спортивных мероприятий должен действовать принцип позитивного восприятия личности, означающий принятие человека таким, каков он есть, независимо от его этнической принадлежности.
Если в межнациональном взаимодействии волонтеров и гостей массовых культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий не будет учитываться этот принцип, то эффективность этого процесса будет существенно снижаться, так как только позитивно настроенные друг на друга субъекты могут плодотворно сотрудничать.
Таким образом, процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности должен строиться на принципах: интеграции, толерантности (равноправия культур и плюрализма оценочных позиций), субъектности, учета имеющегося начального уровня сформированности этнокультурной грамотности каждого волонтера, адекватности и позитивного восприятия личности.
Представленные выше принципы могут служить целевым ориентиром в процессе формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ
© Смирнова О.М.*
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
г. Коломна
В статье уделяется внимание самостоятельной работе младших школьников по предмету «Окружающий мир» в условиях дифференциации. Дифференцированный подход к учащимся рассматривается как основа уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, при которой организация самостоятельной работы связана с формой учебной работы учащихся.
Средства обучения, такие как учебник, рабочие тетради при изучении курса «Окружающий мир» направлены на поиск информации, преобразование и представление ее, что обеспечивает формирование у младших школьников способности к самостоятельным учебным действиям. Существенная роль в этом отводится самостоятельной работе. В современных условиях
* Доцент кафедры Начального, дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
развития начального общего образования одним из требований к реализации основной образовательной программы являются: использование образовательных технологий деятельностного типа, самостоятельной работы обучающихся [3, п. IV 22]. Наибольшая возможность в умственном развитии младших школьников возникает тогда, когда начинается систематизация и обобщение знаний об окружающей действительности, ученики выполняют задания, включающие решение проблемных ситуаций, познавательных задач на доказательство, сравнение, классификацию, обобщение, раскрытие причинно - следственных связей. Учителю необходимо организовать работу разной по степени сложности, методам, приемам обучения, при этом учитывая индивидуальные психологические особенности учащихся. Проблема заключается в отсутствии достаточно обоснованного подхода к пониманию сущности дифференцированного обучения и его реализации в начальной школе, теоретические разработки не нашли должного освещения в школьной практике.
В исследованиях ученых нет единой точки зрения на понятие «самостоятельная работа». Она является средством, с помощью которого учитель вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), рассматривается как метод обучения (А.В. Усова). В работах П. И. Пидкасистого как учебное задание, и форма проявления в соответствующей деятельности развития мышления, памяти, воображения учащихся [1, с. 43]. При изучении курса «Окружающий мир» под самостоятельной работой подразумевается организованная познавательная и практическая деятельность учащихся, в результате которой они овладевают знания, умениями.
В курсе «Окружающий мир» для того, чтобы организовать самостоятельную работу младших школьников, адаптированную к их учебным возможностям, нужно знать уровень развития общих учебных умений, логического мышления. При выполнении заданий ученики должны овладеть умением читать текст заданий; понимать их содержание, выполнять действия, которые предусматривают практические и учебные задачи, осуществлять самоконтроль и самопроверку результатов. Учителю, соответственно, необходимо выбрать адекватные способы действий, ведущие к решению поставленных задач самостоятельной работы, способы контроля результата выполнения заданий школьниками. Проверку ответов следует проводить с помощью средств обратной связи, имея образец выполнения. Он помогает найти ошибки в выполненных заданиях и их исправить.
Дифференцированный подход к младшим школьникам следует рассматривать как принцип обучения, основа внутренней дифференциации. Уров-невая дифференциация на основе обязательных результатов наиболее приемлема среди технологий деятельностного типа в начальной школе. Она позволяет при изучении курса «Окружающий мир»:
- осуществить дифференцированный подход к учащимся как возможность индивидуализации обучения в одном классе (внутриклас-сная дифференциация);
- организовать обучение на обязательном и продвинутом уровнях, что обеспечивает необходимую подготовку и предоставляется возможность учащимся усвоения содержания предмета повышенного уровня сложности;
- организовать самостоятельную работу учащихся на различных этапах урока;
- проектирование на основе полученных результатов индивидуальные пути учащихся в обучении и развитии;
- применить бальную оценку результатов учебных достижений учащихся;
- обеспечить качество знаний, общих учебных умений, усвоение которых определяет успешность обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Одним из средств обучения, позволяющим организовать самостоятельную работу на разных этапах урока курса «Окружающий мир» в условиях дифференциации являются задания.
Дифференцированные задания должны:
- включать программное содержание учебного материала по предмету, учебные действия, необходимые для выполнения;
- охватывать степень сложности учебного материала (базовый уровень, повышенный уровень сложности);
- отражать характер деятельности, необходимый для их выполнения;
- соотноситься с показателями обученности (узнаванием, различением, запоминанием, пониманием учебного материала, применением знаний, умений в практической деятельности и в новых учебных ситуациях), уровнем развития общих учебных умений у учащихся;
- являться структурным компонентом урока, соотноситься с планируемыми результатами обучения.
По предмету «Окружающий мир» можно выделить следующие виды самостоятельных работ и вариативные задания:
- воспроизводящего типа (задания на узнавание, различение учебного материала, учебные действия по образцу);
- реконструктивно-вариативные (задания на применение знаний, умений в практической деятельности);
- частично-поисковые (задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях);
- творческие (задания на применение самостоятельно усвоенных знаний, умений в новых учебных ситуациях, решение самостоятельно новых учебных задач) [2, с. 7].
Самостоятельная работа в большей степени имеет обучающий характер, она позволяет выявить и устранить пробелы в знаниях, умениях, подготавливает младших школьников к проверочным, итоговым работам, при
выполнении которых учащиеся проявляют самостоятельность в применении знаний, усвоенных учебных действий.
Организация самостоятельной работы в курсе «Окружающий мир» при дифференцированном подходе к младшим школьникам связана с формой учебной работы. В педагогике понятия «форма обучения» и «форма учебной работы» тождественны, рассматриваются как вид деятельности учащихся на уроке. Чередов И.М. выбор форм учебной работы: парную, звеньевую, индивидуализированную, дифференцированно-групповую, индиви-дуализировано-групповую связывает с этапом урока, психолого-педагогическими особенностями учащихся, содержанием учебного материал [4, с. 46].
Групповая форма учебной работы позволяет осуществить сотрудничество школьников, а именно, оценить вклад каждого в результат деятельности, распределить работу в группах. Осуществить дифференцированный подход к младшим школьникам при организации самостоятельной работы можно, применив вариативные задания, организуя на различных этапах урока групповые формы учебной работы учащихся. Парная форма учебной работы имеет место при проверке домашнего задания, первичном закреплении изученного материала. Ее можно организовать, используя рабочие тетради по изучению курса «Окружающий мир» или индивидуальные карточки с заданиями. Школьники могут работать в парах: наиболее подготовленный и наименее подготовленный, выполнять различные по степени сложности задания.
Дифференцированно-групповая форма учебной работы предполагает организацию самостоятельной работы учащихся в группах с относительно равными учебными возможностями. Как правило, в классе выделяются 3-4 группы школьников. Задания ученики получают разные по степени сложности, применяются как минимум, три вида заданий. Младшие школьники выполняют задания разной степени сложности или каждая группа может решать часть общего задания. Эта форма учебной работы учащихся применяется при закреплении изученного материала, имеет место при проверке знаний, умений, менее подготовленные ученики выполняют задания, опосредующие учебную информацию (на узнавание объектов, выделение главных существенных признаков, классификацию, включающие действия по образцу). Школьникам со средним уровнем учебных возможностей предлагаются задания на применение знаний, умений в практической деятельности (задания на сравнение, обобщение учебного материала, раскрытие связей между объектами окружающего мира, дополнение к тексту, подготовку сообщения). Наиболее подготовленные учащиеся выполняют задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях (задания на доказательство, на осознание последствий воздействия человека на природу, выбор правильной линии поведения в окружающей среде, на решение проблемных ситуаций).
Звеньевая форма учебной работы предполагает работу школьников в «мини-группах». В каждой ученики с различными учебными возможностя-
ми. Эту форму учебной работы можно организовать на различных этапах урока при проведении самостоятельных работ, изучении нового материала в ходе практической работы с приборами, гербарием растений, атласами-определителями, экскурсии в природу, подготовке проекта по предмету «Окружающий мир». Индивидуализированная форма учебной работы предполагает выбор дифференцированных заданий школьниками. Она может применяться на обобщающих уроках в курсе «Окружающий мир». Как правило, учитель сообщает критерии оценки, перед выбором варианта заданий. Ин-дивидуализировано-групповая форма учебной работы имеет место на этапе урока - проверка изученного материала, способствует предупреждению отставания в усвоении знаний учащихся с низкими учебными возможностями, а также позволяет организовать работу наиболее подготовленных. Школьники могут работать самостоятельно с рабочими тетрадями по предмету «Окружающий мир», выполнять задания на индивидуальных карточках, как на воспроизведение знаний, необходимых для изучения нового материала, так и опережающие задания по теме.
Успешность выполнения заданий самостоятельной работы во многом зависит от последовательности следующих этапов организации ее на уроках курса «Окружающий мир»:
1. Выбор учителем этапа урока, на котором проводится самостоятельная работа в соответствии с дидактическими задачами: на закрепление изученного материала; на проверку знаний, умений; на обобщение и систематизацию знаний; на воспроизведение опорных знаний перед изучением новой темы; на первичное закрепление изученного материала.
2. Подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы:
а) четкое, немногословное инструктирование учащихся относительно целей и задач работы;
б) подбор заданий для самостоятельной работы с учетом индивидуальных психологических собенностей учащихся;
в) сообщение школьникам времени выполнения работы.
3. Постановка задачи, решение которой потребует умственных усилий учащихся. Принятие учебной задачи младшими школьниками (что и как нужно делать, чтобы получить результат).
4. Выбор формы учебной работы учащихся при организации самостоятельной работы (звеньевая, парная, дифференцированно-групповая, индивидуализированная, индивидуализировано-групповая).
5. Опосредованное руководство самостоятельной работой учителем (наблюдение за ходом выполнения заданий и оказание необходимой помощи учащимся при возникновении затруднений).
6. Проверка результатов выполнения заданий самостоятельной работы (самоконтроль и самопроверка выполнения заданий учащимися, взаимопроверка с образца, с использованием учебника).
Список литературы:
1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
2. Смирнова О.М. Окружающий мир в начальной школе. Методические рекомендации для учителя [Текст] / О.М. Смирнова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 112 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. - М., 2009. - № 2. - С. 45-73.
4. Чередов И.М. Процесс обучения: методы, формы [Текст] / И.М. Че-редов. - Омск, 1997.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
© Степанова Т.И.*, Ноговицына Я.И.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск Средняя образовательная школа № 15, г. Якутск
В своей статье авторы определили теоретические основы и выделили систему методов и методических приемов для создания синергети-ческих условий саморазвития учащихся. Представили модель внедрения синергетического подхода к организации процесса воспитательной работы, которая прошла апробацию в средней школе № 15 г. Якутска Республики Саха (Якутия). Статья адресована студентам, учителям и всем кто занимается внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.
Мир уже вступил в критическую область смены цивилизаций. При этом опыт прошлых поколений перестает быть надежной опорой для прогнозирования будущего. Возникает сложная проблема, которую поставила современная действительность - это проблема человека в быстро изменяющемся мире. Подготовка учащегося к будущей жизни связана с социальным прогнозом. Ответ на вопрос о том, какая жизнь ожидает впереди, какие изменения произойдут в обществе, чему и как надо учить ученика, сегодня никто не даст. Современная мировоззренческая парадигма образования диктует использование новых подходов в воспитании подрастающего поколения. В Послании Федеральному Собранию президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «школьное образование представляет одно из определяющих и самых длительных
* Профессор кафедры Методики преподавания Физико-технического института СВФУ, доктор педагогических наук.
* Заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ N° 15 (г. Якутск).