Научная статья на тему 'Самостоятельная работа учащихся в практике обучения ОБЖ'

Самостоятельная работа учащихся в практике обучения ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В.

Статья посвящена методике организации самостоятельной работы обучающихся по курсу ОБЖ. Рассмотрены основные типы самостоятельных работ по предмету, а также варианты ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа учащихся в практике обучения ОБЖ»

126

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа,

2005. - 44 с.

3. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: книга для учителя / В.М. Пакулова. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

4. Шебанова Е.Ф. Работа с учебником на уроке / Е.Ф. Шебанова // Биология. - 2001. - № 33. - С. 10-11.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ

© Кузнецова Н.В.*

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск

Статья посвящена методике организации самостоятельной работы обучающихся по курсу ОБЖ. Рассмотрены основные типы самостоятельных работ по предмету, а также варианты ее организации.

Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательный процесс, познавательная деятельность.

Проблемы повышения познавательного интереса в обучении ОБЖ и эффективности образовательного процесса в современной школе стоят сейчас крайне остро. Ведь интерес является движущей силой в познании окружающего мира, лежит в основе открытий и изобретений и, конечно же, способствует увеличению результативности процесса обучения. Как показывает практика, одним из самых распространенных способов повышения эффективности урока, внеклассной и внеурочной работы, познавательной активности обучающихся является методически грамотно организованная самостоятельная работа. Проблемой ее организации в школе в разное время занимались такие видные педагоги и методисты, как В.В. Давыдова, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Дайри, П.И. Пидкасистый, М.К. Ковалевская и другие. Сегодня эта проблема также остается актуальной и занимает важное место в работе каждого школьного учителя.

Итак, под самостоятельной работой понимается активная деятельность обучающихся, которая выполняется по заданию и под руководством учителя, но без его непосредственного участия, в специально отведенное время и направлена на решение учебной задачи [2]. Именно самостоятельная деятельность способствует формированию и развитию у обучающихся умений

* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук.

Теория и методика обучения и воспитания

127

и навыков самостоятельного получения новых знаний, их творческого осмысления, что очень важно в условиях внедрения современных образовательных стандартов и учебных программ.

Самостоятельная работа по ОБЖ имеет ряд особенностей, одной из которой является деятельность ученика, реализуемая без помощи учителя. Так, школьник имеет возможность самостоятельно выбирать алгоритм решения поставленной учебной задачи, необходимые методы выполнения работы и средства контроля за их осуществлением. Своеобразие самостоятельной работы выражается в самоорганизации различных видов своей деятельности, в возможности самоконтроля и самооценки. Таким образом, самостоятельную деятельность ученика можно рассматривать как способ привлечения обучающегося в самостоятельный учебный процесс, как средство организации его познавательной деятельности. В связи с этим, любая самостоятельная работа обязательно должна быть целенаправленной, соответствующей возрастным и учебным возможностям ученика, выполнимой и разнообразной. Только в этом случае можно будет говорить об ее эффективности и значимости для процесса обучения безопасности жизнедеятельности.

Выполнение самостоятельной работы обучающимися должно осуществляться под чутким руководством учителя ОБЖ. Его консультации необходимы, не только в начале работы, когда требуется подробное инструктирование по содержанию предстоящей деятельности, но и в процессе ее выполнения, когда у школьников протекает активный мыслительный и поисковый процесс, и возникает потребность в обсуждении полученных результатов. Именно в этот ответственный период ученик должен получить от учителя подтверждение правильности выполнения хода работы, правоты полученных результатов. Таким образом, роль учителя в организации самостоятельной работы заключается в консультировании и направлении познавательного процесса обучающихся, в поддержке их творческих начинаний, организации контроля и коррекции самостоятельных действий школьников. В ходе управления самостоятельной работой обучающихся при изучении курса ОБЖ учитель реализует следующие принципы: 1) дифференцированный подход, подразумевающий выделение групп обучающихся по уровням работоспособности и темпу работы, степени подготовленности и особенностям восприятия; 2) индивидуализация обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого школьника для активного управления его умственными и физическими возможностями; 3) постепенное приучение к самостоятельному выполнению заданий за счет перехода к неполным указаниям в ходе выполнения работы; 4) принятие учителем роли консультанта, а не активного участника выполнения работы; 5) развитие у обучающихся потребности в самоконтроле. Все это будет способствовать повышению эффективности самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе.

128

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Организация полноценной самостоятельной работы по ОБЖ невозможна без современных средств обучения и реализации их потенциала. Так, многие задания самостоятельной работы направлены на использование вербальных средств обучения (текстов, документов, первоисточников, научной и научно-популярной литературы, инструктивных и методических указаний, дидактических карточек), позволяющих приобрести и проанализировать новые знания по теме, составить конспект рассказа или текста сообщения, осмысленно подготовиться к пересказу в логической последовательности, наметить ход выполнения действий и т.д. А дополнить работу над текстами, повысить ее наглядность помогут изобразительные средства - иллюстрации, схемы, таблицы, фотографии, учебные картины и т.д.

Большую роль в организации самостоятельной работы по ОБЖ играют технические средства обучения (компьютеры, аудио- и видеотехника, тренажеры), которые могут сделать более доступным и понятным трудный учебный материал, позволят осуществить более тесную связь теории с практической деятельностью человека и повысить познавательный интерес учащихся и их эмоциональный тонус, а также самостоятельно отработать практические умения и навыки, например, оказания первой медицинской помощи [1]. Таким образом, средства обучения являются основой самостоятельной работы учащихся по предмету и оказывают большое влияние на ее результативность.

Самостоятельная работа влияет на формирование понятий, закрепление практических умений и навыков, развитие мышления, раскрытие творческого потенциала обучающихся, поэтому учителю ОБЖ следует использовать всё разнообразие типов самостоятельной деятельности:

1. Самостоятельные работы по образцу, которые от начала и до конца выполняются учеником в соответствии с имеющимся эталоном или образцом, с описанием подробного алгоритма действий. В преподавании ОБЖ примером данного типа самостоятельной работы являются задания с текстами учебника, научно-популярной и художественной литературой и т.д. Например, учащимся предлагается в качестве задания найти по тексту учебника готовые ответы на вопросы: «К каким последствиям могут привести оползни?», «Какие меры принимаются по защите населения от обвалов и снежных лавин?» Важное место в ряду самостоятельных работ по образцу занимают задания по заполнению таблиц, составлению схем с использованием текста учебника. Например, при изучении темы «Современные средства поражения и их поражающие факторы» можно предложить заполнить таблицу, которая имеет следующие графы: «Вид современного средства поражения», «Название поражающего фактора», «Характеристика поражающего фактора».

Самостоятельные работы по образцу носят, как правило, репродуктивный характер, поэтому не всегда реализуют познавательную и творческую по-

Теория и методика обучения и воспитания

129

требность ребенка, но способствуют запоминанию, осмыслению учебного материала, учат логическому воспроизведению фактов, явлений или событий и, что самое главное, создают условия для перехода школьника к выполнению заданий высокого уровня самостоятельности и познавательной активности.

2. Реконструктивные самостоятельные работы, требующие от обучающегося преобразования структуры учебного текста либо личного опыта. Отличительным признаком данного типа работ является то, что уже в самом задании содержится принцип ее решения, а школьнику следует только развить ее в конкретный способ решения применительно к поставленным условиям задачи. Например, в курсе ОБЖ это могут быть задания по составлению алгоритмов действий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера. Кроме того, реконструктивные самостоятельные работы предполагают конкретизацию общих знаний и описание конкретных типов или видов рассматриваемых явлений, например, задания по составлению развернутых характеристик отдельных типов вулканических извержений, оползней или снежных лавин. Самостоятельные работы реконструктивного типа имеют определенные черты сходства с предыдущим типом самостоятельной работы, но отличаются более высоким уровнем воспроизводящей деятельности.

3. Вариативные самостоятельные работы, позволяющие вырабатывать умения отбирать из изученного общего учебного материала нужные способы, приемы деятельности, необходимые для решения поставленной задачи. К этому типу самостоятельных работ можно отнести решение различного рода ситуационных задач, например, девочку на улице укусила собака. При осмотре правой ноги в области подколенной ямки виднеется рана размером 4 х 4 см с неровными краями, из которой отмечается кровотечение яркой алой кровью, пульсирующей струйкой. Определите вид раны, тип кровотечения и укажите порядок оказания первой помощи. Подобные задания повышают значимость изучаемой темы, реализуют практическую направленность учебного материала, активизирует познавательные действия по применению ранее усвоенных знаний и опыта для получения новой учебной информации.

4. Творческие самостоятельные работы, характеризующиеся особенно высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности обучающегося в ходе их выполнения. Это задания проблемного или исследовательского характера, где работа ученика освобождается от готовых шаблонов, имеющихся установок и принимает поисковый характер. Например, при изучении темы «Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека» в 9 классе возможно решение следующих проблемных ситуаций: почему проблемы экологии занимают важное место в решении вопросов о здоровье человека? Почему еще с древности говорили, что «Движение - кладовая жизни» (Плутарх)?

130

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

К творческим самостоятельным работам по основам безопасности жизнедеятельности можно отнести практические занятия по проектированию либо конструированию приборов, моделей или макетов, которые в дальнейшем могут быть использованы учителем и самими учащимися в повседневном учебном процессе. Творческие самостоятельные работы способствуют развитию у школьников умений анализировать, выдвигать гипотезы, находить рациональные способы и приемы решения поставленных проблем.

Рассмотренные типы самостоятельных работ тесно взаимосвязаны между собой, способствуют систематизации знаний учащихся, формированию общих и частных понятий, развитию активной познавательной деятельности, поэтому должны занять достойное место в образовательном процессе по ОБЖ.

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Использование компьютера на уроках ОБЖ / Н.В. Кузнецова // Современная школа в инновационном процессе: проблемы и перспективы: сборник материалов, посвященный 70-летию Мичуринского Государственного педагогического института. - Мичуринск: МГПИ, 2009. -С. 25-27.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества) / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ДИАЛОГОВОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© Максимова Н.М.*

Якутская городская национальная гимназия, г. Якутск

Автор, подчеркивая необходимость принципиальных изменений задач педагогики в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, рассматривает возможности технологий развивающего обучения в построении диалогового педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: педагогический диалог, педагогическое взаимодействие, технологии развивающего обучения.

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.