Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни тем более гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам.
Исходя из существующей политической культуры личности, можно говорить о ее политической зрелости или незрелости (инфантильности). Политически зрелую личность отличает мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющаяся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности постоянного обновления политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбу своей страны. Преподавание политологии в вузах ГПС МЧС России способствует формированию политически зрелой личности, воспитанию подлинных мастеров своего дела, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных решать задачи МЧС России.
Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям. Более того человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
Библиографический список
1. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.
2. Heunks E. Political Cultures 1960-1990 / E. Heunks, F. Hikspoors. - Tilburg: Tilburg University Press, 1995.
Самостоятельность - необходимый элемент
профессиональной подготовки будущих специалистов государственной службы Украины по черезвычайным ситуациям
Луценко Т. А.,
Национальны университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Высококвалифицированный специалист - это самостоятельная личность, которая умеет самостоятельно принимать решение, самостоятельно добиваться поставленной цели, имеет навыки собственными силами овладевать знаниями и
совершенствовать свое профессиональное мастерство индивидуально. Самостоятельность является одной из самых существенных характеристик личности.
С психологической точки зрения, самостоятельность определяется, как обобщенное свойство личности, которое выявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. С педагогической точки зрения, самостоятельность — это свойство личности, которое характеризуется двумя качествами. Во-первых, совокупностью средств — знаний, умений и навыков, которыми владеет личность. Во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатов и условий осуществления, а также связями с другими людьми, которые складываются в процессе деятельности.
Самостоятельность человека в личностных проявлениях обнаруживается преимущественно в сфере: определения очередных целей; совершенствования своих возможностей; самоопределения, пересмотра возможностей, переосмысления ситуации. Самостоятельность в деятельности обнаруживается преимущественно в регуляторных процессах: в сфере самостоятельной реализации действий; в сфере самостоятельного поиска лучших способов решения задач; в сфере исследования ситуации. При этом в любой сфере проявления самостоятельности, привычность, отработанность саморегуляции не только способствует успешности решения стереотипных или сложных задач, но и высвобождают большие возможности для самопроявления человека в разрешении проблем. Таким образом, самостоятельность - это не черта воли или характера, способностей или мышления, а более сложная, интегративная личностная черта.
Следует отметить, что самостоятельность не является врожденным свойством личности. Это качество возникает и развивается в процессе жизнедеятельности индивида. Но самостоятельность далеко не всегда становится стойкой характеристикой поведения, деятельности. Уровень развития самостоятельности зависит от условий, в которых развивается личность.
Формирование самостоятельности будущих специалистов службы гражданской защиты в процессе профессиональной подготовки, происходит в ходе самостоятельной работы. Учитывая, что самостоятельность соотносится с самореализацией личности, с ее активностью относительно внутреннего побуждения, без внешнего принуждения, то при организации самостоятельной работы курсантов и студентов основной упор делается на создание психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления. То есть процесс обучения построен по принципу - побудить обучаемых перейти от пассивной роли к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, достигается цель - научить курсанта, студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, тем самым закладываются основы самоорганизации и самовоспитания.
Надо отметить, что самостоятельная работа необходима не только для овладения определенной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы, прежде всего в профессиональной деятельности, способ-
ности принимать на себя ответственность, самостоятельно разрешать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации.
Таким образом, самостоятельная работа имеет большое значение, поскольку формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту личности, которая играет существенную роль в подготовке профессиональных квалифицированных специалистов.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что основой современной профессиональной деятельности является самостоятельность ее субъектов. Поэтому одним из главных заданий высших учебных заведений ГСЧС Украины является подготовка не просто компетентного специалиста, а личности, которая демонстрирует самостоятельность. Специалист должен ориентироваться в заданиях, обстоятельствах, средствах, чтобы принимать и реализо-вывать эффективные решения. Формирования отмеченных умений должны начинаться еще в процессе профессиональной подготовки, то есть, прежде всего, в процессе обучения.
Библиографический список
1. Олейник Р. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дис... к. п. н. — 13.00.01. — Х., 1991. — с.19.
2. Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. — Иркутск, 1992. - 227 с
Адекватность средств и методов
профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности
Машошина И. В., Падин О. К.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Учебные заведения пожарно-технического профиля МЧС России осуществляют подготовку специалистов для пожарной охраны, задачами которой является тушение пожаров, ликвидация последствий аварийных и стихийных бедствий. Решение указанных задач в настоящее время предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности ее работников, к совершенствованию всей системы подготовки кадров, обучению и подготовке специалистов в институтах ГПС МЧС России. Необходимо отметить, что существующие программы и наставления ориентированы лишь на общую физическую подготовку, освоение нормативов по традиционным видам спорта (легкая атлетика, игровые спортивные дисциплины, борьба и др.). При этом практически не учитываются двигательная основа проявляемой деятельности в экстремальных условиях, наблюдаемая у сотрудников в условиях чрезвычайных об-