Научная статья на тему 'Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности'

Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машошина И.В., Падин О.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности»

ности принимать на себя ответственность, самостоятельно разрешать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации.

Таким образом, самостоятельная работа имеет большое значение, поскольку формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту личности, которая играет существенную роль в подготовке профессиональных квалифицированных специалистов.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что основой современной профессиональной деятельности является самостоятельность ее субъектов. Поэтому одним из главных заданий высших учебных заведений ГСЧС Украины является подготовка не просто компетентного специалиста, а личности, которая демонстрирует самостоятельность. Специалист должен ориентироваться в заданиях, обстоятельствах, средствах, чтобы принимать и реализо-вывать эффективные решения. Формирования отмеченных умений должны начинаться еще в процессе профессиональной подготовки, то есть, прежде всего, в процессе обучения.

Библиографический список

1. Олейник Р. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дис... к. п. н. — 13.00.01. — Х., 1991. — с.19.

2. Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. — Иркутск, 1992. - 227 с

Адекватность средств и методов

профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности

Машошина И. В., Падин О. К.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Учебные заведения пожарно-технического профиля МЧС России осуществляют подготовку специалистов для пожарной охраны, задачами которой является тушение пожаров, ликвидация последствий аварийных и стихийных бедствий. Решение указанных задач в настоящее время предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности ее работников, к совершенствованию всей системы подготовки кадров, обучению и подготовке специалистов в институтах ГПС МЧС России. Необходимо отметить, что существующие программы и наставления ориентированы лишь на общую физическую подготовку, освоение нормативов по традиционным видам спорта (легкая атлетика, игровые спортивные дисциплины, борьба и др.). При этом практически не учитываются двигательная основа проявляемой деятельности в экстремальных условиях, наблюдаемая у сотрудников в условиях чрезвычайных об-

стоятельств при выполнении служебных обязанностей. Таким образом, подчинение системы спортивных занятий целенаправленной деятельности по развитию профессионально важных качеств, необходимых для освоения служебной деятельности, становится важным направлением в подготовке и обучении курсантов в институтах ГПС МЧС России.

Исходным моментом в обосновании модельных требований к физической подготовленности курсантов служит профессиограмма типичных действий при пожаре, позволяющая определить группы мышц, на которые ложится основная нагрузка. Ими оказались сгибатели и разгибатели туловища, разгибатели ног, сгибатели предплечья. Наиболее типичный режим трудовой деятельности при пожарах можно охарактеризовать как скоростно-силовой, позволяющий проявлять мощные усилия в короткий промежуток времени. При этом высокие требования предъявляются к мышечной выносливости, которую проявляется как способность сохранять в течение длительного времени высокую мощность рабочих операций с реализацией высокой подвижности в перемещениях, близкой к экстремальной деятельности.

Для решения задач профессионально-прикладной подготовки в экспериментальной группе были использованы легкоатлетические упражнения спринтерской подготовки, прыжковые и беговые упражнения по песку, в гору, упражнения на тренажерах, позволяющие повысить силовой и скоростно -силовой потенциал мышечных групп, включенных в процесс профессиональной деятельности. Как отмечают многие исследователи, положительное воздействие тренажеров заключается в том, что с их помощью можно получить нормированную порцию нагрузок с акцентированным силовым напряжением и адресным локальным воздействием на опорно-двигательный аппарат. Использование локальных силовых упражнений в физической подготовке работников пожарной охраны содействует развитию мышечных компонентов выносливости, столь необходимой работникам данной профессии. Такие упражнения выполняются в различных силовых режимах, как в изометрическом режиме без изменения длины мышц в статическом напряжении, так и в динамических режимах при уменьшении длины мышц с моментами активного силового напряжения и расслабления. При этом локальные силовые упражнения развивают и моделируют силовое усилие, сходное с трудовым профессиональным напряжением, и именно в тех мышечных группах, которые задействованы в пожарной работе.

В контрольной группе использовались упражнения игровой направленности, рекомендуемые в научных публикациях как оптимальные для развития и проявления физических и психических качеств работников пожарной охраны. Определялось, что спортивные упражнения в игре баскетбол, волейбол, футбол должны быть приоритетными при совершенствовании психофизиологических основ подготовленности пожарников, они развивают способность к быстрой ориентировке, координированному поведению в условиях экстремальной обстановки, содействуют повышению функциональной подготовленности.

До начала эксперимента различий в физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось (Р>0,05).

По окончании эксперимента, который длился восемь месяцев, произошли существенные сдвиги в показателях физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп. Так, у курсантов экспериментальной группы темпы прироста результатов в спринтерском беге на 60 м составили 5,1 %, у спортсменок контрольной группы - 1,5 %. В тестах, оценивающих силу различных групп мышц (1 ПМ на силовом станке по методике Коробкова-Черняева), темпы прироста составили: в экспериментальной группе -31-36 %, в контрольной группе - 5-6 % (Р<0,01). В тестах, оценивающих специальную мышечную выносливость (максимальное время удержания 50 % веса от 1 ПМ), темпы прироста по отдельным группам мышц составили: в экспериментальной группе - 40-41 %, в контрольной группе - 9-15 % (Р<0,001). Результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую эффективность экспериментальной методики воспитания специальных физических качеств курсантов противопожарной службы МЧС России в условиях комплексно-избирательного сочетания средств и методов физической подготовки, отвечающих требованиям адекватности условиям служебной профессиональной трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Андреев Владимир Ильич; Моск. юрид. ин-т. - М., 1995. - 24 с.

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожар-но-технического училища: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Бортнев Дмитрий Александрович; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2005. -23 с.

3. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Динаев Борис Мазанович; Шуйс. гос. пед. ун-т. - Шуя, 2009. - 23 с.

4. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Муровицкий Александр Иванович; Смол. гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2004. - 19 с.

5. Теоретико-методические аспекты совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки пожарных: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Самсонов Дмитрий Алексеевич; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2005. - 24 с.

6. Обоснование тестов и критериев профессионально-прикладной физической и психической подготовленности пожарных-газодымозащитников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Соколов Евгений Евгеньевич; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2006. - 24 с.

7. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ткачев Владимир Иванович; Воен. ин-т физ. культуры. - Белгород, 2007. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.