Научная статья на тему 'САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (На примере пациентов с диагнозом острого ишемического инсульта)'

САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (На примере пациентов с диагнозом острого ишемического инсульта) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
острый ишемический инсульт / реабилитация / восстановительный период / смысл жизни / самоценность / личность / искусство / творчество / диагностика / артметоды / тест Сильвер / методика «Драгоценность» / SF-36 / МоСА / HADS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катыкова И.М., Попова Татьяна Анатольевна, Ланберг О.А.

Проблема мотивации к реабилитации пациентов с инсультом соотносится сих эмоциональными нарушениями и потерей самоценности, связанной со смыслом жизни. Представлено сравнение результатов исследования самоценностипациентов до и после реабилитации с проведением арт-занятий и без них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катыкова И.М., Попова Татьяна Анатольевна, Ланберг О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (На примере пациентов с диагнозом острого ишемического инсульта)»

5. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен посттравматического роста. Вестник ТГУ. Вып.2 (71), 2009. С. 111-117.

6. Русина Н.А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова, №3, -2012. С. 115-121.

7. Толкачева О.Н. Социально-психологические факторы посттравматического роста личности. Дисс...канд. психол. н... Саратов, 2017. 244 с.

8. Шумский В.Б., Уколова Е.М., Осин Е.Н., Лупандина ЯД. Диагностика экзистенциальнойисполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. Т.13.№ 4. С.763-768

9. Calhoun L.G., Tedeschi R.G. Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. Р. 1-18.

10. Weisman, A. D. The existential plight in cancer: significance of the first 100 days // Int J Psychiatry Med.-1977. № 7(1). P. 1-15.

УДК 159.9.072.433, 616.8-005

САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (На примере пациентов с диагнозом острого ишемического инсульта)

Катыкова И.М., патентовед ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, студентка 4 курса бакалавриата по направлению «Психологическое консультирование» Московского института психоанализа, Москва, Россия

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru Ланберг О.А., медицинский психолог, арт-терапевт, ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, Москва, Россия

Аннотация

Проблема мотивации к реабилитации пациентов с инсультом соотносится сих эмоциональными нарушениями и потерей самоценности, связанной со смыслом жизни. Представлено сравнение результатов исследования самоценностипациентов до и после реабилитации с проведением арт-занятий и без них.

Ключевые слова: острый ишемический инсульт, реабилитация, восстановительный период, смысл жизни, самоценность, личность, искусство, творчество, диагностика, арт-методы, тест Сильвер, методика «Драгоценность», SF-36, МоСА, HADS

SELF-WORTH AND THE MEANING OF A PERSON'S LIFE (ON THE EXAMPLE OF PATIENTS DIAGNOSED WITH ACUTE ISCHEMIC STROKE)

Katykova I.M., Patent Specialist, Federal State Budgetary Institution "NMIC RK" of the Ministry of Health of Russia, 4th year bachelor's student in the direction "Psychological counseling" of the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia

Popova T.A., Ph.D. in Psychology, Senior Researcher, Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy of PI RAE, Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia

Lanberg O.A., medical psychologist, art therapist, National Medical Research Center of the Republic of Kazakhstan, Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia

Abstract

The problem of motivation for rehabilitation of stroke patients correlates with their emotional disorders and loss of self-worth associated with the meaning of life. A comparison of the results of the study of the self-worth of patients before and after rehabilitation with and without art classes is presented.

Keywords: acute ischemic stroke, rehabilitation, recovery period, meaning of life, self-worth, personality, art, creativity, diagnostics, art methods, Silver test, "Jewel" technique, SF-36, MoCA, HADS

Частота острых инсультов в мире постоянно растет, а сами инсульты все чаще поражают людей трудоспособного возраста. В России каждый год происходит 350-400 новых случаев инсультов на 100 тыс. населения [3]. Острый ишемический инсульт -внезапное нарушение мозгового кровообращения, например, вследствие закупорки мозговых артерий тромбом или атеросклеротической бляшкой. В результате развивается деструкция ткани мозга с утратой определенных функций.

Помимо двигательных нарушений (параличей и парезов), нарушений координации, часто пациенты с инсультом имеют когнитивные и тревожно-депрессивные расстройства, наличие которых снижает мотивацию к традиционной физической реабилитации, социальной реадаптации человека, возвращению к полноценной жизни [3]. Можно сказать, что жизнь человека, особенно трудоспособного, достигшего определенного профессионального уровня, в случае острого инсульта делится на «до» и «после». Это «после» сопряжено с глубокими переживаниями пациента о возникшей собственной неполноценности относительно бывших ранее умений и навыков, ограничениях его возможностей как индивида и личности, неспособности соответствовать привычным представлениям о себе как полезном для общества человеке.Так инсульт становится границей пересмотра собственных положений о смысле жизни, точкой тяжелого выбора, распутья - как жить дальше: верить в возможность восстановления и принимать соответствующие решения, начинать новое, либо сдаться, отказаться от борьбы за новые смыслы в своей жизни.

Несмотря на высокий уровень развития реабилитационной медицины и психологических наук, результаты социализации такихпациентов оставляют желать лучшего. Перенесенный инсульт часто бывает причиной тяжелой инвалидности, тревожно-депрессивных нарушений, вплоть до суицидов, в то время как к активному труду без ограничений возвращаются лишь 15-17% постинсультных пациентов трудоспособного возраста[3].Актуален поиск методик, в том числе, психологических, которые могли бы помочь пациентам после инсульта как можно раньше приступить к реабилитации, что непосредственно влияет на ее эффективность, а значит -восстановление прежнего или обретение нового взгляда пациента после инсульта на ценность себя как личности, активный поиск и обретение смысла жизни.

К настоящему времени в мире доказанную клиническую эффективность при аналогичныхнарушенияхимеет когнитивно-поведенческая психотерапия [8]. Однако после инсульта рациональные техники часто вызывают внутреннее сопротивление. Возможно, это связано с глубинным повреждениемсмысложизненных ориентаций при инсульте.

Человек может стать рабом обстоятельств -инсульта и жизни с ним, свыкнувшись сограниченными вследствие болезни возможностями. Но при выходе за пределы своего непосредственного отношения к жизни, можно говорить уже о сознательном и активном

намерении личности стать ее строителем. По словам философа С. Франка, жизнь имеет смысл, если она связана с целым - жизнью всего мира [6].

Чудновский В.Э. также отмечает связь смысла жизни и самооценки: «Процесс поиска и обретения смысла жизни невозможен без установления определенного отношения человека к самому себе. Именно на этой основе возможно удовлетворение... самореализации». [6] Такой поиск требует четкой объективной самооценки, и тогда смысл жизни является адекватным, соответствуякак объективным условиям для его реализации, так и возможностям конкретной личности.

Но что же, как не искусство, более всего может связывать личность с остальным миром фактически вне времени и пространства? Arslonga, vitabrevis - «Искусство вечно, жизнь коротка» (лат.). Можно предположить, что смыслы, связанные с искусством, творчеством в самом широком его понимании - как творчеством жизни, для пациентов после инсультов могли бы стать одним из главных мотиваторов при их реабилитации. Психотерапия располагает арсеналом методик, которые не требуют рационального подхода, позволяя человеку проявляться «здесь и сейчас», давая возможность «выпустить» глубинные переживания и выйти на новый уровень адаптации и личных возможностей [2].

Имеется целый ряд исследований применения арт-методов после инсультов, которыеносят частный характер, касаясь в основном оценки эффективности комплексной реабилитации, включающейарт-методы наряду с физическими,либо касаются применения отдельных арт-техник при инсультах [1,4,7].Существуетпотребность в разработке более интегративных подходов дляулучшения эффективности арт-методов у постинсультных пациентов, в том числе, для повышения их самоценности и, как следствие, обретения ими смысла жизни в условиях болезни.

Известные публикации делают акцент на мягкости арт-техник, их индивидуальной направленности и эффективности групповых арт-занятий, что при реабилитации после инсульта дополнительную поддержку участников группы [2].

В рамках нашей работы, которая в целом касалась исследования связей между выраженностью когнитивных, тревожно-депрессивных эмоциональных нарушений у пациентов после инсульта с их самоценностью, показателями прогнозирования, воображения, был затронут и вопрос осмысленности жизни такими пациентами, поиска ими новых смыслов в связи с утратой самоценности в результатеинсульта.Можно сказать, что смысл жизни личности пациента после инсульта рассматривался нами в контексте его самоценности.

В исследовании использовалиартлогометодику «Драгоценность» Т.А. Поповой [5] и рисуночный тест Р. Сильверв адаптации А.И.Копытина [2]. Для сравнительного контроля использовали результаты исследования когнитивных нарушений с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (MoCA), эмоциональных - Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS), оценку качества жизни по опроснику SF-36. Исследование проводилось на базе ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава РФ на выборке из 76 человек (52 мужчины и 24 женщины) в восстановительном периоде после острого ишемического инсульта, в рамкахЗ-хнедельногостационарного курса реабилитации.Рандомизированно с учетом пола, возраста, уровня образования респонденты были распределены на 2 группы: 1-я - 40, 2-я - 36 респондентов.Респонденты 1 группы в процессе реабилитации, помимобазового курса для обеих групп (ЛФК, массаж, физиотерапия), посещали арт-занятия, которые включалидва индивидуальных с тестированием по упомянутым методикам(в начале и конце курса реабилитации), и цикл из 6 групповых занятий экспрессивными техниками: рисование семьи (акварель, гуашь), техникаэбру, лепка из пластилина, раскрашивание картонной заготовки «Домик моих ресурсов», сухое и влажное валяние из цветной непряденой шерсти (создание картин из шерсти, ресурсной броши).

В наибольшей мере нас интересовали результаты методики «Драгоценность». В процессе работы для целей статистикибыла проведена ее квантификация: результаты

условно обозначались по направленности эмоциональных проявлений респондентов при рисовании:

-1 балл - при отрицательной эмоциональной оценке респондентом своей ценности, выраженной в рисунке (слова, жесты, мимика отражают позицию об отсутствии собственной ценности: «я никто», «ни на что не способен», «нет никакой ценности», «всё растерял», «никому не нужен», «ни на что не годен теперь», эмоциональные реакции в виде плача, отказа рисовать и говорить о собственной ценности и т.п., что семантически указывает и на утрату смысла);

0 баллов - нейтральная оценка(вопрос респондента к самому себе и окружающим, на который у него пока нет ответа: «а кто я теперь», «что я могу», «могу ли», «что я значу», а также при проявлениях интереса, сомнения, задумчивости и т.п., что семантически может указывать на поиск смысла);

+1 балл - при положительной эмоциональной оценкереспондентом собственной ценности, выраженной в его рисунке (относится позитивно, уверен в ней: «я чего-то стою», «у меня получится», «я нужен», «я ценю себя», «со мной все хорошо», «всё будет хорошо»; улыбка радости, надежда, вера в свои силы, желание будущего, вдохновение, удовольствиеи т.п., что семантически указывает на существование смысла жизни для данного респондента). Например, рисунок распутья из трех дорог с запутанными стрелками («Я на распутье») самим пациентом интерпретировался как раздумья над собственной ценностью, дальнейшим смыслом существования. Выставлена оценка в 0 баллов.Волнистая линия, изображенная другой пациенткой широко по листу, с ее интерпретацией «Я спокойная, как море», уверенностью в эффективности реабилитации и восстановлении своих возможностей помогать детям и внукам, оценивалась в +1 балл. Рисунок респондента в виде человечка («палка-скалка-огуречик») с непрорисованными конечностями-тонкими палочками и пустым лицом («Я теперь человек-невидимка») был оценен в -1 балл (отрицательная эмоциональная окраска, отрицательная самоценность - респондент говорил о себе с грустной усмешкой, словно насмехаясь над собой, ведь сейчас он не в силах построить еще одну дачу для внуков, а хотел бы). Однако тот же респондент при тестировании по окончании реабилитации с посещением арт-занятий захотелнарисовать кисть своей правой руки какой она должна быть, как символ своей способности к труду, «созданию красоты», полезного для близких - строить, ухаживать за растениями на даче, делать то, что он всегда любил. Это свидетельствует о возвращении к нему смысла жизни достаточно полноценной личности, несмотря на имеющиеся физические затруднения. Выставлен +1 балл.

При обработке результатов исследования использовали статистические методы с применением непараметрических критериев. По и-критерию Манна-Уитни до реабилитации ни по одной из методик статистически значимой разницы в результатах обеих групп выборки не наблюдалось(респонденты обеих групп не имели различий в самоценности). После реабилитации такая разница стала статистически значимой (р<0,05), то есть факт посещения арт-занятийповлиял на распределение результатов методики «Драгоценность» между группами. Аналогичный значимый результат касался и субтеста Р. Сильвер на воображение.

Полученные данные корреляционного анализа с использованием коэффициентов Спирмена и Тау-Ь-Кендаллауказывают на устойчивые отрицательные корреляции между самоценностью и уровнями тревоги и депрессии по HADS, хотя это носит характер лишь тенденции.

Процесс создания пациентами с инсультом произведений искусства возвращает веру в себя, самоценность, приводит к постановке и достижению творческих, физических и социальных целей- поиску новых путей преодоления трудностей, обретению жизненных смыслов. Дальнейший интерес представляет исследование параллелей между уровнями самоценности, воображения и смысложизненными ориентациями после инсультов

Литература

1. Борисова О.А. Оценка влияния методов арт-терапии на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, в комплексной реабилитации пациентов, перенесших церебральный инсульт в раннем восстановительном периоде. // Науч.-практ. ж. «Многопрофильный стационар». - 2020. - T.VII, №1. - С.64-71.

2. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. [Текст]: уч. пособ./А.И. Копытин. - М. - Когито-Центр. - 2015. - С.185-200.

3. Ломоносова О.В. Церебральные инсульты: реабилитация больных и инвалидов трудоспособного возраста в мегаполисе. [Текст]: дисс.к.м.н. / О.В. Ломоносова. -СПб. -2021. - 187 с.

4. Панкратова Л. Э. Арт-терапия в реабилитации лиц, перенесших инсульт. [Текст]/Л. Э. Панкратова, М. Хамробоева. - XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»: сб.мат.конф.-Екатеринбург.-УрФУ.-2016.-С. 2294-2301.

5.Попова Т.А. Артлоготерапия: раскрытие ценностей творчества и смысла.//Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2020. - № XXV. - С.221-225.

6. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Мат.XX симпозиума ПИРАО. М. 2015. Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. С.16-24.

7. KellyC at al. Art participation for psychosocial wellbeing during stroke rehabilitation: a feasibility randomised controlled trial. Randomized Controlled Trial. // DisabilRehabil. - 2019 Jan. - 41(1):9-18.

8. Wang S.B. et al.Cognitive behavioral therapy for post-stroke depression: A meta-analysis. // J Affect Disord.-2018 Aug 1.-235:589-596.

УДК 159.9

КОУЧИНГ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ. АРТ-ХЭЛС КОУЧИНГ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Кузнецова В.С. - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела общей патологии Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный медицинский исследовательский центр «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 119021,Москва,ул. Тимура Фрунзе, д.16,e-mail: tilia7@yandex.ru.

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru Аннотация.

Арт-хэлскоучинг - соединение эффективных, направленных на достижение конкретных целей методик коучинга и многогранных средств арт-терапии, которые подходят для работы ^л^нтами любого возраста и состояния, позволяет мягко решать запросы, касающиеся здоровых привычек, сохранения здоровья и поддержания оптимального состояния при хронических заболеваниях

Ключевые слова: арт-хэлскоучинг, здоровье, творчество, целеполагание, арт-терапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.