Научная статья на тему 'Политическая культура в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС России'

Политическая культура в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая культура в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС России»

Политическая культура

в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС России

Лебедев С. Г.,

Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Формирование политической культуры инженеров Государственной противопожарной службы МЧС России - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя освоение учащимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности как субъекта и объекта политических отношений.

Впервые словосочетание «политическая культура» ввел в научную литературу немецкий ученый И. Г. Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784), в которой он упоминает о формировании политической культуры общества и ее носителях [1]. В дальнейшем, особенно в конце XIX — начале XX века, эта категория широко использовалась в политических исследованиях различными научными школами.

В современный период одними из первых к проблеме политической культуры обратились в своих исследованиях американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, концепция которых стала ведущей в 50-60-х годах XX столетия. В работе «Гражданская культура» они впервые ввели понятие национальной политической культуры, а также представили классификацию политической культуры по типам. Английские исследователи Р. Карр и М. Бернстейн разработали свою позицию в определении данного явления. Они заявили, что политическая культура включает в себя политические идеи и социальную практику. Голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс представили классификацию политических субкультур, дополнив ее новыми типами в соответствии с современной политической ситуацией [2]. В течение последних десяти лет исследованию вопросов политической культуры были посвящены работы Л. Н. Арутюняна, СВ. Ва-ракина, А. В. Дука, В. Ф. Пенькова, А. В. Перова, Ю. С. Пивоварова, В. А. Решетникова, А. Г. Суслопарова, И. В. Ушакова.

Политическая культура включает в себя отношения к политической власти различных социальных групп, в том числе молодежи, осознание и освоение ими политических идей и ценностей. Она выражает интересы этих групп, обеспечивает социальный прогресс, формирует гражданские позиции, передает социальный опыт. Таким образом, политическая культура выполняет целый ряд важнейших функций в политической жизни общества, и без нее невозможно сохранение политической стабильности, нормальное функционирование политической системы и полноценное участие индивида в политике. Политическая культура - интегральный феномен, обусловленный как менталитетом народа, так и особенностями исторического развития общества.

Формирование политико-правового сознания обучающихся предполагает их политическую социализацию, которая представляет собой весьма сложный

процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения. С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

Выделяются три основных уровня политической социализации: социальный, социально-психологический и внутриличностный. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

— усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

— стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

— влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

— личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить три этапа. Первый этап: в возрасте от 3 до 13 лет, когда власть воспринимается как конкретные фигуры. Второй этап: в 13-18 лет, когда формируется политическое «я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют политические институты, должностные лица. Третий этап: от 18 лет и до конца жизни. В этот период индивид вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие: членство в политико-правовых организациях, участие в политико-правовой деятельности.

На основе политической социализации формируются формы политического поведения в двух видах: политическое участие и политическая деятельность. Политическое участие может осуществиться в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, контактах с представителями органов власти. Политическая деятельность осуществляется в профессиональной работе в различных политических институтах по изменению или совершенствованию в обществе политических отношений. Кроме того, она осуществляется в работе в государственных структурах, а так же работой в аппарате политических партий и общественных организаций.

При формировании политико-правовой культуры в ходе политической социализации может проявляться или политическая активность, или политическое бездействие.

Политическая активность проявляется в реакции на инициативы институтов или представителей политической системы, в участии в политических действиях, связанных с делегированием полномочий - электоральном поведении (участие в голосовании на выборах). Кроме того, это деятельность в политических и примыкающих к ним организациях (партийная, профсоюзная), выполнение заказов политических институтов, входящих в политическую власть или действующих против нее. В политическую активность входит деятельность в институциональных формах и во внеинституциональных политических движениях, направленная либо на успешное функционирование власти, либо на ее свержение. Политическое бездействие - «выключенность» из политических событий, обусловленная низким уровнем общественного развития (характерна для деклассированных элементов). Политическая апатия - форма неприятия политической системы, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе. К типам политического поведения относятся: борьба, война, бунт, мятеж, революция, политическая игра.

Как отмечено выше, политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен прежде всего соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности. В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устояв-

шихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т. е. право выступает как основание и как реальность свободы личности.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни тем более гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам.

Исходя из существующей политической культуры личности, можно говорить о ее политической зрелости или незрелости (инфантильности). Политически зрелую личность отличает мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющаяся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности постоянного обновления политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбу своей страны. Преподавание политологии в вузах ГПС МЧС России способствует формированию политически зрелой личности, воспитанию подлинных мастеров своего дела, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных решать задачи МЧС России.

Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям. Более того человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

Библиографический список

1. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

2. Heunks E. Political Cultures 1960-1990 / E. Heunks, F. Hikspoors. - Tilburg: Tilburg University Press, 1995.

Самостоятельность - необходимый элемент

профессиональной подготовки будущих специалистов государственной службы Украины по черезвычайным ситуациям

Луценко Т. А.,

Национальны университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Высококвалифицированный специалист - это самостоятельная личность, которая умеет самостоятельно принимать решение, самостоятельно добиваться поставленной цели, имеет навыки собственными силами овладевать знаниями и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.