin Yu. N., Sukhobskaya G. S. Lichnost': vnutrennii mir i samorealizatsiia. Idei, kontseptsii, vzgliady [A personality's inner world and self-realization. Ideas, concept, views]. Saint-Petersburg: Tuskarora, 1996, 175.

7. Frankl V. Chelovek vpoiskakh smysla [Man's search for meaning]. Moscow: Progress, 1990, 368.

8. Golovanova N. F., Dermanova I. B., Anufriyuk K. Yu. Teoreticheskoe opredelenie i opyt issledovaniia samoosushchestvleniia podrostkov [Theoretical definition and research experience of the self-fulfillment of the adolescent]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia = The problems of the contemporary education, no. 52-7 (2016): 547-555.

9. Zhukovskaya L.V.,Troshikhina E.G., Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [K. Ryffs scale of psychological well-being]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal, no. 2 (2011): 82-93.

10. Kurganskii N. A., Nemchin T. A. Otsenka psikhicheskoi aktivatsii, interesa, emotsional'nogo tonusa, napryazheniia i komfortnosti [An assessment of psychological activation, emotional tonus, tension and comfort]. Praktikumpo eksperimental'noi iprikladnoipsikhologii [A workshop on the experimental and applied psychology]. Ed. Krylov A. A. Leningrad: LGU, 1990, 44-51.

11. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969.

12. Fordyce M. W. A Review of Research on the Happiness Measures: A Sixty Second Index of Happiness and Mental Health. Social Indicators Research, 20, Iss. 4 (1988): 355-381.

Keywords: self-fulfillment, life satisfaction, self-expression, self-realization, self-transcendence, self-fulfillment directivity, motives, a teenager, an adult.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.