Научная статья на тему 'Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности'

Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машошина И. В., Падин О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности»

Адекватность средств и методов

профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности

Машошина И. В., Падин О. К.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Учебные заведения пожарно-технического профиля МЧС России осуществляют подготовку специалистов для пожарной охраны, задачами которой является тушение пожаров, ликвидация последствий аварийных и стихийных бедствий. Решение указанных задач в настоящее время предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности ее работников, к совершенствованию всей системы подготовки кадров, обучению и подготовке специалистов в институтах ГПС МЧС России. Необходимо отметить, что существующие программы и наставления ориентированы лишь на общую физическую подготовку, освоение нормативов по традиционным видам спорта (легкая атлетика, игровые спортивные дисциплины, борьба и др.). При этом практически не учитываются двигательная основа проявляемой деятельности в экстремальных условиях, наблюдаемая у сотрудников в условиях чрезвычайных обстоятельств

при выполнении служебных обязанностей. Таким образом, подчинение системы спортивных занятий целенаправленной деятельности по развитию профессионально важных качеств, необходимых для освоения служебной деятельности, становится важным направлением в подготовке и обучении курсантов в институтах ГПС МЧС России.

Исходным моментом в обосновании модельных требований к физической подготовленности курсантов служит профессиограмма типичных действий при пожаре, позволяющая определить группы мышц, на которые ложится основная нагрузка. Ими оказались сгибатели и разгибатели туловища, разгибатели ног, сгибатели предплечья. Наиболее типичный режим трудовой деятельности при пожарах можно охарактеризовать как скоростно-силовой, позволяющий проявлять мощные усилия в короткий промежуток времени. При этом высокие требования предъявляются к мышечной выносливости, которую проявляется как способность сохранять в течение длительного времени высокую мощность рабочих операций с реализацией высокой подвижности в перемещениях, близкой к экстремальной деятельности.

Для решения задач профессионально-прикладной подготовки в экспериментальной группе были использованы легкоатлетические упражнения спринтерской подготовки, прыжковые и беговые упражнения по песку, в гору, упражнения на тренажерах, позволяющие повысить силовой и скоростно -силовой потенциал мышечных групп, включенных в процесс профессиональной деятельности. Как отмечают многие исследователи, положительное воздействие тренажеров заключается в том, что с их помощью можно получить нормированную порцию нагрузок с акцентированным силовым напряжением и адресным локальным воздействием на опорно-двигательный аппарат. Использование локальных силовых упражнений в физической подготовке работников пожарной охраны содействует развитию мышечных компонентов выносливости, столь необходимой работникам данной профессии. Такие упражнения выполняются в различных силовых режимах, как в изометрическом режиме без изменения длины мышц в статическом напряжении, так и в динамических режимах при уменьшении длины мышц с моментами активного силового напряжения и расслабления. При этом локальные силовые упражнения развивают и моделируют силовое усилие, сходное с трудовым профессиональным напряжением, и именно в тех мышечных группах, которые задействованы в пожарной работе.

В контрольной группе использовались упражнения игровой направленности, рекомендуемые в научных публикациях как оптимальные для развития и проявления физических и психических качеств работников пожарной охраны. Определялось, что спортивные упражнения в игре баскетбол, волейбол, футбол должны быть приоритетными при совершенствовании психофизиологических основ подготовленности пожарников, они развивают способность к быстрой ориентировке, координированному поведению в условиях экстремальной обстановки, содействуют повышению функциональной подготовленности.

До начала эксперимента различий в физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось (Р>0,05).

По окончании эксперимента, который длился восемь месяцев, произошли существенные сдвиги в показателях физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп. Так, у курсантов экспериментальной группы темпы прироста результатов в спринтерском беге на 60 м составили 5,1 %, у спортсменок контрольной группы - 1,5 %. В тестах, оценивающих силу различных групп мышц (1 ПМ на силовом станке по методике Коробкова-Черняева), темпы прироста составили: в экспериментальной группе -31-36 %, в контрольной группе - 5-6 % (Р<0,01). В тестах, оценивающих специальную мышечную выносливость (максимальное время удержания 50 % веса от 1 ПМ), темпы прироста по отдельным группам мышц составили: в экспериментальной группе - 40-41 %, в контрольной группе - 9-15 % (Р<0,001). Результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую эффективность экспериментальной методики воспитания специальных физических качеств курсантов противопожарной службы МЧС России в условиях комплексно-избирательного сочетания средств и методов физической подготовки, отвечающих требованиям адекватности условиям служебной профессиональной трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Андреев Владимир Ильич; Моск. юрид. ин-т. - М., 1995. - 24 с.

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожар-но-технического училища: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Бортнев Дмитрий Александрович; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2005. -23 с.

3. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Динаев Борис Мазанович; Шуйс. гос. пед. ун-т. - Шуя, 2009. - 23 с.

4. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Муровицкий Александр Иванович; Смол. гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2004. - 19 с.

5. Теоретико-методические аспекты совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки пожарных: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Самсонов Дмитрий Алексеевич; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2005. - 24 с.

6. Обоснование тестов и критериев профессионально-прикладной физической и психической подготовленности пожарных-газодымозащитников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Соколов Евгений Евгеньевич; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2006. - 24 с.

7. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ткачев Владимир Иванович; Воен. ин-т физ. культуры. - Белгород, 2007. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.